явлению-ценности, имеющее результатом овладение этим явлением в процессе деятельности.
Таким образом, в деятельности проявляется функциональное назначение ценностных ориентаций, как и нравственной активности, что сближает данные понятия. Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека, они объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает нравственную активность человека, выраженную в интенсивности и других особенностях процессов освоения социальных ценностей. Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей и тем самым осознание себя субъектом исторического процесса, творцом "должных'' нравственных отношений становится источником самоуважения, достоинства и нравственной активности личности. На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности человека сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор решений, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности. Реа-
лизация ценностей в этом случае воспринимается индивидом как нравственный, гражданский, профессиональный и т.д. долг, уклонение от которого предотвращается прежде всего механизмом внутреннего самоконтроля, совестью. Подготовка учащихся к самореализации в жизни опирается на следующие ценностные ориентиры: Земля - общий дом человечества; Отечество - Родина, доставшаяся человеку от предков; Труд -основа человеческого бытия; Знания - средство совершенствования жизни; Культура и мир - как условия существования человека.
Общественная потребность в новой системе ценностей появляется тогда, когда прежняя верховная ценностная ориентация не отвечает требованиям изменившейся исторической действительности, оказывается неспособной выполнять присущие ей функции, ценности не становятся убеждениями людей, последние в моральном выборе все реже апеллируют к ним, то есть происходит отчуждение индивидов от этих моральных ценностей, возникает ситуация ценностного вакуума, порождающая духовный цинизм, подрывающая взаимопонимание и интеграцию людей.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. - М.,
1987.
2. Зотов, Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. - Томск, 1984.
3. Ядов В.А. Социология личности. - М., 1991.
Bibliography
1. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Tipologiya aktivnosti lichnosti v socialjnoyj psikhologii // Psikhologiya lichnosti i obraz zhizni. - M., 1987.
2. Zotov, N.D. Lichnostj kak subjhekt nravstvennoyj aktivnosti. - Tomsk, 1984.
3. Yadov V.A. Sociologiya lichnosti. - M., 1991.
Статья поступила в редакцию 12.04.11
УДК 37.017.91 Wagner I. V. the value of formation for the sustainable development: European pedagogy. In the article values of ecological formation in European pedagogy, significance of humanitarian- ecological education, value of ecological ethics in the context of education for the sustainable development are examined.
Key words: ecological ethics, humanitarian and environmental education, ecological culture, moral attitude to nature, European pedagogy
И.В. Вагнер, д-р. пед. наук, проф. ИСВ РАО, Москва, E-mail: wagner@isvrao.ru
ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ЕВРОПЕЙСКАЯ ПЕДАГОГИКА
В статье рассмотрены ценности экологического образования в европейской педагогике, значимость гуманитарноэкологического образования, ценности экологической этики в контексте образования для устойчивого развития.
Ключевые слова: экологическая этика, гуманитарно-экологическое образование, экологическая культура, нравственное отношение к природе, европейская педагогика.
Заинтересованность мирового сообщества в решении экологических проблем возрастает, что находит отражение в документах известных международных форумов (Рио-де-Жанейро 1992 г., Йоханнесбург, 2002 г., Киев, 2003 г. и др.). Провозглашенное ООН с 2005 года десятилетие образования для устойчивого развития отражает и еще более стимулирует возрастание в обществе статуса образования как фактора решения глобальных экологических проблем. Но только в условиях международной интеграции может наращиваться и эффективно реализовываться потенциал образовательных, социально-педагогических систем в формировании новой экологической культуры общества. В этом контексте чрезвычайно возрастает значение исследований зарубежной теории и практики экологического образования и воспитания, концептуальных стратегий и приоритетов деятельности международных экологических организаций, направленное на обеспечение
продуктивности развития отечественной системы образования в контексте международной стратегии устойчивого развития.
В 1992 году на Всемирном саммите ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро мировым сообществом была принята Концепция устойчивого развития. А в 2005 году началось объявленное ООН десятилетие образования для устойчивого развития (ОУР). Согласно Концепции [1], образование не только дает научные и технические навыки, но и обеспечивает мотивацию, служит объяснением и оказывает социальную поддержку для развития навыков и их применения. Через образование можно прививать ценности, воспитывать отношение, поведение и стиль жизни, необходимые для обеспечения устойчивого будущего. Суть стратегии ОУР состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяю-щихся условиях, участвовать в планировании социального
развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур. В стратегии ОУР отмечается: «Образование выступает одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления и развития демократии» [2]. Такое видение образования акцентирует внимание на целостном и междисциплинарном подходе к развитию навыков и умений, необходимых для обеспечения устойчивого будущего, а также придает особое значение изменению ценностей, отношений и образа жизни. Боннская декларация, принятая участниками Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития в Г ермании 31 марта - 2 апреля 2009 г. подчеркивает междисциплинарный характер ОУР, призывает к разработке новых педагогических программ и технологий, созданию институциональных и организационных структур, «которые способствуют гибкости, участию учащихся, многодисциплинарным программам...» [3].
Одним из ведущих компонентов образования для устойчивого развития должно стать, на наш взгляд, гуманитарноэкологическое образование.
Исторически сложилось так, что экологическое образование в России сформировалось на основе доминирующей в обществе 70-х гг. ХХ в. психологии покорения природы, потребления, природопользования, которую оно пыталось корректировать, вооружая детей представлениями об исчерпае-мости природной кладовой. Сегодня мы можем констатировать, что об остроте экологических проблем молодежь уже немало информирована и что это знание кардинально не меняет поведения, не позволяет предотвратить разорение человечеством собственного дома, его самоуничтожение ради иллюзорной сиюминутной экономической выгоды. Более того, происходит искажение самого понятия нормы, формируется картина мира, в которой экологическая катастрофа -обыденное явление, а негативное воздействие на природу -практически неотъемлемая характеристика человечества.
Нарастание остроты экологических проблем на фоне крайне низких темпов формирования экологической культуры общества обусловливает необходимость поиска принципиально новых подходов, средств повышения результативности, переосмысления самих основ экологического образования. Экологическая культура с ее экологическими ценностями и мировоззрением, нормами жизни, идеалом гуманистического отношения к природе противоположна доминирующим в современном обществе потребительским установкам. Именно поэтому невозможно ограничить экологическое образование формированием у ребенка естественнонаучных знаний, рационального отношения к природе, культуры потребления, навыков грамотного природопользования. Необходимо уделять специальное внимание формированию у детей и молодежи знаний об экокультурных ценностях, о моральных, нравственных основах взаимодействия с природой, религиозных и светских традициях отношения человека к природе, трансформациях эколого-эстетического идеала. Необходимо сформировать у подростков систему экокультурных ценностей с учетом современной картины мира, преодоления антропоцентризма, с позиций холизма, коэволюции, гармонии Человека и Природы. Это задачи гуманитарно-экологического образования, представляющего собой культурологический, аксиологический блок знаний об отношении человека к природе.
Гуманитарный компонент экологического образования мы называем «Экологической этикой» - одним из основных направлений экологического образования. Б.Т.Лихачев писал: «Все три направления экологического образования: научнообразовательное, природопользовательно-природоохранитель-ное и воспитательное этико-эстетическое охватывают все основные аспекты экологического сознания, формируют их в тесном единстве и, что особенно важно, опирают, ставят экологическое сознание на прочный фундамент педагогической экологии личности деятельно-практического, эмоциональнопрактического и эмоционально-чувственного отношения к
окружающей среде» [4]. Основой системы и содержания этико-эстетически воспитательного направления, по его утверждению, являются такие системообразующие понятия, как ответственность, красота и любовь. «В современном мире, экологически не здоровом на всех уровнях взаимодействия экосистем, - говорит Б.Т. Лихачев, - уже необходимо не просто менять философию и образ жизни всего мирового сообщества. Пришла пора создавать всеобщую общечеловеческую экологическую идеологию, которая могла бы быть приемлемой для всех, без различия социального положения, национальной и религиозной принадлежности. В ее основе лежат идеи создания единства мира и предотвращение угрозы его гибели; природосообразности и эволюционности развития; равенство перед природой; ответственность за ее здоровье и безопасность...» [4].
Необходимость международной интеграции, обеспечения эффективности развития отечественного образования в русле реализации международных стратегических приоритетов, повышения эффективности диалога культур, международного сотрудничества в области развития экологической культуры личности и общества становится с каждым годом все очевиднее.
Применительно к поставленной нами задаче развития гуманитарно-экологического образования, эколого-этического воспитания, опыт европейской педагогики имеет особое значение, поскольку экологическая этика имеет здесь глубокие историко-философские корни и в современных условиях активно развивается на междисциплинарном уровне.
Еще в конце 1990-х годов, анализируя развитие мировой философско-педагогической мысли в области экологической культуры, воспитания, мы обратили внимание на идеи так называемой «углубленной экологии» [5, с. 19], которая порывает с антропоцентризмом и рассматривает человека не как властелина природы и центр мироздания, а в качестве существа, включенного в многообразие жизни, как неотъемлемую часть живого, соотносящуюся с другими частями не на основе конкуренции и господства, а на основе сотрудничества и взаимности. (Э. Ласло, Ф. Капра, Б. Калликот, О. Леопольд и др.). Норвежский философ Арне Наесс, предложивший в начале 1970-х гг. разграничение «поверхностной» и «глубокой» экологии, отметил, что лишь «поверхностная экология» считает человека источником всех ценностей и видит людей вне природы. При этом природа остается тем, что используется людьми, хоть и бережно, осторожно, но все же во имя осуществления своих собственных ценностей. Философ отстаивает преимущества «глубокой экологии», которая не выделяет человека из природного окружения, а мыслит мир как переплетение взаимосвязанных феноменов. Все живые существа самоценны, а люди - только один из видов живых существ.
Перестройка системы ценностей в западном мире второй половины ХХ века затронула не в последнюю очередь нравственные ориентиры современного человека, касающиеся его отношения к природе. В это время возникают этические концепции, призывающие отказаться от рационализма западноевропейского общества и представляющие собой новые варианты этических учений, включающие достижения как европейской, так и восточной этико-философской мысли, таких, как этическая концепция - «этика природы» О. Леопольда, «космическая этика» К.Э. Циолковского, «универсальная этика» Г. Торо, М. Ганди, А. Швейцера и др.
В конце ХХ века все более отчетливо определяются контуры нового взгляда на мир, становление которого, по словам Э. Ласло, вносит существенный вклад в гармонические отношения между людьми, человеком и природой, составляющими единое целостное образование. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органической части природы, а не как властителя, развиваются идеи приоритетности сотрудничества перед конкуренцией. С этих позиций предлагаются варианты новой этики, которая должна наряду с нормами общественного поведения, регулирующими отношения между людьми, включать в себя «этику в экологическом
смысле» (биосферную этику), ограничивающую свободу действий человека в его борьбе за существование.
В настоящее время идеи экологической этики находят все больше сторонников в европейской экопедагогике, в науке и образовании, содействуя развитию гуманитарной ветви экологического образования в контексте стратегии образования для устойчивого развития. В подтверждение этому достаточно назвать несколько немецких изданий последнего десятилетия. В 2001 году в Штутгарте (Германия) под редакцией профессора Г ерхарда Претцмана была издана коллективная междисциплинарная монография «Экологическая этика: Манифест ответственного отношения к природе» (Umweltethik: Manifest eines verantwortungsvollen Umgangs mit der Natur) [6], в которой рассмотрены философские, политические, религиозные, социально-экологические, педагогические аспекты экологической этики. В 2007 году издана книга «Экологическая этика: снова экологический кризис...» Автор, А. Клиер, проводит критический анализ различных философских позиций в области экоэтики (Umweltethik: Wieder die Ökologische Krise) [7]. В 2008 году издано учебное пособие А. Бреннера «Экологическая этика» (Umweltethik, Ein Lehr- und Lesebuch) [8]. В 2010 г. вышла в свет книга «Введение в экологическую этику» Конрада Отта - профессора биологического факультета Университета им. Эрнста Морица Арндта в Грейфсвальде (Umweltethik zur Einführung (Broschiert)) [9]. Этот список можно существенно увеличить, но даже он свидетельствует о высокой популярности идей экологической этики в современной Германии, актуальности междисциплинарного подхода в процессе их реализации в различных областях науки и практики.
В результате проведенного историко-педагогического анализа аксиологиических и культурологических оснований систем эколого-эстетического воспитания на различных исторических этапах развития европейского общества в работе Шульженко А.К. [10] раскрыта трансформация европейского эколого-эстетического идеала. Воспитательные цели и ценности, по мнению автора обусловлены переходом от фетишизации явлений и объектов природы в древнейший период, поклонения ее красоте в античности к идеализации рукотворных ландшафтов в средние века; доминированием на последующих исторических этапах рационального утилитарноэкономического отношения к природе, идеалов ее рационально-эстетического преобразования, которые в настоящее время трансформируются в идеал гармоничного взаимодействия с природой за счет усиления духовно-эстетической составляющей.
Сам факт появления экологической этики, ее «востребованности» во многом обусловлен давно назревшим и ставшим актуальным в конце ХХ века противостоянием двух позиций: антропоцентристской и неатнтропоцентристской, как их именует, в частности, Т.В. Мишаткина [11, с. 289]. Водораздел между антропоцентризмом и неантропоцентризмом чаще всего проводят с аксиологических позиций. Антропоцентризм считает: каждый человек - неповторимая ценность, в то время как каждый биологический вид должен оцениваться только с позиций его целесообразности или полезности для человека. Неантропоцентристская точка зрения исходит из многомерности мира, который состоит из множества объектов, находящихся между собой в чрезвычайно сложной связи; при этом каждый вид, как и каждый человек, - неповторим и представляет собой определенную ценность безотносительно от его пользы для человека. «Человек не вправе решать с позиции пользы и целесообразности, - считает Т.В.Мишаткина, - вопрос о ценности или праве на жизнь того или иного биологического вида. Он должен не допускать потерь в биоразнообразии, заботясь о сохранении всех видов и объектов природы» [11, с. 291]. В своих выводах Т.В. Мишаткина опирается на анализ материалов дискуссии в журнале «Environmental Ethics», которая ведется с момента его основания в 1979 году. С одной стороны, на страницах журнала вообще подвергается сомнению существование ценностей, внутренне присущих природным системам и обеспечивающих нравственную гармонию в обществе. С другой стороны, всякий подход, отри-
цающий внутреннюю ценность природных систем, объявляется прагматическим, антропоцентристским, не отвечающим задачам бережного отношения к окружающей природной среде.
Так, А. Вестон критикует абсолютизацию роли «истинных ценностей» в структуре экологической этики и поощряет «прагматический сдвиг» к плюрализму системы ценностей, основанной на опыте и человеческих интересах. Такой же точки зрения придерживается и Б.Нортон, считающий, что принимая экологические решения, следует учитывать все проблемы выбора и множество конфликтующих ценностей. Другие авторы (Д. Калликот, Э. Кэтз) считают, что подобная «сбалансированная» прагматическая теория ценностей носит слишком субъективный характер, чтобы на ее основе можно было развивать достоверную этико-экологическую теорию. Обязанность защищать природную среду не должна быть основана на правильном опыте людей, взаимодействующих с природой, поскольку этот опыт неизбежно включает в себя и существенные ошибки. Экологическая этика, по мнению Э. Кетз, имеет дело с окружающей средой, поэтому должна акцентировать сое внимание на моральных проблемах независимого функционирования экологической системы в целом: нужно признать существование внутренних (природных) ценностей, ибо они служат ограничением антропоцентрист-ского инструментализма, но нет необходимости формулировать или обосновывать эти ценности самостоятельно.
На основании анализа теоретико-методологических основ экопсихологии в мировой науке С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, В.И. Панов [12, с. 83] отмечают значительную несомненную роль так называемой универсальной этики (Г. Торо, М. Ганди, А. Швейцер) в преодолении взглядов на природу как на простой объект человеческих манипуляций. Универсальная этика не проводит разграничения между ценностью человека и другими живыми существами: жизнь насекомого столь же ценна, как и жизнь человека, иными словами, представители природы такие же полноправные субъекты, как и человек. Ее важнейший постулат заключается в утверждении необходимости распространения сферы действия человеческой этики на все природное. Проведенный названными специалистами анализ показал, что в последнее время идеи универсальной этики находят все больше сторонников в разных странах среди ученых в различных областях науки: О. Леопольд, Р. Атфилд, Л. Уайт, Э. Ласло, Б. Калликот, В. Хесле и др. Они считают, что на природу нельзя смотреть только как на материал, сырье для труда и «окружающую среду», то есть утилитарноэгоистически, как подходят к ней в сфере производства, техники, в точных науках. Природу надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект.
Согласно анализу, проведенному философом В. Хесле (1994), основные тенденции развития человечества в последние столетия определялись экономической парадигмой, ориентирующей сознание человека на потребительское (эксплуататорское) отношение к миру окружающей природы, к другим людям и, добавляет Панов В.И. к самому себе. В. Хесле пишет: «Если потребности жителей национального социального государства начинают стихийно возрастать, тогда государство должно попытаться удовлетворить данные потребности; сделать же это оно может только там, где столкнется с наименьшим сопротивлением. А таковы, в сущности, два типа объектов: с одной стороны, природа, с доугой стороны, нации, еще не выработавшие принцип социального правового государства, живущие, например, при полуфеодализме, одним словом народы "третьего мира". В итоге эксплуатацию пытались прикрыть каким-то мнимым правом. Природа же в философии права нового времени всегда оставалась бесправной...» [8, с. 8].
Новая этика по замыслу ее сторонников должна регулировать взаимоотношения человека с Землей, с животными и растениями, формируя убеждение в индивидуальной ответственности за здоровье Земли. Эти этические концепции во многом перекликаются с известными идеями А. Швейцера о благоговении перед жизнью. «Я есть жизнь, желающая жить среди жизни», - этот постулат А. Швейцера позволяет при-
дать смысл человеческому существованию через стремление возвысить естественную связь с миром и сделать ее духовной [13, с. 20]. Интересно, что, анализируя работы современных европейских педагогов, А.К. Шульженко также отмечает усиливающееся влияние идей А. Швейцера на развитие современной теории. Оптимистически окрашенная этическая концепция этого философа является попыткой найти истинное и полноценное мировоззрение, способное помочь «загадочному человеческому Я», положить конец «прозябанию всего человечества». Природа в философском истолковании А. Швейцера представляет собой удивительно творческую и одновременно бессмысленную разрушительную силу. Согласно концепции благоговения, сама природа не знает ни благоговения, ни сочувствия, более того - в ней заявляет о себе лишь слепая воля к жизни, вследствие чего жизнь выступает против жизни и сама жизнь тысячекратно нарушается и разрушается. Поэтому чтение "книги жизни“ величественно и жутко одновременно. Все существа живут за счет других, и как раз самая значительная жизнь многократно приносится самым бессмысленным образом в жертву низшим формам. Воля к жизни попадает здесь в загадочное самораздвоение, она оставляет в страдающем существе боль, мучение, смерть. Мир, по А. Швейцеру, - это ужасное в прекрасном, абсурд в понимаемом, страдание в радости.
Этическая максима А. Швейцера звучит следующим образом: добро - это сохранять жизнь, зло - уничтожать жизнь и препятствовать жизни. Логически стройная этика философа исходит из наличия и в человеке воли к жизни, которая рассматривается в нем как высшая ценность. Учение А. Швейцера требует от человека проявления живого и деятельного интереса ко всему совершающемуся вокруг. «Всегда и везде проявлять беспокойный интерес к миру», - вот базовая платформа этики А. Швейцера. Таинственная и универсальная воля к жизни вырабатывает в человеке навык самосохранения и становится силой, придающей смысл его существованию.
По мнению А. Швейцера, жизнь человека приобретает ценность лишь тогда, когда он творит добро, постоянно жертвуя частичкой своей жизни. «Кто теряет свою жизнь, тот ее находит», - такова жизненная позиция философа-гуманиста. Там, где кончается гуманность, начинается псевдоэтика, не совместимая с культурой. Культура же понимается А. Швейцером как наиболее полное развитие воли к жизни, которая стремится к совершенствованию в духовности. Всякое истинное познание, по А. Швейцеру, переходит в переживание, поэтому различие между ученым и неученым относительно. Ученый, исследующий с помощью микроскопа природный мир, но не испытывающий при этом никакого волнения перед «тайной вездесущей воли к жизни», полон тщеславия от того, что описал кусочек жизни. И наоборот, неученый, не имеющий отношения к научным изысканиям, но преисполненный при виде цветущего дерева тайны воли к жизни, обладает, пожалуй, большим знанием, чем его учёный собрат.
Культура, лишенная духовности, теряет право на жизнь, хотя с прогрессом познания, признает философ, достигнуть духовной культуры становится все тяжелее. Целью любого государства, живущего доверием к нему других государств, и его культурной политики становится этическая и духовная личность. В этом заключается мудрость завтрашнего дня, способная привести будущее культурное человечество через мораль благоговения перед жизнью к вечному миру и процветанию.
Этика благоговения, трактуемая как безграничная ответственность за все, что живет, включает в себя стремление к самосовершенствованию, желание целиком проявить себя в жизни. Неудивительно, что оптимистическое учение А. Швейцера в условиях экологического кризиса и технического
Библиографический список
пессимизма получило общественное, законодательное и государственное признание и было взято на вооружение гуманистической педагогикой многих стран мира. Этика благоговения перед жизнью позволяет педагогам конца ХХ века определять свои собственные ценностные ориентиры и принципы деятельности, воспитывать у молодого поколения уважение ко всем формам жизни, рассматривать ценность жизни как культурно-исторический феномен.
Участники международного педагогического проекта «перспективы воспитания в духе экологии и сотрудничества», реализуемого с 1988 г. и возглавляемого профессором университета Осло (Норвегия) Евой Нордланд, разрабатывая основы новой педагогики, вычленили в качестве ориентиров современного образования и воспитания такие ценности как мир, экологически чистая окружающая среда и тесное сотрудничество живущих на Земле людей как наиболее соответствующие реалиям сегодняшнего дня и перспективам развития цивилизации. Бетти Риордан (США) утверждает, что экологический подход в педагогике предполагает... системный взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в мире. Подобный взгляд основывается на холизме (holism, т.е. система взглядов и действий, базирующихся на благоговейном отношении к миру и природе; термин ассоциируется со словами «Holy» - священный и «whole» - целый. Холизм требует рассматривать любую проблему, явление, задачу в максимально широком контексте, как составную часть обширной системы. В большинстве случаев подразумевается планетарный контекст, то есть изучение проблемы с учетом её возможного воздействия на все сущее в этом мире.
Развивая идею экологического подхода в педагогике, Б. Риордан предполагает использование особой системы понятий и в ряду самых важных из них называет понятие «равновесия», или «гармонии в целостности». «Именно это фундаментальное экологическое понятие отражает наши представления о том идеале, к осуществлению которого стремятся педагоги, об оптимальном варианте отношений между людьми, между человеком и природой. Мы считаем желанной целью всестороннюю гармонизацию взаимоотношений в рамках целостной системы», - пишет Б. Риордан [14, 40]. Экологическое воспитание по мнению автора сможет способствовать установлению на нашей планете социального порядка, основанного на справедливости в мире.
Изложенным позициям зарубежных авторов созвучны идеи Б.Т.Лихачева, изложенные в его последней книге «Воспитание и этика» [4], где он формулирует «экологический категорический императив: не поступай в окружающей среде - космосе, природе, обществе и с человеком вопреки естественному и нравственно-эстетическому эволюционному закону. Нарушение и неисполнение его ведет к распаду жизненно необходимой гармонии, равновесия, связей, к неизбежной гибели взаимозависимых и взаимообусловленных экологических систем различных жизненно важных ниш и обиталищ живых существ». Развивая гуманитарно-экологическое образование, мы придерживаемся установки Б.Т. Лихачева о том, что наряду с ответственностью, через все возможные формы, с помощью всего многообразия методов в образовательной и практической деятельности, важно осуществлять познание детьми красоты окружающего мира, «вчувствование в него», развитие умения любоваться красотой, дорожить ею как самой высокой духовной ценностью. На этой основе будет крепнуть любовь ко всему живому - растениям, животным, людям, - любовь как сочувствие, сострадание, жалость, помощь, самоотверженность и самопожертвование; любовь как глубокое духовно-внутреннее переживание, стимулирующая внешнее добродеяние.
1. Образование для устойчивого развития. Декада ООН по образованию для устойчивого развития [Э/р]. - Р/д:
http://www.unesco.kz/education/2004/esd_brochure.pdf.
2. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации [Э/р]. - Р/д:
www.unece.org/.../NAP/RussianFederationNS.r.pdf
3. UNESCO World Conference on Education for Sustainable Development - Moving into the Second Half of the UN Decade 31 March - 2 April 2009, Bonn, Germany [Э/р]. Р/д: www.esd-world-conference-2009.org
4. Лихачев, Б.Т. Воспитание и этика. - Ярославль: Аверс-Плюс, 2009.
5. Вагнер (Цветкова), И.В. В гармонии с космосом: философско-культурологические подходы // Экологическое воспитание младших школьников. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
6. Umweltethik: Manifest eines verantwortungsvollen Umgangs mit der Natur von Gerhard Pretzmann von Stocker, 2001, Stuttgart
7. Umweltethik: Wieder die Ökologische Krise: Ein kritischer Vergleich der Positionen von Vittorio Hösle und Hans Jonas von Alexander
Klier von Tectum-Verlag, 2007
8. Umweltethik, Ein Lehr- und Lesebuch von Andreas Brenner von Paulusverlag, Fribourg, 2008
9. Umweltethik zur Einführung (Broschiert) von Konrad Ott, Ernst Moritz Arndt Universität, 2010
10. Шульженко, А.К. Эколого-эстетическое воспитание молодежи в европейской и отечественной педагогике: дис. ... докт. пед. наук. - М.,
2006.
11. Этика: учеб. пособие / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др. / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. - 2-е изд. -Мн.: Новое знание, 2002.
12. Панов, В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004.
13. Вагнер (Цветкова), И.В. В гармонии с космосом: философско-культурологические подходы // Экологическое воспитание младших школьников. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
14. Приоритеты современной педагогики: мир - экология - сотрудничество: материалы международного педагогического проекта PEACE / под ред. Э.С. Соколовой. - М., 1993.
Bibliography
1. Obrazovanie dlya ustoyjchivogo razvitiya. Dekada OON po obrazovaniyu dlya ustoyjchivogo razvitiya [Eh/r]. - R/d:
http://www.unesco.kz/education/2004/esd_brochure.pdf.
2. Nacionaljnaya strategiya obrazovaniya dlya ustoyjchivogo razvitiya v Rossiyjskoyj Federacii [Eh/r]. - R/d:
www.unece.org/.../NAP/RussianFederationNS.r.pdf
3. UNESCO World Conference on Education for Sustainable Development - Moving into the Second Half of the UN Decade 31 March - 2 April 2009, Bonn, Germany [Eh/r]. R/d: www.esd-world-conference-2009.org
4. Likhachev, B.T. Vospitanie i ehtika. - Yaroslavlj: Avers-Plyus, 2009.
5. Vagner (Cvetkova), I.V. V garmonii s kosmosom: filosofsko-kuljturologicheskie podkhodih // Ehkologicheskoe vospitanie mladshikh shkoljni-kov. - M.: Pedagogicheskoe obthestvo Rossii, 2000.
6. Umweltethik: Manifest eines verantwortungsvollen Umgangs mit der Natur von Gerhard Pretzmann von Stocker, 2001, Stuttgart
7. Umweltethik: Wieder die Ökologische Krise: Ein kritischer Vergleich der Positionen von Vittorio Hosle und Hans Jonas von Alexander Klier von Tectum-Verlag, 2007
8. Umweltethik, Ein Lehr- und Lesebuch von Andreas Brenner von Paulusverlag, Fribourg, 2008
9. Umweltethik zur Einfuhrung (Broschiert) von Konrad Ott, Ernst Moritz Arndt Universitat, 2010
10. Shuljzhenko, A.K. Ehkologo-ehsteticheskoe vospitanie molodezhi v evropeyjskoyj i otechestvennoyj pedagogike: dis. ... dokt. ped. nauk. - M.,
2006.
11. Ehtika: ucheb. posobie / T.V. Mishatkina, Z.V. Brazhnikova, N.I. Mushinskiyj i dr. / pod red. T.V. Mishatkinoyj, Ya.S. Yas-kevich. - 2-e izd. -Mn.: Novoe znanie, 2002.
12. Panov, V.I. Ehkologicheskaya psikhologiya: Opiht postroeniya metodologii. - M.: Nauka, 2004.
13. Vagner (Cvetkova), I.V. V garmonii s kosmosom: filosofsko-kuljturologicheskie podkhodih // Ehkologicheskoe vospita-nie mladshikh shkoljni-kov. - M.: Pedagogicheskoe obthestvo Rossii, 2000.
14. Prioritetih sovremennoyj pedagogiki: mir - ehkologiya - sotrudnichestvo: materialih mezhdunarodnogo pedagogicheskogo proekta PEACE / pod red. Eh.S. Sokolovoyj. - M., 1993.
Статья поступила в редакцию 04.04.11
УДК 374: 398
Vishnyakova I.N. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF HUMANISTIC RELATIONS FORMATION IN THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE OF THE PRIMARY SCHOOL (BY MEANS OF FOLKLORE). The article formulates the pedagogical conditions of humanistic relations formation in social and cultural sphere of the primary school. In the researched problem the folklore is the means of such relations formation.
Key words: humanistic relations, social and cultural sphere, folklore, professional competence, micro area, age necessities, genre, function.
И.Н. Вишнякова, соискатель ЧГАКИ, г. Челябинск, E-mail: vishnyaki74@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА)
В статье сформулированы педагогические условия формирования гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы. В исследуемой проблеме фольклор является средством формирования таких отношений.
Ключевые слова: гуманистические отношения, социокультурная сфера, фольклор, профессиональная компетентность, микросреда, возрастные потребности, жанр, функция.
В условиях модернизации российского образования осо- (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина обра-
бое место занимают проблемы духовно-нравственной, гума- зования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепция
нистической направленности. Государственные документы патриотического воспитания граждан РФ» и др.). Однако
Правительства Российской Федерации и Министерства обра- вопрос о гуманистическом осуществлении педагогического
зования и науки РФ в полной мере отражают задачи совре- процесса не может быть решен без актуализации и решения
менного общества и провозглашают гуманистический харак- проблемы гуманистических отношений учащихся.
тер образования, приоритет общечеловеческих ценностей