В.П. Свиридонова, М. Аззауи, 2005
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ
В.П. Свиридонова, М. Аззауи
Система образования во Франции находится главным образом в компетенции государства. В основе государственной системы образования лежат четыре принципа: равенство доступа, отсутствие дискриминации, беспристрастность и светский характер обучения. Государственная система образования является бесплатной, за исключением обучения в университете, причем плата за него весьма умеренна ‘.
Для характеристики высшего образования следует сказать о лицеях, которые делятся на лицеи общего образования и лицеи профессионального образования. В лицеях первого типа во втором, первом и завершающем классах учащиеся сдают экзамены на звание бакалавра либо общего профиля, либо с техническим уклоном. Экзамен на звание бакалавра общего профиля является государственным, и успешная его сдача рассматривается как начальная ступень университетского образования. Этот экзамен ориентирован на одну из трех основных дисциплин: литературу (L), естественные науки (S) и экономику (ES). Технический уклон включает следующие специализации: медико-со-циальные науки (SMS), естественные науки и лабораторные технологии (STL), естественные науки и технологии сферы услуг (STT) и естественные науки и промышленные технологии (STI). Лицеи профессионального образования готовят учащихся по разным специальностям в сфере промышленности и услуг. Образование, предоставляемое профессиональными лицеями, и его содержание определяются на общегосударственном уровне, исходя из стратегии тех или иных специальностей.
Система высшего образования Франции включает:
1. Университеты, осуществляющие подготовку по литературе, естественным наукам, праву, экономике и междисциплинарным проблемам.
2. Университетские технологические институты с двухгодичным сроком обучения, готовящие техников-технологов.
3. Высшие специализированные вузы, среди которых можно выделить:
а) большие школы (Grandes Ecoles), готовящие инженерные и управленческие кадры высшей квалификации;
б) высшие педагогические школы (Ecoles normales), формирующие преподавательские кадры;
в) Grands etablissements — специальные школы профессиональной направленности.
Grandes Ecoles отличаются строгим отбором при поступлении, насыщенностью учебных программ, высококвалифицированным педагогическим персоналом, высоким уровнем технической оснащенности. Учащиеся получают стипендию. Срок обучения — от двух до пяти лет. Наибольшей известностью пользуются Ecoles normales (EN) superieures, а также EN des Chartes, ENS d’ingenieurs, Institut d’etudes politiques, ENS d’Arts et Metiers, EN d’administration, EN agronomique, Ecole polytechnique, Ecole special e militaire de Coetquidan, Ecole navale, ENS des Mines, EN des Ponts et des Chaussees, EN des langues orientates.
Высшие учебные заведения предоставляют возможность продолжить учебу окончившим средние учебные заведения; для поступления в вузы необходим диплом бакалавра.
Высшие специализированные вузы появились во Франции в XVIII веке в целях подготовки кадров для конкурсного замещения административных должностей. Некоторые из этих учебных заведений были первоначально предназначены для подготовки квалифицированных кадров в ключевых структурах государства, например, Политехническая школа и Сен-Сирское училище готовили специалистов для армии, Высшие педагогические школы — преподавательские кадры. Сохранив свое первоначальное назначение, эти учебные заведения расширили диапазон подготовки специалистов. В настоящее время там преподают предметы, относящиеся ко всем областям знаний: фундаментальные науки, инженерные дисциплины, право, управленческие специальности, а также гуманитарные дисциплины, литературу, искусство. Наряду с высшими школами существуют высшие управленческие, коммерческие школы, а также высшие национальные инженерные школы, готовящие высококвалифицированных специалистов для предприятий. По социальному престижу и академическому уровню вузы неуниверситетского сектора стоят выше университетов, открывая своим выпускникам прямой путь в правящую экономическую, финансовую и политическую элиту общества.
Доступ в специализированные вузы возможен лишь после успешного прохождения строгого конкурсного отбора. Для поступления в Огапёез ЕсоЬб необходимо после лицея, дающего полное среднее образование (12 лет), закончить специальные двухлетние подготовительные классы, которые могут функционировать при лицеях, университетах, а также при самих Сгапёеэ Есо1ез. Эти классы рассматриваются как первый цикл обучения в Больших школах, однако после его прохождения диплом не присуждается.
Поступление в университеты возможно для обладателей диплома бакалавра или приравненного к нему диплома. Поступление же в университетские технологические институты, которые готовят за два года к получению диплома о техническом образовании, происходит путем отбора по документам.
В целом система высшего образования Франции многоуровневая. Занятия в университетах организованы в три цикла.
Первые два года (первый цикл) посвящены подготовке к получению диплома об общем университетском образовании; он завершается присуждением диплома общеуниверситетской подготовки (ОЕиО — 01р1оте
d’etudes universitaires generates) с указанием профилирующей дисциплины. Параллельно проводится подготовка к профессиональной деятельности в качестве специалистов среднего звена в науке, промышленности, экономике, здравоохранении, информации и т. д. В результате этой подготовки выдается диплом естественнонаучных и технических знаний с указанием профилирующей дисциплины (DEUST).
Второй двухгодичный цикл имеет целью получение диплома сначала лиценциата, а затем магистра. Он имеет целью углубление общенаучной и технической подготовки. Первый год этого цикла завершается экзаменом на получение диплома лиценциата (Licence). Степень лиценциата подтверждает научную подготовку 2-го цикла высшего образования по общей специальности. Для его получения необходимо наличие диплома
1 -го цикла общего университетского образования. Лиценциат присуждается по всем университетским специальностям, за исключением медицины и фармацевтики. Диплом лиценциата имеет статус государственного. Получив диплом лиценциата, студент может в течение еще одного года подготовиться к получению диплома магистра (Maitrise) с указанием профиля подготовки. Диплом магистра также присуждается по всем университетским специальностям, за исключением медицины и фармацевтики, и имеет статус государственного.
Третий цикл доступен лишь после строгого отбора; он организован по двум направлениям:
1. Получение диплома высших специализированных знаний (DESS), после получения которого можно сразу приступить к практической работе. Продолжительность обучения — один год.
2. Получение диплома доктора наук. Это направление осуществляется в течение нескольких лет. Первый год обучения заканчивается получением диплома углубленных знаний (DEA), после чего открывается возможность в течение 2—5 лет получить диплом доктора (docteur) по избранному направлению. Docteur — обладатель высшей научной степени. Докторская степень существовала в трех разновидностях: доктор третьего цикла, государственный доктор и доктор университета. Степень присуждалась по всем специальностям: по праву (docteur en droit), медицине (docteur en medecine), филологии (docteur es science).
Doctorat d’Etat — государственная степень доктора наук (и диплом о присуждении этой степени). Диплом имеет государственный статус. Высшая ученая степень, свидетельствующая о проведении оригинального научного исследования (1974—1996). Присуждалась после публичной защиты диссертации (these) по решению специального жюри факультета. Обычно подготовка длилась 5 лет, под контролем научного руководителя (directeur de these). Соискатель должен был иметь диплом магистра (Maitrise), углубленного образования (Diplome d’etudes approfondies — DEA) или другой равнозначный диплом.
Doctorat de troisieme cycle — докторская степень 3-го цикла. Ученая степень (и диплом доктора наук 3-го цикла со статусом государственного), свидетельствовавшая о получении специальности и о способности к научным исследованиям (1974—1996). Присуждалась университетами и учеными заведениями университетского типа. Предусматривала 2—3-летнее обучение по 3-му циклу высшего образования, подготовку и публичную защиту диссертации (these), наличие диплома магистра.
Doctorat d’Universite — университетская степень доктора наук. Присуждалась университетами (1897—1996). Соискатель должен иметь диплом лиценциата, пройти учебную/ научную двухлетнюю подготовку, представить для рассмотрения оригинальную научную диссертацию. Диплом не имел статуса государственного.
До настоящего времени университетское образование включало 3 вышеуказанных учебных цикла, но подобная организация обучения претерпела изменения с введением новой схемы LMD. Эта аббревиатура, основанная на принципе 3—5—8, расшифровывается как Licence — Master — Docteur (Лисанс — Мастер — Доктор). Новая схема включает следующие этапы: диплом Лисанс, полученный после 3 лет обучения в вузе (Вас + 3) (уровень квалификации, соответствующий требованиям европейского рынка труда); диплом Мастер, полученный после 5 лет обучения в вузе (Вас + 5); степень Доктора (кандидата наук), получаемая после 8 лет обучения в вузе (Вас + 8). В задачи университетских институтов IUP, которые в настоящее время предлагают обучение по программе Вас + 4, входит дополнительная годичная подготовка с целью получения диплома Мастер.
Эта новая европейская схема университетского обучения позволяет сравнить французский диплом с дипломом любого евро-
пейского университета. Следовательно, это может способствовать большей мобильности студентов внутри Европейского сообщества, а также признанию дипломов на рынке занятости 2.
Университетское медицинское образование также организовано по трем циклам.
После первого цикла, который длится
2 года, студенты получают диплом выпускника первого цикла медицинского образования (РСЕМ).
Второй цикл продолжается 4 года; он завершается получением диплома второго цикла (ОСЕМ) и свидетельства об успешно завершенной практике, после чего студент может поступить на третий цикл обучения.
На третьем цикле подготовка специалистов осуществляется по двум направлениям: терапевтическому и узкой медицинской специализации. После двух лет теоретических и практических занятий и защиты диплома терапевты получают государственный диплом медицины и квалификацию терапевта. Студенты, избравшие узкую медицинскую специализацию, а также хирургию, психиатрию и медицинскую биологию, обучаются на этом цикле 4—5 лет. По окончании им присуждается диплом государственного доктора медицины и диплом специальных знаний (ОЕБ).
Согласно закону Савари (1984 год) университеты получили административную, учебную и финансовую автономию, факультеты были заменены двумя новыми структурами: во-первых, учебно-исследовательскими объединениями, во главе которых стоят директора, обеспечивающие координацию педагогической деятельности, во-вторых, университетом, который объединяет деятельность учеб-но-исследовательских объединений, служб общего назначения (библиотек, служб информации и ориентации, служб непрерывного обучения и т. д.), а также ведает институтами и школами, передаваемыми при необходимости университету. Президент каждого университета избирается на пять лет. Он имеет в своем распоряжении административно-финансовые службы и руководит исполнением бюджета, состоящего из государственных ассигнований и собственных средств (пожертвований, денежной помощи предприятий, дотаций от территориальных коллективов, средств, взимаемых при приеме в университет). Персонал университетов — государственные служащие, а генеральный секретарь назначается министерством. В управлении университетом
участвуют советы, избираемые совместно преподавателями и студентами, причем один из таких советов приглашает в свой состав видных деятелей со стороны.
Реформы 80—90-х годов имели целью адаптировать университет к изменившимся потребностям экономики и общества. Сейчас учебный год делится на семестры, что позволяет производить переориентацию гораздо быстрее, чем прежде; расширено платное обучение, введена практика индивидуального руководства преподавателя работой каждого студента, учреждено подразделение по обобщению профессионального опыта. Продолжение реформы предполагает децентрализацию и профессионализацию обучения. Постоянный рост численности студентов обусловил создание отделений университетов во многих средних по величине городах, причем финансирование наполовину обеспечивается государством, а другая половина приходится на территориальные коллективы. Реформы также содействуют демократизации высшего образования, подкрепляясь системой помощи в виде стипендий для материально необеспеченных студентов, организацией университетских столовых и предоставлением жилья.
Стремление придать французским университетам международное звучание привело к созданию нескольких европейских центров, образованных разными университетами, расположенными в одном городе. Эти университеты устанавливают партнерские отношения, приводящие к объединению усилий научных
коллективов для проведения крупных исследований; они проводят политику международных обменов, становясь престижными центрами, способными работать в рамках европейских программ университетских обменов и партнерства с предприятиями. Такая политика имеет место, например, в университетах Гренобля, Тулузы, Лилля и других городов.
Иностранные студенты, желающие получить высшее образование во Франции, обязаны заполнить анкету в период с 1 декабря по 15 января, до наступления следующего учебного года. Перед поступлением необходимо пройти тестирование на знание французского языка. Требования к поступающим разрабатывают сами университеты в соответствии с собственными критериями. Президент или ректор вуза дает заключение относительно образовательного уровня абитуриента на основании рекомендаций комиссии, которая рассматривает академические успехи поступающего (во Франции не существует перечня иностранных аттестатов, дипломов, формально признанных равноценными французским ученым степеням). Иностранным студентам выплачиваются стипендии. По всем финансовым и социальным вопросам абитуриент может обратиться в Центр по делам университетского и школьного образования (Centres regionaux des oeuvres universitaires et scolaires — CROUS).
Если сравнить системы высшего образования Франции и России, то можно представить уровни подготовки специалистов в виде схемы (см. рисунок).
Франция
Россия
Docteur г-► Кандидат наук
These 3 Аспирант. 3
Аспирант. 3 These 3
GRANDE ECOLE 3 Высшая школа 3 (Diplome)
GRANDE ECOLE 2 Высшая школа 2
GRANDE ECOLE 1 Высшая школа 1
~5~
Конкурс
PREPA2 ПОДГ2
PREPA 1 ПОДГ 1
These 2
Аспирант. 2
These 1
Аспирант. 1
DEA-DESS
ДЕА-ДЕСС
MAITRISE
МЭТРИЗ
LICENCE
ЛИСАНС
DEUG 2
ДЁГ2
DEUG1
ДЁГ1
3-й
ц
и
к
л
Аспирант. 2
These 2
Аспирант. 1
These 1
МАГИСТР
MAGISTERE
6
2-й
ц
и
к
л
Специалист
Specialiste
БАКАЛАВР
BAKALAVR
4
1-й
Ц
и
к -4-л
Высшая школа Grande Ecole
18 лет 18 ans
Университет
Univesite
г
BACCALAUREAT — БАКАЛАВРИАТ (12 ans de formation)
(12 лет обучения)
Конкурс — concours ВУЗ
17 лет 17 ans
АТТЕСТАТ О ПОЛНОМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ (11 лет обучения)
(11 ans de formation)
Уровни подготовки специалистов в системе высшего образования Франции и России3
Условные обозначения
BTS Brevet de technicien superieur (Вас * + 2)
DEUG Diplome d'etudes universitaires generates
(Вас + 2)
DEUST Diplome d'etudes universitaires
scientifiques et techniques (Вас + 2)
IUT Institut universitaire de technologie
(Вас + 2)
DUT Diplome universitaire de technologie
(Вас + 2)
CPGE Classes preparatoireaux grandes ecoles
(Вас + 2 OU Вас + 3)
IUP Institut universitaire Professionnalise
(Вас + 4)
MSG Maitrise de sciences de gestion (Вас + 4)
MST Maitrise de sciences et techniques
(Вас + 4)
DEA Diplome d'etudes approfondies (Вас + 5)
DESS Diplome d'etudes superieures specialises
(Вас + 5)
Диплом о среднем техническом образовании Диплом об общем высшем образовании
Диплом о высшем научно-техническом образовании
Университетский технологический институт
Диплом о высшем технологическом образовании
Подготовительный курс подготовки в высшую школу
Университетский специализированный институт
Диплом мастера наук и управления Диплом мастера наук и технологий
Диплом об углубленном высшем образовании
Диплом о высшем специальном образовании
* Вас — (сокращение от Ъасса1атгШ) — французский аттестат о среднем образовании, выдаваемый по окончании средней школы (12 лет обучения).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Франция: Справочное издание / Русский текст под общ. ред. проф. Ю.И. Рубинского / Министерство иностранных дел Франции. М.: ЗАО «Интердиалект +», 1999. С. 155—164.
2 www.edufrance.ru
3 Высшее образование во Франции: Ката лог участников форума 3—4 марта 2003 г. С. 9.