Научная статья на тему 'СКВОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПОСТАВОК ТОВАРОВ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ'

СКВОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПОСТАВОК ТОВАРОВ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СКВОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / STATE REGULATION AND CONTROL / CUSTOMS CONTROL / INFORMATION TECHNOLOGIES / END-TO-END PROCESSES / DIGITALIZATION / ELECTRONIC DOCUMENT / PROCESS CONTROL / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бормотова Елена Григорьевна, Коноплинов Степан Андреевич

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, применения информационных технологий и построения сквозных процессов при осуществлении внешнеторговой поставки товаров. Предложены подходы к цифровизации и информационному обеспечению контрольных функций на основе электронного документооборота и обмена данными между всеми участниками единого сквозного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бормотова Елена Григорьевна, Коноплинов Степан Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

END-TO-END PROCESSES OF FOREIGN TRADE SUPPLIES OF GOODS AND THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN STATE MANAGEMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The article deals with the issues of state regulation and management of foreign economic activity, the application of information technologies and the construction of end-to-end processes in the implementation of foreign trade supply of goods. Approaches to digitalization and information support of control functions based on electronic document management and data exchange between all participants of a single end-to-end process are proposed.

Текст научной работы на тему «СКВОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПОСТАВОК ТОВАРОВ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

Е. Г. Бормотова, С. А. Коноплинов

сквозныЕ процессы внешнеторговых поставок товаров и информационные технологии в государственном управлении внешнеэкономической деятельностью

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, применения информационных технологий и построения сквозных процессов при осуществлении внешнеторговой поставки товаров. Предложены подходы к цифровизации и информационному обеспечению контрольных функций на основе электронного документооборота и обмена данными между всеми участниками единого сквозного процесса.

Ключевые слова: государственное регулирование и контроль; таможенный контроль; информационные технологии; сквозные процессы; цифровизация; электронный документ; управление процессами; информационное взаимодействие.

E. G. Bormotova, S. A. Konoplinov

end-to-end processes of foreign trade supplies of goods and the use of information technologies in state management of foreign economic activity

The article deals with the issues of state regulation and management of foreign economic activity, the application of information technologies and the construction of end-to-end processes in the implementation of foreign trade supply of goods. Approaches to digitalization and information support of control functions based on electronic document management and data exchange between all participants of a single end-to-end process are proposed.

Keywords: state regulation and control; customs control; information technologies; end-to-end processes; digitalization; electronic document; process control; communication.

Вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях стремительных изменений структуры мировой торговли, вызванных различными социально-экономическими и политическими факторами, включая пандемию, приобретают особую значимость. Трансформация методов и инструментов стимулирования национальной экономики в современных условиях, а также обеспечение эпидемиологической, продовольственной и экономической безопасности становятся одними из основных ориентиров для государства. В связи с этим требуется детальное понимание сути внешней торговли товарами, а именно структуры процесса внешнеторговой поставки и непосредственной роли всех участников, которые задействованы в процессе поставки товаров из страны экспорта в страну импорта.

Структура процесса представляет совокупность взаимосвязанных объектов, целенаправленно действующих в пространстве и во времени, и имеет свой жизненный цикл (заключение договора купли-продажи товаров, их перевозка из страны экспорта в страну импорта, прохождение административных формальностей (государственный контроль на границе и таможенное декларирование), выпуск товаров и переход права пользования и владения товарами покупателем (декларантом) на территории страны импорта).

Укрупненная (верхнеуровневая) схема процесса внешнеторговой поставки товаров приведена на рис. 1.

Декомпозиция описанного процесса является одним из методов детального изучения и анализа составных частей, элементов общего процесса. В результате можно выявить проблемные зоны (разрывы процессов) и сформулировать частные задачи по их решению. Для построения сквозного процесса необходимо провести его комплексное исследование и организовать внедрение системы управления цепями поставок на протяжении всего жизненного цикла процесса внешнеторговой поставки товаров и осуществления государственного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [1]. Для этого следует проанализировать взаимосвязи между элементами процесса, а также выявить участников этого взаимодействия - субъектов, непосредственно задействованных в самом процессе, а также реализующих государственные функции по контролю за ним. В результате проведенного анализа участников процесса внешнеторговой поставки товаров можно выделить четыре основные группы субъектов, выполняющих свои специфические роли в этом процессе (табл.).

Таблица

Субъекты процесса внешнеторговой поставки товаров

Группа Субъекты поставки товаров

Группа 1 Лица, участвующие в процессе реализации сделки купли-продажи (продавец - покупатель)

Группа 2 Лица, участвующие в процессе перевозки товара (транспортные логистические предприятия: перевозка, хранение, обработка грузов)

Группа 3 Лица, участвующие в процессе государственного контроля товаров на границе (пограничный контроль, таможенный контроль, карантинный фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль (надзор), санитарно-карантинный контроль, транспортный контроль)

пс

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2020

Окончание таблицы

Группа Субъекты поставки товаров

Группа 4 Лица, участвующие в процессе таможенного декларирования (таможенные органы, декларанты, участники перевозочного процесса (перевозчики, организации, обеспечивающие погрузку/выгрузку товаров и их временное хранение, банковские и другие сервисные структуры), государственные контрольные органы, экспертные организации)

Роль каждого участника выделенных групп определяется целями и условиями поставки, категорией товаров и видами их транспортировки. Многообразие процессов внешнеторговой деятельности продиктовано рыночной экономикой, потребительским спросом и ограничивается необходимостью соблюдения правил, установленных государством.

У каждой из групп формируется объективное противоречие целей. Бизнес -получение прибыли - это экономическая задача. У государственных контрольных органов (ГКО) - контроль соблюдения правил и недопущение их нарушений -задача защиты государственных интересов, в том числе в части экономической безопасности.

Рассматривая вопрос с этой точки зрения, условно можно выделить два базовых взаимосвязанных процесса (рис. 2):

- коммерческой поставки товара (взаимодействие бизнеса между собой);

- государственного контроля (взаимодействие контрольных органов с бизнесом по каждому виду государственного контроля).

®

Внешнеторговая сделка

<§) ® «><§> ® <§) ®

Пограничный Таможенный Карантинный Ветеринарный Санитарно- Транспортный Иные виды контроль контроль фитосанитар- контроль карантинный контроль государст-ный контроль (надзор) контроль венного

контроля

Рис. 2. Процессы коммерческой поставки товара и государственного контроля

В каждом процессе есть ключевой элемент, являющийся объектом применения соответствующих действий, - это товар (груз). Он имеет объективные

характеристики, которые зафиксированы в виде информации о нем, содержащейся в документах, оформленных на него соответствующими субъектами (коммерческие, транспортные и другие документы). Зачастую эти документы оформляются в бумажном виде и заверяются оригинальными подписями и печатями согласно сложившейся практике международного торгового оборота.

Для выполнения следующего процесса контролирующим органам предъявляются непосредственно сам товар и документы на него. При этом для проведения различных видов государственного контроля требуются различные сведения из документов, которые подлежат проверке и учету уже в разрешительных и иных документах, оформляемых должностными лицами государственных органов. Исходя из своих компетенций, каждое из ведомств (Пограничная служба ФСБ России, ФТС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и др.) стремится автоматизировать функции ведомственного контроля, создает для этого информационные системы и ведет электронную обработку данных в своих специализированных ведомственных информационных системах о товарах и перемещаемых их субъектах, транспортных средствах и требуемых разрешительных документах.

Для оптимизации прохождения государственного контроля на границе Всемирной таможенной организацией рекомендовано внедрять принципы и механизмы «единого окна». Эти механизмы предусматривают возможность коммерсанту предоставить сведения о товаре в единую систему однократно и сразу для всех ГКО. В свою очередь, ведомства обеспечивают всесторонний анализ данных и информационное взаимодействие между собой и выдают консолидированное решение с результатами государственного контроля. Накопленный международный практический опыт реализации механизмов «единого окна» носит рекомендательный характер, и каждое государство принимает наиболее оптимальные для себя решения, учитывающие национальные интересы и особенности внешней торговли [2].

В современных условиях функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) разработаны и достаточно активно и успешно применяются различные элементы механизмов «единого окна» в таможенных службах государств - членов ЕАЭС [3].

Большая работа в этом направлении проведена Федеральной таможенной службой (ФТС России) за последние несколько лет. С использованием программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов во всех пунктах пропуска через государственную границу России таможенный контроль проводится на основании анализа заблаговременно поступающей электронной предварительной информации по товарам, ввозимым различными видами транспорта (автомобильный, железнодорожный, авиационный и водный) [4].

Проводимые работы и налаживание информационного взаимодействия между ГКО имеют положительные отзывы бизнес-сообщества и рассматриваются как одно из направлений, обладающих значительным потенциалом улучшения делового климата для участников ВЭД. В основном отмечаются такие факторы, как дальнейшее повышение уровня автоматизации таможенных технологий, сокращение времени на совершение таможенных операций и внедрение информационных систем, основанных на механизмах «единого окна», электронном документообо-

роте, межведомственном взаимодействии (например, внедрение ФТС России комплекса программных средств «Портал Морской порт») [5].

За последние несколько лет наиболее значимыми элементами по совершенствованию таможенного администрирования и упрощению таможенных формальностей стали следующие таможенные технологии:

- автоматическая регистрация декларации на товары;

- автоматический выпуск товаров;

- электронное предварительное информирование.

Несмотря на ключевую роль, отведенную Всемирной таможенной организацией институту предварительного информирования, в системах государственного приграничного контроля, основанных на механизмах «единого окна», этот институт в России применяется в основном таможенными органами для оценки рисков и ускорения совершения таможенных операций. Они выполняют ключевую роль интегратора при проведении таможенного и иных видов государственного контроля. На основе разрабатываемых и внедряемых ФТС России современных информационных технологий проводятся работы по построению сквозных процессов таможенного контроля [6]. В связи с этим приобретает значимость автоматизация и цифровизация всех технологических процессов таможенного и иных видов государственного контроля (карантинный фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль (надзор), санитарно-карантинный контроль, транспортный контроль), а также поиск новых подходов к моделированию и инфраструктуре современных пунктов пропуска.

Реализация столь амбиционных и значимых задач предусмотрена в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р [7].

Среди приоритетных направлений запланированы мероприятия по развитию межведомственного взаимодействия, созданию межведомственных интегрированных информационных систем и расширению трансграничного взаимодействия с использованием механизмов «единого окна».

Развитие данного направления также является актуальным и как фактор усиления роли России в международном торговом сотрудничестве, в том числе за счет активизации взаимодействия с Европейским союзом (ЕС) - одним из основных торговых партнеров нашей страны [8]. Наиболее перспективно развивать направления промышленной кооперации, торгового сотрудничества, сокращения бюрократических барьеров за счет развития межведомственного и межгосударственного взаимодействия, в том числе приграничного сотрудничества. Дополнительным импульсом для реализации подобных проектов становятся стремительно развивающиеся процессы цифровизации и высокие темпы их внедрения в сфере внешней торговли и логистики, особенно при создании транспортных (транзитных) коридоров. При этом определяющим условием для устранения барьеров в сфере международных грузовых перевозок является информационный обмен между странами, по территории которых проходят основные маршруты контейнерных перевозок.

Важно обеспечить государственную поддержку и управление процессами регулирования ВЭД на основе современных средств автоматизации и перехода к формированию устойчивых кооперационных связей и построению сквозных процессов поставки товаров. При этом необходимо создать условия для полно-

масштабного перехода к использованию электронных документов и цифровых технологий в предпринимательской сфере. Переход на электронные контракты, счета-фактуры, транспортные и иные коммерческие, в том числе банковские (финансовые), документы требует создания соответствующей инфраструктуры и правового обеспечения юридической значимости электронных документов, сведений и данных, содержащихся в информационных системах. Такая масштабная задача может быть решена только в условиях формирования устойчивой цифровой экономики [9]. В качестве одного из инструментов как составной части формируемой экосистемы ВЭД могут стать цифровые платформы, позволяющие выстраивать единые для всех участников ВЭД сквозные процессы, а также создавать, обрабатывать, накапливать информацию о внешнеторговой сделке в процессе всего жизненного цикла поставки товара.

В настоящее время различные организации уже предлагают отдельные решения и информационно-техническую инфраструктуру, сайты и порталы, специализирующиеся на предоставлении различных сервисов для участников ВЭД. Однако набор сервисов зачастую носит информационный вспомогательный характер и их предоставление осуществляется на возмездной коммерческой основе.

Как показывает мировой опыт, наиболее успешными примерами организации трансграничной торговли стали комплексные проекты, основанные на построении и автоматизации сквозных бизнес-процессов (поставки товаров и государственного контроля), позволяющие управлять цепями поставки и обеспечивать непрерывный мониторинг всех цепочек процесса.

На основании результатов анализа текущего состояния системы государственного регулирования и контроля ВЭД, способов и форм межведомственного взаимодействия государственных контрольных органов, а также исходя из необходимости снижения административных барьеров в сфере внешней торговли предлагается создать единую цифровую платформу (ЕЦП) для участников внешнеторговой деятельности.

Основной целью ЕЦП станет предоставление широкого набора взаимосвязанных сервисов и информационно-коммуникационных услуг в рамках сквозных процессов трансграничной торговли.

Потенциальными пользователями ЕЦП могут быть различные категории заинтересованных лиц (экспортеры, импортеры, перевозчики, логистические компании, декларанты, экспедиторы и др.) из стран - участниц трансграничной торговли (государства - члены ЕАЭС, ШОС, БРИКС, ЕС, АТЭС и др.). Определение цели ЕЦП позволяет выделить ее базовые элементы (рис. 3) - перечень основных задач:

- информационная сервисно ориентированная поддержка участников внешнеторговой сделки (информирование, консультирование, юридическое и финансовое сопровождение);

- поиск партнеров, изучение рынков сбыта, условий и правил поставки товаров, заключение договоров (контрактов), их публикация и учет в личном защищенном архиве участника сделки;

- поиск транспортных и логистических компаний, построение оптимальных логистических схем, транспортных коридоров, маршрутов перевозки и способов доставки товаров от продавца покупателю;

- оформление и безопасное хранение всех необходимых коммерческих и транспортных документов в электронном виде, их публикация и учет в личном защищенном архиве участника сделки;

- оформление различных разрешительных документов, выдаваемых специализированными ведомствами и органами государственной власти (в электронном виде посредством получения государственных услуг и информационного электронного взаимодействия);

- оформление различных документов и формирование сведений в электронном виде (на основании уже имеющихся в личном архиве), необходимых для прохождения границы (совершения таможенных операций в пункте пропуска, осуществления пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля);

- предоставление электронной предварительной информации;

- совершение таможенных операций по таможенному декларированию (подача электронной транзитной декларации и/или декларации на товары);

- оплата таможенных сборов и таможенных платежей (удаленно, с использованием банковских, финансовых сервисов);

- другие задачи, предусмотренные сквозным процессом внешнеторговой поставки товаров.

ф Регистрация пользователей:

личный кабинет; личный архив; хранение электронных документов

9 Электронные сервисы:;

поиск партнеров; моделирование процесса поставки товаров; создание и публикация электронных документов

Единая цифровая платформа

в Обмен электронными данными:

юридическая значимость электронных документов; ролевой доступ к электронным данным

в Сотрудничество и взаимодействие:

международное; межведомственное; межрегиональная интеграция

(ЕАЭС, ЕС, ШОС, БРИКС, АТЭС)

Рис. 3. Базовые элементы единой цифровой платформы

Для обеспечения создания и технологического управления платформой и предоставления сервисов и услуг участникам внешнеторговой деятельности целесообразно на основе государственно-частного партнерства определить единого оператора ЕЦП.

Реализация единого сквозного процесса на основе системы управления цепями поставок в ЕЦП позволит обеспечить и возможность осуществления государственного контроля полностью в электронном виде. Кроме того, важно организовать взаимодействие и информационный обмен данными с другими подобными цифровыми платформами, в том числе с базами данных документов, выдаваемых зарубежными службами и организациями (например, в сфере международного сотрудничества по направлению правоохранительной деятельности в рамках Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися

под угрозой исчезновения СИТЕС). Для этого также потребуется интегрировать ЕЦП с информационными системами государственных контрольных органов и ведомств, реализовать принципы и механизмы «единого окна» с целью одноразового ввода данных о товарах, грузах, транспортных средствах и иных сведений и их многократного использования для различных целей в рамках трансграничных перевозок.

Использованные источники

1. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: учебное пособие / кол. авт.; под общ. ред. С. В. Рязанцева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КРОНУС, 2018. 204 с.

2. Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: http://www.wcoomd.org/ (дата обращения: 01.11.2020).

3. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www. eurasiancommission.org/ (дата обращения: 01.11.2020).

4. Давыдов Р. В. Модель совершения таможенных операций от пунктов пропуска до места нахождения получателя товара // Вестник Российской таможенной академии. 2019 № 3. С. 32-37.

5. Цифровой формат против простоев на таможне // Морские порты: информационно-аналитический журнал. 2020. № 7 (188). С. 20-23.

6. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.

7. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2020).

8. Исаченко Т. М, Медведкова И. Россия - ЕС: Торговое регулирование как основа перспектив двустороннего сотрудничества // Современная Европа. 2020. № 3. С. 90-103.

9. Основы цифровой экономики: учебное пособие / кол. авт.;под ред. М. И. Столбова, Е. А. Бренделевой. М.: Изд. дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2018. 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.