Научная статья на тему 'Слово на уроках экологической этики: содержание гуманитарно-экологического образования'

Слово на уроках экологической этики: содержание гуманитарно-экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагнер Ирина Владимировна

В статье раскрыты ценности экологической этики, значение и содержательные аспекты гуманитарного экологического образования, уроков экологической этики для формирования экологической культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORD ON THE LESSONS OF THE ECOLOGICAL ETHICS: CONTENT OF THE HUMANITARIANECOLOGICAL EDUCATION

The article deals with the values of ecological ethics, value and meaningful aspects of humanitarian ecological formation, lessons of ecological ethics for molding of the ecological culture of students.

Текст научной работы на тему «Слово на уроках экологической этики: содержание гуманитарно-экологического образования»

УДК 37.017.91

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2 (18) 2011. с. 53-58.

СЛОВО НА УРОКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ:

СОДЕРЖАНИЕ ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вагнер Ирина Владимировна

Учреждение Российской академии образования «Институт семьи и воспитания», г. Москва

wagner.mail@mail.ru

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование.

В статье раскрыты ценности экологической этики, значение и содержательные аспекты гуманитарного экологического образования, уроков экологической этики для формирования экологической культуры учащихся.

WORD ON THE LESSONS OF THE ECOLOGICAL ETHICS:

CONTENT OF THE HUMANITARIAN- ECOLOGICAL EDUCATION

Irina Wagner

Institute for Family and Education of the Russian Academy of Education wagner. mail@mail.ru

Keywords: environmental education

The article deals with the values of ecological ethics, value and meaningful aspects of humanitarian ecological formation, lessons of ecological ethics for molding of the ecological culture of students.

Что этично, а что неэтично по отношению к природе? Отвечая на этот вопрос, мы вступаем в область нравственных чувств, ценностных отношений, в область морали. Отношение к природе обусловлено общей нравственно-этической культурой человека. Об уровне ее развития свидетельствует не то, насколько грамотно декларирует он правила поведения в природе, а насколько этично, как говорят в обыденной жизни «по-человечески» обращается с природой в реальной жизни, и особенно тогда, когда нет внешнего контроля за его поведением, то есть когда работают только внутренние регулятивы.

Правила поведения относительны. Они сформированы на основе определенных ценностных установок. Можно заметить много противоречий между развитым нравственно-этическим чувством по отношению к природе и принятыми сегодня нормами, правилами поведения в окружающей среде.

Новогодние праздники демонстрируют эти противоречия довольно ярко. С точки зрения общепринятых сегодня правил, запуск фейерверков в специально отведенных местах не является нарушением общественного порядка. Только такой общественный порядок вызывает сомнения с точки зрения этики отношения к братьям нашим меньшим. Владельцы домашних животных знают об этом не понаслышке. Огромное количество потерявшихся собак, страдающих от голода и морозов, становятся результатом таких развлечений. Что уж говорить о мечущихся в темноте птицах? Их же не убивают, -скажет кто-то. Но мы сейчас говорим об этике, о нравственном отношении... к живым, к жизни. Категории «этическое отношение» и «убиение» нерядоположны - придется нам объяснять тем, на ком отразились издержки воспитания в духе покорения природы. До сих пор в сценариях праздников, проводимых в детских садах и школах, можно встретить такие «диалоги» героев инсценировок: «Не убивай меня», -говорит мальчику дрозд, - «Я вредных насекомых уничтожаю.». «Хорошо, говорит мальчик, не буду в тебя стрелять.». В одном из учебников природоведения действительно напечатано правило поведения в природе в такой формулировке: «Нельзя гонять и убивать птиц», которая потрясает своим цинизмом.

Мы живем в то время, когда на смену первобытной культуре покорения природы, на смену потребительского отношения к природе постепенно приходит экологическая культура. Эта тенденция заявляет о себе, к счастью, все ярче. Отрадно слышать, когда, например, эстрадные звезды с экрана телевизора заявляют о том, что охота сегодня - это убийство, т.к. в ней нет жизненной необходимости, что это противоречит понятию о нравственности.

Хочется верить, что развитие этического отношения к природе избавит наших детей и от созерцания выброшенных елок на мусорных свалках после новогодних праздников. Этическое и эстетическое чувства в данном случае тоже вступают в противоречие с правилами грамотного природопользования. Правила пользования природой не нарушены, когда на елочные базары поступают специально выращенные для этого

деревья. Только этическое и эстетическое чувство страдает, когда видишь количество уничтоженных деревьев, когда день за днем в ходе праздников видишь, как под блестящей мишурой погибает деревце. Надо отметить, что дети младшего школьного возраста чувствуют это особенно остро, так как в своем мифологическом мировосприятии они ощущают себя наравне с природой, они «дружат» с зайчиками и птичками, разговаривают с цветами и животными. Цинизм взрослых по отношению к природе травмирует детей. Неоднократно приходилось видеть детские слезы из-за выбрасываемой на мусорную свалку елочки. Зачем же разрушать имеющееся у ребенка благоговение перед жизнью?..

Что вырастет на циничном природопользовании - известно. Современный экологический кризис -это, прежде всего, кризис культуры потребительского отношения к природе, корни которого в антропоцентризме, психологии человека, возомнившего себя «венцом природы». Мечта первобытного человека осуществилась: природа покорена, во многом человек стал сильнее, научился управлять, убивать, добывать, не дожидаясь милости от природы. В итоге разверзлась пропасть экологической катастрофы, перейти которую есть только один шанс: изменить отношение к природе, переоценить систему взаимодействия с природой, начать уважать ее право на жизнь.

Экологическая этика оперирует категориями морального, нравственного, ценностного отношения к природе. Что этично, а что неэтично по отношению к природе во многих случаях подсказывает нравственное чувство. Оно, как правило, противостоит потребительству, жестокости, цинизму.

Молодые люди лет 25 выходят из оружейного салона и стреляют по вороне, чтобы проверить приобретенное оружие. Птица падает на газон.

На подмосковных трассах частой картиной являются трупы попавших под колеса собак и кошек. Их никто не убирает. День за днем они растаскиваются колесами автомобилей, пока не превратятся в пыль .

А однажды на одной из подмосковных трасс был установлен рекламный щит о продаже земельных участков. И все бы ничего, если бы не фото. Рядом с крупными буквами «ПРОДАЕТСЯ ЗЕМЛЯ» крупноформатное цветное фото нашей планеты из космоса.

Отсутствие норм экологической этики, неразвитость нравственно-этических чувств, ценностного эстетического отношения к природе приводит вот к такому «планетарному мышлению» - к безграничному цинизму потребителя и покорителя природы.

Освоение детьми и молодежью ценностей экологической этики должно происходить в процессе гуманитарно-экологического образования и в процессе эколого-этического воспитания. Ценности экологической этики вместо ценностей природопользования должны быть положены его основу.

Предложенная нами Экологическая этика как гуманитарный компонент экологического образования базируется на воспитательном потенциале гуманитарных дисциплин. Стратегической целью «Экологической этики», как и в целом процесса экологического образования, включая обучение и воспитание, является формирование экологической культуры личности. Однако «Экологическая этика» имеет принципиальные особенности и ориентирована на решение строго очерченных задач, которые не являются специальным предметом ни одной из других реализуемых сегодня учебных дисциплин и предметных областей. Образовательный модуль, который мы называем «Экологическая этика», мы представляем как целостный, системный блок нравственно-этических знаний о взаимодействии человека с окружающим миром. Его специфика заключается в том, что базовое значение имеет не естественнонаучный, а культурологический подход к экологическому образованию. Естественнонаучные знания рассматриваются не как самоцель, а как средство достижения экологического благополучия, гармонии с окружающим миром, формирования у детей экокультурных ценностей и готовности к их воплощению в практике. Экологическая этика как гуманитарный компонент экологического образования нацелена на формирование у детей знаний о нравственности, знаний об этических нормах и традициях отношения Человека к Природе. Подчеркнем, что «Экологическая этика» как гуманитарный курс экологии, не подменяет естествознания, природоведения или экологии как естественнонаучной дисциплины, а реализуется параллельно с ним.

«Экологическая этика» на разных ступенях образования решает задачи:

- формирования у детей и молодежи принципиально важных знаний о моральных и нравственных основах взаимодействия Человека и Природы; об экокультурных ценностях и эколого-эстетических идеалах, определявших в разные времена различные модели отношения человека к природе; об экологических нормах и традициях народов разных стран, знаний о позитивном опыте взаимодействия Человека и Природы; об основах экологической психологии, специфике субъектвного отношения человека к природе, экологическим проблемам и влиянии природы на психологическое состояние человека; об интерпретации экологического сознания в разных видах творческой деятельности, мифологии, религии, знаковых системах, различных артефактах и др.;

- формирования у детей и молодежи умений и навыков реализации экокультурных ценностей в практике взаимодействия с окружающим миром, осмысления этических категорий применительно к системе отношений Человека к Природе; опыта соблюдения нравственных норм отношения к природе, интерпретации эмоционального опыта в различных видах творческой деятельности; оценки и самооценки с этических позиций поведения человека в природе, отношения его к окружающему миру; анализа экокультурной ситуации и субъективного отношения человека к окружающей среде; проектирования моделей собственного поведения и деятельности сообразно экокультурным ценностям, эколого-эстетическим идеалам и этическим принципам взаимодействия с природой;

- формирования у детей и молодежи системы экокультурных ценностей, развития у них потребности в

реализации экокультурных ценностей в практике взаимодействия с окружающим миром; мотивации их к познавательной деятельности, расширению как гуманитарных, так и естественнонаучных знаний; стимулирования их к творческой самореализации в экологически ориентированной деятельности и различных видах творчества как сферы реализации эколого-эстетических идеалов; формирование у детей и молодежи экологически развитой эмоционально-чувственной сферы, способности к переживанию и стремления к постижению чувства гармонии с природой, наслаждения ее красотой, сострадания, сочувствия ей в трагичных ситуациях, воспитания у детей и молодежи активной нравственно-экологической позиции.

Важным компонентом Экологической этики является СЛОВО. Сегодня хотелось бы уделить ему особое внимание. Безусловно, оно существует только рядом с ДЕЛОМ. «Судить надо не по словам, а по делам»,-убежденно повторяем мы известную мудрость когда кто-нибудь активно высказывается в защиту окружающей среды. Безусловно, в экологическом воспитании гораздо важнее включить ребенка в практическую природоохранную деятельность, непосредственное взаимодействие с природой, чем просто говорить об остроте экологических проблем и необходимости заботиться о природе. Будучи сторонниками деятельностного подхода к экологическому воспитанию, мы осознаем необходимость расширения у детей опыта экологически значимой деятельности, характеризуем уровень развития экологической культуры личности по тому, какое воплощение в практике находят экокультурные ценностные установки, по деятельности и поведению в социоприродной среде.

В справедливости этих позиций нет сомнений. И вместе с тем возникает тревога о гармонии Слова и Дела в процессе экологического воспитания. Стало модным пренебрежительное отношение к вербальным средствам в педагогике как следствие недавней борьбы с формализмом в образовании. А тут еще информационные технологии, переоценка литературного и исторического наследия, содержания образования. Сленг подрастающего медиа-поколения все дальше уводит его от лучших образцов языковой культуры, а вместе с этим снижаются возможности воспитания у детей культуры отношения к природе, осознания ее эстетической ценности, развития эмоционально-чувстенной сферы. Растет актуальность гуманитарноэкологического образования.

Отсутствие воспитывающего слова не менее опасно, чем отсутствие воспитывающей деятельности. Да, интерактивные технологии красочнее и увлекательнее. Да, убирать мусор на пришкольном участке - важный вид доступной экологической деятельности. Важно посадить дерево. Важно покормить птиц. Важно научить измерить загрязнение воды и почвы. Но во время всей этой деятельности идет параллельная мыследеятельность, облеченная в слова. Любопытно было бы прислушаться к этой внутренней речи каждого участника природоохранной акции. Думаете, идет диалог с природой? А какими словами могут выразить подростки свое восхищение природой? А что смогут сказать наши дети о правилах поведения в природе, если в этом обсуждении наложить запрет на одно только слово «нельзя»? А в какие слова оформлены в субъективной картине мира подростка объекты природы и экокультурные ценности? Приходят ли ему на память поэтические строчки, когда он видит березовую рощу, осенние листья клена, гроздья рябины, бескрайнее русское поле. Достаточно ли в словаре подростка ласковых слов, чтобы выразить во внутренней речи свое умиление хрупкостью природы, теплые чувства к братьям нашим меньшим? Присутствует ли в процессе экологического образования то Слово, которое мотивирует к Делу?

Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык понятием «Слово» знаменитое греческое «Логос». В древнегреческом языке значение Логоса многомерно: «Это и собственно слово, и закон всемирного развития, и закон жизни отдельного человека. И, конечно же, некая Высшая Сила, управляющая миром -Бог.», - отмечает Перевезенцев С.В. И далее: «.для русского сознания, русского мировосприятия само Слово - это ВСЁ, чем живет человек, да и человечество. Да что там человечество - всё мироздание!.. В Слове русский человек выражал волнующие его вопросы о сути мира. В Слове искал он ответы на свои вечные. вопросы. В Слове же ответы он и находил. Нет, конечно же, кроме Слова было еще и Дело - иногда веселое и легкое, чаще трудное и трагическое. И слишком часто, может быть, намного чаще, чем хотелось бы, Дело не совпадало со Словом. Наверное, по-другому и быть не могло, ведь Слово - это исток, начало Дела. А дальше-то Дело живет само по себе. Но для русского человека Слово - это еще и итог, венец Дела. И вот когда Дело не приходило к намеченному ему Словом итогу, когда Дело разрывало сердце и душу, только одно утешение оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру, вновь и вновь рождало любовь - все то же Слово» [1].

Слово играет важную роль в реализации модулей разработанной нами экспериментальной модели «Экологической этики». Модель включает в себя в качестве основных модулей несколько тематических блоков, пронизывающих все возрастные ступени образования.

Прежде всего, это собственно «этические», теоретические и историко-культурологические содержательные модули. Историко-культурологические - модули, раскрывающие приоритеты во взаимодействии человека и природы на разных исторических этапах, в разных странах, при этом особое внимание уделяется рассмотрению войны как экологической катастрофы в отличие от тех исторических курсов, которые сегодня представляют собой фактически историю войн стран и народов. Теоретико-«этические» - это модули, раскрывающие этические категории как основу новой культуры, ориентированные на формирование у детей и подростков ценности Жизни, Духовности, Нравственности, Гуманизма, Человека, Природы, Земли, направленные на развитие у детей планетарного мышления, этических, философско-культурологических знаний

о взаимоотношении Человека и Природы, явления духовной культуры и нравственного отношения к природе как ее базового компонента. При этом предполагается самостоятельная творческая проектная Деятельность детей, состоящая в изучении ими и собственной творческой интерпретации проблем Экологии Души, современной философско-экологической картины мира, исторического процесса поиска Человеком гармонии с Природой, отраженного в философско-культурологических работах, фольклоре, других проявлениях духовной культуры. Это проекты, предполагающие поиск детьми нравственных идеалов взаимодействия Человека и Природы, их интерпретацию в нормах жизни школьного сообщества, внутренних нормативных актах, вырабатываемых органами школьного самоуправления, в символике созданных в школе детских объединений, школьных традициях. Это познавательные и исследовательские проекты, обеспечивающие освоение детьми этических знаний, знаний в области экопсихологии, экокультурных ценностей. При этом, цели познавательной деятельности выявляются не только из учебной программы, но из сформированного педагогами «проблемного поля» в результате совместного с детьми наблюдения, оценки экологического состояния окружающей среды. Это и игровые, и коммуникативные, и досуговые проекты, предполагающие тематические деловые игры, диспуты и творческие вечера, встречи с интересными людьми, конкурсные программы. Это проекты взаимодействия с учреждениями культуры, общественными организациями, ориентированные на освоение различных аспектов экологической этики и ее распространение в обществе.

Особое значение принадлежит этнографически-краеведческо-странноведческому модулю, который насыщен фактическим материалом. Безусловно, он перекликается с историко-культуро логическим, но его основное содержание это подробное и красочное рассмотрение традиций взаимодействия с природой, характерных для разных этносов, разных культур в различных климатических зонах, странах, в разные времена, но в соотнесении с современным уровнем развития науки и техники, информационных технологий и, конечно же, - глобальным характером экологических проблем. Приоритетное значение в этом блоке имеют проекты в области экологического краеведения, направленные на изучение детьми экологических традиций родного края, особенностей его географии, климата, природного ландшафта, флоры и фауны, современного состояния экосистем, актуальных для региона аспектов промышленной экологии, взаимосвязи проблем экологии и экономики и т.д. Однако экологическое краеведение не ограничивается исследовательскими и познавательными проектами. Не меньшее значение имеют проекты творческие и практические, связанные с воплощением знаний о родном крае в различных видах творческой деятельности и с реальным доступным вкладом в повышение его экологического благополучия. Составление подробных экологических карт своего региона в результате экологокраеведческих экспедиций, карт обитания растений и животных из «Красной книги» своего края, открытие экологического музея в своей школе и распространение информации об экологии региона - все это и будет содержанием эколого-краеведческих проектов школьников о Земле Родной. При этом именно Любовь к Родине, а не рационализм природопользователя выступает главной ценностью, на которую ориентированы данные проекты. И именно поэтому все эколого-краеведческие маршруты школьников - это маршруты любви, а, значит,

- любования своим краем, воспевания его, заботы о нем, добротворчества, самосовершенствования во имя служения своей Родине.

На основе психологических знаний, художественной и научно-популярной литературы в самостоятельный содержательный модуль выделен блок, условно называемый нами «Диалог». Эмоционально-чувственная сфера личности, выражаемая не средствами искусства, а в виде естественных эмоциональных человеческих реакций, природа как средство психологической реабилитации человека, «диалог», который ведет с природой на своем языке человек, начиная с древних времен - с ритуальных танцев древних охотников, с этических традиций обращения с «обожествляемыми» животными и растениями до изложенных в литературе описаний эмоционального опыта восприятия природы человеком и современных поисков в области экологической психологии, естественной науке, изучающей реакцию растений и животных на человека, его деятельность, артефакты.

Природа как эстетическая ценность - это содержательный модуль, в котором задействован потенциал изобразительного искусства, музыки, архитектуры, народного творчества, пластических искусств и др. Содержание этого блока близко к предыдущему по задействованному в нем потенциалу других гуманитарных образовательных областей, но принципиально различен ракурс рассмотрения природы: если в предыдущем блоке

- «педагогика переживаний», то в настоящем - природа как источник творчества человека, по сути, являющегося сотворчеством с природой; природа как объект эстетического наслаждения, природа с позиций эстетики, в ракурсе категорий этой области философского знания. Данный модуль насыщен не столько информацией, сколько творческими проектами школьников. Это творческие проекты, направленные на формирование экологически развитой эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, эстетического отношения к природе, расширение эмоционального опыта детей, опыта общения с представителями животного и растительного мира. Решение этих задач достигается посредством организации творческого диалога детей с природой, активного включения их в художественное и литературное творчество по мотивам природы. Это также и познавательные, и игровые проекты, направленные на постижение чувства прекрасного и реализацию своих эмоций от взаимодействия с окружающим миром в различных видах творческой деятельности. Это и проекты организации экологического театра, и отображения красоты окружающего мира в пластических и музыкальных образах. Это и проекты, связанные с приобщением детей к формированию эстетической среды в образовательном учреждении и ближайшем социоприродном пространстве.

Это далеко не полный перечень тех модулей «Экологической этики», в которых особое значение имеет потенциал родной речи, литературы, русского и иностранного языка, детского литературного творчества.

Учителя литературы, русского и иностранного языка, начальных классов являются одной из самых активных категорий специалистов в экспериментальной работе. В процессе апробации разработанной концепции и модели Экологической этики рождается инновационный опыт. Активную работу по развитию содержания Экологической этики ведут наши экспериментальные учреждения: педагоги городской экспериментальной площадки Москвы - школы № 1415, 1220, 969, 278; школа № 29 г.Москвы, школа №17 и ряд других образовательных учреждений г.Коломны Московской области.

Мы ищем то Слово, которое поможет ребенку не сорваться на узкий практицизм, равнозначный потребительству, а позволит ему подниматься к высотам духовности и нравственности, гармонии Человека и Природы, экологической культуры. Необходимо такое Слово, в котором может быть отражена вся гамма самых добрых и высоких чувств по отношению к родной природе, Земле, животному и растительному миру. Не подвергая сомнению значимость практической экологически значимой деятельности, позаботимся о том, чтобы ее движущей силой был не холодный расчет на выживание, а любовь к своей Земле, нравственный долг перед будущими поколениями и чувство ответственности за все живое на планете.

Несмотря на то, что в современной педагогике вербальные средства воспитания и образования школьников итак существенно преобладают, их применению в экологическом воспитании мы придаем особое значение. Дело в том, что преобладают вербальные средства воздействия на ребенка. Мы же предлагаем использовать вербальные средства в системе взаимодействия ребенка с окружающим миром, как средства гармонизации его взаимоотношений с природой, людьми и самим собой.

В Экологической этике вербальные средства - это не слово - указатель, слово - запрет или слово -оценка. И в целом это чаще не слово учителя, обращенное к ребенку, а Слово, обращенное к Земле или Слово о Земле, созданное в содружестве педагога, воспитанника и природы, результат созерцания, сочувствия, сотворчества. Кроме того, использование вербальных средств связано сегодня, как правило, с передачей учащимся экологических знаний. В нашем проекте мы призываем на помощь Слово, на котором говорит детская душа, которое звучит в стихотворении и песне, в наивном разговоре с цветком и кузнечиком, в отчаянном призыве к сочувствию природе, искреннем пересказе услышанных от животных и растений историй, молчаливом монологе, обращенном к своей Земле, о любви и тревоге за нее, о твердом решении стать ее надежным защитником.

Педагогами экспериментальных учреждений развиваются следующие тематические модули.

«СЛОВО, ОБРАЩЕННОЕ К ЗЕМЛЕ» Данный тематический модуль предполагает: 1) цикл “Диалогов с природой” в процессе непосредственного взаимодействия подростков с представителями животного и растительного мира, основанного на знании особенностей данного вида животных и растений, собственных наблюдений, эмоций, творческого воображения; 2) работу с художественной литературой -анализ переданных авторами художественных произведений диалогов человека с природой; 3) создание театрализованных представлений “Диалог с планетой”; 4) проведение эко-психологических тренингов, направленных на развитие у школьников эмпатической чувствительности, творческого воображения, эмоционально-чувственного восприятия природы, анимизма, коммуникативности.

«СЛОВО О ЗЕМЛЕ» Поиск выразительных красивых слов о родной природе - ее лесах и полях, морях и озерах, горных вершинах и лугах, обитателях Земли составляет содержание деятельности подростков в рамках данного тематического модуля Экологической этики.

Но не только воспевание красоты природы становится содержанием Слова о родной планете. Ее проблемы, ее боль, угрожающая опасность, утрачиваемые жизни, ресурсы - все это становится предметом осмысления и изложения собственным пером участников программы. Пишутся сочинения, рассказы, готовятся радиопередачи эко-пресс-центра, создаются поэтические строчки, издаются листовки и газеты, литературно-экологические альманахи и журналы, публикуются “открытые письма” школьников. Это и песенное слово, которое звучит на музыкальном фестивале. Это и слово, прочитанное в художественной, научной или публицистической литературе и по-своему осмысленное, усвоенное школьниками. Это и дискуссионное слово, которое сопровождает школьников в выборе жизненной позиции, деятельности, профессии, ценностей, определении смысла своего существования. Каждый находит свое слово, которое может стать движущей силой в экологическом деле.

«СЛОВО ОТ ИМЕНИ ПРИРОДЫ» Настоящим тематическим модулем предусмотрено создание детьми творческих работ от имени представителей животного и растительного мира, основанных на собственных наблюдениях. Самостоятельному творчеству предшествует работа с художественной литературой - анализ использования авторами подобного приема, театрализация фрагментов прочитанных произведений. Творческие работы школьников от имени природы приобретают форму писем животных и растений, “Жалобной книги” природы, обращений к человеку, рассказов, сказок и т.д.

«СЛОВО В ЗАЩИТУ ПРИРОДЫ» Это слово, обращенное ко взрослым и сверстникам. Слово -форма реализации активной экологической позиции. Слово в защиту природы должно прозвучать из уст подрастающих поколений - тех, кому передают все экологические беды и проблемы сегодняшние взрослые. Воздействие слова, произнесенного «устами младенца» иногда сильнее слова закона. Адресовано такое слово может быть и родителям, и руководителям предприятий, и водителям автомашин, и любителям

пикников в лесной зоне, и тем, кто не отказывается от пышных букетов полевых цветов, и тем, по чьей вине становятся бездомными бывшие четвероногие друзья... А формой слов является и детская пресса, и открытое письмо, и листовка, и “экологическая памятка”, и устные обращения на разного рода мероприятиях, в детских радиопередачах.

«ЗЕЛЕНАЯ ПРЕССА». Содержанием данного тематического блока является деятельность детского пресс-центра, позволяющая школьникам осваивать основы журналистской работы, художественного оформления изданий, создания литературных текстов, расширять представления об экологических проблемах современности. Приобретаемые умения реализуются в выпусках тематической газеты, журнала, разовых экологических изданиях.

Таким образом, основной потенциал предметов гуманитарного цикла заключается в возможности наглядного, на большом объеме фактического материала представления школьникам природы как ценности духовной культуры, источника творческой деятельности человека, экокультурных ценностей, традиций духовно-нравственного отношения к природе в различные исторические периоды в различных культурах; а потенциал предметов естественнонаучного цикла в эколош-этическом образовании связан, главным образом, с воплощением выдающимися учеными, научными сообществами базовых этических категорий (ответственности, нравственного долга перед прошлым и будущим, совести, справедливости) в процессе научно-технического творчества, применения в общественной практике достижений научно-технического прогресса.

Ценность Жизни во всех ее проявлениях: уникальность и красота каждого растения и животного, самоценность любого природного объекта, потребность Человека в постижении мира природы, гармонии, созвучия с ней, сопереживание, эмпатия, эстетические чувства, - вот, пожалуй, самое главное, что привносит в экологическое образование в качестве самостоятельного предмета познания, Экологическая этика.

Литература

1. Перевезенцев С.В. "В начале было Слово..." http://www.fontz.ru/Articles/other/livestatfonts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.