УДК 338.462, 339.543
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ТАМОЖЕННО-
ЛОГИСТИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.Ю.Терешенкова1
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),
191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21
Статья посвящена вопросам внедренияинформационных технологий в таможенно-логистическую деятельность. Таможенно-логистическая деятельность объединяет логистическую и таможенную деятельность в единую государственно-хозяйственную сферу. Технологии, обслуживающие объекты таможенной логистики: внешнеторговый товаропоток, пересекающий таможенную границу страны и требующий проведения определенной таможенной обработки, тесно связаны на уровне предприятий с логистическими. К логистическим ИТ решениям относим системы: распределения, дистрибуции, управления запасами. Современные информационные технологии в таможенной и логистической деятельности являются неотъемлемым элементом объектов околотаможенной инфраструктуры, образующихтаможенно-логистические системы.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, околотаможенная инфраструктура, логистика, информационные технологии, таможенно-логистические системы, логистические информационные системы, SAP R/3 системы, ERP.
INFORMATION TECHNOLOGY IN MODERN CUSTOMS AND LOGISTICS ACTIVITIES
A.J.Tereshenkova
Saint Petersburg State University of Economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, st. Sadovaja, 21
The article is devoted to the introduction of information technology in customs and logistics activities. Customs and logistics activities combines logistics and customs operations into a single state-economic sphere. Technology, service facilities customs logistics: the trade flow of goods crossing the customs border of the country and requires a certain customs processing, is closely linked to the level of logistics enterprises. For logistical IT solutions include systems: distribution, distribution, inventory management. Modern information technology in customs and logistics activities are an integral part of near-customs infrastructure, forming a customs and logistics systems.
Keywords: foreign economic activity, ancillary infrastructure, logistics, information technology, customs and logistics system, logistics information system, SAP R/3 systems, ERP.
Неотъемлемым условием успешной организации и развития внешнеэкономической деятельности является интеграция в едином комплексе таможенных органов, предприятий-участников ВЭД и объектов около-таможеннойи транспортной инфраструктуры, образующих таможенно-логистические системы. «Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования в области налогообложения внешней торговли таможенно-логистические системы все в большей мере должны выступать как социально-экономический институт, в котором таможенная деятельность проявляется как особая форма услуги» [1].
В Концепции развития таможенных органов от 2005 г. среди недостатков таможенной системыотмечалось, что не в полной мере применяются международные стандар-
ты, необходимые для применения торгово-логистических технологий [2] .
Среди цели и задач подпрограммы «Совершенствование таможенной деятельности» государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» ФТС России планировало выполнение в среднесрочной перспективе следующих мероприятий [3]:
- реализация пилотного проекта внедрения технологии автоматического (без участия должностных лиц таможенных органов) принятия решения о выпуске товаров, в отношении которых в автоматизированном режиме не выявлены признаки риска, при условии представления декларации на товары и документов, подтверждающих заявленные сведения, в виде электронных документов;
1Терешенкова А.Ю - кандидат экономических наук, руководитель проектов ЗАО «ЭксКонт», Санкт-
Петербургский государственный экономический университет, e-mail: [email protected]
- издание нормативного правового акта ФТС России по созданию единой платформы информационного взаимодействия государственных контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска «Морской порт» на территории Дальнего Востока и Сибири; и ряд др.Однако, эти планы по н.в., реализованы не полностью.
При этом, современное состояние та-моженно-логистической деятельности, а так-жееё развитие, сформировалось благодаря внедрению во все сферы деятельности участников рынка таможенных и логистических услуг информационных технологий (ИТ).
Например, реализация большинства логистических концепций (систем) таких как SDP, JIT, DDT, и других4 была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения. Аналогичные процессы можно наблюдать в таможенном деле.Несмотря на то, что электронный файл таможенной декларации применялся с 90-х годов, внедрение 100% «электронного декларирования» по технологии ЭД-2 с передачей данных через интернет стало возможно только с 2014г.
Кроме того, в последние 5 лет активно развивается:
- Применение «одного окна» пригосу-дарственном контроле в пунктах пропуска (технология «единого окна» внедрена не полностью);
- «предварительное информирование» о пересечении границы для всех видов транспорта (для воздушного транспорта - с 01.04.2017г.);
4SDP(SystemofDeliveryPlanning) — системаплани-рованияпоставок;ЛТ (Just-in-time) концепция «точно в срок»; DDT (DemandDrivenTechniques) -логистика, ориентированная на спрос.
5ЭД-2 - декларант с помощью специальной программы устанавливает через Интернет защищенное соединение (протокол https, ГОСТ 28147-89) с узлом доступа «информационного оператора» и передает на него комплект документов, заверенный электронной подписью (ЭП). Далее данные пересылаются в ЦИТТУ ФТС, оттуда через региональное таможенное управление (РТУ) поступают на указанный декларантом таможенный пост (ТП). После проверки декларации на товары инспектор поста присваивает ей номер, запрашивает недостающие документы, посылает уведомления о досмотре и производит выпуск. Система построена таким образом, что подключенный к ней декларант может проводить таможенное оформление грузов в любом месте, где есть Интернет.
- В ФТС России организовано электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти (47 технологические карты межведомственного взаимодействия с 32 ведомствами, 1 - с ТПП России)
[4];
- развивается «Личный кабинет участника ВЭД»;
- ряд государственных таможенных услуг можно оформить через портал «ГОСУСЛУГИ».
Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами таможенно-логистической систе-мы,таможенно-логистической системой и внешней средой, образуют своеобразную та-моженно-логистическую информационную систему, которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), программного обеспечения, объединенных связанной информацией, используемой менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования системы в целом.
В настоящее время, в таможенно-логистической деятельностишироко распространяются технологии безбумажных обменов информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи (Интернет) синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляемой единице, все необходимые для неё характеристики товаров и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. Эти же документы и созданная таможенная декларация, по специальным защищенным каналам передаются в таможенные органы РФ,а также передаются внутри межведомственного взаимодействия для осуществления всех этапов таможенного и налогового контроля и др. Кроме того, современная тамо-женно-логистическая информационная система (ТЛИС) даёт возможность грузоотправителю, владельцу груза, грузополучателю иметь оперативный доступ к информации, отражающей состояние транспортных, экспедиторских, таможенных и складских услуг, на всех этапах осуществления внешнеэкономических операций. Но на этом процесс не останавливается, т.к. электронный документооборот и автоматизированный документальный обмен существует и между производителями
товаров и крупными ритейлами, транспортными конторами. Классификация использования информационных технологий в логистических системах в виде дерева операций была описана Губиным С.В. и Боярчуком А.В.[5]. Применим этот подход для таможенно-логистической деятельности и дополним его (см. табл. 1).
Таблица 1 - Области применения информационных технологий в таможенно-логистической деятельности
п/ Области Объекты управления
н применения ИТ
1. Обслужи- - информационные и вспомога-
вание тельные продукты, услуги;
клиентов: - электронная справочная служба; - массовая индивидуализация и обработка заявок клиентов
2. Канал - PR, реклама, CEO*;
маркетин- - исследование и тестирование
га: рынка; - электронные каталоги услуг и товаров.
3. Анализ - текущие новости;
информа- - статистические сведения по те-
ции: кущей деятельности и отрасли; - отчеты и базы данных; - поиск данных; «база знаний»; - анализ конкурентов.
4. Взаимо- - поиск товара;
отноше- - электронный обмен данными;
ния с по- - заказ и оплата;
ставщи- - логистика/логистические опера-
ком: ции.*
5. Логисти- - комплектация, маркировка, упа-
ческие ковка заказов;
опера- - погрузка/ разгрузка, тарирование;
ции:* - международная транспортировка и маршрутизация; - тарификация; - хранение, работа с запасами; - страхование сделок и поставок; - внутренняя транспортировка;* - фрахтовые расчеты и аудит;* - учет и анализа логистических издержек*; - интеграция цепи поставок.
6. Финансо- - продажа и оплата;
вые опе- - управление состоянием счетов;
рации: -инструменты финансирования ВЭД;* - бухгалтерский, финансовый, управленческий учет;* - технологии интернет-платежей;* - использования мобильных устройств оплаты, системы автоматизированного ввода реквизитов платежа;*
- оплата с помощью кредитных карточек.
7. Таможенные операции:* - предварительное информирование; - взаимодействие с участниками внешнеторговой деятельности и лицами, оказывающими таможенные услуги; - декларирование и выпуск товаров; - статистическое декларирование (взаимная торговля внутри ЕАЭС); - оплата таможенных платежей; - таможенный контроль (проверка документов и сведений).
8. Создание стратегических альянсов: - информационные бюллетени, рекламные проспекты, информация для проведения дискуссий; - обмен знаниями и опытом.
9. Электронное продвижение товара: - выполнение заказов и дистрибуция;* - консультирование;* - товар, информация.
10. Внутренние ком-муника-ции: - внутренние, внешние, горизонтальные и вертикальные коммуникации; - внутриведомственный / межведомственный обмен информацией; - групповая работа, сотрудничество; - электронные средства связи и коммуникации (в т.ч. социальные сети);* - база знаний и передача знаний; - телекоммуникации.
11. Государственные контролирующие органы:* - базы данных таможенных и др. государственных органов; - межведомственное взаимодействие; - электронный документооборот; - государственные услуги (в т.ч. электронное декларирование, предварительное информирование); - учет движения денежных средств (в т.ч. таможенных платежей); - анализ и управления рисками при осуществлении ВЭД; - статистика внешнеторговой деятельности, специальная ведомственная статистика.
12. Человеческие ресурсы и управление персоналом: - информация о вакансиях; - поиск и подбор экспертов; - обучение и переподготовка кадров; - кадровый резерв;* - заочное и дистанционное обучение.*
13. Автоматизация работы пер- - обработка заявки на услуги; - совершенствование процесса продаж;
сонала - определение конфигурации това-
(сферы ра;
услуг, - стандартизация обслуживания
транспор- потребителя;*
та, тор- - послепродажное обслуживание;*
говли): - жизненный цикл продукта (това-
ра, услуги).*
Примечание к таблице 1 - разделы отмеченные(*) добавлены автором.
Как отмечено в работе А.М. Гаджин-ского [6], значимым элементом любой системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем.
Т.о. и таможенно-логистические информационные системы можно описать как систему упорядоченных взаимосвязанных элементов, обладающих совокупностью инте-гративных качеств.
Проведя декомпозицию ТЛИС на составляющие элементы, традиционно можно выделить две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Функциональная подсистема - совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Примерная классификация ТЛИС по этому признаку приведена в таблице 1.
Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:
- техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
- информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
- математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач.
Примерная классификация ТЛИС по обеспечивающим подсистемам приведена в таблице 2.
Во избежание путаницы в терминах «логистическая система», «таможенно-логистическая система», сделаем оговорку, что в зависимости от подхода, понятие «логистика», включает в себя «таможенную логистику». Автор придерживается мнения международной практики о более широком толковании понятия «логистика». Но только из-за значимой роли таможенного дела для нашего государства; сложности его регулирова-
ния; национальных особенностей таможенного оформления поставок, в учебной литературе «таможенную логистику» выделяют в отдельный большой блок знаний. Поэтому та-моженно-логистические информационные системы (ТЛИС) и Логистические информационные системы (ЛИС) по сути дела разделимы условно.
ЛИС (и ТЛИС) можно представить какчетырехуровневую иерархическую систему, где:
-на первом уровнес помощью ТЛИС решаются вопросы осуществления конкретных операций - поступление заказов, отгрузка продукции, учет продукции, подготовка груза к отправке, принятие поступающего сырья, передача документов, декларирование, складские операции и т. д.;
-на втором уровнерешаются вопросы учета и контроля - управление запасами, учет наличия складских площадей, контроль процесса транспортировки продукции, управление запасами, маршрутизация, бухгалтерские операции по счетам, вопросы движения средств на счетах и т.д.;
-на третьем уровнерешаются вопросы аналитического характера - использование ТЛИС для поддержки маркетинговых операций (содействие продажам), прогноз поступления заказов и возможностей их исполнения, операционное и финансовое планирование (в т.ч. расходов, связанных с логистикой);
-на четвертом уровнерешаются стратегические проблемы - планирование операций на уровне компании, изменения в структуре, управление сетью, открытие филиалов, определение приоритетных направлений в тамо-женно-логистической работе на перспективу.
Все эти задачи и функции сейчас успешно реализованы и применяются на практике с помощью современных информационных систем.
Виды информационных систем, применяемые в таможенно-логистической деятельности:
- S&OP(Sales&OperationPlanning) -Система планирования продаж и операционной деятельности;
- ERP (EnterpriseResourcePlanning) -Система управления ресурсами предприятия (ERP = MRP II + FRP +DRP), где планированию подлежат не только материалы и время рабочих центров, но и финансовые ресурсы FRP, DRP - управление ресурсами дистрибуции;
- CALS(ContinuousAcqusitionandLifecусl еSupport) - Система непрерывного развития и
поддержки жизненного цикла продукции (товара или услуги);
- FP&S(Factoryplanning&Scheduling) -Система планирования технологических процессов и создания календарных графиков;
- SRM(SupplierRelationshipManagement)
- Система управления взаимоотношениями с Поставщиками;
- CRM(Customer Relationship Management) - Система управления взаимоотношениями с Заказчиками;
- CMS (ContentManagementSystem) -Система управления содержанием, документооборотом;
- PDM (Productdatamanagement) - Организация электронного архива и документооборота (в системах обобщены такие технологии, как: управление инженерными данными (engineeringdatamanagement - EDM) управление документами управление информацией об изделии (productinformationmanagement -PIM);
- TMS(TransportationManagementSystem ) - Системауправлениятранспортом. Системы безопасности на автотранспорте;
- WMS (Warehouse Management System)
- Системауправленияскладом;
- FMS (Fleetmanagementsystems) - Системы управления автохозяйством;
- CTMS (Container Terminal Management) - Управлениеконтейнернымтермина-лом;
- MRO (Maintenance, RepairandOverhaul)
- Система управления ТОиР транспортных средств и вооружения;
- GIS (Geographic information system) -ГЕО - информационныесистемы;
- GTS (GlobalTradeServices)-системы обеспечения ВЭД и торговли (в т.ч. обеспече-ниятаможенногооформления);
- DRP (Distributionresourceplanning) -Система управление ресурсами дистрибуции;
- SCM (SupplyChainManagemen)-управления цепочками поставок;
- HRM (Human Resources Management) -управленияперсоналом;
- FRP (FinanceRequirementsPlanning) -Система управления финансами: финансовый учет и отчетности, управленческий учет, банк, бухгалтерия и т.п.).
Все уровни управления в ЛИС (и ТЛИС) реализованы внутри самих систем, в зависимости от предоставленных прав разным группам пользователей и выбранных модулей самих программ.
Например, в ИС «EME.WMS» для автоматизации складской логистики «стандарт-
ная версия» системы рассчитана на управление процессами для группы до 15 человек и может быть классифицирована как система первого и второго уровней. Тогда как в версия «EME.WMS-профессиональная» реализованы возможности: управление сетью складов, передача мастер-данныхна все филиалы, сбор данных от сетей, OLAP-аналитика6, управление складами 3 PL-операторов7, сопряжение с ERP-системами и 1С.
Автором проанализированы и систематизированы различные ИС, представленные на рынке для компаний таможенно-логистической деятельности, данные приведены в таблице 2.
Уровень внедрения вышеуказанных продуктов в российских компаниях таможенно-логистической отрасли оценить сложно. По данным порталов, например, «TAdviser», можно только привести известные примеры внедрения ИТ продуктов и составить на основе открытых описаний ИТ-систем и проектов внедрений следующие ранкинги:
- вендоры по количеству внедрений (систем, проектов);
- распределение систем по количеству лицензий в проектах внедрений;
- интеграторы-лидеры по количеству проектов;
- интеграторы-лидеры по количеству лицензий;
- распределение систем по количеству проектов внедрений;
- распределение систем по количеству лицензий в проектах внедрений;
- отраслевое распределение по количеству проектов внедрений.
Безусловно, российский рынок тамо-женно-логистической деятельности «созревший» для внедрения интегрированных информационных систем, сейчас испытывает сложности. Это связано ис общим экономиче-
6ОЬЛР(англ. onlineanalyticalprocessing, аналитиче-
ская обработка в реальном времени) — технология обработки данных, заключающаяся в подготовке суммарной (агрегированной) информации на основе больших массивов данных, структурированных по многомерному принципу. 'ТЫ^айуЬо^ИсБ (3РЬ) — предоставление логистических услуг или комплекса услуг — от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров. В функции поставщика услуг входит организация и управление перевозками, учёт и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.
ским спадом, сокращением внешнеторгового оборота, а также с проблемами внедрения всего нового в устоявшийся технологический процесс, а такжестоимостью таких проектов. Практика внедрения ERP илиSAPR/3 рекомендует их при объемах производства около 10 млн. долл. в год с численностью около 100 человек, что обеспечивает мобильность, обучение персоналаи быстрыйстарт. При этом цена внедрения не должна превышать 5^7% годового оборота компании.
Ряд авторов предлагают два пути решения проблем внедрения [7].
1. «Выбросить все «старье» (в области автоматизации) и начать новую жизнь, внедряя одну из стандартных систем управления предприятием, предлагаемых на российском рынке. Но путь рисковый, требует больших инвестиций, однако, может дать достаточно быстрый результат при грамотно организованной работе по внедрению (в противном случае есть риск «утонуть» во внедрении навсегда).
2. Попытаться объединить все наработанное с помощью технологий и программных продуктов класса WorkFlow и middleware в единую интегрированную систему.Этот вариант менее затратный путь, но растянутый во времени, задачи решаются поэтапно по мере их остроты и готовности соответствующего (уже разработанного ранее) ПО к интеграции с другими системами. Следует, однако, заметить, что эта растянутость не всегда во вред; она бывает и во благо, поскольку уровень корпоративной культуры и готовность коллектива адекватно работать в новых условиях часто «не успевают» за развитием и внедрением новых технологий, информационных систем и т.д.» [7].
Какой бы подход ни выбралопред-приятие, коллективу специалистов и руководителям, предстоит большая работа по осмыслению своей деятельности в разрезе процессной ориентации: выделение и декомпозиция производственных и технологических процессов; их описание, анализ и совершенствование в соответствии со стратегическими планами развития; решение вопросов, связанных с деятельностью предприятия в условиях комбинированной структуры - традиционной функциональной и процессной. От успешности именно этой предварительно проведен-нойработы зависит последующие достижения в области внедрения новых ИТ систем.
Таблица 2 - Современные информационные системы для обеспечения таможенно-логистической деятельности
Тип ИС Программное обеспечение, вендор, интегратор
S&OP - система планирования продаж и операционной деятельности, а также ERP-системы управление ресурсами предприятия My SAP (SAP AG); Oracle Applications (Oracle); Baan IV (Baan); iRenaissance (ROSS Systems); SyteLine (SYMIX); MS Dynamics (ранее Axapta, Damgaard Data Int.); MFG/PRO (QAD); ПАРУС (Корпорация «Парус»); Галактика (Корпорация «Галактика»); БОСС-Корпорация (Компания «АйТи»); 1С: Предприятие (Компания 1С); КИС «АС+»/«Борлас».
CALS - Система непрерывного развития и поддержки жизненного цикла продукции PDM STEP Suite (НИЦ CALS «Прикладная логистика»иАО НИЦ «Прикладная логистика»); LogisticSupportAnalysisSuite (LSS) (НИЦ CALS «Прикладная логистика» и АО НИЦ «Прикладная логистика»); Technical Guide Builder (НИЦ CALS «Прикладная логи-стика»иАО НИЦ «Прикладная логистика»).
FP&S - Система планирования технологических процессов и создания календарных графиков Adexa; Zenith SPPS; Asprova; Галактика_АММ.
SRM - Система управления взаимоотношениями с Поставщиками PSIglobal; SAP SRM (ИнтеграторTopS BI); Битрикс 24; Microsoft Dynamics CRM (ИнтеграторTOPS Consulting); Microsoft Share Point; Microsoft Outlook.
CRM - Система управления взаимоотношениями с Заказчиками MicrosoftAxapta (ERP с функциями CRM); MicrosoftNavision (ERP с функциями CRM); MicrosoftCRM; BAANInvensysCRM; Техносерв Консалтинг; ATConsulting; Норбит (ГК Ланит); ИнфосистемыДжет; КОРУС Консалтинг; Maykor-GMCS; Монолит-Инфо;
Интеграторы : Парус, Галактика; M-FilesCRM (интегратор FTS (ФТС)); SalesLogix; ASoft; Системы КлиК; Манго Телеком; SalesExpert; WinPeakCRM; 1С-Рарус: CRM Управление продажами; TerraSoftCRM; CRMLite (компании ViPro); Битрикс 24; Microsoft Dynamics CRM (ИнтеграторTOPS Consulting); Microsoft Share Point; Microsoft Outlook.
CMS - Система управления содержанием, документооборотом 1С Битрикс; Продукты SharePoint (Microsoft); ПО SiTex (Систематика).
PDM - организация электронного архива и документооборота 1С: Предприятие 8. PDM «Управление инженерными данными»; Parametric Technology Corp. (PTC); SAP; IBM/Dassault; MatrixOne; Documentum; FileNET; CimageNovaSoft
TMS - Система- управлени- ятранспортом Русские навигационные технологии (РНТ) ; ITOB (АЙТОБ) ; Антор Бизнес Решения (Antor) 1С-Рарус; Omnicomm ABM Cloud stock management; Программный комплекс «Логистика развоза» +"Мобильное место водителя"; PSItms - Система управления транспортом. Для железнодорожной логистики: Магистраль,Срочный поиск вагонов и контейнеров (разработчик «Сигма-Софт», www.sigma-soft.ru); Комплекс программ «Rail-Офис» (разработчик «СТМ», www.ctm.ru).
WMS - Система-управленияскла-дом 1CWMS Логистика. Управле- ниескладом; GESTORI Pro; Solvo.WMS; EME.WMS ; PSIwms ; ABM Cloud stock management
FMS - Системы управления автохозяйством 1С:Управление автохозяйством (на базе MS SQL); ИС "Автобаза" (на базе Sybase) компании «Борника»; SIKE (на базе MS SQL); НОРДИС/2:Управление автотранспортом (на базе MS SQL) компании «Алекта».
CTMS - Управ- лениеконтейнер- нымтерминалом Cosmos; Solvo.CTM.
MRO - Система управления ТОиР транспортных средств и вооружения. Системы безопасности и контроля автотранспорта Русские навигационные технологии (РНТ); Оператор - Единая Национальная Диспетчерская Система (ЕНДС); М2М телематика; ITOB (АЙТОБ); Omnicomm; Глосав 30; Аркан, ГК СКАУТ; Омникомм-Сервис; ЕНДС-Саратов
GIS - ГЕО информационные системы Esri CIS, opLogistic («ИТТоп-План»); ANTOR LogisticsMaster (разработчик ООО «АНТОР Бизнес Решения»); PositionReport (разработчик компания «ИТС-Софт»); Деловая карта (разработчик ООО «Фирма «ИНГИТ»); Навигатор С (Оператор «Единая Национальная Диспетчерская Система» (ЕНДС)).
GTS - системы обеспечения ВЭД и торговли (в т.ч. обеспечения таможенного оформления) САО-ГТД и Магистр-Декларант, Магистр-Эксперт, Магистр-Инфо,и др. (разработчик «Сигма-Софт», www.sigma-soft.ru); ВЭД-Декларант, ВЭД-Инфо, ВЭД-Контракт, ВЭД-Алфавит и др. (разработчик «СТМ», www.ctm.ru); Альта-ГТД, ТАКСА и др. (разработчик «Альта-Софт», www.alta-soft.ru); Декларант Плюс,ИПС Внеш-консалт и др.(разработчик «ТКС», www.tks.ru); Разработчик «СофтЛэнд», www.softland.ru; Разработчик «Сильмарилл», www.silmarill.ru ;
Разработчик «Экси-Софт», www.exisoft.ru.
8СМ - Управления цепочками поставок SITA Total Fares Management (SITA); ST-Мобильная Торговля, ST-Торговый представитель ПЛЮС, ST-Экспедитор (ГК «Системные технологии»); «Планирование и управление дистрибуцией»(Компания «Монолит-Инфо).
НИМ - управления персоналом Компас: Управление персоналом ( Разработчик «Компас»); АиТ: Управление персоналом (Разработчик «АиТ Софт»); DIASOFT FA (Разработчик «Диасофт»); mySAP HSM; AGroup HGB; QuinyxWorkForce ; БОСС-Кадровик.
DRP - Система управление ресурсами дистрибуции ERP Монолит: Планирование и диспетчеризация (Компания «Монолит-Инфо»); SITA Total Fares Management (Компания SITA); ST-Торговый представитель, ST- Мерчандайзер, ST-Экспедитор ("ГК Системные технологии")
БИР- Система управления финансами Microsoft Dynamics AX; 1С:Консолидация 8 ПРОФ; 1С: Предприятие 8. Управление по целям и KPI; 1С: Предприятие 8. Управление корпоративными финансами. ИС для уплаты и обеспечения уплаты таможенных платежей: «Мультисервисная платежная
система» (координатор эмиссии карты«Раунд»); «Таможенная Карта» (координатор эмиссии карты «Таможенная Карта»); «Таможенная платежная система» (координатор эмиссии карты «Зеленый коридор», до 17.09.2012 г.)_
Литература
1. Федоренко Р.В. Многоуровневый подход к формированию таможенно-логистических систем// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. -2014. Выпуск № 3, том 8, Режим доступа: Шр://суЬег1етпка. ru/article/n/mnogourovnevyy -podhod-k-formirovaniyu-tamozhenno-1ogisticheskih-sistemГаджинский А.М. «Логистика» Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. Москва: Дашков и К, - 2006, - 432 с.
2. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 2225-р«О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 330«0б утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»».
4. Таможенные информационные технологии: преимущества автоматизации для государств и бизнеса // Официальный сайт ФТС России. Дата: 11.09.2015. Режим доступа: http://customs.ru/index .php?option= com_content&view=artic1e&id= 21666: 2015- 09-11-11-49-05^^=40:2011-01-24-15-02-45
5. Информационные технологии в логистике / Губин С.В., Боярчук А.В. / - Курс лекций для высших технических учебных заведений. - Киев: «Миллениум», - 2009. - 60 с.
6. ГаджинскийА.М. «Логистика» Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. Москва: Дашков и К, - 2006, - 432 с.
7. Громов А., Каменнова М. Проблемы внедрения ЕИР-систем на российских предприятиях // IntelligentEnterprise/RE («Корпоративные системы»). -2001. №16 (33), Режим доступа: https://www.iemag.ru/ana1itics/detai1.php?ID=15800