Научная статья на тему 'Основные приоритеты цифровизации в транспортной логистике'

Основные приоритеты цифровизации в транспортной логистике Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1571
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная логистика / цифровые технологии / цифровые платформы / блокчейн / Интернет вещей / transport logistics / digital technology / digital platforms / blockchain / Internet of things / electronic marketplace
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ларин О. Н., Буш Ю. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные приоритеты цифровизации в транспортной логистике»

Ларин О.Н.

д.т.н., профессор, профессор кафедры «Логистические транспортные системы и технологии», Российский

университет транспорта - МИИТ

Буш Ю.Д.

аспирант МИИТ

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ

Ключевые слова: транспортная логистика, цифровые технологии, цифровые платформы, блокчейн, Интернет вещей.

Keywords: transport logistics, digital technology, digital platforms, blockchain, Internet of things, electronic marketplace.

Внедрение современных цифровых технологий в практику ведения транспортно-логистического бизнеса приводит к изменению бизнес-моделей и стратегического планирования; улучшает взаимодействие между всеми участниками перевозочного процесса; повышает производительность [1].

По данным доклада ЮНКТАД «Review of Maritime Transport 2018», современные технологические достижения, в том числе искусственный интеллект, Интернет вещей, блокчейн-приложения, автономный транспорт и т.п., способны значительно повысить эффективность транспортно-логистических процессов, сократить сроки доставки, снизить затраты и экологический вред. Под «Интернетом вещей» (ИВ) понимается сеть информационных устройств (в том числе различные датчики, вмонтированные или прикрепленные на стационарные и подвижные объекты, включая грузы), соединённых посредством систем коммуникаций с аппаратными и программными комплексами, которые ведут сбор и обработку информации с этих устройств и управляют ими. Технологии ИВ улучшают взаимодействие разных видов транспорта, углубляют взаимосвязанность логистических, транспортных и производственно-сбытовых цепочек, связанных с ними информационных и финансовых потоков [6]. Например, контейнеры, в первую очередь рефрижераторные контейнеры, подключаются к датчикам для предоставления информации об их местоположении и показателях в реальном времени.

По мнению экспертов ЮНКТАД, транспортно-логистической отрасли следует более активно использовать потенциал технологии блокчейн (Blockchain - цепочка блоков), которая является разновидностью «Технологии распределенного учёта данных» (Distributed Ledger Technology, DLT). Блокчейн обеспечивает формирование и ведение цифрового реестра транзакций с какими-либо активами в нескольких местах одновременно. Чаще всего блокчейн относят к денежным транзакциям, однако данная технология может быть распространена на любые взаимосвязанные информационные блоки. В последнее время блокчейн начинает активно применяться в транспортной логистике для обеспечения прозрачности операций с грузами по всей цепочке поставок, интеграции рыночной, коммерческой и производственной информации для снижения рисков и перехода на интеллектуальные и безбумажные технологии взаимоотношений всех участников хозяйственного оборота. При этом важно обеспечить высокий уровень кибербезопасности и защиту коммерческих данных [2].

Блокчейн используется для различных целей. Во-первых, для ведения статического реестра. Распределенная база (регистр) применяется для хранения данных, которые должны быть неизменными и проверяемыми. На транспорте подобные реестры отражают владение активами (транспортными средствами). Статические блоки, как правило, требуют небольших вычислительных ресурсов, поскольку записи изменяются не часто. Во-вторых, для ведения динамического реестра. Технология работает аналогично статическому реестру, но в этом случае база данных часто обновляется по мере добавления дополнительной информации и обмена ресурсами. Цепочка поставок является показательным примером динамического реестра, который постоянно обновляется после совершения операций с грузами и транспортными средствами. В-третьих, для реализации умных контрактов. Распределенная база содержит алгоритмизированные условия, которые запускаются при совершении заранее определённого действия, например, выполнение платежа или передача актива. Умные контракты находят широкое применение в транспортной логистике при взимании платежей за проезд и страховании. Например, по прибытии груза получателю и фиксации данного события в блокчейн-реестре, автоматически выполняется платеж в пользу перевозчика за оказанные услуги. В-четвёртых, как платежная инфраструктура. Распределенная база данных поддерживает криптовалюты и транзакции, связанные со смарт-контрактами. Криптовалюты используются для расчета по контрактам после выполнения оговоренных условий, например, при доставке груза.

Для совместной работы на основе технологии «блокчейн» транспортно-логистические компании используют цифровые блокчейн-платформы (ЦБП), которые обладают значительным потенциалом для повышения эффективности работы транспортно-логистических систем. ЦБП фиксируют многочисленные транзакции с грузами, транспортными средствами и оборудованием, вносят соответствующие сведения в сопроводительные, таможенные, страховые, пла-

тежные и прочие документы, а также предоставляют актуальную информацию о состоянии технологических процессов всем участникам цепочки поставок - грузовладельцам, перевозчикам, владельцам инфраструктуры, административным и сервисным структурам.

На данный момент особенно активно цифровые технологии внедряются на морском транспорте. Это объясняется тем, что многие сегменты судоходной отрасли имеют ограниченную маржу, а цифровизация позволяет повысить конкурентное преимущество. Например, компания CMA CGM Group, одна из крупнейших в мире по объему морских перевозок, переводит свои услуги на цифровую платформу Freightos, что позволит клиентам получать прямой доступ к информации о ценах, маршрутах, наличии провозных способностей. В перспективе сервис грузовых перевозок на ключевых торговых линиях будет функционировать в режиме пассажирских линий, когда клиенты могут забронировать нужную услугу в режиме онлайн практически мгновенно [4].

Компании Maersk и IBM создали совместную ЦБП «TradeLens» для проектирования логистических цепочек. Данная платформа предоставляет всем участникам цепочки возможность оперативно получать максимально полные сведения о состоянии дел с доставкой при соблюдении высокого уровня безопасности и конфиденциальности данных. По оценкам экспертов, использование «TradeLens» повышает эффективность перевозок, обеспечивает прозрачность технологических процессов, облегчает ведение транспортной и финансовой документации [5]. За счёт применения ЦБП, Maersk планирует сократить время транзита в сегменте международной торговли на 40%. К платформе присоединилось около ста различных компаний, среди которых грузовладельцы, экспедиторы, таможенные службы, таможенные брокеры, логистические компании, а также более 20 операторов крупнейших портов и портовых терминалов.

В число приоритетных направлений применения блокчейна для транспортной логистики входит создание отраслевых ЦБП и перевод в цифровой формат транзакций, которые в настоящее время фиксируются на бумажных носителях. Например, в морских перевозках, как правило, используются бумажные коносаменты (Bill of Lading). По оценкам экспертов, расходы на обработку документов и транзакций достигают 20% от общих затрат на транспортировку. При этом перевод транспортной документации из бумажной формы в электронный вид для обмена этими документами в ЦБП может сократить расходы на транспортировку до 300 долл. в пересчёте на один двадцатифутовый контейнер [3]. По данным европейской компании CargoX, разрабатывающей программное обеспечение для транспортной отрасли, наибольшие расходы на обработку бумажных коносаментов связаны с их пересылкой от грузоотправителя до грузополучателя, так как каждый бумажный экземпляр документа отправляется несколько раз, как правило, экспресс-почтой. Общие расходы на перевозку одного коносамента составляют около 100 долл. Кроме того использование бумажных коносаментов приводит к задержкам платежей за оказанные услуги, а потеря оригиналов документов создает серьезные проблемы для всех участников цепочки поставок [7].

Компания CargoX разработала собственный вариант цифрового коносамента, который представляет собой разновидность умного контракта, спроектированного на ЦБП Ethereum. Расчёты за оказанные услуги производятся в криптовалюте. Цифровой коносамент был протестирован при перевозке контейнеров на маршруте Китай - Словения. Использование коносамента CargoX сократило продолжительность обработки транзакций (от момента выдачи груза получателю до момента зачисления платежей за оказанные услуги) с 10 дней до нескольких минут.

В России функционирует несколько электронных торговых площадок, где грузовладельцы могут найти наиболее выгодные по стоимости и срокам перевозки предложения транспортных компаний. Например, ОАО «РЖД» имеет успешный опыт создания и эксплуатации Электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП), которая предоставляет возможность грузовладельцам заказывать услуги прямых железнодорожных перевозок в подвижном составе, доступном на цифровой площадке. ЭТП ГП реализует умные контракты с участием ОАО «РЖД», владельцев подвижного состава, грузоотправителей и другими участниками перевозочного процесса, что свидетельствует о потенциале рынка для перехода на ЦБП.

На данный момент в России достаточно низкий уровень цифровизации. В связи с этим правительство страны в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» к 2024 году намерено осуществить комплексную цифровую трансформацию социально-экономической деятельности в России. Для этого необходимо разработать нормативное регулирование цифровых технологий, модернизировать цифровую инфраструктуру, разработать и внедрить цифровые платформы и технологии в ключевые сферы экономики и госуправления, наладить подготовку кадров и информационную безопасность.

Приведенные выше сведения представляют собой только незначительную часть уже реализованных цифровых решений в транспортной логистике. С учётом стремительного развития цифровых технологий ожидается дальнейшее интенсивное их внедрение в отраслевую практику с целью повышения качества сервисных услуг, конкурентоспособности и клиентоориентированности транспортно-логистических компаний.

С учётом отмеченных выше тенденций внедрения цифровых технологий в работу транспортно-логистических систем представляется целесообразным в дальнейшем расширить практику использования блокчейна в работе отечественных ЭТП. Внедрение цифровых технологий повысит эффективность взаимодействия участников перевозочного процесса, создаст организационно-технологические условия не только для заключения умных контрактов на мультимо-дальные перевозки, но и для автоматизации процессов контроля движения транспортных средств и операций с грузами в транспортных узлах, оформления документов и проведения расчётов со всеми участниками логистической цепочки.

Список литературы

1. Куприяновская Ю.В. Умный контейнер, умный порт, BIM, Интернет вещей и блокчейн в цифровой системе мировой торговли / Куприяновская Ю.В., Куприяновский В.П., Климов А.А., Намиот Д.Е., Долбнев А.В., Синягов С.А., Липунцов Ю.П., Арсенян А.Г., Евтушенко С.Н., Ларин О.Н. // International Journal of Open Information Technologies. 2018. - Vol. 6. - № 3. - С. 49-94.

2. Ларин О.Н. Актуальные вопросы применения цифровых блокчейн-платформ для транспортной логистики / О.Н. Ларин, Ю.Д. Буш, С.П. Некрутова // Интеллектуальный анализ данных и цифровая экономика»: материалы Международной научно-практической конференции 22-24 ноября 2018 г. - Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на Кавминводах, 2018. -С. 8-22.

3. Can the cloud lift global trade? // Официальный сайт компании АР Moller Maersk. 2015. - 25 мая. - https://www.maersk. com/en/news/2018/06/29/can-the-cloud-lift-global-trade/

4. CMA CGM Secures Digitalization Partnership // Информационный Интернет-портал porttechnology.org. 2018. - 5 декабря. -https://www.porttechnology.org/news/cma_cgm_secures_digitalization_partnership

5. Hampstead J.P. CargoX CEO: smart contracts reduced BoL transfer time to 4 minutes // Официальный сайт компании АР Moller Maersk. 2018. - 5 сентября. - https://www.freightwaves.com/news/cargox-ceo-smart-contracts-bol-transfer-4-minutes

6. Main Types of Blockchain Uses. - https://transportgeography.org/?page_id= 11596

7. Port of Montreal Joins Maersk Blockchain // Информационный Интернет-портал porttechnology.org. 2018. - 25 октября. -https://www.porttechnology.org/news/montreal_adopts_maersk_blockchain_solution

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.