Научная статья на тему 'Модель гуманитарно-экологического образования студентов социально-педагогических и психолого-педагогических специальностей'

Модель гуманитарно-экологического образования студентов социально-педагогических и психолого-педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL ETHICS / HUMANITIES AND ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL CULTURE AND HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагнер Ирина Владимировна

Модель гуманитарно-экологического образования студентов социальнои психолого-педагогических факультетов, направлена на развитие у них экологической культуры; создание условий для освоения будущими педагогами содержания и методики гуманитарно-экологического образования школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL of humanitarian-environmental education for students of social-pedagogical and psycho-pedagogical SPECIALIZATIONS

The model of humanitarian-environmental education for students of socialand psycho-pedagogical faculties, aims at the development of ecological culture; creation of conditions for the mastering of future teachers of the content and methods of humanitarian-environmental education of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Модель гуманитарно-экологического образования студентов социально-педагогических и психолого-педагогических специальностей»

УДК 37.017

МОДЕЛЬ ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Ирина Владимировна Вагнер Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова ФГНУ «Институт семьи и воспитания Российской академии образования»

wagner.mail@mail.ru

экологическая этика, гуманитарно-экологическое образование, экологическая культура, высшее образование

Модель гуманитарно-экологического образования студентов социально- и психологопедагогических факультетов, направлена на развитие у них экологической культуры; создание условий для освоения будущими педагогами содержания и методики гуманитарно-экологического образования школьников.

MODEL OF HUMANITARIAN-ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR STUDENTS OF SOCIAL-PEDAGOGICAL AND PSYCHO-PEDAGOGICAL SPECIALIZATIONS Irina Wagner

Sholokhov Moscow State University for the Humanities Institute for Family and Education of the Russian Academy of Education

wagner.mail@mail.ru

environmental ethics, humanities and environmental education, environmental culture and higher education

The model of humanitarian-environmental education for students of social- and psycho-pedagogical faculties, aims at the development of ecological culture; creation of conditions for the mastering of future teachers of the content and methods of humanitarian-environmental education of schoolchildren.

Необходимость специальной подготовки будущих педагогов к реализации Экологической этики как гуманитарного компонента экологического образования и воспитания, к развитию у школьников экологической культуры, духовно-нравственных основ отношения к природе, обусловлена объективными тенденциями современного этапа развития цивилизации, теории и практики экологического образования и воспитания. Технократическая цивилизация вошла в противоречие с законами природы: потребляя, человечество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Осознание первопричины такого состояния окружающей среды привело специалистов разных областей знаний к заключению о том, что экологический кризис по сути своей носит мировоззренческий, духовно-нравственный характер. Это означает, что выход из него связан с переориентацией представлений современной молодежи о безмерных богатствах природы и о человеке как ее покорителе, с восприятия природы как утилитарной ценности, то есть с потребительской культуры на ценности экологической этики, гармоничного сосуществования природы и общества,

коэволюции, устойчивого развития.

Углубление экологического кризиса выражается не только в ухудшении экологической ситуации, но в опасных тенденциях изменения экологического мышления, сознания, представлений на фоне тревожной динамики экологического опыта. В настоящее время доминирование идеологии природопользования, потребления в экологическом образовании противоречит необходимости кардинального культурологического, аксиологического переворота в отношения современного человека к природе, утверждении нравственного императива его взаимодействия с природой, экологизации духовной культуры человека и одухотворению взаимодействия человека с природой.

Экологическая культура - многоаспектное масштабное понятие, в которое разные авторы вкладывают разное содержание. Общим является определение сущности экологической культуры в противопоставлении ее деструктивному поведению в природе, хищническому отношению к природным ресурсам. Однако необходимо рассматривать сущность экологической культуры не столько с позиций «хорошо - плохо», но проанализировать, и прежде всего, в аксиологическом плане, какое качество экологической культуры может быть принято за «хорошо». Необходимо различать, как минимум, два контекста: экологическую культуру, трактуемую с позиций потребления - т.е. тип потребительской экологической культуры, которая формируется в контексте грамотного использования природных ресурсов и экологическую культуру как гармоничное сосуществование человека и природы, признание природы как равновеликой ценности.

Опасным проявлением современного этапа экологического кризиса является не только сам факт участившихся экологических катастроф, а то, что эти экологические катастрофы в совокупности становятся экологическим опытом подрастающего поколения, точкой отсчета их представлений об «экологической норме, благополучии». Экологический опыт современного ребенка перенасыщен негативными примерами взаимодействия человека и природы. Экологическое образование, которое идет по пути воспитания «от противного», демонстрации того, «как нельзя обращаться с природой» идет в никуда, так как количество негативного экологического опыта ребенка ведет не столько к формированию у него готовности к продуктивной экологической деятельности, сколько к искажению понятия «экологической нормы», «экологического благополучия». Другим проявлением экологического кризиса является тенденция отчуждения ребенка от природы. Между ребенком и живой природой непреодолимо красочной, информативной, комфортной и мертвенно-искусственной стеной встает цивилизация. Усиление негативного экологического опыта вместе с отчуждением человека от природы получает закономерное продолжение в тревожной тенденции развития экологического образования в контексте экологической безопасности. Такое экологическое образование акцентирует на привитии ребенку навыков обеспечения своего личного экологического благополучия в отдельно взятой экосистеме «я - мир» и способствует укреплению в его сознании представлений об экологическом благополучии как защите от последствий антропогенного влияния на природу. В такой логике непросто найти место для формирования ценностного отношения к природе, т.к. она в данном случае - не жертва человеческого эгоизма, а источник зла, опасности, нечто враждебное человеку. Измерение степени загрязненности воды, атмосферы, почвы, широко практикуемое в современных экологических программах, приведет любого здравомыслящего человека к желанию защитить себя, свое здоровье от воздействия этой воды, атмосферы и почвы. Нужен прочный мостик, по которому ребенок дойдет до культуры гармонии с природой, признания ее самоценности и осознания необходимости защитить природу от антропогенного воздействия ради природы и ради того, чтобы не доводить до абсурда бегство цивилизации от экологического бумеранга. Таким мостиком должно стать гуманитарное экологическое образование.

Подготовка будущих педагогов к реализации гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания необходима для того, чтобы

обеспечить формирование у детей знаний о моральных и нравственных основах взаимодействия Человека и Природы; экокультурных ценностях и эколого-эстетических идеалах, определявших в разные времена различные модели отношения человека к природе; об экологических нормах и традициях народов разных стран, знаний о позитивном опыте взаимодействия Человека и Природы; навыков реализации экокультурных ценностей в практике взаимодействия с окружающим миром, осмысления этических категорий применительно к системе отношений Человека к Природе. Гуманитарное экологическое образование будет формировать у детей потребность в диалоге с живой природой, которое расширит опыт наблюдения живой природы, обеспечит формирование эмоциально-чувственного отношения к природе.

Реализация настоящей модели направлена на подготовку будущих педагогов к формированию у детей экологически развитой эмоционально-чувственной сферы, способности к переживанию и стремления к постижению чувства гармонии с природой, наслаждения ее красотой, сострадания, сочувствия ей в трагичных ситуациях, воспитания у детей и молодежи активной нравственно-экологической позиции.

Подготовка студентов по данной образовательной программе позволит им реализовать потенциал изобразительного искусства, литературы, музыки в экологическом образовании, что в свою очередь поможет ребенку в формировании позитивной картины природы, подлинных представлений о гармонии с ней, ее неповторимости, эстетической ценности. Курс ориентирует будущих педагогов на формирование у детей опыта соблюдения нравственных норм отношения к природе, интерпретации эмоционального опыта в различных видах творческой деятельности; оценки и самооценки с этических позиций поведения человека в природе, отношения его к окружающему миру; анализа экокультурной ситуации и субъективного отношения человека к окружающей среде; проектирования моделей собственного поведения и деятельности сообразно экокультурным ценностям, эколого -эстетическим идеалам и этическим принципам взаимодействия с природой.

Гуманитарная экология, востребовавшая богатый потенциал гуманитарных областей знания в экологическом воспитании, позволит обеспечить формирование у детей такой экологической культуры, которая будет означать их переориентацию с позиций природопользования на позиции гармонии взаимодействия человека и природы, единство экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности. Достижение этого результата возможно лишь при условии сформированности у педагогов соответствующей педагогической и нравственно-экологической позиции личности, системы воспитательных и экологических ценностей, на что направлена настоящая модель гуманитарно-экологического образования студентов социально-педагогических и психолого-педагогических специальностей.

Модель носит алгоритмический характер, что означает выстроенную в ней логическую взаимосвязь инвариантных линейных модулей, развитие которых осуществляется посредством интеграции содержательных и структурно-функциональных модулей образовательного процесса.

Модуль "Целеполагание"

Цель. Гуманитарно-экологическое образование студентов социально-педагогических и социально-психологических специальностей направлено на развитие у них экологической культуры личности; создание условий для освоения будущими педагогами содержания и методики реализации гуманитарно-экологического образования учащихся разного возраста; акцентирование внимания на необходимости переориентации учащихся с ценностей потребительской культуры на ценности экологической этики как основы формирования у них культуры отношения к природе; развития профессионально-экологической компетентности, готовности к реализации экокультурных ценностей и активной социально-экологической позиции в профессиональной деятельности.

Предполагаемые результаты гуманитарно-экологического образования.

3.1. Профессиональные компетенции, включающие в себя способность:

ПК1 междисциплинарная компетентность в области развития экологической культуры личности, интегрирующей знания в области философии, экологии человека, социальной экологии, экологической культурологи, экопсихологии, экопедагогики;

ПК2 социально-экологическая и эколого-этическая компетентность в области экологической этики; экологической культуры, философско-экологической картины мира;

ПК3 социально-педагогическая компетентность в области теории и методики гуманитарно-экологического образования и воспитания.

3.2. Владение философско-педагогическими основами гуманитарно -экологического образования, экологического воспитания школьников; теоретическими подходами к проектированию процесса гуманитарно-экологического образования; опытом моделирования экологического воспитания; профессиональными навыками педагогической деятельности по формированию у учащихся гуманитарно-экологических знаний, эмоционально-нравственного отношения к природе, навыками социально-экологической деятельности; представлениями о предмете и основных идеях экологической этики; знаниями в области экологической педагогики, теории и методики экологического воспитания, дидактики, программирования воспитательного процесса и содержания гуманитарно-экологического образования; оценки результативности процессов экологического образования и воспитания; критериях, показателях и уровнях развития экологической культуры личности.

3.3. Умения проектировать содержание гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания; реализовывать воспитательный потенциал гуманитарных предметов в формировании экологической культуры учащихся; развивать их экологический опыт; формировать пространство экологических инициатив учащихся; стимулировать их социально-экологическую деятельность; контролировать результаты гуманитарно-экологического образования, развития у учащихся нравственно-экологической позиции; реализовывать на практике современные формы, технологии и методы эколого-этического образования и воспитания.

3.4. Знание стратегических приоритетов государственной политики в России в области устойчивого развития, экологического образования и формирования в обществе экологических ценностей; основные положения ведущих международных стратегий в области экологического развития; ведущих документов и теоретических концепций, определяющих состояние и направления развития экологического образования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях, содержания федеральных государственных образовательных стандартов, обусловливающего возможности формирования экологической культуры учащихся.

3.5. Сформированность воспитательной эколого-этической позиции; эколо-педагогической культуры, ценностного отношения к природе, мотивации к реализации ценностей экологической этики в профессиональной, воспитательной и социально-экологической деятельности.

Модуль "Содержание" (кооперация содержательных модулей)

Содержание модели структурировано по 5 тематическим модулям, рассчитанным на последовательное освоение студентами и слушателями теории и методики формирования у детей и молодежи культуры отношения к природе на основе ценностей экологической этики.

I. Стратегические приоритеты государственной социально -экологической и образовательной политики в области устойчивого развития и формирования экологической культуры личности и общества. Экологическая этика как философско-аксиологическая основа процесса формирования культуры отношения к природе.

II. Актуализация гуманитарного компонента экологического образования и экологоэтического воспитания учащихся. Гуманизация и гуманитарзиация экологического образования. Потенциал предметов гуманитарного цикла в формировании у учащихся культуры отношения к природе.

III. Педагогика экологической культуры. Современные технологии гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания. Технологии формирования у учащихся

культуры отношения к природе.

IV. Критерии и показатели сформированности у учащихся культуры отношения к природе. Современные методы оценки результатов реализации гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания.

V. Практический модуль "Современные технологии развития экологической культуры учащихся в процессе освоения экологической этики"

Характеристика содержания модулей

Содержательный модуль I: Стратегические приоритеты государственной социальноэкологической и образовательной политики в области устойчивого развития и формирования экологической культуры личности и общества. Экологическая этика как философско-аксиологическая основа процесса формирования культуры отношения к природе.

Содержание первого модуля программы ориентировано на формирование у педагогов представлений о современной философско-экологической картине мира, сущности и развитии идей экологической этики, определяющем значении экологической этики в формировании системы экокультурных ценностей, ее аксиологической роли в становлении экологической культуры личности.

Реализация первого модуля программы предполагает формирование профессиональной компетентности педагогов в области философско-педагогических основ, теоретических подходов к организации гуманитарно-экологического образования, экологического воспитания школьников; междисциплинарной компетентности в области развития экологической культуры личности, интегрирующей знания в области философии, экологии человека, социальной экологии, экологической культурологи, психологии, экопедагогики.

В рамках первого модуля рассматриваются следующие вопросы: Становление и развитие экологической этики как философско-экологического мировоззрения. Эколого-этические учения отечественных и зарубежных философов. Развитие экологических идеалов в отечественной и зарубежной культуре. Этика благоговения перед жизнью. Идеи русского космизма и ноосферы. Экологическая культурология. Экологическая этика в структуре философско-педагогического знания. Аксиологические функции экологической этики как основы процесса формирования у учащихся отношения к природе. Культурологический подход к экологическому образованию. Этнопедагогические основы экологического воспитания. Идеи коэволюции природы и общества, холизма, антропокосмизма как теоретико-методологические основы гуманитарно-экологического образования и воспитания. Зарубежные концепции экопедагогики. Феномен экологической культуры: экологическая культура как новый уровень взаимодействия общества и природы, компонент общей культуры личности. Природа как ценность культуры. Концепция устойчивого развития. Стратегия образования для устойчивого развития.

Содержательный модуль II. Актуализация гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания учащихся. Гуманизация и гуманитарзиация экологического образования. Потенциал предметов гуманитарного цикла в формировании у учащихся культуры отношения к природе.

Содержание второго модуля программы ориентировано на формирование у педагогов представлений о содержании педагогического процесса, гуманитарно-экологического образования, его основных направлениях, инвариантных и вариативных составляющих, подходах к проектированию и реализации; принципов отбора содержания образования, имеющего особое значение для воспитания экологической культуры; о содержании процесса экологического воспитания как совместной деятельности детей и взрослых, содержания детских социальноэкологических инициатив, создания условий для формирования у учащихся позитивного экологического опыта.

Реализация второго модуля программы предполагает формирование профессиональной компетентности педагогов в области экологической педагогики, теории и методики экологического воспитания, дидактики, программирования воспитательного процесса и содержания гуманитарноэкологического образования; развитие умений и навыков проектирования педагогического процесса, создания организационно-методических условий для эффективной реализации гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания, проектирования пространства детских экологических инициатив.

В рамках второго модуля рассматриваются следующие вопросы: Содержание экологического образования и воспитания. Экологический опыт обучающегося как цель и результат воспитания. Воспитательный потенциал содержания экологического образования. Воспитательный потенциал содержания гуманитарного образования (литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры, потенциал уроков русского и иностранного языка, гуманитарных программ дополнительного образования) в формировании представлений об экологической этике, культуры отношения к природе. Содержание этнопедагогического компонента гуманитарно-экологического образования и процесса воспитания экологической культуры личности. Создание условий для формирования у учащихся духовно-нравственных основ отношения к природе, ценностей экологической этики, расширения эмоционального опыта взаимодействия с природой, навыков реализации ценностного отношения к природе в социальноэкологической деятельности.

Содержательный модуль III. Педагогика экологической культуры. Современные технологии гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания. Технологии формирования у учащихся культуры отношения к природе.

Содержание третьего модуля программы ориентировано на формирование у педагогов знаний в области методики гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания; представлений о формах и методах гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания учащихся, моделировании процесса реализации содержания экологического воспитания, методических основах и требованиях к технологиям экологической этики, видах социально-педагогических технологий, реализуемых в системе эколого-этического образования и воспитания, механизмах социального партнерства, направленных на формирование пространства социально-экологических инициатив учащихся.

Реализация третьего модуля программы предполагает формирование профессиональной компетентности педагогов в области экологической педагогики, теории и методики экологического воспитания, дидактики, программирования воспитательного процесса и содержания гуманитарноэкологического образования; развитие умений и навыков проектирования педагогического процесса, создания организационно-методических условий для эффективной реализации гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания, проектирования пространства детских экологических инициатив.

В рамках третьего модуля рассматриваются следующие вопросы: Методические основы экологической этики как гуманитарного и воспитательного компонента экологического образования. Технологии проектирования и моделирования процесса гуманитарно -экологического образования и эколого-этического воспитания. Модели и механизмы реализации содержания гуманитарно-экологического образования и процесса формирования учащихся культуры отношения к природе. Применение проектных, игровых, арт -технологий в совместной социально-экологической деятельности учащихся и педагогов образовательного учреждения. Применение этнопедагогических средств, организация исследовательской, познавательной, природоохранной, трудовой, творческой, художественной, литературной, информационной деятельности учащихся в процессе гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания. Экологическая этика в экологическом краеведении. Организация творческих конкурсов, тематических дней, длительных игр, выставок, профильных объединений учащихся по экологической этике (Экологический театр, студия экодизайна,

экологический пресс-центр и др.).

Содержательный модуль IV. Критерии и показатели сформированности у учащихся культуры отношения к природе. Современные методы оценки результатов реализации гуманитарного компонента экологического образования и эколого -этического воспитания.

Содержание четвертого модуля программы ориентировано на формирование у педагогов представлений о теоретических подходах к оценке результативности процессов экологического образования и воспитания, феномене экологической культуры личности, уровнях ее сформированности на разных этапах развития личности, экологической этике в структуре экологической культуры личности, видах экологического опыта учащихся, методических основах диагностики и развития экологической культуры; критериях и показателях сформированности у учащихся культуры отношения к природе, формах контроля и методах оценки результатов гуманитарно-экологического образования и условий, созданных для формирования у учащихся духовно-нравственных основ отношения к природе.

Реализация четвертого модуля программы предполагает формирование профессиональной компетентности педагогов в области теории и методики оценки результативности процессов экологического образования и воспитания; критериях, показателях и уровнях развития экологической культуры личности; навыков проектирования, контроля и оценки результатов гуманитарно-экологического образования, диагностики экологического опыта учащихся, уровня развития их нравственно-экологической позиции.

В рамках четвертого модуля рассматриваются следующие вопросы: Экологическая культура личности как результат образования и воспитания: критерии, показатели, уровни. Экологическая этика в структуре экологической культуры личности. Методы диагностики и развития у учащихся ценностного отношения к природе. Методы контроля и оценки гуманитарно-экологических знаний учащихся, их социально-экологической и экологоэтической компетентности. Экологический опыт личности: методы диагностики и развития. Виды экологического опыта (опыт наблюдения, ролевого взаимодействия, социально -экологической деятельности, эмоциональный опыт и др.). Критериально-оценочный аппарат экологической этики. Изучение нравственных установок учащихся по отношению к природе. Нравственно-экологическая позиция, ее уровни и проявления. Результаты социальноэкологической деятельности учащихся. Проявление этического отношения к природе в продуктах творческой деятельности. Методика анализа результатов творческой деятельности учащихся по мотивам природы. Инструментарий оценки условий, созданных в образовательном учреждении для формирования у учащихся культуры отношения к природе. Подходы к экспертизе программ экологического воспитания.

Содержательный модуль V. Практический модуль "Современные технологии развития экологической культуры учащихся в процессе освоения экологической этики". В программе практических занятий предусмотрены творческие и проектные мастерские, ориентированные на повышение у слушателей курсов педагогического мастерства, развитие навыков практической педагогической деятельности по реализации гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания; посещение и проведение уроков экологической этики, внеурочных занятий по экологической этике, в центре дополнительного образования; внеклассных мероприятий в рамках процесса эколого-этического воспитания во внеучебное время.

Примерный учебно-тематический план реализации содержательных модулей модели

№ п/п Наименование модулей, разделов и тем всего часов В том числе:

Лекции Практические занятия (семинары), лабораторные работы Выездн ые занятия

1 2 3 4 5 6

Модуль I. Стратегические приоритеты государственной социально-экологической и образовательной политики в области устойчивого развития и формирования экологической культуры личности и общества. Экологическая этика как философско-аксиологическая основа процесса формирования культуры отношения к природе. 14 12 2

Раздел 1. Г осударственная политика в области устойчивого развития и формирования экологической культуры личности и общества.

Тема 1. Г осударственная политика в области устойчивого разбития, в области охраны окружающей среды. Экологические приоритеты стратегии 2020. 2

Тема 2. Государственная политика в области образования, приоритетные задачи модернизации экологического образования. 2

Тема 3. Государственная поддержка образования для устойчивого развития, деятельности общественных экологических организаций. 2

Раздел 2. Экологическая этика как философско-аксиологическая основа процесса формирования культуры отношения к природе.

Тема 1. Экологическая этика в структуре философско-педагогического знания. Становление и развитие экологической этики как философско-экологического мировоззрения 2

Тема 2. Экологическая культурология. Развитие экологических идеалов в отечественной и зарубежной культуре. Экологическая этика в этнокультурных традициях народов России и других стран. 2

Тема 3. Аксиологические функции экологической этики как основы процесса формирования у учащихся отношения к природе. 2

Тема 4. Экологическая этика как теоретикометодологическая основа гуманитарноэкологического образования и воспитания. 2

Модуль II. Актуализация гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания учащихся. Гуманизация и гуманитарзиация экологического 16 10 6

образования. Потенциал предметов гуманитарного цикла в формировании у учащихся культуры отношения к природе.

Раздел 1. Актуализация гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания учащихся.

Тема 1.Гуманизация и гуманитарзиация экологического образования. Содержание гуманитарного компонента экологического образования. 2

Тема 2.Экологический опыт обучающегося как цель и результат воспитания. 2

Тема З.Воспитательный потенциал содержания экологического образования. 2

Тема 4.Основные направления, тематические модули содержания Экологической этики 2

Тема 5. Содержание этнопедагогического компонента гуманитарно-экологического образования и процесса воспитания экологической культуры личности. 2

Раздел 2. Потенциал предметов гуманитарного цикла в формировании у учащихся культуры отношения к природе.

Тема 1. Повышение и реализация потенциала гуманитарных дисциплин экологическом воспитании 2

Тема 2. Формирование у учащихся духовнонравственных основ отношения к природе в процессе изучении истории, русского и иностранного языка, средствами литературы, изобразительного искусства, музыки. 4

Модуль III. Педагогика экологической культуры. Современные технологии гуманитарноэкологического образования и экологоэтического воспитания. Технологии формирования у учащихся культуры отношения к природе. 18 8 10

Раздел 1. Методические основы экологической этики как гуманитарного и воспитательного компонента экологического образования.

Тема 1. Технологии проектирования и моделирования процесса гуманитарно-экологического образования и экологоэтического воспитания. 4

Тема 2. Модели и механизмы реализации содержания гуманитарно-экологического образования и процесса формирования учащихся культуры отношения к природе. 2

Тема 3. Применение этнопедагогических средств в эколого-этическом воспитании 2

Раздел 2. Технологии гуманитарноэкологического образования и формирования

культуры отношения к природе.

Тема 1. Применение арт-технологий в совместной социально-экологической деятельности учащихся и педагогов образовательного учреждения. 2

Тема 2. Применение проектных, игровых, в совместной социально-экологической 2

деятельности учащихся и педагогов образовательного учреждения. Экологическая этика в экологическом краеведении.

Тема 3. Организация исследовательской, познавательной, природоохранной, трудовой, творческой, художественной, литературной, информационной деятельности учащихся в процессе гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания. 4

Тема 4. Организация творческих конкурсов, тематических дней, длительных игр, выставок, профильных объединений учащихся по экологической этике 2

Модуль IV. Критерии и показатели сформированности у учащихся культуры отношения к природе. Современные методы оценки результатов реализации гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания. 12 6 6

Раздел 1. Критериально-оценочный аппарат экологической этики.

Тема 1. Экологическая культура личности как результат образования и воспитания: критерии, показатели, уровни. Экологическая этика в структуре экологической культуры личности. 2

Тема 2. Экологический опыт личности: методы диагностики и развития. Виды экологического опыта (опыт наблюдения, ролевого взаимодействия, социально-экологической деятельности, эмоциональный опыт и др.). 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема 3. Изучение нравственных установок учащихся по отношению к природе. Нравственно-экологическая позиция, ее уровни и проявления. Проявление этического отношения к природе в продуктах творческой деятельности. 2

Раздел 2. Методы диагностики и оценки результативности процесса гуманиарно-экологического образования и экологоэтического воспитания

Тема 1. Методы диагностики и развития у учащихся ценностного отношения к природе. 2

Тема 2. Методы контроля и оценки гуманитарноэкологических знаний учащихся, их социальноэкологической и эколого-этической компетентности. Методика анализа результатов творческой деятельности учащихся по мотивам природы.. 2

Тема 3. Инструментарий оценки условий, созданных в образовательном учреждении для формирования у учащихся культуры отношения к природе. Подходы к экспертизе программ экологического воспитания 2

Модуль V. Практический модуль "Современные технологии развития экологической культуры учащихся в процессе освоения экологической этики" 8 8

Тема 1. Уроки экологической этики: содержание, методика, планирование 4

Тема 2. Внеклассная работа по экологической этике. Дополнительное образование 2

Тема 3. Организация процесса экологоэтического воспитания во внеучебное время. Внешкольная работа. 2

Таблица 2.

Модуль

"Контроль и оценка результатов гуманитарно-экологического образования"

Наименование модулей Основные показатели оценки Формы и методы контроля и оценки

Модуль I. Стратегические приоритеты государственной социально-экологической и образовательной политики в области устойчивого развития и формирования экологической культуры личности и общества. Экологическая этика как философско-аксиологическая основа процесса формирования культуры отношения к природе. формирование междисциплинарной компетентности в области развития экологической культуры личности, интегрирующей знания в области философии, экологии человека, социальной экологии, экологической культурологи, экопсихологии, экопедагогики; формирование представлений о философско-педагогических основах гуманитарно-экологического образования, экологического воспитания школьников; об экологической этике как философско-аксиологической основе процесса формирования культуры отношения к природе. формирование знаний о стратегических приоритетах государственной политики в России в области устойчивого развития, экологического образования и формирования в обществе экологических ценностей; знания основных положений ведущих международных стратегий в области экологического развития; ведущих документах и теоретических концепциях, определяющих состояние и направления развития экологического образования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях. тестирование, контрольные работы, устный опрос, дискуссии, рефераты

Модуль II. Актуализация гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания учащихся. Гуманизация и гуманитарзиация экологического образования. Потенциал предметов гуманитарного цикла в формировании у учащихся культуры отношения к природе. формирование социально-экологической и эколого-этической компетентности в области экологической этики; экологической культуры, философско-экологической картины мира; формирование социально-педагогической компетентности в области теории и методики гуманитарно-экологического образования и воспитания формирование представлений о теоретических подходах к проектированию процесса гуманитарно-экологического образования; о предмете и основных идеях экологической этики; моделировании экологического воспитания; развитии эмоционально-нравственного отношения к природе, знаний в области экологической тестирование, контрольные работы, защиты авторских программ вариативных модулей гуманитарноэкологического образования и педагогических проектов в области экологического воспитания

педагогики, теории и методики экологического воспитания, дидактики, развитии экологической культуры личности. формирование умений проектировать содержание гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания; реализовывать воспитательный потенциал гуманитарных предметов в формировании экологической культуры учащихся; развивать их экологический опыт; формировать пространство экологических инициатив учащихся; стимулировать их социально-экологическую деятельность. формирование знаний о ведущих документах и теоретических концепциях, определяющих состояние и направления развития экологического образования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях, содержании федеральных государственных образовательных стандартов, обусловливающем возможности формирования экологической культуры учащихся.

Модуль III. Педагогика экологической культуры. Современные технологии гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания. Технологии формирования у учащихся культуры отношения к природе. формирование социально-экологической и эколого-этической компетентности в области экологической этики; экологической культуры, философско-экологической картины мира; формирование социально-педагогической компетентности в области методики гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания формирование представлений о подходах к разработке моделей реализации содержания экологического воспитания и гуманитарно-экологического образования, современных технологиях развития эмоционально-нравственного отношения к природе; знаний в области экологической педагогики, методики экологического воспитания, дидактики формирование умений реализовывать на практике современные формы, технологии и методы эколого-этического образования и воспитания тестирование, контрольные работы, защиты моделей реализации содержательных модулей гуманитарноэкологического образования, моделей реализация содержания экологического воспитания, проведение творческих методических мастерских по проектным и арт-технологиям

Модуль IV. Критерии и показатели сформированности у учащихся культуры отношения к природе. Современные методы оценки результатов реализации гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания. формирование социально-экологической и эколого-этической компетентности в области экологической этики; экологической культуры, философско-экологической картины мира; формирование социально-педагогической компетентности в области теории и методики оценки результативности гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания формирование представлений о теоретических и методических подходах к тестирование, контрольные работы, взаимная экспертиза авторских программ вариативных модулей гуманитарноэкологического образования и экологического

оценке результативности процессов экологического образования и воспитания; критериях, показателях и уровнях развития экологической культуры личности. формирование умений контролировать результаты гуманитарно-экологического образования, развития у учащихся нравственно-экологической позиции воспитания

Модуль V. Практический модуль "Современные технологии развития экологической культуры учащихся в процессе освоения экологической этики" формирование социально-педагогической компетентности в области методики гуманитарно-экологического образования и воспитания развитие навыков социально-экологической деятельности; представлениями о предмете и основных идеях экологической этики; знаниями в области экологической педагогики, теории и методики экологического воспитания, дидактики, программирования воспитательного процесса и содержания гуманитарноэкологического образования; оценки результативности процессов экологического образования и воспитания; критериях, показателях и уровнях развития экологической культуры личности. развитие умений проектировать содержание гуманитарно-экологического образования и экологического воспитания; реализовывать воспитательный потенциал гуманитарных предметов в формировании экологической культуры учащихся; развивать их экологический опыт; формировать пространство экологических инициатив учащихся; стимулировать их социально-экологическую деятельность; контролировать результаты гуманитарно -экологического образования, развития у учащихся нравственно-экологической позиции; реализовывать на практике современные формы, технологии и методы эколого-этического образования и воспитания. - развитие воспитательной эколого-этической позиции; эколого-педагогической культуры, ценностного отношения к природе, мотивации к реализации ценностей экологической этики в профессиональной, воспитательной и социально-экологической деятельности. творческие мастерские, анализ проведенных уроков экологической этики, внеклассных мероприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.