Научная статья на тему 'О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации'

О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1229
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНЫЙ (ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ) ЗНАК / МАРКИРОВКА / ТОВАР / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ БАЗА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ / CONTROL (IDENTIFICATION) SIGN / MARKING / GOODS / AUTOMATED DATABASE OF ACCOUNTING AND CONTROL OF GOODS MOVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаурина Ольга Сергеевна, Кривушина Ольга Анатольевна

В данной статье представлен материала о нововведениях в области маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации. Согласно декларируемому замыслу, суть обязательной маркировки специальными контрольными знаками заключается в обеспечении полной прослеживаемости оборота товара: от производства или ввоза на территорию РФ до вывода из оборота путем розничной реализации или иным способом. Процесс прослеживаемости должен быть обеспечен всеми участниками цепочки товародвижения: производителем, импортером, дистрибьютором, перевозчиком, розничным продавцом и т.д. Концепция предполагает, что целесообразность введения маркировки на определенный товар определяется возможностью получения выгоды всеми: выгодоприобретателями становятся и государство (прослеживаемость деятельности организаций и оборота товара), бизнес (устранение конкурентов, занимающихся оборотом контрафакта) и потребители (им гарантируется покупка продукции от официальных поставщиков). Такая система даст возможность наглядно оценивать активность рынка предполагается, что доля отечественного производителя вырастет за счет вытеснения нелегальной торговли. Авторами также обозначены основные проблемы, с которыми столкнутся производители маркируемых товаров в ближайшее время. На перспективу предлагается продумать вопросы, касающиеся нанесения маркировки, способ, место нанесения контрольного (идентификационного) знака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About marking of goods by control (identification) signs in the Russian Federation

In this scientific article the material about innovations in the field of marking of goods by control (identification) signs in the Russian Federation is presented. According to the declared plan, the essence of mandatory marking with special control signs is to ensure full traceability of the turnover of goods: from production or import into the territory of the Russian Federation, to withdrawal from circulation by retail sale or otherwise. Process traceability must be ensured for all participants in the chain of product distribution: manufacturer, importer, distributor, carrier, retailer, etc. the Concept assumes that the feasibility of introducing labelling for a particular product is determined by a chance to benefit everyone: be the beneficiaries and the state (traceability of the activities of organizations and sales), business (the elimination of competitors involved in the trafficking of counterfeit goods) and consumers (they are guaranteed to be buying products from official suppliers). Such a system will make it possible to clearly assess the activity of the market-it is assumed that the share of domestic producers will grow due to the displacement of illegal trade. The authors also identified the main problems faced by manufacturers of branded goods in the near future. In the future, it is proposed to consider issues relating to the application of marking-the method, the place of application of the control (identification) mark.

Текст научной работы на тему «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации»

info@agequal.ru

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www. agequal. ru 2019, №4 http://www.agequal.ru/pdf/2019/AGE QUALITY 4 2019.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шаурина О.С., Кривушина О.А. О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации // Электронный научный журнал «Век качества». 2019. №4. С. 167-183. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2019/419011 .pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками

Шаурина Ольга Сергеевна,

кандидат технических наук, доцент кафедры таможенного дела и правовых дисциплин, Калужский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

248012,г. Калуга, ул. Кубяка, 13-34 o.shaurina@yandex. ги Кривушина Ольга Анатольевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономики и статистики»,

Калужский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Российский государственный аграрный университет -РГАУМСХА имени К.А.Тимирязева»

248012, г. Калуга, ул. Хрустальная, 35-11

olkriw@bk.ru

Аннотация. В данной статье представлен материала о нововведениях в области маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации. Согласно декларируемому замыслу, суть обязательной маркировки специальными контрольными знаками заключается в обеспечении полной прослеживаемости оборота товара: от производства или ввоза на территорию РФ до вывода из оборота путем розничной реализации или иным способом. Процесс прослеживаемости должен быть обеспечен всеми участниками цепочки товародвижения: производителем, импортером, дистрибьютором, перевозчиком, розничным продавцом и т.д. Концепция предполагает, что целесообразность введения маркировки на определенный товар определяется возможностью получения выгоды всеми: выгодоприобретателями становятся и государство (прослеживаемость деятельности организаций и оборота товара), бизнес (устранение конкурентов, занимающихся оборотом контрафакта) и потребители (им гарантируется покупка продукции от официальных поставщиков). Такая система даст возможность наглядно оценивать активность рынка - предполагается, что доля отечественного производителя вырастет за счет вытеснения нелегальной торговли.

УДК 339

в Российской Федерации

info@agequal.ru

Авторами также обозначены основные проблемы, с которыми столкнутся производители маркируемых товаров в ближайшее время. На перспективу предлагается продумать вопросы, касающиеся нанесения маркировки, - способ, место нанесения контрольного (идентификационного) знака.

Ключевые слова: контрольный (идентификационный) знак, маркировка, товар, автоматизированная база учета и контроля движения товаров.

Цифровая маркировка товаров представляет собой нанесение средств

идентификации на товар и внесение информации как о самом товаре, так и о средстве идентификации в информационную систему маркировки.

29 марта 2019 г.вступило в силу Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (далее -ЕАЭС), подписанное главами правительств стран Союза в Алматы 2 февраля 2018 г.1. По словам Вероники Никишиной, министра торговли Евразийской экономической комиссии, «цифровая маркировка, по сути, позволяет прослеживать маркированный товар на всем его жизненном цикле. Такой механизм дает определенные преимущества бизнесу. В частности, помимо оптимизации документооборота, ускорения и упрощения процессов взаимодействия бизнеса и государства, он позволяет повысить конкурентоспособность добросовестных предпринимателей и снизить риски заключения сделок с недобросовестными субъектами рынка»2.

Еще в 2016 г. правительством РФ для публичного обсуждения был представлен проект Федерального закона «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации»3. Из за резкой негативной реакции от бизнес-сообщества проект был снят с дальнейшего рассмотрения.

1 Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289918/

2Соглашение о маркировке товаров в ЕАЭС вступило в силу. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/29-03-2019-1.aspx

3 Проект Федерального закона «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации». - URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=153949#0659418164433961

Маркировка товаров средствами идентификации в Российской Федерации: реалии времени

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

info@agequal.ru

К сожалению, на данном этапе история с обязательной маркировкой товаров не закончилась, и сейчас ряд отраслей потребительских товаров стоят перед огромной проблемой. Несмотря на всеобщее негативное мнение, идет законодательное внедрение маркировки через пакет документов, не требующих публичного и иного обсуждения с заинтересованными и вовлеченными в процесс сторонами.

28 апреля 2018 г. были утверждены два Распоряжения правительства Российской Федерации:

1) Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. №791-р «О модели функционирования системы маркировки товаров контрольными

4

знаками» ;

2) Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. №792-р «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками»5.

В перечень отдельных категорий товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, входит ряд товаров (см. Табл. 1).

4 О модели функционирования системы маркировки товаров контрольными знаками: Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 №791-р. - URL: http://government.ru/docs/32520/

5 Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками: Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 №792-р. - URL: http://government.ru/docs/32521/

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

info@agequal.ru

Таблица 1

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными (идентификационными) знаками

№п/п Наименование товара Код ТН ВЭД Сроки введения обязательной маркировки

1 Табачная продукция 2402 1 марта 2019 г.

2 Духи и туалетная вода 3303 00 1 декабря 2019 г.

3 Шины и покрышки пневматические резиновые новые 4011 1 декабря 2019 г.

4 Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи 4203 10 000 1 декабря 2019 г.

5 Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек 6106 1 декабря 2019 г.

6 Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков 6201 1 декабря 2019 г.

7 Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки 6202 1 декабря 2019 г.

8 Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное 6302 1 декабря 2019 г.

9 Обувные товары 6401,6402,6403, 6404,6405 1 июля 2019 г.

10 Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки 9006 1 декабря 2019 г.

Согласно декларируемому замыслу, суть обязательной маркировки специальными контрольными знаками заключается в обеспечении полной прослеживаемости оборота товара: от производства или ввоза на территорию РФ до вывода из оборота путем розничной реализации или иным способом. Процесс прослеживаемости должен быть обеспечен всеми участниками

info@agequal.ru

цепочки товародвижения: производителем, импортером, дистрибьютором, перевозчиком, розничным продавцом и т.д.

Концепция предполагает, что целесообразность ее введения на определенный товар, определяется возможностью получения выгоды всеми: выгодоприобретателями становятся и государство (прослеживаемость деятельности организаций и оборота товара), бизнес (устранение конкурентов, занимающихся оборотом контрафакта) и потребители (им гарантируется покупка продукции от официальных поставщиков). По мнению О.С. Шауриной и А.В. Горбатова, «это вопрос честной конкуренции на рынке. Тех, кто работает нечестно, нужно останавливать»6.

Автоматизированная база учета и контроля движения товаров формируется в виде электронного каталога и содержит информацию о производителях, поставщиках, промежуточных оптовых закупщиках, точках продаж, перемещениях товаров и их продаже конечному потребителю. Такая система даст возможность наглядно оценивать активность рынка -предполагается, что доля отечественного производителя вырастет за счет вытеснения нелегальной торговли. Вторым основанием внедрения мониторинга является борьба с контрабандой - первоначальное включение определенных групп товаров продиктовано именно большим процентом незаконно ввезенной продукции (парфюмерии, медикаментов, покрышек и др.).

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации инициировало не только введение маркировки, но также порядок и сроки начала работы по измененным правилам. Стоит отметить, что если в перечне товаров, подлежащих обязательной идентификации, установлен определенный срок включения в государственную программу, предприниматель вправе добровольно перейти на обновленный порядок торговли раньше этого срока.

6 Повышение качества продуктов питания отечественного производства как составляющая продовольственной безопасности России и ее регионов /О.С. Шаурина, А.В. Горбатов [Электронный ресурс].// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). 2016. -№ 05(119). С. 1064-1076. - Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2016/05/pdf/75.pdf.

info@agequal.ru

Все заинтересованные производители и поставщики могут подать заявку на включение в пилотный проект. Такая возможность выгодна тем, что:

- позволяет практически оценить готовность собственного бизнеса к работе по новому стандарту;

- дает возможность упорядочить внутреннюю работу и адаптировать бизнес к законодательным изменениям;

- обучить сотрудников и постепенно подстроиться под последние новости в контексте обязательной маркировки.

Более того, тестовый период не предполагает ответственности за нарушения в работе - ни штрафы, ни иная ответственность не применяются к добровольцам от бизнеса.

Для включения в проект необходимы следующие условия:

1) Наличие зарегистрированного предприятия или индивидуального предпринимательства - учредительные документы подаются вместе с заявкой;

2) Техническое обеспечение - помимо онлайн-ККТ, каждая точка продаж должна быть оснащена 2D-сканером, а для синхронизации работы периферии и товароучетной системы должно быть установлено соответствующее ПО;

3) Регистрация в системе ЭДО - это необходимо для распознавания кодов и фиксации движения товаров.

Изменения в работе коснутся предпринимателей на специальных условиях. Теперь для ПСН и ЕНВД планируется введение ограничений -продажа маркированных товаров будет недоступна при указанных системах налогообложения. Пока соответствующий документ не принят на законодательном уровне, но о готовности его подписать официально сообщило Министерство финансов.

Так или иначе нововведения коснутся каждого предпринимателя, который работает с онлайн-кассами. Переход к работе с маркировкой сопряжен с необходимостью дополнительного оснащения торговых точек. Если магазин

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

info@agequal.ru

не использовал сканеров штрихкодов, то их необходимо приобрести -получаемый товар должен быть отсканирован и сверен с электронной накладной, которая сопровождает каждую партию маркированной продукции.

При продаже сканировать коды также необходимо - информация распечатывается на чеке и направляется оператору фискальных данных. Взаимодействие с налоговой по-прежнему происходит через ОФД, а отчетность по маркированным позициям передается в общую систему после подписания дополнительного договора с Оператором.

О маркировке отдельных видов товаров

В режиме маркировки верхней одежды из натурального меха ничего не изменилось. Чипирование полностью оправдало изначально намеченные цели:

- для государства - действенная борьба с подделками и нелегальным ввозом. Уже в первые 12 месяцев с момента внедрения КиЗ отечественный рынок получил органический прирост в размере 24% вновь зарегистрированных ИП и юрлиц. Параллельно с этим было изъято более 10 000 единиц контрафактной продукции - торговля с нарушением правил была выявлена и пресечена Роспотребнадзором;

- для бизнеса - борьба с демпингом и недобросовестной конкуренцией. Контрабандные товары объективно дешевле - пошлины не платятся, соответственно, и розничная цена ниже. Законопослушные продавцы не могут конкурировать в такой среде, для них налогообложение является основой формирования ценового диапазона;

- для потребителя - гарантии качества. Опытным путем доказано, что покупатель склонен доверять товару с официальной маркировкой. Более того, простота проверки качества является дополнительным преимуществом - при помощи мобильного гаджета считывается код и на экран выводятся данные изделия: бренд и производитель, название, характеристики и ценность меха.

info@agequal.ru

В качестве альтернативы проверить покупку можно онлайн на официальной странице Федеральной налоговой службы.

Аналогично чипированию шуб, законодатель вводит обязательную маркировку одежды с 2019 г. Это коснется таких товаров, как:

- кожаные изделия - одежда из прессованной кожи и рабочая экипировка также подпадают под идентификацию;

- трикотаж машинного или ручного изготовления - свитера, блузы, кардиганы и аналогичные товары;

- пальто (полупальто), пончо, куртки, плащи, лыжная одежда, спортивные куртки разной сезонности, а также аналогичные модели одежды.

Суть введения КиЗ для одежды с декабря 2019 г. заключается в установлении прозрачности рынка. Законодатель ставит перед собой цель по активному выведению предпринимательства из тени. Сама по себе идея личного потребительского контроля уже доказала собственную эффективность на меховых изделиях, поэтому такие новшества ожидаемы и логичны.

Маркировка обеспечивается мощностями Оператора ЦРПТ - Центра развития перспективных технологий. Новости от Оператора регулярно освещаются в прессе и доводятся до сведения налогоплательщиков с подробными разъяснениями и инструкциями.

С марта 2019 г. немаркированные сигареты должны были быть вне закона. Однако, новые сроки указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 о правилах маркировки табачной продукции7:

- с 1 марта 2019 г. начинается обязательная регистрация производителей, оптовых и розничных продавцов в информационной системе мониторинга (ИС мониторинга);

7 Об утверждении правил табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 № 224. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903060010?index=0&rangeSize=1

info@agequal.ru

- с 1 июля 2019 г. начинается обязательное производство и ввоз только маркированной продукции;

- с 1 июля 2019 г. розница обязана продавать маркированный табак, сканируя код Data Matrix на упаковке. Немаркированный табак можно продавать, как раньше;

- с 1 июля 2020 г. нужно принимать накладные на табак в формате универсальных передаточных документов (УПД), которые будут приходить через систему электронного документооборота (ЭДО);

- с 1 июля 2020 г. реализация немаркированного табака запрещена. Перенос сроков связан со сложностями, с которыми столкнулись

производители и реализаторы табачной продукции в стране. Производителям необходимо было: установить считывающее оборудование и ПО для синхронизации работы сканеров с ККТ; приобрести и настроить принтеры стикеров для продукции; внедрить ЭДО - работа с системой электронного документооборота предполагает оплату, размер которой рассчитывается в зависимости от интенсивности торговли. Точкам оптовой торговли: установить 2D-терминалы сбора данных; получить усиленную КЭП; зарегистрироваться в системе ЭДО. Точкам розничной торговли: установить сканеры штрихкодов и терминалы сбора данных; освоить электронный документооборот.

Важно, что до 01.03.2019 г. генерация была кодов бесплатна. Более того, если предприниматель перейдет на новый режим работы добровольно, а не с момента, когда маркировка станет обязательной, то в переходный период к нему не будут применяться штрафы за нарушения в идентификации товаров. Таким образом, государство дает возможность бизнесу практически освоить новый технологический процесс и полноценно адаптироваться к грядущим изменениям.

С 01.12.2019 г. идентификация будет введена для торговли пневматическими покрышками. В штрихкод будет вноситься следующая информация: страна-производитель; непосредственно производитель и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

info@agequal.ru

мощности производства, организация-импортер; дата производства и период эксплуатации шин; сезонность и особенности использования при определенных температурах.

Как и для вышеперечисленных товарных групп, торговля шинами будет дополнена новой манипуляцией. При продаже кассиром будет сканироваться 2D-код - онлайн-касса зафиксирует реализацию конечному потребителю и параллельно с чеком данные передадутся ОФД. Оператор фискальных данных самостоятельно перенаправит информацию в базу маркировки.

По последним данным Правительства РФ по идентификации медикаментов, датированным от 24.01.2017 г., маркировка лекарств на сегодня необязательна. В постановлении № 62 указано, что нанесение штрихкодов на флаконы, ампулы, блистеры и коробки внедряется в качестве эксперимента. Так же, как и для любой продукции, добровольное включение в общегосударственную программу возможно при наличии зарегистрированного в законном порядке бизнеса, должного технического обеспечения торговых точек и регистрации в автоматизированной базе мониторинга лекарственных средств. Оператор ЦРПТ является единым органом контроля и учета движения медикаментов и его работа направлена на защиту прав потребителя. Планируется, что итогом перехода на новый порядок станет полное вытеснение с фармацевтического рынка подделок и контрабандных товаров. Срок обязательного введения маркировки был продлен. Первоначальным моментом перехода был установлен 2018 г., но после принятия 425-ФЗ срок был пролонгирован до конца 2019. Нововведения предполагают:

- снабжение фабричных упаковок кодами идентификации;

- синхронизацию информации с автоматизированной базой - данные о кодах и дате выпуска продукции в продажу заносятся в систему, которая обеспечивает возможность считывания 2D-изображений и контролирующими инстанциями, и гражданами.

info@agequal.ru

Пилотный проект по маркировке обуви переходит в ранг обязательного с 01.07.2019 г. До конца июня можно добровольно вступить в программу и адаптировать бизнес под обновленный порядок. Новые требования коснутся отечественных производителей, импортеров, оптовиков и представителей розницы.

Подлежит нанесению КиЗ продукция из таких материалов: кожа; замша, нубук и другие виды дубленой кожи; текстиль, синтетические ткани и материалы; фетр; любые комбинации из приведенного выше списка. Берцы и другая обувь специального назначения (в частности, военная) из этого перечня исключены. Также маркировать не придется войлочные и полностью резиновые товары.

Духи и туалетная вода пока тоже маркируются на добровольной основе. Но стоит отметить, что крупнейшие отраслевики уже включились в государственную программу. В их числе Л'Этуаль, Ив Роше и представители Ассоциации оптово-розничной торговли.

Обязательным нанесение КиЗ становится с 01.12.2019 г. в соответствии с уже упомянутым Постановлением 792-р.

На текущий момент в России обязательной маркировке подлежит крепкое спиртное и вина. Однако законодателем планируется ужесточение требований к торговле алкогольной продукцией и нанесение КиЗ на пиво и пенные напитки, яблочный и грушевый сидр, медовуху.

Актуальность внедрения системы мониторинга объясняется тем, что по данным Росалкогольрегулирования, из 20 единиц такого товара как минимум одна бутылка является контрафактной. Нелегальное и некачественное спиртное наносит вред здоровью граждан. Более того, незаконный оборот ежегодно ворует из бюджета до 50 млрд рублей (по данным Росалкогольрегулирования).

По данным Министерства финансов РФ, указанный законопроект проходит фазу доработки с участием представителей бизнеса. Объективно, даже оперативно внесенные поправки не смогут вступить в законную силу ранее третьего квартала 2019 г.

info@agequal.ru

Внедрение инициативы актуально по ряду причин:

- без использования акцизов легальные участники рынка не могут конкурировать с продавцами дешевой продукции - контрафактные напитки или продукция, ввезенная контрабандно, существенно дешевле;

- без маркировки невозможно контролировать подпольные производства -мощности некоторых мини-заводов позволяют подделывать оригинальные этикетки настолько качественно, что визуально отличить оригинальный продукт от контрафакта невозможно. В этом случае единственным гарантом качества выступает 2D-маркировка.

1. Для соблюдения новых требований производители маркируемых товаров должны будут оснастить технологические линии по производству товаров принтерами, наносящими специальный QR-код, а также вспомогательным оборудованием (сканеры, компьютеры и т.д.). Сам код (каждой единице товара присваивается свой уникальный код) будет генерироваться уполномоченным оператором - ООО «Оператор ЦРПТ» - это частная компания. Производители товаров должны будут платить оператору за каждый сгенерированный код. Размер платы пока не установлен, но ориентировочно это будет около 50 копеек за единицу продукции. Помимо оплаты за генерацию кода производители должны будут передавать оператору данные о маркируемом товаре и его производителе. Состав этих данных, перечень подтверждающих документов и порядок их передачи также в настоящее время не конкретизированы.

2. Так же как и неясно, каким образом компания-оператор гарантирует производителям сохранение коммерческой тайны по переданным данным. Одновременно создается каталог маркируемых товаров, и производитель

Проблемы, с которыми столкнутся

производители маркируемых товаров

info@agequal.ru

должен будет зарегистрировать каждое наименование своего товара, прежде, чем выпустить его в оборот.

При реализации товаров каждый участник оборота будет обязан передавать оператору сведения обо всех приобретенных или реализованных единицах товаров, соответственно иметь оборудование, считывающее код и подключение к системе маркировки. И, соответственно, платить за ее обслуживание.

Например, Российская парфюмерно-косметическая ассоциация, Ассоциация производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены и Ассоциация прямых продаж совместно уже более полутора лет ведут работу по исключению парфюмерно-косметической продукции из проектов документов по маркировке. В первоначальной версии проекта Перечня маркировке подлежала вся продукция отрасли. Критерии, по которым тот или иной вид продукции включен в Перечень, не сформулированы и не опубликованы. После ряда предпринятых усилий число видов парфюмерно-косметических продуктов, подлежащей маркировке, сокращено до ОКПД2 20.442.11 «Духи и туалетная вода». В данную товарную группу входят духи, туалетные воды, парфюмерные воды, одеколоны и т.п. (далее - духи, парфюмерная продукция). Срок введения в действие обязательной маркировки для данных товаров согласно документу - 1 декабря 2019 г.

Одной из целей создания системы маркировки объявлена борьба с контрафактом. Ассоциации отмечают, что вся парфюмерная продукция уже эффективно контролируется на отечественном рынке:

- контроль обращения парфюмерии на рынке, в том числе контроль соблюдения требований ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», осуществляет Роспотребнадзор;

- в соответствии с ТР ТС 009/2011 (ст. 9 п. 2), маркировка парфюмерной продукции должна содержать информацию о номере партии или специальный код, позволяющий идентифицировать партию парфюмерной продукции;

info@agequal.ru

- ввоз парфюмерии на территорию РФ контролирует Федеральная таможенная служба;

- контроль за производством спиртосодержащей продукции, в соответствии с требованиями Федерального закона 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», осуществляется Росалкогольрегулирование и Роспортебнадзор, в том числе производство парфюмерии подключено к системе ЕГАИС.

Ассоциации отмечают, что рынок духов и туалетных вод высоко прозрачен и, соответственно, проблема контрафакта не является основанием для введения маркировки средствами идентификации в дополнение к уже действующим системам надзора и контроля.

3. Из распоряжения неясно, как будет осуществляться маркировка товаров, поступающих из стран Евразийского экономического союза. Необходимо учесть, что в ст. 3 Соглашения «О маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» указано, что такая маркировка вводится на основе анализа целесообразности введения маркировки товаров (включая сведения о результатах, ожидаемых государством-членом от введения маркировки, указание основных потребителей или групп потребителей таких товаров), информации о влиянии введения маркировки на условия ведения бизнеса (включая сведения о возможных затратах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соотношение цены товара и стоимости средства идентификации), наличии технологической возможности маркировки таких товаров, а также информации о действующих в отношении таких товаров иных систем контроля за оборотом товаров. В России подобный анализ не проводился и по факту участники рынка получают новый барьер для обращения товаров на рынке ЕАЭС.

info@agequal.ru

В Распоряжении нет подходов к решению технических вопросов: каким именно способом наносить дополнительную маркировку, нет данных о совместимости того или иного способа маркировки с упаковкой конкретной продукции. Неясно как осуществлять маркировку импортной продукции.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

1) к 2024 г. КиЗ будут использоваться для всех категорий товаров и с рынка будут вытеснены товарные единицы сомнительного качества и происхождения;

2) кассовая дисциплина останется прежней, но онлайн-ККТ необходимо оснастить считывателями штрихкодов - для занесения товаров в базу и фиксации продаж конечному потребителю;

3) ответственность за нарушение законодательства предусмотрена в качестве штрафов, конфискации немаркированной продукции и уголовной ответственности, но не применяется в тестовый период при добровольном участии в проекте государственного мониторинга;

4) на перспективу необходимо продумать вопросы, касающиеся нанесения маркировки - способ, место нанесения.

1. Товароведение и экспертиза в таможенном деле: учебное пособие для вузов / Л.И. Попова; Тюменский государственный университет. - 3-е изд. -М.: Издательство Юрайт, 2017. - С. 41-42.

2. Маркировка товара: требования, правила, виды. - URL: https://www.business.ru/article/1190-markirovka-tovara-trebovaniya-pravila-i-vidy

3. Товароведение: Учебное пособие / Е.С. Григорян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 265 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005764-4. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/354879

4. Повышение качества продуктов питания отечественного производства как составляющая продовольственной безопасности России и ее

Список литературы

info@agequal.ru

регионов / О.С. Шаурина, А.В. Горбатов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2016. № 05(119). С. 1064-1076. - Режим доступа: http://ej.киЬааго.ги/2016/05/раШ5.ра1г ID]: 1191605075.

5. Дронова О.Б. Маркировка как элемент криминалистического описания потребительского рынка. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/markirovka-kak-element-kriminalisticheskogo-opisaniya-potrebitelskogo-tovara

6. Терешенкова А.Ю. Особенности маркировки продукции при осуществлении внешнеэкономической деятельности.- URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-markirovki-produktsii-pri-osuschestvlenii-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti

7. Боглова Д. Обязательная маркировка товара: кто оплатит борьбу с контрафактом. - URL: https://myrouble.ru/obyazatelnaya-markirovka-tovara-kto-oplatit-borbu- s-kontrafaktom/

8. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности : Учебное пособие / П.А. Баклаков, Е.В. Зыбина, Н.А. Степураи и др. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2015. - С.768-770.

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

info@agequal.ru

About marking of goods by control (identification) signs in the Russian Federation

Shaurina Olga,

candidate of technical Sciences, associate Professor of customs and legal disciplines, Kaluga branch of the Federal state budget educational institution " Russian presidential Academy of national

economy and public administration» 248012,Kaluga, St Kubiak, 13-34 o. shaurina@yandex. ru Krivushina Olga, Candidate of Technical Sciences, associate Professor of the Department of Economics and Statistics,

Kaluga branch of the Federal State budgetary educational institution "Russian State Agrarian University -RGAUMSHA

named nor K.A. Timiryazev" 248008, g. Kaluga, st. Crystal, 35-11

olkriw@bk.ru

Abstract. In this scientific article the material about innovations in the field of marking of goods by control (identification) signs in the Russian Federation is presented. According to the declared plan, the essence of mandatory marking with special control signs is to ensure full traceability of the turnover of goods: from production or import into the territory of the Russian Federation, to withdrawal from circulation by retail sale or otherwise. Process traceability must be ensured for all participants in the chain of product distribution: manufacturer, importer, distributor, carrier, retailer, etc. the Concept assumes that the feasibility of introducing labelling for a particular product is determined by a chance to benefit everyone: be the beneficiaries and the state (traceability of the activities of organizations and sales), business (the elimination of competitors involved in the trafficking of counterfeit goods) and consumers (they are guaranteed to be buying products from official suppliers). Such a system will make it possible to clearly assess the activity of the market-it is assumed that the share of domestic producers will grow due to the displacement of illegal trade.

The authors also identified the main problems faced by manufacturers of branded goods in the near future. In the future, it is proposed to consider issues relating to the application of marking-the method, the place of application of the control (identification) mark.

Keywords: control (identification) sign, marking, goods, automated database of accounting and control of goods movement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.