О. Н. Самченко, Н. В. Берлова
направления развития системы прослеживаемости товаров в евразийском экономическом союзе
В статье приведен аналитический обзор нормативных правовых актов Евразийского экономического союза и Российской Федерации в целях обобщения данных по проблеме прослеживаемости. Рассмотрены основные подходы к практической реализации системы прослеживаемости и маркировки на примере продовольственных товаров.
Ключевые слова: прослеживаемость товаров; система маркировки; единая государственная автоматизированная информационная система; документальная и физическая прослеживаемость; двухмерный штрихкод.
O. N. Samchenko, N. V. Berlova
directions of development of goods traceability in the Eurasian economic union
An analytical review of the regulatory legal acts of the Eurasian Economic Union and the Russian Federation to summarize data on the problem of traceability is provided in the article. The main approaches to the practical implementation of the traceability and labeling system are shown on the example of food products.
Keywords: traceability of goods; labeling system; unified state automated information system; documentary and physical traceability; two-dimensional barcode.
Для России острой остается проблема наполнения рынка нелегальной, контрафактной, фальсифицированной и санкционной продукцией. Одним из путей решения данной проблемы является активное внедрение и функционирование в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС, Союз) системы маркировки и прослеживаемости товаров, которая была разработана в соответствии с основными направлениями реализации цифровой повестки.
Система прослеживаемости товаров позволяет осуществлять контроль безопасности вводимых в оборот, в том числе импортируемых, товаров на всех этапах их жизненного цикла - от производства и поставки до реализации потребителям. Введение электронной системы прослеживаемости улучшает статистику таможенных операций в отношении товаров с заявленными характеристиками и контроль за налоговыми платежами. Кроме того, координация усилий стран ЕАЭС в функционировании системы прослеживаемости на территории Союза позволит повысить уровень доверия между странами ЕАЭС.
Система прослеживаемости и маркировки товаров не является новым направлением в работе по обеспечению безопасности товаров. Например, в Европейском союзе (ЕС) прослеживамость товаров - один из основных принципов обеспечения безопасности продовольствия. В Китае такая система действует в отношении лекарственных препаратов, в Бразилии - в отношении табачных изделий. В государствах - членах ЕАЭС происходит апробация систем прослеживаемости товаров, например, в Белоруссии и Казахстане в отношении животных и продукции животного происхождения [1; 2; 3].
Подходы к разработке системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС отражены в распоряжениях Евразийского межправительственного совета от 20.05.2016 «О мероприятиях по формированию в государствах - членах Евразийского экономического союза механизма прослеживаемости товаров» [4] и от 12.08.2016 «Об основных подходах к созданию механизма обеспечения прослеживаемо-сти товаров в государствах - членах Евразийского экономического союза» [5], а также в проекте Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС [6].
Основные цели системы прослеживаемости - создание условий, при которых таможенные и налоговые платежи уплачиваются в полном объеме, а также подтверждение законности и контроль оборота товаров при их перемещении во взаимной торговле между государствами - членами ЕАЭС.
Прослеживаемость - это организация учета товаров в соответствии с установленными требованиями в целях контроля оборота товаров [6]. Сбор, учет и контроль сведений о товарах, взаимодействие по обмену сведениями осуществляются в электронной форме, что является элементом цифровой экономики.
Основу системы прослеживаемости ЕАЭС составляют национальные системы прослеживаемости, созданные в государствах - членах ЕАЭС. Участники Евразийского межправительственного совета приняли ряд решений по введению на территории своих государств маркировки товаров средствами идентификации. В частности, с целью недопущения возникновения барьеров на рынке Союза совету Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) поручено определить базовую технологическую модель системы маркировки, обеспечивающую унифицированные подходы при введении маркировки товаров средствами идентификации.
В России в декабре 2017 г. принято решение о создании Единой системы маркировки и прослеживаемости товаров. Основные цели данной системы заключаются в сокращении объемов незаконного оборота товаров, безопасности и защите здоровья граждан, повышении собираемости налогов и таможенных пошлин путем получения оперативной информации о товарных потоках, достоверность которой не подвергается сомнению [7].
Для реализации поставленных целей были подписаны следующие нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ, закладывающий основы внедрения информационной системы отслеживания, начал действовать с 01.01.2019. В нем определены товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, и дано определение товаров, маркированных средствами идентификации [8].
2. Постановление Правительства Российской Федерации (РФ) от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослежи-ваемости движения товаров», которым введены правила обязательной маркировки товаров средствами идентификации и отслеживания движения товаров и положение о системе мониторинга за оборотом товаров (подлежащих обязательной маркировке) [9].
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Данным документом утвержден «Перечень отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» и установлены сроки введения
обязательной маркировки товаров [10]. При формировании перечня продукции, подлежащей обязательной маркировке, оцениваются параметры, характеризующие рынки данных товаров, ориентированность отрасли на импорт, а также доля нелегального оборота, в том числе нелегального импорта. Предполагается, что к 2024 г. обязательная маркировка готовой продукции станет сплошной.
Основой физической системы прослеживаемости товаров является специальная маркировка товаров (код), считывание которой обеспечит получение полной и достоверной информации о товаре. Маркировать товары обязаны российские производители, импортеры и экспортеры. В соответствии с «Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» от 02.02.2018 товар может маркироваться как за границей, так и на специализированных складах, расположенных на территории ЕАЭС. В России постановлением Правительства РФ № 860 установлено, что товары могут маркироваться либо за границей, за пределами ЕАЭС, либо на таможенных складах. Для этого заявляют процедуру таможенного транзита, а после прибытия товара на таможенный склад помещают его под таможенную процедуру таможенного склада.
Решением Коллегии ЕЭК от 19.11.2019 № 204 внесены изменения в «Порядок заполнения декларации на товары»: графа 31 декларации на товары (ДТ) «Грузовые места и описание товаров» дополнена новыми абзацами, которые уточняют порядок указания кодов идентификации товаров, идентификации групповой упаковки, идентификации транспортной упаковки при подаче ДТ. Под номером 13 указываются:
- общее количество кодов идентификации, нанесенных на каждую единицу товара, товарный ярлык или потребительскую упаковку;
- кодовое обозначение уровня маркировки.
В ходе контроля маркированной продукции проводится не только документарный, но и фактический контроль.
Любая маркировка изделий подразумевает работу через единую систему мониторинга. Различные типы товаров контролируются отдельными системами. Например, спиртосодержащая продукция - единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС), лекарственные изделия - своей системой мониторинга для медицинского использования. Каждый из участников системы заносит в нее сведения об этапах движения товара - от производства до реализации.
Рассмотрим практические аспекты системы цифровой маркировки и просле-живаемости на примере продовольственных товаров.
Для России импорт продовольствия является не основным, но важным аспектом внешнеэкономической деятельности. Поставки из-за рубежа продовольственных товаров и сырья, которые не производятся внутри страны или производятся в недостаточных объемах, но при этом обладают определенными показателями качества и безопасности, позволяют обеспечить потребителей и производителей необходимыми товарами. В связи с этим система прослеживаемости является актуальной не только в отношении промышленной продукции, но и для продовольствия.
В ряде законодательных и нормативных актов, действующих на территории РФ, дается определение прослеживаемости и системы обращения безопасных продуктов [2]. В частности, в соответствии со ст. 4 Технического регламента
Таможенного союза ТР ТС 21/2011 «О безопасности пищевой продукции» «про-слеживаемость пищевой продукции - возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья» [11].
Первая группа продовольственных товаров, в отношении которой стала применяться подобная система, - алкогольная продукция. Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», постановлениям Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками», от 31.12.2005 № 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками» в отношении данной категории продукции осуществляется не только документальная, но и физическая просле-живаемость [12].
При помощи системы ЕГАИС органы государственного надзора контролируют изготовление, перемещение, реализацию всего алкоголя в стране. Система была создана для того, чтобы проверять легальность продукции, приобретенной крупными поставщиками и небольшими магазинами. Данные о товаре вносятся в систему при его изготовлении или импорте в Россию. Импортеры и изготовители спиртосодержащих напитков маркируют их штрихкодами, в которых отображены сведения о производителе, дате разлива и основных характеристиках алкогольного напитка. Данный штрихкод помещен на акцизной марке (для импортного алкоголя) или на федеральной специальной марке (для продукции, произведенной в России и не предназначенной для экспорта).
До 2016 г. ЕГАИС применялась только для отслеживания ввозимых и производимых в России крепких спиртосодержащих напитков, затем к ней присоединились заводы по изготовлению пива, а также все продавцы любого алкоголя. В 2018 г. произошел переход на помарочную систему учета каждой бутылки (учет в разрезе каждого штрихового кода на конкретной бутылке). Информация, которая поступает в ЕГАИС, отражена на акцизной марке (только для продукции с содержанием спирта более 9%).
Основные функции, выполняемые системой:
- учет количества произведенных и реализованных товаров с фиксированием региона, качества продукта, крепости и цены;
- количественный анализ поступившей и проданной продукции, ценовых позиций, общей доли импортных и отечественных товаров;
- выявление соотношения федеральных и акцизных марок;
- борьба с контрафактной продукцией.
Эффект от внедрения такой системы для государства выражается в росте поступления от акцизов на алкоголь, увеличении официальных объемов производства алкогольной продукции, росте поступления в бюджет от прочих налогов (например, на прибыль). Но даже при функционировании данной системы около трети реализуемой алкогольной продукции на рынке остается контрафактной (до введения ЕГАИС нелегальными были более 50% товаров). Такая ситуация причиняет ущерб экономике, а также может нанести вред здоровью и угрожать жизни потребителя. Существуют планы по переходу системы маркировки алкогольной
продукции в единую национальную систему маркировки и прослеживания товаров «Честный знак», в которой маркироваться будут все виды алкогольной продукции, включая и слабоалкогольные.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 № 1433 «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции» с 15.01.2018 на территории РФ проводился эксперимент, координацию которого осуществлял Мин-промторг России. Участниками эксперимента были производители табачной продукции в России, выпускающие около 95% всей табачной продукции в стране.
Положительные итоги эксперимента позволили осуществить переход к обязательной маркировке табачной продукции средствами идентификации. Были утверждены правила маркировки и особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции: с 01.03.2019 цифровая маркировка стала обязательной для табачной отрасли; с 01.06.2019 прекращен выпуск немаркированной продукции; с 01.07.2020 прекращен оборот немаркированной продукции.
В отличие от ЕГАИС в системе для табака используется двухмерный штрикод. Принцип работы маркировки сигарет аналогичен тому, что существует для алкоголя: нанесенный на каждую единицу товара цифровой код будет сканироваться участниками торговой цепи. Информация о его передвижении будет передаваться в систему «Честный знак».
С 15.07.2019 по 29.02.2020 проводился эксперимент по маркировке молочной продукции. В конце февраля было принято постановление Правительства РФ, которое продлило эксперимент до 31 марта, а затем и до 31 декабря текущего года. Маркировка средствами идентификации касалась отдельных видов молочной продукции, выработанных из молока различной обработки, изготовленных промышленным способом и упакованных в потребительскую тару. Перечень молочных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента, поименован в постановлении Правительства РФ от 30.03.2020 № 371. Это товары товарных позиций 0401-0406, а также групп 21 и 22 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС, если в их составе присутствуют молочные компоненты (молочный жир) [13].
Для части товаров из числа молочных продуктов обязательная маркировка наступит 20.01.2021. Соответствующие категории товаров будут определяться Правительством РФ по результатам оценки эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории РФ. Согласно документу для остальных молочных продуктов обязательная маркировка начнется не позднее 01.10.2021.
В России 01.04.2020 начался эксперимент по маркировке бутилированной воды, в который включились около 70 производителей. Одним из решающих факторов в пользу проведения эксперимента стали данные ФНС России о том, что около 30% находящейся в обороте России воды не учитывается. Пилотный проект позволит проверить возможность нанесения средств идентификации на упакованную продукцию, чтобы понять и определить финансовую составляющую вопроса, а также выбрать способ нанесения маркировки: маркировка в типографии, этикетки, прямое нанесение.
Кроме того, для данной категории товаров важно интегрировать источник происхождения сырья с производством готовой продукции. Каждая товарная позиция имеет атрибутивный состав, позволяющий включить номера лицензий скважин или товаров, свидетельства о регистрации, ДТ. Это позволит информировать потребителя о качественных характеристиках товара посредством комплексного отслеживания каждой единицы и каждого вида товара.
Таким образом, в отношении производимой в России и импортируемой продовольственной продукции (алкоголь, табачные изделия, молочные товары) внедряется цифровая маркировка и система прослеживаемости. Создание механизма обеспечения прослеживаемости товаров является одним из актуальных направлений на ближайшие несколько лет. Он позволит решить задачу обеспечения законности оборота товаров как на территории государств - членов ЕАЭС, так и при их трансграничном перемещении.
Использованные источники
1. Андреева Л. В. Создание системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе: цели, перспективы, организационно-правовая основа // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. № 2. С. 70-78.
2. Самченко О. Н, Меркучева М. А. Прослеживаемость товаров как инструмент продовольственной безопасности // Вестник ТГЭУ. 2016. № 3 (79). С. 101-111.
3. Бондарева С. А. Внедрение системы прослеживаемости пищевых продуктов в условиях цифровой экономики // Пищевая индустрия. 2018. № 4. С. 46-47.
4. Распоряжение Межправительственного Евразийского совета от 20.05.2016 № 8 «О мероприятиях по формированию в государствах - членах Евразийского экономического союза механизма прослеживаемости товаров» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 07.09.2020).
5. Распоряжение Межправительственного Евразийского совета от 12.08.2016 № 14 «Об основных подходах к созданию механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах - членах Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 07.09.2020).
6. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 № 20 «О проекте Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 07.09.2020).
7. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2018 № 2963-р «Концепция создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости товаров» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.09.2020).
8. Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статьи 4.4 и 4.5 Федерального закона „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.09.2020).
9. Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 22.09.2020).
10. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.09.2020).
11. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 22.09.2020).
12. Павленко О. В. Актуальные вопросы создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров в ЕАЭС // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (35). С. 24-30.
13. Постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 836 (ред. от 30.03.2020 № 371) «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.09.2020).