Научная статья на тему 'Цифровизация маркировки потребительских товаров'

Цифровизация маркировки потребительских товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1500
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКИРОВКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ / ТОВАР / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КОНТРАФАКТ / LABELING / DIGITALIZATION / TRACEABILITY / PRODUCT / IDENTIFICATION / COUNTERFEIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубенко Ольга Александровна, Финаенова Элина Вадимовна, Свекольникова Ольга Юрьевна, Тимуш Людмила Гафитуловна, Шевченко Нелли Владимировна

Маркировка и прослеживаемость товаров невозможна без создания цифровой инфраструктуры в стране. Данные, которые аккумулируются в цифровой платформе, предоставляют уникальные возможности для бизнеса по оптимизации логистики и управления потоками товаров от производителя до конечного потребителя. В статье определены предпосылки, цели, преимущества и недостатки внедрения системы прослеживания товаров «Честный знак». Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который содержит в себе всю необходимую информацию о товаре, включая полное наименование, марку, состав, данные производителя, страну происхождения, краткую инструкцию по эксплуатации и т.д. Проведены исследования товаров, реализуемых в розничной торговле Саратовской области, на наличие обязательной цифровой маркировки. Оператором цифровой маркировки - «Центром развития перспективных технологий» (ЦРПТ) - решается широкий круг вопросов, связанных с внедрением маркировки в условиях сложной экономической ситуации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голубенко Ольга Александровна, Финаенова Элина Вадимовна, Свекольникова Ольга Юрьевна, Тимуш Людмила Гафитуловна, Шевченко Нелли Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF CONSUMER PRODUCT LABELING

The article states that system of labeling and traceability of goods is impossible to create without a digital infrastructure. The data that can be collected on a digital platform will potentially provide a unique opportunity for businesses to optimize logistics and manage the flow of goods from the manufacturer to the end user. The article defines the prerequisites, goals, advantages and disadvantages of the introduction of the «Chestnyy znak» product tracking system. A two-dimensional code in the Data Matrix format is used in the product labeling; the product marking contains all necessary information about the product, including the name, brand, ingredients, manufacturer, country of origin, operating instructions, etc. The authors present results of the study of the presence of mandatory digital labelling on the products sold in the retail chains of the Saratov region. The digital labelling operator, «Center for advanced technology development», provides a wide range of solutions for the introduction of digital labelling in the current difficult economic situation in Russia.

Текст научной работы на тему «Цифровизация маркировки потребительских товаров»

Olga Aleksandrovna Golubenko,

PhD in Technical Sciences, associate professor of the department of customs affairs and commodity science, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

Elina Vadimovna Finaenova,

PhD in Chemistry,

associate professor of the department of customs affairs and commodity science, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

Olga Yuryevna Svekolnikova,

PhD in Technical Sciences, associate professor of the department of customs affairs and commodity science, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

Lyudmila Gafitulovna Timush,

PhD in Technical Sciences, associate professor of the department of customs affairs and commodity science, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

Nelly Vladimirovna Shevchenko,

PhD in Technical Sciences, associate professor of the department of customs affairs and commodity science, Saratov socio-economic institute (branch)

УДК 339.138

Ольга Александровна Голубенко,

кандидат технических наук, доцент кафедры таможенного дела и товароведения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

Элина Вадимовна Финаенова,

кандидат химических наук, доцент кафедры таможенного дела и товароведения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

Ольга Юрьевна Свекольникова,

кандидат технических наук, доцент кафедры таможенного дела и товароведения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

Людмила Гафитуловна Тимуш,

кандидат технических наук, доцент кафедры таможенного дела и товароведения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

Нелли Владимировна Шевченко,

кандидат технических наук, доцент кафедры таможенного дела и товароведения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Я > [email protected]

ЦИФРОВИЗАЦИЯ МАРКИРОВКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

Маркировка и прослеживаемость товаров невозможна без создания цифровой инфраструктуры в стране. Данные, которые аккумулируются в цифровой платформе, предоставляют уникальные возможности для бизнеса по оптимизации логистики и управления потоками товаров от производителя до конечного потребителя. В статье определены предпо-

8

♦-

Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82) -♦

сылки, цели, преимущества и недостатки внедрения системы прослеживания товаров «Честный знак». Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который содержит в себе всю необходимую информацию о товаре, включая полное наименование, марку, состав, данные производителя, страну происхождения, краткую инструкцию по эксплуатации и т.д. Проведены исследования товаров, реализуемых в розничной торговле Саратовской области, на наличие обязательной цифровой маркировки. Оператором цифровой маркировки - «Центром развития перспективных технологий» (ЦРПТ) - решается широкий круг вопросов, связанных с внедрением маркировки в условиях сложной экономической ситуации в стране.

Ключевые слова: маркировка, цифровизация, прослеживаемость, товар, идентификация, контрафакт.

DIGITALIZATION OF CONSUMER PRODUCT LABELING

The article states that system of labeling and traceability of goods is impossible to create without a digital infrastructure. The data that can be collected on a digital platform will potentially provide a unique opportunity for businesses to optimize logistics and manage the flow of goods from the manufacturer to the end user. The article defines the prerequisites, goals, advantages and disadvantages of the introduction of the «Chestnyy znak» product tracking system. A two-dimensional code in the Data Matrix format is used in the product labeling; the product marking contains all necessary information about the product, including the name, brand, ingredients, manufacturer, country of origin, operating instructions, etc. The authors present results of the study of the presence of mandatory digital labelling on the products sold in the retail chains of the Saratov region. The digital labelling operator, «Center for advanced technology development», provides a wide range of solutions for the introduction of digital labelling in the current difficult economic situation in Russia.

Keywords: labeling, digitalization, traceability, product, identification, counterfeit.

В рамках государственной концепции просле-живаемости товаров и борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией на рынке в России внедряется Единая национальная система маркировки продукции. Опыт ряда стран, использующих такую систему, показал ее позитивное влияние на рынок, потребителя и государство.

Предпосылками для внедрения системы прослеживая товаров стали следующие факторы: значительный объем продукции, произведенной и импортированной нелегально; отсутствие налоговых отчислений в государственный бюджет из-за нелегального товарного оборота; фальсификация популярных брендов, что способствует падению их репутации; наличие угрозы жизни и здоровью человека, возникающей из-за фальсификации товаров.

Цифровая маркировка товаров началась в 2016 г. с алкогольной продукции. Для контроля над объемами производства и оборота алкоголя была разработана Единая государственная автоматизированная информационная система учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - ЕГАИС. Цифровой двухмерный штрих-код марки PDF 417 наносился на акцизную или федеральную специальную марку. В 2018 г. была начата маркировка алкогольной продукции поштучно. Новая марка содержит цифровой код Data Matrix, который позволяет идентифицировать каждую бутылку. В ЕГАИС фиксируется информация не только о самом товаре, названии и виде алкогольного напитка, содержании этилового спирта, составе, дате производства и сроке годности, данных о производителе, но и о его перемещениях от производителя до потребителя.

В 2016 г. был осуществлен пилотный проект по обязательной маркировке меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками, целью которого являлась борьба с реализацией на территории России контрафактных товаров из натурального меха. Для маркировки меховых изделий ис-

пользовался радиочастотный чип, он же метка RFID. Этот чип относится к КИЗ - контрольным идентификационным знакам, которые, в свою очередь, являются бланками строгой отчетности. В метке находится передатчик радиочастотного электромагнитного излучения, который позволяет бесконтактно проводить обмен данными через считыватель RFID.

В 2019 г. система маркировки алкогольной продукции и меховых изделий стала частью единой национальной системы маркировки и прослеживания товаров «Честный знак».

Распоряжениями Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р и от 8 ноября 2019 г. № 2647-р [3; 4] принято решение расширить список товаров, которые подлежат обязательной цифровой маркировке. Утверждены перечни отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в которые вошли табачная продукция, духи и туалетные воды, одежно-обувные товары, шины, фотокамеры и отдельные виды молочной продукции. Компаниям-производителям при этом необходимо будет наносить на свою продукцию идентификатор системы «Честный знак» -двухмерный код в формате Data Matrix. Полномочия оператора информационной системы, осуществляющего информационное обеспечение, закреплены за Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Эффективная практическая реализация внедрения данной системы обеспечивается административной и уголовной ответственностью за нарушение правил маркировки [5]:

- статья 15.12. КоАП «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации»;

ISSN 1994-5094 ♦-

9

-♦

- статья 171.1 УК РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации».

Цифровая маркировка представляет собой систему прослеживания товаров, в основу которой входит идентификация каждой товарной единицы посредством присвоения уникальных цифровых кодов, защищенных криптографическими методами.

Цифровая технология, используемая в национальной системе цифровой маркировки «Честный знак», позволяет подключать к ней различные товары и даст потребителю возможность проверить подлинность и убедиться в заявленном качестве товара. Обязательная цифровизация маркировки потребительских товаров в России постепенно начала вводиться с 1 марта 2019 г. Следует отметить, что к 2024 г. планируется внедрить цифровую маркировку для всех товаров.

Производителям и продавцам товаров в обязательном порядке необходима регистрация в системе «Честный знак». Данная система является единой системой контроля подлинности товаров, которая направлена на повышение прозрачности рынков. «Честный знак» подразумевает необходимость каждой единицы товара быть идентифицированной, т. е. иметь собственный уникальный цифровой код, защищенный криптографией.

Цель системы «Честный знак» - противодействие незаконному товарообороту, достигающему 50% в отдельных сферах торговли. Присвоение цифровых кодов дает возможность отследить путь товара от его производителя до конечного потребителя, и это может сделать государство, бизнес или потребители. Такие коды также позволяют проверить подлинность продукта. Таким образом, «Честный знак» защищает потребителей от контрафактной продукции и поддерживает добросовестных производителей.

Система основывается на трех принципах маркировки товаров. Во-первых, каждой единице товара присваивается уникальный код. Во-вторых, создается система, где хранится полный объем информации, которая касается всех участников процесса. В-третьих, формируется единый каталог промаркированных товаров.

Кодом, который наносится на товар, является специальный код Data Matrix, выступающий в качестве ключа к базе, где находится вся информация о продукте. Чтобы получить все необходимые данные о товаре, достаточно с помощью мобильного приложения отсканировать имеющийся код. В результате появляется возможность узнать место и время производства, срок годности, а также историю перемещения и продажи товара.

Код Data Matrix защищен методами криптографии, поэтому его сложно подделать. Он включает две части. Первая является кодом-идентификатором, который выполняет задачу фиксирования положения товара в системе и каталоге. Вторая

часть - крипто-«хвост», называемый также кодом проверки, генерируется оператором с помощью криптографических средств.

К преимуществам цифровой маркировки можно отнести:

1) повышение эффективности деятельности государства по контролю бизнес-процессов и участников оборота продукции;

2) сокращение затрат государства на создание, развитие и поддержку системы цифровой маркировки, так как сектор частных предприятий инвестирует более 15 млрд руб. в создание системы, оборудование проверки средств идентификации и др.;

3) короткие сроки внедрения системы за счет развитого программного обеспечения и опыта внедрения системы в других областях (например, ЕГАИС);

4) финансовую ответственность сектора частных предприятий за работоспособность и бесперебойность работы системы;

5) участие сектора частных предприятий, что позволяет разгрузить федеральные органы исполнительной власти, возлагая на себя функцию встраивания коммуникаций с задействованными в проекте участниками рынка;

6) сохранение ключевой роли государства в принятии решений и его полный доступ к аналитической информации;

7) борьбу с подделками, повышение безопасности населения;

8) возможность для потребителей узнавать о товаре всю информацию прямо в магазине через приложение «Честный знак»;

9) отсутствие технической возможности продать просроченный товар;

10) повышение имиджа и инвестиционной привлекательности страны.

При этом следует отметить ряд недостатков внедрения обязательной цифровой маркировки:

1) угроза закрытия небольших торговых предприятий, которые не справляются с возросшей налоговой нагрузкой;

2) дорогостоящее оборудование для маркировки (от 30 тыс. руб.);

3) подорожание товаров.

Процесс маркировки товаров включает следующие этапы:

1. На уровне производителя/импортера: уникальный Data Matrix код наносится на товар.

2. На уровне логистики: фиксируется весь путь товара - от завода до потребителя.

3. На уровне магазина: товар размещается на полке только после сканирования кода Data Matrix, что исключает возможность вброса подделки.

Работа внутри пилотных проектов построена таким образом, чтобы исключить дублирование функций системы ветеринарной сертификации «Меркурий», оператором которой является Рос-сельхознадзор, и ЦРПТ, который через маркировку «Честный знак» прослеживает каждую единицу готовой продукции до продажи на кассе. Система

10 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82) -♦

фиксирует переход товара по всей логистической цепи, включая проверку кода в магазине при размещении товара на полке.

Нами было проведено исследование некоторых товаров из данного списка, реализуемых в розничной торговле Саратовской области.

Результаты исследований табачной продукции показали, что большая часть продукции имеет маркировку «Честный знак». Мобильное приложение выдавало следующую информацию: наименование и код продукции, производитель, дата производства, дата покупки, название торговой точки, максимальная розничная цена. Но также имело место и отсутствие цифровой маркировки на реализуемых образцах сигарет, что недопустимо.

Анализ молочной продукции показал, что даже в рамках пилотного проекта многие образцы молочной продукции имели цифровой код, в котором зашифрованы: код товара, имя товара на этикетке, четыре первых знака кода товарной номенклатуры, торговая марка (если есть), страна, где товар произведен, тип молочного продукта, молоко каких животных (коровье, козье и др.), жирность, массовая доля белка (%), масса или объем, состав, другие особенности продукта.

Маркировка молочной продукции предусматривает: уникальный код (Data Matrix, двумерный матричный штрих-код или другой тип маркировки), который производитель или импортер должен разместить на упаковке товара [1].

Следует отметить, что в отношении цифровой маркировки молочной продукции нет возможности ссылаться на международный опыт. К настоящему времени маркировка каждой единицы молочной продукции уникальным кодом не проводится ни в одной стране мира. В Европейском союзе требование по обеспечению прослеживаемости продукции животного происхождения состоит лишь в том, что участник рынка по запросу контролирующих органов должен предоставить информацию, от кого он получил продукцию и кому передал.

Для введения на всей территории ЕАЭС маркировки товаров цифровыми средствами идентификации потребуется проанализировать: целесообразность введения такой маркировки, информацию о влиянии введения маркировки на условия ведения бизнеса, наличие технологических возможностей маркировки товаров, а также информацию о действующих в отношении таких товаров иных систем контроля за оборотом товаров [5].

В отношении обувных товаров в Правилах закреплено, что с 1 марта 2020 г. не допускается ввод в оборот и вывод из оборота на территории Российской Федерации обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему маркировки сведений о маркировке товаров. Данный срок был установлен по предложениям участников оборота, поступившим в ходе эксперимента по маркировке обувных товаров.

Вместе с тем в Минпромторг России поступают обращения отдельных участников оборота обувных товаров о неготовности осуществлять передачу сведений в информационную систему маркировки об обороте маркированных обувных товаров. В связи с этим в настоящее время поставщики программного обеспечения, необходимого участникам оборота для передачи сведений в информационную систему маркировки, обеспечивают его доработку.

Минпромторгом России в целях комфортного перехода участников оборота обувных товаров к обязательной цифровой маркировке разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление, предусматривающее, в том числе:

- перенос срока обязательной передачи сведений участниками оборота обувных товаров в информационную систему маркировки о вводе в оборот и обороте маркированных обувных товаров на 1 июня 2020 г.;

- перенос даты окончания маркировки нереализованных обувных товаров на 1 августа 2020 г.;

- перенос даты окончания маркировки обувных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 марта 2020 г., но приобретенных до 1 марта 2020 г., на 1 июля 2020 г.

При этом с 1 марта 2020 г. участники оборота обязаны получать и наносить коды маркировки на обувные товары и осуществлять вывод из оборота маркированных обувных товаров. Также с 1 марта 2020 г. запрещен оборот немаркированных обувных товаров. Следует отметить, что по проведенным нами исследованиям в обувных магазинах городов Саратова и Энгельса не найдено ни одной упаковки обувных товаров с присвоением кода.

С 1 июля 2019 г. в РФ стартовал пилотный проект маркировки средствами идентификации парфюмерных товаров. В соответствии с Постановлением Правительства № 792 от 28 апреля 2018 г. [3] обязательной маркировке подлежит парфюмерная продукция с кодами 20.42.11 по ОКПД-2 и 3303 по ТН ВЭД: духи, вода туалетная и одеколоны.

Основным видом маркировки парфюмерии является двумерный штрих-код в формате Data Matrix. Наносить маркировочную информацию можно на этикетку упаковки, в том числе целофа-нированную, или на стекло флакона. Возможно нанесение маркировки на упаковку посредством прямой печати кода в ходе производственного изготовления товара. В этом случае необходимо обеспечить высокую контрастность цвета упаковки - для беспроблемного считывания кода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с Постановлением Правительства № 1957 от 31 декабря 2019 г. [2] все участники проекта маркировки парфюмерной продукции: российские производители парфюмерии, импортеры, дистрибьюторы, розничные точки продаж -должны зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга и установить соответствующее программно-аппаратное оборудование.

ISSN 1994-5094 ♦-

11 -♦

С 1 октября 2020 г. участники проекта должны внести в информационную систему сведения о маркировке парфюмерной продукции. Уточняется, если парфюмерная продукция была завезена или была в продаже до 1 октября 2020 г., то она может реализоваться до 30 сентября 2021 г. без маркировки средствами идентификации. Продукция, не предназначенная для реализации конечному потребителю (тестеры и пробники), не подлежит обязательной маркировке.

Таким образом, нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку или этикетку парфюмерной продукции является обязательным с 1 октября 2020 г. Введение маркировки парфюмерных товаров средствами идентификации позволит контролировать оборот одного из самых востребованных и недешевых товаров, что снизит поступление в торговую сеть фальсифицированной продукции. Система маркировки парфюмерии под брендом «Честный знак» позволит не только государству отслеживать товар с момента выпуска его на производстве и до момента реализации, но и потребителю, помимо определения качества и подлинности парфюма, узнать дополнительную информацию о товаре: место и дату производства, данные о производителе, характеристики продукции.

В настоящее время на маркировке парфюмерных изделий различных производителей, реализуемых в торговой сети г. Саратова, используются различные виды штрих-кодов, в том числе линейные, в формате Data Matrix и батч-коды. Используя различные интернет-сайты, в том числе «Честный знак», можно идентифицировать продукцию, полу-

чить информацию о бренде, описание и характеристику аромата.

Таким образом, обязательный переход к цифровой системе маркировки и прослеживаемости товаров требует решения многих вопросов, затрагивающих интересы производителей, розничных и оптовых операторов, потребителей, не только во время пилотного проекта, но и во время переходного периода. Решение данных проблем позволит осуществить цифровизацию товарной информации, что приведет к повышению эффективности экономики, а следовательно, к улучшению качества жизни.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. № 836 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957 «Об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» (с изменениями на 6 февраля 2020 г.).

4. Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2019 № 2647-р «Изменения в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

5. Саврико И.В. Проблемы внедрения системы маркировки товаров // Молодой ученый. 2019. № 22. С. 348-349.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.