4. Wilson E.O. The insect societies. - Cambridge: Harvard university press, 1972; Hamilton W.D. Altruism and related phenomena, mainly in social insects // Annual review of ecology and systematic. - 1972. - Vol. 3. - pp.193-232.
5. Trivers R.L. The evolution of reciprocal altruism // Quarterly review of biology. - 1971. - Vol. 46. - №1. -pp. 35-57.
6. Alexander R.D. The biology of moral systems. - New York: Aldine de Gruyter, 1987.
7. Delins J.D. Of mind memes and brain bugs: a natural history of culture / W.A. Koch The nature of culture. - Bochum: Studienlag Brockmeyer, 1989.
8. Докинз P. Эгоистичный ген. - M.: ACT, Corpus, 2013.
9. Докинз P. Капеллан дьявола. Размышления о надежде, лжи, науке и любви. - М.: ACT, Corpus, 2013.
10. Ридли M. Происхождение альтруизма и добродетели: от инстинктов к сотрудничеству. - М.: Эксмо, 2012.
Мантатов Вячеслав Владимирович, доктор философских наук, профессор, директор Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Mantatov Vyacheslav Vladimirovich, doctor of philosophical sciences, professor, head of Institute of Sustainable Development, Eastern-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: rexton [email protected]
УДК 316:1 © A.C. Насибулина, K.B. Гунзенова
ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ГЛОБАЛЬНОЙ БИОЭТИКИ*
*Статья подготовлена в рамках проекта РНФ № 14-18-02006
Экологическая этика охватывает предельно широкий круг проблем, рассматривает нравственные отношения человека и окружающей среды. Глобальная биоэтика, в свою очередь, ориентирована на разрешение моральных проблем, вызванных новейшими достижениями науки и современных биотехнологий. В статье рассматриваются грани взаимодействия экологической этики и биоэтики, принципы и ценности данных междисциплинарных наук, их роль в устойчивом развитии человечества.
Ключевые слова: экологическая этика, глобальная биоэтика, устойчивое развитие, экологический кризис, коэволюция человека и природы.
A.S. Nasibulina, K.V. Gunzenova INTERACTION AREA OF ENVIRONMENTAL ETHICS AND GLOBAL BIOETHICS
Environmental ethics encompasses an extremely wide range of problems, considering the moral relations between man and environment. Global bioethics, in turn, focuses on the resolution of moral problems caused by the latest achievements of science and modern biotechnology. The article discusses aspects of interaction of environmental ethics and bioethics, the principles and values of these interdisciplinary sciences, their role in sustainable development of mankind.
Keywords: environmental ethics, global bioethics, sustainable development, environmental crisis, coevolution of man and nature.
В современном обществе глобальной техно-логизации особое негативное значение приобрели доминирующие на протяжении многих лет антропоцентрические представления об отношениях человека и природы, при которых объекты природы рассматриваются исключительно в роли средств достижения человеческих целей. Основоположники этических наук, такие как А. Леопольд (этика земли), А. Швейцер (универсальная этика), В.Р. Поттер (глобальная биоэтика), выразили идею об отношении человека к природе не только как к среде обитания, в которой господствует человек.
В.Р. Поттер: «Существование мира не должно зависеть от терпения Природы выносить наши оскорбления и ее способности бесконечно под-
держивать жизнь наших потомков. Наука не может заменить щедрость Природы, когда последняя опустошена и разграблена» [1]. Идеи А. Леопольда и А. Швейцера стали фундаментом для формирования экологической этики и одновременно пространством для разработки и обсуждения альтернативных, этико-экологических парадигм по решению экологических проблем в различных областях. Собственно сам факт появления экологической этики во многом обусловлен проблемами, которые возникали в развитии человеческой цивилизации и достигли пика своей актуальности в конце XX - начале XXI вв.
Основные этические постулаты экологической этики, сформулированные П. Тейлором, такие как невмешательство и справедливое от-
14(2) /2014
ношение к природе, непричинение вреда живой природе, принцип пропорциональности и минимального ущерба, созвучны универсальному принципу А. Швейцера - «благоговение перед жизнью» и биоэтической теории В.Р. Поттера [2]. Основными принципами теории Поттера являются: 1) подтверждение благоговения перед жизнью, а также соблюдение обязательств перед будущими поколениями; 2) осознание необходимости принятия неотложных мер в мире, находящемся в кризисной ситуации; 3) согласие с тем, что выживание и развитие человечества в будущем в значительной степени зависит от нынешних планов общества и деятельности человека; 4) признание уникальности каждой личности и ее естественного желания внести свой вклад в развитие общества способом, совместимым с его потребностями [3]. В современном обществе данные принципы получили дальнейшее развитие и легли в основу деклараций, меморандумов, государственных и международных законов и стандартов, регулирующих различные сферы деятельности человека.
Современная экологическая этика ставит вопрос о необходимости обеспечения долгосрочного и устойчивого взаимодействия человека с природой. Концепция коэволюции основывается при этом на общности человека и природы и пытается соотнести представления об общности блага для человека и природных существ с идеями об общности целей их взаимодействия и развития. Ключевое изменение морально-этической оценки природы, соответствующее данным представлениям, заключается в том, чтобы научиться видеть в природе ценность культуры. Следовательно, гуманизм человека в той же мере должен проявляться в отношении к природе, как и в межчеловеческих отношениях, более того, гуманизм как принцип связи между людьми приобретает завершенный вид только тогда, когда он становится одновременно формой связи между человеком и природой [4].
Новый гуманистический подход проявляется в двух основных принципах - экоцентризме и биоцентризме, на базе которых формируются новые междисциплинарные научные направления - экологическая этика и биоэтика. Биоэтика - первая попытка мыслить «глобально» в сфере этики. В центре исследования - будущее жизни и человечества. Глобальная биоэтика, обозначает более высокий статус биоэтики. Концепция глобальной биоэтики, следуя принципам устойчивого развития, помимо всех живущих людей, охватывает будущие поколения, все живые организмы в целом, а также природу и окружающую среду. Предметом биоэтики, ориентированной на
изучение и разрешение моральных проблем, вызванных новейшими достижениями науки, выступает нравственно-понимающее отношение к жизни и всему живому. Экологическая этика представляет собой отрасль прикладной этики, предметом которой выступают нравственные взаимоотношения человека, общества и природы в целом, в качестве автономных и равных моральных субъектов. Этика окружающей среды -это этика, направленная на решение экологической проблемы. Основная задача экологической этики - конструирование системы ценностно-нормативных установок общества, определяющих гармоничные отношения человека с природой. Предложенная экологической этикой ценностная переориентация общества преследует цель преодоления потребительских интенций техногенной цивилизации [5].
Из этого следует, что экологическая этика и биоэтика, прежде всего, имеют общий предмет -отношения человека и природы. Но также между ними существуют и некоторые различия. Экологическая этика распространяет моральные нормы и требования на отношение человека ко всей окружающей среде, живой и неживой, требует от него нравственного отношения к ней. Биоэтика, в свою очередь, рассматривает проблемы ценностного характера, выступает моральным регулятором проблем, связанных не только с защитой прав человека в биомедицине, но и с защитой прав животных. Биоэтика выходит за рамки жизни и здоровья человека, касаясь проблем существования и защиты всего живого.
Таким образом, биоэтика и экологическая этика предполагают оптимальное соотношение интересов человечества и природы, обеспечивающее их взаимно скоординированное развитие, при котором, воздействуя на объекты живой природы, используя их в собственных целях, человек обязан учитывать их возможности и интересы. Ключевое изменение морально-этического отношения к природе требует переоценки моральных ценностей, так как в данном случае необходимо признать независимость и ценность природных компонентов безотносительно к их ценности для человека и его потребностей.
За счет распространения этических принципов на объекты природы происходит расширение традиционного гуманизма. Вырабатываются новые нравственные нормы поведения личности, ориентируемые на отказ человека от собственного эгоизма и проявление уважения по отношению ко всему природному миру. При этом концепции экологической этики и биоэтики подразумевают рациональное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы. Гума-
нистическим основанием современных наук о жизни является философское и этическое знание, трансформированное в соответствии с интересами экологии, биологии и медицины. Это является методологической основой фундаментальных положений глобальной биоэтики и экологической этики.
Основные направления современного экоэти-ческого и биоэтического знаний составляют следующие аспекты:
1. Нормативный аспект, в рамках которого рассматривается специфика общечеловеческих моральных норм, ценностей и идеалов в отношениях человека с живой и неживой природой;
2. Ситуативный аспект, обосновывающий необходимость морального выбора и принятия решений в различных экоэтических и биоэтических ситуациях;
3. Экспериментальный аспект, предполагающий распространение моральных принципов на биомедицинские и экологические исследования;
4. Институциональный аспект, связанный с необходимостью решения социальных и профессиональных проблем экологии природы и человека и ролью этических комитетов как специальных институтов в данном процессе [6].
Большинство вышеперечисленных аспектов носят «открытый» характер, поскольку ставят человека перед выбором, который не всегда является простым и однозначным и определяется уровнем этической компетентности.
Планетарно-аксиологический смысл идеи устойчивого развития состоит в том, что она взывает к защите биосферы Земли и побуждает к диалогу и партнерству всех стран и народов на Земле в целях сохранения и совершенствования земной цивилизации. Идея устойчивого развития ориентирует общество на поиски консенсуса и компромисса при столкновении противоборствующих сил [7]. Идеалом экологической этики выступает мир, в котором удовлетворение потребностей человека и благо человеческого общества может быть достигнуто без причинения ущерба природе, и в этом смысле совпадает с нравственным императивом устойчивого развития. Особенностью современного этапа развития экологической этики и биоэтики является их объединение на междисциплинарной основе.
Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем и биосистем до уровня, который обеспечит устойчивость окружающей среды и даст реальную возможность существования будущих поколений людей. Реализация стратегии устойчивого развития человечества означает постепенное объединение в единую систему экономи-
ческой, экологической и социальной сфер деятельности. В контексте устойчивого развития экологическая этика и глобальная биоэтика должны разрушить потребительско-негуманное отношение к природе, основанное на антропоцентрической парадигме мышления, и утвердить новое экологическое мировоззрение. В основе данных наук лежит идея о благополучии будущих поколений, о сохранении биосферы, в которой гармонично сосуществует человек и другие представители эко- и биосистем. Именно такое мировоззрение может обеспечить устойчивое развитие человечества, сохранить окружающую среду стабильной и благоприятной для жизни в течение неограниченно долгого времени.
Система ценностей биоэтики и экологической этики основана на том, что процветание жизни на Земле представляет собой высшую ценность и цель. Экологическая этика призывает ценить и воспринимать природу как субъект коэволюции, а не как объект покорения. Ценность природы и окружающей среды независима от степени ее полезности для общества и человека. То, чем является природа в ее самоценностном бытии, не исчерпывается ее существованием в качестве объекта человеческой деятельности.
Требование коэволюции человека и природы, симбиотической эмпатии к окружающей среде -главный императив экологической этики. При условии, что современное общество понимает и принимает данное требование в качестве нравственно-экологического императива, общество является дееспособным в преодолении глобального экологического кризиса. В этом случае и в природоохранной политике общества приоритетным становится принятие того факта, что разнообразные природные объекты должны быть сохранены исключительно по причине их внутренней самоценности. Человечеству необходимо не только не допускать потери в биоразнообразии, но и заботиться о правах биоса, проявляя гуманный подход, предполагающий пересмотр традиционных этических и юридических принципов и формирование новых. В этом суть и экологической этики и глобальной биоэтики.
Литература
1. Potter V.R. Global bioethics: building on the Leopold Legacy. - East Lansing: Michigan State University Press, 1988. - 203 p.
2. Taylor P. Respect for nature: a theory of environmental ethics. - Princeton, New Jersey: Prinston University Press, 1988. - 360 p.
3. Potter V.R. Bioethics: bridge to the future. - Prentice Hall, 1971. - 205 p.
4. Основы экологической этики / под ред. T.B. Мишат-киной, С.П. Кундаса. - Минск: МГЭУ им А.Д. Сахарова, 2008. - 292 с.
14(2) /2014
5. Мантатова Л.В. Стратегия развития: ценности новой цивилизации. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 242 с.
6. Мишаткина Т.В., Барковская A.B., Богданчик Н.П. Экологическая этика и экология человека. - Минск: Изд-во МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2008. - 43 с.
7. Мантатов В.В. Концептуальная революция: конференция ООН по устойчивому развитию «РИ0+20». - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2013. - 220 с.
Насибулина Анастасия Сергеевна, аспирант кафедры философии Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]
Гунзенова Карина Васильевна, аспирант кафедры ЮНЕСКО по экологической этике Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Nasibulina Anastasia Sergeevna, postgraduate student, department of philosophy, East Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: dn. [email protected]
Gunzenova Karina Vasilievna, postgraduate student, department of UNESCO on environmental ethics, Institute of Sustainable Development, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 574(571.5):1 © A.A. Бурзалова
СННЕРГЕТНЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОЭВОЛЮЦИИ СОЦИОПРИРОДНЫХ СИСТЕМ
(НА ПРИМЕРЕ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА)*
*Статья выполнена в рамках гранта РНФ №14-18-02006
В статье раскрывается взаимосвязь коэволюции и теории самоорганизации, как механизма взаимно обусловленных сопряженных изменений, эволюции природных и социальных процессов. Коэволюция предполагает трансформацию системы «человек, общество и природа» и переход ее в состояние динамически устойчивого симбиоза. Показана синергетическая модель взаимодействия социальных и природных систем.
Ключевые слова: коэволюция, социоприродные системы, Байкальский регион, самоорганизация, целостное мировоззрение.
A.A. Burzalova
SYNERGISTIC MODELING OF SOCIAL-NATURAL SYSTEMS COEVOLUTION (ON THE EXAMPLE OF THE BAIKAL REGION)
The article reveals the idea of coevolution is closely related to the theory of self-organization as a mechanism of mutually conditioned conjugate changes, the evolution of natural and social processes. The idea of coevolution proposes the transformation of the system «people, society and nature» and its transition to a state of dynamic stability of the symbiosis. The synergetic model of interaction between social and natural systems has been shown.
Keywords: coevolution, social and natural systems, the Baikal region, self-organization, holistic outlook.
Особенностью нашего времени является то, что социотехнологические процессы оказывают все большее воздействие на биосферу. Несмотря на существующее многообразие подходов к решению данной проблемы, все они сходятся в том, что необходимо выработать единую концепцию и стратегию эволюции человека, учитывающую экологические, экономические, социальные и культурные императивы общества. Коэволюция тесно связана с теорией самоорганизации: обмен веществом, информацией и энергией со средой, взаимодействия случайности и необходимости, обратимости и необратимости, изменчивости и устойчивости, представляющие собой механизм взаимно обусловленных сопряженных изменений, эволюции природных и социальных процессов.
Синергетическую модель «человек, общество и природа» мы рассматриваем в виде «пирамиды», основное свойство которой - иерархия. Ее стержнем является человек как результат антро-посоциокосмогенеза. Синергетическая модель в данном случае представляет собой модель, «чье множество свойств пересекается с множеством свойств оригинала в области, существенной для достижения цели моделирования» [7, с. 35]. Мир живого представляет собой сложно иерар-хизированную и по «вертикали» и по «горизонтали» систему биологических объектов и их связей. Каждый более высокий уровень иерархии оказывает направляющее воздействие на нижележащий, подчиняет его себе, своим функциям, преобразует, порождает в компонентах этого