МЕТОДОЛОГИЯ и МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
А. В. Бондаренко, И. В. Гриневский
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА» В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются особенности перспективной модели механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. На основе изучения и анализа международного опыта, сопоставления возможностей современных технологий предложена модель интеллектуального механизма «единого окна», позволяющая комплексно выполнять формальности в сфере внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: «единое окно»; эталонная модель механизма «единого окна»; упрощение процедур торговли; система услуг «единого окна»; внешнеэкономическая деятельность.
Государства - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) проводят политику по совершенствованию системы регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), внедрению современных информационных технологий, направленных на упрощение международной торговли, в том числе путем развития механизма «единого окна» [1].
В целях реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в рамках ЕАЭС был разработан и одобрен на уровне глав государств стратегический план развития механизма «единого окна» до 2020 г. [2]. План включает: сферу применения, сроки и этапы реализации проекта, источники финансирования, описание эталонной модели «единого окна» (рис. 1), показатели результативности и эффективности исполнения основных мероприятий, возможные риски, описание организационного механизма управления.
Эталонная модель «единого окна» рассматривается как инструмент сближения подходов государств - членов Союза при реализации национальных механизмов «единого окна», поскольку определяет единые для всех стран - участниц ЕАЭС направления развития национальных проектов, а также сферу их действия.
На основе анализа закрепленного в стратегическом плане описания эталонной модели можно прийти к выводу, что сфера действия будущего механизма «единого окна» очень широка и охватывает всю ВЭД, включает широкий круг субъектов взаимодействия, практически все виды транспорта и формальности.
Во исполнение стратегического плана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утверждает ежегодные детализированные планы [3]. На основании п. 1.6 детализированного плана на 2015 г. стороны договорились о разработке
и утверждении описания функций и архитектуры эталонной модели, перечня государственных процедур и услуг.
Документы
Участники ВЭД
регистрационные, коммерческие, транспортные (перевозочные), разрешительные, таможенные, налоговые, банковские, страховые и др.
Виды транспорта:
- водный транспорт;
- воздушный транспорт;
- автомобильный транспорт;
- железнодорожный транспорт
Формальности: -
- экспорт/ импорт/ транзит;
- получение разрешительных документов;
- регистрация;
- отчетность;
- аудит и др.
таможенные операции, связанные с прибытием/ убытием товаров; таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенные процедуры; получение предварительной информации от перевозчика; запрос на выдачу лицензий, сертификатов, налоговая отчетность, проведение аудита и др.
Операции
перевозчики, экспортеры, импортеры, экспедиторы, стивидоры, владельцы СВХ, таможенные представители, декларанты, администрация аэропортов, железной дороги, банки, страховые
организации, патентные организации и др. ^---^
Виды деятельности:
- международная торговля;
- перевозка и логистическая деятельность;
- банковская деятельность;
- деятельность в области страхования
Единое окно
Сферы государственного регулирования:
- таможенное регулирование;
- валютное регулирование;
- налоговое регулирование;
- техническое регулирование;
- регулирование в сфере санитарных, ветеринарно-санитарных, карантинных
фитосанитарных мер ■---
таможенные органы; налоговые органы; пограничные органы; органы, осуществляющие транспортный контроль; органы, осуществляющие ветеринарный, санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль; Торгово-промышленная палата и др.
Госорганы и организации
Рис. 1. Эталонная модель «единого окна»
Стратегический план содержит общее описание эталонной модели, которое представляет собой концептуальное видение будущей системы. В целях детализированного описания эталонной модели авторы считают необходимым расширить основные пункты описания эталонной модели «единого окна», определить общие ориентиры, а также сформировать теоретическую основу будущего проекта (рис. 2).
Общие требования к эталонной модели можно сформулировать следующим образом.
1. Модель должна быть основана на международных стандартах. Международный уровень регулирования технологии построения и работы систем «единого окна» является стратегическим, так как именно на этом уровне сформулированы основные принципы и фундаментальные основы методики построения и применения «единого окна» для упрощения торговых и таможенных операций. Так, «Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами» № 33 Центра ООН по упрощению
процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН) [4] предлагает руководство, согласно которому информация, касающаяся торговли товарами, и/или документы должны представляться только один раз в одной точке входа. Однако процесс внедрения «единого окна» ставит сложные задачи, которые необходимо решать для достижения существенного упрощения торговли. Для решения этих задач СЕФАКТ ООН разработал и опубликовал две дополнительные рекомендации: Рекомендацию № 34 «Упрощение и стандартизация данных для международной торговли» [5], в которой описан простой, легкий в использовании и экономически эффективный четырехэтапный процесс для достижения на национальном уровне стандартизированного набора данных, и Рекомендацию № 35 «Создание правовой основы для международной торговли в рамках "единого окна"» [6], обеспечивающую общее руководство по вопросам правовой базы, связанной с разработкой, внедрением и эксплуатацией механизма «единого окна». Также сюда можно отнести разрабатываемую в настоящий момент Рекомендацию № 36 «Совместимость "единых окон"», которая даст представление о механизме и системах, необходимых для взаимосвязи и взаимодействия двух или более национальных (или региональных) «единых окон» [7].
Все уровни информационного взаимодействия
Высокая степень доверия
Участник ВЭД
Однократное представление электронных документов/сведений
Реализация
международных
стандартов
Государственные органы
Широкий спектр услуг
Гибкость и прозрачность предоставляемых услуг
Интеллектуальный механизм
Рис. 2. Общая концепция требований и функционала эталонной модели «единого окна»
2. Участники ВЭД должны иметь возможность однократно представить документы и (или) сведения в электронном виде в модель через единый канал. Заинтересованные лица должны иметь возможность однократно представить документы и (или) сведения в стандартизированном виде через единый пропускной канал
для последующего использования всеми заинтересованными государственными органами, при этом ранее представленные документы и (или) сведения повторно не представляются, за исключением случая, когда такие документы и (или) сведения имеют ограниченный срок действия.
В случае если в представленных документах и (или) сведениях недостаточно информации для принятия решения государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов, заинтересованные лица по запросу таких органов и (или) организаций повторно предоставляют только недостающие сведения.
При этом необходимые для осуществления ВэД документы и (или) сведения в форме электронных документов могут не являться точной копией документа на бумажном носителе.
Информация в эталонную модель «единого окна» должна поступать либо путем прямого ввода (в рамках интерактивного общения пользователя с системой), либо путем пакетной загрузки. При вводе путем пакетной загрузки информация анализируется системой, устанавливается соответствие элементов данных, после чего данные находятся в связке с конкретной поставкой, хранятся в системе и могут быть использованы повторно.
Участники ВэД не ограничены в объеме изначально предоставляемых сведений по каждой конкретной транзакции и вправе предварительно направлять весь пакет сведений через единый пропускной канал. В таком случае излишние сведения заносятся в базу данных системы «единого окна», в архив данной транзакции, и становятся доступными для использования всеми авторизованными контрагентами на каждом этапе ее осуществления.
В рамках эталонной модели должны быть реализованы сервисный подход при взаимодействии пользователей с системой и механизм оказания широкого спектра специализированных услуг таможенной сферы и внешнеторговой деятельности.
Заинтересованным лицам должен быть предоставлен широкий спектр услуг на всех этапах цепи поставки товаров с момента регистрации заинтересованных лиц до выпуска товаров и последующего аудита хозяйственной деятельности. Сервисный подход в рамках системы «единого окна» эталонной модели позволит реализовать совокупность организационно-экономических отношений, возникающих между субъектами системы обслуживания внешнеторговой деятельности, основными из которых являются участники ВэД, федеральные органы исполнительной власти и провайдеры услуг таможенной сферы, нацеленных на удовлетворение субъективных потребностей каждой стороны за счет информационного и документального обмена в рамках электронного информационного взаимодействия внутри системы.
Участникам ВэД в рамках «единого окна» предоставляется доступ к различным категориям услуг, в том числе:
- государственным услугам, оказываемым госорганами;
- частным услугам, оказываемым бизнес-агентами;
- общепортальным услугам «единого окна».
К первой категории относятся услуги по выдаче разрешений, их оформлению, ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по выдаче предварительных решений и т. д.
Ко второй категории относятся услуги по поиску контрагентов по перевозке, страхованию, совершению таможенных операций, экспедиторско-брокерские услуги, услуги стивидоров, услуги временного хранения товаров, банковские услуги и т. д.
К третьей категории относятся услуги по планированию будущих транзакций и оперативному управлению текущими операциями, предварительному анализу коммерческой информации, проверке запретов и ограничений, расчету платежей и подготовке отчетов, отслеживанию (трекингу) перемещения товара, доступа к актуальным базам нормативно-справочной информации, процедурам информирования и консультирования, ведению личного кабинета пользователя системы «единого окна» и личного архива и т. д.
эффективное функционирование сервисного механизма оказания услуг «единого окна» позволит компаниям, осуществляющим внешнеэкономические операции, выбирать оптимальные варианты перемещения товаров через таможенную границу, совершения таможенных операций и выполнения прочих требований контролирующих органов в соответствии с законодательством ЕАэС и национальным законодательством стран-участниц.
3. Система «единого окна» эталонной модели должна представлять собой интеллектуальный механизм. Внутри эталонной модели должен быть реализован интеллектуальный механизм обработки заявок пользователей на оказание специфического набора услуг и удовлетворения потребностей государственных контролирующих органов в информации для проведения проверочных мероприятий и операций документального контроля. Такой механизм универсален, способен в режиме реального времени оказывать комплекс услуг, оперативно обрабатывать и анализировать документы и (или) сведения, представленные заинтересованными лицами, перераспределять их между государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов, исходя из запрашиваемых услуг, информировать заинтересованных лиц о ходе рассмотрения заявок, оценивать риски, выдавать решения.
Интеллектуальный механизм эталонной модели должен обеспечивать:
- автоматическую декомпозицию и систематизацию уникальных сведений из загружаемых электронных структурируемых документов с формированием пакета данных транзакции, его заверение электронной подписью;
- формирование сценария транзакции, включающего выбор общего процесса (услуги), видов транспорта, специфики товара (услуги), контрагентов, маршрута поставок, альтернативных вариантов действий с расчетом приблизительных временных и финансовых издержек на транзакцию по выбранному сценарию;
- автоматическую калькуляцию подлежащих уплате пошлин, сборов, налогов, пеней и иных платежей;
- оперативное отслеживание состояния транзакции и его визуализацию для пользователей в виде сквозной временной диаграммы процесса с прогнозированием временных и финансовых затрат прохождения каждого мероприятия на основе анализа загруженных сведений и предыдущих действий;
- форматный и логический контроль действий пользователя и поступающих сведений, обеспечение непротиворечивости введенных данных и подсказки пользователю о последовательности операций;
- автоматическую маршрутизацию пакета сведений по алгоритму транзакции государственным органам с перечнем сведений, необходимых для оказания выбранных услуг и прохождения формальностей и контрольных мероприятий;
- совершение набора операций, контрольных и проверочных мероприятий в рамках системы «единого окна» без переадресации транзакции в систему соответствующего органа;
- автоматическое формирование экранных форм документов на основе сведений, хранящихся в системе «единого окна» или полученных от контролирующих органов по результатам прохождения формальностей;
- хранение и предоставление статистических данных по результатам совершенных транзакций, ведение истории транзакций пользователя и архива загруженных универсальных сведений пользователя.
Интеллектуальный механизм позволит заинтересованным лицам получать необходимую информацию о тех, кто предоставляет услуги в сфере ВэД, мерах регулирования, производить расчеты и электронную уплату таможенных и иных платежей, формировать отчетность и получать статистические данные. Для контролирующих органов интеллектуальный механизм предоставит доступ к наиболее полному пакету документов и сведений по транзакции, участникам ВэД, транспортному средству и товару.
4. Должен быть обеспечен необходимый уровень гибкости и прозрачности услуг, предоставляемых системой «единого окна» эталонной модели. В рамках функционирования эталонного механизма «единого окна» заинтересованные лица должны иметь возможность создавать «личные кабинеты», иметь комплексное представление о совершаемых экспортных, импортных и транзитных операциях на всех этапах цепи поставки товаров. Механизм «единого окна» должен позволять гибко настраивать интерфейс пользователя в зависимости от его потребностей и от услуг, наиболее часто затребованных пользователем. Механизм «единого окна» должен поддерживать различные форматы работы пользователя в системе: если у пользователя имеются собственные информационные системы, то данные в механизм «единого окна» должны выгружаться из этих информационных систем и наоборот. Для надзорных органов в механизме «единого окна» необходимо создать возможность получения необходимых сведений для осуществления своей деятельности, не выдвигая дополнительных требований участникам ВЭД.
При обращении в государственный орган у участника ВэД должна иметься возможность с помощью механизма «единого окна» отслеживать статус заявки и получать полную информацию о ходе ее рассмотрения, дополнительно направлять информацию при получении запроса от государственного органа. После получения государственной услуги заинтересованное лицо должно иметь возможность оценить результат. Данный механизм позволил бы оценивать работу государственных органов и степень удовлетворенности пользователей.
Механизм «единого окна» также должен максимально гибко позволять вносить изменения в хранящуюся информацию. Если изменения в имеющихся документах необходимо одобрить со стороны государственных органов, то механизм «единого окна» должен позволять направлять информацию в уполномоченный орган для получения такого одобрения. За актуальность и достоверность хранящейся в системе информации участник ВЭД несет ответственность в соответствии с законодательством Союза и стран - участниц Союза.
Таким образом, в рамках оказания услуг «единого окна» принцип гибкости реализуется посредством предоставления пользователю как услугополучателю
альтернативных вариантов осуществления транзакции с просчетом временных и финансовых затрат в соответствии с технологией, изложенной в п. 3. Принцип прозрачности реализуется в рамках механизма «единого окна» посредством заблаговременного определения в рамках выбранного пользователем маршрута транзакции перечня контролирующих мер и воздействий, проверок и требований (документальных и финансовых).
5. Эталонная модель «единого окна» должна обеспечивать различные уровни информационного взаимодействия пользователей: заинтересованных лиц, государственных органов и уполномоченных организаций государств-членов, - а также межведомственное информационное взаимодействие, информационное взаимодействие заинтересованных лиц между собой при совершении экспортных, импортных и транзитных операций, информационное взаимодействие национальных механизмов «единого окна».
В эталонной модели должно быть реализовано взаимодействие на уровнях:
- В2В - в рамках формирования бизнес-пакета сведений и работы биржи посредников (поиск страховой компании, перевозчика, брокера);
- B2G - в рамках загрузки бизнес-пакета на портал, его трансформации и маршрутизации в контролирующие органы для осуществления формальностей и контрольных мероприятий;
- G2G - в рамках перекрестного запроса госорганов через портал в части недостающих сведений бизнес-пакета, которые имеются в распоряжении только одного из органов;
- S2S - в рамках передачи информации по транзиту между госорганами разных государств Союза;
- G2B - в рамках получения пользователем решений и разрешительных документов от госорганов по результатам пройденных проверок и формальностей.
Реализация перечисленных уровней взаимодействия позволит в режиме реального времени направлять автоматизированные запросы на предоставление информации одного государственного органа другому государственному органу, информировать другие государственные органы о мерах государственного контроля, времени и месте проведения контроля, в случае если имеется необходимость для такого рода контроля.
6. Информация, предоставляемая эталонной моделью «единого окна», должна обладать высокой степенью достоверности, т. е. обеспечивать высокую степень доверия пользователей, способствовать установлению отношений доверия между заинтересованными лицами, государственными органами и уполномоченными организациями государств-членов.
Актуальность и защита информации обеспечиваются средствами электронной подписи (простой - при заходе в кабинет пользователя «единого окна», сложной - при заверении бизнес-пакета перед отправкой в госорганы). Вторичный уровень доверия к заявленным сведениям обеспечивается посредством маркировки родительского документа и контрагента, внесшего его, для каждого атрибута электронного структурированного документа и, соответственно, элемента данных, в нем содержащихся, что позволяет контрольным инстанциям отслеживать источники возникновения элемента данных, изменение элемента данных по времени и лиц, ответственных за это.
Для соответствия указанным требованиям и выполнения своих функций эталонная модель «единого окна» должна иметь сложную модульную структуру, в которой необходимо выделить следующие элементы.
1. Организационно-технический блок. Основной блок системы, ответственный за совершение сложных операций, декомпозицию элементов данных, формирование и актуализацию модели данных, а также электронное информационное взаимодействие пользователей «единого окна».
2. Информационно-аналитический блок. Вспомогательный блок, ответственный за информирование всех субъектов и пользователей о текущем состоянии основных процессов, администрировании базы НСИ, за моделирование будущих транзакций.
3. Блок электронной коммерции. Блок, предназначенный для бизнес-агентов системы «единого окна» и реализующий функции калькуляции, оплаты и подтверждения оплаты платежей в рамках системы.
4. Подсистема личных кабинетов пользователей. Данная подсистема представляет собой совокупность личных кабинетов пользователей системы «единого окна», обеспечивает возможности загрузки, преобразования и хранения информации пользователя, формирования маршрутов транзакций, бизнес-пакета сведений, а также предоставления пользователю актуальной информации по предстоящим формальностям и состоянию текущих транзакций. Кроме того, личный кабинет может служить своеобразным архивом документов и сведений по совершенным транзакциям.
Ученые, изучающие вопросы государственного администрирования и сервисного подхода в государственном управлении применительно к сфере внешнеторговой деятельности, отмечают, что в рамках проекта «единого окна», по сути, формируется новая система отношений (информационно-технологических, правовых, организационных и др.), возникающих между участниками процессов внешнеторговой деятельности и трансграничного перемещения товара [8]. Представленная авторами эталонная модель «единого окна» ЕАэС должна стать новым двигателем такого процесса, раскрывать положительные стороны внедрения данной технологии и задавать ориентиры для развития национальных систем «единого окна» стран-участниц на основе принципов интероперабельности и единообразия.
Разработка и создание системы «единого окна» регионального уровня, включающего национальные сегменты пяти государств, - беспрецедентный проект даже для мирового опыта. Поэтому проектирование и описание моделей различного рода, определяющих основные концептуальные черты, технологии и процессы будущей системы, являются необходимым условием его реализации.
Использованные источники
1. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68 «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 19 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 04.02.2015 № 4 «О детализированном плане на 2015 год по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» № 33 СЕФАКТ ООН [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ресурсов Всемирной таможенной организации. URL: http: //www.wcoomd.org.
5. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» № 34 СЕФАКТ ООН [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ресурсов Всемирной таможенной организации. URL: http: //www.wcoomd.org.
6. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» № 35 СЕФАКТ ООН [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ресурсов Всемирной таможенной организации. URL: http: //www.wcoomd.org.
7. Бондаренко А. В., Рыбальченко Н. К. Развитие межгосударственного информационного взаимодействия в сфере внешней торговли на основе интероперабельности национальных «единых окон» // Микроэкономика. 2015. № 1. С. 47-51.
8. Макрусев В. В. Механизм «единого окна» как основа развития института таможенного администрирования // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 2. С. 130-136.