Научная статья на тему 'Исследование внутригрупповых конфликтов в учебной группе'

Исследование внутригрупповых конфликтов в учебной группе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ / УЧЕБНАЯ ГРУППА / СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ / НАПРАВЛЕННОСТЬ НА РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / НАЛИЧИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Анастасия Александровна, Мартюхина Марина Дмитриевна, Шкунова Анжелика Аркадьевна

Данная статья раскрывает сущность уровня конфликтности в учебной группе НГПУ им. К. Минина, обучающаяся по направлению экология и природопользование. В статье рассматриваются такие показатели как, соблюдение этических норм, направленность на разрешение конфликтов, наличие собственной позиции. Также, с помощью опроса, определяется наличие их у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Анастасия Александровна, Мартюхина Марина Дмитриевна, Шкунова Анжелика Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование внутригрупповых конфликтов в учебной группе»

более эффективной нежели другие педагогические технологии, но следует отметить, что она имеет ряд достоинств, которые как раз-таки вытекают из особенностей разработки и прохождения образовательного веб-квеста.

Список литературы

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

2. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.

3. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

4. Лошкарева Д.А., Ваганова О.И., Макеева А.В. Методика проведения занятий с использованием интерактивных технологий обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 53-56.

5. Самерханова, Э. К. Проектирование единого информационно-образовательного пространства в вузе: подходы и принципы: монография/Э. К. Самерханова, А. В. Макеева. -Нижний Новгород: НГПУ, 2011. -107 с.

Zhidkov Alexey Andreevich, 3rd year student, Gordeev Kirill Sergeevich, 3rd year student, Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Smirnova Zhanna Venediktovna Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia FEATURES OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL WEB QUEST This article presents the features of the development of educational web quest as a pedagogical technology. The authors raised the issue of the relevance of the use of information and computer technologies in educational activities, highlighting the role of the educational web quest for the formation of competencies of students of the university. As features of the analyzed technology, the article describes the competencies that it forms in the system of higher education of students in the direction of training. Vocational training (by industry), stages, as well as requirements for its development and role-playing component. Further, the authors presented an educational web quest developed by them on the subject "Pedagogical Technologies".

Keywords: information technologies, web quest features, competences, roles, tasks.

УДК 378.046

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ

В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ Зайцева Анастасия Александровна, студент

(e-mail: nastya_zaytseva_2015@inbox.ru) Мартюхина Марина Дмитриевна, студент (e-mail: illuziashastia99@gmail.com) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: losalgiris@mail.ru)

Данная статья раскрывает сущность уровня конфликтности в учебной группе НГПУ им. К. Минина, обучающаяся по направлению экология и природопользование. В статье рассматриваются такие показатели как, соблюдение этических норм, направленность на разрешение конфликтов, наличие собственной позиции. Также, с помощью опроса, определяется наличие их у студентов.

Ключевые слова: внутригрупповые конфликты, учебная группа, соблюдение этических норм, направленность на разрешение конфликтов, наличие собственной позиции.

На современном этапе развития общества, актуальным являются внутри-групповые конфликты.

Являясь социально-нравственной, тема конфликтов была и будет актуальна во все времена, каждый человек с рождения «сталкивается» с так называемой группой, в которой взрослея, учится, развивается, познает неудачи и достигает успехов, здесь же встречает первое разногласие, недопонимание, что приводит к возникновению конфликта, будь это в семье, в школе, в университете, на работе, все эти ситуации сопровождают нас пожизненно.

Цель исследования: изучение уровня конфликтности в учебной группе и определение рекомендаций к их преодолению.

Задачи:

- определить критерии и показатели исследования;

- составить вопросы анкеты по каждому критерию;

- провести исследование в учебной группе;

- дать выводы об полученных результатах;

- сформулировать рекомендации к исследованию.

Объектом исследования является учебная группа НГПУ им. К. Минина, обучающаяся по направлению экология и природопользование.

Предметом выступают показатели, такие как: соблюдение этических норм; направленность на разрешение конфликтов; наличие собственной позиции.

Методы исследования: изучение литературы, анализ статистики, анкетирование.

Этические нормы, в свою очередь, как раз и представляют нормы, благодаря которым человеческие контакты становятся приятными для каждого. Чтобы не создавать предпосылок для конфликта, следует сдерживать отрицательные эмоции и понимать, что у каждого человека имеется личное мнение, а правовые нормы не запрещают его высказывать. Такое отношение должно касаться всех людей, а особенно — подростков, которые склонны к возникновению чрезмерных эмоциональных всплесков в споре или ссоре. Очень важно соблюдать этические нормы поведения, ведь

именно действия характеризуют человека. К сожалению, правила хорошего тона давно перестали изучаться в обязательном порядке. Именно этим объясняется грубость и бестактность нынешней молодежи, ее вызывающее поведение. Соблюдения этикета можно добиться, лишь подавая хороший пример, но редкий подросток берет пример со своих родителей и учителей. Служить образцом для подражания могут "крутые" сверстники и друзья, кумиры, но не родители. Таким образом, в современном обществе этические нормы постепенно уходят в прошлое, что приводит к агрессии, хамо-ватости и необразованности растущего поколения. Не менее важны и этические нормы общения, ведь потребность в контакте, диалоге с окружающими испытывает каждый человек. Даже тот, кто сам себя называет нелюдимым и необщительным испытывает потребность в контакте, просто подбирает себе собеседников более тщательно. Общение с вежливым человеком всегда приносит удовольствие, с ним хочется говорить еще и еще. Диалог же с грубияном оставляет неприятный осадок и нежелание продолжать разговор [2].

Конфликты возникают практически во всех сферах жизнедеятельности людей — в политике, экономике, культуре, социальной жизни. Они являются естественным состоянием всего глобального социума, любого общества-государства, регионального социума, муниципальной общины, организаций всех типов и форм. Но именно направленность на разрешение конфликтов помогает человеку в любых спорных ситуациях, — это нормальное явление и признак вашего стремления к внутреннему равновесию, признак вашего развития и роста [3,4].

В процессе общения между людьми, нередко возникают ситуации спора, когда мнение одного человека, расходится с мнением другого. Каждый в таком случае хочет отстоять свою точку зрения, полагая, что именно она является верной. При этом многие совершенно не задумываются над тем, по каким причинам, у собеседника иная точка зрения, почему она вообще имеет место. И уж тем более аргументы собеседника в таком случае пропускаются мимо ушей, ведь если тебя не интересует причина появления точки зрения собеседника, то естественно его аргументы тебе не интересны. Если вы уверенный в себе человек, то будете стоять на своем до последнего, если нет, то вполне возможно ваши убеждения претерпят изменения, и не факт, что вы поменяете свою точку зрения, взяв за основу точку зрения собеседника. Да, мнение - вещь достаточно субъективная. Но тем и ценная. Поскольку, когда общаешься с людьми, которые стремятся быть объективными, часто за их объективностью прячется отсутствие своей позиции как таковой. Именно когда человек имеет личное мнение, свою позицию, это говорит о нем, как о Личности в целом. Поэтому наличие своей точки зрения является положительным качеством и необходимо каждому человеку [1,5,19].

На основе взятых показателей, авторами была разработана и представлена, в Google форме, анкета, которая определила у респондентов наличие указанных критериев:

1. Соблюдение этических норм;

2. Направленность на разрешение конфликтов;

3. Наличие собственной позиции.

Проведя опрос среди студентов учебной группы НГПУ им. К. Минина, обучающихся по направлению экология и природопользование, получены следующие результаты:

Рисунок 1 - Соблюдение этических норм (Составлено авторами)

В данной группе 43% учащихся отметили, что соблюдение этических норм, является неотъемлемой частью в общение с окружающими их людьми; 33% заявили о том, что лишь в определенных ситуациях могут пользоваться теми или иными знаниями этики в социуме, и 24% студентов не имеют представления и не нуждаются в употреблении норм морали при контакте с окружающими.

24%

43%

33%

50%

Рисунок 2 - Направленность на разрешение конфликтов (Составлено авторами)

Что касается позиции обучающихся в разрешение конфликтов, то 50% членов учебной группы имеют способность разрешать конфликтные ситуации и идти на компромисс, 32% считают, что отказ от своего мнения

показывает слабые стороны человека, и лишь конфликтные ситуации раскрывают его как Личность, 9% стараются не вступать в конфликт.

9% 24%

67%

Рисунок 3 - Наличие собственной позиции (Составлено авторами)

В исследуемой учебной группе, как показано на диаграмме, 67% человек имеют свою точку зрения и отстаивают свою позицию в тех или иных ситуациях, 24% пользуются этим качеством редко, считают, что это приводит к конфликтам, 9% не имеют собственного мнения и придерживаются позиции окружающих их людей.

Таким образом, учебная группа НГПУ им. К. Минина, обучающихся по направлению экология и природопользование, является сплоченной «организацией», соблюдаемая нормы и правила в общение. Студенты имеют сотруднические и компромиссные отношения, идя на встречу друг к другу при инциденте, при этом наделены таким критерием, как собственная позиция, что указывает на личностные качества большинства учащихся, их индивидуальность и креативность.

Список литературы

1. Белбин М.Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Рэймонд Мере-дит Белбин. - М.: Изд-во Hippo, 2003.- 315с.

2. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. Г96 Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2000.

— 472 с.

3. Верхоглазенко В.Н. Командообразование: основы управления и роли в коман-де//Живая психология. 2017. Т. 4. № 1. С. 49-74.

4. Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Технологии адаптации персонала современной ком-пании//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 12 (59). С. 1568-1572.

5. Лукин Ю.Ф. Конфликтология : управление конфликтами : Management of the conflicts : учебник для ву зов / Ю.Ф. Лукин. — М. : Академический Проект, 2007. — 799 с.

6. Попов В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов.

- М.: КноРус, 2013. - 320 c.

7. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. №4. URL http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/699 (дата обращения: 14.02.2018).

8. Шкунова А.А., Колода С.А. Командообразование как исследовательский проект студентов в курсе «организационное поведение».// [Электронный ресурс] // Вестник

Мининского университета. 2015. № 4(12).- URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25286579 / (дата обращения: 10.04.2018).

9. Yashkova E,V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Z.V, Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's Qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. - VOL. 11, NO.11. - рр. 4650-4659. http://www.ijese.net/arsiv/137.

10. Прохорова М.П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 21.

11. Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1-0. С. 106-109.

12. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Инновационные подходы к развитию персонала в контексте управления знаниями// "Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований" № 7 (часть 4) 2016, стр. 648-651.

13. Шкунова А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004.

14. Шкунова А.А. // Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2004.

15. Яновский Л.М. Организация самостоятельной работы студентов важная составляющая образовательного процесса в вузе для формирования компетентного специалиста //Система менеджмента качества: опыт и перспективы — 2015. —№4. — С. 145148.

16. Egorov E.E., Lebedevа T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.V. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies Vol. 8, No. 1(S), January 2015, Special Issue: Innovation in Higher Education Teaching and Learning.

17. Lebedeva T.E., Egorov E.E., Vakulenko R.Y., Stouhina N.Y. Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of bologna process in russia // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 10. С. 1097.

18. Allen V.L. Infra-group, intra-group and inter-group: construing levers of organization in social influence. In: S. Moscovici & E. Van Avermaet (Ed.). Perspectives on Minority Influence. Cambridge University Press, 1985. P. 217-238.

19. Reuck A.A. Theory of Conflict Resolution by Problem-solving. In J.Burton & F.Dukes (Eds.). Conflict: Readings in Management & Resolution. N.Y.: St Martin,s Press., 1990. - P. 183-192.

Zaitseva Anastasia Alexandrovna, student (e-mail: nastya_zaytseva_2015@inbox.ru) Martyukhina Marina Dmitrievna, student (e-mail: illuziashastia99@gmail.com)

Shkunova Angelika Arkadievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: losalgiris@mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia STUDY OF INTERNAL GROUP CONFLICTS IN EDUCATIONAL TEAMS

Abstract: This article reveals the essence of the level of conflict in the educational group of the NGPU them. K. Minina, studying in the direction of ecology and environmental man-

agement. The article examines such indicators as the observance of ethical norms, the tendency towards conflict resolution, and the presence of one's own position. Also, using the survey, they are determined by the presence of students.

Keywords: intragroup conflicts, educational group, adherence to ethical standards, focus on conflict resolution, the presence of its own position.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.