Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РАМКАХ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ИМПОРТНОЙ ПОСТАВКИ'

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РАМКАХ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ИМПОРТНОЙ ПОСТАВКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИНОДЕЛЬЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / WINE PRODUCTS / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / СИСТЕМА ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ / SYSTEM OF TRACING / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INFORMATION COLLABORATION / МОДЕЛЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ / IDENTIFICATION MODEL / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОСТАВКА ТОВАРОВ / FOREIGN-TRADE DELIVERY OF GOODS / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникина Елена Валерьевна

В статье обоснована необходимость разработки модели идентификации импортируемой винодельческой продукции, выявлены возможности ее создания, проанализирован международный опыт идентификации и прослеживаемости товаров. Разработана модель идентификации винодельческой продукции в системе межведомственного информационного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING OUT IDENTIFICATION MODEL OF WINE PRODUCTS IN THE FRAMEWORK OF FOREIGN-TRADE IMPORT DELIVERY

The necessity to work out an identification model of imported wine products is substantiated in the article. The author points out the ways to create the model and analyzes international experience in identification and tracing the goods. The identification model of wine products in the system of interdepartmental information collaboration is worked out by the author.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РАМКАХ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ИМПОРТНОЙ ПОСТАВКИ»

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

Е. В. Аникина

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РАМКАХ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ИМПОРТНОЙ ПОСТАВКИ

В статье обоснована необходимость разработки модели идентификации импортируемой винодельческой продукции, выявлены возможности ее создания, проанализирован международный опыт идентификации и прослеживаемости товаров. Разработана модель идентификации винодельческой продукции в системе межведомственного информационного взаимодействия.

Ключевые слова: винодельческая продукция; идентификация; система прослеживаемости; информационное взаимодействие; модель идентификации; внешнеторговая поставка товаров; таможенный контроль.

Идентификация товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), является одним из актуальных вопросов в практике таможенных органов. Результаты идентификации товаров, проводимой в таможенных целях, непосредственно влияют на применение мер таможенно-тарифного регулирования, налогообложения, запретов и ограничений. Наличие проблем в данной области, снижающих эффективность таможенного регулирования импорта товаров, обусловило необходимость разработки предложений по совершенствованию идентификации товаров при осуществлении их внешнеторговой импортной поставки.

Наиболее проблемным товаром в сфере таможенного регулирования является винодельческая продукция, о чем свидетельствует обширная судебная практика по вопросам соблюдения таможенного законодательства. Так, анализ материалов судебных решений показывает, что имеются проблемы незаконного перемещения винодельческой продукции через таможенную границу ЕАЭС в части заявления декларантом недостоверных сведений о товаре, представления недействительных документов, что приводит к занижению сумм уплаты таможенных платежей, налогов и неправильному применению мер запретительно-ограничительного характера. Одной из причин нарушения таможенного законодательства государств -членов ЕАэС является неоднозначная идентификация винодельческой продукции при ввозе на таможенную территорию ЕАэС.

О существовании проблем в области идентификации ввозимых товаров может свидетельствовать также реализация на рынке продукции, в том числе импортного производства, не соответствующей требованиям нормативных правовых документов по органолептическим, физико-химическим показателям и показателям

безопасности. Так, по данным Роспотребнадзора, количество пищевых отравлений населения от потребления алкогольной продукции, к которой относится и винодельческая продукция, за 2012-2014 гг. составило 156 201 случай, из них 41 961 - со смертельным исходом [1].

Идентификацию проводят на всех этапах продвижения товара от производителя к потребителю, в том числе на стадии внешнеторговой импортной поставки. В качестве субъектов, осуществляющих идентификацию товаров в таможенных целях, могут выступать участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), таможенные и другие органы исполнительной власти, а также иные заинтересованные лица и организации. При этом следует сделать акцент на следующих проблемах при проведении идентификации импортируемой винодельческой продукции в ходе взаимодействия перечисленных субъектов идентификации: разобщенность процессов государственного контроля на протяжении импортной внешнеторговой поставки из-за многочисленных процессов в ходе взаимодействия участников ВЭД и уполномоченных органов; предоставление информации, содержащей одинаковые данные, несколько раз различным органам исполнительной власти; достаточно большие сроки предоставления информации таможенным органам от других органов исполнительной власти при осуществлении контрольных функций; большие сроки выдачи некоторых документов, необходимых для совершения таможенных операций; недостаточно эффективная система отслеживания винодельческой продукции на протяжении всей цепи внешнеторговой импортной поставки и др. [2].

С учетом вышеизложенного считаем целесообразным разработку модели идентификации винодельческой продукции в рамках осуществления внешнеторговой импортной поставки, целями которой являются повышение эффективности применения мер таможенного регулирования и сокращение времени при принятии решений должностными лицами таможенных органов в отношении ввозимой на таможенную территорию ЕАЭС винодельческой продукции. Объектом модели является подконтрольная винодельческая продукция, перемещаемая через таможенную границу ЕАэС.

Для разработки модели идентификации винодельческой продукции, прежде всего, требуется проанализировать международный опыт идентификации товаров, при этом необходимо учесть современные тенденции развития таможенного дела. Так, согласно Стратегии развития таможенной службы РФ [3] одним из приоритетных направлений является совершенствование информационно-технического обеспечения в целях минимизации издержек государства и участников ВЭД при совершении таможенных операций с учетом мировых стандартов. В связи с этим предлагаемая модель идентификации винодельческой продукции направлена на реализацию данной Стратегии и основывается на применении перспективных направлений электронного декларирования, предварительного информирования, межведомственного информационного взаимодействия, унификации форматов данных и реализации международных требований по созданию механизма «единого окна».

Анализ международной практики идентификации товаров в целях защиты жизни и здоровья потребителей показывает, что одним из эффективных инструментов повышения качества и безопасности пищевой продукции на протяжении всей цепи ее поставки от производителя до потребителя является применение системы прослеживаемости товаров.

Требования к прослеживаемости продукции заложены в международных стандартах ИСО серии 9000 и 22000. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 22005-2009 [4] под системой прослеживаемости понимается полная совокупность данных и операций, способная содержать необходимую информацию о продукции и ее компонентах на протяжении всей цепочки производства и использования продукции или отдельной части продукции. Основу системы прослеживаемости составляет быстрое и точное получение определенных данных по всей цепи поставки товаров по принципу «один шаг вперед» и «один шаг назад» для каждой организации в цепи производства и поставки.

В последнее время концепция прослеживаемости на протяжении всей цепи производства и поставки товара быстро развивается, особенно в странах Европы и Северной Америки, и широко используется для рыбной, мясной, плодоовощной продукции и лекарственных средств.

В Европейском союзе требования к прослеживаемости пищевой продукции установлены Регламентом Европейского парламента и Совета Европейского союза от 28.01.2002 № 178/2002 [5]. В регламенте заложены общие понятия и принципы в области пищевого законодательства, а также основные положения, позволяющие обеспечить эффективное функционирование внутреннего рынка и высокий уровень защиты здоровья людей и интересов потребителей за счет внедрения в компании продовольственного сектора комплексной системы прослеживаемо-сти продуктов питания.

В США принят законодательный акт PL 107-188 «Об обеспечении здоровья общества и о готовности реагировать на биотерроризм», в котором указывается, что предприятия должны вести учетную документацию, необходимую для определения в цепочке снабжения ближайшего поставщика и ближайшего получателя продовольственного товара.

В Канаде в рамках национальной программы прослеживаемости цепей поставок всех продуктов питания Can-Trace разработан стандарт «Канадские нормы данных для прослеживаемости пищевых продуктов. Версия 2.0» (NCDTA v.2.0) [6], целью которого является выработка минимальных требований к информации, необходимой для функционирования системы прослеживаемости.

Требования к прослеживаемости пищевой продукции предъявляются и в законодательстве ЕАЭС. Так, в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» [7] указано, что для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства должна разрабатываться, внедряться и поддерживаться прослеживаемость пищевой продукции.

Анализ международного опыта применения систем прослеживаемости товаров показал, что большинство систем прослеживаемости построены на использовании международных стандартов товарной нумерации GS1 и применении технологий автоматической идентификации, таких как линейные штриховые коды (EAN/UPC, GS1-128, GS1 DataBar), двумерные штриховые коды (MaxiCode, DataMatrix, AztecCode, QuickResponseCode), радиочастотная идентификация (RFID), электронный код продукта (EPC) и электронный обмен данными (EDI, EANCOM®/XML) [8].

Систему прослеживаемости, основанную на стандартах GS1, можно применять не только при поставке товаров на внутренний рынок в рамках одной страны, но и при осуществлении экспортно-импортных операций между различными

государствами. В связи с этим предлагаем использовать систему прослеживаемо-сти в процессе таможенного контроля на этапе внешнеторговой поставки товаров в целях повышения качества и эффективности таможенной деятельности. Это особенно актуально для винодельческой продукции, так как качество, а соответственно, и цена на многие виды винодельческой продукции определяются их происхождением.

При выборе системы прослеживаемости различных товаров необходимо учитывать их свойства, особенности производства и реализации, ожидания потребителя и требования нормативных документов. Винодельческая продукция, как и любой товар, обладает рядом потребительских свойств, которые формируются под влиянием различных факторов: географических и климатических условий произрастания винограда, агротехнических приемов возделывания винограда, сорта применяемого сырья, технологии производства, качества упаковки, условий хранения, транспортирования и др. Каждый из перечисленных факторов может оказывать потенциальное воздействие на качество и безопасность винодельческой продукции, что обусловливает особенности реализации системы прослеживаемости.

Учитывая специфику винодельческой отрасли, Рабочей группой «Отслеживание вин и спиртных напитков», созданной Международной организацией GS11 в сотрудничестве с Британской и Французской ассоциациями вин и спиртных напитков, разработан документ «Прослеживаемость в винодельческой отрасли. Руководство по использованию стандартов GS1» [9]. В документе содержатся рекомендации и руководящие принципы, необходимые для интеграции и реализации системы прослеживаемости в винодельческой отрасли от сбора урожая до розничной торговли с помощью системы кодирования GS1 и маркировки продукции. В соответствии с данным руководством система прослеживаемости винодельческой продукции включает следующие основные этапы цепи поставок:

1) производство винограда;

2) производство вина наливом;

3) распространение вина наливом;

4) хранение вина наливом;

5) производство готовой продукции, розлив и упаковка вина;

6) оптовая продажа готовой продукции;

7) розничная продажа готовой продукции.

При этом каждый участник цепи поставки винодельческой продукции имеет свою сферу ответственности, в соответствии с которой он должен получить, сохранить и передать определенную совокупность информационных данных о продукции, потребительской и транспортной таре, а также о поставщиках и получателях этой продукции.

На основе вышеуказанного документа [9], а также изученного зарубежного опыта применения системы прослеживаемости в различных странах [8; 10] автором разработана модель системы прослеживаемости винодельческой продукции при осуществлении внешнеторговой импортной поставки (рис. 1), отличающаяся от применяемой в зарубежных странах системы введением новых участников: импортера продукции и таможенных органов. При этом ввоз продукции

1 Международная организация GS1 - это крупнейшая в мире добровольная некоммерческая неправительственная ассоциация, которая создает стандарты автоматической идентификации.

может осуществляться на разных этапах внешнеторговой поставки, например, между третьим и четвертым этапами, между четвертым и пятым этапами и между пятым и шестым этапами. Для обеспечения прослеживаемости требуется связь между физическими и информационными потоками, что достигается за счет нанесения маркировки на отслеживаемые предметы торговли уникальных идентификаторов местонахождения ^Ь^, предмета торговли ^ТШ) и транспортной упаковки (SSCC).

Совершение таможенных операций

Таможенный орган — л

Винный погреб для хранения и продажи готовой продукции

Виноградарь

Производитель вина

Дистрибьютор вина наливом

Импортер вина наливом

Винный погреб для хранения вина наливом

Импортер вина наливом

Розлив и упаковка вина

Импортер готовой продукции

И

Оптовая продажа

|

Розничная продажа

Виноград

Вино наливом

Вино наливом

Вино наливом

Дистрибьютор готовой продукции

Готовая продукция

Готовая продукция

Рис. 1. Модель системы прослеживаемости винодельческой продукции при осуществлении внешнеторговой импортной поставки

Разработка модели идентификации винодельческой продукции предполагает выявление технических и организационных возможностей ее создания, определение субъектов и установление связей между ними, средств для функционирования данной модели, требований к ее элементам.

162 -

вестник российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1* 2016

Предлагаемая модель идентификации включает следующих субъектов - участников взаимодействия: таможенные органы, Евразийскую экономическую комиссию, федеральные органы исполнительной власти, а также всех участников цепи поставок винодельческой продукции для реализации системы прослеживаемости и Международную организацию товарной нумерации GS1 для обеспечения уникальной идентификации импортируемых товаров и участников системы просле-живаемости.

В порядке взаимодействия субъектов следует выделить три этапа:

- подготовка товаров к импорту, получение разрешительных документов;

- таможенный контроль при ввозе товаров на территорию ЕАЭС;

- таможенный контроль после выпуска товаров.

В качестве основных базовых элементов при разработке модели идентификации винодельческой продукции в системе межведомственного информационного взаимодействия предлагается использовать следующие информационные системы: Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли ЕАЭС (ИИС ВВТ), Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИС).

Также в качестве одного из базовых элементов нами предлагается создание информационной базы данных о прослеживаемости товаров, для формирования которой проанализирована практика применения информационной системы в Республике Беларусь «Банк данных электронных паспортов товаров», построенной на основе стандартов GS1 и предназначенной для ведения базовой информации о производимых, реализуемых на территории Республики Беларусь товарах для целей автоматизированного учета в товаропроводящих сетях и ведения процессов электронной торговли [11].

Целью создания и функционирования информационной базы данных о про-слеживаемости является формирование единой базы данных, позволяющей всем участникам внешнеторговой поставки, включая контрольные органы, получить в пределах своей компетенции необходимую информацию о товарах, документах о безопасности и качестве товаров, производителях и поставщиках в едином формате, соответствующем международным стандартам, в интересах содействия упрощению процедур в международной торговле. Информационная база данных о прослеживаемости включает интегрированные между собой базы данных, содержащие описание товаров и субъектов внешнеторговой поставки товаров, информацию о сопроводительных документах, а также комплекс информационных технологий по реализации услуг, предоставляемых при ее формировании и функционировании.

На основании вышеуказанных структурных элементов и модели системы про-слеживаемости винодельческой продукции при осуществлении внешнеторговой импортной поставки предлагаем модель идентификации импортируемой винодельческой продукции в системе межведомственного информационного взаимодействия, разработанную на примере РФ (рис. 2).

Суть данной модели заключается в следующем. В качестве единого органа для реализации технологии «единого окна» предлагается ФТС России. Сведения, необходимые для осуществления внешнеторговой импортной поставки, включающие данные о товаре и его упаковке, о субъектах внешнеторговой поставки,

о сопроводительных документах, а также данные о прослеживаемости, предоставляются до ввоза продукции на территорию ЕАЭС и аккумулируются в информационной базе данных о прослеживаемости товара как части ЕАИС ФТС России. Взаимодействие между участниками ВЭД, таможенными и другими органами исполнительной власти происходит через СМЭВ. Решение о выпуске товара принимается таможенными органами на основании предоставленной информации и документов с применением системы управления рисками. Винодельческая продукция, поступившая на потребительский рынок, становится объектом постконтроля со стороны таможенных и других контрольно-надзорных органов.

Участники цепи внешнеторговой импортной поставки

иис ввт

А

_ ---

V 7

Участники цепи внешнеторговой импортной 11 поставки

'С]

Рис. 2. Модель идентификации импортируемой винодельческой продукции в системе межведомственного информационного взаимодействия

Для практической реализации модели идентификации винодельческой продукции разработан комплекс мер, включающий четыре основных этапа:

1) внедрение системы прослеживаемости винодельческой продукции в процесс таможенного контроля;

2) формирование информационной базы данных о прослеживаемости;

3) реализация организационных мер по внедрению модели идентификации импортируемой винодельческой продукции;

4) оценка результативности внедрения модели идентификации импортируемой винодельческой продукции.

Применение разработанной модели идентификации импортируемой винодельческой продукции предоставит всем участникам торгово-производственной цепи,

164 -

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1• 2016

в том числе участникам ВЭД и контролирующим органам, ряд преимуществ, среди которых можно отметить:

- быстрый обмен данными о прослеживаемости винодельческой продукции между всеми участниками цепи внешнеторговой поставки;

- исключение повторяющихся сведений, вносимых в различные документы, необходимые для осуществления импортной поставки;

- сокращение времени совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

- оперативное отслеживание опасной продукции и изъятие (отзыв) такой продукции с внутреннего рынка;

- совершенствование международного сотрудничества по вопросам отслеживания, изъятия и отзыва опасной винодельческой продукции.

Использованные источники

1. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 г.: государственный доклад [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URL: http://www.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/22c/gd_2014_seb_dlya-sayta.pdf (дата обращения: 10.12.2015).

2. Исследование актуальных проблем экономики таможенного дела: отчет о научно-исследовательской работе / науч. рук. Е. А. Терехова. Люберцы: Российская таможенная академия, 2015.

3. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. ГОСТ Р ИСО 22005-2009 «Прослеживаемость в цепочке производства кормов и пищевых продуктов. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению системы» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Регламент Европейского парламента и Совета Европейского союза от 28.01.2002 № 178/2002 «Об установлении общих принципов и требований в продовольственном праве, о создании европейского органа по безопасности пищевых продуктов и об установлении процедуры обеспечения безопасности пищевых продуктов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. URL: http://www.fs-vps.ru/fsvps-docs/ru/usefulinf/files/es178-2002.pdf (дата обращения: 05.02.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Normes canadiennes des données pour la traçabilité alimentaire Version 2.0 [Электронный ресурс]. URL: http://www.can-trace.org/portals/0/docs/CFTDS%20version% 202.0%20FINAL %20FR.pdf (дата обращения: 05.02.2015).

7. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Аникина Е. В. Анализ международного опыта применения системы прослеживаемости товаров // Актуальные проблемы таможенного дела в условиях формирования Евразийского экономического союза на базе Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: сборник материалов научно-практической конференции факультета таможенного дела, 24 декабря 2014 г. Люберцы: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. С. 11-14.

9. La traçabilité dans la filiere vitivinicole - Guide de mise en oeuvre des standards GS1 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Ассоциации GS1 France. URL: http://www.publications. gs1.fr/Publications/La-tracabilite-dans-la-filiere-Vitivinicole (дата обращения: 08.02.2015).

10. Anikina E. V., Djordjevic М. International experience of wine-making production traceability system use // Journal of Hygienic Engineering and Desing. 2015. Vol. 12. P. 85-89 [Электрон-

ный ресурс]. URL: http://ww.jhed.mk/filemanager/JHED%20Vol.%2012/02.%20FQS/09.% 20Miroslav%20Djordjevic.pdf.

11. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 22.08.2011 № 1116 «Положение о межведомственной распределительной информационной системе "Банк данных электронных паспортов товаров"» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.by/pdf/2011-96/2011-96%28008-014%29.pdf (дата обращения: 10.12.2015).

А. Н. Караулова

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИНОСТРАННОГО СЫРЬЯ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ЕГО ПОД ПРОЦЕДУРУ ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В статье идет речь о проблемных вопросах идентификации иностранного сырья в готовой продукции при помещении его под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Предложено одно из направлений решения данной проблемы - адаптация регистрационно-учетной системы ХАССП и требований таможенного законодательства на перерабатывающих предприятиях, выступающих в качестве участников внешнеэкономической деятельности на единой таможенной территории Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: таможня; переработка; товар; сырье; таможенная процедура; идентификация; контроль; ХАССП.

Действующее таможенное законодательство Евразийского экономического союза (ЕАЭС) содержит нормы, способствующие увеличению роста промышленного производства в России. Статья 240 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) предусматривает возможность помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Для помещения ввозимых товаров под данную процедуру участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) необходимо получить разрешение у уполномоченного таможенного органа, представив при этом документ об условиях переработки товаров на таможенной территории и документ, подтверждающий возможность идентификации таможенными органами иностранных товаров в продуктах их переработки. Общий порядок и частные вопросы получения разрешения на переработку на таможенной территории регламентированы правовыми нормами различных уровней [1; 2; 3].

Процедура переработки на таможенной территории является экономически выгодной как для государства, так и для участников ВЭД. Привлекательность ее заключается в том, что предприятия, имеющие незагруженные мощности, могут их задействовать, используя иностранный сырьевой товар, ввозимый по процедуре переработки на таможенной территории.

Важно отметить, что в результате применения данной процедуры решаются различные социальные вопросы: создаются рабочие места, выплачивается заработная плата, в бюджет поступают налоговые отчисления от производителя, развивается инфраструктура и др. [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.