ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ
ТОРГОВОЙ ПЛАТФОРМЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE PRACTICE OF USING A DIGITAL TRADING PLATFORM AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES
УДК 339.9
DOI: 10.25631/PEJ.2020.1.48.55
ВОРОНА Анастасия Александровна
старший преподаватель кафедры управления Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, anastasiya_o@mail.ru
VORONA, Anastasia Alexandrovna
Senior Lecturer of the Management Department of the Saint Petersburg Branch of Russian Customs Academy named after V. B. Bobkov, anastasiya_o@mail.ru
КУЗМИНЫХ Юлия Валерьевна
профессор кафедры управления Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор экономических наук, доцент, july_lta@rambler.ru
KUZMINYKH, Yuliya Valerevna
Professor at the Management Department of the Saint Petersburg Branch of Russian Customs Academy named after V. B. Bobkov, Doctor of Economics, Associate Professor, july_lta@rambler.ru
Аннотация.
В современных условиях развития внешней торговли и увеличения то-варопотоков возникает необходимость внедрения в деятельность государственных органов и участников внешнеэкономической деятельности перспективных технологий, основанных на новейших разработках и обеспечивающих защиту информации. В статье авторами рассматривается создание цифровой торговой платформы на базе блокчейн-платформы. За основу исследования взята совместная разработка компании «Maersk» и американской IT-корпорации IBM, получившая название TradeLens, которая позволит оцифровывать цепочки поставок и отслеживать международные грузы в режиме реального времени. Также при этом определены проблемные вопросы создания цифровой торговой платформы на базе блокчейн-технологии и определены перспективы ее использования в деятельности Большого порта Санкт-Петербург.
© Ворона А. А., Кузминых Ю. В., 2020.
Ключевые слова: цифровая торговая платформа, блокчейн, таможенные органы, внешнеторговая деятельность, перспективные информационные технологии.
Abstract.
In modern conditions of foreign trade development and increase in commodity flows, there is a need to introduce promising technologies based on the latest developments and providing information protection into the activities of state bodies and participants in foreign economic activity. In the article the authors consider the digital trading platform creation based on a blockchain platform. The research is based on a joint development by Maersk and the American IT Corporation IBM called TradeLens which will allow digitizing supply chains and tracking international shipments in real time. It also identifies problematic issues of creating a digital trading platform based on blockchain technology and determines the prospects for its use in the activities of the Large Port of St. Petersburg.
Key words: digital trading platform, blockchain, customs authorities, foreign trade activities, advanced information technologies.
В современных условиях развития экономики возникает потенциальная необходимость для цифровизации всех процессов. Внедрение цифровых технологий в практическую деятельность государственных и бизнес-структур является объективной необходимостью, что в свою очередь позволит не только усовершенствовать существующие механизмы, но и упростить работу человеческих ресурсов. Стремительное развитие цифровых технологий приводит к необходимости быстрой адаптации бизнеса и технологических процессов. Создание блокчейн-платформ для бизнеса на сегодняшний день становится одним из основных факторов, обеспечивающих надежность и эффективность деятельности компании.
В условиях создания цифровых экономик, перехода мирового сообщества к новому экономическому укладу, вызванному масштабным внедрением цифровых технологий в различные процессы всех сфер экономики, становится популярна концепция непрерывного безбумажного торгового процесса на базе цифровых платформ [1].
Понятие цифровой экономики предусматривает обеспечение «сквозных» экономических процессов, поэтому в современных условиях внешняя торговля также должна трансформироваться в непрерывный процесс. Это возможно при условии создания цифровых торговых платформ, обеспечивающих осуществление всех этапов внешнеторгового процесса. Следовательно, актуальным вопросом становится применение цифровой торговой платформы как основы развития внешнеэкономической деятельности государства.
Целью исследования является систематизация опыта логистических компаний для определения направлений и перспектив внедрения цифровой торговой платформы в деятельность Большого порта Санкт-Петербург.
Развитие торговых отношений неразрывно связано с современными технологиями, а логистическая отрасль в большей степени нуждается в цифровизации всех процессов, поскольку это позволяет не только ускорить процессы перемещения грузов, но и позволяет отслеживать товарные партии в любой момент
времени. При этом в условиях развития мировой торговли логистическим компаниям требуются новейшие решения в области цифро-визации цепи поставок. Организации по всей транспортной экономической системе (экосистеме) начинают понимать преимущества инициатив блокчейна, которые сформированы для решения общей бизнес-проблемы или для облегчения улучшенных процессов среди сотрудничающих предприятий. В качестве примера рассмотрим опыт «Maersk» и IBM, которые создают первую в мире платформу электронной доставки на основе блокчейна.
Компании «Maersk» и IBM разработали комплексное решение для доставки, которое даст всем сторонам, участвующим в мировой торговле, единое представление о том, где находится груз, и позволит властям дать электронное разрешение на его перемещение. При этом компании «Maersk» и IBM объявили о создании совместного предприятия по развертыванию электронной системы доставки на основе блок-чейна, которая будет оцифровывать цепочки поставок и отслеживать международные грузы в режиме реального времени.
Технология блокчейн обеспечит единый просмотр через виртуальную панель всех товаров и информации о доставке для всех заинтересованных сторон, от производителей и грузоотправителей до портовых властей и государственных учреждений. Блокчейн -децентрализованная, дополняемая база данных, состоящая из блоков, последовательно соединяющихся в цепь. Каждый блок содержит информацию о предыдущем блоке. Информация блоков копируется и хранится на разных компьютерах без привязки к одному конкретному серверу, что делает невозможной подмену записей.
Блокчейн в 10 раз снижает обработку бумажных документов, позволяя быстрее и проще выписывать накладные на груз, выдавать санитарные свидетельства, получать разрешения таможни, счета на оплату и другие документы [2].
Использование блокчейна имеет свои преимущества для правительства - эта технология
облегчает процесс оцифровки документации и доступ к общественным услугам [3].
9 августа 2018 г. компании «Maersk» и IBM озвучили имя совместной блокчейн-плат-формы для грузоперевозок. Она получила название TradeLens, а количество компаний, присоединившихся к этой инициативе, достигло 94. Среди них более 20 операторов портов и терминалов по всему миру (PSA Singapore, порт Роттердам и др.), глобальные операторы контейнерных перевозок (Maersk Line, Hamburg Süd и Pacific International Lines (PIL)), таможенные органы Сингапура, Нидерландов. Саудовской Аравии и Австралии, а также таможенные брокеры Güler & Dinamik и Ransa. Из транспортно-экспедиторских компаний и логистических операторов участниками TradeLens стали, в частности, Agility, CEVA Logistics, Damco, Kotahi, PLH Trucking Company, WorldWide Alliance.
TradeLens - это цифровая платформа, которая дает предприятиям и властям по всей цепочке поставок единый надежный источник данных о доставке, обеспечивая более эффективную глобальную торговлю.
По данным разработчиков, TradeLens представляет собой разработанную на основе блокчейн-технологии цифровую платформу, которая должна стать глобальной торговой экосистемой для мировой транспортно-ло-гистической отрасли. Ее внедрение призвано обеспечить всем участникам рынка возможность оперативного, удобного и надежного заключения сделок, обмена таможенной и финансовой информацией, а также последующего перемещения товаров через границы и международные торговые зоны [2].
По сообщению портала Computerworld, технология блокчейн обеспечит единый виртуальный пункт управления движением грузов и хранение всей информации об их транспортировке для всех заинтересованных сторон [4].
Кроме того, повысится безопасность за счет использования двойного шифрования и неизменяемости. Технология блокчейн использует смарт-контракты, рабочий процесс в которых осуществляется самостоятельно, в зависимо-
сти от транспортируемых товаров и разрешений, которые требуются на их перевозку.
В компании IBM подчеркивают, что уже сегодня ежедневно в TradeLens фиксируется более 154 млн различных операций (включая такие события и данные, как время прибытия грузов и поступление контейнеров в терминал, а также электронный документооборот) [2].
Наряду с бумажными юридическими документами, большая часть информации международной судоходной отрасли передавалась посредством электронного обмена данными (EDI) - 60-летней технологии. Но после того, как манифесты доставки перейдут на технологию на основе API на новой платформе, грузоотправители и все остальные в цепочке поставок получат более своевременную информацию и улучшенную видимость.
Новая распределенная электронная бухгалтерская книга на основе блокчейнов может сэкономить транспортной отрасли миллиарды долларов в год, заменив существующую систему электронного документооборота и бумажную систему слежения за грузами и получения одобрения таможенных и портовых властей.
Поскольку стоимость и размер мировых торговых экосистем продолжают расти и усложняются, ожидается, что стоимость необходимой торговой документации для обработки и управления товарами, отправляемыми по всему миру, достигнет одной пятой фактических физических транспортных расходов.
В отличие от биткойнов, которые основаны на открытой цепочке блоков, где все участники могут видеть ввод данных, приложение компании IBM и «Maersk» будет администри-роваться централизованно. Каждый участник блокчейна будет иметь право доступа к данным, ограниченным их индивидуальными потребностями. Согласно докладу экспертов Всемирного экономического форума, благодаря уменьшению барьеров в международной цепочке поставок посредством прозрачных электронных коммуникаций, глобальная торговля может увеличиться почти на 15%, стимулируя экономику и создавая рабочие места [5].
Стоит отметить, что на сегодняшний день 18% глобального контейнерного объема компании «Maersk» уже введено в приложение blockchain, и эта цифра со временем будет увеличиваться. Портовые терминалы очень заинтересованы в том, чтобы попытаться получить актуальную информацию, чтобы понять, какие грузы поступают, чтобы определить наличие причала и загруженность двора, чтобы позволить грузу двигаться более плавно, на всех этапах логистической цепи.
Благодаря совместному предприятию, компании IBM и «Maersk» смогут коммерциализировать и масштабировать службу электронной доставки для более широкой группы глобальных корпораций, многие из которых уже проявили интерес к возможностям и изучают способы использования новой платформы. К таким компаниям относится «Procter и Gamble», которая стремится упростить сложные цепочки поставок, которые работают, а также экспедиторская и логистическая компания «Agility Logistics», которая надеется улучшить качество обслуживания клиентов, в том числе таможенное оформление.
Интеллектуальные контракты на основе блокчейна обеспечат выполнение всех необходимых согласований, что поможет ускорить согласования и сократить количество ошибок.
Ежегодно, в связи с развитием торговых и партнерских отношений с международными странами и союзными объединениями, растет количество регистрации экспортно-импортных товаров, которые повышают рабочую нагрузку в морском порту. Наращивание товарооборота заставляет логистическую систему совершенствоваться для того, чтобы осуществить все необходимые операции по обработке и принятию товара в морском пункте пропуска с исключением дополнительных временных и финансовых издержек [6].
В качестве направления развития СевероЗападного федерального округа возникла перспектива внедрения Tradelens в Большом порту Санкт-Петербург. При этом представители ФТС России вошли в рабочую группу по внедрению блокчейн-платформы TradeLens на базе
Большого порта Санкт-Петербург. Федеральная таможенная служба (ФТС) активно участвует в цифровизации всех процессов, что в свою очередь становится необходимым и достаточным условием в вопросе взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур и администрирования всех происходящих процессов. В настоящее время условия работы морских портов находятся на разном уровне развития, например, в части технической оснащенности разных морских портов. Немаловажное значение имеет наличие интегрированного информационного пространства для взаимодействия основных участников, осуществляющих деятельность в морских портах.
В 2019 г. Министерство транспорта РФ, компания А.Р. МоПег-Маегэк и ФГУП «Морс-вязьспутник» подписали трехсторонний
меморандум о взаимодействии по запуску пилотного проекта по внедрению блокчейн-платформы ТгаёеЬеш на базе Большого порта Санкт-Петербург.
Побудительным мотивом к созданию платформы стало стремление снизить административные расходы, которые при контейнерных перевозках часто превышают расходы на физическое перемещение контейнеров.
Это некоммерческий проект, который реализуется уже на уровне Б2в - бизнес-правительство. На рисунке представлена предлагаемая модель информационного взаимодействия в морском порту. Практическое использование представленной модели позволит обеспечить эффективность как для бизнеса, так и для государственных структур.
Рисунок
Модель информационного взаимодействия в морском порту
Для того, чтобы запустить этот проект и вовлечь все соответствующие федеральные исполнительные власти, требуется некий объединяющий ресурс. Это как раз площадка правительства, в рамках которой планируется провести тестирование. Сейчас есть определенная дорожная карта, по ней выполняется ряд мероприятий, в том числе с использованием такой чувствительной технологии, как блокчейн, в соответствии с национальным законодательством.
В рабочую группу вошли представители контролирующих органов - ФТС, Федеральной пограничной службы, Россельхознадзора. Кроме того, к участию в проекте приглашено Министерство экономического развития. Это связано с тем, что внутренняя законодательная база для внедрения таких технологий не готова. Важнейшей целью осуществления деятельности таможенных органов является соблюдение принципа законности, а также упрощение и ускорение таможенных операций и процедур. Таким образом, минимизация издержек на реализацию таможенных операций и процедур с соблюдением норм таможенного права - общая цель, которую преследуют таможенные органы и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при их взаимодействии [7].
Создание системы экономической (информационной) безопасности является острой необходимостью, так как ее отсутствие приведет к принятию несистемных ответов на угрозы, негативные внешние и внутренние воздействия на внешнюю торговлю и экономику в целом. Роль ФТС в этих условиях является определяющей, так как высока необходимость обеспечения информационной безопасности при предоставлении таможенных услуг [8].
На данном этапе платформа адаптирована под нужды логистических и транспортных компаний и позволяет в целом ускорить операции по перемещению грузов. Однако при таможенном контроле используется информация о конкретных параметрах товара -стоимости, классификации и других. Эти данные составляют коммерческую тайну и
не могут быть по закону переданы третьим лицам. В морской портовой техносфере функционируют более полусотни видов бизнеса, децентрализуются и взаимодействуют друг с другом, компонуются и занимают отдельные рыночные ниши, что идеально подходит для наложения системы управления блокчейн [9].
Учитывая, что технологические процессы обработки грузов в морском порту характеризуются множественностью, разрозненностью и большим количеством участников, существует потребность в выработке единого унифицированного подхода, который бы позволил на принципах интеграции обеспечить оптимизацию информационного взаимодействия всех участников технологического процесса обработки судна и грузов в морском порту. Решение этой задачи, представляющее собой сложную научно-практическую проблему, в современных условиях может быть найдено за счет использования электронного документооборота между субъектами, вступающими во взаимодействие, а также за счет четкой регламентации процессов взаимодействия субъектов [10].
Таможенные органы обязаны контролировать фискальные и нефискальные параметры груза. Загруженные в систему сведения должны быть аутентичны, а их передача безопасна. Также необходимо, чтобы участники согласились на обмен такими сведениями с другими пользователями платформы. В системе данные доступны всем и нет механизма распределения доступа, например, среди государственных органов в соответствии с возложенными на них контрольными функциями, как это реализовано в комплекс программных средств (КПС) «Портал «Морской порт».
Налаживание информационного обмена с таможенными органами позволило бы дополнить цепочку сведениями об этапах таможенного оформления - внести в систему отметки «груз в порту», «груз выпущен» и другие. Мотивацией для присоединения к ТгаёеЬеш для участников ВЭД может стать организация работы в системе по принципу «одного окна». Чтобы, например, по прибытии товара в Россию уже было принято решение по рискам, и
часть груза была бы готова к выпуску таможней в свободное обращение. При этом разработка предложений по интеграции цифровой торговой платформы с информационными системами ФТС должна быть осуществлена после внедрения необходимых изменений в нормативно-правовую базу. По предварительным подсчетам в среднесрочной перспективе запуск цифровой платформы может позволить сократить расходы грузовладельцев не менее чем на 1-1,5 тыс. руб. на контейнер, или до 10 млрд руб. в год по рынку в целом. Экономия средств позволит развивать внешнюю торговлю, что положительно скажется на экономике государства.
На сегодняшний день принято решение о необходимости дальнейшего взаимодействия ФТС России и компания «Маегэк» по вопросам развития информационного обмена, предварительного информирования о морских перевозках, в том числе в сфере международного транзита грузов.
Проведенный анализ свидетельствует о планомерной и эффективной работе взаимодействия таможни и бизнеса. Создание цифровых
платформ может стать основой развития внешнеэкономической деятельности государства. При этом цифровизация всех процессов позволит отслеживать грузы по всему миру и сделает этот процесс «прозрачным» и комфортным как для государства, так и для участников ВЭД.
Таким образом, создание и внедрение в практическую деятельность блокчейн-плат-формы позволит обеспечить электронное взаимодействие всех участников цепи поставок. При этом таможенные органы России смогут получать достоверную информацию в кротчайшие сроки, что значительно скажется на пропускной способности портов. Практическое внедрение ТгаёеЬеш в деятельность обеспечит всем участникам рынка возможность оперативного, удобного и надежного заключения сделок, обмена таможенной и финансовой информацией, а также последующего перемещения товаров через границы и международные торговые зоны. Авторами определены особенности функционирования цифровой торговой платформы, которые позволяют понять важность развития данного направления.
Список литературы
1. Якушенко К. В., Шиманская А. В. Формирование цифровых торговых платформ: внедрение механизма «единого окна» в деятельность ЕАЭС // Мировая экономика и бизнес-администрирование малых и средних предприятий: материалы 15-го Международного научного семинара, проводимого в рамках 17-й Международной научно-технической конференции «Наука - образованию, производству, экономике» / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский национальный технический университет. 2019. С. 145-146.
2. IBM-Maersk blockchain alliance cuts oceanic shipping times by 40 percent. URL: https:// www.cnet.com/news/ibm-maersk-tradelens-blockchain-alliance-cuts-shipping-times-40-percent/ (дата обращения: 25.12.2019).
3. Афонькин А. Ю., Ноздрина Н. А. Перспективы развития технологии блокчейн в ближайшем будущем // Научные тенденции: Вопросы точных и технических наук: сборник научных трудов по материалам XVI международной научной конференции. 2018. С. 20-21.
4. Официальный сайт издательства «Открытые системы». URL: https://www. computerworld.ru/ (дата обращения: 26.12.2019).
5. Официальный сайт Всемирного экономического форума. URL: https://www. weforum.org/events/world-economic-forum-annual-meeting-2019 (дата обращения: 26.12.2019).
6. Денисова Н. А., Наливайко Ю. А. Использование технологии блокчейн для повышения уровня безопасности центра электронного декларирования и КПС «Портал морской порт» на примере морских портов СЗТУ// Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 2 (10). С. 11-14.
7. Ворона А. А. Использование электронных навигационных пломб при таможенном контроле // Экономика. Право. Инновации. 2018. № 5 (2). С. 54-58.
8. Максимов Ю. А., Ворона А. А. Использование цифровых технологий и обеспечение информационной безопасности при взаимодействии таможни и бизнеса как фактор повышения качества таможенных услуг // Ученые записки Международного банковского института. 2018. № 4 (26). С. 96-106.
9. Попов А. Н., Кешишьян А. Л., Шканов В. В., Попов В. В. Блокчейн-технологии, как техносфера систем управления и взаимодействий морских организаций в развитии концепции е-навигации // Транспортное дело России. 2018. № 3. С. 151-158.
10. Коробкова М. Н. Применение механизма «единого окна» в морских портах в целях повышения качества портовых услуг // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 2 (62). С. 37-41.