Научная статья на тему 'Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов'

Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1779
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ / СИЛЛАБУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Марина Леонидовна, Тукенова Наталья Имбергеновна

Статья содержит описание силлабуса плана изучения дисциплины, который преподаватели разрабатывают в помощь студентам. Жестких правил написания силлабуса не существует и автором предложена и рассмотрена в статье собственная структура силлабуса: цели и задачи дисциплины; технологическая карта; контрольные мероприятия и оценки; описание заданий и критерии оценки; критерии аттестации текущей работы; критерии аттестации итоговой работы; необходимые условия для получение зачета (допуска на экзамен). Силлабус не должен быть слишком объемным и должен быть написан на языке, доступном для начинающего изучать данную дисциплину студента. В условиях повышающейся роли самостоятельной работы студентов силлабус определит начальные и граничные условия продвижения студента в учебном процессе и даст ему возможность самостоятельно распределять время, силы и интенсивность своей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздева Марина Леонидовна, Тукенова Наталья Имбергеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYLLABUS AS A MEANS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The article contains a description of the syllabus the plan of the discipline, which is to help teachers develop students. Strict rules of writing syllabus does not exist and the author proposed and discussed in the article proper structure Syllabus: goals and objectives of the discipline; routing; monitoring and evaluation activities; job descriptions and evaluation criteria; Criteria certification of ongoing work; Criteria certification of the final work; the necessary conditions for credit (admission to the exam). Syllabus should not be too bulky, and must be written in language accessible to the beginner student to study this discipline. In the conditions of rising role of independent work of students syllabus to determine the initial and boundary conditions for the promotion of the student in the learning process and give him an opportunity to allocate time, energy and the intensity of their work.

Текст научной работы на тему «Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов»

УДК 37.013

М.Л. ГРУЗДЕВА1, Н.И. ТУКЕНОВА2

'Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация

2Жетысуский государственный университет имени Илъяса Жансугурова, Талдыкорган, Республика Казахстан

СИЛЛАБУС КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья содержит описание силлабуса - плана изучения дисциплины, который преподаватели разрабатывают в помощь студентам. Жестких правил написания силлабуса не существует и автором предложена и рассмотрена в статье собственная структура силлабуса: цели и задачи дисциплины; технологическая карта; контрольные мероприятия и оценки; описание заданий и критерии оценки; критерии аттестации текущей работы; критерии аттестации итоговой работы; необходимые условия для получение зачета (допуска на экзамен). Силлабус не должен быть слишком объемным и должен быть написан на языке, доступном для начинающего изучать данную дисциплину студента. В условиях повышающейся роли самостоятельной работы студентов силлабус определит начальные и граничные условия продвижения студента в учебном процессе и даст ему возможность самостоятельно распределять время, силы и интенсивность своей работы. Ключевые слова: самостоятельная работа, технологическая карта дисциплины, силлабус.

M.L. GRUZDEVA1, N.I. TUKENOVA2

' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2 Zhetysu State University after Ilyas Zhansugurov, Taldykorgan, Kazakhstan

SYLLABUS AS A MEANS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Abstract. The article contains a description of the syllabus - the plan of the discipline, which is to help teachers develop students. Strict rules of writing syllabus does not exist and the author proposed and discussed in the article proper structure Syllabus: goals and objectives of the discipline; routing; monitoring and evaluation activities; job descriptions and evaluation criteria; Criteria certification of ongoing work; Criteria certification of the final work; the necessary conditions for credit (admission to the exam). Syllabus should not be too bulky, and must be written in language accessible to the beginner student to study this discipline. In the conditions of rising role of independent work of students syllabus to determine the initial and boundary conditions for the promotion of the student in the learning process and give him an opportunity to allocate time, energy and the intensity of their work.

Keywords: independent work, technical map of the discipline syllabus

В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная работа - такой вид учебной деятельности, при котором предлагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер [7].

В условиях перехода к Федеральным Государственным стандартам 3-го поколения требуются принципиальные изменения организации образовательного процесса: сокращение

аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, углублению и расширению знаний, формированию интереса познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей [8,15]. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений студентов.

Формы самостоятельной работы студентов определяются при разработке рабочих программ учебных дисциплин, содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов.

В помощь студентам, изучающим дисциплину, преподаватель может выдать план изучения этой дисциплины, который должен информировать студента чему тот может научиться, и что и когда ему для этого нужно сделать. Таким средством коммуникации между преподавателем и студентом является силлабус.

Силлабус - план изучения дисциплины, «план-действий» для студентов, который может представлять собой своеобразный план-конспект учебного предмета, предназначенный именно для студента, имеющий целью помочь в организации его учебной деятельности. Такой документ должен информировать студента о том, какие качества у него могут быть сформированы в результате освоения данной дисциплины, а также о том, что как и когда студент должен для этого сделать. Использование такого документа позволит студентам сделать шаг от состояния подчиненности между педагогом и студентом к модели равноправного сотрудничества.

Такого рода документ может определит начальные и граничные условия продвижения студента в учебном процессе и даст ему возможность самостоятельно распределять время, силы и интенсивность своей работы.

Силлабус - документ, содержащий основные характеристики изучаемого предмета [9] -- является средством коммуникации между преподавателем и студентом и включает краткую аннотацию учебной дисциплины целью ее изучения, расписание прохождения тем, условия успешного изучения и т.д.

Жесткой схемы оформления силлабуса нет, но можно выделить его основные разделы:

- цели и задачи дисциплины;

- технологическая карта;

- контрольные мероприятия и оценки;

- описание заданий и критерии оценки;

- критерии аттестации текущей работы;

- критерии аттестации итоговой работы;

- необходимые условия для получение зачета (допуска на экзамен) [9].

Силлабус создается в помощь студентам, поэтому, на наш взгляд, преподаватель

должен составлять его понятным для студента языком. Например, вместо того чтобы прописывать Цели дисциплины и знания, умения и навыки - стандартные пункты рабочей программы дисциплины - нами предлагается включить в силлабус пункт Требования преподавателя. Например, для дисциплины «Организация дистанционного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» этот пункт выглядит следующим образом: 1.1 Общие требования преподавателя (политика учебной дисциплины): 1. Дисциплина «Организация дистанционного сопровождения лиц с ОВЗ» является дисциплиной по выбору для изучения студентами (направление подготовки).

2. В процессе изучения дисциплины студент должен выполнить и сдать все задания, описанные в технологической карте: пройти 3 тестирования (входное тестирование, тестирование по теме 1 и тестирование по теме 2), выполнить 3 практические работы, написать 1 реферат, подготовить 2 групповых доклада, разработать дистанционный курс для сопровождения обучения лиц с ОВЗ.

3. По результатам всех видов работ выставляются баллы, которые затем суммируются.

4. К защите итогового проекта допускаются студенты, выполнившие все контрольные мероприятия (п.3), и набравшие не менее 55 баллов [4].

Также для помощи студентам в изучении дисциплины была разработана технологическая карта, которая содержит следующие пункты:

- дата занятия;

- что делать к занятию;

- чем проверяется результат;

- источники для подготовки к занятию [2].

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателей в часы, определенные расписанием занятий, внеаудиторная самостоятельная работа деятельность студентов протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им [6].

В разработанной нами технологической карте мы разделили эти два вида самостоятельной работы и вынесли их в отдельные графы. Вот что у нас получилось.

Таблица 1 - Шапка технологической карты изучения дисциплины «Организация дистанционного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Тема занятия Аудиторные занятия

Дата проведения занятия Что делать к занятию Чем проверяется

(продолжение Таблицы 1)

Самостоятельная работа (внеаудиторная) Источники информации для подготовки к занятию

Что делать Чем проверяется Срок сдачи задания для с/р

Для каждого занятия, будь то лекция, практическое и семинарское занятие, заполняется своя строчка. Например, если в тематическом плане дисциплины часы по теме «Психолого-педагогические основы обучения лиц с ОВЗ в условиях информационной образовательной среды» распределены следующим образом:

Таблица 2 - Фрагмент тематического плана дисциплины «Организация дистанционного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»

№ Наименование темы Аудиторные часы Внеаудитор. самост. работа Всего часов по дисциплине

п/п Лекции Семинары Самост. работа

1. Психолого-педагогические основы обучения лиц с ОВЗ в условиях информационной образовательной среды 2 2 2 20 26

то в технологической карте дисциплины они будут представлены так:

Таблица 3 - Фрагмент технологической карты дисциплины «Организация дистанционного

сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Тема занятия Аудиторные занятия Самостоятельная работа _ а

(внеаудиторная) Источники шформаци,

Дата Что делать Чем Что делать Чем Срок

проведе к занятию провер провер сдачи

ния яется яется задания

занятия для с/р

Тема 1. Психолого-педагогические основы обучения лиц с ОВЗ в дистанционной форме

обучения

Лекция 1. Изучить Изучить Рефера 6, 11

Нормативно- Нормативно- международное т

правовая база правовую законодательство

обучения лиц с базу с о в области

ОВЗ обучения лиц с ОВЗ в РФ по ссылкам, роп о й ы я закрепления права детей с ОВЗ на

указанным в ь л а ант получение

задании к образования,

семинару о р Ф сравнить с нормативно-правовой базой обучения лиц с ОВЗ в РФ

Семинар 1. Изучить Подготовить Доклад 1, 9

Особенности особенности сообщение от презен

развития развития с о группы по теме тация

познавательной познавательн роп «Типология лиц с

деятельности детей ой о й ОВЗ»

с ОВЗ в связи с деятельности ы я

типологией детей с ОВЗ ь

отклоняющего в связи с алнт

развития в условиях типологией заболевания о р Ф

дистанционного в условиях

обучения ИОС

Самостоятельная Найти Доклад, Создать Оценоч 1, 2, 11

работа информацию презент индивидуальный ный

(аудиторная). по теме ация от маршрут лист

Создание «Организаци группы педагогического проект

индивидуального маршрута педагогического сопровождения лиц с ОВЗ. я компьют. раб. места обучающегос я лица с ОВЗ в СДО» сопровождения лица с ОВЗ в условиях ИОС ной деятель ности (Крите рий 7)

Контрольное мероприятие по теме 1. Тестир ование в ЭОС 1,2,9,11

На наш взгляд, в силлабус желательно включить рейтинг-план по дисциплине, из которого студенты могут узнать количество баллов, которое они могут получить за то или иное задание, число заданий за семестр и т.д.

Рейтинг по дисциплине формируется на основе оценки в баллах качества выполнения студентом всех видов самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, предусмотренных рейтинг-планом по дисциплине. В течение семестра осуществляется текущий и рубежный контроль. В ходе текущего контроля в течение семестра могут оцениваться различные виды деятельности студентов, например, работа с литературой (конспектирование, рецензирование, аннотирование и т.п.), выполнение домашних заданий, тестирование или выполнение контрольной работы по отдельной теме, выступление с докладом, сообщением, устный ответ по теме и др. Рубежный контроль проводится после изучения какого-либо раздела (2-4 раза в семестр). Он может включать оценку таких видов работы, как подготовка реферата, разработка и защита портфолио, тестирование или выполнение контрольной работы по разделу, выполнение творческого семестрового домашнего задания и др.

В рейтинг-плане определены все виды текущего и рубежного контроля, а также указано минимальное и максимальное количество баллов, которое студент может получить за каждый вид деятельности, выполняемой в аудиторное и внеаудиторное время. Рейтинг по каждой дисциплине рассчитывается в пределах 100 баллов. Студент должен выполнить все обязательные виды деятельности, предусмотренные рейтинг-планом, и получить за каждую тему (раздел, контрольную работу) баллы в интервале от минимума до максимума, заявленного преподавателем. Минимум баллов студент должен набрать за выполнение каждого обязательного вида деятельности, предусмотренного рейтинг-планом. Максимальные баллы, полученные по одной теме, не перераспределяются на другие виды деятельности.

Рейтинговые баллы набираются студентами в течение всего периода изучения дисциплины и фиксируются путем занесения в ведомость учета рейтинговых баллов студентов.

Преподаватель может добавить поощрительные баллы за выступление на научном семинаре или конференции; за участие в конкурсах, олимпиадах; за активную работу на аудиторных занятиях и участие в диспутах, в деловых играх, в круглых столах; за публикации статей и другие достижения студентов. Могут быть оценены и личные качества студента (творческий подход при выполнении заданий; ответственность и активность на занятиях; прилежание, дисциплинированность и трудолюбие, степень самостоятельности и инициативность и др.). Общая сумма добавляемых (поощрительных) баллов не может быть больше 15.

Рейтинговая система оценки позволяет фиксировать отдельные нарушения исполнительской дисциплины студентов и вводить штрафные баллы (они вычитаются из общей суммы баллов). Штрафные баллы могут быть введены, например, за пропуски учебных занятий по неуважительной причине, за несвоевременное выполнение обязательных видов деятельности, за сдачу отчета позже установленного срока.

Таблица 4 - Фрагмент рейтинг-плана дисциплины «Организация дистанционного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»_

№ пп Виды учебной деятельности обучающегося Сроки выполн ения Диапазон баллов за задание Число заданий за семестр Баллы Средства оценивания

Минимальный Максимальный

Выступление с докладом и презентацией на тему «Организация компьютерного рабочего места обучающегося лица с ОВЗ в СДО» 2-5 1 2 5 Индикаторы оценки выступления с докладом и презентацией

Сроки выполнения и представления заданий, представленные в Рейтинг-плане, могут корректироваться в ходе учебного процесса. Графу «Диапазон баллов за конкретное задание» следует раскрыть при описании критериев текущей работы по дисциплине. Например, так:

Таблица 5 - Фрагмент таблицы Критерии аттестации текущей работы по дисциплине «Организация дистанционного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»

№ п/п Виды учебной деятельности Шкала Индикаторы оценки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доклады, презентации 5 Выступление с докладом и презентацией

4 Выступление с докладом без презентации

2 Представлены доклад и презентация без выступления

В рейтинг-план нужно закладывать такое количество баллов, чтобы сама форма итогового контроля не становилась факультативной, однако при большом количестве практических (лабораторных) занятий студент может набрать необходимое количество баллов и получить зачет автоматом. Необходимо рассчитывать баллы таким образом, чтобы студент не мог «заработать» зачет / экзамен только по результатам посещения.

Наконец, в силлабусе должны быть описаны Критерии аттестации итоговой работы по дисциплине. Итоговой работой по завершению изучения нашей дисциплины является разработка и построение учебного дистанционного курса в СДО вуза. В силлабусе описана структура дистанционного курса и критерии оценки итоговой работы, которые должны быть разработаны с учётом целей, задач и образовательных результатов дисциплины.

На повышение роли самостоятельной работы студентов значительно влияет изменение технологий обучения, в частности, активное использование дистанционных технологий. В этих условиях важным становится является формирование в процессе обучения культуры самообразования, активной самостоятельной деятельности студентов, готовности студента к самостоятельному проектированию своей индивидуальной образовательной траектории и готовности к будущей профессии [10,11].

Среди перечня компетенций почти всех Федеральных государственных образовательных стандартов три имеют непосредственное отношение к самостоятельной работе:

- способность к самообразованию;

- способность работать самостоятельно;

- способность планировать и распределять свое время [12].

Очевидно, что формирование этих компетенций невозможно без правильной организации самостоятельной работы студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшкова Т.А., Шевченко С.М. Информационные технологии и качество подготовки студентов по техническим дисциплинам // Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Нижний Новгород, 2014. С. 82-91.

2. Груздева М.Л., Бахтиярова Л.Н. Педагогические приемы и методы работы преподавателей вуза в условиях информационной образовательной среды // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 166-169.

3. Груздева М.Л., Дюнина В.Н. Повышение профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в условиях информационного образовательного пространства: монография. Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. 129 с.

4. Груздева М.Л., Зайцева С.А. Разработка дистанционных курсов обучения как подготовка студентов-педагогов к работе в инклюзивном образовании // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения).

5. Груздева М.Л., Чанчина А.В. Общетехнические характеристики интегративно-педагогической системы подготовки инженерно-педагогических кадров. Н.Новгород, 2009. 58 с.

6. Кимишкез Ю.И. Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы [Электронный ресурс]. URL: http:// www.festival.1september.ru - 2012.

7. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. M.: Айрис-пресс, 2006. 256 с.

8. Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014.№ 3 (35). С. 169-176.

9. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Самостоятельная работа студента в условиях ГОС нового поколения (опыт Казахстана) // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 138144.

10. Прохорова О.Н., Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2015&issue=3

11. Смирнова Ж.В. Применение дистанционного обучения по дисциплинам технического профиля // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 4 (5). С. 112-114.

12. Толстенева А.А., Винник В.К., Терехина О.С., Кривенкова Е.Н., Куликов А.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы MOODLE [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения 01.10.2015).

13. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Н.Новгород, 2010. 30 с.

14. Челнокова Е.А., Набиев Р.Б. Тьюторская деятельность педагога по обеспечению успешной адаптации студентов вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения 01.10.2015).

15. Земш М.Б. Самостоятельная работа студента в вируальной образовательной среде (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 2. С. 36-37.

16. Bekkulov A.M., Normatova G. Formation of information culture of pupils / European Conference on Education and Applied Psychology 5th International scientific conference. 2014. C. 182-186.

17. Gendina N.I. Information culture, media and information literacies in russia: theory and practice, problems and prospect / Communications in Computer and Information Science. 2013. T. 397 -CCIS. C. 258-267.

18. Lopatina N.V. The modern information culture and information warfare / Scientific and Technical Information Processing. 2014. T. 41. № 3. C. 155-158.

19. Vinokur A.I. Information technologies in culture and education: image processing issues Modern / Applied Science. 2015. T. 9. № 5. C. 314-322.

20. Steinwachs K. Information and culture - the impact of national culture on information processes / Journal of Information Science. 1999. T. 25. № 3. C. 193-204.

REFERENCES

1. Gorshkova T.A., Shevchenko S.M. Informacionnye tehnologii i kachestvo podgotovki studentov po tehnicheskim disciplinam [Information technology and the quality of training of students of technical disciplines]. Sovremennye tendencii razvitija tehnologo-jekonomicheskogo obrazovanija. Nizhnij Novgorod, 2014, pp. 82-91. (In Russian)

2. Gruzdeva M.L., Bahtijarova L.N. Pedagogicheskiepriemy i metody raboty prepodavatelej vuza v uslovijah informacionnoj obrazovatel'noj sredy [Teaching techniques and methods of work of teachers of high school in the conditions of the information educational environment]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija6 2014, no. 1, pp.166-169. (In Russian)

3. Gruzdeva M.L., Djunina V.N. Povyshenie professional'noj mobil'nosti studentov informacionnyh special'nostej v uslovijah informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva: monografija [Increase professional mobility of students the information professions in the information educational space: a monograph]. N.Novgorod, VGIPU Publ., 2009, pp. 29. (In Russian)

4. Gruzdeva M.L., Zajceva S.A. Razrabotka distancionnyh kursov obuchenija kak podgotovka studentov-pedagogov k rabote v inkljuzivnom obrazovanii [The development of distance learning courses as preparation of students-teachers to work in inclusive education]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2015&issue=4 (accessed 01.10.2015) (in Russian).

5. Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Obshhetehnicheskie harakteristiki integrativno-pedagogicheskoj sistemy podgotovki inzhenerno-pedagogicheskih kadrov [General Specifications integrative educational system for training engineers and teachers]. N.Novgorod, 2009. 58 p. (In Russian)

6. Kimishkez Ju.I. Informacionno-kompjuternye tehnologii v proektnoj i nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti uchashhihsja sovremennoj shkoly [Information and computer technology in the design and research activities of the students of the modern school], 2012. Available at: http://www.festival.1september.ru. (In Russian)

7. Kodzhaspirova G. M. Pedagogika v shemah, tablicah i opornyh konspektah [Pedagogy in diagrams, tables, and reference notes]. Moscow, Ajris-press Publ., 2006. 256 p. (in Russian)

8. Kruchinina G.A., Kruchinin M.V. Uchebnyj proekt kak forma vzaimosvjazi auditornoj i vneauditornoj raboty studentov pri izuchenii gumanitarnyh disciplin v uslovijah informatizacii obrazovanija [Training project as a form of relationship classroom and extracurricular work of students in the study of the humanities in the conditions of informatization of education], Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Serija: Social'nye nauki, 2014, no. 3 (35), pp. 169-176. (In Russian)

«BeciHHK MnHHHCKoro yHHBepcHTeTa» 2016 - № 1

9. Pak Ju.N., Shil'nikova I.O., Pak D.Ju. Samostojatel'naja rabota studenta v uslovijah GOS novogo pokolenija (opyt kazahstana) [Independent work of students in the conditions of a new generation of SES (the experience of Kazakhstan)]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2015, no. 6, pp. 138-144. (In Russian)

10. Ppohopova O.N., Gushhin A.V. Fopmipovanie jelektponnoj infopmacionno-obpazovatel'noj spedy Mininskogo univepsiteta na pepvom jetape pealizacii ppoekta «DE. Jelektponnoe obuchenie i jelektponnaja obpazovatel'naja speda» [The formation of e-infopmatsionno obpazovatelnoy ENVIRONMENTS Mininskogo University in the first stage pealizatsii ppoekta «DE. Of electrons and of electron training obpazovatelnaya laden atmospheres "]. Vestnik Mininskogo univepsiteta, 2015, no. 3. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2015&issue=3 (accessed 01.10.2015) (in Russian).

11. Smirnova Zh.V. Primenenie distancionnogo obuchenija po disciplinam tehnicheskogo profilja [The use of distance learning in the disciplines of technical profile]. Obrazovanie i nauka v sovremennyh uslovijah, 2015, no. 4 (5), pp. 112-114. (In Russian)

12. Tolsteneva A.A., Vinnik V.K., Terehina O.S., Krivenkova E.N., Kulikov A.A. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov s ispol'zovaniem distancionnoj sistemy MOODLE [Organization of independent work of students using a remote system MOODLE]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (accessed 01.10.2015) (in Russian).

13. Chanchina A.V. Pedagogicheskij process professional'nogo uchebnogo zavedenija: uchebno-metodicheskoe posobie [Teaching process of professional educational institution: teaching aid]. N.Novgorod, 2010. 30 p. (In Russian)

14. Chelnokova E.A., Nabiev R.B. Tjutorskaja dejatel'nost' pedagoga po obespecheniju uspeshnoj adaptacii studentov vuza [Tyutorskaya activity of the teacher to ensure the successful adaptation of the university students]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 3. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (accessed 01.10.2015) (in Russian).

15. Zemsh M.B. Samostojatel'naja rabota studenta v virual'noj obrazovatel'noj srede (uchebnoe posobie) [Independent work of students in a virtual learning environment (manual)], Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2013, no. 2, pp. 36-37. (In Russian)

16. Bekkulov A.M., Normatova G. Formation of information culture of pupils / European Conference on Education and Applied Psychology 5th International scientific conference. 2014. С. 182-186.

17. Gendina N.I. Information culture, media and information literacies in russia: theory and practice, problems and prospect / Communications in Computer and Information Science. 2013. Т. 397 -CCIS. С. 258-267.

18. Lopatina N.V. The modern information culture and information warfare / Scientific and Technical Information Processing. 2014. Т. 41. № 3. С. 155-158.

19. Vinokur A.I. Information technologies in culture and education: image processing issues Modern / Applied Science. 2015. Т. 9. № 5. С. 314-322.

20. Steinwachs K. Information and culture - the impact of national culture on information processes / Journal of Information Science. 1999. Т. 25. № 3. С. 193-204.

© Груздева М.Л., TyKeHoBa Н.И., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Груздева Марина Леонидовна - лектор педагогических наук, прсфессср, заведующий кафедрей технелегий сервиса и тeхнoлoгичeскoгo сбразсвания, Нижeгoрoдский государственный педагогический университет имени Ko3bMbi Минина, Нижний Нoвгoрoд, Рoссийскaя Федерация, e-mail: gru123@yandex.ru.

Тукенова Наталья Имбергеновна - кандидат педагогических наук, дoцeнт, дирeктoр центра дистaнциoннoгo oбyчeния, Жетысуский

государственный университет имени Ильяса Жaнсyгyрoвa, Taлдыкoргaн, Республика Казахстан, e-mail: t.natalia 66@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Gruzdeva Marina Leonidovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of technology service and technology education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: gru123@yandex.ru

Tukenova Natalia Imbergenovna - candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director of the Center for Distance Learning, Zhetysu State University after Ilyas Zhansugurov, Taldykorgan, Kazakhstan, e-mail: t.natalia 66@mail.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.