Научная статья на тему 'Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия'

Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2935
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ АППАРАТ / ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА / МАРКЕТИНГ / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Н.В., Елисеева М.Л.

В ходе данного исследования рассматриваются инструменты управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия. Автор предлагает свой способ внутренней организации отдела внешнеэкономической деятельности на промышленном предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия»

140

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Соколова Н.В.*, Елисеева М.Л.

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

В ходе данного исследования рассматриваются инструменты управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия.

Автор предлагает свой способ внутренней организации отдела внешнеэкономической деятельности на промышленном предприятии.

Ключевые слова внешнеэкономическая деятельность, экономические инструменты, организация рабочего процесса, внешнеторговый аппарат, внутрипроизводственная структура, маркетинг, конъюнктура рынка.

Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия осуществляется посредством применения стратегических, финансовых, организационных, инфраструктурно-логистических, информационномаркетинговых и производственных инструментов [1].

Организация управления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятия определяется, прежде всего, его отраслевой принадлежностью. Выбор форм организации службы ВЭД определяют разные факторы:

- мотивы и потребности, побуждающие к участию в международном разделении труда (экспорт, импорт, привлечение иностранных инвестиций, участие в международной кооперации и др.);

- степень интернационализации производственной деятельности (уже участвует или только намерено включиться в международные операции);

- методы реализации продукции фирмы: самостоятельные экспортные операции или через посредников;

- масштаб предприятия и объем его фактического и потенциального экспорта, что определяет количественные параметры службы управления ВЭД;

- внешнеэкономические операции имеют постоянный характер или осуществляются время от времени.

В зависимости от этих факторов предприятия применяют различные формы организации ВЭД:

- отдел внешнеэкономических связей в структуре управления предприятием (встроенные, специальные);

Магистрант 2 курса кафедры Организации и управления наукоемкими производствами.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

141

- внешнеторговые фирмы в составе крупных объединений, в ряде случаев с правами юридического лица;

- при посредничестве отраслевых внешнеэкономических объединений;

- при посредничестве предприятий-учредителей, специализированных внешнеэкономических акционерных обществ системы министерства торговли;

- через услуги иностранных посредников [2].

При постоянном характере экспортных и других внешнеэкономических операций, нацеленности их на расширение, предприятие должно иметь в своем составе профессиональную службу ВЭД, в зависимости от объема функций, это может быть отдел ВЭД или встроенный (например, в коммерческую службу), или специальный, а для более масштабных операций -внешнеторговую фирму.

Отдел ВЭД является структурным подразделением предприятия и осуществляет функции управления ВЭД.

Основные задачи отдела: планирование ВЭД; участие в определении экспортных цен; поиск новых экспортных заказов; контроль за выполнением обязательств по заключенным контрактам; анализ эффективности операций; организация и участие в проведении переговоров с потенциальными клиентами; управление экспортным потенциалом предприятия; контроль за организацией отгрузки, страхования, таможенной очистки и транспортировки экспортных товаров; валютный контроль, анализ рекламаций; изучение конъюнктуры зарубежных рынков; сбор конкурентной информации (ценовой, технической, коммерческой по фирмам конкурентам); подготовка предложений по рекламным компаниям, по участию в выставках, ярмарках; разработка проектов стратегии ВЭД предприятия с привлечением иностранных инвестиций.

При встроенной форме организации только выполнение основных функций сосредотачиваются в отделе (протокольно-визовая, заключение контрактов и контроль за их выполнением, подготовка и проведение деловых переговоров и т.п.), другие необходимые функции выполняются в соответствующих отделах (бухгалтерия, экономический отдел, служба маркетинга и т.д.). Специальная форма организации предполагает, что в отделе ВЭД реализуются все необходимые функции, в том числе и валютно-финансовые.

При нарастании объемов внешнеторговых операций, их усложнении происходит преобразование отдела ВЭД во внешнеторговые фирмы (ВТФ). ВТФ создаются в рамках крупных объединений с высоким удельным весом экспортно-направленного производства, большими импортными закупками (сырья, комплектующих, оборудования) и инвестиционными проектами.

Функции определяют конкретную организационную структуру. В силу многообразия конкретных целей, задач и условий не может быть единой структуры для предприятий. Рассмотрим ее на примере машиностроительного предприятия, осуществляющие и экспортные и импортные операции.

142

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

На единоличной основе фирмой руководит ее директор. В рассматриваемом случае у него четыре заместителя, отвечающие за соответствующие блоки. Внешнеэкономические фирмы, как правило, включаются в общую управленческую структуру объединения без права юридического лица, но могут иметь субсчет на счету предприятия, что дает ей относительную тактическую самостоятельность.

Фирма имеет право самостоятельно определять формы, методы, и объемы работы на внешнем рынке, что предъявляет повышенные требования к организации управления ее внешнеэкономической деятельностью [3].

Если рассматривать промышленные предприятия, активно участвующие во внешнеэкономической деятельности, то внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы.

Если рассматривать наиболее распространенную форму внешнеторгового аппарата - внешнеэкономический отдел, то он тоже может быть, в свою очередь, поделен на два блока - business development (с англ. развитие бизнеса) и trading office (с англ. торговый офис), как это, например, устроено на «Красноярском заводе цветных металлов им. В.Н. Гулидова».

Рис. 1. Схема устройства внешнеэкономического отдела на «Красноярском заводе цветных металлов им. В.Н. Гулидова»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

143

Trading office отвечает за основную производственную функцию отдела ВЭД - реализация товара, импортно-экспортные операции, в том числе деятельность компании по договорам переработки сырья / материалов, толлин-говые сделки.

Сотрудники этого блока работают с уже существующими контрагентами компании. Основные функции специалистов блока trading:

1. В области подготовки и реализации внешнеэкономических

контрактов.

- предконтрактная проработка вопросов ценообразования товаров и услуг;

- работа по подготовке проектов контрактов на экспорт/импорт;

- подготовка документов для таможенного декларирования товара / взаимодействие с таможенным представителем;

- контроль за исполнением условий экспортных/импортных контрактов;

- контроль за соблюдением валютного законодательства, подзаконных нормативных актов, включая надлежащее оформление паспортов сделок, внесение в них изменений;

- согласование вопросов по исполнению контрактов с другими структурными подразделениями предприятия;

- мероприятия по сотрудничеству с иностранными фирмами и организациями в части ведения необходимой переписки, касающейся исполнения условий контрактов;

- взаимодействие с торгово-промышленной палатой и получение (по требованию контрагентов) сертификаты о происхождении товаров;

- взаимодействие с Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора и получение Актов государственного контроля.

2. В области установления, поддержания и развития внешнеэкономических связей:

- участие в подготовке встреч и переговоров с представителями иностранного частного и государственного сектора по вопросам двустороннего сотрудничества;

- разработка и исполнение программ посещения компании и города Красноярска представителями иностранных организаций.

Второй блок - business development. Данная подструктура ведет работу по установлению, поддержанию и развитию торгово-экономических, производственных и научно-технических связей с иностранными организациями частного и государственного сектора в целях расширения географии бизнеса и сферы влияния компании.

При выходе на внешний рынок предприятие попадает в условия жесткой международной конкуренции. В этих условиях можно успешно работать, лишь

144

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

применяя современные методы управления, в том числе и маркетинг. В первую очередь это относится к предприятиям, которые работают на высоко конкурентном рынке, где функционирует несколько сотен или даже тысяч фирм.

Под маркетингом понимается система внутрифирменного управления, направленная на изучение и учёт рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы на выпуск конкурентоспособных видов продукции, чтобы обеспечить получение планируемого размера прибыли. Конкуренция маркетинга состоит в том, что вся деятельность предприятия, включая программы научнотехнических исследований, производства, капиталовложений, финансы, использование рабочей силы, а также программы сбыта, технического обслуживания и т.д., основывается на современном состоянии потребительского спроса и прогнозировании его изменений в перспективе. Принципиальных, коренных различий между маркетингом для внутреннего (деятельность внутри страны) и внешнего рынков нет. И в том, и в другом случае используются разнообразные методы, средства, приёмы и принципы маркетинговой деятельности. Однако учитывать особенности зарубежных рынков при управлении предприятием необходимо.

Внешние рынки предъявляют более высокие требования к предлагаемым на них товарам, их упаковке, сервису, рекламе и т.д. это объясняется острой конкуренции между фирмами - производителями товара и преобладанием «рынка покупателя», т.е. заметным превышением предложения над спросом.

Изучение внешних рынков, их возможностей более трудоёмко и сложно, поскольку требует изучения большого количества информации из различных источников.

Эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого использования комплекса маркетинговых методов: правильного выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых посредников, выбора и применения различных методов стимулирования сбыта, деловой деятельности, рекламы и др.

Для эффективной работы необходимо учитывать требования внешней среды маркетинга: особенность действующего законодательства, международные правила, социально-культурную среду, обычаи, правила валютнофинансовых расчётов, политику и др.

Характер, формы и методы маркетинговой деятельности будут зависеть от вида товара.

Исследование рынка служит основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. Программа комплексного исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товаров и других факторов.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

145

В рамках изучения спроса и предложения, изучения условий работы на конкретном рынке товаров, сотрудники business development занимаются составлением бизнес-плана развития компании, который основывается на расчетах эффективности реализации товара и сравнении условий реализации товара на внешнем / внутреннем рынках. Для данного расчета используются следующие показатели:

1) стоимость переменных затрат на производство товаров;

2) стоимость транспортировки;

3) оплата таможенной пошлины (при наличии);

4) расходы на кредитование на период возврата НДС;

5) валютный контроль;

6) премия / дисконт при реализации (если применимо);

7) прочие расходы.

При анализе конъюнктуры рынка, полезно пользование услугами аутсорсинговых служб. В каждой сфере есть компании-аналитики, которые на еженедельной, ежеквартальной и ежегодной основе делают аналитические отчеты, публикуют статьи и последние новости отрасли. Подписка на подобные информационные источники просто необходима. Кроме того, возможен подбор индивидуального пакета услуг по исследованию рынка исходя из уровня компании, который она занимает на мировом рынке, а также исходя из целей, которые стоят на данный момент перед руководством предприятия. Например, наиболее известный поставщик финансовой информации для профессиональных участников финансовых рынков - компания Bloomberg. Пользователями услуг Bloomberg являются тысячи компаний по всему миру в совершенно разных отраслях. Основной продукт - Bloomberg Terminal, через который можно получить доступ к текущим и историческим ценам практически на всех мировых биржах и многих внебиржевых рынках, ленте новостей агентства Bloomberg и других ведущих средств массовой информации, системе электронной торговли облигациями и другими ценными бумагами.

Помимо Bloomberg Terminal, важным продуктом является семейство специализированных телевизионных каналов BloombergTV (по отдельному каналу для всех основных рынков), журналы Bloomberg Markets, Bloomberg BusinessWeek, сайты Bloomberg.com и BusinessWeek.com, приложения для мобильных устройств и радио BloombergRadio.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение вышеуказанных теоретических разработок можно смело использовать на любом промышленном предприятии с целью оптимизации рабочих процессов и увеличения точек сбыта продукции.

Список литературы:

1. Зовшшньо економiчна дгяльтсть шдприемства / 1.В. Багрова, Н.1. Редана, В.£. Власюк, О.О. Гетьман. - К.: Центр навчально! лггератури, 2004. -580 с.

146

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

2. Михайлин А.Н. Управление внешнеэкономический деятельностью фирмы. - М.: МАЭП Колита, 2000.

3 Экономика и экономическая теория [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-ng.ru/ekonomika_i_ekonomicheskaya_teoriya/uprav-

lenie_vneshneekonomicheskoj.html гл3.

ПРОГРАММНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

© Тинякова В.И.* *, Цаплина М.Г.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

В статье предлагается подход к оценке параметров модели GARCH, предусматривающий реализацию циклического метода релаксации и позволяющий повысить точность получаемых оценок волатильности. Программная реализация метода легко осуществима на языке C++. Результаты применения данного подхода для решения задачи оценки волатильности электроэнергетического рынка подтвердили его высокую работоспособность.

Ключевые слова: финансовый рынок, электроэнергетический рынок, волатильность, модель GARCH.

Оптимизация является основой многих эконометрических приложений, например, при моделировании управления рисками, распределения активов, оценке возможных потерь или ожидаемого дохода при формировании портфеля участников опционов, моделирования изменчивости доходностей активов и характеристик этой изменчивости - волатильности, при выборе торговой стратегии и др. [1].

Различные алгоритмы построения эконометрических моделей и их оптимизации имеют давнюю историю применения и весьма полно исследованы с формально-теоретической точки зрения [5]. Однако анализ современного состояния доступного программного обеспечения в области эконометрических расчетов позволяет характеризовать его как неудовлетворительное.

В различных пакетах представлены различные программные реализации, с различными численными методами оптимизации, параметрами, определяемыми по умолчанию, что приводит к различным оценкам параметров модели при одних и тех же исходных данных. Данный факт был отме-

* Профессор кафедры Прикладной математики Российского государственного социального университета, доктор экономических наук, профессор.

* Аспирант Волгоградского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.