ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ
Система ДПО ОПК — закон, ответственность, высокое качество
Б. А. Виноградов,
д. т. н., профессор, ФГБНУ «Аналитический центр»
e-mail: [email protected]
В. Г. Пальмов,
к. п. н., профессор, ФГУП «НТЦ «Информтехника»
В статье рассмотрены понятийный аппарат и пути развития системы ДПО ОПК.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, оборонно-промышленный комплекс.
Закон № 273-ФЗ (ст. 92, п. 29) определил, что положением о государственной аккредитации образовательной деятельности устанавливаются особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по профессиональным образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и профессиональным образовательным программам в области информационной безопасности.
Требования к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 93, п. 10).
Закон № 273-ФЗ (ст. 108, п. 8) отменил государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ, нужно руководствоваться статьями (ст. 95, ст. 96) закона в части независимой оценки качества образования, общественной и профессионально-общественной аккредитации и реестра образовательных организаций.
Рассмотрим, каким образом распределены функции федеральных органов управления системой ДПО ОПК.
В соответствии с Положением о Департаменте государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ он обеспечивает проведение Минобрнауки РФ государственной политики и осуществление нормативного правового регулирования сферы ДПО в стране, осуществляет
мониторинг и анализ реализации государственной политики в сфере профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования, взаимодействие с общественно-профессиональными организациями, работодателями, в том числе по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов, профессионально-общественной оценки качества профессионального образования и др.
В соответствии с Положением о Департаменте развития оборонно-промышленного комплекса Мин-промторга РФ он обеспечивает координацию работы по сохранению и развитию кадрового потенциала в сфере ОПК, принимает участие в работах по созданию системы подготовки, переподготовки инженерных, научных и рабочих кадров для ОПК.
Таким образом, Минобрнауки РФ проводит государственную политику и осуществляет нормативное правовое регулированию сферы дополнительного профессионального образования. Минпромторг РФ координирует работу по сохранению и развитию кадрового потенциала в сфере ОПК, участвует в создании системы ДПО ОПК и по согласованию с Минобрнауки может осуществлять необходимое нормативное правовое регулирование работы в сфере, которая к нему относится.
Как координатору работ по сохранению и развитию кадрового потенциала в сфере ОПК, участнику создания системы ДПО ОПК Минпромторгу РФ требуется перечень понятий и определений, необходимых для нормативной правовой работы. Они нужны при создании системы ДПО ОПК, независимой оценке качества дополнительного профессионального образования, проведении общественной, профессионально-общественной экспертиз и других действиях.
со
о
CN
h-
<
CQ О
ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ
со
о
<
со
При описании понятий системы дополнительного профессионального образования оборонно-промышленного комплекса и их определений нужно избежать неточностей и нечеткости, неоднозначности и расплывчатости формулировок, что нередко приводит к необходимости повторений слов, словосочетаний и определительных оборотов и, как правило, вынужденной громоздкости предложений. В статье предложены проекты понятий и определений, нормативных правовых и организационно-структурных мер для системы ДПО ОПК, которые внесены авторами для обсуждения.
1. Понятия и определения системы ДПО сферы ОПК
1. Под организациями ДПО, реализующими дополнительные профессиональные программы (ДПП) в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса, понимают вузы — юридические лица, реализующие дополнительные профессиональные программы силами своих структурных подразделений, и организации дополнительного профессионального образования — юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные профессиональные программы.
2. Дополнительная профессиональная программа приобретает статус дополнительной профессиональной программы оборонно-промышленного комплекса («ДПП ОПК») при наличии в утвержденном учебном плане и структуре дополнительной профессиональной программы закрытых учебно-методических разделов, предусматривающих в учебных целях в период ее освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование секретных образцов и систем вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ.
3. Образовательная организация приобретает статус «организации дополнительного профессионального образования оборонно-промышленного комплекса» («организация ДПО ОПК») при наличии у организации ДПО дополнительной профессиональной программы, имеющей статус «ДПП ОПК», соответствующих условий и соблюдении требований к организации учебного процесса, обеспечивающего нахождение в специальной аудитории секретных образцов и систем ВВСТ, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ для изучения, проектирования, конструирования, эксплуатации и испытания. Организации ДПО ОПК должны иметь: а) допуск
к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что предполагает выполнение ими требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну; б) подразделения по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, коли-
чество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны; наличие у них сертифицированных средств защиты информации.
4. Нормативный правовой статус информационной системы «Реестр организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные профессиональные программы в интересах оборонно-промышленного комплекса» («Реестр организаций ДПО ОПК») предполагает создание, формирование и ведение информационной системы в целях информационного обеспечения Минпромторга РФ для развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса, предоставления государственных услуг с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.
Нормативный правовой документ, регулирующий порядок формирования и ведения информационной системы «Реестр организаций ДПО ОПК» — приказ Минпромторга РФ, которым утверждается и вводится в действие «Положение о формировании и ведении информационной системы ««Реестр организаций ДПО ОПК» и доступа к содержащимся в ней сведениям».
5. «Система дополнительного образования оборонно-промышленного комплекса» («система ДПО ОПК») возникает при наличии общесистемных признаков, в том числе органа координации, мониторинга, прогнозирования и планирования потребностей работников ОПК в переподготовке и повышении квалификации; элементов системы в виде организаций ДПО ОПК, осуществляющих образовательную деятельность, и реализующих дополнительные профессиональные программы в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса; информационной системы «Реестр организаций ДПО ОПК.
6. Понятие «система ДПО ОПК» включает в себя постоянные элементы системы — организации ДПО ОПК и переменные элементы — организации ДПО, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные профессиональные программы в интересах оборонно-промышленного комплекса.
7. Введение в ведомственные нормативно-правовые акты понятия «дополнительная профессиональная образовательная программа оборонно-промышленного комплекса» и его сокращенного написания «ДПП ОПК», понятия «организация дополнительного образования оборонно-промышленного комплекса» и его сокращенного словосочетания «организация ДПО ОПК», понятия «система дополнительного образования оборонно-промышленного комплекса» и его сокращенного словосочетания «система ДПО ОПК», понятия информационной системы «Реестр организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные профессиональные программы в интересах
ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ
оборонно-промышленного комплекса» и его сокращенного словосочетания «Реестр организаций ДПО ОПК» является прерогативой Минпромторга РФ, который их утверждает и вводит в действие приказом.
8. Условия образовательной деятельности и предоставления информации в отношении дополнительных профессиональных программ, имеющих статус «ДПП ОПК», организаций ДПО, имеющих статус «организация ДПО ОПК», «Реестр организаций ДПО ОПК», «система ДПО ОПК» регламентируются требованиями законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне, нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минпромторга РФ.
9. Организация ДПО, реализующая дополнительные профессиональные программы в интересах оборонно-промышленного комплекса, при отсутствии признаков, указанных в пп. 2-4 настоящего Перечня, не обладает статусом «организация ДПО ОПК».
10. Работодатели — организации ОПК, их объединения, а также уполномоченные ими организации осуществляют процедуру независимой оценки качества образования в отношении организаций ДПО, осуществляющих образовательную деятельность и имеющих статус «организация ДПО ОПК», и реализуемых ими дополнительных профессиональных программ, имеющих статус «ДПП ОПК». Целью независимой оценки качества образования является определение соответствия предоставляемого образования потребностям работника организации ОПК и работодателя — организации ОПК, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации ДПО ОПК, осуществляющей образовательную деятельность, и дополнительной профессиональной программы ДПП ОПК. Нормативный правовой документ, регулирующий
условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования — приказ Минпромторга РФ, которым утверждается и вводится в действие «Положение о проведении независимой оценки качества образования в организациях ДПО ОПК, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих содержащие сведения, составляющие государственную тайну, дополнительные профессиональные программы в интересах оборонно-промышленного комплекса».
Нормативным правовым документом, определяющим порядок выбора уполномоченной организации для осуществления независимой оценки качества образования в отношении организаций ДПО ОПК, является решение руководящего органа работодателя или объединения работодателей ОПК.
11. Работодатели — организации ОПК, их объединения, а также уполномоченные ими организации проводят профессионально-общественную аккредитацию дополнительных программ ДПП ОПК, реализуемых организацией ДПО ОПК, осуществляющей образовательную деятельность. Нормативный правовой документ, регулирующий условия, формы и методы проведения
профессионально-общественной аккредитации — приказ Минпромторга РФ, которым утверждается и вводится в действие «Положение о профессионально-общественной аккредитации организаций ДПО ОПК, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих содержащие сведения, составляющие государственную тайну, дополнительные профессиональные программы ДПП ОПК в интересах оборонно-промышленного комплекса».
Нормативным правовым документом, определяющим порядок выбора уполномоченной организации для проведения профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ ДПП ОПК, является решение руководящего органа работодателя или объединения работодателей ОПК.
12. В отношении организаций ДПО ОПК в части, касающейся условий и организации учебного процесса, не имеющего отношения к статусу «организация ДПО ОПК», реализации дополнительных профессиональных программ, не имеющих статус «ДПП ОПК», осуществляются процедуры независимой оценки качества образования. Такие организации могут получать общественную аккредитацию, в их отношении вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию в соответствии с Федеральным законом № 273-Ф3 (статьи 95, 96).
13. В отношении организаций ДПО, не обладающих статусом «организация ДПО ОПК», реализующих дополнительные профессиональные программы в интересах оборонно-промышленного комплекса, не имеющие статус «ДПП ОПК», осуществляются процедуры независимой оценки качества образования. Такие организации получают общественную аккредитацию, в их отношении проводят профессионально-общественную аккредитацию в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ (статьи 95, 96).
14. Профессионально-общественная аккредитация дополнительных профессиональных программ конкретной организации ДПО или ДПО ОПК является основанием для ее включения в «Реестр организаций ДПО ОПК», возможности частичного или полного бюджетного финансирования ее аккредитованных дополнительных профессиональных программ при их реализации в интересах организаций ОПК.
15. При отсутствии профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ у конкретной организации ДПО или ДПО ОПК, реализующей дополнительные профессиональные программы в интересах оборонно-промышленного комплекса, наличие независимой оценки качества образования, осуществленной работодателями — организациями ОПК, их объединениями, а также уполномоченными ими организации, является основанием для включения ее в «Реестр организаций ДПО ОПК» сроком до одного года, в течение которого она обязана предоставить документ о профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ.
со
о
<
со О
ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ
со
о
<
со
16. При отсутствии у конкретной организации ДПО ОПК независимой оценки качества образования или профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ она не включается в «Реестр организаций ДПО ОПК».
17. Наличие организации ДПО ОПК в «Реестре организаций ДПО ОПК» учитывается при принятии решения работодателем — организацией ОПК, объединением работодателей о допуске организации ДПО ОПК к участию в переподготовке и повышении квалификации специалистов ОПК по дополнительным профессиональным программам.
18. Организация ДПО ОПК обеспечивает информационную открытость образовательной деятельности в соответствии со статьей 29 Федерального закона № 273-ФЗ за исключением информации и документов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Порядок размещения на официальном сайте организации ДПО ОПК в сети «Интернет» и обновления информации об организации ДПО ОПК, в том числе ее содержание и форма предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Нормативные правовые и организационно-структурные меры в системе ДПО ОПК
С учетом закона №273-ФЗ работа системы ДПО ОПК регламентируется нормативной правовой базой, которая в обязательном порядке минимально должна включать в себя:
• совокупность профессиональных стандартов и программ дополнительного профессионального образования, сформированных с учетом квалификационных требований и особенностей организаций ОПК;
• положение о мониторинге состояния, прогнозировании и планировании потребностей в сфере ДПО ОПК;
• положение о независимой оценке качества образовательной деятельности в отношении организаций ДПО ОПК, реализующих дополнительные профессиональные программы в интересах оборонно-промышленного комплекса;
• положение о профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией ДПО ОПК в интересах оборонно-промышленного комплекса;
• положение о формировании и ведении информационной системы «Реестр организаций ДПО ОПК».
С учетом того, что основные вопросы образовательной деятельности организации ДПО регламентируются самостоятельно организациями, реализующими дополнительные профессиональные программы, приведем проект перечня возможных мероприятий и регулирующих их нормативных правовых документов, на наш взгляд, необходимых для становления
межотраслевой системы ДПО ОПК в современных условиях.
1. Сформировать в Государственной программе развития образования на 2013-2020 гг. (далее — ГПРО) и утвердить в установленном порядке тематический подраздел, направленный на развитие кадрового потенциала ОПК, с нормативными правовыми, научно-методическими и инвестиционными проектами. Цель — развитие межотраслевой системы ДПО ОПК, модернизация существующих и создание новых дополнительных образовательных программ организаций ДПО ОПК, реализуемых в интересах оборонной промышленности, создание межотраслевого реестра «Реестр организаций ДПО ОПК», осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные профессиональные программы в интересах оборонно-промышленного комплекса.
Заинтересованным организациям Минпромторга РФ принять активное участие в подготовке и реализации вышеуказанных направлений работы в рамках ГПРО. С этой целью внести предложения по направлениям работы, связанным с развитием межотраслевой системы ДПО ОПК, определив этапы, источники ресурсов, сроки исполнения, ответственных исполнителей. Координатору работы, ответственной организации Минпромторга РФ — «ФГУП «Информтехника» разработать форму представления предложений, обобщить внесенные предложения, подготовить план их реализации в рамках соответствующего раздела ГПРО. Предусмотреть, что ряд мероприятий плана должен выполняться с использованием механизма частно-государственного партнерства.
Нормативный правовой документ — приказ Мин-промторга РФ.
2. Разработать, согласовать с объединениями работодателей ОПК и утвердить в установленном порядке нормативные правовые документы, регулирующие деятельность организаций ДПО ОПК, в том числе:
2.1. Положение о профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ ДПП ОПК организаций ДПО ОПК, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих содержащие сведения, составляющие государственную тайну, дополнительные профессиональные программы в интересах оборонно-промышленного комплекса. Нормативный правовой документ — приказ Минпромторга РФ.
2.2. Положение о мониторинге, прогнозировании и планировании потребностей переподготовки и повышения квалификации специалистов, научных работников и рабочих кадров в сфере ДПО ОПК. Нормативный правовой документ — приказ Мин-промторга РФ.
2.3. Порядок выбора экспертной организации для проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ ДПО ОПК. Нормативный правовой документ — решение Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России».
ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ
2.4. Положение о проведении независимой оценки качества образования в организациях ДПО ОПК, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих содержащие сведения, составляющие государственную тайну, дополнительные профессиональные программы в интересах оборонно-промышленного комплекса. Нормативный правовой документ — приказ Минпромторга РФ;
2.5. Положение о формировании и ведении информационной системы «Реестр организаций ДПО ОПК» и доступа к содержащимся в ней сведениям. Нормативный правовой документ — приказ Мин-промторга РФ.
2.6. Научно-методическое обеспечение работ по профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ организаций ДПО ОПК. Нормативный правовой документ — приказ Минпромторга РФ об утверждении ФГУП «Информтехника» в качестве ответственной организации Минпромторга РФ в системе ДПО ОПК.
2.7. Типовые Требования к организации учебного процесса в организациях ДПО ОПК и минимуму содержания программы профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации на базе высшего образования при наличии в утвержденном учебном плане и структуре программы профессиональной переподготовки закрытых учебно-методических разделов, предусматривающих в учебных целях в период ее освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование секретных образцов и систем вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ. Нормативный правовой документ — приказ Минобрнауки РФ.
2.8. Типовые Требования к организации учебного процесса и минимуму содержания программы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности по направлению при наличии в утвержденном учебном плане и структуре программы профессиональной переподготовки закрытых учебно-методических разделов, предусматривающих в учебных целях в период ее освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование секретных образцов и систем вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ. Нормативный правовой документ — приказ Минобрнауки РФ.
2.9. Положение о стажировке, как форме реализации профессиональной переподготовки или повышения квалификации, при наличии в утвержденной программе стажировки закрытых разделов, предусматривающих в период ее прохождения доведение сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование секретных образцов и систем вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ. Нормативный
правовой документ — приказ Минобрнауки РФ. Разработанные проекты документов должны пройти экспертизу в установленном порядке.
Поскольку процесс обучения в указанных организациях ДПО ОПК предполагает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, то к разработке нормативных материалов, касающихся его организации, должны быть привлечены организации, реализующие полномочия в сфере защиты государственной тайны — раздел 6 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».
3. Общероссийскому отраслевому объединению работодателей «Союз машиностроителей России» принять план работы по созданию межотраслевой системы оценки качества дополнительного профессионального образования, осуществляемого в интересах предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, определить ее направления, этапы, сроки исполнения, ответственных исполнителей. Нормативный правовой документ: решения руководящего органа ОООР «Союз Машиностроителей России».
4. Структурно и организационно система ДПО ОПК должна включать:
4.1. Ответственную организацию Минпромторга РФ, которая осуществляет координацию, мониторинг, прогнозирование, планирование потребностей работников ОПК в переподготовке и повышении квалификации, контроль, формирует и ведет информационную систему «Реестр организаций ДПО ОПК», определяет правила доступа к содержащимся в ней сведениям, имеет в своей структуре подразделения, осуществляющих контроль в сфере использования сведений, содержащих государственную тайну.
4.2. Сеть организаций ДПО ОПК и организаций ДПО, реализующих дополнительные профессиональные программы в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса различного уровня, отраслевой или межотраслевой направленности и месторасположения.
4.3. Механизмы и меры необходимой государственной поддержки, важнейшими из которых являются материально-техническая база организаций ДПО ОПК и организаций ДПО, реализующих дополнительные профессиональные программы в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса, и целевое финансирование аккредитованных дополнительных профессиональных программ организаций ДПО ОПК. Необходимо создание в ОПК межотраслевой системы оценки качества образования с процедурами независимой оценки качества в отношении организаций ДПО ОПК, профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ организаций ДПО ОПК, а со временем — основных образовательных программ вузов, работающих в интересах ОПК.
Этапы работы по развитию кадрового потенциала ОПК:
1. Минпромторгу РФ с целью разработки мер дополнительной государственной поддержки развития
со
о
<
со О
ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ
со
о
CN
h-
<
CQ
корпоративных образовательных структур, создаваемых в оборонно-промышленном комплексе и в порядке контроля за ходом реализации Стратегии создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 г. (п. 50) рассмотреть вопросы развития внутрифирменного обучения, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов и рабочих кадров ОПК, устойчивого развития кадрового потенциала ОПК по следующим конкретным направлениям: Направление I:
• о состоянии дел и развитии традиционных (отраслевых и межотраслевых) центров переподготовки и повышения квалификации ОПК;
• о развитии сети базовых кафедр вузов на предприятиях, организация и эффективность их работы в интересах ОПК;
• о состоянии дел с подготовкой кадров в собственных специализированных учебных центрах предприятий и организаций ОПК;
• о развитии учебно-производственных и ресурсных центров на базе предприятий;
• о развитии новых форм организации отраслевых и межотраслевых корпоративных образовательных структур в сфере ОПК: корпоративные университеты и институты в промышленных корпорациях, концернах и холдингах ОПК, образовательные кластеры и др.
Направление II:
• о целесообразности и механизмах передачи предприятиям и организациям ОПК бюджетных субсидий на повышение квалификации специалистов оборонных предприятий и организаций в рамках Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 гг.;
• о необходимости формирования с 2015 г. новой Президентской программы на 2015-2020 гг. с целью повышения квалификации работников ОПК в разрезах специальностей и образовательно-квалификационных уровней, объемов и направлений повышения квалификации. Направление III:
• о содействии в организации системы и проведении профессионально-общественной сертификации инженерных кадров ОПК с присвоением квалификаций: «профессиональный инженер III класса», «профессиональный инженер II класса», профессиональный инженер I класса» в их увязке с требованиями профессиональных стандартов;
• об укреплении положения, роли и ответственности, признании высокой квалификации сертифицированных инженеров ОПК, введении высшего уровня профессионально-общественной сертификации: «российский инженер ОПК;
2. Работодателям ОПК и их объединениям принять решение о создании системы качества подготовки кадров в оборонно-промышленном комплексе путем проведения независимой оценки качества организаций ДПО, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ организаций ДПО и образовательных
программ вузов, осуществляющих образовательную деятельность в интересах ОПК. Принять на себя ответственность за создание и эффективную работу системы качества подготовки кадров ОПК.
3. Работодателям ОПК и их объединениям организовать работу по отбору кандидатов в эксперты из работников предприятий и организаций оборонной промышленности с учетом желания претендентов, профессиональных компетенций в предметных областях и личностных качеств. Организовать и провести тематические семинары для подготовки экспертов-производственников в объединениях работодателей. Разработать меры материального стимулирования экспертов-производственников.
4. Общероссийскому отраслевому объединению работодателей «Союз машиностроителей России» провести анализ эффективности Соглашения о сотрудничестве с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации от 03.07.2010 г. Провести работу по активизации и конкретизации взаимодействия в сфере ОПК в рамках Соглашения.
5. Объединениям работодателей в рамках работы по Соглашению определит согласованный порядок включения экспертов-производственников, рекомендуемых объединениями работодателей ОПК, в Комиссии по аккредитационной экспертизе вузов, осуществляющих подготовку кадров в интересах оборонных предприятий и организаций. Выработать согласованные процедуры и методики для проведения объединениями работодателей ОПК профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ организаций ДПО ОПК, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации кадров в интересах оборонных предприятий и организаций.
6. С 2014 г. приступить к проведению независимой оценки и профессионально-общественной аккредитации организаций ДПО ОПК, осуществляющих подготовку кадров в интересах оборонных предприятий и организаций, силами экспертных организаций, созданных объединениями работодателей организаций и предприятий ОПК, либо с их участием.
7. С 2015 г. приступить к профессионально-общественной аккредитации государственных вузов, осуществляющих подготовку кадров в интересах оборонных предприятий и организаций, силами экспертных организаций, созданных объединениями работодателей организаций и предприятий ОПК, либо с их участием.
The system of additional vocational training military-industrial complex — the law, responsibility, high quality
B. A. Vinogradov, Doctor of Technical Sciences, Professor, Analytical Centre.
V. G. Palmov, PhD in pedagogical sciences, Professor, Informtechnika.
The article describes conception and trend of system additional professional education (APE) for defensive-industrial complex (DIC).
Keywords: additional professional education (APE), defensive-industrial complex (DIC).