Научная статья на тему 'Экологическое сознание и экологическая деятельность архитектора как предмет педагогической рефлексии'

Экологическое сознание и экологическая деятельность архитектора как предмет педагогической рефлексии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1539
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL ACTIVITY / ANTHROPOCENTRIC ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOCENTRIC ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / THE PURPOSE OF ECOLOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мелик-пашаева Ирина Борисовна

В статье даны определения понятиям «экологическое сознание» и «экологическая деятельность». Рассмотрены два типа экологического сознания, их характерные признаки и структурные компоненты, а также указаны особенности влияния экологического сознания, формируемого у студентов – будущих архитекторов, на их экологическую деятельность. Предложены педагогические условия формирования элементов экологического сознания студентов – будущих архитекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS AND ECOLOGICAL ACTIVITY OF THE ARCHITECT AS A SUBJECT OF PEDAGOGICAL REFLECTION

In the article definitions are given to concepts «ecological consciousness» and «ecological activity». Two types of ecological consciousness, their characteristic signs and structural components are considered, and also features of influence of the ecological consciousness formed in students – future architects, on their ecological activity are specified. Pedagogical conditions of formation of elements of ecological consciousness of students future architects are offered.

Текст научной работы на тему «Экологическое сознание и экологическая деятельность архитектора как предмет педагогической рефлексии»

УДК 378.14:502.3:72

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

© 2012 И.Б.Мелик-Пашаева Самарский государственный архитектурно-строительный университет Статья поступила в редакцию 07.12.2011

В статье даны определения понятиям «экологическое сознание» и «экологическая деятельность». Рассмотрены два типа экологического сознания, их характерные признаки и структурные компоненты, а также указаны особенности влияния экологического сознания, формируемого у студентов - будущих архитекторов, на их экологическую деятельность. Предложены педагогические условия формирования элементов экологического сознания студентов - будущих архитекторов.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая деятельность, антропоцентрическое экологическое сознание, экоцентрическое экологическое сознание, цель экологической деятельности.

Экологическое сознание - это сфера общественного и индивидуального сознания, связанная с отражением природы как части бытия. Развитию экологического сознания способствует формирование специфического восприятия мира природы и своеобразного отношения к этому миру. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.

В XX столетии человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису, в связи, с чем возникла проблема формирования экологического сознания. Первоначально понятие «экологическое сознание» заменялось такими понятиями, как «экологическое мышление», «экологическая мудрость», «природоохранительное мышление». И лишь совсем недавно, 30 - 40 лет назад, исследователи обратили внимание на необходимость выделения понятия экологического сознания и выявления его структуры. В конце XX столетия предпринимается попытка оценить экологическое сознание с точки зрения будущего (экологический оптимизм и экологический пессимизм), с позиций утилитарно-экономического подхода (сколько это будет стоить), а также с позиций аксиологического (ценностного) подхода, выявляющего ценности, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Это объясняется новым пониманием места и предназначения человека в современном мире. Необходимо отметить социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями.

°Мелик-Пашаева Ирина Борисовна, ст. преподаватель кафедры высшей математики, аспирант кафедры педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. E-mail: ira mel pash@mail.ru

Можно выделить два противоположных типа экологического сознания - антропоцентрическое и биоцентрическое или экоцентрическое. Для антропоцентрического типа экологического сознания характерны следующие признаки: высшей ценностью признается человек; иерархическая картина мира; целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей; «прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку; природа воспринимается как объект человеческой деятельности; этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы; развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека; деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения. Характерными признаками экоцентрического типа экологического сознания являются: высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы; отказ от иерархической картины мира; целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение, как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества; «экологический императив»: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие; природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком; этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой; развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства; деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей1.

Указанные признаки, являющиеся одновременно и структурными компонентами разных ти-

1 Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов на/Д.: 1996.

пов экологического сознания, дают возможность представить некоторую целостную описательную характеристику данных типов. Итак, антропоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила2. Эко-центрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил3.

И.В.Кряж4 отмечает, что, к сожалению, как на уровне общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские установки. Это связанно с тем, что существующая до сих пор система экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных ценностей, тем не менее, в основе своей строилась на антропоцен-тристской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы образования подрастающего поколения, которая в полной мере учитывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики.

В.А.Скребец, характеризуя экологическое сознание, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, кото-

2 Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учебное пособие. - М.: 2000. - С. 91.

3 Там же. - С. 91.

4 Кряж И.В. Психосемантическое исследование обы-

денных экологических представлении // Вопросы

психологии. - 1998. - № 1. - С. 65 - 75.

рый предвосхищает экологическую практику5. Таким образом, акцентируется внимание на предвосхищающе-прогностической функции экологического сознания.

В качестве структурных компонентов экологического сознания В.А.Скребец выделяет, прежде всего, центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, характерных для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, который усвоен определенной категорией людей и конкретным индивидом. К основным свойствам или признакам экологического сознания исследователь относит: социальный характер экологического сознания; опосредован-ность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы; саморефлексивность; внутренний диало-гизм и др.

Среди многочисленных видов и форм взаимодействия человека со средой можно выделить два аспекта. Первый аспект - это влияние среды на человека, которое может изменить протекание его физиологических и психологических функций и процессов, а второй - влияние человека на среду и отражение этого влияния, его причин, форм и результатов в сознании человека, т.е. осознание антропогенного воздействия.

Учитывая связь экологической ситуации с характером антропогенного воздействия и его последствиями, а также прогностическую функцию экологического сознания, В.И.Медведев и А.А.Алдашева определяют экологическое сознание как знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценку вариантов предполагаемого поведения в экологической среде, учет последствий такого поведения и познания самого себя как элемента экологической системы6.

С уверенностью можно утверждать, что экологическая деятельность любого человека и, в частности архитектора, является следствием, реализацией конструктивного содержания экологического сознания. Экологическая деятельность - это, прежде всего сознательная деятельность отдельного человека или всего общества в целом, имеющая четкие цели и направленная на объекты и явления окружающей среды. Формирование целей экологической деятельности: их формулировка, план и программа достижения, возможность изменения принятой стратегии и т.п. - определяется сознанием человека, тем самым можно утверждать, что экологическая деятельность определяется особенностями экологического сознания.

5 Скребец В.А. Экологическая психология: Учебное пособие. - К.: 1998.

6 Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. - М.: 2001. - С. 20.

Рассмотрим некоторые аспекты, характеризующие связь экологической деятельности архитектора с экологическим сознанием. Пожалуй, наиболее непосредственная связь выявляется в процессе формулировки цели экологической деятельности архитектора. Отношение архитектора к природе, на которую он прямо или опосредованно воздействует, есть деятельность, а потому истоки отношения архитектора к преобразованию среды находятся в его деятельности, которая должна иметь целесообразный характер. Поскольку программа взаимодействия с природой задается человеком как субъектом деятельности, то именно целесообразный характер деятельности любого человека, в том числе и архитектора, выступает одним из ведущих способов разрешения экологических проблем, существующих сегодня в мире. Архитектор обязан соразмерять свою деятельность с природой, так как она «стоит» на пути осуществления его целей.

Критерием выбора средств и способов решения экологических проблем являются ценности. Ведущими ценностями, определяющими направленность деятельности архитектора, являются ценности блага и пользы. Конечно, в процессе своей деятельности архитектор реализует и другие ценности. Его деятельность побуждается и другими моральными мотивами, форму которых принимают различные ценности (долг, ответственность, честь, достоинство и др.). Эти ценности являются доминирующими в его деятельности и характеризуют ее нравственные основания. Целесообразность деятельности архитектора является производной его отношения к природе и связанна с постановкой цели, в качестве которой выступает получение пользы как добра, которое, в свою очередь, есть благо7. Цели экологической деятельности архитектора могут быть охранительными и преобразующими.

Охранительные цели профессиональной деятельности архитектора - это сохранение и рациональное использование природных ресурсов; знание и соблюдение экологического законодательства, нормативных документов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; проведение экологической экспертизы. Основная направленность охранительных целей, стоящих перед архитектором, заключается в стремлении минимизировать негативное воздействие результатов своей деятельности на природу, органично вписать их в природную среду, помочь развитию природных систем и одновременно повысить качество жизни человека, или сохранить, насколько это возможно, существовавшую до вмешательства человека экосистему.

7 Мелик-Пашаева И.Б. Педагогический анализ экологической составляющей деятельности архитектора // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - Т.13. - №2(5). - С. 1089 - 1093.

К преобразующим целям можно отнести изучение особенностей взаимодействия природной среды и мест проживания людей, включающее разработку способов экологизации этого взаимодействия с учетом равного инвайронментального пространства, а также обеспечение устойчивого развития поселений. Целью деятельность архитектора должно быть преобразование естественной среды и создание среды искусственной, комфортной и вместе с тем гармонично вписанной в природу. Архитектор наряду с другими участниками процесса архитектурного средообразования должен представлять, каким образом он будет преобразовывать окружающую среду, как будут взаимодействовать искусственная и естественная природная среда. К преобразующим целям экологической деятельности архитектора относится экореставра-ция ранее нарушенной природной среды, а также использование архитектурных решений, воспринимаемых природной средой как родственные ей объекты и включаемых ею в экосистемы, помогающие существованию, восстановлению и развитию естественной природной среды.

В качестве примера можно упомянуть стремление вернуть в городскую культуру элементы или даже комплексы естественной природы. Хорошо известны поиски так называемой ландшафтной архитектуры. Сейчас в мире, преимущественно в странах с упорядоченной общественно-политической и экономической структурой, например в Англии, развивается городская парковая культура, появляется культ обнаженной земли, вплоть до замены дешевых асфальтных дорог очень дорогими в содержании грунтовыми, особенно в местах, представляющих исторический интерес, расцветает водная архитектура. Можно отметить, что особенностью города является не разрыв его жителей с природой, а замещение природы нерукотворной, независимой от человека, природой, сотворенной самим человеком, причем эта новая природа возникает не только как следствие той или иной деятельности человека, но и в результате целенаправленной, заранее спланированной активности, нацеленной на это замещение.

Преобразующие цели всегда будут доминировать в формировании экологической деятельности любого человека, так как сама идея преобразования является неотъемлемым свойством человека, обеспечившим его ведущую роль на конечном этапе биологической эволюции. Поэтому можно утверждать, что преобразующие цели являются реальной основой экологической деятельности архитектора. В то же время необходимо отметить, что существенным недостатком является невозможность просчитать все последствия того или иного преобразования.

Из вышесказанного следует сделать вывод о необходимости построения принципиально иной системы экологического образования студента -будущего архитектора, которая, в полной мере, учитывала бы достижения современной экологи-

ческой философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики. В реальности содержание экологического образования сводится к экологическим знаниям, хотя и подчеркивается, что ядро этих знаний составляют представления о природе как саморазвивающейся системе. Однако, этого не достаточно, так как сформированное экологическое сознание в современной трактовке представляет собой комплекс экологических воззрений, оценок, теорий различных социальных групп и пр. Таким образом, в образовательный процесс студента архитектурного факультета должен быть включен специальный теоретический курс, формирующий цельное представление об экологической проблематике в со-

временном обществе и охватывающий полный спектр экологических аспектов профессиональной деятельности архитектора. Нами разработан курс «Экологические этика и эстетика в современной архитектуре». В рамках данного курса изучены вопросы теории и истории возникновения экологической этики, ее основные направления и принципы, а также взаимосвязь экологической этики и экологической эстетики и роли экологической эстетики в профессиональной деятельности архитектора. В настоящее время данная дисциплина преподается в качестве факультатива в Самарском государственном архитектурно-строительном университете студентам первого курса архитектурного факультета.

ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS AND ECOLOGICAL ACTIVITY OF THE ARCHITECT AS A SUBJECT OF PEDAGOGICAL REFLECTION

© 2012 I.B.Melik-Pashaeva

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

In the article definitions are given to concepts «ecological consciousness» and «ecological activity». Two types of ecological consciousness, their characteristic signs and structural components are considered, and also features of influence of the ecological consciousness formed in students - future architects, on their ecological activity are specified. Pedagogical conditions of formation of elements of ecological consciousness of students - future architects are offered.

Key words: ecological consciousness, ecological activity, anthropocentric ecological consciousness, ecocentric ecological consciousness, the purpose of ecological activity.

Irina Borisovna Melik-Pashaeva, the senior teacher of Department of Higher Mathematics, postgraduate student of Department of pedagogics of Volga Region

State Social-Humanitarian Academy. E-mail: ira mel pash@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.