Научная статья на тему 'О плане действий по созданию единой системы развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса'

О плане действий по созданию единой системы развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПЛАН ДЕЙСТВИЙ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА / ПРОГРЕСС / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ACTION PLAN / GENERAL SYSTEM / PROGRESS / HUMAN RESOURCES / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградов Борис Алексеевич

В статье предложены направления развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Plan of Action for the Establishment GS Development of Human Resources in the Military-Industrial Complex

The article suggests areas for capacity-building in the military-industrial complex at the expense of the development of human resources

Текст научной работы на тему «О плане действий по созданию единой системы развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса»

О плане действий по созданию ЕС РКП ОПК

В статье предложены направления развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, план действий, единая система, развитие, кадровый потенциал.

Б. А. Виноградов,

руководитель рабочей группы общественного совета при председателе ВПК

e-mail: [email protected]

Важным условием социально-экономического развития страны является ликвидация коррупции, свобода и ответственность отечественного бизнеса. Для обеспечения суверенитета и безопасности России надо создать экономику, которая была бы в значительной степени самодостаточна, независима от стратегических поставок извне и максимально защищена от возможных торгово-экономических войн. В сочетании со стратегическим планированием, взаимовыгодным частно-государственным партнерством в производстве и других сферах деятельности можно получить желаемый результат без «больших скачков» и особых запретительных мер. Эффективный государственный контроль (не запрет!) над важнейшими финансовыми и экономическими параметрами (перемещение валюты, заработная плата, прибыль, капиталовложения и т.д.) предотвратит разгон инфляции.

Эти условия важны, но недостаточны. Приведем пример. У нас немало скептиков, которые не верят в то, что перевооружение армии и реиндустриализация оборонной промышленности положительно скажутся в целом на экономике страны. Они считают необоснованными утвержденные государственные расходы на ОПК, требуют их прекращения, предсказывают неизбежный экономический коллапс из-за вложения в оборонку больших бюджетных средств. Несостоятельность этих оракулов станет очевидной лишь при эффективном трансфере научно-технических и инновационных достижений ОПК в гражданские сферы экономики, создании там новых осмысленных рабочих мест, обеспечении лидерства на мировых рынках высоких технологий. В противном случае цели не будут достигнуты.

Эта проблема нашла отражение в государственных и правительственных документах, о ней говорят руководители страны в публичных выступлениях. Ведь в ОПК сосредоточена значительная часть интеллектуального потенциала страны, он является важнейшей сферой многоплановых научных исследований и реализации научно-технических достижений. Развитие инновационной экономики, национальной

технологической базы требует решения проблемы кадрового обеспечения ОПК, которое зависит от системы подготовки кадров — от рабочих до руководителей оборонно-промышленных холдингов и научно-исследовательских центров. Разнообразие и масштабы задач, стоящих перед ОПК, требуют формирования кадровой основы по широкому спектру специальностей в различных областях науки, техники и технологии.

Нам могут сказать, что, прежде чем говорить о системе подготовки кадров, следует определиться с перспективным видением ОПК в свете реформы армии. Могут быть замечания, связанные с работой оборонной промышленности на экспорт и импортными закупками. Однако эти проблемы, не могут быть доминирующими при определении кадровой стратегии. Ибо высокий качественный уровень ОПК позволит России достичь лидерства не только в создании новейших образцов вооружения, но и в умении работать, опережая конкурентов и передавая эффективные двойные технологии в другие отрасли народного хозяйства. Поэтому высокотехнологический комплекс ОПК надо развивать опережающими темпами, при необходимости перераспределяя соотношение объемов выпускаемой продукции: военная - гражданская - экспортная. Важно, чтобы продукция оборонных предприятий была конкурентоспособна на внутреннем и мировом рынках. со

Ключевые проблемы ОПК: долговременная ка- о дровая необеспеченность оборонных предприятий и ), организаций; дефицит высококлассных специалистов, ¡^^ исследователей и разработчиков ВВСТ по актуальным 3 направлениям материаловедения, конструирования, технологии. Реиндустриализация страны и развитие 2 наукоемких технологий двойного применения вызовут |Е значительные изменения в структуре занятости. Для ^ опережающего развития ОПК нужны конкурентоспособные кадры, обладающие необходимым произ- О водственным и личностным потенциалом, хорошими ^ знаниями и профессиональными навыками. ^

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

со

о

<

со

о

Государство должно определить перспективы подготовки руководителей, научных кадров, инженеров и рабочих. Необходима национальная стратегия развития кадрового потенциала ОПК, включающая переподготовку и повышение квалификации, подготовку разработчиков и исследователей, научно-педагогических кадров, рабочих и специалистов, мотивацию детей и подростков на инженерный труд и созидательную работу.

Рабочей группой предложена единая система развития кадрового потенциала — ЕС РКП ОПК. Ее главной целью является формирование кадрового потенциала оборонной промышленности необходимого уровня и качества для обеспечения разработки и производства ВВСТ, сохранения и развития долгосрочных конкурентных преимуществ российского ОПК и страны в целом в приоритетных направлениях развития военной и выпускаемой гражданской продукции. Система решает взаимосвязанные задачи:

• переподготовка и повышение квалификации инженерных и управленческих кадров, способных в заданные сроки провести реиндустриализацию оборонных предприятий, формирование кадрового резерва;

• подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров для работы на современных предприятиях и в организациях ОПК;

• подготовка исследователей и разработчиков, научных и научно-педагогических кадров мирового уровня для создания ВВСТ будущего;

• мотивация детей и молодежи на созидательную работу в ОПК.

Первая задача будет выполняться реорганизованной соответствующим образом подсистемой дополнительного профессионального образования (ДПО). Должны быть использованы ресурсы Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров, Комиссии по организации подготовки управленческих кадров, Государственной программы развития образования (ГПРО), ФЦП «Развитие ОПК», средства предприятий и др. Цель: создание действенного кадрового резерва руководителей и специалистов, формирование инновационно ориентированных команд. Контрольные параметры: 1000 человек, 50 команд в год.

Вторая задача будет выполняться подсистемой среднего профессионального образования при использовании ресурсов ГПРО, ФЦП «Развитие ОПК», предприятий, регионов и др. Цель: устранение в ОПК дефицита высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Третья задача будет выполняться подсистемой высшего профессионального образования, научных организаций РАН, отраслевой науки, научно-промышленных структур ОПК с использованием ресурсов ГПРО, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры», ФЦП «Развитие ОПК», Постановления Правительства РФ № 218, Фонда перспективных исследований (ФПИ), предприятий и др.

Цель: устранение дефицита высококвалифицированных специалистов, научных и научно-педагогических кадров, ежегодное выполнение Госу-

дарственного плана в полном объеме, необходимом оборонным предприятиям. Контрольные параметры: Выполнение Госплана с 2016 г. при запуске Плана действий в первом квартале 2013 г.

Четвертая задача будет выполняться подсистемой дошкольного, школьного и дополнительного образования детей и молодежи при поддержке вузов, учреждений СПО и предприятий ОПК. Используются ресурсы ГПРО, бюджеты всех уровней, внебюджетные средства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Целесообразно в рамках ГПРО сформировать подпрограмму «Индустрия школьного и дополнительного образования».

Цель: профессиональная ориентация выпускников школ и молодежи на инженерные и квалифицированные рабочие специальности, формирование мотивации и потребности к творческому, квалифицированному труду в высокотехнологических отраслях ОПК. Контрольные параметры: Обеспечение с 2016 г. высокого балла ЕГЭ и профориентация участников целевого приема на специальности и направления подготовки для ОПК.

ЕС РКП ОПК должна быть целостной системой непрерывной подготовки кадров с согласованным содержанием основных уровней профобразования, начиная с профессиональной ориентации школьников, их отбора и сопровождения в процессе обучения, закрепления и карьерного роста востребованных специалистов. Подготовка должна выполняться во взаимодействии оборонных предприятий с учреждениями ДПО, высшей школы, РАН и научно-промышленных структур. Совместная образовательная, производственная и инновационная деятельность вузов, техникумов и предприятий, объединение кадровых и материально-технических ресурсов, создание сетевого информационного обеспечения, координация и управление по всем направлениям приведут к требуемому качеству профессионального образования на всех уровнях.

Решение задач требует принятия Плана действий по созданию ЕС РКП ОПК. В плане предусмотрено три периода: ближний: 2013-2016 гг., (окончание ГПВ-2015); средний: 2017-2020 гг. и дальний — по 2025 г. (окончание ГПВ-2025). Каждый период сопровождается разработкой программных мероприятий и планами их реализации.

В ближнем периоде будут созданы институты развития и организационные структуры, осуществлены меры по материально-техническому и нормативно-правовому обеспечению, создана система работы со школьниками.

Ядро ЕС РКП ОПК — это:

• органы управления и координации: Совет (Комитет) ВПК по развитию кадрового потенциала, Федеральный Кадровый Центр, обеспечивающие мониторинг, прогнозирование и планирование потребностей ОПК в подготовке и ДПО кадров, информационную поддержку системы

• совокупность взаимодействующих адаптированных образовательных программ с индивидуальными и командными образовательными траекториями профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ОПК;

• сеть реализующих их вузов, учреждений ДПО, институтов РАН и ГНЦ независимо от их организационно-правовых форм, типов, видов и ведомственной принадлежности.

Принципы ЕС РКП ОПК:

• достижение главной цели, программно-целевой метод, эффективность;

• планирование с учетом текущих и перспективных потребностей кадрового обеспечения разработки и производства приоритетных образцов ВВСТ, мониторинг выполнения плана;

• координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в вопросах подготовки кадров ОПК;

• опережающее развитие кадров и материальной базы исполнителей Госплана;

• концентрация интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов в наиболее «продвинутых» вузах и НИИ, создание в них центров компетенций по материаловедению, технологии и конструированию (не менее 100) для организации подготовки конкурентоспособных кадров и создания инновационных структур на ключевых направлениях развития высокотехнологичных производств ОПК;

• сетевая организация вузов, техникумов, НИИ, учреждений ДПО и предприятий ОПК с узлами (кластерами) в местах концентрации предприятий ОПК для выполнения НИОКР и инноваций, а также быстрого тиражирования положительных результатов.

• организационные, финансово-экономические, инвестиционные механизмы частно-государственного партнерства в деле подготовки, распределения и закрепления кадров, в том числе, достойная стипендия и оплата труда, карьерный рост и социальное жилье для молодых специалистов, разработчиков и исследователей ОПК;

• апробация инновационных институтов развития, в том числе федеральных политехнических университетов с основными направлениями подготовки кадров для ОПК;

• внутрифирменных и корпоративных вузов, центров компетенции и профессиональной подготовки;

• региональных (окружных) кластеров в составе ведущих вузов и техникумов, НИИ и оборонных предприятий;

Структурные элементы ЕС РКП ОПК: Межотраслевые и отраслевые корпоративные вузы ОПК, создаваемые путем интеграции НИУ и ведущих технических вузов с промышленными предприятиями ОПК.

Внутрифирменные вузы ОПК, создаваемые передачей соответствующих технических вузов в состав крупных промышленных объединений. Цель современная подготовка рабочих, техников и инженерных кадров (в первую очередь, технологов), которая должна проводиться по программам среднего и высшего профессионального образования.

Региональные (либо окружные) научно-образовательные промышленные кластеры, ядро которых составят ведущие технические вузы, НИИ, профильные учреждения СПО и ДПО. Взаимодействуя с промышленными предприятиями, они обеспечат кадровые потребности региона (округа), насыщенного предприятиями ОПК.

Федеральные политехнические университеты создаваемые: 1) на базе ведущего политехнического вуза путем присоединения к нему вузов, работающих в интересах ОПК; 2) ведущих институтов РАН и государственных научных центров. Цель: подготовка исследователей и разработчиков высокого уровня — специалистов, магистров, кандидатов и докторов наук, научные исследования, инновационная деятельность. ФПУ на базе политехнического вуза осуществляют научно-методическую координацию образовательных программ и траекторий обучения вузов и техникумов, осуществляющих подготовку кадров для ОПК.

Подсистема ДПО в составе головного МИПК ОПК и сети центров ДПО ОПК.

Центры координации: Совет (Комитет) ВПК по развитию кадрового потенциала и Федеральный кадровый центр как институт прогнозирования, планирования, мониторинга и координации. Он обеспечит обязательность взаимных отношений между предприятиями и студентами целевого набора, качество контрактной подготовки и закрепление на предприятиях квалифицированных специалистов всех уровней.

Горизонтально-сетевая структура ЕС РКП ОПК ускорит внедрение образовательных, научно-технических и производственных инноваций, доступ к информации, знаниям, программам, методикам и технологиям обучения в специфических для ОПК условиях информационного обмена. Развитие кадрового потенциала должно идти путем формирования сетевых структур и профессиональных сообществ, нормативное правовое закрепление их роли, функций, прав и ответственности. В предложенном рабочей группой Плане действий определены основные направления, этапы, источники ресурсов, сроки исполнения, ответственные. Участие в реализации задач приведет к росту инновационного потенциала регионов, где сконцентрированы предприятия ОПК. Мероприятия Плана выполняются с использованием механизма частно-государственного партнерства.

Четырехлетний план ближнего периода действий (2013-2016 гг.) был рассмотрен и принят за основу (с предложенными дополнениями) на расширенных совещаниях членов рабочей группы с представителями науки, образования и оборонной промышленности в МГТУ им. Н. Э. Баумана и СПбГПУ.

About the plan of action for the establishment GS development of human resources in the military-industrial complex

B. A. Vinogradov, Head of the working group of the Public Council under the Chairman of the Military-Industrial Commission.

The article suggests areas for capacity-building in the military-industrial complex at the expense of the development of human resources.

Keywords: military-industrial complex, action plan, general system, progress, human resources.

со

о

CN

h-

<

CQ О

План действий (2013-2016 гг.): создание ядра ЕС РКП ОПК

№№ Мероприятие Вид документа, ответственное министерство или иной орган Источники финансирования Сроки

1 2 3 4 5

1. Институты развития и организационные структуры ЕС РКП ОПК

1.1 Формирование структуры управления программой по развитию кадрового потенциала. Создание Совета (Комитета) ВПК по развитию кадрового потенциала. Создание Федерального кадрового центра, как некоммерческой организации с филиалами в федеральных округах, информационно-аналитической системой мониторинга, прогнозирования и планирования потребности в кадрах, заключения и контроля исполнения договоров о кадровом обеспечении организаций ОПК (ФКЦ ОПК). Распоряжение Пр-ва РФ Решение ВПК Учредительные документы ФКЦ, Минпромторг РФ, Союз машиностроителей, РСПП, Лига оборонных предприятий и др. Финансирование в рамках выполнения ФЦП «Развитие ОПК», средства учредителей, договоры с предприятиями по кадровому обеспечению, проекты, гранты, программы. 20132014 гг.

1.2 Воссоздание головного института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов: МИПК ОПК. Выделение площадей и создание материально-технической базы МИПК. Формирование преподавательского состава МИПК Постановление Пр-ва РФ Минпромторг РФ Минобрнауки РФ Финансирование в рамках выполнения ФЦП «Развитие ОПК», ГПРО, Госплана по ОПК, договоры с предприятиями о ДПО, проекты, гранты, программы. 20132014 гг.

1.3 Включение в Государственный план подготовки кадров для оборонных предприятий раздела «Переподготовка и повышение квалификации кадров» с установлением объема и источников финансирования. Предоставление организациям ОПК субсидий по Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров Постановление Пр-ва РФ Минпромторг РФ Минобрнауки РФ Совет ВПК по развитию КП ФКЦ ФЦП «Развитие ОПК», ГПРО, Президентская программа и др. с 2013 г.

1.4. Формирование Окружных координационных Советов развития кадрового потенциала ОПК. Создание кадрового резерва на предприятиях ОПК, в федеральных округах и резерва ВПК: «Кадровая тысяча». Разработка системы взаимодействия федеральных, окружных и региональных структур. Совет ВПК по развитию КП Минпромторг РФ Деловые ассоциации и Союзы работодателей, предприятия ОПК Общественный Совет ВПК Предприятия ОПК, Союзы работодателей и др. 2013 г.

1.5. Восстановление системы центров ДПО ОПК путем их поддержки на конкурсной основе. Разработка нового Государственного плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для оборонных организаций, в том числе, малых наукоемких предприятий, работающих в интересах ОПК Минпромторг РФ, Совет ВПК по развитию КП Федеральный Кадровый Центр ФЦП «Развитие ОПК», ГПРО и др. 20132015 гг.

1.6. Реализация пилотного проекта по созданию Федерального политехнического университета путем: 1) присоединения профильных вузов к ведущему политехническому университету; 2) интеграции сетевого типа для подготовки магистров, кандидатов и докторов наук на базе ведущих институтов РАН и ведущих ГНЦ Указ Президента РФ, Постановление Пр-ва РФ Минобрнауки РФ Совет ВПК по развитию КП Бюджетное финансирование и внебюджетные доходы участников, целевое выделение бюджетных средств на развитие ФУ 20132016 гг.

1.7. Реализация пилотного проекта внутрифирменного университета ОПК с подготовкой по схеме СПО-ВПО-ДПО-НК. Указ Президента РФ Постановление Пр-ва РФ Минпромторг РФ Минобрнауки РФ Совет ВПК по развитию КП Бюджетное финансирование, включение части затрат в себестоимость экспортной продукции ОПК и др. 20132016 гг.

1.8. Переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов ОПК Комиссия по организации подготовки управленческих кадров, Минпромторг РФ Совет ВПК по развитию КП ФКЦ ГПРО, предприятия ОПК 20132016 гг.

1.9. Разработка современной структуры, содержания и форм, а также передовых образовательных технологий подготовки и ДПО кадров ОПК Программы подготовки, образовательные технологии и траектории Минобрнауки РФ Минпромторг РФ ГПРО, ФЦП «Развитие ОПК» и др. 20132016 гг.

1.10. Реструктуризация бюджетного приема в магистратуру, аспирантуру и докторантуру страны с двукратным увеличением набора по естественнонаучным и техническим направлениям подготовки для организаций ОПК, вузов, институтов РАН, ГНЦ и др. Приказ Минобрнауки РФ Бюджет РФ 20132016 гг.

2. Нормативное правовое, материально-техническое обеспечение и социальные меры развития кадрового потенциала ОПК

2.1. Разработка порядка заключения договора о целевом приеме, обучении и распределении, их типовые формы, устанавливающие взаимную ответственность выпускников и организаций ОПК. Разработка системы мер для закрепления и карьерного роста выпускников. Постановление Пр-ва РФ Минпромторг РФ Совет ВПК по развитию КП ФКЦ ГПРО, ФЦП, средства предприятий 2013 г.

2.2. Изменение концепции ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры» на 2014-2018 гг. с целью приоритетной поддержки естественнонаучных и технических специальностей, вузов и НИИ, работающих в интересах ОПК Постановление Пр-ва РФ Минобрнауки РФ Минпромторг РФ Совет ВПК по развитию КП ФЦП 2013 г.

2.3. Разработка мер по активизации НПК вузов, институтов РАН и ГНЦ в реализации государственной политики развития ОПК Положение Минобрнауки РФ профильные министерства Бюджетные и внебюджетные источники 2013 г.

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

1 2 3 4 5

2.4. Разработка системы стимулирующего стипендиального обеспечения студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся в рамках Государственного плана. Постановление Пр-ва РФ Минобрнауки РФ Бюджет РФ, средства организаций ОПК 2013 г.

2.5. Разработка системы мер по созданию оплачиваемых исследовательских рабочих мест для студентов, магистрантов, аспирантов вузов, выполняющих Государственный план Приказ, Положение Минобрнауки РФ ГПРО, ФЦП, хоздоговора с предприятиями Постановление Пр-ва №218 и др. 20132016 г.

2.6. Разработка системы мер по повышению эффективности и устойчивости функционирования инновационных компаний, созданных по ФЗ № 217 в интересах ОПК Приказ, Положение Минобрнауки РФ РФТР, ФЦП, Постановление Пр-ва №218 и др. Договоры с предприятиями 20132016 гг.

2.7. Материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение подготовки нового поколения исследователей и разработчиков и рабочих кадров, межотраслевого сотрудничества ведущих вузов и техникумов с предприятиями ОПК. Создание в вузах 100 инженерных центров компетенции по современным методам моделирования, проектирования, прототипирования. Создание в техникумах 100 современных центров профессиональной подготовки по основным профессиям ОПК. Организация интегрированных структур «вуз-НИИ-предприятие» для сопровождения жизненного цикла продукции (ВВСТ) на основе единого информационного пространства, компьютеризированного производства и электронного сопровождения Совместный проект Минобрнауки РФ отраслевые министерства и ведомства Совет ВПК по развитию КП ГПРО, ФЦП «Развитие ОПК», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры», средства предприятий, вузов и др. Использование механизма частно-государственного партнерства 20132016 гг.

2.8. Меры восстановления престижа рабочих и инженерных профессий, закрепления молодых специалистов и научных кадров, работающих в ОПК. Обеспечение уровня оплаты труда существенно выше средней по региону, карьерный рост, предоставление социального жилья. Строительство на долевой основе социальных городков в местах концентрации организаций ОПК, ипотека Совет ВПК по развитию КП, ФКЦ Минпромторг РФ Бюджеты всех уровней, инвестиционные разделы ФЦП, средства предприятий и частных лиц. Использование механизма частно-государственного партнерства 20132016 гг.

2.9. Разработка механизмов совершенствования взаимодействия и координации органов государственной власти субъектов Российской Федерации в интересах ОПК Постановления Пр-ва РФ Решения ВПК Совет ВПК по развитию КП с 2013 г.

2.10 Передача заказчикам — организациям ОПК субсидий на подготовку специалистов и научных кадров в рамках Государственного плана. Постановление Пр-ва РФ Минпромторг РФ Минобрнауки РФ Бюджет РФ с 2014 г.

3. Система работы со школьниками в интересах промышленного развития страны

3.1. Созидательная деятельность Развитие технического творчества детей и школьников. Массовый выпуск конструкторов, компьютерных игр, создающих, а не раз-рушающих(!) технические объекты. Развитие технических кружков, клубов, детских научно-технических центров, организация технических кружков в лагерях детского отдыха. Создание «индустрии образования» и поддержки технического творчества: разработка и выпуск современного технологического и учебного оборудования, материалов, узлов и деталей для школ и учреждений дополнительного образования Постановление Пр-ва РФ Минобрнауки РФ Минкультуры РФ региональные и местные органы управления образованием ГПРО, бюджеты всех уровней, внебюджетные средства Формирование подпрограммы ГПРО «Индустрия школьного и дополнительного образования» Использование механизма частно-государственного партнерства 20132016 гг.

3.2. Популяризация технологической культуры Организация музеев техники и технологии, в том числе виртуальных, экскурсий на современные предприятия, выпуск популярных научно-технических журналов, телепередач, рассчитанных на различные возрастные аудитории, создание специальных сайтов, объединяющих ребят, занимающихся техническим творчеством и исследовательской деятельностью, расширение числа и тематики конкурсов, олимпиад, выставок, соревнований. Организация на каналах центрального телевидения ярких образовательных передач и шоу, позволяющих молодежи продемонстрировать свои знания и мастерство в решении технических и технологических задач в сфере ОПК. Создание передач и фильмов, формирующих образ современных героев — ученых, инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих ОПК. Создание системы конкурсов, выставок, олимпиад, грантов для выявления и поддержки одаренных детей в области инженерно-технической деятельности по профильной для ОПК тематике Минобрнауки РФ Минкультуры РФ региональные и местные органы управления образованием ГПРО, бюджеты всех уровней, внебюджетные средства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере 20132016 гг.

3.3. Обеспечение школ современным оборудованием и дидактическими материалами по естественнонаучному и техническому направлениям подготовки, увеличение количества часов на предметы, закладывающие основу научно-технической и технологической подготовки учащихся. Создание современных ресурсных центров научно-технического творчества (совместно с вузами) — «Парк естественных наук и техники» Постановление Пр-ва РФ Минобрнауки РФ, региональные и местные органы управления образованием ГПРО, бюджеты всех уровней, внебюджетные средства вузов, средства предприятий 20132016 гг.

3.4. Воссоздание системы «шефства» промышленных предприятий ОПК, НИИ и технических вузов над школами Совместный приказ Положение Минобрнауки РФ, Минпром-торг РФ Совет ВПК по развитию КП Средства предприятий и вузов Использование механизмов частно-государственного партнерства в развитии технического творчества детей, софинансировании музеев техники и технологии и др. 20132016 гг.

3.5. Привлечение на работу в качестве учителей школ офицеров запаса с проведением при необходимости их переподготовки и повышения квалификации Минобрнауки РФ Минобороны РФ Бюджет РФ Бюджеты субъектов РФ с 2013 г.

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

<

со

о

Рабочая группа общественного совета при председателе ВПК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.