Научная статья на тему 'Контрафакт на российском рынке и методы защиты от его распространения'

Контрафакт на российском рынке и методы защиты от его распространения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1827
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МАРКИРОВКА ТОВАРОВ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контрафакт на российском рынке и методы защиты от его распространения»

при этом закреплен и усилен сословно-стратовый характер российского общества, зависит от взаимопонимания дедов и внуков, т.е. в значительной степени - от системы образования.

России нужен проект «цивилизации развития»: создание школы будущего и университета нового поколения, построение процесса образования и воспитания на основе цивилизационной идентичности (с. 230). Основным выводом монографии могут служить слова написавшего к ней предисловие Г.Г. Малинецкого: «Без идеологии, образа будущего, и хорошего образования, а не его имитации, новой России надеяться не на что» (с. 17).

М.А. Положихина

УДК 338 (470)

2020.01.035. ЖИЛИНА И.Ю. КОНТРАФАКТ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ И МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ОТ ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ. (Обзор).

Ключевые слова: Россия; контрафактная продукция; интеллектуальная собственность; таможенный контроль; маркировка товаров; единая государственная система мониторинга.

В современных условиях контрафакция приобретает глобальный характер, обеспечивая рост мировой экономики и новые возможности для незаконной торговли контрафактной продукцией (КП)1. По оценкам зарубежных специалистов, в 2016 г. объем международной торговли контрафактной и пиратской продукцией (без учета контрафактной продукции, произведенной и потребленной внутри стран, и пиратских цифровых продуктов, распростра-

1 Согласно п. 3.16 ГОСТа Р 58223-2018, к КП относятся товары, содержащие любые охраняемые результаты интеллектуальной деятельности или приравненные к ним средства индивидуализации, действия с которыми (в том числе изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение) приводят к нарушению исключительных прав их правообладателей (например, оригинальная продукция, ввезенная в ЕАЭС без согласия правообладателей, и поддельная продукция с незаконным использованием охраняемых средств индивидуализации этих товаров, в том числе обозначений, сходных до степени смешения) [6]. При этом качество товара не имеет значения: он может полностью соответствовать оригиналу. Таким образом, основным признаком КП является нарушение прав интеллектуальной собственности [11, с. 10].

© Жилина И.Ю., 2020.

няемых через Интернет), составил около 509 млрд долл. (3,3% мировой торговли) против соответственно 461 млрд долл. и 2,5% в 2013 г. [23, р. 59].

При росте экономического значения интеллектуальных активов недобросовестная конкуренция, выражающаяся в нарушении прав интеллектуальной собственности (ИС), наносит вред затронутым этим явлением отраслям, приводит к финансовым потерям частного бизнеса и государственного сектора, сокращению бюджетных поступлений, создает условия для коррупции. Определенное представление о размере ущерба, который КП наносит экономике, дают данные о потерях Италии от контрафакции. В секторах, непосредственно затронутых КП и пиратством, страна потеряла не менее 88 тыс. рабочих мест, что составляет 2,1% от общего числа занятых в этих секторах полный рабочий день. В 2016 г. упущенные налоговые поступления от розничного и оптового сектора торговли составили 4,3 млрд евро, а от итальянских правообладателей - 6 млрд евро. В целом торговля контрафактными и пиратскими товарами привела к сокращению государственных доходов Италии почти на 10,3 млрд евро, что эквивалентно 0,62% ВВП страны [23, р. 17].

Поставщики КП на российские розничные рынки. КП как импортируется в РФ (например, около 80% объема рынка легкой промышленности составляют импортные товары [9]), так и производится на территории России в виде неучтенной продукции1. Основными поставщиками КП в Россию являются Китай, Турция, страны Восточной Европы, в частности Польша и Сербия, а также страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По оценке замминистра промышленности и торговли В. Евтухова, в Казахстане объем неучтенного импорта продукции легкой промышленности в денежном выражении составляет 2,7 млрд долл. в год, в Киргизии - 2,9 млрд долл. Из-за слабого контроля неучтенный в

1 В России неучтенная продукция производится как легальными, так и подпольными предприятиями. Легальные предприятия производят неучтенную продукцию в дополнительные смены с использованием неучтенного сырья или за счет завышения размера отходов. При этом по качеству она может не отличаться от легальной. Подпольные предприятия работают в основном в сегментах, не требующих высоких технологий (пошив одежды, розлив алкогольной продукции, фасовка чая и т.п.) [Основные формы, с. 117].

Казахстане и Киргизии товар ввозится в Россию для дальнейшей реализации. В результате в РФ в год «оседает» более чем на 6 млрд долл. неучтенной продукции отрасли [9]. К незаконному перетоку продукции ведет и несогласованность акцизной политики стран ЕАЭС. Ставки акцизов на крепкий алкоголь выше российских почти в два раза в Казахстане; на 10% - в Беларуси; на 70% - Кыргызстане. Ставки акциза на сигареты в Казахстане ниже российских ставок на 70%, в Кыргызстане - в 2,3 раза, в Беларуси -в 3,3 раза [8]1.

Распространение КП на территории России неравномерно. Наиболее заметно ее присутствие в районах, граничащих с Китаем, в южных регионах, имеющих общую границу с Казахстаном, а также на Северном Кавказе. В целом КП вытесняется в регионы с более низкой требовательностью покупателей и более слабым контролем правоохранительных органов.

Общая характеристика рынков КП в России. КП, наряду с фальсификатом (фальсифицируемой продукцией)2, серым импор-том3, черным импортом (контрабандой), параллельным импортом4,

1 Стоит отметить, что в 2019 г., после многолетних переговоров, участники ЕАЭС заключили соглашения, закрепляющие механизм сближения ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию путем установления индикативной ставки, которая начиная с 2024 г. будет пересматриваться каждые пять лет, и диапазонов отклонения фактических ставок акцизов от нее. Для каждой группы стран предусмотрен достаточный коридор отклонения от индикативного показателя в зависимости от социально-экономического развития [2].

2 Фальсификат (фальсифицированная продукция) - продукция, произведенная с нарушениями технологии, приводящими к ухудшению потребительских свойств товара. Предоставляя потребителям неполную или недостоверную информацию, производители фальсификата вводят их в заблуждение о составе, характеристиках или свойствах товара. С правовой точки зрения КП одновременно является фальсификатом, тогда как фальсифицированная продукция может не быть контрафактной.

3 Серый импорт - ввоз импортируемых товаров с недостоверным декларированием (занижение физического объема или таможенной стоимости товара) в целях уклонения от уплаты таможенных платежей и НДС [17, с. 21].

4 Параллельный импорт - импорт товара, защищенного товарным знаком, без разрешения правообладателя в страну, не предназначенную для его распространения. Правовой статус параллельного импорта определяется концепцией исчерпания прав, установленной в государстве, на территорию которого импортируется товар. В мировой практике существуют три принципа исчерпания прав.

является одной из форм проявления теневой экономики. Поскольку статистические данные по теневым рынкам отсутствуют, более или менее точно измерить в денежном выражении объем КП, обращающейся на том или ином рынке, не представляется возможным. Поэтому при расчете объема КП обычно используются экспертные оценки. Так, по данным НИУ-ВШЭ, в 2016 г. в России объем незаконного оборота продукции во всех формах на семи ключевых потребительских рынках пищевой и легкой промышленности, на которые приходится 60% розницы, оценивается на уровне 2,5 трлн руб., что составляет около 9% общего оборота розничной торговли и 15% продаж на обследованных розничных рынках [17, с. 344].

Масштабы распространения КП на российском рынке зависят от товарной категории. Разработанная в конце 2017 г. Росста-том, Минпромторгом и Федеральной таможенной службой (ФТС) методика расчета доли незаконно произведенных и ввезенных товаров легкой промышленности в розничном товарообороте показала, что объем незаконного товара в розничном товарообороте в 2015 г. составлял более 31%, а в 2016 г. - почти 26%. Структура незаконного оборота в легкой промышленности, по оценкам экспертов, выглядит следующим образом: примерно 50-60% нелегальной продукции составляют серый и черный импорт из стран дальнего зарубежья, 25-30% импортируется из стран ЕАЭС и около 15% приходится на неучтенное отечественное производство [9].

При этом подделываются не только иностранные (на них приходится около 10-20% стоимости продаж некоторых категорий товаров легкой промышленности [17, с. 277]), но и российские бренды, которые изготавливаются за рубежом, а затем поставляются в Россию и другие страны. Внеплановые проверки Роспот-

Национальный принцип предусматривает потерю правообладателем исключительных прав на использование товарного знака после первого введения товара в гражданский оборот им самим или с его согласия внутри страны; региональный принцип предусматривает такую потерю после первого введения товара в гражданский оборот не только внутри страны, но и во всем регионе (например, в объединении нескольких государств); международный принцип означает потерю правообладателем исключительных прав после первого введения товара в гражданский оборот в любой части мира [17, с. 235]. В данном обзоре вопросы параллельного импорта не затрагиваются, поскольку различные подходы к его решению требуют отдельного рассмотрения.

ребнадзора (сентябрь 2017 - февраль 2018 г.) показали, что 35% обследованных 200 тыс. партий одежды, детской обуви и меховых изделий являются контрафактом. По данным Минпромторга, незаконный оборот рынка товаров легкой промышленности в России составляет 1,4 трлн руб. [12].

Доля КП на рынках продовольственных товаров, табачных изделий, средств по уходу за кожей и волосами оценивается в 35% [17, с. 26]. На продовольственном рынке основными видами КП являются пакетированные продукты (растворимый кофе, чай), горячие и безалкогольные напитки (бутилированный чай и минеральная вода) известных брендов. Так, по данным международной компании-измерителя Nielsen, доля контрафактной минеральной воды «Ессентуки» может превышать 70-80% рынка [20]. При этом цена КП все больше приближается к цене оригинальной продукции.

Высокий уровень контрафакта наблюдается на рынке автозапчастей. По оценке Минпромторга, объем нелегального оборота рынка автокомпонентов составляет более 295 млрд руб. в год, а ущерб в виде неуплаты НДС ежегодно превышает 53 млрд руб. По другим данным, рынок контрафактных запчастей составляет порядка 930 млрд руб. Одни участники рынка оценивают долю контрафакта в 30%, другие - в 70% и даже в 90% от общего предложения автомобильных запасных частей [19]. В основном это расходные материалы и недорогие детали (тормозные колодки, фильтры, масла и детали подвески), на покупку которых россияне в 2017 г. в целом потратили 1,5 трлн руб. [4]. По оценкам экспертов, на этом рынке используются подделки с высокой степенью совпадения всех визуальных параметров, что осложняет выявление КП.

Согласно статистике таможенных органов России, в настоящее время наибольшее количество подделок товарных знаков выявляется для одежды и обуви, на втором месте стоят кондитерские изделия и продукты питания, на третьем - парфюмерия и косметика. Далее следуют кожгалантерея, бытовая техника и фармацевтическая продукция. Стоит также отметить, что 43% игрушек, поступающих на российский рынок, контрафактные [3, с. 48].

Каналы реализации КП. Эксперты отмечают, что на рынках КП прослеживается тенденция к смещению производства и дист-

рибуции КП с сегмента премиальных товаров и известных люксо-вых брендов на массовые товары повседневного спроса, основными каналами реализации которых являются розничные рынки, небольшие магазины и Интернет. По данным международной компании Group-IB, объем онлайн-рынка торговли КП по итогам 2017 г. вырос по сравнению с 2016 г. на 23% и превысил 100 млрд руб. В среднем россиянин тратит на покупку КП 5,3 тыс. руб. в год [22]. Продолжающееся в течение пяти лет снижение доходов населения (по данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения в 2018 г. снизились на 8,3% по сравнению с 2013 г. [18]) вынуждает потребителей экономить, в том числе за счет покупки КП: поддельные товары готовы покупать до 80% населения [21]

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) А. Соколов оценивает долю контрафакта в общем объеме онлайн-торговли в 5-30% в зависимости от товарной категории: она ниже в сегменте электронно-бытовой техники, выше - в сегментах одежды, обуви, косметики и детских товаров. Он указывает при этом на особую роль трансграничной торговли [22].

Что касается контрафакта люксовых товаров, то, по данным компании Brandmonitor, в России в 2018 г. их годовой оборот достиг 280 млрд руб., превысив легальный сегмент рынка (248 млрд руб.) почти на 13%, тогда как в других странах на продажу подделок приходится лишь 30-35% продаж этого сегмента. При этом аудитории покупателей контрафактной и оригинальной продукции не пересекаются, поскольку у брендов премиального сегмента есть устоявшаяся доля платежеспособных покупателей. Копии же зачастую приобретаются от случая к случаю [13].

Основными каналами сбыта реплик люксовых товаров по стоимости являются торговые центры (30%), столичные вещевые рынки (30%) и онлайн-торговля (30%), включая продажи через социальные сети и маркетплейсы, на долю которых приходится 25 млрд руб. (30%) онлайн торговли. Чаще всего россияне покупают поддельные футболки, кроссовки, джинсы и сумки. При этом при покупке копий люксовых брендов они руководствуются в первую очередь функциональностью товара, качеством его изготовления и доступностью цены [13].

Защита внутреннего рынка от оборота КП. Учитывая высокий уровень импорта КП, стоит остановиться на роли Федераль-

ной таможенной службы (ФТС) в пресечении перемещения КП через таможенную границу. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты ИС, включающий проверку документов, досмотр товаров и транспортных средств и наблюдение, обеспечивает безопасность потребителей товаров, защиту интересов правообладателей, поступление в государственный бюджет таможенных платежей и сборов, выполнение международных обязательств РФ.

В работе по предотвращению изготовления и распространения КП ФТС руководствуется нормами Таможенного кодекса ЕА-ЭС (ТК ЕАЭС)1 и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)2. За нарушение прав ИС при изготовлении и распространении КП законом устанавливаются следующие виды ответственности: административная (наложение штрафов и параллельное изъятие контрафактных товаров) (ст. 7.12 и 14.10 КоАП РФ)3; гражданско-правовая (помимо конфискации контрафакта за счет правонарушителя законному владельцу по решению суда может быть присуждена компенсация или возмещены убытки в зависимости от размеров ущерба, за неоднократные нарушения возможна ликвидация юридического лица) (ст. 1253 Гражданского кодекса РФ часть 4)4; уголовная ответственность предусмотрена за неоднократные правонарушения, а также причинение крупного ущерба (ст. 147 Уголовного кодекса РФ)5. Преступление наказывается штрафом до 200 тыс. руб., обязательными, принудительными или исправительными работами. Особо крупное распространение КП (более чем на 1 млн руб.) может наказываться лишением свободы до шести лет.

С середины 2000-х годов укрепляется взаимодействие ФТС с правообладателями через Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Количество товарных знаков, поданных на государственную регистрацию в ТРОИС, постоянно возрастает: если на конец 2013 г. в реестре было зарегистрировано 3053 объекта ИС [17, с. 42], то на конец первого полугодия 2019 г. -

1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/

2 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

3 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

4 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/

5 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

5054 объекта [16]. Зарегистрировав объекты ИС в ТРОИС, правообладатель получает ряд инструментов для борьбы с нарушителями (направление в таможенный орган письменных запретов на ввоз товара; инициирование через суд принятия предварительных обеспечительных мер в виде наложения ареста на КП и др.) [14].

Показатели работы таможенных органов по противодействию ввозу КП в РФ представлены в таблице.

Таблица

Показатели работы таможенных органов по противодействию поступления КП в РФ1

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 1-е полугодие 2019 г.

Выявленная КП (млн ед.) 9,5 18,1 20,4 10,1 16,2 2,3

Предотвращенный ущерб правообладателям (млрд руб.) 2,4 3,9 7,7 4,5 6,8 4,9

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях в области защиты прав ИС (ед.) 1270 1040 1027 1072 1255 нет данных

Меры технического регулирования. Как показывает опыт зарубежных стран, большое значение для пресечения ввоза, производства и оборота КП на внутреннем рынке имеют меры технического регулирования, в частности маркировка товаров - нанесение на товар уникального контрольного знака, позволяющего проследить всю его «жизнь» - от ввода в оборот (производство, импорт) до реализации конечному потребителю.

Начало созданию системы маркировки товаров в РФ положил в 2016 г. пилотный проект по маркировке шуб, за которым последовали эксперименты по маркировке отдельных видов лекарственных препаратов (2017), алкоголя и табачной продукции (2018). Благодаря запуску обязательной маркировки шуб только за год доля легального оборота изделий выросла в 10 раз. В рамках эксперимента по маркировке лекарств было выявлено нарушений на 0,5 млрд руб. [5].

1 Составлено по данным [17, с. 41; 10; 16].

После принятия «Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»1 в России начался процесс формирования единой государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров (ЕГИСМ), которая объединит созданные в ходе реализации пилотных проектов системы в единый информационный ресурс. На нем разместится информация обо всех маркируемых товарах, за исключением лекарственных препаратов, обработка информации об обороте которых будет осуществляться в особом порядке. Оператором ЕГИСМ является Центр развития передовых технологий (ЦРПТ), который функционирует на принципах государственно-частного партнерства.

По оценкам экспертов, создание ЕГИСМ позволит сократить долю теневой экономики на 50-60%, увеличить собираемость акцизов на 20-40% за 1-2 года, углубить интеграцию в границах ЕАЭС, а также повысить эффективность государства и бизнеса. Благодаря внедрению ЕГИСМ затраты на логистику, хранение запасов, обмен и возврат товаров будут сокращены на 6-7% [7].

В системе мониторинга участники рынка будут обязаны раскрывать сведения об участниках оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке; о маркируемых товарах; о средствах идентификации, нанесенных на товары; о технических средствах, используемых для обмена информацией с системой мониторинга. Кроме того, в системе будут содержаться сведения обо всех нарушениях требований об обязательной маркировке товаров, выявленных потребителями товаров. Обязанность по раскрытию этой информации распространяется на производителей, поставщиков и розничных продавцов маркируемой продукции, которые будут нести административную ответственность за невнесение или внесение в систему недостоверной информации.

Однако, по мнению экспертов, создание ЕГИСМ приведет к повышению нагрузки на бизнес, поскольку генерация и выдача проверочных кодов будет платной (при реализации пилотных проектов эта услуга была бесплатной). Не исключено, что плата будет взиматься и за регистрацию в системе мониторинга. Кроме того,

1 http://static.government.ru/media/files/xZ2pPl6khqfC8tCkRXf3z7VQ8JgeZbk

3.pdf

производители обязаны приобрести специальное оборудование для нанесения кодов маркировки на произведенную продукцию. Поставщикам придется приобрести сканеры для считывания и сверки кодов. В рознице маркированная продукция будет контролироваться с помощью онлайн-касс.

Для производителей, поставщиков и розничных продавцов предусмотрены административные штрафы за невнесение и внесение в ЕГИСМ недостоверной информации. Размер штрафов будет определен законом, который внесет соответствующие изменения в КоАП РФ [15].

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р1, в течение 2019 г. вводится обязательная маркировка следующих товарных групп: лекарственные средства, обувь, табачная продукция, духи и туалетная вода, фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки, одежда, т.е. товаров с высокой степенью контрафакции. Позднее было принято решение об обязательной маркировке с марта 2020 г. молочной продукции. Кроме того, Правительство РФ намерено после согласования с советом Евразийской экономической комиссии добавить в список маркируемых еще восемь групп товаров (готовые продукты из мяса и рыбы, бакалею, бытовую технику, детское питание, растительные масла, бытовую химию, косметику, безалкогольные напитки). Представители бизнеса эту идею не поддерживают, подчеркивая, что маркировка товаров повседневного спроса не всегда экономически оправдана. В целом власти намерены маркировать 21 группу товаров. Сплошная система маркировки и прослеживания, в которую войдет широкий список товаров, должна быть создана к 2024 г. [1].

Заключение. В России и в странах ЕАЭС борьба с производством и распространением КП, безусловно, необходима, но этот процесс не терпит спешки и должен строиться на глубоком анализе ситуации и учете позиции бизнес-сообщества. В противном случае хорошие по сути идеи будут дискредитированы.

Список литературы

1. Базанова Е., Синицына И. Список товаров, подлежащих маркировке, увеличится почти вдвое // Ведомости. - 2019. - 13.05. - Режим доступа: Ийр8://

1 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71834112/

www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/05/13/801174-spisok-tovarov-markiro vke

2. Березина Е. «Бычок» качается // Российская газета. - М., 2019. - 24.06. - Режим доступа: https://rg.ru/2019/06/24/akciznye-stavki-na-tabachnuiu-i-alkogolnu iu-produkciiu-v-eaes-budut-vyravneny.html

3. Берлова Н.В., Чадова Т.В. Идентификация контрафактных товаров при таможенном контроле // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - Владивосток, 2018. - № 2(83). - С. 47-58.

4. В 2017 году россияне потратили на запчасти 1,5 трлн рублей // Автостат. -2018. - 31.05. - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/34459/

5. Всё о маркировке товаров с 2019 года // Контур. - 2019. - 05.02. - Режим доступа: https://kontur.ru/articles/5365

6. ГОСТ Р 58223-2018 Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции // Техэксперт. -

2018. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200160486 (Дата обращения: 25.09.2019.)

7. Государственная информационная система маркировки товаров // Tadviser. -

2019. - 09.16. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1% D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%93%D0%BE%D1%81%D1 %83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%B D%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%8 0%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0 %D1%8 F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_ %D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2% D0%BA%D0%B8_%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BE% D0%B2#. D0.93. D0.98. D0. A1_. D0. BC.D0. B0. D1.80. D0. BA.D0. B8. D1.80. D0. BE.D0. B2. D0. BA.D0. B8_. D1.82. D0. BE.D0. B2. D0. B0. D1.80. D0. BE.D0. B2_. D0. B2_. D0. A0. D0. BE.D1.81. D1.81. D0. B8. D0. B8_. D0. BE.D0. BA.D0. BE.D0. BD.D1.87. D0. B0. D1.82. D0. B5. D0. BB.D1.8 C.D0. BD.D0. BE_. D0. BF.D0. BE.D0. BB.D1.83. D1.87. D0. B8. D0. BB.D0. B0_. D1.8 E.D1.80. D0. B8. D0. B4. D0. B8. D1.87. D0. B5. D1.81. D0. BA.D0. B8. D0. B9_. D1.81. D1.82. D0. B0. D1.82. D1.83. D1.81

8. Зыкова Т. Названы товары - лидеры по подделкам в магазинах // Российская газета.-2016.-22.12. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/22/nazvany-tovary-lidery-po-poddelkam-v-magazinah.html

9. Игнатова О. Необъяснимо, но контрафакт // Российская газета. - 2018. - 22.04. -Режим доступа: https://rg.ru/2018/04/22/minpromtorg-v-rossii-kontrafakt-realizuetsia-cherez-legalnye-magaziny.html

10. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году // ФТС. - 2019. - 27.02. - Режим доступа: http://customs. ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/175571

11. Клавдиенко В.П. Контрафакция товарной продукции - новый вызов инновационной экономике // Инновации. - СПб., 2017. - № 2. - С. 10-16.

12. Князева А. Контрафакт на 1,4 трлн // Известия. - 2018. - 12.03. - Режим доступа: https://iz.ru/715179/anastasiia-kniazeva/kontrafakt-na-14-trilliona

13. Контрафакт на 280 млрд. Рынок реплик люксовых вещей в России превысил легальный // DP. - 2019. - 8 июля. - Режим доступа: https://www.dp.rU/a/ 2019/07/08/Kontrafakt_na_280_mlrd_R

14. Ларшин Р. Способы выявления контрафактной продукции и борьбы с ней // Зуйков и партнеры. - 2019. - 16.05. - Режим доступа: https://zuykov.com/ru/ about/articles/2019/05/16/sposoby-vyyavleniya-kontrafaktnoj-produkcii-i-borb/

15. Маркировка товаров в 2019 году: предпринимателей ждут новые расходы // RETAIL.RU. - 2019. - 29.01. - Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/ markirovka-tovarov-v-2019-godu-predprinimateley-zhdut-novye-raskhody/

16. Основные результаты деятельности таможенных органов Российской Федерации по защите интеллектуальной собственности в I полугодии 2019 // ФТС. -2019. - 22.07. - Режим доступа: http://old.ved.customs.ru/index.php?option=

com_content&view=article&id=2272:------------i--2019&catid=13:2008-10-16-13-

51-15&Itemid=1814

17. Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействия / В.В. Радаев (рук. проекта), Е.С. Берды-шева, Н.В. Конрой, З.В. Котельникова; отв. ред. сер. В.В. Радаев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Лаб. экон.-социол. исслед. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 418 с. - (Аналитика ЛЭСИ; Вып. 17).

18. Реальные доходы россиян с 2013 года снизились на 8,3% // РИА Новости.-2019. - 23.04. - Режим доступа: https://ria.ru/20190423/1552981687.html

19. Рынок контрафакта: всегда отличные перспективы // Автоиндустрия. рф. -2017. - 02.09. - Режим доступа: http://ai-media.ru/news/rinokkontr/

20. Эксперт: в список товаров для маркировки вошли отрасли с высокой долей контрафакта // ТАСС. - 2019. - 14.05. - Режим доступа: https://tass.ru/ekono mika/6426313

21. Эксперт: объем рынка контрафакта в России достиг 2,5 трлн рублей // Klops. -2019. - 13.04. - Режим доступа: https://klops.ru/articles/2019-04-13/191815-ekspert-ob-yom-rynka-kontrafakta-v-rossii-dostig-2-5-trln-rubley

22. Group-IB: объем онлайн-рынка торговли контрафактом в России оценивается в 100 млрд рублей // ТАСС. - 2018. - 10.10. - Режим доступа: https://tass.ru/ ekonomika/5656476

23. Trends in Trade in Counterfeit and Pirated Goods, Illicit Trade / OECD/EUIPO. -P., 2019. - 89 p. - Mode of access: https://euipo.europa.eu/tunnel-web/secure/ webdav/guest/document_library/observatory/documents/reports/trends_in_trade_in _counterfeit_and_pirated_goods/trends_in_trade_in_counterfeit_and_pirated_goods _en.pdf

2020.01.036. ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС. Impact of sanctions on Russian business. Russian analytical digest / Center for Security Studies (CSS), ETH. - Zurich: Research Centre for East European Studies: University of Bremen: Institute for European,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.