Научная статья на тему 'Болонский процесс и система высшего образования Франции'

Болонский процесс и система высшего образования Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1864
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс и система высшего образования Франции»

г

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Е. АПКАРОВА, ст. научный сотрудник

Федеральный институт развития образования

В условиях построения единого европейского образовательного пространства и присоединения России к этому процессу интерес к зарубежной высшей школе приобретает в нашей стране не столько познавательный, сколько практический характер.

Как известно, Франция была одним из инициаторов сближения образовательных систем европейских государств и начиная с 1998 г. последовательно проводит политику реформирования высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса. На практике это отразилось в реформе LMD ^сепсе-Ма81ег^ос1:ога1:)1. Данная модель включает три образовательных цикла, которые, согласно Болонской декларации, составляют общеевропейский стандарт высшего образования, с той разницей, что первая ступень носит название не бакалавриат, как в большинстве англосаксонских стран, а лиценциат (бакалавры во Франции - это выпускники лицеев, сдавшие выпускные экзамены на степень бакалавра).

Необходимо сделать оговорку, что новая реформа в большей степени относится к университетам и университетским институтам, осуществляющих краткосрочную подготовку специалистов (университетские технологические институты, институты политических исследований).

В Высших школах, или, как их еще называют Больших школах (Grandes Есо1ез), где профессионализация обучения ставится во главу угла, а также на медицинских отделениях университетов, новая реформа в силу специфики подготовки специалистов проходит более медленными темпами.

Вполне очевидно, что переход к преобразованиям в духе болонских рекоменда-

Болонский процесс и система высшего образования Франции

ций не должен стать болезненным и затяжным, поскольку традиционная, национальная модель организации учебного процесса во французских университетах также включала образовательные циклы с получением диплома и/ или степени при успешной аттестации каждой ступени обучения.

Первый цикл (длительностью в два года) давал студенту базовую общеобразовательную подготовку с присуждением диплома об общем университетском образовании (DEUG) 2 с указанием соответствующей области знаний.

Студенты, успешно окончившие первый этап университетского образования, зачислялись на второй цикл, который состоял из двух последовательных ступеней, по окончании которых присуждались соответственно степень лиценциата и степень мастера (maitrise). Обучение на втором цикле носило преимущественно фундаментальноприкладной характер по избранной специальности.

Третий цикл университетского образования традиционно предназначался для специализации и приобщения к научно-исследовательской деятельности и предполагал два направления, одно из которых вело к получению Диплома о высшем специальном образовании (DESS)3, а второе давало возможность поступить в докторантуру после получения диплома об углубленном высшем образовании (DEA)4. Диплом DESS больше ориентировал его обладателя на профессиональную карьеру.

Согласно реформе LMD, весь цикл университетской подготовки также разбивается на этапы, каждый из которых заканчивается присвоением степени и вручением

Образование за рубежом

113

диплома, подтверждающего получение этой степени.

Начальный цикл университетской подготовки (лиценциат) включает 3 года обучения (6 семестров) и засчитывается при условии получения 180 кредитов по системе ECTS. Он включает два направления: исследовательский лиценциат (licence), позволяющий продолжить обучение по магистерским программам, и профессиональный лиценциат (licence professionnelle), предполагающий по окончании профессиональную деятельность. Программы подготовки обоих направлений лиценциата в течение первых двух лет являются общими.

Появление диплома профессионального лиценциата во многом отвечает требованиям современного высшего образования, главным образом - в части профессионализации университетской подготовки. Учебный курс профессионального лиценциата рассчитан на один учебный год или два семестра, а программы подготовки разрабатываются совместно с представителями предприятий и другими заинтересованными лицами. Кроме студентов, окончивших двухгодичный, общий для исследовательского и профессионального лиценциата цикл обучения, продолжить обучение по программам профессионального образования могут выпускники секций по подготовке техников высшей квалификации (STS)5 и университетских технологических институтов (IUT)6. Диплом профессионального лиценциата выдается по самым разнообразным направлениям подготовки. Но более всего он востребован в таких областях, как промышленное производство (строительство, электротехника, промышленная информатика, биотехнологии и т.д.), аграрное производство (агрономия, эксплуатация земельных ресурсов и т.д.), сфера услуг (банковское дело, менеджмент, гостиничный бизнес и т.д.). На начало 2008 г. существовало 46 групп специальностей, ведущих к получению диплома профессионального лиценциата.

Обучение в магистратуре включает

2 года обучения (4 семестра) после исследовательского лиценциата и оценивается в 120 кредитных единиц. Декрет от 30 августа 1999 г. о введении степени магистра стал первым французским законодательным документом, вписывающимся в структуру создания Европейского пространства высшего образования. Этот документ предусматривает присуждение магистерской степени как обладателям магистерского диплома, так и обладателям национальных дипломов об углубленном образовании (DEA) и высшем специальном образовании (DESS).

Подобно лиценциату курс «магистра» предполагает два направления: исследовательское (master recherche) и профессиональное (master professionnelle). Диплом исследовательского магистра дает право поступления в докторантуру.

Обучение в докторантуре длится три года после магистратуры и предполагает зачет 180 кредитных единиц. «Встраивание » докторантуры в качестве полноправного, а не дополнительного компонента в структуру высшего образования проходит в духе требований Болонского движения и не является французским новшеством.

Несмотря на элементы новизны в организации обучения, зачисление в вузы страны остается традиционным. Поступать в университет имеют право абитуриенты, имеющие либо диплом бакалавра, либо диплом доступа к университетскому образованию. К этим двум может быть приравнен любой другой документ (французский или иностранный), который официально признан на национальном уровне.

Среди многочисленных декретов и постановлений, принятых в связи c реализацией модели LMD, основным документом, определяющим новую структуру высшего образования во Франции по модели LMD, стал декрет «О приложении к французской высшей школе принципов Европейского пространства высшего образования», где изложены основные составляющие новой реформы:

114 Высшее образование в России • № 10, 2008

1) трехступенчатая структура высшего образования (лиценциат, магистратура, докторантура), предполагающая получение степени после каждого образовательного цикла;

2) организация обучения по семестрам и введение образовательных единиц (Unite d’enseignement);

3) внедрение системы накопительных кредитов по типу ECTS;

4) выдача Приложения к диплому (DS - Diploma Supplement) для обеспечения в рамках академической мобильности понимания пройденного обучения и полученных квалификаций.

Образовательными единицами, или образовательными юнитами (UE), в контексте новой реформы называют учебные дисциплины, которые составляют блоки дисциплин (parcour de formation). Образовательные единицы могут быть как обязательными, так и факультативными.

Вышеперечисленные меры, как указано в ст. 3 того же декрета, содействуют:

• организации обучения в форме блоков дисциплин, освоение которых ведет к получению соответствующих национальных дипломов;

• использованию мультидисциплинар-ных подходов в обучении;

• профессионализации высшего образования, его адаптации к быстроменяю-щимся социуму и сфере производства;

• мобильности студентов, преподавателей, ученых и административного персонала. Мобильность студентов предполагает возможность частичного обучения в европейских вузах-партнерах с последующим признанием как времени обучения в зарубежном вузе, так и полученных там переводных зачетных единиц;

• изучению иностранных языков и освоению средств коммуникации, отнесенных к группе особых компетенций (competences transversals);

• развитию дистанционного обучения.

Особое место в контексте новой реформы уделяется технологии разработ-

ки блоков дисциплин, носящих во Франции название «паркур-тип» (parcours-types). Словарь педагогических терминов, размещенный на одном из министерских сайтов (Educnet)7, трактует этот термин как «систему образовательных модулей, которая соответствует научным и педагогическим требованиям и позволяет индивидуализировать процесс обучения».

Принцип модульного обучения не является «болонским» новшеством, к тому же разными авторами он толкуется не совсем одинаково. Объясняется это, очевидно, тем, что зародившиеся в 1960-70 гг. модульные технологии в обучении были направлены на индивидуализацию и демократизацию образовательного процесса и предполагали большую свободу в выборе средств, приемов и методов обучения, а главное - отдавали приоритет самостоятельной деятельности студента. Под модулем чаще всего понимается блок дисциплин, которые образуют взаимосвязанную целостность в составе программы и могут расцениваться как логическая подструктура внутри общей структуры программы. Модулю отвечает определенная сумма зачетных единиц (кредитов). Считается, что особенно эффективно модульное обучение действует применительно к мульти-дисциплинарным и междисциплинарным программам, которые создают единую программу обучения по смежным специальностям.

В таблице представлены две модели организации обучения во Франции: до LMD и после.

Сравнение этих двух моделей показывает, что в условиях преобразования высшей школы по болонскому образцу Франция оказывается в более выигрышном положении, чем страны, где никогда не существовало традиции образовательных циклов (например, Россия). Видимо, это обстоятельство повлияло на то, что уже к 2006 уч. г. все французские университеты перешли на организацию учебного процес-

Образование за рубежом

115

Прежняя модель Докторантура 3 года Модель LMD Докторантура 3 года

Диплом об углубленном высшем образовании (DEA) - Диплом о высшем специальном образовании (DESS) - 1 год Мэтриз (Maitrise) - 1 год Лиценциат (Licence) - 1 год Диплом об общем университетском образовании (DEUG) - 2 года Магистр (Master) - 2 года Лиценциат (Licence) - 3 года

са по модели LMD. Хотя источник (официальный сайт Министерства образования и науки Франции) не дает пояснений по поводу реформирования учебных программ медицинских и фармацевтических факультетов, которые имеют свой план по срокам реализации новой реформы, можно отметить, что важный этап по воплощению в жизнь целей Болонского процесса во Франции осуществлен.

Примечания

1 Лиценциат-магистр-доктор (фр).

2 DEUG - Diplome d’etudes Universitaires Geneerales.

3 DESS - Diplome d’etudes superieures speci-alisees.

4 DEA - Diplome d’Etudes Approfondies.

5 STS - Section de technicien superieur.

6 IUT - Institut universitaire de technologie.

7 www.educationgouv.fr

Л. ГУРЬЕ, профессор Казанский государственный технологический университет А. ГАЗИЗОВА, доцент Казанский государственный университет (Набережночелнинский филиал)

Процесс интернационализации высшего образования, общность тех вызовов, с которыми приходится сталкиваться образовательным системам различных стран, создают предпосылки и возможности для сравнения и осмысления успешного опыта образовательной политики. В связи с этим рассмотрим вопросы, связанные с подготовкой преподавателей вузов в Турции -единственной мусульманской стране, которая участвует в Болонском процессе (с 2001 г.). Турция, как и Россия, -классический пример государства с неоднородным многонациональным и многоконфессиональным составом, находящегося на стыке цивилизаций и даже располагающегося в двух частях света - Европе и Азии.

Проблемы подготовки преподавателей вузов в Турции

Сегодня реформирование системы высшего образования в Турции характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в турецкой высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. Наличие квалифицированного профессорско-преподавательского состава представляется важным фактором для успешной интеграции Турции в европейские образовательные структуры и развития плодотворного сотрудничества в области науки и культуры. Однако на сегодняшний день для системы высшего образования Турции, которая стремится занять достойное место в европейском университетском сообществе, подготовка ква-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.