Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/193PVN515.pdf DOI: 10.15862/193PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/193PVN515)
УДК 65.013
Шкунова Анжелика Аркадьевна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Россия, Нижний Новгород1 Доцент кафедры «Инновационных технологий менеджмента»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=482675
Лопаткина Наталья Сергеевна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Россия, Нижний Новгород Студент
E-mail: [email protected]
Исследование коммуникативной среды учебной группы, как необходимое условие организации научно-
1 603004, г. Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9
Аннотация. Статья посвящена исследованию коммуникативной среды в учебной группе для успешной организации научно-исследовательской работы студентов. Базовым фактором исследования является «теория возможностей» Дж. Гибсона. В статье приведены основные принципы успешной научно-исследовательской работы студентов: принцип целеполагания, принцип равноправного взаимодействия, принцип самостоятельной организации научного исследования.
Дано определение коммуникативной среды в данном исследовании как возможность разнообразных коммуникативных средств нести информацию Определены показатели емкости коммуникативной среды и параметры ее исследования: межличностные коммуникации в учебном процессе и их значение; использование различных средств общения при подготовке проектной деятельности; наличие интереса к изучаемым дисциплинам; доступность изложения учебного материала преподавателями; использование активных и интерактивных форм обучения.
Предметом научного исследования был выбран принцип самостоятельной организации научного исследования. К наиболее значимым организационным условиям научно-исследовательской деятельности были отнесены новые способы использования коммуникативных технологий совместно с преподавателем по выполнению проектной деятельности. Результаты исследования показали, что студенты справляются с учебным материалом по всем параметрам исследования коммуникативной среды, и чем полнее личность использует возможности коммуникативной среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие и формирование системы базовых и ключевых компетенций. Проектирование всех параметров коммуникативной среды должно осуществляться в контексте организации условий для успешного учебного и научно -исследовательского процесса.
Ключевые слова: коммуникативная среда; теория возможностей; параметры исследования; условия; основные принципы; научно-исследовательская работа.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шкунова А.А., Лопаткина Н.С. Исследование коммуникативной среды учебной группы, как необходимое условие организации научно- исследовательской работы студентов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/193PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/193?^515
Несмотря на широкое употребление, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. Чаще всего под окружающей человека средой понимается совокупность условий и влияний, окружающих человека. В методологическом плане представляется чрезвычайно перспективной «теория возможностей» Дж. Гибсона. Автор теории подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свое жизненное (учебное) пространство [24].
Эффективная и успешная организация научно- исследовательской работы студентов в вузе зависит от основных принципов. При выделении основных принципов научно-исследовательской работы студентов мы опирались на работы В.И. Андреева, В.И. Журавлева, В.И, Загвязинского, А.И. Кочетова, П.Т. Приходько, В.И. Рузавина, М.Н. Скаткина, 3.П. Шульги и др. позволили нам конкретизировать содержание каждого из принципов [1, 7, 8, 10, 12, 16].
Во - первых, это принцип целеполагания, который должен заключать в себе определенный организационный замысел.
Во - вторых, это принцип равноправного взаимодействия, который предполагает проявление определенной совокупности организационных отношений.
В - третьих, это принцип самостоятельной организации научного исследования, который предполагает выбор методов и способов исследования в соответствии с познавательной закономерностью, который должен быть целесообразным и оптимальным.
Предметом научного исследования нами был выбран принцип самостоятельной организации научного исследования. К наиболее значимым организационным условиям научно-исследовательской деятельности, сами студенты отнесли новые способы использования коммуникативных технологий совместно с преподавателем по выполнению проектной деятельности [13].
Понятие «коммуникативная среда» в системе «педагог - учебная группа -обучающийся» в данном исследовании необходимо рассматривать как одну из основных категорий в деятельностном учебно-научном процессе. Коммуникативная среда - это различные возможности коммуникативных средств нести информацию, ее объем и разнообразие, которое можно передать, показали, что встречи один на один образуют высший уровень передачи информации, потому как отправитель может одновременно передавать вербальные и невербальные сигналы, получатель может обеспечивать прямую обратную связь, и обмен информацией носит нормированный характер, согласно обсуждаемой проблеме [3].
Показателями емкости такой среды являются:
1. Межличностное деловое общение в системе педагог - учебная группа -обучающийся, проведение научных семинаров, организация инструктажа по интернет - исследованию, обсуждение и правильное понимание проблем исследования.
2. Понимание преподавателем любого уровня целей организации и путей их достижения, умножения своих интеллектуальных и физических сил на командную работу в группе.
3. Владение руководителем технологиями убеждения и эффективное их использование для достижения целей организации, учитывая способности подчиненных и свои собственные задачи, полномочия и качество информации.
4. Использование активных и интерактивных форм обучения в процессе обучения студентов управленческих дисциплин по направлению «менеджмент».
Исходя из вышесказанного, возникла актуальная необходимость исследования уровня емкости коммуникативной среды, как необходимого условия организации научно-исследовательской работы студентов [18].
НГПУ им. К. Минина - это современный вуз, где возможность использования современных технологий, не только улучшила качество работы, что привело к увеличению научных публикаций студентов в значимых журналах совместно с преподавателями вуза, а также к достижению определенных результатов в профессиональных всероссийских и международных конкурсах, увеличила количество заявок в различные фонды и т.д.
Итак, в исследовании коммуникативной среды учебной группы и определения условий ее эффективности для успешной организации научно- исследовательской работы студентов было занято 125 студентов 3-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль подготовки: управление человеческими ресурсами, маркетинг) [4, 5, 6, 18, 19, 23]. Выборка студентов составила 30 человек, что соответствует критерию малой выборки. На подготовительном этапе авторами была разработана анкета, апробированная на пилотажной выборке 5 человек, проведена ее коррекция с учетом полученных результатов. Вопросы задавались в открытой и закрытой форме, использовалась пятибалльная шкала. Вопросы структурировались по логике исследования. Далее были распечатаны бланки опросных листов, которые письменно заполнялись студентами. Результаты обрабатывались в таблицах Excel - обсчитывались суммы, средние значения, доли, проведено ранжирование параметров, строились таблицы, графики и диаграммы, отражающие наглядность полученных данных.
Основные параметры исследования:
• межличностные коммуникации в учебном процессе и их значение;
• использование различных средств общения при подготовке проектной деятельности;
• наличие интереса к изучаемым дисциплинам;
• доступность изложения учебного материала преподавателями;
• использование активных и интерактивных форм обучения;
1. Значение межличностных коммуникаций в учебном процессе
Проводя оценку использования межличностных коммуникаций, будущим менеджерами предлагалось по пятибалльной системе оценить параметры, где 1-минальная, а 5-максимальная оценка.
На вопрос: Что такое для вас «межличностные коммуникации»? были указаны в первую очередь - помощь, оценивалось на 3,9 баллов, выполнение общих дел - 3,6 баллов, а любовь и забота по 3,3 балла (рисунок 1).
5,0 4,5 4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0
3,9
3,3 3,3 3,6
1 1 1
Любовь
Забота Выполнение общих Помощь
дел
Рисунок 1. Процентное распределение ответов респондентами (разработано авторами)
Это, по мнению авторов, свидетельствует о том, что студенты воспринимают межличностные коммуникации, как средство организации коллективной работы, как равноправное взаимодействие в решении сложных задач.
2. Использование различных средств общения при подготовке проектной деятельности
Будущие менеджеры общаются чаще всего посредством таких форм коммуникаций как личный контакт, оценивался на 4,5 балла, социальные сети -3,9 баллов (в Контакте и Instogram) и разговоры по телефону - 3,6 баллов, реже используются электронная почта, видеообрщения через Skype (по 2 балла), облачные технологии и традиционные бумажные письма (набрали 1,3 и 1,1 баллов соответственно), что можно увидеть на рисунке 2.
Личный контакт Социальные сети
Разговор по телефону
Электронная почта (письма, передача файлов)
Видеообращение (Skype) Облачные технологии Письма (бум носитель)
2,0 2,0
4,5
3,6
3,9
0,0 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0
Рисунок 2. Использование различных средств в общении в проектной деятельности
(разработано авторами)
Сравнительный анализ использования различных средств общения показан на рисунке 3. Так для личного общения в большей степени используется личный контакт (получил среднюю оценку в 4,7 баллов), чем социальные сети и электронная почта (3,9 баллов, хотя также использование электронного общения актуально), аналогичная взаимосвязь наблюдается и для личных взаимоотношений (3,6 и 2,7 баллов соответственно), а для учебных целей, чаще необходима передача различных данных, поэтому в большей степени используя электронное общение 3,7 баллов относительно 3,5 баллов личного общения.
5,0 4,5 4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0
4 7
| личное общение
электонное общение (соцсети, эл.почта)
Рисунок 3. Сравнительный анализ использования различных средств общения в профессиональной сфере менеджера (разработано авторами)
Социологические исследования в России выявили, что электронный контроль над производительностью работника за год усиливается на 45%. Рабочие вопросы по телефону решают 39% опрошенных респондентов; электронными сообщениями пользуются 27%, в качестве передачи информации в форме компьютерных файлов используют 21% сотрудников; содержание телефонных разговоров, порой не соответствует, обсуждаемой проблеме (11%). В результате эксперимента выяснилось, что в силу большой загруженности сотрудников в разных ситуациях используется одна и та же форма передачи информации, которая часто не является основной при выполнении профессиональных поручений. При этом их сотрудникам работа кажется однообразной и рутинной. Безусловно, использование современных технологий для повышения темпов работы, производительности труда является неоспоримым, но все коммуникационные каналы должны быть организованы иерархично, по степени емкости и важности их информации, основываясь на понимании того, насколько эта информация полезна и нужна [13].
3. Наличие интереса к научно-исследовательской работе
3,6
Установление контакта с аудиторией Приведение актуальных примеров и.. Наличие диалога по вопросам, углубляющим .. Совершенствование получаемых навыков в.. Активность в обсуждении вопросов на семинарах Изучение дополнительных практических.. Желание участвовать в написание НИРС..
0,0 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0
11111
3,8
3,5
3,5
Рисунок 4. Наличие интереса к научно- исследовательской работе (разработано авторами)
Отношение будущих менеджеров к научно-исследовательской работе в системе «педагог-студент» по 5-балльной системе выявлены следующие результаты: получение дополнительных баллов за выполняемые задания научного характера - высоко оцениваются студентами, но эффективность и результативность выполнения заданий будет зависеть от установления контакта с аудиторией и преподавателем, от межличностного общения в процессе обучения и от изучения общих практических навыков в решении проблемы. Вместе с тем в научной - исследовательской работе принимают участие не все студенты, это связано прежде всего с большой трудоемкостью работ. Результаты этого параметра представлены на рисунке 4.
4. Доступность изложения учебного материала преподавателями
Соблюдение последовательности и понятности в изложении материалов
Понятность методических рекомендаций к заданиям
Видеопрезентации и слайды по темам курса
Гиперссылки с креативными и практическими примерами по темам курса
Использование дидактических материалов (блок-схем, таблиц, рисунков, диаграмм, кейсов) в.
Уровень сложности тестов
Ь^4,2
3,8
13,6 3,4
0,0
1,0
2,0
3,0
4,0
5,0
Рисунок 5. Доступность изложения учебного материала преподавателями
(разработано авторами)
Использование системы МООБЬЕ, как.. Тестирование, экзамен с последующим.. Обсуждение сложных и дискуссионных ..
Работа в малых группах Использование видео кейсов в процессе..
Творческие задания Экскурсии (выставки, торговые центры и др...
Приглашение специалистов Участие в семинарах Проведение деловых и имитационных игр Соревнования (олимпиады) ТРИЗ работа (теория решения. Интерактивная лекция, вебинары
0
4,5
0 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5
Рисунок 6. Доступность изложения учебного материала преподавателями
(разработано авторами)
Научно - исследовательская работа студентов реализуется в системе МооШе на основе целей и задач программ курса по направлению «менеджмент» и включает изучение материалов и деловых ситуаций из зарубежной и российской практики, об этом говорят оценки студентов по пятибальной шкале, такой способ работы для студентов считается более приемлемым (приоритет 3 балла). Наряду с другими приоритетными направлениями в проектной деятельности также актуальным является: работа в малых группах, участие в семинарах, приглашение специалистов, а также использование видео - кейсов в работе. Контроль над реализацией проекта может осуществляться и в виде тестирования и последующего экзамена, что тоже является показателем учебно-научной деятельности студента (приоритет 3,4 балла). Результаты исследований представлены на рисунках 5 и 6.
Итак, исходя из результатов исследования коммуникативной среды, ее параметров, необходимых для организации эффективной научно-исследовательской работы студентов, можно сделать следующие выводы.
1. Студенты воспринимают межличностные коммуникации, как необходимое средство организации коллективной работы, как равноправное взаимодействие в решении сложных задач.
2. Умение ранжировать средства общения в зависимости от задачи проектной деятельности признается важным условием, так как одна и та же форма передачи информации не всегда является эффективной.
3. Профессиональный интерес к решаемым проблемам выявлен у всех студентов, но эффективность выполненных заданий недостаточно высока, что не снижает значения произведенной работы. Данный показатель может быть улучшен в дальнейшей работе путем снижения либо трудоемкости работы, либо более тщательным подбором партнеров и средств взаимодействия.
4. Результаты исследования показали, что студенты справляются с учебным материалом для организации научной работы, доступность изложения материала преподавателем и его методическая обеспеченность оценена довольно высоко, о чем говорят показатели использования разнообразных активных форм.
5. Чем полнее личность использует возможности коммуникативной среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие. Способность эффективно использовать все формы электронной офисной деятельности и коммуникаций жизненно необходима для будущих бакалавров менеджмента и обеспечивает формирование системы базовых и ключевых компетенций. Проектирование всех параметров коммуникативной среды должно осуществляться в контексте организации условий для успешного учебного и научно-исследовательского процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития // Издательство Казанского университета: Казань, 1996. - 567 с.
2. Глушкова В.Г. Коммуникативный идеал в контексте деловой культуры России // Наука Искусство Культура. - 2013. - №2. С. 193 - 197.
3. Бодалев А.А. Общение как предмет междисциплинарного изучения // Психологический журнал. - 2009. - №2. - С. 129-133.
4. Булганина С.В. Использование активных методов обучения маркетингу при подготовке бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. №12-3 (44). С. 161-164.
5. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Хозерова Т.П., Шкунова А.А. Преимущества и возможности использования дистанционных технологий средствами среды moodle в контексте смешанного обучения // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №5 (24). С. 166.
6. Васильева, Л.И., Егоров, Е.Е., Лебедева, Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта, и их реализация в подготовке менеджера // В мире научных открытий. 2014. №3 (51). С. 124-137.
7. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Советская педагогика. 1988. №1. С. 70-75.
8. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием // Высшая школа. 1991. 287 с.
9. Лебедева Т.Е. Возможности повышения профессиональной эффективности менеджера в «обучающейся организации» // Современные научные исследования и инновации. 2015. №1-2 (45). С. 107-109.
10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб: Питер, 2000. 416 с.
11. Самерханова Э.К. Гуманистические основы создания единого информационно-образовательного пространства вуза в условиях развития информационного общества // Вестник Мининского университета. 2013. №2 (2). С. 17.
12. Самерханова Э.К. Логико-содержательная характеристика образовательного пространства как педагогического понятия // Образование и наука. 2006. №4. С. 20-26.
13. Самерханова Э.К. Создание единого образовательного пространства в контексте реформирования и модернизации отечественного образования // Образование и наука. 2006. №1. С. 15-20.
14. Самерханова Э.К. Организация единого образовательного пространства в высшем учебном заведении: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Нижний Новгород, 2006 - 26 с.
15. Солдатова И.А. Исследовательские компетенции и их значение в подготовке менеджеров // Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2013. №3 (12). С. 63 - 68.
16. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики // Педагогика. 1984. 96 с.
17. Чанчина А.В., Кузьмина Е.М. Модели педагогических мастерских в системе подготовки инженерно-педагогических кадров: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2010. 44 с.
18. Шкунова А.А., Колода С.А. Наличие интереса у студентов к изучению предмета как условие успешного формирования профессиональной компетенции бакалавра // Вестник Мининского университета. 2015. №1 (9). С. 24.
19. Шкунова, А.А. Технология управления процессом обучения организационному поведению бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. №12-3 (44). С. 187-189.
20. Шкунова, А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004.
21. Шкунова А.А., Колода С.А. Уровни отношений в корпоративной культуре управления // Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 24.
22. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика. - 2000. -№4. С. 30-33.
23. Egorov E.E., ЬеЬеёеуа T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.V. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies Vol. 8, No. 1(S), January 2015, Special Issue: Innovation in Higher Education Teaching and Learning.
24. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл. 2001. 365 с.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Shkunova Angelika Arkadievna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhniy Novgorod E-mail: [email protected]
Lopatkina Natalya Sergeevna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhniy Novgorod E-mail: [email protected]
The study of the communicative environment of the study group, as a necessary condition for the organization of the
research work of students
Abstract. The article investigates the communicative environment in the study group for the successful organization of research work of students. The basic factor of the study is a "possibility theory" by George Gibson. The article describes the basic principles of a successful research work of students: the principle of goal-setting, the principle of equal cooperation, the principle of self-organization of scientific research.
The definition of a communicative environment is given in this study as an opportunity to a variety of communication means to carry information. The performance capacity of the communicative environment and its parameters are defined. They are: interpersonal communication in the learning process and their significance; the use of various means of communication in the preparation of project activities; the existence of interest in the taught subjects; availability of educational material presentation of the teachers; the use of active and interactive forms of learning.
The principle of self-organization of scientific research was chosen as the subject of the research. The most significant organizational conditions of the research activities were classified as new ways of using communication technologies, together with the teacher to implement project activities. The design of parameters of the communicative environment should be carried out in the context of the conditions for successful educational and research process.
The results showed that the students cope with the material in all aspects of research of the communicative environment, and the more the personality use the possibility of the communicative environment, the more successful it takes her or him a free and active self-development and the formation of a system of basic and key skills.
Keywords: communicative environment; possibility theory; parameters of the study; conditions; basic principles; research work.
REFERENCES
1. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya // Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta: Kazan', 1996. - 567 s.
2. Glushkova V.G. Kommunikativnyy ideal v kontekste delovoy kul'tury Rossii // Nauka Iskusstvo Kul'tura. - 2013. - №2. S. 193 - 197.
3. Bodalev A.A. Obshchenie kak predmet mezhdistsiplinarnogo izucheniya // Psikhologicheskiy zhurnal. - 2009. - №2. - S. 129-133.
4. Bulganina S.V. Ispol'zovanie aktivnykh metodov obucheniya marketingu pri podgotovke bakalavrov menedzhmenta // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2014. №12-3 (44). S. 161-164.
5. Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Khozerova T.P., Shkunova A.A. Preimushchestva i vozmozhnosti ispol'zovaniya distantsionnykh tekhnologiy sredstvami sredy moodle v kontekste smeshannogo obucheniya // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. №5 (24). S. 166.
6. Vasil'eva, L.I., Egorov, E.E., Lebedeva, T.E. Privedenie kompetentsiy FGOS k kvalifikatsionnym trebovaniyam professional'nogo standarta, i ikh realizatsiya v podgotovke menedzhera // V mire nauchnykh otkrytiy. 2014. №3 (51). S. 124-137.
7. Zagvyazinskiy V.I. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelya // Sovetskaya pedagogika. 1988. №1. S. 70-75.
8. Kochetov A.I. Kak zanimat'sya samovospitaniem // Vysshaya shkola. 1991. 287 s.
9. Lebedeva T.E. Vozmozhnosti povysheniya professional'noy effektivnosti menedzhera v «obuchayushcheysya organizatsii» // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2015. №1-2 (45). S. 107-109.
10. Rean A.A., Kolominskiy Ya.L. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya. SPb: Piter, 2000. 416 s.
11. Samerkhanova E.K. Gumanisticheskie osnovy sozdaniya edinogo informatsionno-obrazovatel'nogo prostranstva vuza v usloviyakh razvitiya informatsionnogo obshchestva // Vestnik Mininskogo universiteta. 2013. №2 (2). S. 17.
12. Samerkhanova E.K. Logiko-soderzhatel'naya kharakteristika obrazovatel'nogo prostranstva kak pedagogicheskogo ponyatiya // Obrazovanie i nauka. 2006. №4. S. 20-26.
13. Samerkhanova E.K. Sozdanie edinogo obrazovatel'nogo prostranstva v kontekste reformirovaniya i modernizatsii otechestvennogo obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 2006. №1. S. 15-20.
14. Samerkhanova E.K. Organizatsiya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva v vysshem uchebnom zavedenii: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk / Nizhniy Novgorod, 2006 - 26 s.
15. Soldatova I.A. Issledovatel'skie kompetentsii i ikh znachenie v podgotovke menedzherov // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo professional'nogo instituta. 2013. №3 (12). S. 63 - 68.
16. Skatkin M.N. Problemy sovremennoy didaktiki // Pedagogika. 1984. 96 s.
17. Chanchina A.V., Kuz'mina E.M. Modeli pedagogicheskikh masterskikh v sisteme podgotovki inzhenerno-pedagogicheskikh kadrov: uchebno-metodicheskoe posobie. Nizhniy Novgorod, 2010. 44 s.
18. Shkunova A.A., Koloda S.A. Nalichie interesa u studentov k izucheniyu predmeta kak uslovie uspeshnogo formirovaniya professional'noy kompetentsii bakalavra // Vestnik Mininskogo universiteta. 2015. №1 (9). S. 24.
19. Shkunova, A.A. Tekhnologiya upravleniya protsessom obucheniya organizatsionnomu povedeniyu bakalavrov menedzhmenta // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2014. №12-3 (44). S. 187-189.
20. Shkunova, A.A. Formirovanie etiko-kognitivnykh otnosheniy u uchashchikhsya professional'nogo litseya: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk / Volzhskaya gosudarstvennaya inzhenerno-pedagogicheskaya akademiya. Nizhniy Novgorod, 2004.
21. Shkunova A.A., Koloda S.A. Urovni otnosheniy v korporativnoy kul'ture upravleniya // Vestnik Mininskogo universiteta. 2014. №4 (8). S. 24.
22. Usova A.V. Chtoby uchenie stalo interesnym i uspeshnym // Pedagogika. - 2000. -№4. S. 30-33.
23. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.V. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies Vol. 8, No. 1(S), January 2015, Special Issue: Innovation in Higher Education Teaching and Learning.
24. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. M.: Smysl. 2001. 365 s.