Научная статья на тему 'Ведение реестра объектов интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации. Пути совершенствования'

Ведение реестра объектов интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации. Пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
681
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / PUBLIC CUSTOMS SERVICES / CUSTOMS ACTIVITY / OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ворона А.А.

В статье рассмотрены особенности предоставления государственной услуги по ведению реестра объектов интеллектуальной собственности таможенными органами РФ, а также определены задачи по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ворона А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEEPING THE REGISTER OF INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS BY THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION. AREAS FOR IMPROVEMENT

The article deals with the peculiarities of providing the public service in keeping the register of intellectual property objects by the customs authorities of the Russian Federation as well as the tasks to ensure the protection of intellectual property rights

Текст научной работы на тему «Ведение реестра объектов интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации. Пути совершенствования»

Ведение реестра объектов интеллектуальной .

УДК 339.5

ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Ворона Анастасия Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры управления, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

В статье рассмотрены особенности предоставления государственной услуги по ведению реестра объектов интеллектуальной собственности таможенными органами РФ, а также определены задачи по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности

Ключевые слова: государственные таможенные услуги; таможенная деятельность; объекты интеллектуальной собственности

KEEPING THE REGISTER OF INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS BY THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION. AREAS FOR IMPROVEMENT

Vorona Anastasiya A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Management, Senior Fellow of Research Department, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

The article deals with the peculiarities of providing the public service in keeping the register of intellectual property objects by the customs authorities of the Russian Federation as well as the tasks to ensure the protection of intellectual property rights

Keywords: public customs services; customs activity; objects of intellectual property

Для цитирования: Ворона А.А. Ведение реестра объектов интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации. Пути совершенствования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66). С. 11-13.

Ь1

Ж

>

X

>

Д

X

>

S

X

н hi м

А

S

я

Cd

А

М

*

> х

М

>

013

п

Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, в договорную основу которой включено Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) [1], требует создания эффективной правоприменительной практики в области защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе таможенными органами. Соглашение ТРИПС является неотъемлемой частью Марраккешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации.

Защита прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров, содержащих интеллектуальный ресурс, приобретает особый статус и приоритетное значение в условиях формирующейся инновационной экономики в целом и с формированием цивилизованного рынка прав на объекты интеллектуальной собственности в России, в частности. Особую значимость данные вопросы приобретают в современных условиях политической и экономической нестабильности, при которых обеспечение независимости российской экономики выводит на повестку дня проблемы импортозамещения, особенно в области высоких технологий.

Одно из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ и ФТС России - защита прав интеллектуальной собственности, а также вовлечение в законный хозяйственный оборот товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС).

Соответствующие положения закреплены в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 2575-р [2].

Цель таможенной защиты прав интеллектуальной собственности заключается в противодействии перемещению через таможенную границу контрафактных товаров и в формировании рынка интеллектуальной собственности как условия инновационного развития российской экономики.

Стоит отметить, что в 2017 г. в Таможенном реестре было зарегистрировано 4617 ОИС, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям, из них: 4576 товарных знака, 32 объекта авторского права, 6 наименований мест происхождения товаров.

В 2017 г. таможенные органы Российской Федерации выявили 10,1 млн единиц контрафактной продукции. Предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям, на сумму 4,5 млрд рублей. Возбуждено 1072 дела об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности. За первый квартал 2018 г. российской таможней выявлено свыше 5 млн единиц контрафактной продукции, сумма предотвращенного таможенными органами ущерба правообладателям составила более 2,4 млрд руб.

Для обеспечения выполнения задач по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности ФТС России была создана и функционирует

Ворона А.А.

система регистрации объектов интеллектуальной собственности в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС).

Однако эффективность защиты объектов интеллектуальной собственности с помощью ТРОИС снижается по причине наличия отдельных реестров в каждом государстве - участнике ЕАЭС. Различная и методология, и процедура их ведения создает дополнительные риски, а отсутствие единой базы таможенного реестра повышает вероятность пересечения контрафактной продукции и контрабанды через единую таможенную границу в рамках ЕАЭС.

Администрирование Таможенного реестра осуществляется в рамках предоставления ФТС России государственной услуги «Ведение таможенного реестра ОИС» (далее - государственная услуга или услуга).

Согласно порталу государственных и муниципальных услуг, упомянутая услуга предоставляется в электронном виде. Запрос услуги можно получить как по почте, так и лично в руки, а вот ответ -на портале в личном кабинете.

В настоящее время таможенные органы РФ всесторонне содействуют международной торговле путем создания благоприятных условий, неизменно повышая качество предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела всем участникам внешнеэкономической деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что таможенные органы РФ предоставляют государственные таможенные услуги, опираясь на мировой опыт в области взаимодействия таможни и бизнес-сообщества.

С июня 2014 г. ведение Таможенного реестра, в том числе включение в него ОИС, осуществляется должностными лицами ФТС России в электронном виде с помощью комплекса программных средств «Тарифы - реестр объектов интеллектуальной собственности» (далее - КПС «Тарифы-РОИС») Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

ФТС России в период 2015-2016 гг. был проведен комплекс мероприятий, направленных на повышение качества предоставления государственных таможенных услуг, совершенствование технологии действий должностных лиц таможенных органов по противодействию нарушениям защиты прав интеллектуальной собственности, автоматизацию процессов, позволяющих обеспечить соблюдение правообладателей ОИС, а также повышение эффективности противодействия торговому обороту контрафактными товарами на международном уровне.

Так, разработана технология ведения Таможенного реестра в электронном виде, применение которой позволит повысить качество предоставления ФТС России государственной услуги, а также эффективность реализации функций, которые возложены на таможенные органы.

Разработанная технология предусматривает:

- возможность подачи и приема заявлений об оказании государственной услуги

(далее - Заявление) в электронном виде с использованием портальных решений Единого портала государственных услуг, а также сервиса «Личный кабинет участника ВЭД»;

- повышение прозрачности администрирования процесса оказания государственной услуги;

- обеспечение проведения автоматической и автоматизированной проверки указанных в Заявлении формализованных сведений, имеющихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и содержащихся в их электронных базах данных, посредством системы межведомственного электронного взаимодействия;

- организацию электронного (безбумажного) взаимодействия ФТС России с заявителем (правообладателем ОИС или его представителем);

- интеграцию КПС «Тарифы-РОИС» с программными средствами, используемыми при совершении таможенных операций, связанных с декларированием товаров;

- оповещение должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств, о включении в Таможенный реестр ОИС.

Данная работа позволит оперативно реагировать и принимать меры по защите прав правообладателей.

В соответствии со ст. 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров учитываются дополнительные начисления: лицензионные и иные платежи за использование ОИС. В случае несоблюдения установленных ТК ЕАЭС правил, если лицензионные платежи за использование ОИС не включены в таможенную стоимость, статьей 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно главе 52 ТК ЕАЭС таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту ОИС. В силу особой специфики товаров, содержащих ОИС, Кодекс относит такие товары к особой категории. При этом основным механизмом реализации указанной проблемы является ведение ФТС Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

Основной задачей включения товаров в ТРОИС является предупреждение противоправных действий при пересечении товаров через границу Союза с последующим информированием правообладателя (представителя) о данном факте. На начало 2017 г. в ТРОИС РФ зарегистрировано 3435 товарных знаков, что охватывает далеко не полный перечень зарегистрированных в России товарных знаков.

Включая свой товарный знак в ТРОИС, правообладатель получает право на защиту своих интересов и может требовать приостановления выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных товаров (ст.124 ТК ЕАЭС), а в дальнейшем - отказа в выпуске данных товаров (ст.125 ТК ЕАЭС), конфискации (ст.133 ТК ЕАЭС) с последующим их уничтожением (глава 34 ТК ЕАЭС). Это же

12

Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (66) 2018

Ведение реестра объектов интеллектуальной ..

указано и в ст.1515 ГК РФ. Однако следует отметить, что такие процедуры, как отказ в выпуске контрафактных товаров с их конфискацией и уничтожением, к сожалению, применяются таможенными органами достаточно редко.

В соответствии со ст. 124 и ст. 384 ТК ЕАЭС таможенные органы осуществляют защиту не только ОИС, включенных в ТРОИС, но и любого другого ОИС при наличии информации о правообладателе. Таможенные органы имеют доступ к базе Федеральной службы по интеллектуальной собственности России (Роспатент). Роспатент, в свою очередь, формирует и ведет Государственный реестр товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Однако таможенные органы на практике не обращают внимания на товары, содержащие ОИС, не включенные в ТРОИС.

Условием включения товара в ТРОИС является обеспечение исполнения обязательств способами, предусмотренными законодательством (залог, поручительство, банковская гарантия либо страхование ответственности на сумму не менее 300 000 руб. (в проекте нового Закона - 500 000 руб.).

Меры, принимаемые таможенными органами РФ, в целом соответствуют нормам и правилам Соглашения ТРИПС ВТО. Статьи 51-60 указанного Соглашения [1] предусматривают возможность приостановления выпуска товаров таможенными органами, в том числе предусматривают внесение правообладателем залога или равноценной гарантии в целях недопущения возможности злоупотребления правами собственника. Однако, положения ст. 53 ТРИПС не нашло отражения ни в ТК ЕАЭС, ни в российском законодательстве: «Если выпуск в свободное обращение товаров, включающих интеллектуальную собственность, приостановлен таможенными органами и если период, предусмотренный в статье 55, истек, и в случае, если выполнены все другие условия для импорта, владелец, импортер или получатель таких товаров должны иметь право на их выпуск при внесении залога, сумма которого является достаточной для защиты правообладателя от любых нарушений» [1]. Это существенное упущение в законодательстве, которое ставит стороны конфликта в неравное положение и приводит в массовом порядке к выпуску в свободное обращение контрафакта.

В условиях ЕАЭС особое значение приобретают выездные таможенные проверки, проводимые таможенными органами РФ, в соответствии со ст. 333 ТК ЕАЭС, после выпуска товаров, так как эффективность правового регулирования на границе России снижается вследствие менее строгой, чем в РФ, системы правозащиты ОИС в странах-партнерах. Открытые границы ведут к несдерживаемому потоку контрафактных товаров

на территорию РФ, а контрафакт и контрабанда практически взаимосвязаны.

ФТС России осуществлена актуализация технологической карты межведомственного взаимодействия с ФНС России, Роспатентом и Федеральной нотариальной палатой. Определены необходимые для предоставления государственной услуги состав, структура и формат передачи документов и сведений, а также сроки технической реализации электронного межведомственного взаимодействия.

В связи с необходимостью приведения нормативных правовых актов ФТС России в соответствие с нормами права ЕАЭС и федеральными законами - от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3] и от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [4] - разработан проект административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее - проект Административного регламента), который заменит действующий Административный регламент Федеральной таможенной службы.

Проект Административного регламента направлен на рассмотрение в Минфин России и находится на межведомственном согласовании.

Таким образом, можно отметить, что от эффективности защиты интеллектуальной собственности, по большому счету, зависит сохранение здоровья населения, обеспечивается недопущение нанесения вреда потребителям, а также повышение инвестиционной привлекательности страны, что обусловливается отсутствием недобросовестной конкуренции на товарном рынке, и обеспечение сбора платежей в федеральный бюджет.

Библиографический список:

1. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.rU/4059989/#ixzz5DUTEyjPN

2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140447/

3. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_103023/

4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_107181/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.