Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №1, Том 12 / 2020, No 1, Vol 12 https://esj.today/issue-1-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/15ECVN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Лаптев Р. А., Коварда В.В., Рогов Р.А. Основные направления развития системы прослеживаемости товаров в качестве фактора обеспечения безопасности России в условиях расширения процесса глобализации // Вестник Евразийской науки, 2020 №1, https://esj.today/PDF/15ECVN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Laptev R.A., Kovarda V.V., Rogov R.A. (2020). The main directions of the development of the traceability system of goods as a factor in ensuring Russia's security in the context of the expansion of the globalization process. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(12). Available at: https://esj.today/PDF/15ECVN120.pdf (in Russian)
УДК 339
ГРНТИ 06.51.25; 06.51.65; 06.52.17
Лаптев Роман Алексеевич
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия Доцент кафедры «Таможенного дела и мировой экономики» Кандидат исторических наук, доцент E-mail: [email protected]
Коварда Владимир Васильевич
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент
Кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: [email protected]
Рогов Роман Александрович
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент
Кандидат сельскохозяйственных наук E-mail: [email protected]
Основные направления развития системы прослеживаемости товаров в качестве фактора обеспечения безопасности России в условиях расширения процесса глобализации
Аннотация. В статье проанализированы сущность и значение системы прослеживаемости, рассмотрен мировой опыт формирования подобных систем, исследовано нормативное правовое регулирование функционирования системы прослеживаемости товаров, сформулированы предложения по ее совершенствованию.
В первой части статьи авторы рассматривают сущность системы прослеживаемости, ее значение для обеспечения национальной и экономической безопасности в условиях глобализации мировой экономики, а также основные виды прослеживаемости.
Во второй части работы проанализирован мировой опыт формирования и развития систем прослеживаемости как частными организациями, так и странами или государственными объединениями.
В третьей части работы изучена нормативно-правовая база в области создания и функционирования системы прослеживаемости товаров в Российской Федерации. Рассмотрены первоочередные предпосылки ее создания, отмечены основные документы, явившиеся базой для разработки Концепции создания и функционирования в России системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров. Отдельно указаны основные нормативные правовые документы в сфере прослеживаемости, а также отмечено, что помимо перечисленных имеется еще целый ряд, таких, как Решения Совета ЕЭК, технические регламенты Таможенного союза (или ЕАЭС), ГОСТы, различного рода рекомендации, и другие.
В заключительной части статьи представлены предложения по совершенствованию развития системы прослеживаемости товаров посредством расширения взаимодействия между ФНС России и ФТС России, в частности в рамках осуществления проверочных мероприятий. Отдельным направлением должно явиться противодействие использованию фирм-однодневок при внешнеэкономических операциях и хозяйственной деятельности внутри страны.
В заключении, авторами делаются соответствующие выводы.
Ключевые слова: безопасность; прослеживаемость товаров; маркировка; ФТС России; ФНС России; блокчейн; цепочка поставок; электронное взаимодействие; обмен информацией
Развитие мирового хозяйства, углубление интеграции является тенденцией всего 20 и начала 21 века, получившая дополнительное ускорение в связи с расширением факторов глобализации. В этих условиях важным представляется гармоничное всесторонне проанализированное сочетание степени интеграции при соблюдении национальных интересов, т. к. помимо преимуществ, национальные государства являются уязвимы вместе с мировым хозяйством [1]. Данный факт наглядно проявился в период кризиса 2008 года, что отмечено академиком РАН С.Ю. Глазьевым: продолжающийся экономический рост Китая и Индии на фоне мирового кризиса 2008 г. является наглядным свидетельством значения самостоятельной валютно-финансовой, промышленной и структурной политики, включающей как валютный контроль, так и широкий арсенал методов государственного регулирования кредитной и финансовой среды [2]. Еще одним важным проблемным последствием интеграции в мировое хозяйства без развития системы соответствующего контроля является контрабанда и, в связи с этим, значительные объемы теневых рынков. В Стратегии экономической безопасности в числе основных угроз выделено сохранение значительной доли теневой экономики1. При этом, Россия функционирует в рамках мирового хозяйства и как отдельный субъект, и в качестве члена интеграционного объединения (ЕАЭС). Между государствами ЕАЭС отсутствует таможенная граница ЕАЭС, что, порой становится дополнительным каналом поступления в РФ контрабандной продукции, которая либо легализуется (в т. ч. посредством поддельных документов), либо используется в теневом обороте. В конечном итоге, страна несет репутационные потери, а также снижение объема поступлений в федеральный бюджет России, сужение легальных рынков и уровня здоровой конкуренции. В связи с этим, одним из важнейших направлений деятельности ЕАЭС стало формирование и развитие системы прослеживаемости товаров [3-5].
1 Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/.
Страница 2 из 14
Введение
15ECVN120
Сущность и значение системы прослеживаемости товаров
В общем виде под прослеживаемостью товаров понимается организация системы учета товаров, подлежащих прослеживаемости, а также операций при обороте этих товаров. Данная система основана на информационных технологиях и межведомственном (межстрановом) взаимодействии (прежде всего, обмен информацией). Прослеживаемость товаров как система неразрывно связана с термином «блокчейн» (англ. blockchain, изначально block chain) - цепочка блоков, содержащих информацию, сформированная в соответствии с определенными правилами в строгой последовательности. В связи с тем, что в рамках маркировки товаров и развития системы прослеживаемости каждому продукту присваивается определенный код (например, QR-код), который представляет собой своего рода вход в электронное досье товара (размещена информация о его перемещении, о финансовой истории, о контактировавших с ним лицах). В таком случае каждый продукт будет иметь свой собственный аналог паспорта на блокчейне [6].
Таким образом, прослеживаемость представляет собой систему контроля за движением товаров. Основные цели создания и развития системы прослеживаемости представлены на рисунке 1. Следует отметить, что приведенный перечень не является исчерпывающим, а также цели могут «пересекаться», взаимодополняя друг друга.
Рисунок 1. Основные цели создания и развития системы прослеживаемости (составлено авторами)
Можно выделить два основных вида прослеживаемости: низкого и высокого разрешения (рисунок 2). Преимущественно, при создании национальных систем прослеживаемости товаров в качестве конечного ориентира выделяют формирование соответствующего механизма высокого разрешения. Однако, первоначально осуществляется формирование системы прослеживаемости низкого разрешения.
Виды прослеживаемости
Прослеживаемость низкого разрешения Прослеживаемость высокого разрешения i 1
1 пояснение j
Позволяет определить, например, мясо от каких групп животных использовано для изготовления конкретной партии мясной продукции. При этом предприятие рассматривается как своеобразный «черный ящик» Позволяет определить, например, мясо от каких конкретных животных использовано для изготовления данной упаковки мясной продукции. Партионный учет
Рисунок 2. Основные виды прослеживаемости (составлено авторами)
Наряду с указанными видами прослеживаемости можно выделить следующие:
• Физическая прослеживаемость (маркировка товаров).
• Документальная прослеживаемость (сопроводительные документы).
Условно механизм прослеживаемости товаров можно представить в виде рисунка 3, на котором представлено движение товара из-за границы по территории иного государства. Обозначение «зарубежные ИС» означает зарубежные информационные системы единой системы механизма прослеживаемости товаров.
Условная схема прослеживаемости товаров
Зарубежные ИС
Иностранное предприятие-производитель
Иностранное государство
Специализированные информационные системы
Склад временного хранения
Пункт пропуска через границу
Оптовый склад
Розничный склад
Розничный
А*
Производственное предприятие
склад
I
Оптовый склад
Национальное государство
Г
Реализация >
Рисунок 3. Условная схема прослеживаемости товаров (составлено авторами)
Из рисунка 3 видно, что каждый этап перемещения товара от производителя до потребителя контролируется посредством специализированных информационных систем, в результате устраняется возможность (по крайней мере, снижается вероятность) реализации товара, полученного не совсем легальным или нелегальным способом (ворованный товар, продукция теневого сектора). Необходимо отметить, что анализ товаропотоков, зачастую, требуется производить с момента пересечения границы, что обращает внимание на развитие взаимодействия как фискальных служб внутри государства, так и контролирующих внешнеэкономическую деятельность.
Мировой опыт функционирования системы прослеживаемости товаров
На настоящее время в мире применяют различные средства электронного сопровождения грузов. В значительной степени вышеотмеченные системы применяются в коммерческом секторе за рубежом, однако, подобного рода механизмы начинают входить и в систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе и в Российской Федерации [7]. Так, в международной практике можно выделить следующие основные системы обеспечения электронного сопровождения грузов коммерческого типа:
1. AVANTE End-To-End Supply Chain Visibility and Security представляет собой комплексную систему управления цепочками поставок, которая может быть интегрирована с пользовательскими параметрами обслуживания (позволяет круглосуточно отслеживать состояние грузоперевозки, местонахождения товаров, получать пользователю дополнительную информацию по запросу).
2. STARCOM TRITON Realtime Container Tracking System представляет собой систему, в которой сочетаются программные и аппаратные решения для GPS- и спутникового отслеживания и мониторинга в режиме реального времени (Системы GPS-отслеживания и мониторинга компании Starcom предоставляют информацию и отслеживание в режиме реального времени, а также отчеты о флоте, товарах и персонале. Мобильные и интернет-приложения помогают участникам ВЭД оперативно и эффективно управлять своими ресурсами, снижая затраты, повышая производительность и улучшая обслуживание клиентов).
STARCOM предполагает использование:
a) Мониторинга транспорта.
b) Отслеживания контейнеров.
c) Использование электронного замка.
Необходимость применения таких систем достаточно высока в связи с возрастающей тенденции числа потерянных контейнеров с товарами из-за краж, пиратства, несчастных случаев. Мониторинг движения контейнеров в реальном времени направлен на предотвращение потерь контейнеров и товаров, а также позволяет получить информацию для определения местонахождения товаров, что, в конечном итоге, приведет к минимизации ущерба.
В дополнении к вышесказанному следует отметить, что в настоящее время проводятся испытания блокчейн-технологии для отслеживания грузов: Maersk и IBM в начале 2018 г. объявили о создании совместного предприятия для развертывания электронной системы доставки, основанной на блокчейне, которая будет оцифровывать цепи поставок и отслеживать международные перевозки в режиме реального времени. Порт Роттердама, нидерландский банк ABN AMRO и Samsung также проводят совместные исследования, начиная с середины 2018 года. Так, в рамках испытаний компании будут отслеживать контейнеры, отправленные одной из фабрик в Азии в Роттердам. В дальнейшем планируется сделать сеть открытой для прочих предприятий, заинтересованных в использовании блокчейна для оптимизации цепочки поставок. Таким образом, услуги по применению прослеживаемости товаров постепенно коммерциализируются, а их рыночное представление расширяется.
Еще одной международной тенденцией является использование систем обеспечения электронного сопровождения грузов (прослеживаемости) в рамках межгосударственных интеграционных объединений (например, таможенных и экономических союзов). Так, подобная система используется в рамках Восточноафриканского сообщества, где посредством электронного пломбирования (прикрепляется к грузовым транспортным средствам) информация в режиме реального времени поступает таможенным, налоговым и иным заинтересованным органам (наиболее характерными данными являются местоположение и скорость транспортного средства). В конечном итоге, электронное отслеживание грузов позволяет сократить физический объем документации при максимальном использовании технологий. Однако, формирование и развитие систем прослеживаемости в рамках интеграционных объединений государств сталкивается с рядом проблем. Например, Уганда, Руанда и Кения используют региональную систему электронного отслеживания грузов, а Танзания - национальную (вышеуказанные страны предлагают Танзании полностью отказаться от своего текущего отслеживания грузов (TANCIS) и присоединилась к надгосударственной системе прослеживания). Таким образом, сегодня зарубежная практика применения информационных систем обеспечения электронного сопровождения грузов связана с использованием комплексных глобальных систем сопровождения грузов, с проведением испытаний блокчейн-технологии для отслеживания грузов, а также с выстраиванием систем
отслеживания грузов в рамках интеграционных объединений (прежде всего, таможенных и экономических союзов) [7].
Прослеживаемость является ключевым элементом пищевого законодательства ЕС, достаточно давно обоснованным в ряде документов (Положение ЕС № 178/2002, ISO 22000) [8]. В указанном Постановлении отмечается, что прослеживаемость сырья, полуфабрикатов и продуктов должна обеспечиваться на всех стадиях производства, переработки и сбыта, а руководители пищевых производств должны иметь возможность идентифицировать поставщиков продукции. Базовой идеей механизмы прослеживаемости в ЕС является соблюдение принципа «шаг вперед - шаг назад», т. е. каждый участник цепочки поставок может предоставить информацию о поставщике (откуда получил продукцию) и дальнейшем направлении движения (кому проданы товары).
С 13.12.2014 г. в связи со вступлением в силу Регламента ЕС №1169/2011 начали действовать правила предоставления информации потребителям пищевой продукции, в соответствии с которыми были ужесточены требования по маркировке всей пищевой продукции. В конечном итоге, если товар не соответствует нормам ЕС или потребитель не может получить сведения о происхождении продукции, то он не может поставляться на рынок Европейского Союза.
В соответствии с директивой 2011/62/EU по защите лекарств от подделки была создана межнациональная система защиты (включая приведение национального законодательства на предмет удовлетворения требованиям директивы). В итоге все рецептурные (и некоторые безрецептурные) лекарственные средства должны быть в обязательном порядке индивидуально промаркированы. Подобные тенденции прослеживаются и в других экономически развитых и развивающихся странах (например, в США, Китае, Бразилии).
Одним из первых документов, в котором была отмечена необходимость формирования системы прослеживаемости, явилась государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», в которой в приложении №6 (План реализации ... на 2019 и плановый период 2020-2021 гг.) в рамках подпрограммы по развитию налоговой и таможенной системы указано подконтрольное мероприятие по внесению в Правительство РФ проекта нормативного правового акта по экспериментальному внедрению прослеживаемости (ответственный орган - Минфин России).2 В настоящее время в России и в ЕАЭС формируется система прослеживаемости товаров, предпосылки создания которой представлены на рисунке 4.
Основные подходы к формированию механизма прослеживаемости товаров в России определены Концепцией создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2018 №2963-р, в соответствии с которой основной целью внедрения системы маркировки и прослеживаемости товаров является обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций [9]. Вышеотмеченный нормативный правовой
2 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №320 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162186/.
Страница 6 из 14
Нормативное правовое регулирование функционирования системы прослеживаемости товаров
15ECVN120
документ был разработан на основании ряда других нормативно-правовых актов, ключевые из которых представлены на рисунке 5.
Рисунок 4. Основные предпосылки создания системы прослеживаемости в Российской Федерации (составлено авторами)
Документы, на основании которых разработана Концепция создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров
Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском
экономическом союзе от 2 февраля 2018 г., ратифицированное ФЗ "О ратификации
соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе"
ФЗ «О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"» и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 2592-р
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Федеральный закон от 29 июня 2018 г. №173-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Рисунок 5. Документы, на основании которых разработана Концепция создания и функционирования в России системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров (составлено авторами)
15ECVN120
В документе дается пояснение двум видам прослеживаемости: физическому и документальному, а также отмечены ключевые принципы создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров3. Одним из основных элементов является государственная информационная система (ГИС), посредством которой производится прослеживаемость перемещения товаров.
Следует отметить, что приведенный на рисунке перечень нормативно-правовых документов не является исчерпывающим (в него можно добавить и Стратегию экономической безопасности, Стратегию национальной безопасности и т. д.).
В целом, в Российской Федерации сформирована система нормативных правовых актов, относящихся к реализации прослеживаемости товаров, причем ее можно ранжировать по различным классификационным признакам (например, по субъектам управления (Минпромторг России, ФТС России и т. д.), уровням (законодательство в рамках ЕАЭС, национальные нормативно-правовые документы, ведомственные), отраслям экономики).
Отдельные элементы системы прослеживаемости товаров в России уже были внедрены в середине 2010-х гг. Так, для документарной прослеживаемости важным представляется обязательное предоставление в налоговую инспекцию книг покупок и продаж в электронном виде. Точнее, с 01.01.2015 г. были внесены изменения в налоговое законодательства, в соответствии с чем введено расширенное электронное декларирование налога на добавленную стоимость (в декларацию по НДС включены сведения из книг покупок, книг продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур). Таким образом, налоговые органы получили возможность отслеживать движение товарных партий посредством документальной прослеживаемости, однако в настоящее время сопоставляются, в основном, только денежные суммы счет-фактур. К тому же, продолжается уклонение от уплаты налогов путем использования фирм-однодневок (посредством последних может удлиняться цепочка поставок - создается искусственная цепочка поставщиков).
С 12.08.2016 г. на территориях стран - участниц Договора о ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, действует требование обязательной маркировки контрольными (идентификационными) знаками предметов одежды из натурального меха. Таким образом, запущен механизм физической прослеживаемости товаров, который в последующие годы имел тенденцию к расширению. Так, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №792 утвержден перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации (в документе указаны наименование группы товаров, код по ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2, а также сроки введения).4
В результате с 1 марта 2019 г. введена обязательная маркировка табачной продукции, 01.007.2019 - обувных товаров, 01.12.2019 г. - ряд товаров, среди которых духи и туалетная вода, шины и покрышки и т. д. Следует отметить, что на подлежащие маркировке товары до их введения в оборот должны быть нанесены средства идентификации, в противном случае, если товары были выпущены в оборот без маркировки, это повлечет наступление административной и уголовной ответственности. Участники оборота подлежащих маркировке товаров обязаны представлять оператору государственной информационной системы сведения о нанесенных на
3 Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 N 2963-р <Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров> [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 314921/.
4 Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (ред. от 08.11.2019) <Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации> [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297114/.
товары средствах идентификации, об обороте маркированных товаров и их выбытии из оборота.
Таким образом, в Российской Федерации формируется система как документальной, так и физической прослеживаемости, причем предполагается, что ГИС будет построена на основе использования средств идентификации для обеспечения первого вида прослеживаемости (при необходимости система будет интегрирована с инструментами документальной прослеживаемости для обеспечения непротиворечивости данных о движении товаров) [10].
В целом, российская законодательная база в области прослеживаемости имеет систему нормативных правовых актов, основные из которых представлены на рисунке 6. Следует отметить, что «Соглашение о механизме прослеживаемости товаров...»5 между странами-участницами ЕАЭС еще не вступило в силу (уже ратифицировано Российской Федерацией -Федеральный закон от 02.12.2019 №386-Ф36). Некоторые эксперты отмечают, что указанное соглашение вступил в силу во второй половине 2020 г. [11].
Общее законодательство России или ЕАЭС Ведомственные нормативные правовые акты J
"Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (Заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019) <Письмо> ФНС России от 04.07.2019 N ЕД-4-15/13072@ "О направлении положений эксперимента по прослеживаемости товаров" (вместе с "Рекомендациями по проведению эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской
Федеральный закон от 02.12.2019 №386-Ф3 «О ратификации Соглашения о механизме Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления")
прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» Приказ Минфина России (Министерство финансов РФ) от 19 июля 2019 г. №113н "О Порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками"
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 N 2963-р <Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации
системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров> План мероприятий («Дорожная карта») по созданию национальной системы прослеживаемости товаров, утвержденный приказом Минфина России от 19.06.2018 №1049 (в редакции приказа Минфина от 29.04.2019 №204)
Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 №807 «О проведении эксперимента по
прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления»
"Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы" (Заключено в г. Москве 21.01.2010 N 01-69/1, N ММ-27-2/1) (ред. от 05.09.2016)
Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (ред. от 08.11.2019) <Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации>
<Письмо> ФТС России N 01-11/03828, ФНС России N ММВ-20-17/11@ от 25.01.2019 "О порядке обмена информацией"
Рисунок 6. Основные нормативные правовые документы в сфере прослеживаемости (составлено авторами)
5 "Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (Заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 325804/.
6 Федеральный закон от 02.12.2019 №386-Ф3 «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339055/.
В Постановлении Правительства РФ №807 отмечены период проведения эксперимента, положение об эксперименты, а также определены уполномоченные органы (Минфин России, ФТС России, ФНС России)7. Помимо отмеченных на рисунке 6 документов, имеется еще целый ряд, таких, как Решения Совета ЕЭК8, технические регламенты Таможенного союза (или ЕАЭС)9, ГОСТы10, различного рода рекомендации11,12, и другие13.
Эксперимент, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №807 проводился с 01.07.2019 по 31.12.2019 гг., но его результаты в полном объеме и окончательной интерпретации на данный момент неизвестны. При этом, реализация подобного проекта требует развития системы взаимодействия между органами исполнительной власти, а также с представителями законодательной.
Основные направления развития взаимодействия ФТС России и ФНС России в рамках реализации системы прослеживаемости
В рамках проведения эксперимента в соответствии с Постановлением Правительства РФ №80714 определены уполномоченные органы, ответственные за его осуществление, функции и обязанности которых представлены на рисунке 7. При этом, следует отметить, что обмен информацией осуществляется между ФТС России и ФНС России уже достаточно длительный период времени, т. е. имеется соответствующие опыт и наработки. Однако, характер данных и
7 Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 №807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 328175/.
8 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169825/.
9 Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 022/2011. Пищевая продукция в части ее маркировки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 124614/6ab20e093bf33afdae0c68aa39dfe35a7958b065/.
10 "ГОСТ Р ИСО 22005-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Прослеживаемость в цепочке производства кормов и пищевых продуктов. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению системы" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 13.11.2009 N 502-ст) (из информационного банка "Отраслевые технические нормы") [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QTN&n=1923#0713597128759935.
11 Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской лаборатории" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=651093&dst=100336#028516570680817876.
12 "Р 50-601-36-93. Рекомендации. Система качества. Идентификация и прослеживаемость продукции на предприятии (в соответствии с положениями стандартов ИСО серии 9000)" (утв. Приказом ВНИИС от 24.05.1993 N 63) (из информационного банка "Отраслевые технические нормы") [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QTN&n=18722#06098901682478375.
13 "CAC/GL 60-2006. Кодекс Алиментариус. Принципы прослеживаемости/отслеживания продукции как механизма, применяемого в системе контроля и сертификации пищевых продуктов" (Принят в 2006 году) из информационного банка "Международное право" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=55163#06570089695555703.
14 Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 №807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328175/.
оперативность передачи требуют определенных направлений развития и совершенствования. Данные органы уполномочены проводить проверочные мероприятия, результаты которых могут явиться важными для взаимодействующей структуры в рамках осуществления прослеживаемости. В функции таможенных органов России входит проверка маркировки товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также участвуют в обеспечении прослеживаемости товаров посредством выполнения иных задач15.
1 Орган исполнительной власти 1 Функции или обязанности в рамках эксперимента в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.06.2019 N 807 i
Министерство финансов РФ функции координатора деятельности Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы по обеспечению проведения эксперимента
Федеральная налоговая служба России (ФНС России) функции оператора информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента, в том числе для сбора, учета, хранения и обработки сведений о товарах, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, подлежащих прослеживаемости в рамках эксперимента
Федеральная таможенная служба России (ФТС России) обязанность по представлению в Федеральную налоговую службу для размещения в информационной системе, используемой в целях проведения эксперимента, сведений о товарах, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, подлежащих прослеживаемости в рамках эксперимента, при их таможенном декларировании.
Рисунок 7. Функции и обязанности уполномоченных органов федеральной исполнительной власти при проведении эксперимента по прослеживаемости (составлено авторами)
Таким образом, законодательно закреплены обязанности и роли в рамках формируемой системы прослеживаемости, т. к. в других нормативных правовых актах указаны задачи налоговых органов. В статье 222 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 №289-ФЗ отмечено, что основой взаимодействия ФТС России и ФНС России является информационный обмен.
Одним из направлений совершенствования взаимодействия являются проверочные мероприятия, конкретная информация о которых представлена на рисунке 8. Так, особую важность приобретают контрольно-надзорные действия по определению правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (в т. ч. в рамках его возмещения) при импорте товаров, а также использование различного рода льгот при экспортно-импортных операциях. Отдельным направлением должно явиться противодействие использованию фирм-однодневок при внешнеэкономических операциях и хозяйственной деятельности внутри
15 Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.
страны. В данном случае необходимо расширение взаимодействия не только ФТС России и ФНС России, но и с правоохранительными органами и специальными службами.
Основные направления взаимодействия ФТС России и ФНС России
Взаимодействие в рамках проверочных мероприятий в отношении организаций-импортеров, которые обратились ФНС России за возмещением НДС и в распоряжении которых имеются товары иностранного производства, но отсутствуют документы и сведения о их таможенном декларировании (либо недостоверные сведения) Л-
Взаимодействие в рамках проверочных мероприятий по вопросу контроля достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров <- *- <- <-
Взаимодействие в рамках проверочных мероприятий в отношении организаций, имеющих основания или обратившихся в ФНС России за возмещением НДС, осуществляющих экспорт или импорт товаров с возможным представлением недействительных документов или заявлением недостоверных сведений о наименовании товаров, страны их происхождения, коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
Взаимодействие в рамках проверочных мероприятий по вопросу контроля соблюдения порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами, в т. ч. с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов
Взаимодействие в рамках мероприятий, направленных на выявление «фирм-однодневок» и пресечение деятельности лиц по незаконному образованию юридических лиц
Рисунок 8. Основные направления взаимодействия ФТС России и ФНС России (составлено авторами)
Так, уже в настоящее время налоговые органы России осуществляют противодействие фирмам-однодневкам от стадии создания до функционирования, а также реализуются превентивные мероприятия. В этом случае расширение взаимодействия позволит значительно повысить эффективность борьбы с организациями, посредством которых осуществляется уклонение от уплаты налогов и незаконные операции.
Вывод
Система прослеживаемости товаров является общемировой тенденцией, позволяющей участникам хозяйственной деятельности повысить контроль за перемещением грузов и оптимизировать логистические цепочки, конечным потребителям - получать объективную информацию о товарах, государству - обеспечить полноту поступлений в бюджет налогов и сборов. В России в настоящее время формируется система прослеживаемости товаров, частью которой является обязательная маркировка. Однако, для повышения ее эффективности необходимо расширение взаимодействие основных органов, осуществляющих администрирование государственных доходов - налоговых и таможенных служб.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лаптев Р.А., Коварда В.В. Анализ внешнеэкономических интересов России на мировом рынке // Научное обозрение: теория и практика. 2018. № 6. С. 8-17.
2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса: монография. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 48 с., ил. - (Избранные лекции Университета; Вып. 118). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://glazev.m/images/books/Стратегия0/o20опережающего0/o20развития0/o20Росс ии%20в%20условиях%20глобального%20кризиса^£
3. Воротынцева Т.М., Тульцева А.С. Прослеживаемость товаров как механизм регулирования международной торговли // Маркетинг и логистика. - 2018. - №5 (19). - с. 22-31.
4. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России // Вестник Евразийской науки, 2019 №4, https://esj.today/PDF/52ECVN419.pdf (доступ свободный).
5. Лаптев Р.А. Анализ перспектив развития Евразийской экономической интеграции // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10. № 4. С. 36.
6. Лавринович А.А., Краснова А.И. Использование системы прослеживаемости товаров на основе технологии блокчейн в интересах повышения эффективности системы управления рисками таможенных органов Российской Федерации // Бюллетень инновационных технологий. 2017 Том 1 № 4. С. 52-55.
7. Павлова Я.В., Сакович С.И. Отечественный и зарубежный опыт применения информационных систем обеспечения электронного сопровождения грузов // Бюллетень инновационных технологий. - 2018 Том 3 № 1(9) С. 53-56.
8. Третьяк Л.Н., Лапочкина Т.А. Система прослеживаемости как инструмент повышения безопасности кисломолочной продукции // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 3-4; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18371 (дата обращения: 31.12.2019).
9. Антоненко Е.К. Внедрение механизмов прослеживаемости и сквозного контроля товаров [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/66366/.
10. Сытова М.В., Абрамова Л.С., Вафина Л.Х., Мюге Н.С., Бурлаченко И.В., Сафронов А.С. Методические основы системы прослеживаемости продукции из осетровых рыб, выращенных в аквакультуре (на базе экспериментального рыбоводного комплекса ФГБНУ «ВНИРО»). - М.: Изд-во ВНИРО, 2016. - 88 с.
11. Некрасов Д.В. Соглашение о механизме прослеживаемости товаров вступит в силу к концу 2020 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://www.alta.ru/ expert_opi ni on/71162/.
Laptev Roman Alekseevich
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Kovarda Vladimir Vasilievich
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Rogov Roman Aleksandrovich
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
The main directions of the development of the traceability system of goods as a factor in ensuring Russia's security in the context of the expansion of the globalization process
Abstract. The article analyzes the essence and significance of the traceability system, considers the world experience in the formation of such systems, examines the regulatory legal regulation of the functioning of the traceability system of goods, makes suggestions for its improvement.
In the first part of the article, the authors consider the essence of the traceability system, its importance for ensuring national and economic security in the context of the globalization of the world economy, as well as the main types of traceability.
The second part of the work analyzes the world experience in the formation and development of traceability systems by both private organizations and countries or state associations.
In the third part of the work, the regulatory framework in the field of the creation and functioning of the goods traceability system in the Russian Federation is studied. The primary prerequisites for its creation are considered, the basic documents that are the basis for the development of the Concept for the creation and functioning in Russia of a system for marking goods by means of identification and traceability of the movement of goods are noted. The main regulatory legal documents in the field of traceability are separately indicated, and it is also noted that in addition to the above, there is a whole series, such as Decisions of the EEK Council, technical regulations of the Customs Union (or EAEU), GOSTs, various recommendations, and others.
The final part of the article presents proposals for improving the development of the traceability system for goods by expanding the interaction between the Federal Tax Service of Russia and the Federal Customs Service of Russia, in particular in the framework of verification activities. A separate area should be countering the use of one-day firms in foreign economic operations and economic activities within the country.
In conclusion, the authors draw the appropriate conclusions.
Keywords: security; traceability of goods; labeling; FCS of Russia; Federal Tax Service of Russia; blockchain; supply chain; electronic interaction; information exchange