Научная статья на тему 'Командообразование как исследовательский проект студентов в курсе "организационное поведение"'

Командообразование как исследовательский проект студентов в курсе "организационное поведение" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДА / СТАДИИ СОЗДАНИЯ КОМАНДЫ / РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА / КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Колода Светлана Александровна

Данная статья посвящена актуальной теме, определенной рынком труда: способности создавать рабочую команду и способности работать в ней. Образовательный уровень представлен электронным учебно-методическим комплексом «Организационное поведение», где автор выделяет специальный обучающий модуль: поведение на уровне группы командообразование. В статье показана работа студентов по образованию команды, исходя из теории управления через создание ее ролевой структуры. Психолого-педагогическое исследование определило предпочтительные роли в группе, что позволило определить виды работ для каждого претендента на командное взаимодействие. Работа группы в данном проекте познакомила студентов с технологией создания команды и определила роль каждого участника. В качестве средства обучения командообразованию выступает дистанционная среда moodle, которая позволяет самостоятельно работать над поставленной проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Колода Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEAMBUILDING AS A RESEARCH PROJECT OF STUDENTS IN THE COURSE "ORGANIZATIONAL BEHAVIOR"

This article is devoted to the actual topic, a specific labor market: the ability to create a working team and the ability to work in it. The educational level is represented by an electronic educational methodical complex "Organizational Behavior", where the author identifies a special training module: behavior at the group level teambuilding. The article describes the work of students of the education team on the basis of the theory of management through the establishment of its role structure. Psycho pedagogical research has identified the preferred role in the group, which made it possible to determine the types of work for each applicant for teamwork. The work of students in the project introduces the technology creation to the students and the role of each student in solving the problem. As a means of learning team building stands distance environment moodle, which allows you to work independently on a given problem.

Текст научной работы на тему «Командообразование как исследовательский проект студентов в курсе "организационное поведение"»

УДК 65013

А.А. ШКУНОВА,1 С.А.КОЛОДА, 2

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация 2 Донбасский государственный педагогический университет, Украина

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ СТУДЕНТОВ В КУРСЕ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной теме, определенной рынком труда: способности создавать рабочую команду и способности работать в ней.

Образовательный уровень представлен электронным учебно-методическим комплексом «Организационное поведение», где автор выделяет специальный обучающий модуль: поведение на уровне группы - командообразование. В статье показана работа студентов по образованию команды, исходя из теории управления через создание ее ролевой структуры. Психолого-педагогическое исследование определило предпочтительные роли в группе, что позволило определить виды работ для каждого претендента на командное взаимодействие. Работа группы в данном проекте познакомила студентов с технологией создания команды и определила роль каждого участника. В качестве средства обучения командообразованию выступает дистанционная среда moodle, которая позволяет самостоятельно работать над поставленной проблемой.

Ключевые слова: команда, стадии создания команды, ролевая структура, командное взаимодействие, групповая динамика.

AA SHKUNOVA1, S.A.KOLODA 2

' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

2Gorlovka Institute of Foreign Languages of the state higher education institution "Donbass State Pedagogical University"

TEAMBUILDING AS A RESEARCH PROJECT OF STUDENTS IN THE COURSE "ORGANIZATIONAL BEHAVIOR"

Abstract. This article is devoted to the actual topic, a specific labor market: the ability to create a working team and the ability to work in it.

The educational level is represented by an electronic educational - methodical complex "Organizational Behavior", where the author identifies a special training module: behavior at the group level - teambuilding. The article describes the work of students of the education team on the basis of the theory of management through the establishment of its role structure. Psycho -pedagogical research has identified the preferred role in the group, which made it possible to determine the types of work for each applicant for teamwork. The work of students in the project introduces the technology creation to the students and the role of each student in solving the problem. As a means of learning team building stands distance environment moodle, which allows you to work independently on a given problem.

Keywords: team, the stage of creation, role structure, teamwork, group dynamics.

В настоящее время мониторинг рынка труда позволяет отследить изменения в требованиях к должностям в области управления человеческими ресурсами. Одним из таких изменений в требованиях к кандидату является такая компетентность, как способность работать в команде, способность создавать команду. Умение достигать поставленной цели уже не является необходимым и достаточным условием в работе сотрудника, потому как цель по своей структуре очень сложна и ее решение зависит от нескольких членов организации, т.е. от группы - команды.

Бесспорным является тот факт, что образовательные технологии в вузе в основном рассчитаны на групповое взаимодействие, т.е. на умение работать в команде. Но прежде чем работать в команде ее нужно создать.

Таким образом, в процессе преподавания управленческих дисциплин были выявлены следующие противоречия:

- между требованием к обучающимся решать задачи совместно и незнанием технологии создания этой команды;

- между владением технологией создания команды и неспособностью изменить свой способ взаимодействия по отношению к другим членам созданной им команды.

Проблема формирования компетенций будущих специалистов в НГПУ им. Минина решается посредством дистанционных форм обучения. В контексте высшей школы дистанционное обучение эффективно не как самостоятельная форма образования, а как составная часть смешанного обучения [1,23].

Исходя из вышеизложенных противоречий, автором разработан и представлен электронный учебно-методический комплекс «Организационное поведение» (ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», разработан для студентов по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль подготовки: управление человеческими ресурсами). Разработанный комплекс направлен на формирование следующих профессиональных компетенций или их составляющих: ПК-5 -способность эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды; ПК-7 - способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций [2,5,22].

Специфика данной управленческой дисциплины состоит в том, что она носит прикладной характер, а значит, все теоретические модули освоения данной дисциплины должны сопровождаться исследовательскими заданиями и проектами.

Структура дистанционного курса представлена тремя модулями, они просты по своей формулировке и наполненности и отражают основные теоретические, концептуальные знания по курсу: организационное поведение на уровне личности, организационное поведение на уровне группы и организационное поведение на уровне организации [1,17,19]. Каждый модуль представлен несколькими темами и раскрывает содержание формируемых компетенций по курсу.

Рисунок 1 - Скриншот главной страницы курса «Организационное поведение».

Ментальная карта

На рисунке 1 показаны три основные модуля изучения дисциплины: поведение на уровне личности, поведение на уровне группы - командообразование, поведение на уровне организации. Модуль «Командообразование» состоит из трех тем: групповая динамика, лидерство, коммуникация и информация [26].

В теории управления командные процессы происходят в четырех основных направлениях: становление команды, развитие команды, определение командных ролей и формирование сплоченности в команде. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены, например, создать команду без определения ролевой структуры ее членов становится невозможным [4,8,9].

Перед освоением данного модуля было проведено психолого-педагогическое исследование на определение предпочтительных ролей в группе на базе кафедры инновационных технологий менеджмента Мининского университета г. Нижнего Новгорода. В работе было занято 125 студентов 3-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль подготовки: управление человеческими ресурсами, маркетинг) [15,16].

Была разработана анкета, где обучающимся предлагалось обозначить те роли, которые, по их мнению, они выполняют в процессе обучения в своей рабочей группе.

Выявляя самооценку обучающихся можно сделать следующие выводы. Треть ассоциирует себя с лидером (указали 33%), 27% говорят, что они исполнители, 20% отмечают у себя творческое начало, менее популярными ответами были (указали по 17% соответственно) - звезда, волк-одиночка и менеджер (данный вариант ответа самостоятельно добавлялся участниками опроса), при этом ни один студент не считает себя неудачником.

Рисунок 2 - Ролевая структура учебной группы

Необходимо отметить, что студенты определяют свое положение в команде в соответствии с наличием лидерских качеств (33%), со способностью работать, исполняя определенные задачи (27%), 17% респондентов указывают на отсутствие готовности работать в команде.

Основой процесса командообразования является прохождение группы-команды через четыре основные стадии: стадия формирования (ориентация и проверка), стадия позиционирования; стадия организации; стадия эффективной работы и дифференциации. Прохождение команды через эти стадии называют групповой динамикой [12,9].

Обучение студентов командообразованию должно содержать прохождение всех четырех стадий. Формирование команды включает определение ролевой структуры и наделение определенными видами работ каждого претендента на командное взаимодействие, выработка промежуточных результатов работы и организация самой работы [9,24,26].

МОДУЛЬ 2 Изучение ОП на групповом уровне

Рисунок 3 - Скриншот ЭУМК «Организационное поведение». Элемент курса W (Wiki)

Психологический аспект ролевой структуры в управлении основан на том, что мнения всех членов группы одинаковы в отношении друг друга. Вначале студент изучает ролевую структуру коллектива, согласно известным типологиям, в данном контексте курса это представлено элементом «Страница» [1,6].

Далее каждому студенту предлагается выбрать по три роли, оценив своего друга или знакомого в своей группе. Проследить это оценивание можно с помощью элемента Вики (Wiki). Этот элемент позволяет студенту добавлять роли из списка предложенных. В данном контексте обучения элемент вики - это совместная работа: все способны редактировать ее, преподаватель тоже вносит правки, получая при этом перекрестное оценивание [11,1,6].

Результативность работы в освоении данного элемента, кроме стандартных методов оценки в вузе, определялась вовлеченностью самих студентов в решение данного проекта. Общее представления о ролевой структуре претендентов на работу в команде представлена на рисунке 4.

Учебная группа

Ролевая структура Гр МБЗ-12

члена группы

ФИО

Творчесьле роли (Еысрать из списка ролей, подходящие)

Поведенческие роли (выбрать из списка псдхцдящие)

Студент 1 Студент 2 Студент 3 Студент 4 Студент 5 Студент 6 Студент 7 Студент В Студент Э Студент 19 Студент 11 Студент 12 Студент 13 Студент 14 Студент 15

Энтузиаст, Компилятор идей Эксперт Критии Организатор Критик Энтузиаст Генератор идей Компилятор идей Организатор Генератор идей Генератор идей эрудит Критик

Компилятор идей

Эрудит

Критик

Компилятор идей

Связной

Проводиик Связной

Связной

Проводник

Проводник

Координатор

Связной

«Сторож»

Лидер

"Сторож" Связной

Делопроизводитель Проводник

Координатор

Проводник

Координатор

Проводник Делопроизводитель Нигилист Борец за правду

Конформист Конформст

Комментатор Борец за правду Общественник ■ Себе науме» Комментатор Оптимист Комментатор

Комментатор Обществен ник

Оптимист Конформист

"Важная птица" Нигилист Комментатор

Оптимист

«Себе науме»

Комментатор Общественник Оптимист Конформист

Рисунок 4 - Скриншот «Ролевая структура учебной группы». Совместная работа с элементом

После того, как студенты определяли ролевую структуру коллектива, они проектировали и создавали свою команду, выбирая других в группу - кластер (будущая команда). Разработка управленческих ситуаций осуществлялась данной группой-командой по определенному алгоритму и должна была привести к определенному результату. В процессе командной работы студентам приходилось отлаживать каналы взаимодействия, вырабатывая определенные нормы. Результат должен быть представлен группой в виде презентации по разрешению конкретной управленческой ситуации. Содержание управленческих ситуаций представлено видеокейсами, гиперссылками или задано преподавателем [20,21].

В конце освоения модуля было проведено исследование по результатам работы в команде, где были заданы различные вопросы [8,12.13].

Отвечая на вопрос: «Каким хочу стать, чтобы быть пригодным для работы в команде? Что для этого нужно изменить в себе?», больше половины респондентов указали вариант ответа - «перестать раздражаться», около трети считают, что им необходимо «сосредоточиться на результате», пятая часть считает, что важно сформировать в себе умение «слушать и слышать», стать более открытым к общению, ранжировать приоритеты (см. рисунок 5).

Рисунок 5 - Отношение студентов к работе в команде после освоения модуля

«Командообразование»

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение по модулю 2 -«Командообразование групп» повышает осознанность студентом знания технологии создания команды, изменяет отношение к своим сверстникам, меняет демонстративный стиль поведения в команде, что является основой развития способности эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды. Несомненно, что способности, которые проявились во время командной работы, не будут полностью сформированы в ходе данных занятий, но ключевая компетентность предполагает формирование ее в течение длительного времени и в рамках различных курсов по направлению «Менеджмент».

ЛИТЕРАТУРА

1. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Хозерова, Т.П., Шкунова, А.А. Преимущества и возможности использования дистанционных технологий средствами среды Moodle в контексте смешанного обучения //Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 166.

2. Васильева Л.И., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта, и их реализация в подготовке менеджера // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://govemment.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf

4. Короткина Е.Д. Современные технологии создания команды в организации // Вестник Санкт-петербургского университета.2009. №3-2. С.46-53.

5. Крылова Н.П. Командообразование как одна из компетенций будущих менеджеров // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 10 (38). С 29-30.

6. Лебедева Т.Е. Использование комплекса информационных технологий на практическом занятии в вузе как средства повышения качества подготовки учителя: автореф. дис.. .канд.пед. наук. Н.Новгород, 2008. 22с.

7. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. С.3-7

8. Меримянина Е.Н. Тренинг командообразования в студенческой среде как важный коммуникативный фактор // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 9-5. С 99-104.

9. Мучник Е.Р. Исследование групповых процессов в командообразовании // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №17. С 144 -149.

10. Самерханова Э.К. Гуманистические основы создания единого информационно-образовательного пространства вуза в условиях развития информационного общества // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 17.

11. Самерханова Э.К., Круподёрова К.Р. Сетевое взаимодействие педагога и студентов как главное условие создания единого информационно-образовательного пространства // Школа будущего. 2011. № 6. С. 65-68.

12. Севостьянов Ю.О. Изменение психосемантической структуры готовности работать в команде у студентов // Научный вестник южного института менеджмента. 2014. № 2. С.94-97.

13. Сырова Н.В. Этические отношения как механизм профессионального развития студентов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород. 2005. 25 с.

14. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2010.

15. Челнокова Е.А. Педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов-бакалавров менеджмента к обучению в вузе // В сборнике: Мир научных открытий. Материалы Х Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. Москва, 2013. С.105-110.

16. Шкунова А.А., Колода С.А Наличие интереса у студентов к изучению предмета как условие успешного формирования профессиональной компетенции бакалавра [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №1. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23211333 (дата обращения: 15.01.2015).

17. Шкунова А.А. Управление человеческими ресурсами. Нижний Новгород: учебное пособие. 2015. С98.

18. Шкунова А.А. Технологии коммуникативного взаимодействия в системе педагогического менеджмента // В сборнике: Инновационные технологии управления. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина». Н.Новгород. 2014. С.125-130.

19. Шкунова А.А. Технология управления процессом обучения организационному поведению бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 187-189.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Шорохова Т.В. Проблема определения категории «интерес» в современной психологии и педагогике // Интернет-журнал «Эйдос». 2015.

21. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика. 2000. №4. С.30-33.

22. Egorov E.E., Lebedevа T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.V. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies Vol. 8, No. 1(S), January 2015, Special Issue: Innovation in Higher Education Teaching and Learning.

23. Lebedeva T.E., Egorov E.E., Vakulenko R.Y., Stouhina N.Y. Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of bologna process in russia // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 10. С. 1097.

24. Allen V.L. Infra-group, intra-group and inter-group: construing levers of organization in social influence. In: S. Moscovici & E. Van Avermaet (Ed.). Perspectives on Minority Influence. Cambridge University Press, 1985. P. 217-238.

25. Reuck A.A. Theory of Conflict Resolution by Problem-solving. In J.Burton & F.Dukes (Eds.). Conflict: Readings in Management & Resolution. N.Y.: St Martins Press., 1990. P. 183-192.

26. Wilson C.L., Hanna M.S. Groups in Context. Leadership and Participation in Small Groups. -N.Y., 1990. P. 8-12.

REFERENCES

1. Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Hozerova, T.P., Shkunova, A.A. Preimushchestva i vozmozhnosti ispol'zovaniya distantsionnykh tekhnologiy sredstvami sredy Moodle v kontekste smeshannogo obucheniya [The advantages and possibilities of using remote technologies means Moodle environment in the context of blended learning ]. Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. № 5 (24). P. 166. (In Russian)

2. Vasil'eva L.I., Egorov E.E., Lebedeva T.E. Privedenie kompetentsiy FGOS k kvalifikatsionnym trebovaniyam professional'nogo standarta, i ikh realizatsiya v podgotovke menedzhera [Bringing competences GEF to the qualification requirements of the professional standard, and their implementation in the preparation of management]. Vmire nauchnykh otkrytiy, 2014, no.3 (51), pp. 124-137. (In Russian)

3. Kontseptsiya Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody [The concept of the Federal target program of education development for 2016 - 2020]. Available at: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf. (in Russian).

4. Korotkina E.D. Sovremennye tekhnologii sozdaniya komandy v organizatsii [Modern technologies of creation in the organization ]. Vestnik Sankt-peterburgskogo universiteta, 2009, no. 3-2, pp. 46-53. (In Russian)

5. Krylova N.P. Komandoobrazovanie kak odna iz kompetentsiy budushchikh menedzherov [Team building as one of the competencies of the future managers]. Problemy ekonomiki i menedzhmenta, 2014, no. 10 (38), pp 29-30. (In Russian)

6. Lebedeva T.E. Ispol'zovanie kompleksa informatsionnykh tekhnologiy na prakticheskom zanyatii v vuze kak sredstva povysheniya kachestva podgotovki uchitelya. Diss. kand. ped. nauk [Using complex information technology at a practical lesson in high school as a means of improving the quality of teacher training. Kand. ped. sci. diss.]. N.Novgorod, 2008. 22 p. (In Russian)

7. Markova S.M., Gorlova V.G. Proektirovochnaya deyatel'nost' pedagoga kak tvorcheskiy protsess [Designing activity of teachers as a creative process]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 3, pp. 3-7(in Russian).

8. Merimyanina E.N. Trening komandoobrazovaniya v studencheskoy srede kak vazhnyy kommunikativnyy faktor [Training team building among the students as an important factor of communicative]. Teoreticheskie iprikladnye aspekty sovremennoy nauki, 2015, no. 9-5, pp. 99-104 (in Russian).

9. Muchnik E.R. Issledovanie gruppovykh protsessov v komandoobrazovanii [The study of group processes in teambuilding ]. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy rakticheskogo primeneniya, 2010, no.17, pp. 144 -149 (in Russian).

10. Samerkhanova E.K. Gumanisticheskie osnovy sozdaniya edinogo informatsionno-obrazovatel'nogo prostranstva vuza v usloviyakh razvitiya informatsionnogo obshchestva [Humanistic basics of creating a unified information and educational space of the university in terms of the Information Society]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 2 (2), pp. 17 (in Russian).

11. Samerkhanova E.K., Krupoderova K.R. Setevoe vzaimodeystvie pedagoga i studentov kak glavnoe uslovie sozdaniya edinogo informatsionno-obrazovatel'nogo prostranstva [Networking

teachers and students as the main condition for the creation of a single information and educational space]. Shkola budushchego, 2011, no. 6, pp. 65-68 (in Russian).

12. Sevost'yanov Yu.O. Izmenenie psikhosemanticheskoy struktury gotovnosti rabotat' v komande u studentov [Change psychosemantic structure willingness to work in a team of students]. Nauchnyy vestnikyuzhnogo instituta menedzhmenta, 2014, no. 2, pp.94-97 (in Russian).

13. Syrova N.V. Eticheskie otnosheniya kak mekhanizm professional'nogo razvitiya studentov: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk. Volzhskaya gosudarstvennaya inzhenerno-pedagogicheskaya akademiya. Nizhniy Novgorod, [Ethical relations as a mechanism for professional development of students: the thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of pedagogical sciences / Volga State Engineering and Pedagogical Academy.] 2005 - 25 p. (in Russian)

14. Chanchina A.V. Pedagogicheskiy protsess professional'nogo uchebnogo zavedeniya [Teaching process of professional educational institution: teaching aid.] Nizhniy Novgorod, 2010. (In Russian)

15. Chelnokova E.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie protsessa adaptatsii studentov-bakalavrov menedzhmenta k obucheniyu v vuze [Change psychosemantic structure willingness to work in a team of students]. V sbornike: Mir nauchnykh otkrytiy. Materialy Kh Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Tsentr nauchnoy mysli [In: The world of scientific discovery. Materials X International scientific-practical conference. The center of scientific thought]. Moscow, 2013, pp.105-110 (in Russian).

16. Shkunova A.A., Koloda S.A Nalichie interesa u studentov k izucheniyu predmeta kak uslovie uspeshnogo formirovaniya professional'noy kompetentsii bakalavra [The presence of interest from students to study the subject as a condition for the successful formation of the professional competence Bachelor ]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 1. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=23211333 (accessed 15.01.2015) (in Russian)

17. Shkunova A.A. Upravlenie chelovecheskimi resursami [Human Resource Management]. Nizhny Novgorod, 2015, p.98 (in Russian).

18. Shkunova A.A. Tekhnologii kommunikativnogo vzaimodeystviya v sisteme pedagogicheskogo menedzhmenta [Technology communicative interaction in the pedagogical management]. V sbornike: Innovatsionnye tekhnologii upravleniya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. FGBOU VPO «Nizhegorodskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. K.Minina» [In: The innovative control technology. Proceedings of the scientific-practical conference. VPO "Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K.Minina. "]. N.Novgorod, 2014, pp.125-130 (in Russian).

19. Shkunova A.A. Tekhnologiya upravleniya protsessom obucheniya organizatsionnomu povedeniyu bakalavrov menedzhmenta [Technology Learning Management Organisational Behaviour Bachelor of Management]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2014, no. 12-3 (44), pp. 187-189 (in Russian).

20. Shorokhova T.V. Problema opredeleniya kategorii «interes» v sovremennoy psikhologii i pedagogike [The problem of defining the category of "interest" in modern psychology and pedagogy]. Internet-zhurnal «Eydos», 2015. (In Russian)

21. Usova A.V. Chtoby uchenie stalo interesnym i uspeshnym [To the teaching was interesting and successful]. Pedagogika, 2000, no.4, pp.30-33 (in Russian).

22. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.V. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies Vol. 8, No. 1(S), January 2015, Special Issue: Innovation in Higher Education Teaching and Learning.

23. Lebedeva T.E., Egorov E.E., Vakulenko R.Y., Stouhina N.Y. Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of bologna process in russia // Life Science Journal. 2014. T. 11. no 10. p. 1097.

24. Allen V.L. Infra-group, intra-group and inter-group: construing levers of organization in social influence. In: S. Moscovici & E. Van Avermaet (Ed.). Perspectives on Minority Influence. Cambridge University Press, 1985. p. 217-238.

25. Reuck A.A. Theory of Conflict Resolution by Problem-solving. In J.Burton & F.Dukes (Eds.). Conflict: Readings in Management & Resolution. N.Y.: St Martin,s Press., 1990, p. 183-192.

26. Wilson C.L., Hanna M.S. Groups in Context. Leadership and Participation in Small Groups. N.Y., 1990, p. 8-12.

© Шкунова A.A., Колода С.А., 2015

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Шкунова Анжелика Аркадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: losalgiris @ mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Shkunova Angelika Arkadievna - Ph.D., Associate Professor, Department of innovation management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail: losalgiris @ mail.ru

Колода Светлана Александровна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой лингводидактики преподавания иностранных языков, Горловский институт иностранных языков государственного высшего учебного заведения «Донбасский государственный педагогический университет», Украина e-mail: sv_koloda@mail. ru

Koloda Svetlana Aleksandrovna - Candidate of Philology, Associate Professor, Head of the Department of didactics of foreign language teaching, Gorlovka Institute of Foreign Languages of the state higher education institution "Donbass State Pedagogical University", Ukraine e-mail: sv_koloda@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.