Научная статья на тему 'Опыт моделирования силлабуса самостоятельной работы студентов'

Опыт моделирования силлабуса самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛЛАБУС / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Плешанов Константин Александрович

Данная статья посвящена актуальной теме моделированию силлабуса самостоятельной работы студентов и практическому его использованию в учебном процессе. В основу модели силлабуса положен личностно ориентированный и структурный подходы как ведущие методологические условия успешности обучения. В статье описаны функции, которые должен выполнять силлабус. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов прошел апробацию по новым модулям основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (по направлению подготовки экономика). Для изучения курса менеджмента студентам очной формы обучения предлагалось традиционные очные занятия сочетать с внеаудиторной самостоятельной работой в дистанционном курсе. В статье представлены результаты и выводы данной апробации. В заключении статьи сформулированы преимущества и недостатки разработанной структуры силлабуса, обозначены педагогические условия, обеспечивающие эффективность работы по силлабусу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Плешанов Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт моделирования силлабуса самостоятельной работы студентов»

УДК 378.14. 638.1

А.А. ШКУНОВА,1 К.А.ПЛЕШАНОВ, 2

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

2 Национальный исследовательский университет ("МЭИ"), Москва, Российская Федерация

ОПЫТ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИЛЛАБУСА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной теме - моделированию силлабуса самостоятельной работы студентов и практическому его использованию в учебном процессе. В основу модели силлабуса положен личностно ориентированный и структурный подходы как ведущие методологические условия успешности обучения. В статье описаны функции, которые должен выполнять силлабус. Силлабус - как средство организации самостоятельной работы студентов - прошел апробацию по новым модулям основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (по направлению подготовки - экономика). Для изучения курса менеджмента студентам очной формы обучения предлагалось традиционные очные занятия сочетать с внеаудиторной самостоятельной работой в дистанционном курсе. В статье представлены результаты и выводы данной апробации. В заключении статьи сформулированы преимущества и недостатки разработанной структуры силлабуса, обозначены педагогические условия, обеспечивающие эффективность работы по силлабусу. Ключевые слова: силлабус, структура и содержание, самостоятельная работа, структурный подход, педагогические условия.

A.A. SHKUNOVA1, K.A. PLESHANOV2

'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2National Research University ("MEI"), Moscow, Russian Federation

MODELING EXPERIENCE OF INDEPENDENT WORK SYLLABUS OF STUDENTS

Abstract. This article is devoted to the actual topic - modeling of Syllabus of students' independent work and its practical use in the educational process. The model of the syllabus is based on personality-oriented and structural approaches as the leading methodological conditions of success of training. This article describes the functions to be performed by the syllabus. Syllabus - as a means of organization of independent work of students has been tested on the new modules of the basic educational program on the integrated undergraduate specialty group "Education and Pedagogy" (in the direction of training - the economy). To study the course of management fulltime students were offered the traditional classroom courses combined with extracurricular independent work in distance course. The article presents the results and conclusions of the testing. In conclusion, the article stated the advantages and disadvantages of the developed syllabus structure, marked pedagogical conditions to ensure the effectiveness of the work on the syllabus. Keywords: syllabus, structure and content, independent work, structured approach, pedagogical conditions.

Проблема организации самостоятельной работы студентов в вузе давно требует своего решения. Существенным компонентом организации самостоятельной работы является приоритет социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связана ориентация на индивидуально-личностные формы обучения, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений, на естественное выращивание индивидуальности из «коллективного субъекта» (Э.Ф. Зеер, Е.Е. Мамаева, А.Я. Найн). В современной социально-экономической ситуации развития общества актуальность подготовки самостоятельных и ответственных специалистов очевидна, в связи с чем, изменились учебные планы и программы, где заметно увеличилось количество часов самостоятельной работы. Кроме того, система организации самостоятельной работы студентов во многом определяет качество и сформированность профессиональных компетенций будущих выпускников [4,7,16].

Поэтому в рамках реализации проекта «Модернизация ОПОП - новые логистические решения» в ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина проходила реализация нескольких направлений, одно из которых «Управление самостоятельной работой студентов» [2,5,9].

Одной из основных целей данного проекта была разработка средства управления самостоятельной работой, содержания самостоятельной работы, которые конкретизировали бы учебные задачи и повышали качество подготовки студентов. Проблему организации самостоятельной работы в вузе рассматривали В.В. Давыдов, Т.Г. Затеева, А.А. Миролюбов, П.И. Пидкасистый, Л.М. Яновский и другие [11,12].

В общей теории педагогики понятие «самостоятельная работа» определяется по-разному:

- это организованная преподавателем деятельность, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время, поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний[2,6,12];

- вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности обучающихся от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, который сопровождается переходом к более сложным уровням заданий [6 ];

- планируемая работа, выполняемая по заданию преподавателя аудиторно, но без его непосредственного участия.

Для решения поставленных задач была разработана система самостоятельной работы (образовательный модуль) - силлабус. Силлабус (в пер. с лат^и11аЬш) - это каталог или перечень. Под силлабусом нами понимается краткая программа самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины, в которой содержится вся необходимая информация для успешного освоения студентом курса [1,2, 15.19].

При моделировании силлабуса мы исходили из того, что он должен содержать:

-требования, предъявляемые к качеству подготовки учащихся вуза по предмету;

- основные идеи оптимизации обучения студентов;

- критерии и показатели уровней качества обучения студентов;

-способы и алгоритмы профессиональной деятельности будущих специалистов.

В основу модели силлабуса был положен личностно ориентированный и структурный подходы как ведущие методологические условия успешности обучения.

Структурный подход - это аналитический инструментарий планирования и управления целевыми, предметно-ориентированными проектами, основанными на использовании метода «логического структурирования», при котором основные элементы проекта представляются в виде единой структуры с особым выделением логических связей между намеченными ресурсами, программой управления и ожидаемыми результатами [12,15,20].

При создании модели силлабуса структурный подход проходил три основных этапа:

- на первом этапе он служил инструментом лишь стандартизированного представления проектов. На этой стадии структурный подход является описательным;

- на втором этапе структурный подход обусловливал качественную разработку проектов с целью повышения их эффективности и более успешной реализации. На этом этапе он становится аналитическим;

- на третьем этапе структурный подход превращался в инструмент для улучшенной разработки, а также для реализации программ управления самостоятельной работой.

Создавая средство управления самостоятельной работой студентов (силлабус), выделены функции, которые он должен выполнять.

Первая функция силлабуса - это уточнение понимания основных положений дисциплины, исправление недоработок в изучении тем. Впервые слово силлабус появилось в 1864 году в названии документа Римско-католической церкви «Syllabus of Errors» - краткое перечисление ошибок, допущенных в доктринах и практиках тех времен и требующих разъяснения или уточнения их понимания [12,15,20]. Предполагается, что студент, самостоятельно изучая теоретический материал по определенному алгоритму преподавателя, составляет свой конспект и дополняет его в процессе аудиторной лекции, проводимой в определенное время.

Вторая функция силлабуса - построение равноправных отношений преподавателя и студента на основе взаимных обязательств и ответственности.

Зарубежные университеты, определяя для себя значение слова силлабусс с точки зрения взаимодействия, употребляют слово to contract . Это означает:

- действовать в соответствии с «контрактом», т.е. в соответствии с условиями договора (контракта);

- условия контракта обязательны для выполнения обеими сторонами контракта, уравнивая, таким образом, в своей ответственности обе стороны - преподавателя и студента.

Третья функция силлабуса - контроль, выполнение учебной программы по самостоятельной работе в режиме запланированного времени. Все эти функции отражены в технологической карте по дисциплине.

1т занятия Аудиторные занят Самостоятельная работа (внеаудиторная) Источники

Цата и ауди- Что делать к занятию Чем проверяется Что делать Чем проверяется Срок сдачи информации для

тория задания подготов-

прове- для ср ки к заня-

дения тию

занятая

Контрольное мероприятие 1 (входная диагностика) Тестирование в ЭОС

Раздел 1. Основы управления организацией

Лекция 1. Введение в менедж- Презентация Основная

мент. Основные понятая ме- Изучить основные Сделать интернет- ис- Доклад «Орга- лит.

неджмента. Организация как пошпня менеджмен- Фронтальный следование «Организа- низация во 4,5,8

система управления ! та: руководство, менеджмент, объект, предмет управления, опрос ция во внешней среде». внешней среде».

Рисунок 1 - Фрагмент структуры технологической карты по дисциплине «Основы менеджмента» (разработано авторами)

На рисунке 1 показана структура технологической карты по дисциплине «Основы менеджмента».

Согласно данной карте, которая входит в состав силлабуса, студент может выбирать индивидуальную траекторию движения в освоении дисциплины. В карте представлена тематика аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, задания к различным видам работ, формы контроля, а также даты проведения занятий, сроки сдачи выполненных работ и источники информации. Студенту заранее известны, критерии оценки результатов того или иного задания, поэтому он может планировать свою деятельность для получения желаемого балла, учитывая при этом временные затраты. Аналогичный алгоритм представлен во всех видах самостоятельной работы [2,14,15].

С целью получения высоких критериев оценки студент должен посещать лекцию или практику согласно определенной дате. Аудиторная самостоятельная работа в контакте с преподавателем должна оцениваться меньшим количеством баллов, чем выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.

Отметим, что часы занятий по аудиторной самостоятельной работе выставляются в общее расписание, и студент может увидеть это и еще раз уточнить данные своей технологической карты [1,2,10,14].

Передача силлабуса в пользование студентам позволит сделать шаг от состояния соподчинения между педагогом и студентом к модели равноправного сотрудничества. При этом их отношения будут четко регламентированы, что пойдет на пользу и студенту и преподавателю.

Кроме технологической карты освоения дисциплины, в силлабус входят следующие элементы: цели и задачи дисциплины, критерии оценки, индикаторы оценки и рейтинг-план студента, список литературы согласно изучению курса [2].

Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов прошел апробацию по новым модулям основной образовательной программы бакалавриата по

укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (по направлению подготовки - экономика). Поскольку Мининский университет реализует дистанционные формы обучения, освоение содержания дисциплины по силлабусу оптимально вписывается в структуру дистанционного курса [8,13,14]. Для изучения курса менеджмента студентам очной формы обучения предлагалось традиционные очные занятия сочетать с внеаудиторной самостоятельной работой в дистанционном курсе [8,13,14]. Задача студента - это своевременная, самостоятельная подготовка к выполнению разных видов деятельности. Предварительно студенты проходят консультирование по вопросам организации работы по силлабусу. Преподаватель объясняет алгоритмы работы согласно этому документу.

Лекция 7. Шшошжкт. и формирование имиджа руководителя Изучить понятие «еть ЛЖНШШЙ»- Модель качеств современного менеджера Практическая работа № 5 «Модель качеств современного менеджера» (Критерий 6) Изучить способы личной органнзаннн работа менеджера Презентация на тему «: Причины потерн времени руководителя» (Графическое представление -анализ) 1,8

Практическое занятие 14. Управление временем руководит™ Изучить методики учета времени руководит™. Основные виды работ, которые жжет выполнять руководитель и нх временные затрата. Метод Альпы Практическая работа № 6. Учет времени руководит™ методом Атьпы. (Критерии 7) По материалам электронных управленческих порталов сделать анализ коленных потерь времени руководителя Оса^ш. 1.8

Самостоятельная работа (¡аудиторная). Имидж руководит™ Изучить методы формирования имиджа руководит™ Разбор кейса Критерий 1 Изучить правила делового человека, которые делают его успешным 1.3

Рисунок 2 - Фрагмент технологической карты силлабуса по дисциплине «Основы менеджмента» (разработано авторами)

В рамках изучения дисциплины предполагалась реализация проекта «Организация рабочего времени руководителя». Студенты должны были сформулировать проблему в области исследования, изучив теорию и практику по данному вопросу. На рисунке 2 представлено содержание лекции - аудиторная самостоятельная работа и самостоятельная внеаудиторная работа, наименование работ, которые студенты должны сделать, изучив данный раздел самостоятельно. Далее преподаватель должен обязательно указать сроки сдачи данного задания и критерии оценки, которые изложены отдельным пунктом в силлабусе - рисунок 3.

Критерий 7. Практическая работа № 6. Учет времени руководителя методом Альпы

-йшд Распределен перечень задач руководителя, входящих в основное время н в резервное время

Рассчитано резервирование времени в отношении 60 на 40: согласно активному дню

0,8 балла Представлена форма учета времени руководителя согласно этому методу. Представлен перечень задач, необходимых для решения.

Рисунок 3 - Критерии оценки заданий по силлабусу по дисциплине «Основы менеджмента» (разработано авторами)

Если студент хочет видеть полную картину оценки заданий, он должен видеть рейтинг-план, который также представлен в силлабусе.

Выводы и результаты исследования:

1. Силлабус должен включать только тематику самостоятельной работы по предмету, которая требует либо полного самостоятельного изучения, либо доработки при аудиторной и внеаудиторной работе.

2. Силлабус - это, прежде всего, документ для студента, средство планирования, выполнения и контроля его самостоятельной работы согласно учебному плану. Часть такого силлабуса представлена на рисунке 4.

Дншкпгннэ: Основы ыанекжыанн

ПрапосаБатапь:

Студент: Гр>тз^

Тан ш гроработЕК Протрави Пгаккруа}[ьа; разупьтат ЬСапанЕарь Бьа:оп-:акЕЯ шпстапешяп работы (фОЕИ цсачи работ) Прмкссзшпош! и ООГОББО; Еонтрогь

Ауппорная работа Енаа>Еитор пая работа Багты го засаниге Кок-^ньта 1ИИ ЭЕзанак

п ю.гши С-тратагкча:Еоа ппаккроБанка б орган заик Изучить ОСНОВНЫЙ .этапы гтратепкча:Еого шщншп ПраЕтнч5:кэя работа №1 «Оградапакка гтратати^ развития рринницннв- 3 Ч/-18ЛВ о,а-: ила По ралэ:;ак ио пг-пл-г нны

Р2 Ш №5 МотнБаии гаятепькогтк б иенвдзЕиенте Интернет - к:л:асоБакка ^Примеры аффаЕТНЕНого ИПЕуПфОВаННЯ персонала.;- БПОЕ - снн 10ч .'до И_04 о,а-1 По ■:ота:оБа кгао со (щтн

Эсса на там}' аффеЕТКБнаго пи^тэфОБанн я гаргонапа» 1Эч со 14 04 б-г

Рисунок 4 - Фрагмент силлабуса для студента (разработано авторами)

В силлабусе для студентов указывается тема раздела для проработки, программа для выполнения задания, планируемый результат, аудиторная и внеаудиторная работа, часы, даты проведения занятий, консультации, количество баллов и контроль. Здесь следует обратить внимание на выполнение заданий разного уровня сложности, которые студент может выбирать, но набирать разное количество баллов, исходя из трудоемкости задания, это будет его индивидуальный выбор.

З.Описание выполнения заданий в силлабусе должно быть четким и понятным, не вызывающим двоякого понимания. Особую роль в этом играет учебно-методическое сопровождение дисциплины. Для изучения курса могут быть использованы дополнительные текстовые материалы, выпускаемые централизованно или соответствующими кафедрами. Это могут быть курсы лекций, рабочие тетради, материалы для лабораторных работ, методические рекомендации и т.д.

4.Применение силлабуса, как инвариантного структурного средства организации самостоятельной работы студентов, решает основную задачу, стоящую перед практикой -

формирование творческого мышления и индивидуальности стиля профессиональной деятельности будущего менеджера. Студент практически всегда не ограничен в выборе траектории движения к результату, что формирует у него ответственность к выполнению заданий, выбранных им самим.

5.Силлабус самостоятельной работы помогает студентам овладеть такими профессионально значимыми умениями, как умения извлекать отдельные явления из общей картины знаний по предмету, анализировать их, видеть их место в общем учебном плане по специальности.

Итак, модель силлабуса ориентирована на современные ценности образования: принципы развития, единства интеграции и дифференциации, диалогичности, а также она является средством:

-систематизации самостоятельной работы; -планирования содержания, времени и набора баллов; -дозирования изучения содержания;

-индивидуального движения (дорожной карты) к результату.

Главными педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность работы по силлабусу, можно считать следующие:

-наличие у преподавателя профессиональной позиции на использование силлабуса в учебном процессе;

-личностные качества учащихся: доброжелательность, ответственность; -диалоговый режим взаимодействия педагога и обучающихся;

-содержание самостоятельной работы, выступающее системообразующим фактором диалогических отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гитман М., Гитман Е. План - проспект курса для студента или Что такое syllabus // Высшее образование. 2007.№10.С.43-48.

2. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №1 (13). С.19. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/sillabus-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy/ (дата обращения 22.07.2016)

3. Затеева Т.Г. Типология педагогических условий по обеспечению самостоятельной работы студентов в вузе // Дискуссия. 2014. №2.(43). С. 49-55.

4. Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. №3 (35). С. 169-176.

5. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сб.ст. Всероссийской научно-практической конф. по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н.Новгород, 2015. 478 с.

6. Нурманбетова Д.Н., Нефёдова Л.В. Методические рекомендации по разработке силлабусов. Издание третье, переработанное и дополненное. Астана, ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, 2011. 40 с.

7. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Вариативность основных профессиональных образовательных программ как механизм обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета, 2016. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/352/samerkhanova (дата обращения 22.07.2016)

8. Самерханова Э.К., Шкунова А.А. Сетевой аспект реализации образовательного модуля «Организационное поведение» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №12-5. С. 907-910.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Толстенева А.А., Голубева О.В. Опыт реализации программ подготовки педагогических кадров в сетевой форме // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: тезисы докл. Всерос. конф. по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». (Н. Новгород, 10 нояб. 2015г.). Н. Новгород, 2015. С. 195-198.

10. Чанчина А.В., Кузьмина Е.М. Модели педагогических мастерских в системе подготовки инженерно-педагогических кадров: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2010.

11. Шкунова А.А., Кабанова Л.А. Бизнес - инкубатор как обучающая площадка для организации самостоятельной работы будущих менеджеров // Современные наукоемкие технологии. 2015. №14. Ч.4. С. 768-774.

12. Шкунова А.А. Менеджмент: технология организации самостоятельной работы студентов: учеб. пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. С 83.

13. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Интернет-технологии в организации информационного пространства: практика и перспективы [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №1 (13). С.29. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/internet-tekhnologii-v-organizatsii-informatsionno/ ( дата обращения 22.07.2016)

14. Шкунова А.А., Лопаткина Н.С. Исследование коммуникативной среды учебной группы, как необходимое условие организации научно-исследовательской работы студентов // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. №5 (30). С. 241.

15. Шкунова А.А. Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов // "Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований". 2016. №6 (часть 1), С. 163-167.

16. Яновский Л.М. Организация самостоятельной работы студентов важная составляющая образовательного процесса в вузе для формирования компетентного специалиста //Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2015. №4. С. 145-148.

17. Egorov E.E., Lebedevа T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.V. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies Vol. 8, No. 1(S), January 2015, Special Issue: Innovation in Higher Education Teaching and Learning.

18. Lebedeva T.E., Egorov E.E., Vakulenko R.Y., Stouhina N.Y. Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of bologna process in russia // Life Science Journal. 2014. Т. 11. No. 10. С. 1097.

19. Allen V.L. Infra-group, intra-group and inter-group: construing levers of organization in social influence. In: S. Moscovici& E. Van Avermaet (Ed.). Perspectives on Minority Influence. Cambridge University Press, 1985. P. 217-238.

20. J. Yalden. The Communicative Sullabus: Evolution, Desiqn and Implementation. Cambridqe, 1983

21. Reuck A.A. Theory of Conflict Resolution by Problem-solving. In J.Burton&F.Dukes (Eds.). Conflict: Readings in Management & Resolution. N.Y.: St Martin,s Press., 1990. P. 183-192.

22. Wilson C.L., Hanna M.S. Groups in Context. Leadership and Participation in Small Groups. N.Y., 1990. P. 8-12.

REFERENCES

1. Gitman M., Gitman E. Plan - prospekt kursa dlja studenta ili Chto takoe syllabus [Plan -Prospect courses for students or What is the syllabus]. Vysshee obrazovanie, 2007, no. 10, pp. 4348 (in Russian)

2. Gruzdeva M.L., Tukenova N.I. Sillabus kak sredstvo organizacii samostojatel'noj raboty studentov [Syllabus as a means of independent work of students]. VestnikMininskogo universiteta, 2016, no. 1 (13). p.19. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/sillabus-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy/ (accessed 22.07.2016) (in Russian).

3. Zateeva T. G. Tipologija pedagogicheskih uslovij po obespecheniju samostojatel'noj raboty studentov v vuze [The typology of pedagogical conditions to ensure the independent work of students in high school]. Diskussija, 2014, no. 2 (43), pp. 49-55 (in Russian).

4. Kruchinina G.A., Kruchinin M.V. Uchebnyj proekt kak forma vzaimosvjazi auditornoj i vneauditornoj raboty studentov pri izuchenii gumanitarnyh disciplin v uslovijah informatizacii obrazovanija [Training project as a form of relationship classroom and extracurricular work of students in the study of the humanities in the conditions of informatization of education]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Serija: Social'nye nauki, 2014, no. 3 (35), pp. 169-176 (in Russian).

5. Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v kontekste global'noj obrazovatel'noj povestki [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda]. Sb.st. Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konf. po problemam razrabotki i aprobacii novyh modulej programm bakalavriatapo ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika» [Sb.st. All-Russian Scientific and Practical Conference. on the problems of development and testing of new modules of undergraduate programs in the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy"]. N. Novgorod, 2015. 478 p. (In Russian)

6. Nurmanbetova D.N., Nefedova L.V. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke sillabusov. Izdanie tret'e, pererabotannoe i dopolnennoe [Guidelines for the development of syllabus. Third edition, revised and enlarged]. Astana, ENU imeni L.N. Gumileva, 2011. 40 p. (In Russian)

7. Samerhanova Je.K., Imzharova Z.U. Variativnost' osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm kak mehanizm obespechenija realizacii individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij obuchajushhihsja [Variability of the basic professional educational programs as a mechanism to ensure the implementation of individual educational trajectories of students]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 1. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/352/samerkhanova.pdf, svobodnyj (accessed 22.07.2016) (in Russian).

8. SamerhanovaJe.K., Shkunova A.A. Setevoj aspekt realizacii obrazovatel'nogo modulja «Organizacionnoe povedenie» [The network aspect of the implementation of the educational

module "organizational behavior"]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2015, no. 12-5, pp. 907-910 (in Russian).

9. Tolsteneva A.A., Golubeva O.V. Opyt realizacii programm podgotovki pedagogicheskih kadrov v setevoj forme [Experience in the implementation of teacher training programs in the form of a network]. Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v kontekste global'noj obrazovatel'noj povestki: tezisy dokl. Vseros. konf. po problemam razrabotki i aprobacii novyh modulej programm bakalavriata po ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika». (N. Novgorod, 10 nojab. 2015g.) [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: Abstracts. Proc. Conf. on the problems of development and testing of new modules of undergraduate programs in the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy." (Nizhny Novgorod, 10 Nov. 2015.)]. N. Novgorod, 2015. Pp. 195 -198 (in Russian).

10. Chanchina A.V., Kuz'mina E.M. Modeli pedagogicheskih masterskih v sisteme podgotovki inzhenerno-pedagogicheskih kadrov: uchebno-metodicheskoe posobie [Odels of teaching workshops in the training of engineering pedagogical personnel: a teaching aid]. Nizhny Novgorod, 2010 (in Russian).

11. Shkunova A.A., Kabanova L.A. Biznes - inkubator kak obuchajushhaja ploshhadka dlja organizacii samostojatel'noj raboty budushhih menedzherov [The business incubator as training area for independent work of future managers]. Sovremennye naukoemkie tehnologii, 2015, no. 14, ch.4, pp. 768-774 (in Russian).

12. Shkunova A.A. Menedzhment: tehnologija organizacii samostojatel'noj raboty studentov: ucheb. Posobie [Management: technology organization of independent work of students]. N. Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2016, p. 83 (in Russian).

13. Shkunova A.A., Pleshanov K.A. Internet-tehnologii v organizacii informacionnogo prostranstva: praktika i perspektivy [Internet - technologies in the organization of space information: practice and perspectives]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 1 (13), p. 29. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/internet-tekhnologii-v-organizatsii-informatsionno (accessed 22.07.2016) (in Russian).

14. Shkunova A.A., Lopatkina N.S. Issledovanie kommunikativnoj sredy uchebnoj gruppy, kak neobhodimoe uslovie organizacii nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov [The study of the communicative environment of the study group, as a necessary condition for the organization of the research work of students]. Internet-zhurnal Naukovedenie, 2015, t. 7, no. 5 (30), p. 241 (in Russian).

15. ShkunovaA.A. ProhorovaM.P. Sillabus: metodicheskaja osnova organizacii samostojatel'noj raboty studentov [The syllabus: the methodological basis of organization of independent work of students]. "Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij", 2016, no. 6 (chast' 1), pp. 163-167 (in Russian).

16. Janovskij L.M. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov vazhnaja sostavljajushhaja obrazovatel'nogo processa v vuze dlja formirovanija kompetentnogo specialista [Organization of independent work of students of an important part of the educational process in high school for the formation of a competent professional]. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt iperspektivy, 2015, no. 4, pp. 145-148 (in Russian).

17. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.V. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience,

perspectives // International Education Studies Vol. 8, No. 1(S), January 2015, Special Issue: Innovation in Higher Education Teaching and Learning.

18. Lebedeva T.E., Egorov E.E., Vakulenko R.Y., Stouhina N.Y. Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of bologna process in russia // Life Science Journal. 2014. T. 11. No. 10. C. 1097.

19. Allen V.L. Infra-group, intra-group and inter-group: construing levers of organization in social influence. In: S. Moscovici& E. Van Avermaet (Ed.). Perspectives on Minority Influence. Cambridge University Press, 1985. P. 217-238.

20. J. Yalden. The Communicative Sullabus: Evolution, Desiqn and Implementation. Cambridqe, 1983

21. Reuck A.A. Theory of Conflict Resolution by Problem-solving. In J.Burton&F.Dukes (Eds.). Conflict: Readings in Management & Resolution. N.Y.: St Martin,s Press., 1990. P. 183-192.

22. Wilson C.L., Hanna M.S. Groups in Context. Leadership and Participation in Small Groups. N.Y., 1990. P. 8-12.

© Шкунова А.А., Плешанов К.А., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Шкунова Анжелика Аркадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: losalgiris @ mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Shkunova Angelika Arkadievna - Ph.D., Associate Professor, Department of innovation management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: losalgiris @ mail.ru

Плешанов Константин Александрович - кандидат технических наук, доцент, кафедры паровых и газовых турбин, Национальный исследовательский университет ("МЭИ"), Москва, Российская Федерация e-mail: beast k@rambler.ru

Pleshanov Konstantin Aleksandrovich - Ph.D., Associate Professor of steam and gas turbines, National Research University ("MPEI"), Moscow, Russian Federation: beast k@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.