Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ В ЕАЭС'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ / МАРКИРОВКА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ECONOMIC SECURITY / DIGITALIZATION / TRACEABILITY / LABELING / CUSTOMS AUTHORITIES / INFORMATION TECHNOLOGY / CUSTOMS ADMINISTRATION / ELECTRONIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коварда Владимир Васильевич, Лаптев Роман Алексеевич, Тимофеева Ольга Геннадьевна

Развитие современных технологий, особенно в области информационных технологий, а также их внедрение в хозяйственную деятельность, позволяет вносить существенные улучшения во все стадии производственного процесса. Цифровизация предоставляет дополнительные возможности по снижению производственных издержек, оптимизации управлением поставками как для предприятий, так и отслеживания движения товаров для государственных органов, повышая, тем самым, уровень экономической безопасности. поставленной цели, были поставлены и решены следующие задачи: проанализирована структура системы цифровой прослеживаемости ЕАЭС в аспекте повышения уровня экономической безопасности, исследованы результаты формирования национальных систем цифровой прослеживаемости, рассмотрены определенные итоги межведомственного взаимодействия на примере ФТС России и ФНС России. В ходе исследования был проведен сбор соответствующей информации и анализ систем нормативно-правового регулирования механизмов прослеживаемости движения товаров в странах ЕАЭС, опыт их использования, а также системы прослеживаемости ЕАЭС, для чего использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения. Исследование влияния цифровизации процессов хозяйственной деятельности посредством развития системы прослеживаемости на экономическую безопасность ЕАЭС в целом и каждого национального государства интеграционного объединения в отдельности выявило перспективность данного направления ввиду возможности «обеления» рынков. Выявлено, что национальные (внутренние) сегменты прослеживаемости уже функционируют в части отдельных категорий товаров, перечень которых расширяется. Одновременно органы исполнительной власти государств Союза при координации ЕЭК участвуют в формировании внешнего сегмента системы прослеживаемости ЕАЭС, где особая роль принадлежит таможенных администрациям соответствующих стран. По результатам исследование можно сделать вывод, что анализируемые национальные системы прослеживаемости с определенными несущественными отличиями очень близкие как по функционалу, так и по удобству работы. Однако, следует отметить разность уровней технического оснащения таможенных и налоговых администраций соответствующих стран, что приводит к отставанию одних государств (по формированию и развитию НСП) от других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коварда Владимир Васильевич, Лаптев Роман Алексеевич, Тимофеева Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR INCREASING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF ECONOMIC PROCESSES THROUGH THE DEVELOPMENT OF A TRACEABILITY SYSTEM IN THE EAEU

The development of modern technologies, especially in the field of information technology, as well as their introduction into economic activities, allows us to make significant improvements at all stages of the production process. Digitalization provides additional opportunities to reduce production costs, optimize supply management for both enterprises and track the movement of goods for government agencies, thereby increasing the level of economic security. In order to fulfill the Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024", a national program "Digital Economy of the Russian Federation" was developed, which includes such federal projects as: “Normative regulation of the digital environment”, “Personnel for the digital economy”, “Information infrastructure”, “Information security”, “Digital technologies”? “Digital public administration”. In this regard, the relevance of the study is due to the fact that the development of a digital traceability system for the movement of goods in value chains is a complex measure covering the achievement of goals within the framework of these federal projects, and is aimed at both optimizing business processes and increasing the level of economic security in nation states and integration associations. In connection with the above, the purpose of the study is to consider the prospects for increasing economic security in the context of digitalization of economic processes through the development of a traceability system in the EAEU. To achieve this goal, the following tasks were set and solved: the structure of the EAEU digital traceability system was analyzed in terms of increasing the level of economic security, the results of the formation of national digital traceability systems were studied, and certain results of interagency interaction were considered on the example of the Federal Customs Service of Russia and the Federal Tax Service of Russia. During the study, the collection of relevant information and analysis of the systems of legal regulation of the mechanisms of traceability of the movement of goods in the EAEU countries, the experience of their use, as well as the EAEU traceability systems were carried out, for which the methods of analysis, synthesis, induction, deduction, comparison were used. The study of the impact of digitalization of business processes through the development of a traceability system on the economic security of the EAEU as a whole and each national state of the integration association separately revealed the prospects of this direction due to the possibility of "whitewashing" the markets. It was revealed that national (internal) segments of traceability are already functioning in terms of individual categories of goods, the list of which is being expanded. At the same time, the executive authorities of the Union states, coordinated by the EEC, participate in the formation of the external segment of the EAEU traceability system, where a special role belongs to the customs administrations of the respective countries. Based on the results of the study, it can be concluded that the analyzed national traceability systems with certain insignificant differences are very similar both in functionality and in terms of usability. However, it should be noted that there is a difference in the levels of technical equipment of the customs and tax administrations of the respective countries, which leads to the lag of some states (in the formation and development of NRS) from others.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ В ЕАЭС»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №5, Том 12 / 2020, No 5, Vol 12 https://esj.today/issue-5-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/11ECVN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Коварда В.В., Лаптев Р. А., Тимофеева О.Г. Перспективы повышения уровня экономической безопасности в контексте цифровизации экономических процессов посредством развития системы прослеживаемости в ЕАЭС // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, https://esj.today/PDF/11ECVN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kovarda V.V., Laptev R.A., Timofeeva O.G. (2020). Prospects for increasing the level of economic security in the context of digitalization of economic processes through the development of a traceability system in the EAEU. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(12). Available at: https://esj.today/PDF/11ECVN520.pdf (in Russian)

Выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема №1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований)

УДК 338

ГРНТИ 06.52.13; 06.56.31; 06.75.02

Коварда Владимир Васильевич

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия

Доцент

Кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: kovarda@yandex.ru

Лаптев Роман Алексеевич

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия

Доцент

Кандидат исторических наук, доцент E-mail: LaptevR@yandex.ru

Тимофеева Ольга Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук E-mail: liolija@bk.ru

Перспективы повышения уровня экономической безопасности в контексте цифровизации экономических процессов посредством развития системы прослеживаемости в ЕАЭС

Аннотация. Развитие современных технологий, особенно в области информационных технологий, а также их внедрение в хозяйственную деятельность, позволяет вносить существенные улучшения во все стадии производственного процесса. Цифровизация предоставляет дополнительные возможности по снижению производственных издержек, оптимизации управлением поставками как для предприятий, так и отслеживания движения товаров для государственных органов, повышая, тем самым, уровень экономической безопасности.

С целью исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», была разработана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которую входит такие федеральные проекты, как: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление». В связи с этим актуальность исследования обуславливается тем, что развитие системы цифровой прослеживаемости движения товаров в цепочках формирования стоимости является комплексным мероприятием, охватывающим достижение целей в рамках указанных федеральных проектов, и направлено как на оптимизацию бизнес-процессов, так и на повышение уровня экономической безопасности в национальных государствах и в интеграционных объединениях.

В связи с вышесказанным, целью исследования является рассмотрение перспектив повышения экономической безопасности в контексте цифровизации экономических процессов посредством развития системы прослеживаемости в ЕАЭС.

Для достижения поставленной цели, были поставлены и решены следующие задачи: проанализирована структура системы цифровой прослеживаемости ЕАЭС в аспекте повышения уровня экономической безопасности, исследованы результаты формирования национальных систем цифровой прослеживаемости, рассмотрены определенные итоги межведомственного взаимодействия на примере ФТС России и ФНС России.

В ходе исследования был проведен сбор соответствующей информации и анализ систем нормативно-правового регулирования механизмов прослеживаемости движения товаров в странах ЕАЭС, опыт их использования, а также системы прослеживаемости ЕАЭС, для чего использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения.

Исследование влияния цифровизации процессов хозяйственной деятельности посредством развития системы прослеживаемости на экономическую безопасность ЕАЭС в целом и каждого национального государства интеграционного объединения в отдельности выявило перспективность данного направления ввиду возможности «обеления» рынков. Выявлено, что национальные (внутренние) сегменты прослеживаемости уже функционируют в части отдельных категорий товаров, перечень которых расширяется. Одновременно органы исполнительной власти государств Союза при координации ЕЭК участвуют в формировании внешнего сегмента системы прослеживаемости ЕАЭС, где особая роль принадлежит таможенных администрациям соответствующих стран.

По результатам исследование можно сделать вывод, что анализируемые национальные системы прослеживаемости с определенными несущественными отличиями очень близкие как по функционалу, так и по удобству работы. Однако, следует отметить разность уровней технического оснащения таможенных и налоговых администраций соответствующих стран, что приводит к отставанию одних государств (по формированию и развитию НСП) от других.

Ключевые слова: экономическая безопасность; цифровизация; прослеживаемость; маркировка; таможенные органы; информационные технологии; таможенное администрирование; электронное взаимодействие

Введение

Хозяйственная деятельность является источником доходов не только владельцев и работников предприятий и организаций, но и государства, которое, прежде всего, посредством фискальной системы формирует соответствующие фонды с целью исполнения своих обязанностей и поддержания своего функционирования. В связи с этим обеспечение и уплата обязательных платежей (например, налоговых или таможенных) находится под особым вниманием (контролем) органов власти и относится к категории экономической и национальной безопасности Соответственно, нарушение соответствующих обязанностей всегда каралось посредством репрессивного механизма страны (прежде всего, системы соответствующих органов). Однако, несмотря на предпринимаемые меры определенная часть экономики находится в «тени» (так называемая «теневая экономика» или «теневой сектор экономики»). Развитие информационных технологий, цифровизация процессов предоставляют дополнительные возможности по контролю за хозяйственной деятельностью и обеспечением соблюдения обязанностей по уплате обязательных платежей, а, в конечном итоге, повышает уровень экономической безопасности [1; 2]. Данный процесс включает в себя в качестве ключевого элемента прослеживаемость и направлен на контроль за перемещением товаров в процессе поставки либо производственного цикла посредством расширения практики применения цифровых технологий. Особую важность, ввиду дополнительных осложняющих аспектов, данная деятельность представляет в рамках международных интеграционных объединений, в т. ч. Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз), на территории которого формируется общий рынок и единое экономическое пространство. В связи с этим, на территориях государств ЕАЭС формируется цифровое пространство, разработана цифровая повестка ЕАЭС3 . В конечном итоге данный механизм предоставляет возможности как ускорения экономических процессов в рамках ЕАЭС, так и способствует приходу к более высокому уровню как экономической, так и национальной безопасности. Условная схема прослеживаемости движения товаров на всех этапах в цепочках поставок приведена, например, в работе Р.А. Рогова и Р.А. Лаптева [3], и сам процесс представляет собой особый вид учета посредством расширения использования цифровых технологий (в т. ч. блокчейн) [4-7].

Исходя из вышесказанного при написании работы была поставлена цель исследовать эволюцию и перспективы развития системы прослеживаемости ЕАЭС в аспекте обеспечения экономической безопасности.

В ходе исследования был проведен сбор и анализ нормативно-правового регулирования систем прослеживаемости движения товаров в ЕАЭС, опыт их использования, использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения.

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 // http://www.consultant. гц/.

2 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 // http://www.consultant.ru/.

3 Цифровая повестка ЕАЭС 2016-2019-2025. Евразийская экономическая комиссия, 2019. УТВЕРЖДЕНА Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 апреля 2019 г. № 58 http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/digital_agenda_eaeu.pdf.

Страница 3 из 18

Материалы и методы

11ECVN520

Результаты и обсуждение

Соглашение, подписанное в Нур-Султане, уже ратифицировано российской стороной, и предусматривает создание двух сегментов системы, которые приведены на рисунке4,5. Таким образом, система прослеживаемости ЕАЭС опирается на два своеобразных столпа -национальные системы прослеживаемости (НСП), которые будут представлять национальный сегмент системы Союза, и наднациональную систему прослеживаемости, которая является внешним сегментом к национальным. Наднациональный сегмент, прежде всего, направлен на формирование базы необходимых сведений и обеспечение бесперебойного и регулярного информационного обмена между НСП.

Сегменты системы прослеживаемости

внешним

сегмент

прослеживаемости (наднациональная система прослеживаемости), который обеспечивает обмен

информацией о пересечении границы между

государствами-членами ЕАЭС прослеживаемого товара

L

национальный сегмент прослеживаемости (национальная система прослеживаемости), который обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС. Система прослеживаемости будет распространяться на физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости (Участники оборота)

Рисунок 1. Сегменты системы прослеживаемости (составлено авторами)

Национальные системы прослеживаемости (НСП) формируются в каждом государстве ЕАЭС на основе национального законодательства, но в рамках Соглашения4. Таким образом, складывается ситуация как и в области таможенного законодательства, где ключевые аспекты определены в праве ЕАЭС, а уточнения, разъяснения и отдельные приоритетные направления отнесены к компетенции национального законодательства.

В итоге, в соответствии с Соглашением, Евразийской экономической комиссией и Правительством Российской Федерации (или, соответственно, иным национальным правительством страны ЕАЭС) будет утверждаться перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.

Экспериментальное внедрение элементов национальных систем НСП уже осуществлялись в России, Беларуси, Казахстане, а их результаты признаны положительными и требующими анализа с целью тиражирования скорректированной (усовершенствованной) практики. Данный факт означает начало формирования или, в некоторых случаях, развития внутреннего сегмента системы прослеживаемости ЕАЭС.

4 Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 325804/.

5 О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.2019 №386-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339055/.

Лидером в формировании системы прослеживаемости ЕАЭС посредством развития национальной системы прослеживаемости товаров в цепочках поставки и оказания помощи аналогичным администрациям стран Союза является Россия. Так, в России в настоящее время реализуются два вида прослеживаемости, в частности, система документальной и система физической прослеживаемости (маркировки). В целях наиболее удобного и «безболезненного» перехода к системе были запущены добровольные эксперименты по маркировке (т. е. физической прослеживаемости) табачной продукции (Постановление Правительства РФ № 1433 от 27 ноября 2017 года)6, лекарственных препаратов (Постановление Правительства РФ № 62 от 24 января 2017 года)7 и обуви (Постановление Правительства РФ № 620 от 30 мая 2018 года8). С 1 марта 2019 года начался проект по обязательной маркировке табачной продукции (Постановление Правительства РФ № 224 от 28 февраля 2019 года)9, с 1 июля 2019 года - по маркировке обувных товаров (Постановление Правительства РФ №792-р от 28 апреля 2018 года 10 ), с 1 октября 2019 года - маркировка лекарственных препаратов из перечня высокозатратных нозологий (Постановление Правительства РФ № 1557 от 14 декабря2018 года11), а с января 2020 г. - лекарственных препаратов (Постановление Правительства РФ № 62 от 24 января 2017 года). Определенные коррективы в реализацию вышеуказанных экспериментов (точнее, сроки) внесла пандемия коронавирусной инфекции.

В целом, результаты проведенных экспериментов по маркировке табачной продукции и лекарств показывают, что в значительном числе ситуаций дополнительное оборудование если и потребуется, то в несущественных количествах, т. к. в процессе экспериментального внедрения в каждой из выбранной товарной группе имеется возможность определить пути, следование по которым потребует небольших (минимальных) инвестиционных вложений и незначительной (если потребуется) трансформации бизнес-процессов. При этом, по расчетам некоторых экспертов, затраты на покупку оборудования окажутся значительно ниже предполагаемых преимуществ (выгод), которые приобретут организации и предприятия за счет

6 Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 N 1433 (ред. от 30.12.2018) «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции») http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 284184/.

7 Постановление Правительства РФ от 24.01.2017 N 62 (ред. от 07.08.2019) «О проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения») http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_211968/.

8 Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 N 620 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации») http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299187/.

9 Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 N 224 (ред. от 02.03.2020) «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции» http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 319565/.

10 Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (ред. от 30.03.2020) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 297114/.

11 Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 N 1557 «Об особенностях внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314168/.

Страница 5 из 18

11ECVN520

получения новой доли рынка (освободившейся от теневого оборота), оптимизации процессов логистической деятельности, модернизации в векторе повышения эффективности (т. е. совершенствование) маркетинговых и иных процессов. На рисунке 2 представлены основные положения из постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 80712.

Рисунок 2. Нормативно-правовой акт и товары, участвующие в эксперименте по прослеживаемости (составлено авторами)

Данный эксперимент осуществлялся с 1 июля по 31 декабря 2019 года на территории Российской Федерации (однако, введение ограничительных мер для борьбы с распространением на территории России коронавирусной инфекции привели к смещению некоторых сроков), а полномочиями по координации в рамках эксперимента наделено Министерство финансов России.

ФТС России приняло участие в реализации эксперимента даже на этапе его подготовки. Так, при активном участии таможенных органов России был разработан проект приказа ФНС России «Об утверждении положений, необходимых для проведения эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления»13. Вышеназванный Приказ был положен в основу формирования положений (установок), представленных на рисунке 3 (следует оговориться, что приведенный перечень не является полным).

В письме ФНС России от 4 июля 2019 г. № ЕД-4-15/13072@ указано, что в эксперименте могут участвовать заинтересованные лица, которые совершают операции с товарами, подлежащими прослеживаемости 14 . Основные требования к вышеуказанным (заинтересованным) лицам, представлены на рисунке 4.

12 Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 N 807 (ред. от 06.01.2020) «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 328175/.

13 Проект Приказа Федеральной налоговой службы «Об утверждении положений, необходимых для проведения эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» (подготовлен ФНС России 22.11.2019) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56714867/.

14 <Письмо> ФНС России от 04.07.2019 N ЕД-4-15/13072@ «О направлении положений эксперимента по прослеживаемости товаров» (вместе с «Рекомендациями по проведению эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления») http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328670/

Установки, в разработке которых принимало участие ФТС России, и основанные на положении о проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, утвержденным Постановлением

условия участия заинтересованных лиц в эксперименте

правила подачи заинтересованными лицами, желающими участвовать в эксперименте, заявок, типовая форма заявки, а также перечень прилагаемых к заявке документов

порядок регистрации заявок от заинтересованных лиц, желающих участвовать в эксперименте

правила предоставления заинтересованными лицами, участвующими в эксперименте, документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости, оператору информационной системы

структура регистрационного номера партии товаров и правила его указания в документах, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости

правила внесения информации в информационную систему, включая состав сведений, представляемых заинтересованными лицами, участвующими в эксперименте, а также правила корректировки информации, внесенной в информационную систему

правила использования веб-сервисов информационной системы

Рисунок 3. Установки, в разработке которых принимало участие ФТС России, и основанные на положении о проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, утвержденным Постановлением (составлено авторами)

Основные требования к заинтересованным лицам, принимающим участие в прослеживаемости

Заинтересованные лица должны осуществлять с товарами, подлежащими прослеживаемости, операции минимум одного из следующих видов:

1) ввоз товаров;

2) операции купли-продажи товаров на внутреннем рынке Российской Федерации;

3) операции по оптовой продаже товаров налогоплательщикам государств - членов Евразийского экономического союза

Операции купли-продажи на внутреннем рынке Российской Федерации должны оформляться счетами-фактурами и (или) универсальными передаточными документами с указанием регистрационного номера ДТ, а также при наличии технической возможности номера товарной позиции по ДТ

Товары, подлежащие прослеживаемости, должны быть выпущены на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления после 1 июля 2017 года.

Рисунок 4. Основные требования к заинтересованным лицам, принимающим участие в прослеживаемости (составлено авторами)

Вестник Евразийской науки 2020, №5, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 5, Vol 12 https://esj.today

В части исполнения обязательств, возникших после подписания и ратификации Соглашения подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)» для введения в нормативный оборот термина «прослеживаемость товаров», а также установления категорий товаров, подлежащих прослеживаемости, регистрационного номера партии товаров и порядка его присвоения, порядка представления налогоплательщиками документации по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости15.

В свою очередь, для формирования документов, в которых должны содержаться реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости, были подготовлены проекты решений Коллегии Евразийской экономической комиссии, представленные на рисунке 5.

Проекты решений Коллегии Евразийской экономической комиссии, направленные на формирование документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости

по внесению изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257, и в Классификатор видов документов и сведений (приложение 8), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378, в части введения признаков прослеживаемости товаров, идентификатора субъекта, обязательности указания количества товаров и кода единицы измерения, используемых для прослеживаемости

по внесению изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 г. № 171 «О заявлении о выпуске до подачи декларации на товары», предусматривающих указание в заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары по прослеживаемым товарам 10 знаков единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

Рисунок 5. Проекты решений Коллегии Евразийской экономической комиссии, направленные на формирование документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих

прослеживаемости (составлено авторами)

Следует отметить, что эксперимент в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25июня 2019 г. № 807 был продлен (изменены сроки проведения) до 30 июня 2020 года.

Как основной элемент фискальной системы России, а также своеобразная подсистема системы контролирующих органов, ФТС России в 2019 году участвовала в исполнении мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров (НСП),

15 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров) Проект федерального закона от 27.06.2019 г. https://www.minfin.ru/ru/document/npa proiects/?id 4=5859-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o_vnesenii_izmenenii_v_chasti_pervuyu_i_vtoruyu_nalogovogo_kodeksa_rossiiskoi_federatsii_o_sozdanii_natsionalnoi _sistemy_proslezhivaemosti_tovarov#.

трансформации в направлении повышения эффективности информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов, в том числе в рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по созданию национальной системы прослеживаемости товаров, утвержденного приказом Минфина России от 19 июня 2018 г. № 1049. В целом, цифровизация деятельности таможенной службы России направлена на повышение ее эффективности во всех векторах функционирования [8; 9].

В рамках реализации экспериментальной работы по формированию режима прослеживаемости в 2019 г. ФТС России осуществлена деятельность, схематично представленную в форме рисунка 6.

Деятельность ФТС России в 2019 г. в рамках эксперимента по прослеживаемости

определены правила предоставления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, участвующими в эксперименте, документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости (документы)

определены требования к структуре и формату регистрационного номера партии товара для указания в документах, обеспечивающие реализацию механизма прослеживаемости; определены требования к функциональным возможностям НСП

определены требования к структуре и формату информации, передаваемой таможенными органами в информационную систему ФНС России

для проведения тестирования ранее доработанных программных средств ЕАИС таможенных органов осуществлена загрузка в аналитическое хранилище сведений в части операций с товарами, полученных из ФНС России

разработаны 5 видов сведений для обеспечения информационного взаимодействия между ЕАИС таможенных органов и НСП посредством СМЭВ в части предоставления сведений о таможенном декларировании товаров, подпадающих под эксперимент (в настоящее время осуществляется тестирование указанных видов сведений)

Рисунок 6. Деятельность ФТС России в 2019 г. в рамках эксперимента по прослеживаемости (составлено авторами)

Одновременно с мероприятиями, приведенными на рисунке, ФТС России в 2019 г. осуществляло определенную работу по формированию и внедрению механизмов маркировки товаров. Таким образом, указанная выше деятельность (по развитию системы маркировки) отчасти касалась реализации экспериментов (либо пилотных проектов) по обязательной маркировке товаров.

Следует отметить, что, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р, утвержден список отдельных категорий товаров, которые подлежат обязательной маркировке средствами идентификации10.

Такое активное участие таможенных органов России в формировании и развитии системы прослеживаемости России (национальной системы прослеживаемости) и создании

наднациональной системы прослеживаемости (в рамках ЕАЭС) обусловлено целью снижения теневого оборота продукции и роста собираемости обязательных платежей. Так, наиболее важной задачей формирования в России системы обязательной маркировки товаров служит стремление к обеспечению противодействия незаконному ввозу, изготовлению (производству) и обороту товаров (в т. ч. контрафактных).

В конечном итоге, реализация вышеотмеченных мероприятий позволит снизить объем теневого оборота товаров на рынке (в некоторых источниках определены в качестве «серого» оборота либо «черного» оборота), и, как следствие, приведет к росту степени собираемости обязательных платежей (прежде всего, налоговых и таможенных).

В связи с отмеченными выше причинами, деятельность таможенных органов России в рамках формирования и развития системы цифровой прослеживаемости, характеризуется как весьма разнообразная. Так, в 2019 году ФТС России участвовала в проведении пилотных проектов (экспериментов) по маркировке товаров (координатором мероприятий выступал Минпромторг России16, а оператором информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, - ООО «Оператор-ЦРПТ»17), а также в проведении эксперимента по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (координатором мероприятий по введению обязательной маркировки средствами идентификации таких товаров являлся Минфин России).

Наряду с реализацией проектов (в т. ч. пилотных), ФТС России принимала участие в подготовке нормативных правовых актов Российской Федерации и актов, составляющих право ЕАЭС, регламентирующих маркировку товаров средствами идентификации (результаты данной работы представлены на рисунке 7).

Основные результаты деятельности ФТС России по подготовке нормативных правовых актов Российской Федерации и актов, составляющих право ЕАЭС, регламентирующих маркировку товаров средствами идентификации

С учетом предложений ФТС России приняты

решения Коллегии ЕЭК: от 2 сентября 2019 г. № 141 «О внесении изменений в структуру и формат декларации на товары и транзитной декларации»;

от 2 сентября 2019 г. № 142 «О внесении изменений в структуру и формат корректировки декларации на товары»; от 19 ноября 2019 г. № 204 «О внесении изменений в пункт 15 Порядка заполнения декларации на товары»

Решение Совета ЕЭК от 8 августа 2019 г. № 72 «О введении маркировки обувных товаров средствами идентификации», утверждающее перечень обувных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, а также требования к формату, составу и структуре сведений о маркированных товарах, передаваемых между компетентными (уполномоченными) органами государств - членов ЕАЭС и ЕЭК, а также сроки передачи таких сведений.

Рисунок 7. Основные результаты деятельности ФТС России по подготовке нормативных правовых актов Российской Федерации и актов, составляющих право ЕАЭС, регламентирующих маркировку товаров средствами идентификации (составлено авторами)

16 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации http://minpromtorg. gov. ru/.

17 Центр развития перспективных технологий https://crpt.ru/.

Кроме того, помимо отмеченного выше, в 2019 году ФТС России активно участвовала в деятельности по подготовке проектов решений Совета ЕЭК по маркировке отдельных категорий товаров, в т. ч. духов и туалетной воды, шин и покрышек пневматических резиновых новых и т. д.

При этом, за анализируемый период в рамках контроля за соблюдением требований законодательства об обязательной маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками таможенными органами проведено 351 проверочное мероприятие. В итоге можно привести следующие результаты проделанной работы: из незаконного оборота было изъято более 930 кг товаров, конфисковано товаров на сумму более 1 млрд рублей, возбуждено 74 дела об АП и 10 уголовных дел (рисунок 8).

Результаты взаимодействия ФТС России и ФНС России

доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму 10,53 млрд рублей, что в 2,2 раза больше по сравнению с 2018 годом (в 2018 году - 4,73 млрд рублей)

взыскано таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму 6,23 млрд рублей, что в 3 раза больше по сравнению с 2018 годом (в 2018 году -2,01 млрд рублей)

возбуждено 1807 дел об АП и 90 уголовных дел (в 2018 году - 1 131 дело об АП и 67 уголовных дел).

Рисунок 8. Результаты взаимодействия ФТС России и ФНС России (составлено авторами)

Исключительно важным в формируемой системе прослеживаемости товаров в цепочках поставок в рамках ЕАЭС и национальных подсистемах является формирование и функционирования механизма эффективного взаимодействия между соответствующими органами. Так, в НСП эффективность, в значительной мере, определяется результативностью сотрудничества ФТС России и ФНС России (имеется Соглашение18) (а также с Банком России и гражданским обществом). В 2019 году, что можно констатировать и количественно подтвердить, повысилась эффективность взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении проверочных и скоординированных контрольных мероприятий при одновременном снижении их количества. Так, в 2019 году во взаимодействии с налоговыми органами проведено 680 проверочных мероприятий (в 2018 году - 796 проверочных мероприятий, т. е. снижение на 14,6 %), по результатам которых осуществлены соответствующие действия.

Всего в 2019 году осуществлено 187 скоординированных контрольных мероприятий (для сравнения, в 2018 году - 208 мероприятий).

Факт снижения общего числа совместных мероприятий не отразился на результативности последних (по крайней мере, негативным образом). Напротив, сумма дополнительно начисленных таможенных платежей, пеней и штрафов увеличилась по сравнению с 2018 годом в 2,7 раза и составила в 2019 году 4,36 млрд рублей (в 2018 году -

18 «Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» (Заключено в г. Москве 21.01.2010 N 01-69/1, N ММ-27-2/1) (ред. от 05.09.2016) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223988/.

1,62 млрд рублей), сумма взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов возросла более чем в 7 раз и составила 4,18 млрд рублей (в 2018 году - 579,7 млн рублей).

По результатам проверок было возбуждено 496 дел об АП и 20 уголовных дел (в 2018 году - 200 дел об АП и 20 уголовных дел).

При этом, в целях перспективного улучшения качества информационного обмена между таможенными и налоговыми органами при непосредственном участии ФТС России подготовлены Изменения и дополнения № 6 к Соглашению о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21 января 2010 г. № 01-69/1/ММ-27-2/1, касающиеся использования в совместной работе функциональных возможностей системы межведомственного электронного взаимодействия.

В Казахстане прослеживается аналогичная с Россией ситуация, т. е. вступил в силу национальный законодательный акт - опубликовано постановление Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2019 года № 672 «Об утверждении Правил определения единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров и требований к информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров». В отмеченном документе представлена информация, которую можно распределить по разделам, приведенным на рисунке 9.

Информационные блоки в постановлении Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2019 года № 672 «Об утверждении Правил определения единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров и требований к информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров»

Правила определения единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров

Требования к информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров

Рисунок 9. Информационные блоки в постановлении Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2019 года № 672 «Обутверждении Правил определения единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров и требований к информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров» (составлено авторами)

В свою очередь, Закон Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных, идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» от 15.07.2015 № 287-З явился одним из первых национальных нормативных правовых документов, в котором прямо отражено понятие и сущность прослеживаемости (некоторыми более ранними законами и иными нормативными правовыми актами формировались отдельные элементы и алгоритмы процессов будущей системы).

Так, работу системы идентификации, регистрации, прослеживаемости животных и продукции животного происхождения AITS можно представить в виде рисунка 10. Как можно видеть из рисунка, система базируется на взаимодействии соответствующих органов, выстраивании системы идентификации и учета, развитии информационных технологий.

Рисунок 10. Система идентификации, регистрации, прослеживаемости животных и продукции животного происхождения AITS (составлена по [10])

В данном случае рассматривается белорусская информационная система идентификации и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения. В целом, в 2015-2016 гг. в республике была начата реализация пилотных проектов по прослеживаемости продукции животного происхождения. Схематично технологию прослеживаемости, реализованную в республике Беларусь, можно представить в виде рисунка 11, на котором можно выделить информационные и товарные потоки.

Рисунок 11. Процесс функционирования режима прослеживания продукции животного происхождения в республике Беларусь

Таким образом, в государствах ЕАЭС (прежде всего, которые входили в Таможенный союз) формируются национальные системы прослеживаемости, а также осуществляется формирование наднационального сегмента системы прослеживаемости ЕАЭС. В результате в перспективе органы управления странами ЕАЭС получат возможность контролировать все стадии формирования добавленной стоимости, а потребители смогут получать достоверную информацию о приобретаемой продукции.

В связи с отмеченным выше можно определить основные индикаторы, характеризующие повышение уровня экономической безопасности вследствие развития цифровой прослеживаемости товаров в цепочках поставок, которые схематично представлены на рисунке 12. Таким образом, по значениям этих показателей, а, точнее, динамике, можно оценивать эффективность функционирования системы прослеживаемости. Каждый из представленных на рисунке 12 показателей может рассматриваться как некая система показателей (например, доля теневой экономики может включать как объем нелегального производства в совокупности с объемом контрабандной продукции). В перспективе возможно формирование модели эффективности системы цифровой прослеживаемости, что является предметом дальнейших научных изысканий.

f > Основные индикаторы, характеризующие повышение уровня экономической безопасности вследствие развития цифровой прослеживаемости товаров в цепочках поставок ^ J

Индикатор Примечания

г \ Доля теневой экономики (теневого сегмента экономики) г положительная тенденция -снижение доли

< \ Уровень собираемости обязательных платежей (налоги, таможенные пошлины и т. п.) ✓ > положительная тенденция -повышение уровня собираемости V J

Повышение прозрачности качества продукции для потребителей положительная тенденция -повышение прозрачности

Повышение доверия общества к власти (уровень репутации) положительная тенденция -повышение степени доверия

Эффективность систем таможенного и налогового администрирования положительная тенденция -повышение эффективности

Рисунок 12. Основные индикаторы, характеризующие повышение уровня экономической безопасности вследствие развития цифровой прослеживаемости товаров

в цепочках поставок (составлено авторами)

Выводы

В целом же, учитывая перспективы развития цифровых технологий (в т. ч. интеллектуальное управление) (в частности, в России, например, на фундаменте соответствующих нормативных правовых документов19), а также базовые принципы систем и ключевые элементы, можно заключить, что анализируемые национальные системы прослеживаемости с определенными несущественными отличиями очень близкие как по функционалу, так и по удобству работы. Однако, следует отметить различия в уровнях технического оснащения таможенных и налоговых администраций соответствующих стран, что приводит к отставанию одних государств (по формированию и развитию НСП) от других. Особенно последнее касается небольших стран - партнеров России по ЕАЭС, таких как Киргизия и Армения. В этих условиях особую актуальность приобретает деятельность таможенной службы России по взаимодействию с аналогичными администрациями стран

19 Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/.

Союза, в т. ч. с целью унификации процессов и выравнивания технического и технологического уровней, что, в конечном итоге, способствует повышению уровня экономической безопасности как ЕАЭС, так и каждого национального государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попов Е.В., Семячков К.А. Проблемы экономической безопасности цифрового общества в условиях глобализации // Экономика региона. - 2018. - Т. 14, вып. 4. - С. 1088-1101. (научная статья).

2. Ершова С.А., Орловская Т.Н. Концепция цифровизации экономики как основа обеспечения экономической безопасности России // Вестник гражданских инженеров. 2018. - №3 (6). - С. 197-204. (научная статья).

3. Лаптев Р.А., Коварда В.В., Рогов Р.А. Основные направления развития системы прослеживаемости товаров в качестве фактора обеспечения безопасности России в условиях расширения процесса глобализации // Вестник Евразийской науки, 2020 №1, https://esj.today/PDF/15ECVN120.pdf (научная статья).

4. Цветкова Л.А. Перспективы развития технологии блокчейн в России: конкурентные преимущества и барьеры // Экономика науки. 2017. - Т. 3. - № 4. -С. 275-296. (научная статья).

5. Блокчейн на пике хайпа: правовые риски и возможности [Текст] / А.Ю. Иванов (рук. авт. колл.), М.Л. Башкатов, Е.В. Галкова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т права и развития ВШЭ - Сколково. - 2-е изд. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 237, [3] с. (Научное издание).

6. Босенко Т.М. Развитие области применения систем блокчейн в современной экономике // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 3А. С. 264-269. (научная статья).

7. Рачковская И.А. К вопросу об обеспечении прослеживаемости в условиях неоиндустриализации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //intsysj ournal .org/articles/i s2001/02_rachkovskaya.pdf (научная статья).

8. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России // Вестник Евразийской науки, 2019 №4, https://esj.today/PDF/52ECVN419.pdf (научная статья).

9. Коварда В.В., Лаптев Р.А. Совершенствование системы таможенного контроля посредством ее перспективной цифровизации в рамках развития системы обеспечения экономической безопасности России // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, https://esj.today/PDF/20ECVN420.pdf (доступ свободный). (научная статья).

10. Волнистый Г.Е. Белорусская информационная система идентификации и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения. Системный подход. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Documents/Вопрос 3.2 (презентация).pdf (презентация).

Kovarda Vladimir Vasilievich

Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: kovarda@yandex.ru

Laptev Roman Alekseevich

Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: LaptevR@yandex.ru

Timofeeva Olga Gennadievna

Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: liolija@bk.ru

Prospects for increasing the level of economic security in the context of digitalization of economic processes through the development of a traceability system in the EAEU

Abstract. The development of modern technologies, especially in the field of information technology, as well as their introduction into economic activities, allows us to make significant improvements at all stages of the production process. Digitalization provides additional opportunities to reduce production costs, optimize supply management for both enterprises and track the movement of goods for government agencies, thereby increasing the level of economic security.

In order to fulfill the Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024", a national program "Digital Economy of the Russian Federation" was developed, which includes such federal projects as: "Normative regulation of the digital environment", "Personnel for the digital economy", "Information infrastructure", "Information security", "Digital technologies"? "Digital public administration". In this regard, the relevance of the study is due to the fact that the development of a digital traceability system for the movement of goods in value chains is a complex measure covering the achievement of goals within the framework of these federal projects, and is aimed at both optimizing business processes and increasing the level of economic security in nation states and integration associations.

In connection with the above, the purpose of the study is to consider the prospects for increasing economic security in the context of digitalization of economic processes through the development of a traceability system in the EAEU.

To achieve this goal, the following tasks were set and solved: the structure of the EAEU digital traceability system was analyzed in terms of increasing the level of economic security, the results of the formation of national digital traceability systems were studied, and certain results of interagency interaction were considered on the example of the Federal Customs Service of Russia and the Federal Tax Service of Russia.

During the study, the collection of relevant information and analysis of the systems of legal regulation of the mechanisms of traceability of the movement of goods in the EAEU countries, the experience of their use, as well as the EAEU traceability systems were carried out, for which the methods of analysis, synthesis, induction, deduction, comparison were used.

The study of the impact of digitalization of business processes through the development of a traceability system on the economic security of the EAEU as a whole and each national state of the integration association separately revealed the prospects of this direction due to the possibility of "whitewashing" the markets. It was revealed that national (internal) segments of traceability are already functioning in terms of individual categories of goods, the list of which is being expanded. At

the same time, the executive authorities of the Union states, coordinated by the EEC, participate in the formation of the external segment of the EAEU traceability system, where a special role belongs to the customs administrations of the respective countries.

Based on the results of the study, it can be concluded that the analyzed national traceability systems with certain insignificant differences are very similar both in functionality and in terms of usability. However, it should be noted that there is a difference in the levels of technical equipment of the customs and tax administrations of the respective countries, which leads to the lag of some states (in the formation and development of NRS) from others.

Keywords: economic security; digitalization; traceability; labeling; customs authorities; information technology; customs administration; electronic interaction

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.