Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/82PVN315.pdf DOI: 10.15862/82PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/82PVN315)
УДК 65.013
Булганина Светлана Викторовна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Россия, Нижний Новгород1 Доцент кафедры «Инновационных технологий менеджмента»
Кандидат технических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=281843
Шкунова Анжелика Аркадьевна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Россия, Нижний Новгород Доцент кафедры «Инновационных технологий менеджмента»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=482675
Исследование этико-когнитивных отношений в процессе
обучения студентов вуза
1 603004, г. Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9
Аннотация. Статья посвящена исследованию этико-когнитивных отношений в процессе обучения студентов в вузе. Система этих отношений во многом определяет качество профессионального развития студентов.
В статье даны определения этико-когнитивных и профессиональных этико-когнитивных отношений, определены их функции: регулятивная, семиотическая, аксиологическая, креативная. Главными педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность исследования этико-когнитивных отношений, являются следующие: профессиональная позиция преподавателя на демократические, доброжелательные отношения и личностные качества обучающихся - понимание другого, ответственность.
Исследование проводилось в три этапа. В процессе исследования получили оценку следующие параметры: выявление готовности студентов к построению отношений; диагностика личностных качеств студентов; построение отношений студентов с родителями, преподавателями, сверстниками; диагностика предпочтительных форм отношений внутри коллектива.
Обсуждение результатов исследования производилось на основе сравнения данных мониторинга этико-когнитивных отношений у студентов группы до и после обучения. Проведенное исследование определило факторы, способствующие и тормозящие построению этико-когнитивных отношений, что имеет практическое значение для дальнейшей работы преподавателя по формированию этих отношений. Сильные и слабые стороны этико-когнитивных отношений в группе определяют дальнейшую их корректировку при формировании профессиональной позиции.
Ключевые слова: исследование; этико-когнитивные отношения; параметры исследования; построение отношений; личностные качества.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Булганина С.В., Шкунова А.А. Исследование этико-когнитивных отношений в процессе обучения студентов вуза // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/82PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/82PVN315
Понятие «отношение» в системе «педагог - учебная группа - обучающийся» в современной ситуации необходимо рассматривать как одну из основных категорий. Постановка проблемы педагогического отношения как самостоятельного объекта исследования была реализована в трудах отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, А.С. Макаренко, В.Н. Мясищева, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.И. Уемова [18,19].
Этико-когнитивные отношения - субъект - междичностные взаимодействия, построенные на основе нравственных качеств, норм общей культуры и рефлексивных способностей человека.
Профессиональные этико-когнитивные отношения - процесс развития и формирования познавательного интереса и мировоззренческой позиции у студентов при овладении профессиональной деятельностью, в котором каждый из обучаемых является условием сохранения уникальности, развития-саморазвития профессиональных качеств партнеров по взаимодействию. Функция - формирование позиции и профессионально-значимых качеств у участников взаимодействия [2,9,10,11,19].
Именно система этико-когнитивных отношений во многом определяет качество профессионального развития студентов. Направленность вектора системы этико-когнитивных отношений в социуме меняется в направлении признания ценности личности, гуманизации и толерантности. К сожалению, в социуме отношения закономерно накладываются на отношения в высших образовательных учреждения, в которых четко прослеживается интолерантный стиль отношений в настоящее время. Он вызывает у обучающихся состояние тревожности, неуверенности, беспокойства, подавленности, а также недовольства, раздражительности и агрессивности - эти состояния по своей природе являются проявлением образовательного стресса [12,14,15,17,20,22].
Данный факт ставит педагогические кадры перед необходимостью исследования этико-когнитивных отношений в системе «педагог - учебная группа - обучающийся». В рамках научного исследования выявляются функции построения отношений, важно указать на следующие их виды: регулятивную, аксиологическую, семиотическую и креативную. Акцентируем на них внимание.
Регулятивная функция связана с управлением процессом формирования у студента определенного набора личностных качеств, которые отвечали бы нормативным требованиям общества.
Аксиологическая функция лежит в основе любого педагогического воздействия. Она указывает на систему ценностей общества в целом и человека в частности.
Семиотическая связана с обязательным введением обучающихся в систему символов и знаков изучаемых дисциплин. В системе знаков представлен весь накопленный человечеством культурный опыт.
Креативная функция предполагает развитие творческих способностей как обучаемого, так и педагога. Формы и методы обучения педагогов способны как активизировать, так и подавлять творческие способности студентов. Успешность реализации всех перечисленных функций зависит от правильного моделирования этико-когнитивных отношений в системе «педагог - учебная группа - обучающийся».
Способы взаимодействия проявляются в неоднозначных формах поведения: преобладающее обращение студентов к методам давления при разрешении своих проблем, игнорирование требований преподавателя, безразличное отношение к изучению дисциплин общего направления, все это заставляет задуматься над складывающейся ситуацией в обществе в целом и в высших образовательных учреждениях в частности [1,3,7,8,16,21].
Исходя из вышесказанного, возникла актуальная необходимость исследования уровня и качества этико-когнитивных отношений в группе. Для этого были намечены этапы исследования и его задачи.
Первый этап (подготовительный) - определение параметров исследования.
Второй этап - мониторинг параметров исследования.
Третий этап - подведение результатов исследования.
В зависимости от изменения условий организации работы авторами на каждом из этапов проводились коррекировки задач научного исследования.
Рассмотрим основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность исследований в рамках этико-когнитивных отношений:
• профессиональная позиция преподавателя на демократические, доброжелательные отношения;
• личностные качества обучающихся: понимание другого, ответственность.
Психолого-педагогическое исследование осуществлялась на базе кафедры инновационных технологий менеджмента Мининского университета г. Нижнего Новгорода. В работе было занято 125 студентов 3-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль подготовки: управление человеческими ресурсами, маркетинг) [4,5,6,13,23,24]. Выборка студентов составила 30 человек, что соответствует критерию малой выборки. На подготовительном этапе авторами была разработана анкета, апробированная на пилотажной выборке 5 человек, проведена ее коррекция с учетом полученных результатов. Вопросы задавались в открытой и закрытой форме, использовалась пятибалльная шкала. Вопросы структурировались по логике исследования. Далее были распечатаны бланки опросных листов, которые письменно заполнялись студентами. Результаты обрабатывались в таблицах Excel - обсчитывались суммы, средние значение, доли, проведено ранжирование параметров, строились таблицы, графики и диаграммы, отражающие наглядность полученных данных.
На основе сравнения мониторинговых данных формирования этико-когнитивных отношений у студентов группы до и поле обучения формировались результаты данного научного исследования.
Параметры, получившие оценку в рамках исследования следующие:
• выявление готовности учащихся к построению отношений;
• диагностика личностных качеств студентов;
• построение отношений студентов с родителями, преподавателями, сверстниками;
• диагностика предпочтительных форм отношений внутри коллектива.
1. Выявление готовности учащихся к построению этико-когнитивных отношений
Проведенное научное исследование показало, что при ответе на вопрос: зачем вам нужно «строить отношения»? - чаще всего были получены ответы: для того, чтобы был друг или друзья (указали 40% респондентов), при этом ответы на вопрос: чтобы о вас заботились и любили, распределились пропорционально по 30%. Также в процессе исследования
дополнительно указывались варианты: для взаимоотношений (отметили 13%) и для достижения своих целей и задач (10%), что показано на рисунке 1.
чтобы у вас был друг (друзья)
чтооы о вас заботились
чтобы вас люошш
для взаимоотношении, чтобы оыло о коы заботиться
для достижения своих целей и задач
-
-
11 3
10
О * 10 15 20 25 30 35 ДО 45
Рисунок 1. Процентное распределение ответов респондентами (разработано авторами)
Это, по мнению авторов, свидетельствует о том, что студенты воспринимают отношения как равноправное взаимодействие (брать-давать), при этом не были преобладающими потребительские установки.
Большинство студентов предпочитает «строить отношения» со сверстниками - указали 67% участников опроса, в т.ч. с противоположным полом - 17%, 40% с родителями, по 27% указывались варианты ответов с собой и с педагогами, 13% добавляли варианты: с людьми старше или младше себя, людьми, которые могут чему-то научить или быть полезными опрашиваемым (см. рисунок 2). Респондентами указывались от одного до пяти вариантов ответов, в среднем количество ответов составило - две категории, с которыми студентам хочется «строить отношения». Пропорциональность указываемых категорий студентами показана на рисунке 2.
Рисунок 2. Процентное распределение ответов по выбору субъекта взаимодействия
(разработано авторами)
Нужно отметить, что студены стремятся заслужить расположение к себе за счет внимательного отношения к сверстникам, родителям, педагогам, хотя значимость собственной роли в построении отношений отметили всего лишь 27% респондентов.
2. Диагностика личностных качеств, влияющих на построение этико-когнитивных отношений
Будущим менеджерам для построения отношений в деловой сфере необходимы положительные качества, из десяти предложенных вариантов в среднем указывалось четыре самых важных качества, при этом указывалось от одного до девяти вариантов (рисунок 4). Почти все респонденты готовы «строить отношения» при условии взаимопонимании (указали 97%), доброжелательности (77%), позитивности (57%), решительности (53%) и целеустремленности (50%), остальные варианты ответов встречались реже, при этом студентами указывался дополнительный вариант - честность.
Из рисунка 3 видно, что показатели качеств, необходимых для построения этико-когнитивных отношений, имеют вариативный характер.
Показатель взаимопонимания и доброжелательность получили наивысшую оценку. По мнению бакалавров, именно это качество может регулировать отношения, поскольку сущность доброжелательности, по мнению студентов, заключается в способности делать добро другим.
Вча1 1мопонпмание Доброжелательность Позитивность Решительность Целеу стр емл енность Сочувствие Органнчованность Творчество и креативность Агрессивность Унии
7
7
50
30
30
0 1 7
10
20
40
40
^0
60
70
ЯО
90
100
Рисунок 3. Процентное распределение ответов респондентами о значимости качеств, необходимых при построении отношений (разработано авторами)
Оценивая качества, которые опрашиваемые ценят в себе больше всего, нужно отметить, что из четырнадцати перечисленных вариантов в среднем указывалось половина ответов, разброс ответов составлял от двух до всех перечисленных вариантов. Самым важным своими качествами студенты считают - ответственность (указали 80%), доброжелательность (77%), заботливость и пунктуальность (по 60% соответственно), терпение (57%), решительность (53%), активная жизненная позиция и целеустремленность (по 50%). Менее половины опрошенных отметили также коммуникабельность (47%), веселый нрав (40%), патриотизм (33%), амбициозность и креативность (по 30%), а толерантность указали только 10% респондентов, что наглядно продемонстрировано на рисунке 4.
Рисунок 4. Процентное распределение приоритета «своих» положительных качеств
студентов (разработано авторами)
Исследование в форме интервью выявило тот факт, что ответственность, является важной способностью для студентов держать ответ за свои действия и выполнять свои профессиональные функции.
Давая оценку качеств, которые студенты отрицают, из четырнадцати вариантов ответов, были в среднем названы на две позиции меньше, чем положительных - в среднем по пять качеств, таких как лень (указали 60%), грубость (53%), зависть (50%), дерзость (47%) и раздражительность (43%), что представлено на рисунке 5.
Рисунок 5. Процентное распределение важности «своих» отрицательных качеств
студентов (разработано авторами)
Вместе с тем, студенты отмечают, что для того, чтобы строить отношения нужно «перестать раздражаться», около трети считают, что им необходимо «сосредоточиться на
результат», пятая часть считает, что важно сформировать в себе умение «слушать и слышать», стать более коммуникабельным и открытым к общению.
Таким образом, диагностические данные дают возможность говорить об устойчивой динамики развития у бакалавров менеджмента личностных качеств, обеспечивающих построение этико-когнитивных отношений с собой и с окружающими людьми, что несомненно, усиливает объединение людей и дает новое качество взаимодействия.
3. Построение отношений обучающихся с родителями, педагогами, сверстниками
Результаты опроса респондентов показали, что во время обучения способы построения отношений у студентов значительно изменились.
Оценивая отношения со сверстниками в вузе, мнения пропорционально разделились: для 47% опрошенных, это люди, с которыми учатся, а 43% являются друзьями, при этом 13% дополнительно указали на общение со студентами из других групп, для 3% студентов это и коллеги по работе, у 3% есть лучший друг из группы, ни один респондент, ни указал на наличие людей, общения с которыми избегает.
Оценивая качества, которые опрашиваемые ценят в общении друг с другом в группе -это наличие чувства юмора, важно для 70% респондентов, веселый нрав - 63%, доброжелательность 60%, коммуникабельность - 53% и активная жизненная позиция - 43, ответственность - 33%, что отражено на рисунке 6. Из пятнадцати предложенных вариантов в среднем были перечислены пять важных качеств, хотя разброс ответов составлял от одного до перечисления всех позиций. В отношении сверстников, наименее популярными ответами были - толерантность - указали 3% (на 7% меньше, чем при самооценке), патриотизм - 7% (на 26% меньше самооценки) и заботливость - 10% (на 50% меньше самооценки, которая была третьей позиции в том рейтинге).
Чувство юмора Веселый нрав Доброжелательность Коммум жабепьность Активная Ж1 гененнля позиция Ответственность Решительность Креативность Целеустремленность Пунктуальность Терпен! к Амбициозность Заботливость Патриотизм Толерантность
0 20 40 60 ЯО 100
Рисунок 6. Основные качества, которые ценят студенты в своих сверстниках
(разработано авторами)
Результаты исследования свидетельствуют: студенты стали больше доверять друг другу, видеть в соучениках потенциальных друзей; показатель недоверия снизился в 2 раза в процессе обучения.
Во взаимоотношениях с родителями и студентами снизился процент конфликтности, непонимания друг друга. Каждый второй студент видит в родителях помощника, близкого человека. Обучающиеся готовы доверять и принимать помощь от родителей, признают их авторитет. У студентов появилось стремление понять своих родителей, поставить себя на их место и осознать, что запреты и наказания со стороны родителей связаны не с недоверием, а с высокой степенью ответственности за будущее своих детей.
Выявляя построение отношений с родителям и своими родственниками опрашиваемым было предложено 21 положительных и 15 отрицательных качеств, среди которых в среднем указывалось 9 положительных, что составляет 42% от общего числа и только 2 отрицательных или добавлялся ответ - все устраивает (указали 10% участников опроса), нет недостатков, т.е. 13% от указанного количества ответов, что характеризует теплые взаимоотношения респондентов с родными и близкими людьми, студенты готовы не замечать недостатки родственников или они не являются для респондентов весомыми при построении взаимоотношений. Так наиболее важные качества, которые будущие менеджеры ценят в родственниках это их поддержка (указали 87% респондентов), любовь и понимание (отметили по 80%), заботливость и терпение (важна 77%), необходимость внимания отметили (73%), надежности (67%) и готовности помочь (63%). Больше трети студентов указали на такие качества как честность (47%), ответственности и чувство юмора (по 37%), доброжелательность (33%) и гордость и радость за достижения (30%), что отражено на рисунке 7.
Поддержка Понимание Любовь Заботливость Терпение Внимание Надежность Готовность помочь Честность Чувство юмора Ответственность Доор ожелательность Гордость и радость за достижения Активная жизненная позиция Коммун псабельность Сочувств! [е Креативность Г 1спол ьзо в аш [е г пдж его в Пунктуальность Толерантность Патриотизм
0 10 20 10 40 50 60 то 80 90 100
Рисунок 7. Качества, необходимые для построения отношений с родителями
(разработано авторами)
Студенты отмечают, что во время обучения в вузе они стали более ответственными и самостоятельными, осознали, что все причины конфликтов кроются в них самих. Этот показатель, на взгляд авторов, очень важен по причине того, что он дает новое положительное
качество в целом образовательной среде, от которой зависит построение этико-когнитивных отношений.
Результаты анкетирования показали, что после обучения количество конфликтов с родителями, учителями, сверстниками заметно снизилось. Это связано прежде всего с устойчивой позицией учащихся на построение этико-когнитивных отношений.
Проводя анализ построения этико-когнитивных отношений с педагогами вуза, студенты указывали в среднем шесть положительных качеств из семнадцати и два отрицательных из пятнадцати возможных вариантов, при этом 27% респондентов отметили, что их все устраивает в педагогах.
Важными положительными качествами для студентов являются - профессионализм (указали 83%), доброжелательность (63%), умение слушать и слышать (60%), коммуникабельность (57%), ответственность и терпение (по 37%). Из отрицательных качеств педагогов около трети студентов не устраивает грубость (33%) и вспыльчивость (27%).
Итак, проведенное исследование определило факторы, способствующие и тормозящие построению этико - когнитивных отношений, систематизированные в таблице.
Таблица
Факторы, способствующие и тормозящие построению этико - когнитивных отношений
Факторы Самооценка Сверстники Родственники Педагоги
Способствующие построению отношений Ответственность Доброжелательность Пунктуальность Заботливость Терпение Чувство юмора Веселый нрав Доброжелательность Коммуникабельность Активная жизненная позиция Поддержка Любовь Понимание Терпение Забота Профессионализм Доброжелательность Умение слушать и слышать Коммуникабельность Ответственность
Сдерживающие построение отношений Лень Грубость Зависть Дерзость Раздражительность Неорганизованность Дерзость Лень Грубость Зависть Недоверие Непонимание Вредный характер Манипулирование Лживость Грубость Вспыльчивость Раздражительность Занудство Равнодушие
■ в начале обу чей ю
■ в процессе обучения
Рисунок 8. Динамика «построения отношений» в начале обучения и в процессе обучения
в вузе (разработано авторами)
Оценка студентами роли личностных качеств при построении этико-когнитивных отношений определило особую значимость таких качеств как доброжелательность, понимание другого, ответственность.
Необходимо отметить, что такое этическое качество, как ответственность, оказывает положительное влияние на взаимодействие студентов и носит устойчивый характер. Заметное увеличение процентной выраженности ответственности (в 2,5 раза) связано со стремлением студентов понять себя, свои действия, поведение в отношениях с родителями, педагогами, сверстниками. Представленные данные свидетельствуют, что каждый второй студент проявляет самостоятельность при построении этико-когнитивных отношений, это качество понимается студентами как уважение и свобода выбора каждого при взаимодействии.
Но, следует отметить важный факт: студенты не рассматривают в качестве приоритетного направления готовность строить этико-когнитивные отношения для достижения своих целей и задач (10%), что определяет направления дальнейшей работы педагога в формировании таких отношений.
Настоящее исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы построения отношений, но, опираясь на достигнутое, можно обозначить актуально - значимые выводы:
• выявлена реальная готовность педагогов и обучаемых к построению этико-когнитивных отношений в системе «педагог - учебная группа - обучающийся» для формирования профессионально - значимой личности;
• обозначены сильные и слабые стороны этико-когнитивных отношений в группе для дальнейшей их корректировки при формировании профессиональной позиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глушкова, В.Г. Коммуникативный идеал в контексте деловой культуры России / В.Г. Глушкова // Наука Искусство Культура. - 2013. - №2. С. 193 - 197.
2. Бодалев, А.А. Общение как предмет междисциплинарного изучения // Психологический журнал. - 2009. - №2. - С. 129-133.
3. Булганина, С.В., Гончарова, Н.В. Исследование факторов позиционирования нижегородских вузов экономико-управленческого профиля на рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. №21. С. 165-171.
4. Булганина, С.В. Использование активных методов обучения маркетингу при подготовке бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. №12-3(44). С. 161-164.
5. Булганина, С.В., Лебедева, Т.Е., Хозерова, Т.П., Шкунова, А.А. Преимущества и возможности использования дистанционных технологий средствами среды Moodle в контексте смешанного обучения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru — 137PVN514 — Выпуск 5(24), сентябрь - октябрь 2014.
6. Васильева, Л.И., Егоров, Е.Е., Лебедева, Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта, и их реализация в подготовке менеджера // В мире научных открытий. 2014. №3(51). С. 124-137.
7. Лебедева, Т.Е. Возможности повышения профессиональной эффективности менеджера в «обучающейся организации» // Современные научные исследования и инновации. 2015. №1-2(45). С. 107-109.
8. Лебедева, Т.Е. Использование комплекса информационных технологий на практическом занятии в вузе как средства повышения качества подготовки учителя: Автореф. дис.. .канд.пед. наук. Н. Новгород, 2008. - 22 с.
9. Мишина, Г.Н. Организационная культура вуза как механизм управления процессом социализации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - №6. - С. 065-067.
10. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология // СПб: Питер, 2000. - 416 с.
11. Самерханова, Э.К. Гуманистические основы создания единого информационно-образовательного пространства вуза в условиях развития информационного общества // Вестник Мининского университета. 2013. №2(2). С. 17.
12. Самерханова, Э.К., Круподёрова, К.Р. Сетевое взаимодействие педагога и студентов как главное условие создания единого информационно-образовательного пространства // Школа будущего. 2011. №6. С. 65-68.
13. Самерханова, Э.К. Логико-содержательная характеристика образовательного пространства как педагогического понятия // Образование и наука. 2006. №4. С. 20-26.
14. Самерханова, Э.К. Создание единого образовательного пространства в контексте реформирования и модернизации отечественного образования // Образование и наука. 2006. №1. С. 15-20.
15. Сырова, Н.В. Этические отношения как механизм профессионального развития студентов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2005 - 25 с.
16. Шкунова А.А., Колода С.А Наличие интереса у студентов к изучению предмета как условие успешного формирования профессиональной компетенции бакалавра [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета.2015. №1. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23211333 (дата обращения: 15.01.2015).
17. Шкунова, А.А. Технология управления процессом обучения организационному поведению бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. №12-3(44). С. 187-189.
18. Шкунова, А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004.
19. Шкунова, А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2004.
20. Шкунова А.А., Колода С.А Уровни отношений в корпоративной культуре управления [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета.2014. №4. - URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive /4 (дата обращения: 25.11.2014).
21. Шорохова, Т.В. Проблема определения категории «интерес» в современной психологии и педагогике / Т.В. Шорохова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2015.
22. Усова, А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным / А.В. Усова // Педагогика. - 2000. - №4. С. 30-33.
23. Egorov E.E., Lebedevа T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.V. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies Vol. 8, No. 1(S), January 2015, Special Issue: Innovation in Higher Education Teaching and Learning.
24. Lebedeva T.E., Egorov E.E., Vakulenko R.Y., Stouhina N.Y. Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of bologna process in russia // Life Science Journal. 2014. Т. 11. №10. С. 1097.
Рецензент: Самерханова Эльвира Камильевна, заведующая кафедрой «Прикладной математики и информатики», доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)».
Bulganina Svetlana Victorovna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhniy Novgorod E-mail: [email protected]
Shkunova Angelika Arkadievna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhniy Novgorod E-mail: [email protected]
The study of the ethical and cognitive relations in the learning
process of students
Abstract. The article is devoted to the study of the ethical and cognitive relations in the learning process of students at the University. The system of these relations largely determines the quality of the professional development of students.
The article gives the definition of the ethical and cognitive, professional ethical-cognitive relations and determines their functions: regulatory, semiotic and axiological, creative. The main pedagogical conditions providing efficiency to study the ethical-cognitive relations are as follows: professional position of the teacher to democratic, friendly relationship and personal characteristics of students - understanding of the other, responsibility.
The study was conducted in three stages. In the process of studies the following options have evaluated: the willingness of the students to construct relationships; the diagnostics of personal qualities of the students; the construction relationships of students with parents, teachers, peers; diagnostics of the preferred forms of relations within the team.
Discussion of the study results was carried out on the basis of a comparison of the monitoring data ethical and cognitive relations to the students before and after training. The study has identified the factors contributing to and hindering the construction of ethical and cognitive relations that is of practical importance for the further work of the teacher in shaping these relations. The strong and weak aspects of ethical and cognitive relations in the group determine their further adjustment in the formation of the professional position.
Keywords: study; ethical and cognitive relations; the options of the study; construction the relationships; personal qualities; formation; position.
REFERENCES
1. Glushkova, V.G. Kommunikativnyy ideal v kontekste delovoy kul'tury Rossii / V.G. Glushkova // Nauka Iskusstvo Kul'tura. - 2013. - №2. S. 193 - 197.
2. Bodalev, A.A. Obshchenie kak predmet mezhdistsiplinarnogo izucheniya // Psikhologicheskiy zhurnal. - 2009. - №2. - S. 129-133.
3. Bulganina, S.V., Goncharova, N.V. Issledovanie faktorov pozitsionirovaniya nizhegorodskikh vuzov ekonomiko-upravlencheskogo profilya na rynke obrazovatel'nykh uslug // Vestnik Volzhskoy gosudarstvennoy akademii vodnogo transporta. 2007. №21. S. 165-171.
4. Bulganina, S.V. Ispol'zovanie aktivnykh metodov obucheniya marketingu pri podgotovke bakalavrov menedzhmenta // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2014. №12-3(44). S. 161-164.
5. Bulganina, S.V., Lebedeva, T.E., Khozerova, T.P., Shkunova, A.A. Preimushchestva i vozmozhnosti ispol'zovaniya distantsionnykh tekhnologiy sredstvami sredy Moodle v kontekste smeshannogo obucheniya // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» http://naukovedenie.ru — 137PVN514 — Vypusk 5(24), sentyabr' - oktyabr' 2014.
6. Vasil'eva, L.I., Egorov, E.E., Lebedeva, T.E. Privedenie kompetentsiy FGOS k kvalifikatsionnym trebovaniyam professional'nogo standarta, i ikh realizatsiya v podgotovke menedzhera // V mire nauchnykh otkrytiy. 2014. №3(51). S. 124-137.
7. Lebedeva, T.E. Vozmozhnosti povysheniya professional'noy effektivnosti menedzhera v «obuchayushcheysya organizatsii» // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2015. №1-2(45). S. 107-109.
8. Lebedeva, T.E. Ispol'zovanie kompleksa informatsionnykh tekhnologiy na prakticheskom zanyatii v vuze kak sredstva povysheniya kachestva podgotovki uchitelya: Avtoref. dis...kand.ped. nauk. N. Novgorod, 2008. - 22 s.
9. Mishina, G.N. Organizatsionnaya kul'tura vuza kak mekhanizm upravleniya protsessom sotsializatsii // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya). - 2011. - №6. - S. 065-067.
10. Rean, A.A., Kolominskiy, Ya.L. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya // SPb: Piter, 2000. - 416 s.
11. Samerkhanova, E.K. Gumanisticheskie osnovy sozdaniya edinogo informatsionno-obrazovatel'nogo prostranstva vuza v usloviyakh razvitiya informatsionnogo obshchestva // Vestnik Mininskogo universiteta. 2013. №2(2). S. 17.
12. Samerkhanova, E.K., Krupoderova, K.R. Setevoe vzaimodeystvie pedagoga i studentov kak glavnoe uslovie sozdaniya edinogo informatsionno-obrazovatel'nogo prostranstva // Shkola budushchego. 2011. №6. S. 65-68.
13. Samerkhanova, E.K. Logiko-soderzhatel'naya kharakteristika obrazovatel'nogo prostranstva kak pedagogicheskogo ponyatiya // Obrazovanie i nauka. 2006. №4. S. 20-26.
14. Samerkhanova, E.K. Sozdanie edinogo obrazovatel'nogo prostranstva v kontekste reformirovaniya i modernizatsii otechestvennogo obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 2006. №1. S. 15-20.
15. Syrova, N.V. Eticheskie otnosheniya kak mekhanizm professional'nogo razvitiya studentov: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk / Volzhskaya gosudarstvennaya inzhenerno-pedagogicheskaya akademiya. Nizhniy Novgorod, 2005 - 25 s.
16. Shkunova A.A., Koloda S.A Nalichie interesa u studentov k izucheniyu predmeta kak uslovie uspeshnogo formirovaniya professional'noy kompetentsii bakalavra [Elektronnyy resurs] // Vestnik Mininskogo universiteta.2015. №1. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23211333 (data obrashcheniya: 15.01.2015).
17. Shkunova, A.A. Tekhnologiya upravleniya protsessom obucheniya organizatsionnomu povedeniyu bakalavrov menedzhmenta // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2014. №12-3(44). S. 187-189.
18. Shkunova, A.A. Formirovanie etiko-kognitivnykh otnosheniy u uchashchikhsya professional'nogo litseya: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk / Volzhskaya gosudarstvennaya inzhenerno-pedagogicheskaya akademiya. Nizhniy Novgorod, 2004.
19. Shkunova, A.A. Formirovanie etiko-kognitivnykh otnosheniy u uchashchikhsya professional'nogo litseya: dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk. Nizhniy Novgorod, 2004.
20. Shkunova A.A., Koloda S.A Urovni otnosheniy v korporativnoy kul'ture upravleniya [Elektronnyy resurs] // Vestnik Mininskogo universiteta.2014. №4. - URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive
/4 (data obrashcheniya: 25.11.2014).
21. Shorokhova, T.V. Problema opredeleniya kategorii «interes» v sovremennoy psikhologii i pedagogike / T.V. Shorokhova // Internet-zhurnal «Eydos». - 2015.
22. Usova, A.V. Chtoby uchenie stalo interesnym i uspeshnym / A.V. Usova // Pedagogika. - 2000. - №4. S. 30-33.
23. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.V. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies Vol. 8, No. 1(S), January 2015, Special Issue: Innovation in Higher Education Teaching and Learning.
24. Lebedeva T.E., Egorov E.E., Vakulenko R.Y., Stouhina N.Y. Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of bologna process in russia // Life Science Journal. 2014. T. 11. №10. S. 1097.