УДК 159.923
И. В. Вагнер
ГУМАНИТАРНАЯ ЭКОЛОГИЯ: ПРЕОДОЛЕТЬ ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ПРИРОДЫ И РАЗВИВАТЬ ЦЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Раскрыты сущность и значение экологического опыта ребенка как основы его экологической культуры. Показана тревожная тенденция роста негативного экологического опыта, искажающая субъективные представления ребенка об экологическом благополучии. Решению проблемы должно способствовать гуманитарное экологическое образование.
Ключевые слова: гуманитарное экологическое образование.
Углубление экологического кризиса выражается не только в ухудшении экологической ситуации, но и в опасных тенденциях изменения экологического мышления, сознания, представлений на фоне тревожной динамики экологического опыта и недостаточно продуктивных стратегий и технологий экологического образования и просвещения. Особо подвержены влиянию этих тенденций дети и молодежь. В современной России складывается противоречивая ситуация в области экологического образования и воспитания. Приоритетности экологических принципов социально-экономического развития страны, заявленной на государственном уровне, противоречит низкий статус экологии в системе образования, слабое ресурсное обеспечение экологического воспитания. Доминирование идеологии природопользования, потребления в экологическом образовании резко расходится с необходимостью кардинального культурологического, аксиологического переворота в отношении современного человека к природе, утверждением нравственного императива его взаимодействия с ней, экологизацией духовной культуры человека. «Там, где умирает душа культуры, начинается цивилизация», - считал Освальд Шпенглер [1], понимая под цивилизацией техногенный результат человеческой деятельности.
Экологическая культура - многоаспектное масштабное понятие, в которое разные авторы вкладывают разное содержание. Общим для всех в настоящее время является определение сущности экологической культуры в противопоставлении ее деструктивному поведению в природе, хищническому отношению к природным ресурсам. Хоте -лось бы, однако, подчеркнуть необходимость дифференцировать подходы к рассмотрению сущности экологической культуры не только с позиций «хорошо - плохо», а проанализировать, и прежде всего в аксиологическом плане, какое качество экологической культуры может быть принято за «хорошо». Необходимо различать как минимум два контекста: экологическую культуру, трактуемую с позиций потребления, т. е. тип потребительской экологической культуры, которая формируется в
контексте грамотного использования природных ресурсов (по сути культуры природопользования, основанной на рациональном потреблении), и экологическую культуру как гармоничное сосуществование человека и природы, признание природы как равновеликой ценности. Сегодня, к сожалению, формируется еще один тип экологической культуры, назовем его «бегством от бумеранга» -это культура экологической безопасности, в которой доминирует стремление человека защитить себя от последствий антропогенного воздействия на природу.
Опасным проявлением современного этапа экологического кризиса является не сам факт участившихся экологических катастроф, а то, что эти экологические катастрофы в совокупности становятся экологическим опытом подрастающего поколения, точкой отсчета их представлений об «экологической норме, благополучии». Экологический опыт современного ребенка перенасыщен негативными примерами взаимодействия человека и природы. Экологическое образование, которое идет по пути воспитания «от противного», демонстрации того, «как нельзя обращаться с природой», идет в никуда, так как количество неблагоприятного экологического опыта ребенка ведет не столько к формированию у него готовности к продуктивной экологической деятельности, сколько к искажению понятий «экологической нормы», «экологического благополучия».
Другим проявлением экологического кризиса выступает тенденция отчуждения ребенка от природы. Между ним и живой природой непреодолимо красочной, информативной, комфортной и мертвенно-искусственной стеной встает цивилизация. О том, как она влияет на субъективное представление детей о природе, ярко свидетельствуют высказывания ребят 6-7 лет мегаполиса, которые часто считают, что на нашей планете светофоров больше, чем деревьев, мобильных телефонов больше, чем грибов, и что площадь покрытых асфальтом дорог больше, чем площадь живой земли с травой и цветами. Они привыкают видеть природу на экране компьютера и видеоплеера, с трудом от-
Вестник ТГПУ (ТБРББиНвИп). 2011. 13 (115)
личают «настоящих» животных и образы, наполняющие компьютерный мир. Не случайно, что когда детей просят нарисовать по памяти грибок или березку, то почти 40 % из них вспоминают и воспроизводят рисунки из книг, сюжеты с телеэкрана или фотографии из Интернета. Живую же березку возле своей школы они замечают только по подсказке.
Усиление негативного экологического опыта вместе с отчуждением человека от природы получает закономерное продолжение в тревожной тенденции развития экологического образования в контексте экологической безопасности. Экологическое образование акцентирует на привитии ребенку навыков обеспечения личного экологического благополучия в отдельно взятой экосистеме «я -мир» и способствует укреплению в его сознании представлений об экологическом благополучии как защите от последствий антропогенного влияния на природу. В такой логике непросто найти место для формирования ценностного отношения к природе, так как она в данном случае - не жертва человеческого эгоизма, а источник зла, опасности, нечто враждебного человеку. Измерение степени загрязненности воды, атмосферы, почвы, широко практикуемое в экологических программах, приведет любого здравомыслящего человека к желанию защитить свое здоровье от воздействия этой воды, атмосферы и почвы. Нужен прочный мостик, по которому ребенок дойдет до культуры гармонии с природой, признания ее самоценности и осознания необходимости защитить природу от антропогенного воздействия ради нее и ради того, чтобы не доводить до абсурда бегство цивилизации от экологического бумеранга. Таким мостиком, на наш взгляд, должно стать гуманитарное экологическое образование.
Гуманитарная экология нужна для того, чтобы формировать у детей знания о моральных и нравственных основах взаимодействия Человека и Природы; экокультурных ценностях и экологоэстетических идеалах, определявших в разные времена различные модели отношения человека к природе; об экологических нормах и традициях народов разных стран; о позитивном опыте взаимодействия Человека и Природы; навыках реализации экокультурных ценностей в практике взаимодействия с окружающим миром, осмысления этических категорий применительно к системе отношений Человека к Природе. Подходы к развитию гуманитарного образования мы отразили в Концепции общего экологического образования для
устойчивого развития [2; 3]. Когнитивная сфера, экологическая компетентность также характеризуются наличием гуманитарной составляющей - знаниями об экокультурных ценностях, опытом и навыками реализации норм экологической этики в социально-экологической практике. Необходимо такое гуманитарное экологическое образование, которое будет формировать у детей потребность в диалоге с живой природой, расширит опыт наблюдения природы, обеспечит формирование эмоционально-чувственного отношения к ней. В этом смысле особый интерес представляет зарубежный опыт организации взаимодействия детей с живой природой, в частности, немецкие Waldpadagogik (лесная педагогика), Erlebnispadagogik (педагогика переживаний), предполагающие непосредственный контакт детей с природными объектами, наблюдение природы, широкий спектр творческой деятельности по экологическим мотивам [4; 5].
Следует обеспечить формирование у детей экологически развитой эмоционально-чувственной сферы, способности к переживанию и стремления к постижению чувства гармонии с природой, наслаждения ее красотой, сострадания, сочувствия ей в трагичных ситуациях; воспитание у них и молодежи активной нравственно-экологической позиции. Гуманитарная экология благодаря потенциалу изобразительного искусства, литературы, музыки должна помочь ребенку в формировании позитивной картины природы, подлинных представлений о гармонии с ней, ее неповторимости, эстетической ценности. Важно формировать у детей опыт соблюдения нравственных норм отношения к природе, интерпретацию эмоционального опыта в различных видах творческой деятельности; оценку и самооценку с этических позиций поведения человека в природе, отношения его к окружающему миру; анализ экокультурной ситуации и субъективного отношения человека к окружающей среде; проектирование моделей собственного поведения и деятельности сообразно экокультурным ценностям, эколого-эстетическим идеалам и этическим принципам взаимодействия с природой.
Гуманитарная экология, востребующая богатый потенциал знаний в экологическом воспитании, позволит обеспечить формирование у детей такой экологической культуры, которая будет означать их переориентацию с позиций природопользования на позиции гармонии взаимодействия человека и природы, единство экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.
Список литературы
1. Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. Т. 1. М.: Айрис-пресс, 2003. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ Speng/10.php
2. О концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010) // Экологическое образование. 2010. № 4. С. 3-8.
3. Ульянова Н. В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk
State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 6 (69). С. 57-61.
4. Umweltethik zur Einführung (Broschiert) von Konrad Ott, Ernst Moritz Arndt Universität, 2010.
5. Umweltethik Ein Lehr- und Lesebuch von Andreas Brenner von Paulusverlag, Fribourg, 2008.
Вагнер И. В., доктор педагогических наук, профессор.
Институт семьи и воспитания Российской академии образования.
Ул. Погодинская, 8, Москва, Россия, 119121.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.08.2011.
I. V. Wagner
HUMAN ECOLOGY: OVERCOME ALIENATION FROM NATURE AND DEVELOP VALUES OF ECOLOGICAL ETHICS
In the article the essence and the value of the ecological experience of child as the bases of his ecological culture is opened. Is shown the alarming tendency of an increase of the negative ecological experience, which distorts the subjective ideas of child about the ecological prosperity. To the solution of the problem should contribute to humanitarian ecological education.
Key words: humanitarian ecological education.
Institute of Family and Education of the Russian Academy of Education.
Ul. Pogodinskaya, 8, Moscow, Russia, 119121.
E-mail: [email protected]