УДК 004.056.5:620.2
прослежмваемость товаров как способ борьбы с фальсификатом и контрафактом
Захаренко Татьяна Анисимовна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой товароведения и таможенной экспертизы, к.т.н., доцент, e-mail: [email protected]
В статье проведен анализ опыта формирования национальной системы прослеживаемости товаров, обобщена основная нормативная правовая база, рассмотрена перспективность данного направления для таможенного контроля и борьбы с фальсификатом и контрафактом
Ключевые слова: прослеживаемость; контра-факт; фальсификат; маркировка; средства идентификации; таможенные органы; товары
traceability of goods as a way of struggle against falsification and counterfeit
Zakharenko Tatyana A.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Commodity Science and Customs Expertise, PhD, Docent, e-mail: [email protected]
The article analyzes the experience of the formation of a national system of traceability of goods, summarizes the main regulatory framework, considers the prospects of this area for customs control and the fight against falsification and counterfeit
Keywords: traceability; counterfeit; falsification; labeling; means of identification; customs; goods
Для цитирования: Захаренко Т.А. Прослеживаемость товаров как способ борьбы с фальсификатом и контрафактом // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 3 (75). С. 14-17.
В современных условиях роста взаимовлияния проблем внешнего и внутреннего рынков резко возрастает актуальность вопросов обеспечения населения безопасными и качественными продовольственными и непродовольственными товарами, защиты потребителей от фальсифицированных и контрафактных товаров, профилактики и борьбы с несоблюдением запретов на ввоз (провоз) «санкционной» продукции через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Федеральная таможенная служба (ФТС) ежедневно решает подчас непростые задачи идентификации товаров и контроля достоверности классификационного кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), выявления умышленного занижения таможенных платежей, искажения степени и вида обработки, фактической массы продукта недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности [1; 2].
Для решения вышеуказанных проблем одним из прорывных инновационных способов может стать создание системы прослеживаемости товаров на всем пути следования товара от изготовителя до потребителя или от пересечения границы до предприятий розничной торговли. Между тем, сегодня сведения об этом направлении борьбы с фальсификатом и контрафактом в доступных источниках пока еще разрозненны, противоречивы, подчас проблемны в применении на практике.
Цель данной статьи - обобщить основной опыт создания системы прослеживаемости товаров и рассмотреть дальнейшие перспективы функционирования данной системы.
Результаты собственных исследований нормативной правовой базы по созданию системы про-слеживаемости товаров показали, что на сегодня эти вопросы актуальны как для Российской Федерации (РФ), так и для других государств - членов ЕАЭС и в целом для успешного функционирования ЕАЭС. Установлено, что одним из ключевых вопросов является создание механизма прослеживаемо-сти ввозимых товаров.
Правовая основа для этого уже создана, а именно, 29 мая 2019 г. в городе Нур-Султане подписано соглашение о создании механизма прослеживаемо-сти товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС [3].
В РФ решено провести эксперимент по созданию национальной системы, которая бы обеспечивала прослеживаемость импортируемых товаров. И уже предположительно к 2024 году в стране будет создана единая национальная система маркировки и прослеживания товаров.
В числе ключевых государственных организаций, осуществляющих эксперимент, определены ФТС России и Федеральная налоговая служба (ФНС) России под руководством Минфина России, действующие на основании Постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 807 [4].
В качестве основных целей создания национальной системы прослеживаемости товаров выделены следующие:
- создание условий, исключающих использование недобросовестными лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей;
- выявление резервов собираемости таможенных и налоговых платежей;
- повышение эффективности таможенного и налогового контроля для мобилизации доходов федерального бюджета;
- подтверждение законности оборота товаров при их перемещении на территории РФ.
Немаловажным стал и вопрос определения категорий товаров, которые будут подлежать про-слеживаемости. Перечень товаров уже утвержден на правительственном уровне, например, в их числе [4]:
- бытовые электротовары (холодильники, стиральные машины, мониторы, проекторы);
- тяжелая техника (бульдозеры, грейдеры, погрузчики, экскаваторы), детские коляски;
- металлическая мебель и ряд других товаров.
В таможенной сфере - это, в основном, товары,
выпущенные на территории РФ по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
Важнейшим вопросом стало также определение участников эксперимента помимо государственных структур. Во-первых, должна быть проявлена инициатива со стороны субъектов предпринимательской деятельности, участников ВЭД. Во-вторых, необходимо установление четких требований как к самим участникам эксперимента, так и к условиям участия в эксперименте.
В итоге, определяющим условием участия заинтересованных лиц в эксперименте стала необходимость осуществления с товарами, подлежащими прослеживаемости, минимум одного из следующих видов деятельности:
- ввоза товаров на территорию государства;
- операции купли-продажи товаров на внутреннем рынке РФ;
- операции по оптовой продаже товаров налогоплательщикам государств - членов ЕАЭС.
В качестве основного направления, обеспечивающего прослеживаемость товаров, выбрана маркировка товаров средствами идентификации.
Оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, действующим на основе государственно-частного партнерства, определено Общество с ограниченной ответственностью «Оператор-ЦРПТ» - Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) [5].
Эксперимент по маркировке товаров средствами идентификации охватил достаточно большое количество товаров.
Так, с 1 июля по 30 ноября 2019 г. проводился эксперимент по маркировке средствами идентификации духов и туалетной воды на территории РФ. Федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, являлись: Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг); Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ; Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка; Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); Федеральная налоговая служба; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по аккредитации (Ро-саккредитация) и Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ.
С 15 июля 2019 г. проводится эксперимент по маркировке молочной продукции [6]. Основная цель - борьба с контрабандой, а также с незаконным производством и оборотом молочной продукции. Предположительно ожидаемый результат достигается тем, что производитель или импортер добровольно наносят на упаковку цифровой код, который помогает проследить путь продукта от завода или границы России до потребителя.
За данный эксперимент на добровольной основе отвечают сразу восемь ведомств - в их числе Минпромторг, ФТС и ФСБ. По итогам будет вынесено решение, стоит ли вводить маркировку на обязательной основе. Первоначально датой завершения эксперимента определено 29 февраля 2020 г., однако эксперимент был продлен. Началом обязательной маркировки отдельных групп молочной продукции станет 20 января 2021 г., по остальным молочным товарам - 1 октября 2021 г. Пока ограничились разделением в розничных магазинах товаров на полках с информированием потребителей о расположении продукции «без заменителя молочного жира» и «с заменителем молочного жира».
Для практической идентификации и экспертной деятельности в таможенных целях важно отметить, что на правительственном уровне определено само понятие «виды молочной продукции». Под видами молочной продукции понимаются отдельные виды молочной продукции, выработанные из: пастеризованного, ультрапастеризованно-го, стерилизованного, ультравысокотемпературно-обработанного молока; и (или) пастеризованных, ультрапастеризованных, стерилизованных, ультра-высокотемпературно-обработанных молочных продуктов; указанных выше продуктов, изготовленных промышленным способом и упакованных в потребительскую тару [7].
Кроме того, с таможенной точки зрения важно, что указываются не только код ОКПД 2, но и коды ТН ВЭД ЕАЭС, что, несомненно, будет способствовать обеспечению эффективности прослежива-емости импортируемой продукции.
В отношении данных товаров, равно как и других, повышение эффективности государственного контроля (надзора) видится и в контроле за соблюдением требований технических регламентов, а также - в отработке механизма взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС. Следует отметить, что в этом направлении большая работа проводится на уровне ЕАЭС. В частности, подготавливается к реализации в тестовом режиме система обмена данными о продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов,
документов, обязательных для исполнения всеми участниками рынка.
На первом этапе - это отработка выявления случаев несоответствия продукции требованиям 6 технических регламентов, в том числе «пищевых», например:
- «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013);
- «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013).
Системой прослеживаемости заинтересовались и представители рыбных хозяйств. Союз осетрово-дов в 2019 г. стал инициатором разработки пилотного проекта по прослеживаемости в аквакультурном осетроводческом предприятии «Диана», расположенном в Вологодской области.
Особый интерес осетроводов вызывает разработка и применение унифицированной цифровой маркировки осетровой икры. Сначала маркировка будет добровольной, в ходе которой отрабатываются технологические решения.
В 2019 г. стала обязательной маркировка табака, духов, фотокамер и ламп-вспышек, шин, пневматических покрышек и нескольких групп изделий легкой промышленности.
С 1 июля 2020 г. стала обязательной маркировка обувной продукции. Экспериментальная маркировка обуви стартовала еще в 2018 году. Информация о Data Matrix кодах будет вноситься в декларацию на товары при растаможивании. ФТС планирует усилить таможенный контроль законности ввоза и наличия маркировки у данной группы товаров действующими мобильными группами на российско-казахстанской и российско-белорусской границах.
В условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки в стране стоит отметить место лекарственных препаратов в национальной системе прослеживаемости РФ. Имеется ли опыт и каковы перспективы? Обязательная криптозащита фармацевтической продукции, так называемых 7 высокозатратных назологий, применяемых, например, при рассеянном склерозе, гемофилии, трансплантации органов и тканей, более известных как «7взн», была введена с 1 октября 2019 г. как способ защиты населения от недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов. Пилотный проект стартовал гораздо раньше, еще в 2017 году.
Как сообщили 25 мая 2020 г. в ЦРПТ, система маркировки лекарственных препаратов успешно прошла непрерывное нагрузочное 28-часовое тестирование в условиях пикового спроса на лекарства в связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой. При тестировании присутствовали представители Минпромторга, Минздрава и ряда фармацевтических компаний (Тева, Протек, Озон-фарма и др.).
«Средний показатель объема отправляемых документов во время проведения тестирования был эквивалентен годовому объему рынка в 62 млрд упаковок
лекарственных препаратов. Это в 10 раз больше объема оборота лекарственных препаратов в 2019 году», -цитирует пресс-служба руководителя товарной группы «Фарма» ЦРПТ Сергея Холкина [8].
С 1 июля 2020 г. маркировка стала обязательной для всех лекарственных препаратов. Отсрочку межведомственной комиссии, в которую входит и ФТС, на 45 дней в исключительных случаях и при наличии обоснования получат фармизготовители, не подготовившиеся к маркировке из-за пандемии Соу1ё-19. Немаркированными смогут находиться в обороте и лекарственные средства, выпущенные или ввезенные в РФ с 1 июля по 1октября 2020 г. [9].
Перспективность создания национальной системы прослеживаемости товаров для международной и внутренней торговли РФ, таможенного контроля и экспертной деятельности ФТС, отмечается на самых высоких уровнях. «Хотим создать систему, которая прослеживала бы товар от пересечения границы или таможенного оформления до выпуска через кассы торговых компаний», - подчеркивает П.И. Токарев, начальник Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) - генерал-майор таможенной службы, доктор биологических наук [10].
Таким образом, создание единой национальной системы прослеживаемости товаров является актуальной и перспективной комплексной задачей, которая затрагивает интересы всех участников рынка и постепенно может стать действенным инновационным способом борьбы с фальсификатом и кон-трафактом, тем самым, обеспечив население безопасными и качественными продовольственными и непродовольственными товарами.
Единая система прослеживаемости товаров также будет способствовать повышению собираемости налогов и сборов, оперативности совершения таможенных процедур, сокращению незаконного перемещения товаров, улучшению информационных связей между различными ведомствами и государствами ЕАЭС, в том числе и в сложной санитарно-эпидемиологической ситуации.
Библиографический список:
1. Захаренко Т.А. Актуальные вопросы выявления фальсифицированной и контрафактной продукции в таможенных целях // Зеленый коридор. Наука и образование в таможенном деле. 2018. № 2 (4). С. 19-22.
2. Захаренко Т.А. Проблемные вопросы диагностики, идентификации и экспертизы товаров в таможенных целях // Таможенные чтения - 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики: сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 4-х тт. Том I / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб. РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. 2019. С. 97-101.
3. Соглашение «О механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (подписано
в городе Нур-Султане 29 мая 2019 г., не вступило в силу). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_325804.
4. Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72185818.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2019 № 620-р «Об определении ООО «Оператор-ЦРПТ» оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». URL: http://government. ru/docs/all/121370.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2019 № 836 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации
отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации» (не вступило в силу). URL: https://base.garant.ru/72284376.
7. Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2019 № 1533-р «Изменения, которые вносятся в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». URL: https:// www.garant.ru/hotlaw/federal/1284095.
8. Систему маркировки лекарств успешно протестировали в условиях пиковых нагрузок. Москва, 25 мая. / ТАСС/. URL: https://tass.ru/ekonomika/8559259.
9. Постановление Правительства РФ от 30.06.2020 № 955 «Об особенностях ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1390674.
10. Официальный сайт Центрального экспертно-кри-миналистического таможенного управления. URL: http://cektu.customs.ru.