(—
59
Эколого-образовательное пространство вуза: диагностика, технологии, проекты
И.В. Вагнер
Гуманитарно-экологическое образование студентов социально-педагогических и психолого-педагогических специальностей
Модель гуманитарно-экологического образования студентов социально- и психолого-педагогических факультетов направлена на развитие у них экологической культуры, создание условий для освоения будущими педагогами содержания и методики гуманитарно-экологического образования школьников. Ключевые слова: экологическая этика, гуманитарно-экологическое образование, экологическая культура, высшее образование.
необходимость специальной подготовки будущих педагогов к реализации экологической этики как гуманитарного компонента экологического образования и воспитания, к развитию у школьников экологической культуры, духовно-нравственных основ отношения к природе обусловлена объективными тенденциями современного этапа развития цивилизации, теории и практики экологического образования и воспитания. технократическая цивилизация вошла в противоречие с законами природы: потребляя, человечество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. осознание первопричины такого состояния окружающей среды привело специалистов разных областей знаний к заключению о том, что экологический кризис по сути своей носит мировоззренческий, духовно-нравственный характер. это означает, что выход из него связан с переориентацией представлений современной молодежи о безмерных богатствах природы и о человеке как ее покорителе, с восприятия природы как утилитарной ценности, т.е. с потребительской культуры, на цен-
Эколого-образовательное пространство вуза: диагностика, технологии, проекты
ности экологической этики, гармоничного сосуществования природы и общества, коэволюции, устойчивого развития.
Углубление экологического кризиса выражается не только в ухудшении экологической ситуации, но в опасных тенденциях изменения экологического мышления, сознания, представлений на фоне тревожной динамики экологического опыта. В настоящее время доминирование идеологии природопользования, потребления в экологическом образовании противоречит необходимости кардинального культурологического, аксиологического переворота в отношении современного человека к природе, утверждении нравственного императива его взаимодействия с природой, экологизации духовной культуры человека и одухотворению взаимодействия человека с природой.
Экологическая культура - многоаспектное масштабное понятие, в которое разные авторы вкладывают неодинаковое содержание. общим является определение сущности экологической культуры в противопоставлении ее деструктивному поведению в природе, хищническому отношению к природным ресурсам. Однако необходимо рассматривать сущность экологической культуры не столько с позиций «хорошо - плохо», но проанализировать (прежде всего, в аксиологическом плане), какое качество экологической культуры может быть принято за «хорошо». Необходимо различать, как минимум, два контекста: экологическую культуру, трактуемую с позиций потребления, т.е. тип потребительской экологической культуры, которая формируется в контексте грамотного использования природных ресурсов, - и экологическую культуру как гармоничное сосуществование человека и природы, признание природы как равновеликой ценности.
опасным проявлением современного этапа экологического кризиса является не только сам факт участившихся экологических катастроф, а то, что последние в совокупности становятся экологическим опытом подрастающего поколения, точкой отсчета представлений молодежи об «экологической норме, благополучии». экологический опыт современного ребенка перенасыщен негативными примерами взаимодействия человека и природы. экологическое образование, которое идет по пути воспитания «от противного», демонстрации того, «как нельзя обращаться с природой», идет в никуда, т.к. количество негативного экологического опыта ребенка ведет не столько к формированию у него готовности к продуктивной экологической деятельности, сколько к искажению понятий «экологической нормы», «экологического благополучия».
Другим проявлением экологического кризиса является тенденция отчуждения ребенка от природы. Между ребенком и живой природой
непреодолимо красочной, информативной, комфортной и мертвенноискусственной стеной встает цивилизация. Усиление негативного экологического опыта вместе с отчуждением человека от природы получает закономерное продолжение в тревожной тенденции развития экологического образования в контексте экологической безопасности. Такое экологическое образование акцентирует внимание на привитии ребенку навы- аль ков обеспечения своего личного экологического благополучия в отдельно О взятой экосистеме «я - мир» и способствует укреплению в его сознании представлений об экологическом благополучии как защите от последствий антропогенного влияния на природу. В такой логике непросто найти место для формирования ценностного отношения к природе, т.к. она в данном случае - не жертва человеческого эгоизма, а источник зла, опасности, нечто враждебное нам. Измерение степени загрязненности воды, атмосферы, почвы, широко практикуемое в современных экологических программах, приведет любого здравомыслящего человека к желанию защитить себя, свое здоровье от воздействия этой воды, атмосферы и почвы. Нужен прочный мостик, по которому ребенок дойдет до культуры гармонии с природой, признания ее самоценности и осознания необходимости защитить природу от антропогенного воздействия ради природы и ради того, чтобы не доводить до абсурда бегство цивилизации от экологического бумеранга. таким мостиком должно стать гуманитарное экологическое образование.
Подготовка будущих педагогов к реализации гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания необходима для того, чтобы обеспечить формирование у детей знаний о моральных и нравственных основах взаимодействия Человека и Природы; экокультурных ценностях и эколого-эстетических идеалах, определявших в разные времена различные модели отношения человека к природе; об экологических нормах и традициях народов разных стран; знаний о позитивном опыте взаимодействия человека и Природы; навыков реализации эко-культурных ценностей в практике взаимодействия с окружающим миром; осмысления этических категорий применительно к системе отношений Человека к Природе. Гуманитарное экологическое образование будет формировать у детей потребность в диалоге с живой природой, который расширит опыт наблюдения последней, обеспечит формирование эмоци-ально-чувственного отношения к природе.
Реализация настоящей модели направлена на подготовку будущих педагогов к формированию у детей экологически развитой эмоциональночувственной сферы, способности к переживанию и стремления к постижению чувства гармонии с природой, наслаждения ее красотой, сострадания,
61
технологии
Эколого-образовательное пространство вуза: диагностика, технологии, проекты
сочувствия ей в трагичных ситуациях, воспитания у детей и молодежи сочувствия ей в трагичных ситуациях, воспитания у детей и молодежи
активной нравственно-экологической позиции.
Подготовка студентов по данной образовательной программе позволит им реализовать потенциал изобразительного искусства, литературы, музыки в экологическом образовании воспитания, что в свою очередь поможет ребенку в формировании позитивной картины природы, подлинных представлений о гармонии с ней, ее неповторимости, эстетической ценности. Курс ориентирует будущих педагогов на формирование у детей опыта соблюдения нравственных норм отношения к природе, интерпретации эмоционального опыта в различных видах творческой деятельности; оценки и самооценки с этических позиций поведения человека в природе, отношения его к окружающему миру; анализа экокуль-турной ситуации и субъективного отношения человека к окружающей среде; проектирования моделей собственного поведения и деятельности сообразно экокультурным ценностям, эколого-эстетическим идеалам и этическим принципам взаимодействия с природой.
Гуманитарная экология, востребующая богатый потенциал гуманитарных областей знания в экологическом воспитании, позволит обеспечить формирование у детей такой экологической культуры, которая будет означать их переориентацию с позиций природопользования на позиции гармонии взаимодействия человека и природы, единство экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности. Достижение этого результата возможно лишь при условии сформированности у педагогов соответствующей педагогической и нравственно-экологической позиции личности, системы воспитательных и экологических ценностей, на что направлена настоящая модель гуманитарно-экологического образования студентов социальнопедагогических и психолого-педагогических специальностей.
Модель носит алгоритмический характер, что означает выстроенную в ней логическую взаимосвязь инвариантных линейных модулей, развитие которых осуществляется посредством интеграции содержательных и структурно-функциональных модулей образовательного процесса.