Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / ИННОВАЦИИ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / "ЕДИНОЕ ОКНО" / INFORMATION AND LOGISTICS PLATFORM / INNOVATIONS / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / INFORMATION INTERACTION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / "SINGLE WINDOW"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрекалов Сергей Васильевич

В статье представлена концепция цифровой информационно-логистической платформы, обеспечивающей информационное взаимодействие промышленных предприятий, государственных органов, включая таможенные, и других участников внешнеэкономической деятельности. Показан инструмент практической реализации платформы в виде авторской методики оценки внешнеторговой деятельности промышленных предприятий. Особое внимание уделено анализу использования государственно-частного партнерства как эффективного инструмента реализации инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стрекалов Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF MANAGEMENT OF CUSTOMS-LOGISTICS PROCESSES IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The concept of digital information and logistics platform providing information interaction of industrial enterprises, state bodies (including customs) and other participants of foreign economic activity is represented in the article. The instrument of practical realisation of the platform in the form of the author's methodology of evaluating foreign economic activity of industrial enterprises is shown. Special attention is paid to the analysis of the application of public-private partnership as an effective tool for the implementation of innovation projects.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

С. В. Стрекалов

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье представлена концепция цифровой информационно-логистической платформы, обеспечивающей информационное взаимодействие промышленных предприятий, государственных органов, включая таможенные, и других участников внешнеэкономической деятельности. Показан инструмент практической реализации платформы в виде авторской методики оценки внешнеторговой деятельности промышленных предприятий. Особое внимание уделено анализу использования государственно-частного партнерства как эффективного инструмента реализации инновационных проектов.

Ключевые слова: информационно-логистическая платформа; инновации; внешнеторговая деятельность; информационное взаимодействие; государственно-частное партнерство; «единое окно».

S. V. Strekalov

MECHANISM OF MANAGEMENT OF CUSTOMS-LOGISTICS PROCESSES IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The concept of digital information and logistics platform providing information interaction of industrial enterprises, state bodies (including customs) and other participants of foreign economic activity is represented in the article. The instrument of practical realisation of the platform in the form of the author's methodology of evaluating foreign economic activity of industrial enterprises is shown. Special attention is paid to the analysis of the application of public-private partnership as an effective tool for the implementation of innovation projects.

Keywords: information and logistics platform; innovations; foreign economic activity; information interaction; public-private partnership; "single window".

В соответствии со стратегическим курсом государственной политики по обеспечению роста экономики России за счет развития несырьевого комплекса промышленного кластера и реализации его экспортного потенциала особую значимость приобретает процесс разработки механизмов поддержки и стимулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) промышленных предприятий.

Ключевая роль в рамках реализации данных планов отводится малым и средним промышленным предприятиям. Однако административные барьеры и сложившаяся конъюнктура рынка затрудняют возможность экспорта продукции. Сложности также возникают из-за отсутствия у предприятий опыта, связанного с организацией и ведением ВЭД.

В условиях ограниченных финансовых возможностей первоочередной целью для малых и средних промышленных предприятий - участников ВЭД или потенциальных экспортеров является минимизация издержек на всех этапах осуществления внешнеторговой деятельности. Поэтому важнейшей задачей государства становится организация комплексной поддержки таких предприятий.

В трудах отечественных и зарубежных ученых рассмотрены различные аспекты проблем информационного взаимодействия участников ВЭД (В. Ю. Скиба, Г. В. Зубаков, А. В. Бондаренко, М. Апостолов, Дж. Понтен и другие авторы [1-6]).

Анализ проблем, рассмотренных в работах, касающихся отечественной и зарубежной практики управления внешнеторговой деятельностью промышленных предприятий, показал, что требуется дальнейшее исследование применительно к специфике малых и средних предприятий, в том числе в части разработки механизма управления их экспортно-импортными операциями.

Рассмотрение организационных и финансовых аспектов мировой практики реализации концепции «единого окна» [7] позволило сделать ряд выводов.

1. Внедрение в практику ВЭД концепции «единого окна» существенно упрощает перемещение товаров и транспортных средств через таможенные границы без снижения уровня таможенного контроля за счет консолидации организационных и финансовых ресурсов.

2. Существует различная практика организации работ по реализации концепции «единого окна» и участию бизнес-сообщества:

- реализация обеспечивается исключительно государственными органами с привлечением участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, только в качестве заинтересованных лиц на этапах проведения экспериментов или применения;

- деятельность осуществляется в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) с учетом интересов государственных органов, участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

- имеется практика создания локальных «единых окон» только бизнес-сообществом.

3. Внедрение в практику ВЭД концепции «единого окна» происходит в течение длительного периода времени и предусматривает несколько этапов реализации таможенных и иных процедур.

В современных условиях дефицита бюджетных средств в России привлечение частных инвестиций в инновационные проекты является приоритетной задачей. На этом фоне ГЧП приобретает исключительную значимость для полноценной реализации инновационной политики в стране.

Всемирный банк определяет ГЧП как соглашение между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемое с целью привлечения дополнительных инвестиций, и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования [8].

Использование механизмов ГЧП имеет ряд преимуществ для обеих сторон соглашения. Для государства это, в первую очередь, возможность привлечь дополнительные инвестиции частного сектора, позволяющие реализовывать крупные проекты даже в условиях дефицита бюджетных средств. Еще одним преимуществом для государственной стороны соглашения является возможность использовать передовые технологии, которыми обладают представители бизнеса. Также появляется возможность распределения проектных рисков, при этом возможно снижение части рисков, связанных с завышением стоимости проектов.

Для представителей бизнеса, участвующих в соглашениях на базе ГЧП, основной преференцией является возможность осуществления инвестиций с фиксированной доходностью под гарантии / обязательства государства в долгосрочные проекты.

Практика использования механизма ГЧП широко распространена во всем мире и успешно применяется при реализации проектов в различных сферах экономики.

Особого внимания требуют проекты в инновационной сфере, так как они имеют значительные отличия от ГЧП традиционных отраслей.

Существует также понятие «инновационное государственно-частное партнерство» (ИГЧП) [9], которое имеет место преимущественно в высокотехнологичных отраслях экономики США. Специфической особенностью проектов с ИГЧП является наличие научно-исследовательской части проекта и, как следствие, более высокие риски и повышенные требования к объемам инвестирования.

Целью создания организационно-экономического механизма управления та-моженно-логистическими процессами является сокращение издержек промышленных предприятий, субъектов ВЭД и государственных органов за счет упрощения и совершенствования процедур контроля над их экспортно-импортными операциями, а также повышение эффективности межведомственного взаимодействия государственных органов.

В данной статье представлены концептуальные положения разработки цифровой информационно-логистической платформы (ЦИЛП), позволяющей достичь вышеупомянутой цели при реализации концепции «единого окна» и ГЧП. ЦИЛП в первую очередь будет выполнять функции информационного оператора. Участники ВЭД смогут осуществлять подачу данных в электронном виде, заверенных электронной подписью, в государственные органы. Достаточно направить информацию в систему один раз, и ЦИЛП автоматически будет подгружать нужные данные в профильные надзорные органы. Тем самым будет реализован принцип однократности предоставления информации, который позволит значительно ускорить процедуры прохождения различных видов государственного контроля за счет минимизации количества предоставляемых документов в бумажной форме и соответствующей экономии времени на подготовку этих документов. Также важно отметить минимизацию затрат на посредников в сфере ВЭД в связи с упрощением процедур.

ЦИЛП - комплексная информационная система, позволяющая промышленным предприятиям получать ряд услуг. Реализация системы планируется посредством «облачных» технологий. Для ее использования предприятию потребуется доступ в Интернет и прохождение регистрации в системе как пользователя. Вход в систему будет возможен в разных функциональных блоках, каждый из которых обладает своим интерфейсом и доступом к определенному набору данных и услуг.

Главная функциональная задача ЦИЛП - обеспечение эффективного безбумажного взаимодействия между промышленными предприятиями - участниками ВЭД и их контрагентами, которые задействованы в процессах внешнеторговой деятельности, а также обеспечение безопасного межведомственного взаимодействия государственных органов на национальном и наднациональном уровне. Организационно-функциональная модель ЦИЛП представлена на рис. 1.

Базовые процессы, происходящие при реализации внешнеторговой деятельности промышленных предприятий, условно можно разделить на подготовительные и таможенно-логистические. К подготовительным относятся процессы продажи и закупки готовой продукции или материалов, оформление соответствующих внешнеторговых контрактов, осуществление банковских транзакций. К тамо-женно-логистическим процессам относится получение разрешительных документов (сертификатов соответствия и др.), прохождение таможенных формальностей, транспортная обработка грузов на всем пути следования.

со

2

0

1 ^

Т5 О

0

1

¡Sk

s.

2

I

5k

tu

I

Ё

S ?

i

■u.

B2B сегмент - гарантированное безопасное взаимодействие

Логистические операторы Сертификационные органы Таможенные брокеры Банки

Страховые компании Маркетинговые компании

B2G сегмент - эффективное безбумажное взаимодействие

Федеральная таможенная служба Министерство транспорта РФ Министерство промышленности и торговли РФ Роспотребнадзор

Прочие федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ)

G2G сегмент - межведомственное взаимодействие на национальном _____и наднациональном уровне^

Национальные государственные органы ФОИВ

Государственные органы других стран

Маркетинговые исследования

Оформление внешнеторговых контрактов, банковские операции

Оформление разрешительных документов: сертификаты соответствия и др.

Подача таможенных деклараций и других документов

Организация экспедирования груза

БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Продажа готовой продукции

Закупка сырья, комплектующих, оборудования

Оформление документов

Оформление документов

Таможенная очистка

^Транспортировка грузов до границы РФ

Транспортировка грузов >до зарубежного таможенного) пункта пропуска

Размещение грузов на СВХ и таможенная

Таможенная очистка в стране импорта 'и доставка до покупателя

Транспортировка грузов до предприятия

И

з

а

ы

Рис. 1. Организационно-функциональная модель ЦИЛП

На участке таможенно-логистических процессов наблюдаются самые крупные временные издержки, которые напрямую связаны с финансовыми потерями промышленных предприятий. Поэтому основной акцент в ЦИЛП делается именно на поддержку данных процессов.

ЦИЛП охватывает все сегменты взаимодействия.

1. В2В - взаимодействие промышленных предприятий и логистических операторов, страховых компаний и других участников логистической цепи. Дополнительными функциональными возможностями послужат платные сервисные услуги, предоставляемые пользователям ЦИЛП: отслеживание грузов в реальном времени, база данных перевозчиков и экспедиторских компаний (которая предоставляет возможность получить доступ к информации о количестве утерянных грузов, статистике задержек и поломок рейсов и т. д.), брокерские и консультационные услуги. Отдельно следует выделить сервис «доверенной третьей стороны», обеспечивающий обмен электронными документами, имеющими юридическую силу. В системе ЦИЛП будут авторизованы компании - провайдеры услуг, связанных с внешнеторговой деятельностью, авторизация которых свидетельствует о высоком уровне благонадежности компании.

2. B2G - подача промышленными предприятиями в государственные органы таможенных деклараций, предварительной информации, статистических форм учета и необходимых сведений в электронном виде. ЦИЛП будет осуществлять сбор актуальной статистической информации. Функциональные возможности платформы позволят проводить различные практические эксперименты, направленные на повышение скорости работы государственных органов. Одним из таких экспериментов может стать внедрение системы упрощений при прохождении процедуры таможенного контроля для добросовестных участников ВЭД [10]. Суть эксперимента заключается в том, что при выполнении компанией-импортером определенного набора критериев на протяжении обозначенного периода времени на территории действия эксперимента данный импортер попадает в список благонадежных и процесс таможенного оформления ограничивается регламентным периодом, не превышающим, например, восьми часов.

3. G2G - межведомственное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти (Федеральная таможенная служба (ФТС России), Россельхознад-зор, Росаккредитация, Роспотребнадзор, Федеральная налоговая служба (ФНС России) и др.), формирование запросов в информационные системы взаимодействующих органов. Все информационные системы федеральных и иных органов, используемые для предоставления государственных услуг, должны быть зарегистрированы и подключены к ЦИЛП.

Важными функциональными возможностями ЦИЛП также являются: предоставление возможности совершать оплату услуг государственных органов и уполномоченных организаций; предоставление актуальной общедоступной информации, включающей нормативные документы, касающиеся ВЭД; мониторинг в режиме реального времени статуса запросов и документов, направленных в государственные органы; организация консультаций и интерактивных обучающих курсов для участников ВЭД. Отдельно необходимо выделить блок аналитической информации, который можно использовать для оценки затрат на таможенно-логи-стические процессы, так как в нем будут отображены среднеотраслевые показатели стоимости ключевых услуг при организации экспортно-импортных операций.

Организационная структура механизма базируется на принципах ГЧП, которые обеспечивают тесное взаимодействие заинтересованных государственных структур и представителей бизнес-сообщества. Для запуска проекта ЦИЛП потребуется определить уполномоченный орган, который будет отвечать за выполнение проекта и общую координацию при интеграции информационных систем задействованных государственных органов. На подготовительном этапе проекта проводится оценка необходимых инвестиций, постоянных затрат, планируемых выгод для государственных структур и участников ВЭД. Для привлечения инвестиционных активов со стороны частного сектора потребуется также разработка детального бизнес-плана с прогнозными сценариями доходности инвестиций в проект.

При реализации проекта ЦИЛП можно выделить два типа потенциальных пользователей платформы: предприятия, которые уже ведут внешнеторговую деятельность, и предприятия, которые собираются начать экспортировать свою продукцию на внешние рынки или импортировать сырье и материалы для собственных нужд.

Для начала работы с платформой необходимо провести оценку внешнеторговой деятельности конкретного предприятия, а по результатам оценки определить требуемый объем поддержки таможенно-логистических процессов импортно-экспортных операций предприятия. В случае низких значений индикативных показателей заключается контракт с ЦИЛП на полный доступ ко всем сегментам платформы. При высоких показателях по результатам оценки заключается соглашение с доступом только к сегменту B2G, позволяющему оптимизировать взаимодействие предприятия и государственных органов. После заключения соглашения предприятием вносятся соответствующие изменения в регламент сопровождения внешнеторговых сделок.

Методика оценки внешнеторговой деятельности промышленных предприятий определяет набор ключевых групп показателей, комплексное рассмотрение которых дает наиболее полное представление об уровне организации внешнеторговой деятельности промышленного предприятия. Отличительными особенностями данной методики являются система картирования показателей и фокусировка на анализе таможенно-логистических процессов при реализации внешнеторговой деятельности предприятия.

Результат оценки представляется в виде графика, на котором отображены значения показателей конкретного предприятия и целевые значения в виде среднеотраслевых показателей. Образец графического представления результатов оценки приведен на рис. 2.

Первая группа показателей - показатели, направленные на аудит затрат на организацию таможенно-логистических процессов.

1.1. Стоимость оформления одной экспортной таможенной декларации (СЭ) [11]:

С = -ДТ_

Э ДТср ,

где ДТ - стоимость оформления одной экспортной таможенной декларации (при использовании услуг брокерской компании, в случае наличия штатных сотрудников-декларантов стоимость определяется как среднее время в часах на оформление одной декларации, умноженное на зарплату сотрудника за час);

ДТСР - среднерыночная стоимость оформления одной таможенной декларации.

При осуществлении предприятием импортных операций по закупке комплектующих и материалов таким же образом рассчитывается показатель стоимости оформления импортной декларации Сди.

1.2. Стоимость экспедирования одного контейнера (СКТКЭ):

с ктк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кткэ КТКСР '

где КТК - затраты на экспедирование одного контейнера до обозначенного таможенного поста в стране экспорта продукции предприятия;

КТКСР - среднерыночная стоимость экспедирования контейнера до обозначенного таможенного поста в стране экспорта продукции предприятия.

При осуществлении импортных операций таким же методом рассчитывается показатель стоимости экспедирования контейнера по импорту (СКТКИ).

В случае если предприятие не использует контейнерные перевозки, аналогичным способом анализируются затраты на экспедирование других типов перевозок. Дополнительно могут быть проанализированы затраты на оплату труда сотрудников отдела ВЭД и затраты на получение сертификации продукции, при импорте / экспорте данные можно получить путем запросов стоимостей у нескольких конкурентных организаций, а при реализации проекта ЦИЛП возможно будет использовать ее блок аналитики.

Вторая группа показателей - показатели маркетинговой активности. 2.1. Оценивается доля целевого сегмента внешнего рынка (Мдр):

МДР = -^^х100%, ДР V

где УПП - объем продаж продукции предприятия на внешнем рынке; УОБщ - общий объем целевого рынка.

- 37

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2018

2.2. Коэффициент конкурентоспособности продукции (ККН) определяется методом экспертных оценок: выбирается продукт в качестве эталонного образца и сравнивается с характеристиками аналогичной продукции на целевом рынке и продукцией отечественного производителя. Каждой характеристике присваивается соответствующий весовой коэффициент, и методом аддитивной свертки вычисляется значение коэффициента.

2.3. Рассчитывается коэффициент маркетинговой активности (МА):

МА х100%,

А *об ,

где Л^П - количество профильных мероприятий (выставок), посещенных предприятием на целевом рынке;

- общее количество профильных мероприятий на целевом рынке.

Дополнительно могут быть проанализированы годовые затраты на маркетинг по продвижению продукта на целевом внешнем рынке, а также исследована динамика экспортных поставок продукции за период в три года в соотношении с затратами на маркетинг.

Третья группа показателей - показатели финансовой эффективности предприятия.

3.1. Проводится расчет рентабельности продаж по экспорту (РПЭ):

Р = ЧПэ

Рпэ = ,

где ЧПЭ - чистый доход от реализации товара за границу;

VЭ - количество реализуемой продукции.

3.2. Вычисляется коэффициент оборачиваемости активов (КОБЭ):

К = Вэ

Кобэ СОК,

где ВЭ - выручка от экспорта (импорта);

СОК - собственный оборотный капитал.

3.3. Показатель экономического эффекта импорта рассчитывается с учетом специфики продукции предприятия. Для продукции, выступающей в качестве сырья или материалов, эффективность импорта (КЭИМ) оценивается в сравнении с затратами по закупке аналогичной продукции на внутреннем рынке. Для импортных товаров, направленных на дальнейшую перепродажу, критерием эффективности служит наличие прибыли от продажи (ППИ).

Таким образом, разработанный организационно-экономический механизм в виде ЦИЛП позволит малым и средним предприятиям в зависимости от их потребностей получить квалифицированную поддержку по гарантированно рыночным ценам на услуги и обеспечить эффективное ведение таможенно-логистиче-ских процессов.

При этом ЦИЛП позволяет комплексно организовать сопровождение внешнеторговой деятельности предприятия. Набор авторизованных компаний способен,

при необходимости, полностью заменить штатных сотрудников предприятия. Это особенно актуально при так называемых «проектных поставках» - единичных поставках технически сложной продукции с высокой стоимостью и нестандартными габаритами (буровые установки, турбины и др.). Платформа также позволит сократить издержки предприятий, государственных органов и участников ВЭД за счет компактификации информационного взаимодействия при осуществлении экспортно-импортных операций. Предложенная методика оценки внешнеторговой деятельности промышленных предприятий в виде комплекса показателей позволяет выявить проблемные участки во внешнеторговой деятельности предприятия и определить необходимый объем поддержки таможенно-логистических процессов предприятия.

Использованные источники

1. Скиба В. Ю, Скрабовский В. Э. Предварительное информирование в Евразийском экономическом союзе: состояние и перспективы развития // От евразийской интеграции к дальневосточному вектору политико-экономических интересов России: сборник научных трудов / под общ. ред. проф. В. И. Дьякова; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2015. С. 13-17.

2. Бондаренко А. В. Вопросы информационного взаимодействия участников ВЭД и уполномоченных государственных органов // Инициативы XXI века. 2011. № 3. С. 42-45.

3. Скиба В. Ю, Галанаматис А. Н. Изменение парадигмы информационного взаимодействия между таможенными и иными контролирующими органами при внедрении принципов и механизмов «единого окна» // От евразийской интеграции к дальневосточному вектору политико-экономических интересов России: сборник научных трудов / под общ. ред. проф. В. И. Дьякова; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2015. С. 18-28.

4. Растворцева С. Н., Фаузер В. В., Задорожный В. Н., Залевский В. А. Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий в условиях глобализации / под общ. ред. С. Н. Рас-творцевой, В. В. Фаузера. СПб.: Издательский центр экономического факультета СПбГУ, 2011.

5. A Survey of Single Window Implementation // World Customs Organization Research Paper № 17. World Customs Organization, August 2011.

6. Ponten J. Single Window - Best Practice and the Way Forward [Electronic Resource]. URL: http://www.uncitral.org/pdf/english/colloquia/EC/Ponten_SW_Best_Practice_and_the_ Way_Forward.pdf (дата обращения: 15.06.2016).

7. Скиба В. Ю., Стрекалов С. В. Реализация концепции «единого окна» в Европейском союзе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона: организационный и финансовый аспекты // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2016. № 3 (76). С. 32-44.

8. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 7.

9. Фролов А. В. Государственно-частное партнерство в инновационной экономике США: авто-реф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2016.

10. Зубаков Г. В., Стрекалов С. В. Актуальные вопросы информационного взаимодействия участников логистических цепей при реализации трансграничных грузовых авиаперевозок // Академический Вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 3 (24). С. 21-24.

11. Исследование Doing Business 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://russian. doingbusiness.org/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.