Научная статья на тему 'Система технологических средств при обучении иностранному языку в вузе'

Система технологических средств при обучении иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / СИТУАЦИЯ / SITUATION / МОДУЛЬ / MODULE / АЛГОРИТМ / ALGORITHM / ПРАВИЛА / RULES / LEARNING MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Валентина Константиновна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна

Статья содержит описание авторской системы технологических средств по предмету «Иностранный Язык», применяемой для студентов вуза. Определены теоретические предпосылки для создания системы технологических средств на основе анализа достижений ученых и практиков, занимающихся вопросами развития личности и технологической организации процесса обучения. Представлены основные разделы системы: авторская программа, система модулей, система технологических ситуаций, алгоритмы и правила речедеятельности. Выделены основные принципы создания комплекта технологических средств, разработаны условия эффективности использования данного комплекта. Сделаны выводы о возможности его инвариантного применения в целях совершенствования образовательного процесса. Переход на более оптимальные способы организации учебного процесса усиливает эффективность учебного процесса, повышая мотивацию к учебе и способность технологично и алгоритмично строить свою будущую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкунова Валентина Константиновна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TECHNOLOGICAL MEANS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL

The article contains a description of the author's system of technological means on the subject "Foreign Language" used for University students. The main sections of the system are presented: the author's program, the system of modules, the system of technological situations, algorithms and rules of the speech activity. The basic principles of creation of the set of technological means are allocated, conditions of efficiency of use of this set are developed. The conclusions about the possibility of its invariant application in order to improve the educational process are given.

Текст научной работы на тему «Система технологических средств при обучении иностранному языку в вузе»

Педагогика

УДК 378.14.

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Валентина Константиновна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород) СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья содержит описание авторской системы технологических средств по предмету «Иностранный Язык», применяемой для студентов вуза. Определены теоретические предпосылки для создания системы технологических средств на основе анализа достижений ученых и практиков, занимающихся вопросами развития личности и технологической организации процесса обучения. Представлены основные разделы системы: авторская программа, система модулей, система технологических ситуаций, алгоритмы и правила речедеятельности. Выделены основные принципы создания комплекта технологических средств, разработаны условия эффективности использования данного комплекта. Сделаны выводы о возможности его инвариантного применения в целях совершенствования образовательного процесса. Переход на более оптимальные способы организации учебного процесса усиливает эффективность учебного процесса, повышая мотивацию к учебе и способность технологично и алгоритмично строить свою будущую деятельность.

Ключевые слова: технология, средства обучения, ситуация, модуль, алгоритм, правила.

Annotation. The article contains a description of the author's system of technological means on the subject "Foreign Language" used for University students. The main sections of the system are presented: the author's program, the system of modules, the system of technological situations, algorithms and rules of the speech activity. The basic principles of creation of the set of technological means are allocated, conditions of efficiency of use of this set are developed. The conclusions about the possibility of its invariant application in order to improve the educational process are given.

Keywords: technology, learning means, situation, module, algorithm, rules.

Введение. В последние годы в образовательном пространстве нашей страны в связи с изменением образовательной парадигмы, выразившимся в переходе от информационно-когнитивной педагогики к ценностно-смысловой, все большее внимание обращается на различные педагогические технологии, педагогический опыт, на способы профессионально-педагогической деятельности и средства ее организации. Основой общих требований к педагогу является целостное представление о сфере образования и система профессиональных способностей.

Современный уровень преподавания требует разработки методического сопровождения образовательного процесса, позволяющего перейти на технологическую организацию обучения, в связи с чем возрастают возможности удовлетворения потребностей в самообразовании, самосовершенствовании и самореализации у всех участников образовательного процесса, используя в системе организации и компьютерные технологии [1, 2].

Формулировка цели статьи. В условиях социально-экономических перемен меняется функция образования и статус педагога, повышаются требования к профессиональной деятельности педагога. Нами сделана попытка пересмотра организации процесса обучения, перехода его на технологическую основу.

Цель исследования - представить систему технологических средств по предмету, определить значимость каждого раздела в организации учебного процесса.

Задачи исследования: определить условия и рекомендации по использованию системы технологических средств в учебном процессе.

Изложение основного материала статьи. Иностранный язык интегрируется в общую образовательную систему специальности, качество усвоения которой зависит от наличия единого управленческо-педагогического языка, позволяющего осуществлять системное непрерывное общее и профессиональное обучение. Таким образом, понимая значимость данной проблемы, авторы попытались создать единое содержательное информационно-обучающее пространство по дисциплине «Иностранный язык» на основе существующего алгоритма создания ключевых понятий и терминов, обслуживающих разные направления подготовки. В основе любой педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом от постановки целей до получения результата. Современная дидактика стоит перед выбором: либо строить образование на высоком академическом уровне и потерять индивидуальность, либо дать свободу инициативе человека, идти от его потребностей и потерять системность в знаниях. Поэтому, большой интерес представляет обращение к работам ученых и практиков, исследующих вопросы развития личности и технологической организации процесса обучения. Проблема свободной, развивающейся личности впервые была поставлена Н.И.Пироговым, К.Д.Ушинским, В.М.Бехтеревым и продолжена педагогами - новаторами. Теоретическая база для развивающего обучения была заложена Л.С Выготским, а на ее основе проводились экспериментальные работы Б.Г.Ананьева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и других. Теория деятельности наиболее подробно разработана А.Н.Леонтьевым и С.Л.Рубенштейном. Деятельность в учебном процессе понимается как основа построения, сохранения и применения знаний. Теоретические основы педагогических технологий, их классификация представлены трудами В.П.Беспалько, К.Я Вазиной, М.В.Клариным, А.Я Савельевым, Г.К.Селевко и другими [1, 9].

Необходимым методологическим основанием, нормирующим отбор и систематизацию предметного содержания, разработку системы средств, включая ситуации и алгоритмы речедеятельности в образовательном процессе служили:

Новая гуманистическая концепция, из которой следует:

- содержанием саморазвития человека является система деятельности, позволяющая ему успешно взаимодействовать в непрерывно меняющихся жизненно-профессиональных ситуациях;

- функция преподавателя как технолога в процессе обучения состоит в организации развивающего пространства, обеспечивающего непрерывное овладение студентами системой способностей, позволяющих успешно функционировать в той или иной среде. Важным является выявление конкретных способностей в содержании учебной дисциплины;

- для создания условий непрерывного развития профессиональных способностей необходимо предметное содержание преобразовать и оформить в системе средств, обеспечивающих самостоятельную познавательную деятельность обучающихся;

- организация учебного процесса должна опираться на механизм саморазвития человека и обеспечивать постоянную включенность каждого обучающегося, его потребностей- способностей- сознания в систему отношений учебной группы [1, 9].

Основной единицей познания человеком окружающей действительности является образ-понятие. Сенсорный мир обеспечивает «образ» (форму, структуру) системы и оценочное отношение к ней. Интеллектуальный мир устанавливает причинно-следственные связи, происходящие в системе, и маркирует их сущность словом-понятием, как культурным многообразным значением смысла слова и термином [4, 8].

Итак, интеграция «понятие-термин» наполняет содержание предмета общекультурными, философско-методологическими смыслами, что и обеспечивает осознание учащимися единства и многообразия мира [1, 9].

При создании системы технологических средств авторы руководствовались требованиями государственного образовательного стандарта и строили рассматриваемую систему на следующих принципах:

-гуманизации- обеспечивает ориентацию студентов на общечеловеческие ценности, построение образования в контексте культуры;

-системности- предусматривает целостное изучение любого объекта как многомерного, полифункционального; включенность человека в разнообразные системы отношений с окружающей действительностью в качестве активного элемента, влияющего на их функционирование;

-инвариантности - комплект методических средств позволяет любому преподавателю строить содержание обучения в единой системе координат, а студенту -дозированно, непрерывно и быстрыми темпами овладевать профессиональной культурой;

-технологичности- обеспечивает надежность средств и способов, алгоритмичность образовательного процесса, прогнозируемость и замеряемость качества результатов.

В основу организации учебного материала положен системно-модульный принцип: все указанные дидактические единицы, объединены в главных системах предмета: предметное пространство речедеятельности в контексте языковой культуры, речедеятельность - средство, способ взаимодействия человека с миром, развитие речедеятельности в системе отношений. Все три раздела ориентируют студентов в содержании иноязычной среды и создают личностно-профессиональную мотивацию к развитию системы способностей речедеятельности [3, 7].

В результате овладения предметным содержанием у студентов развиваются следующие способности:

-исследовать: структуру слов и высказываний; содержание текстов; ситуации общения; особенности произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; стилистические особенности языка, типичные для различных сфер коммуникации; диалогическую и монологическую речь;

- проектировать: построение слов, высказываний и их стилистическую окраску; содержание текстов рефератов, аннотаций, выступлений, тезисов докладов; ситуации устного и письменного общения в различных сферах коммуникации и свою роль в них;

- осуществлять речедеятельность: конструировать слова, высказывания в соответствии с нормами и законами изучаемого языка, владеть способами словообразования.

- строить отношения в ситуациях общего, профессионального и научного характера в соответствии с культурой и традициями стран изучаемого языка и правилами речевого этикета: вести беседу, ориентируясь на инициативные высказывания ее участников.

- рефлексировать - критично оценивать процесс и результаты собственной речедеятельности.

Жизнь человека происходит в определенных пространственно-временных координатах, которые можно называть развивающими пространствами. Их много, они непрерывно меняются, одно событие (ситуация) следует за другим. Ситуации обеспечивают непрерывное самоопределение, самообразование человека. В учебном заведении развивающее пространство также может быть представлено системой ситуаций. Они могут быть спроектированы преподавателем [1, 10]. Основанием для такого проекта является структура деятельности (цель - действия со средствами - прогнозируемый результат). В каждой ситуации проектируются две цели. Первая- мировзренческая- направлена на выработку позиции, точки зрения. Вторая-предметная- обеспечивает развитие системы способностей. Алгоритм, как способ решения определенной задачи, предназначен для точного предписания последовательности действий и правил их выполнения с целью получения предполагаемого результата. Во всех видах речевой деятельности: говорении, чтении, письме, аудировании, необходимы процессы исследования, проектирования, исполнения и рефлексии. Любой из этих процессов может быть алгоритмизирован в зависимости от цели и содержания речедеятельности. Каждый из алгоритмов включает в себя исполнение действий, операций по нормам и правилам. В английском языке много исключений из правил, когда общие алгоритмы исследования, проектирования и исполнения не подходят для выполнения задания. Исключения создают особенности языка в целом и не подчиняются базовым правилам употребления в речедеятельности [7, 10]. Среди указанных алгоритмов для овладения грамматическими нормами языка в учебном процессе имеют наибольшее значение алгоритмы исследования и проектирования, поскольку качество исполнения т.е. коммуникативной деятельности -речедеятельности находится в прямой зависимости от того, насколько студент подготовлен к ситуации общения. Такая подготовка предполагает глубокое исследование (обстоятельств взаимодействия, постановки

целей, лексического материала и т.п.) и проектирование содержания будущего контакта (планирование общей схемы взаимодействия по существующим лексико-грамматическим и фонетическим нормам).

Выводы. Система технологических средств по предмету «Иностранный язык» имеет инвариантный характер и может быть использована в различных образовательных структурах. Она позволит систематизировать особым способом содержание, методы и средства работы преподавателя. Так как методологическим основанием данной работы явилась посылка: содержанием обучения является окружающий мир, а учащийся, как персонифицированный интегратор содержания обучения, познает этот мир, развивая себя, то построение содержания от человека, уровня его потребностей-способностей-сознания позволяет реально осуществлять принцип гуманизации образования, а также является условием эффективного использования системы технологических средств.

Литература:

1. Вазина К.Я. Комплект методического обеспечения модели саморазвития человека. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. - 321 с.

2. Васильева Л.И., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта, и их реализация в подготовке менеджера // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.

3. Игнатович Е.В. Студент вуза как субъект непрерывного обучения: диагностика готовности к дополнительному и дополнительному профессиональному образованию // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 2 (10). С. 31-47.

4. Долматова Л.А. Методика и условия развития проектной культуры педагогов на основе концепции «Управление знаниями» // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2016. №2(31). С. 122-128.

5. Каримова Л.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке и реализации культурно-просветительских проектов // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. С. 261.

6. Крылов Д.А. Проектно-технологическая культура педагога: факторы актуализации, сущность феномена, концептуальные идеи и возможные модели реализации содержания // Современные наукоемкие технологии. 2016. №2-2. С. 334-341.

7. Миронцева С.С. Оценка эффективности применения электронных образовательных ресурсов при обучении будущих менеджеров иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - вып. 55. - ч. 2. - с. 240 -249.

8. Романова К.А. Проектирование качества личностно-профессионального развития студентов. -Н.Новгород: ВГИПА, 2003 - 66 с.

9. Шкунова, А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004.

10. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. №4. URL http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/699 (дата обращения: 14.02.2018).

7. Шкунова А.А. Шкунова В.К. Сетевой аспект программ дополнительного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - вып. 57. - ч. 8. - с. 273 - 281.

8. Yashkova E,V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Z.V, Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's Qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. - VOL. 11, NO.11. - рр. 4650-4659. http://www.ijese.net/arsiv/137.

Педагогика

УДК 1174

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дополнительного образования и сопровождения детства Штанько Ирина Вениаминовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье представлен опыт работы по организации научно-методической работы в детской художественной школе, раскрываются различные формы ее реализации.

Ключевые слова: дополнительное образование; научно-методическая работа; инновационные технологии; современные образовательные технологии; профессиональные компетенции преподавателя.

Annotation. The article presents the experience of the organization of scientific and methodical work in children's art school, reveals the various forms of its implementation.

Keywords: additional education, scientific and methodical work, innovative technologies, modern educational technologies, professional competence of the teacher.

Введение. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [1, с. 254].

Для реализации задач, стоящих перед учреждениями дополнительного образования, необходим преподаватель, способный обновлять содержание своей деятельности посредством критического и творческого ее осмысления, применения достижений науки и накопленного педагогического опыта. Таким образом, деятельность учреждений дополнительного образования находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому неуклонно возрастает роль научно-методической службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.