УДК 378:574:711.4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРА
© 2011 И.Б.Мелик-Пашаева
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Статья поступила в редакцию 19.05.2011
В статье рассматривается понятие «ценность» и ценности как критерии выбора средств и способов решения экологических проблем. Кроме того, ценности выступают мотивами деятельности человека, в частности, архитектора. Уделено внимание экологическим аспектам в деятельности архитектора и экологическому образованию будущих архитекторов.
Ключевые слова: деятельность архитектора, ценности, экология окружающей среды, экология человека, экологическая эстетика, экологическое образование.
С древности и до настоящего времени деятельность архитектора направлена на преобразование естественной среды и создание среды искусственной, комфортной и вместе с тем гармонично вписанной в природу. Она во многом определяет мировоззрение человека, его культуру, существенно влияет на его здоровье и работоспособность. Следовательно, основу архитектурной деятельности должен составлять экологический подход, суть которого заключается в представлении проектируемого архитектурного объекта как сложной системы взаимосвязей не только между его отдельными составляющими, но и самого объекта с природным окружением.
Отношение архитектора к природе, на которую он прямо или опосредованно воздействует, есть деятельность, а потому истоки отношения архитектора к преобразованию среды находятся в его деятельности, которая должна иметь целесообразный характер. Поскольку программа взаимодействия с природой задается человеком как субъектом деятельности, то именно целесообразный характер деятельности любого человека, в том числе и архитектора, выступает одним из ведущих способов разрешения экологических проблем, существующих сегодня в мире. Архитектор обязан соразмерять свою деятельность с природой, так как она «стоит» на пути осуществления его целей.
Критерием выбора средств и способов решения экологических проблем являются ценности. Они выступают мотивами деятельности человека, и потому ориентируют его в мире природы, регулируют его взаимодействие с ней. Ценности
придают ценностную ориентацию деятельности человека в освоении природы. Ценностная ориентация становится критерием для осуществления гуманистической экспертизы результатов деятельности. Ценностная ориентация определяет и направленность целеполагания человека, моделирования и проектирования деятельности.
Ценностные установки человека на взаимодействие с природой предопределяют направленность его практической, преобразующей деятельности, в основаниях которой находятся ценности. «Иными словами объективность природы перестает быть непосредственной данностью, но оказывается полагаемой как смысл, или порядок»1, который устанавливает сам человек. Созидание гуманистических систем ценностей - это веление времени, поскольку нынешняя ситуация характеризуется тем, что противоречия общественного развития приобрели общечеловеческие масштабы, вылились в глобальный кризис. Л.П.Буева отмечает: «И если не рождаются новые гуманистические системы ценностей, то реальные формы жизни, обесцененные и противоречивые, могут становиться полем деморализации и одичания для людей, не обладающих устойчивыми внутренними структурами, привыкших жить, опираясь лишь на внешние опоры, нормы и поддерживавшие их социальные институты, общественное или групповое мнение»2. Несомненно, что ценности являются и критерием оценки результатов деятельности человека. Осознание результатов человеческой деятельности, породившей глобальные проблемы современности, выявляет ценно-
Мелик-Пашаева Ирина Борисовна, ассистент кафедры высшей математики, аспирант кафедры педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. E-mail: ira mel [email protected]
1 Туровский М.Б. Философские основания культурологи. - М.: 1997. - С. 121.
2 Буева Л.П. Человек, культура и образование в кри-
зисном социуме // Философия образования. - М.:
1996. - С. 77.
стные ориентации рефлексирующего человека. Так осмысление глобальных проблем современности вписывается в объект педагогической науки, а именно: в процесс целеноправленного формирования экологических взглядов, приобщения студентов к «традиции сотрудничества» с природой, формирование экологической культуры. Подход к формированию экологической культуры будущего архитектора, ядром которого является «преломленное в моральных критериях экологическое сознание»3, означает, что ценностный характер ориентации человека вытекает из целесообразности его деятельности.
Наиболее адекватными сущности ценностного подхода являются принцип гуманизма, а так же принцип единства оценочного и ценностного. Сущность принципа единства оценочного и ценностного заключена в том, что благодаря сопряжению субъектно-объектного (оценка) и объектно-субъектного (ценность), обеспечивающего межсубъектные отношения между архитектором и природой, деятельность архитектора осуществляется в соответствии с экологическими императивами и экологическими правилами.
Ценности неотделимы от бытия, от социальной действительности. Архитектор, отражая бытие с помощью сознания, выбирает ценности посредством сознания. Став достоянием сознания, ценности инициируют становление потребностей, мотивов, образующих его мотивацион-ную сферу, иерархическое строение которой определяет направленность личности человека и его деятельности. Привлечение понятия «ценность», под которой мы вслед за М.С.Каганом понимаем «значение», «отношение к...», дает ответ не только на вопросы, что движет архитектором при создании сооружений и изменении окружающей среды, ради чего совершается деятельность, но и как она реализуется? «Ценность предстает перед нами именно как отношение. Причем специфическое отношение, поскольку она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, то есть носителем социальных и культурных качеств, которые и определяют сверхиндивидуальное содержание его духовной деятельности; деятельность человека и является реальным отношением, в котором он выступает как субъект, хотя в другой ситуации он окажется объектом для другого субъекта»4, - отмечает М.С.Каган.
Архитектор реализует ценности в своей деятельности, поэтому он, по мнению М.С.Кагана,
3 Мишаткина Т.В. Экологическая этика // Этика: учебное пособие. - М.: 2002. - С. 286.
4 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: 1997. - С. 67.
как субъект может отражать объективные связи и отношения, т.е. познавать мир; он может рассматривать его значение для себя как субъекта, т.е. ценностно его осмыслить; он может конструировать новые идеальные объекты, т.е. проектировать несуществующее, но желаемое или необходимое5, которое не подвергает опасности само существование отдельно взятого человека и всего человечества в целом. «В ценности, -пишет В.Н.Сагатовский, - в итоговой концентрированной форме выражаются основные потребности и интересы человека: с помощью ценностей осуществляется выбор того или иного отношения к миру и любой его части»6.
Ведущими ценностями, определяющими направленность деятельности архитектора, являются ценности блага и пользы. Конечно, в процессе своей деятельности архитектор реализует и другие ценности. Его деятельность побуждается и другими моральными мотивами, форму которых принимают различные ценности (долг, ответственность, честь, достоинство и др.). Любая ценность, принимая форму мотива, если она осознается как нравственная, не только фиксирует отношение архитектора к деятельности, но и воспринимается как должная к реализации. Ценности блага и пользы, реализуемые и достигаемые в деятельности архитектора, становятся нравственными тогда, когда, как подчеркивает Р.Г.Апресян, обязательства, вытекающие из ценности, касаются, как достижения самой ценности, так и средства их достижения7. Если из ценностей не вытекают никакие обязательства, то они не приобретают статус нравственных. Обязательства архитектора вытекают из ценностей блага и пользы. Эти ценности являются доминирующими в его деятельности и характеризуют ее нравственные основания. Целесообразность деятельности архитектора является производной его отношения к природе и связанна с постановкой цели, в качестве которой выступает получение пользы как добра, которое, в свою очередь, есть благо.
В представлениях архитектора о пользе обобщаются требования, с которыми он сталкивается в своей деятельности, ведущим аспектом которой является целесообразное преобразование. В связи с этим можно сформулировать следующую педагогическую задачу: развитие способности будущего архитектора к преобразовательной деятельности, ориентированной на
5 Каган М.С. Философская теория ценности.... - С. 66.
6 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): В 3 ч. - Ч. 1. Введение: философия и жизнь. - СПб.: 1997. - С. 15.
7 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: 1998. - С. 254.
достижение блага и пользы, как для себя, так и для других в контексте «не навреди природе». Особенностью профессиональной деятельности архитектора является симбиоз проектной практической деятельности и художественной деятельности. Оба эти направления включают в себя экологические аспекты: экологию окружающей среды, экологию человека и экологическую эстетику. Остановимся на каждом из них подробнее.
Итак, экология окружающей среды включает в себя следующие направления: 1) природоохранную деятельность - сохранение природных ресурсов; знание и соблюдение экологического законодательства, нормативных документов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; проведение экологической экспертизы; 2) изучение особенностей взаимодействия природной среды и мест проживания людей, включающее разработку способов экологизации этого взаимодействия с учетом равного инвайронментального пространства, а также обеспечение устойчивого развития поселений. Деятельность архитектора должна быть направлена на преобразование естественной среды и создание среды искусственной, комфортной и вместе с тем гармонично вписанной в природу. Архитектор наряду с другими участниками процесса архитектурного средообразования должен представлять, каким образом он будет влиять на окружающую среду, как будут взаимодействовать искусственная и естественная природная среда. Вся деятельность архитектора должна опираться на знание законов развития природы, основ экологии. От этого зависит его профессиональное умение минимизировать негативное воздействие результатов своей деятельности на природу, органично вписать их в природную среду, помочь развитию природных систем и одновременно повысить качество жизни человека. Для реализации архитектурных решений необходим учет специфики региональных и местных экологических, экономических и социальных условий; 3) экореставрация ранее нарушенной природной среды; 4) проектирование биопозитивных (экологичных) зданий и сооружений, а также использование архитектурных решений, воспринимаемых природной средой как родственные ей объекты и включаемых ею в экосистемы, помогающие существованию, восстановлению и развитию естественной природной среды. «Природа будет воспринимать биопозитивные объекты (здания, сооружения, поселения, страны) как естественные природные объекты, что постепенно приведет к достижению устойчивости, восстановлению нарушенного равновесия и
исключению отступления природы под антропогенным давлением человека»8.
Результаты деятельности архитектора затрагивают экологию человека. Экология человека рассматривает проблемы адаптации человека к изменениям окружающей среды через призму социальных условий. Это сравнительно новый раздел знаний, включающий в себя широкий круг теоретических и практических вопросов, затрагивающих различные сферы человеческого существования. В частности, анализируются аспекты социальной и физиологической адаптации к городским условиям. В последнее время особую остроту приобрели вопросы адаптации к антропогенным факторам, включая загрязнения окружающей среды и создание искусственной (городской) среды.
Городская среда существеннейшим образом изменяет окружающую среду, так как в результате активной преобразующей деятельности человечества возникла новая экологическая среда с высокой концентрацией антропогенных факторов. Города, крупные поселения являются местами сосредоточения жителей нашей планеты, призванные удовлетворить их потребности и вместе с тем обеспечить достаточно высокое качество жизни в различных его аспектах: комфортность, безопасность, в том числе и экологическую. В действительности же они являются центрами возникновения основных экологических проблем.
Особого внимания требуют исследования пространственной среды городов, находящихся в сложных экологических условиях. Изучение путей экологизации городских пространств является существенным аспектом повышения качества жизненной среды. В связи с выше сказанным перед специалистами - архитекторами и строителями стоят важнейшие задачи, во-первых, создать высокое качество жизни людей и одновременно обеспечить экологичность городов, т.е. достичь экологического равновесия между городами и природой. Для архитекторов необходимо глубоко осознать и изучить прямую и обратную связь в системе природа-город-человек.
В архитектурном пространстве прослеживается тенденция движения к предельным состояниям: переуплотнению, загрязнению и деформации, повышенной интенсификации. Физическое загрязнение вызывает ухудшение санитарно-гигиенического состояния среды. Уплотнение, связанное с заполнением пространства застройкой, техникой, людьми, имеет физические
8 Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология -важнейшая проблема XXI века // Жилищное строительство. - 2001. - №2. - С. 15 - 16.
и психологические пределы. Происходит вытеснение природы и человека из свободного пространства техникой и её атрибутами (автостоянками, оборудованием, развязками дорог), сжатие персональных и групповых пространств в результате увеличения численности жителей на единицу площади. Запредельные состояния, связанные с выходом за границы экологично-сти, создают угрозу для жизни и здоровья людей. В связи с этим архитектор должен знать и соблюдать законы и нормативно правовые акты, определяющие направления развития градостроительства и архитектуры. Необходимо проведение предпроектных и социально-экологических исследований, руководство которыми входит в число должностных обязанностей архитектора, и на их основе архитектор должен разрабатывать социально-экологические программы - задания на устойчивое проектирование архитектурных объектов. Необходим учет психологических, физиологических потребностей человека для повышения качества его жизни.
Таким образом, для достижения социального и экологического комфорта населения архитектор при проектировании, а также в проектной и проектно-исследовательской практиках, должен: 1) идентифицировать социально-экологическое содержание и социально-экологические проблемы в различных сферах - архитектурной, градостроительной, ландшафтной; 2) проводить предпроектные социально-экологи-ческие исследования и, на их основе, разрабатывать социально-экологические программы - задания на проектирование архитектурных объектов: а) интерпретировать пред-проектную социально-экологическую информацию в архитектурные решения; б) решать соци-ально-архи-тектурные и экологические проблемы создания, эксплуатации и реконструкции объектов; в) анализировать и оценивать соци-ально-экологи-ческие последствия различных архитектурно-проектных решений и деятельности архитектора.
Профессиональная деятельность архитектора включает в себя аспекты экологической эстетики, поскольку экологическая эстетика как область эстетической науки занимается изучением взаимосвязей человека и его техносферы с окружающей природой, биосферой, а также и с заново созданной средой обитания человека. Преобразование же естественной среды и создание искусственной среды, гармонично вписанной в природу, является целью деятельности архитектора.
В условиях нарастающей урбанизации в сферу архитектурного пространства вовлекаются все новые и новые территории, именно по-
этому эстетико-философское изучение архитектурного пространства приобретает в настоящее время большую актуальность. В настоящем происходит сложное многоуровневое изменение облика и формы обширных участков земной поверхности. Критерием качества архитектурного пространства, рассматриваемого как особое человеческое пространство, выступает эстетический критерий. Поэтому от архитектора требуется: 1) соблюдение технических, экологических, социально-экономических и эстетических требований к уже созданным и вновь проектируемым архитектурным объектам; 2) соблюдение правил охраны памятников истории и архитектуры; 3) решение социально-архитектурных, экологических и эстетических проблем реконструкции объектов.
Задачи экологической эстетики формулируются и реализуются в процессе комплексного художественного проектирования среды с учетом экологических факторов - сохранение баланса между живым миром, природой и историко-культурными общечеловеческими ценностями. Это полностью согласуется с целями деятельности архитектора. Критерием оценки деятельности архитектора должна выступать эстетическая значимость организуемой среды.
Принимая во внимание все вышеизложенное, надо отметить, что деятельность современного архитектора должна опираться на знание законов развития природы, основ экологии. Кроме того, он должен обладать целым спектром специальных знаний, дающими возможность проектировать и строить в согласии с природой. В связи с этим появляется проблема экологического образования и экологического воспитания студентов - будущих архитекторов. В настоящее время экологическое образование студентов - будущих архитекторов, к сожалению, сводится лишь к приобретению профессиональных экологических знаний. Поэтому, безусловно, серьезным достижением в экологическом образовании архитекторов является разработанный и активно внедряемый в учебный процесс архитектурных факультетов отечественных вузов курс «Архитектурно-строительная экология». Это наука об экологичных, устойчивых и здоровых городах, регионах и странах, включающая в себя комплексы общих экологических знаний, позволяющих сформировать экологическое мировоззрение будущих специалистов, а так же специальные знания по экологизации градостроительства, архитектуры и строительства. «Архитектурно-строительную экологию» следует рассматривать как прикладную дисциплину современной комплексной теории архитектуры, занимающуюся изучением воздействия естественных и антропогенных факторов на ар-
хитектурные системы. Она должна вырабатывать рекомендации по экологической комфортности проектируемых объектов при научно-обоснованном соблюдении принципов рационального природопользования. Данный курс является не только инструментом научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности, но и способствует формированию экологического мировоззрения будущих архитекторов. Методическим особенностям формирования экологического мировоззрения студентов в процессе обучения и экологического воспитания автором было уделено внимание в статье «Формирование экологического мировоззрения студентов технического вуза»9.
Введение в образование будущих архитекторов курса «Математические модели в экологии», который, очевидно, имеет прогностическую ценность, позволяет расширить содержательную часть их экологического образования. Для магистрантов и аспирантов имеет смысл изучение курса «Экологическая педагогика», при этом дополнительно решается задача переподготовки педагогических кадров вузов. Цель экологического образования заключается не
только в понимании природных процессов, но и в изменении поведения человека для защиты и разумного использования природных ресурсов, обеспечения устойчивого развития страны.
Подводя некоторые итоги, можно отметить, что экологическое образование будущих архитекторов в вузе должно представлять собой целенаправленную организацию этого процесса как целостной педагогической системы со своими целями, содержанием, методами. В основе такой системы должны лежать модель экологически-ориентированного специалиста-архитектора и концепция качества, включающая в себя: качество содержания экологической подготовки, качество образовательных технологий и качество образовательных результатов. В соответствии с этим педагогический процесс в конечном итоге должен обеспечить формирование специалиста как носителя экологического мировоззрения и экологической культуры.
9 Мелик-Пашаева И.Б. Формирование экологического мировоззрения студентов технического вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т.12. - №5(3). - С. 627 - 631.
PEDAGOGICAL ANALYSIS OF ECOLOGICAL COMPONENT OF ARCHITECT ACTIVITY
©2011 I.B.Melik-Pashaeva
Samara State University of Architecture and Civil Engineering
The article reveals the concept «value» and values as criteria of choosing means and ways to solve environmental problems. Besides values are considered as motives of architect activity. The author draws attention to ecological aspects in architect activity and to ecological education of future architects.
Keywords: architect activity, value, environment ecology, human being ecology, ecological aesthetics, ecological education.
Irina Borisovna Melik-Pashaeva, assistant of Department of Higher Mathematics, postgraduate student of Department of pedagogics of Samara State Academy of Social Sciences and Humanities. E-mail: ira mel [email protected]