Научная статья на тему 'Особенности социально-психологического климата. Социально-психологический климат педагогического коллектива'

Особенности социально-психологического климата. Социально-психологический климат педагогического коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2575
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / SOCIALLY PSYCHOLOGICAL CLIMATE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / PEDAGOGICAL COLLECTIVE / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / PEDAGOGUE PERSONALITY / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEAM WORK / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / WORK EFFICIENCY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкердина Алла Александровна

В статье раскрывается содержание понятия «социально-психологический климат коллектива», его значимость и специфика. Уделяется внимание факторам, обуславливающим социально-психологический климат, представлен анализ различных точек зрения. Также рассматривается понятие «педагогический коллектив», совместная деятельность педагогов, отличительные особенности педагогического коллектива, и социально-психологического климата педагогического коллектива. Обращается внимание на свойства личности, необходимые для формирования положительного социально-психологического климата коллектива, и какое влияние социально-психологический климат оказывает на личность педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкердина Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE. SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN PEDAGOGICAL COLLECTIVE

In the article it is revealed the content of the concept « socially psychological climate of a collective», its significance and specificity. It is paid attention to the factors which determinate socially psychological climate, it is presented the analysis of the different points of view. Also it is considered the notion « pedagogue collective», pedagogues team work, distinctive features of the pedagogical collective and the socially psychological climate of the pedagogical collective. It is paid attention to the personality features necessary for organization positive socially psychological climate of the collective and how socially psychological climate influences on the pedagogue personality.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологического климата. Социально-психологический климат педагогического коллектива»

14. Мирошниченко А.Н. Управление человеческими ресурсами организации: Учебный курс [Электронный ресурс] / Моск. фин.-пром. ун-т «Синергия». 2013. URL: http://free.megacampus.ru/xbookM0022/index.html?go=part-034*page.htm(дата обращения 03.01.2017)

15. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: УГППИ, 2000. 380 с.

Педагогика

УДК: 37.015.32

аспирантка кафедры педагогики и психологии высшей школы Шкердина Алла Александровна

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия «социально-психологический климат коллектива», его значимость и специфика. Уделяется внимание факторам, обуславливающим социально-психологический климат, представлен анализ различных точек зрения. Также рассматривается понятие «педагогический коллектив», совместная деятельность педагогов, отличительные особенности педагогического коллектива, и социально-психологического климата педагогического коллектива. Обращается внимание на свойства личности, необходимые для формирования положительного социально-психологического климата коллектива, и какое влияние социально-психологический климат оказывает на личность педагога.

Ключевые слова: социально-психологический климат; педагогический коллектив; личность педагога; совместная деятельность; эффективность трудовой деятельности; образование.

Annotation. In the article it is revealed the content of the concept « socially psychological climate of a collective», its significance and specificity. It is paid attention to the factors which determinate socially psychological climate, it is presented the analysis of the different points of view. Also it is considered the notion « pedagogue collective», pedagogues team work, distinctive features of the pedagogical collective and the socially psychological climate of the pedagogical collective. It is paid attention to the personality features necessary for organization positive socially psychological climate of the collective and how socially psychological climate influences on the pedagogue personality.

Keywords: socially psychological climate; pedagogical collective; pedagogue personality; team work; work efficiency; education.

Введение. В современных условиях все больше внимания уделяется такому явлению как социально-психологический климат коллектива. На протяжении многих лет эта проблема, как и сейчас, оставалась актуальной из-за возрастающих требований к уровню психологической включенности человека в его трудовую деятельность, усложнением психической жизнедеятельности людей, и постоянным ростом их притязаний.

Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива является на сегодняшний день одним из важнейших условий для повышения качества производимой продукции, и повышения качества предоставляемых услуг.

Значимость социально-психологического климата определяется тем, что он может выступать в качестве фактора эффективности различных социальных явлений и процессов, служить показателем их состояния, и их изменения. Социально-психологический климат выступает также в качестве показателя уровня эффективности деятельности человека, уровня потенциала личности и всего коллектива.

Изложение основного материала статьи. В отечественной психологической науке термин «психологический климат» впервые ввел Н.С.Мансуров. Исследуя личностные факторы повышения производительности труда, он обратил внимание на то, что «возникает социально-психологическая проблема организации хорошего «психологического климата в коллективе»», и проанализировал некоторые конкретные пути создания такого климата на промышленном предприятии (Мансуров, 1972).

Позднее содержание понятия «психологический климат» более подробно было раскрыто В.М. Шепелем. Он одним из первых говорил о содержании понятия социально-психологический климат, как эмоциональной окраске психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три "климатические зоны" (Шепель, 1986):

1) Социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан.

2) Моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе.

3) Психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат -это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

С точки зрения Е.С. Кузьмина, «понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе» (Кузьмин, 1967).

Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический климат «систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба), психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие), систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива» (Ломов, 1984).

По мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова, «социально-психологический климат - это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой» (Платонов, Казаков, 1979).

Согласно определению, данному Г.М. Андреевой, «социально-психологический климат- это целостное состояние коллектива. Относительно устойчивый для него эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер межличностных отношений» (Андреева, 2003).

Проанализировав различные точки зрения на содержание понятия социально-психологического климат, мы приходим к выводу, что социально-психологический климат представляет собой социально-психологическое образование, с которым косвенно связанна любая деятельность коллектива. Его специфика состоит в том, что он представляет собой характеристику психических состояний всех членов любого коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения, требуют от человека определенного стиля поведения в этом коллективе. Эмоции одного члена команды влияют на поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий (Бойко, Ковалев, Панферов, 1983).

Говоря о факторах, обуславливающих психологический климат в коллективе, можно заметить, что не все они находятся внутри коллектива. Это так называемые воздействия со стороны макросреды: особенности современного этапа социально-экономического развития страны, деятельность организаций, руководящих данным коллективом, его органов управления и самоуправления, общественных организаций и т.д.

Талантливый педагог-новатор А.С. Макаренко писал: "Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса" (Макаренко,1958). К наиболее важным внешнегрупповым факторам психологического климата следует отнести отношение общества к целям, стоящим перед данной группой.

Рассматривая внутригрупповые факторы позитивного психологического климата в группе, А.Лотт и Б.Лотт выделили следующие: «Частоту взаимодействия индивидов, кооперативный характер их взаимодействия, стиль руководства группой, фрустрация и угроза течению группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, успех в выполнении группового задания» (Кричевский, Дубовская, 2001).

Также, рассмотрев основные факторы социально-психологического климата, следует отметить, что любая группа функционирует, имея перед собой определенные цели. Поэтому состояние психологического климата в ней не может не зависеть от того, насколько успешно протекает совместная деятельность.

Выступая элементом общественной системы, каждый коллектив и каждый его участник оказываются частью, сохраняющей в себе черты целого, присущего всему обществу, поэтому психологический климат не возникает сам по себе, в изоляции от деятельности других групп, составляющих общество. То же самое можно сказать о педагогическом коллективе.

Совместная деятельность в педагогическом коллективе подчинена единству педагогических целей, воспитательных задач. В.П. Сергеева в своей книге говорит о том, что «Педагогический коллектив - это относительно устойчивая группа людей, объединенная профессиональными, общественно значимыми целями деятельности, имеющая органы руководства» (Сергеева, Грицаева, 1999). А российский педагог Б.М. Бим-Бад отзывается о педагогическом коллективе - как «об общности педагогов образовательного учреждения, объединённых на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач» (Бим-Бад, 2002).

Можно говорить о том, что педагогический коллектив- это группа педагогов, объединенных для осуществления педагогической деятельности едиными целями, воспитательными задачами, любовью к делу и ученику, схожим мировоззрением и имеющие органы руководства.

В. А. Сухомлинский отмечал, что педагогический коллектив каждой школы имеет свои особенности. Главной отличительной особенностью педагогического коллектива он называл специфику профессиональной деятельности, которая проявляется в обучении и воспитании подрастающего поколения. В этом и есть специфика учительского труда (Сухомлинский, 1981).

Также, согласно В.П. Сергеевой, отличительной особенностью можно назвать то, что педагогический коллектив должен быть коллективом единомышленников, на функционирование педагогического коллектива оказывает большое влияние специфика учительского труда. Учитель постоянно находится в тесном контакте с детьми, и педагогические коллективы преимущественно однополые коллективы (Сергеева, Грицаева, 1999).

Таким образом, можно говорить о том, что без единства задач и целей, без нацеленности на результат, невозможен эффективный процесс обучения. Дети независимо от возраста, имеют свое миропонимание, свои права. Поэтому каждый учитель должен так организовать свою деятельность, чтобы каждый ученик имел возможность проявить и выразить себя, полноценно развиваться.

Эффективное выполнение поставленных перед педагогами задач, напрямую зависит не только от выполнения различных условий, но и главным образом от отношений между людьми, которые оказывают значительное влияние на результаты труда учителей. Для достижения положительных результатов своей деятельности, учителя должны находиться в постоянном непосредственном контакте друг с другом. И от того, насколько тесным будет этот контакт, насколько члены коллектива смогут совместно координировать свои действия, зависит успех всего образовательного процесса. Отсюда можно говорить о том, что положительный социально - психологический климат педагогического коллектива, служит основой для эффективной трудовой деятельности педагогов.

Каждый человек, присутствуя в определенной социальной группе, и участвующий в совместной деятельности будь то производство, предоставление услуг, или иного рода коллективная деятельность, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива, в том числе на социально - психологический климат. Как говорят в своей книге «Социально-психологический климат коллектива и личность» Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., люди оказывают положительное или отрицательное влияние на окружающих в зависимости от их индивидуальных психологических свойств. К социально-психологическим свойствам личности, оказывающим положительное влияние на формирование социально-психологического климата, относятся принципиальность, ответственность, общительность, дисциплинированность, активность в

межличностных и межгрупповых отношениях, культура поведения, тактичность. Отрицательное влияние на климат оказывают люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные и т. д. На самочувствие людей и через него на общий климат коллектива оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), а также темперамента и характера членов коллектива. Особое внимание следует уделять подготовке человека к труду, его компетентности в данной области. Говоря о педагогическом коллективе, это имеет огромное значение. Ведь от того, какие у человека знания, умения и навыки зависит его профессиональная компетентность, которая вызывает уважение, и может служить примером для других, тем самым приводя к более высоким результатам труда (Бойко, Ковалев, Панферов, 1983).

В силу сложившихся в педагогическом коллективе определенных норм взаимоотношений между людьми, социально-психологический климат коллектива оказывает положительное или отрицательное влияние на личность и педагога. В педагогическом коллективе, где царит поддержка и уважение, сотрудничество и взаимопомощь, любой учитель рад находиться в таком окружении и испытывает удовлетворение от совместной деятельности. И напротив, если в коллективе преобладают равнодушие, отчужденность, дистанцирование от происходящего, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, дискомфорт, что ведет к стрессовым состояниям, и как следствие к снижению результатов профессиональной деятельности, возникновению конфликтных ситуаций и возможно переходу в другой коллектив.

Выводы. В настоящее время на учителе лежит огромное количество обязанностей, относящихся как к профессиональной сфере, так и выходя за рамки таковой. Поэтому каждый учитель испытывает потребность в общественном признании своей деятельности со стороны коллег по работе, учеников, родителей и администрации школы. Особенно учителя восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в число которых входят, например, руководители или эксперты. Положительные оценки, как правило, стимулируют педагогов, отрицательные же не всегда ими воспринимаются. Зачастую учитель занимает позицию - «я во всем прав». Для того, чтобы избежать такого явления, нацелить каждого педагога на адекватную оценку своих ошибок, на пересмотр своей профессиональной деятельности, очень важно формировать положительный социально-психологический климат в коллективе, в котором главное место должно занимать взаимоуважение, доброжелательность и общий позитивный настрой как ко всему педагогическому процессу, так и к каждому человеку в отдельности.

И в заключение нужно сказать о том, что как и все люди, педагогические работники все очень различаются. Они имеют свои достоинства и недостатки, интересы и предпочтения. У каждого есть какие-либо личные особенности. Нельзя пользоваться одной меркой по отношению ко всем педагогам. Именно поэтому создание и укрепление педагогического коллектива должно быть основано на индивидуальном подходе самого коллектива, и администрации к каждому человеку, умение найти к нему такой подход, который окажется единственно правильным, и будет служить залогом успешной деятельности.

Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003. — 431 с.

2. Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителей. Учебное пособие. ИНФРА - М, М., 2000 г.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 192.

4. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. - 207 с.

5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. 149 стр.

6. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии - М. 1972 - с. 238-246

7. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967 г.

8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.,Издательство «Наука»-1984. - 439 стр.

9. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 179

10. Мансуров Н.С. Опыт планирования социального развития производственных коллективов. М. -1972. - 342 с.

11. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993. - 18-71 с.

12. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во Лен.ун-та, 1990. - 181 с.

13. Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1979

14. Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами. - М., - 1999. - с. 83

15. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. - Т. 3. - С. 123-124.

16. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 362.

16. Ушинский КД Избранные педагогический сочинения.-М.,-1953.- Т. 1. - 266 с.

17. Шепель В.М. Управленческая психология. - М., 1986.

Педагогика

УДК 378.14.

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Валентина Константиновна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород) СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья содержит описание авторской системы технологических средств по предмету «Иностранный Язык», применяемой для студентов вуза. Определены теоретические предпосылки для создания системы технологических средств на основе анализа достижений ученых и практиков, занимающихся вопросами развития личности и технологической организации процесса обучения. Представлены основные разделы системы: авторская программа, система модулей, система технологических ситуаций, алгоритмы и правила речедеятельности. Выделены основные принципы создания комплекта технологических средств, разработаны условия эффективности использования данного комплекта. Сделаны выводы о возможности его инвариантного применения в целях совершенствования образовательного процесса. Переход на более оптимальные способы организации учебного процесса усиливает эффективность учебного процесса, повышая мотивацию к учебе и способность технологично и алгоритмично строить свою будущую деятельность.

Ключевые слова: технология, средства обучения, ситуация, модуль, алгоритм, правила.

Annotation. The article contains a description of the author's system of technological means on the subject "Foreign Language" used for University students. The main sections of the system are presented: the author's program, the system of modules, the system of technological situations, algorithms and rules of the speech activity. The basic principles of creation of the set of technological means are allocated, conditions of efficiency of use of this set are developed. The conclusions about the possibility of its invariant application in order to improve the educational process are given.

Keywords: technology, learning means, situation, module, algorithm, rules.

Введение. В последние годы в образовательном пространстве нашей страны в связи с изменением образовательной парадигмы, выразившимся в переходе от информационно-когнитивной педагогики к ценностно-смысловой, все большее внимание обращается на различные педагогические технологии, педагогический опыт, на способы профессионально-педагогической деятельности и средства ее организации. Основой общих требований к педагогу является целостное представление о сфере образования и система профессиональных способностей.

Современный уровень преподавания требует разработки методического сопровождения образовательного процесса, позволяющего перейти на технологическую организацию обучения, в связи с чем возрастают возможности удовлетворения потребностей в самообразовании, самосовершенствовании и самореализации у всех участников образовательного процесса, используя в системе организации и компьютерные технологии [1, 2].

Формулировка цели статьи. В условиях социально-экономических перемен меняется функция образования и статус педагога, повышаются требования к профессиональной деятельности педагога. Нами сделана попытка пересмотра организации процесса обучения, перехода его на технологическую основу.

Цель исследования - представить систему технологических средств по предмету, определить значимость каждого раздела в организации учебного процесса.

Задачи исследования: определить условия и рекомендации по использованию системы технологических средств в учебном процессе.

Изложение основного материала статьи. Иностранный язык интегрируется в общую образовательную систему специальности, качество усвоения которой зависит от наличия единого управленческо-педагогического языка, позволяющего осуществлять системное непрерывное общее и профессиональное обучение. Таким образом, понимая значимость данной проблемы, авторы попытались создать единое содержательное информационно-обучающее пространство по дисциплине «Иностранный язык» на основе существующего алгоритма создания ключевых понятий и терминов, обслуживающих разные направления подготовки. В основе любой педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом от постановки целей до получения результата. Современная дидактика стоит перед выбором: либо строить образование на высоком академическом уровне и потерять индивидуальность, либо дать свободу инициативе человека, идти от его потребностей и потерять системность в знаниях. Поэтому, большой интерес представляет обращение к работам ученых и практиков, исследующих вопросы развития личности и технологической организации процесса обучения. Проблема свободной, развивающейся личности впервые была поставлена Н.И.Пироговым, К.Д.Ушинским, В.М.Бехтеревым и продолжена педагогами - новаторами. Теоретическая база для развивающего обучения была заложена Л.С Выготским, а на ее основе проводились экспериментальные работы Б.Г.Ананьева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и других. Теория деятельности наиболее подробно разработана А.Н.Леонтьевым и С.Л.Рубенштейном. Деятельность в учебном процессе понимается как основа построения, сохранения и применения знаний. Теоретические основы педагогических технологий, их классификация представлены трудами В.П.Беспалько, К.Я Вазиной, М.В.Клариным, А.Я Савельевым, Г.К.Селевко и другими [1, 9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.