УДК 378.046
АНАЛИЗ РОЛЕЙ В КОМАНДНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Леонов Никита Олегович, студент (e-mail: [email protected]) Сергеев Илья Сергеевич, студент (e-mail: [email protected]) Судаков Никита Сергеевич, студент (e-mail: [email protected]) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected] ) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В данной статье рассматривается и анализируется опрос, проведённый студентами высшего учебного заведения на тему ролевой структуры команды. Определяются способности организационной среды команды, способности к решению поставленной задачи и их отношение друг к другу.
Ключевые слова: анализ, ролевая структура, творческие роли, коммуникативные роли, поведенческие роли, роль, группа, задачи
Одной из главных задач управленцев является создание организационно- управленческой среды, при которой цели в организации по выполнению отдельных видов задач решались бы совместно. Понятие «управление человеческими ресурсами» включает такие процессы как: планирование человеческих ресурсов, набор команды проекта, развитие команды проекта управление командой проекта [7].
Организационно - культурная среда - это система условий, которые должен предоставлять руководитель для эффективной организации командной работы [7].
Изучением организационно - культурной среды в области управления человеческими ресурсами занимались ученые: А.С. Большаков, О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, А.И. Кравченко, М.Х. Мескон, К. Хо-вард; управления человеческими ресурсами: О. А. Голубкова, Т. Демарко, Дж.М. Иванцевич, А.Я. Кибанов, Е.В. Маслов; инновационного менеджмента: Э. Андерсен, А.Е. Бережецкая, Т. Демарко, Т. Н. Жукова, О. Н. Ильина и др.
Факторами организационно - культурной среды компании, на которые может влиять менеджер в процессе управления командой это:
- организационные факторы (соотношение поставленных задач с распределением этих задач по отделам, которые задействованы для выполнения проекта, формальные и неформальные коммуникации между ними);
- технические факторы (компетентность, необходимая для выполнения проекта);
- межличностные факторы (отношения между членами команды, распределение обязанностей между ними, особенности культуры общения и т. п.);
- логистические факторы (насколько близко участники команды находятся во взаимоотношении друг с другом);
политические (интересы и цели взаимодействия).
Рассмотрим более подробно каждый элемент организационно- культурной среды [3].
Специфика проекта определяет формальную структуру команды, которая утверждается руководством; ролевой состав; перечень компетенций, умений и навыков, которыми должны владеть участники командного взаимодействия; этапы, сроки, виды работ по проекту. В состав команды научного проекта должны входить научные работники, эксперты, специалисты в областях соответствующих знаний и т. п. Команда проекта организуется для его реализации, поэтому такая характеристика, как специфика проекта — одна из главных в образовании команды.
Организационно-культурная среда. Организационно-культурная среда команды проекта делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя среда, или организационная культура самой команды, включает такие характеристики, как о принятые нормы, которые разделяют все участники команды; власть и способы ее распределения; желание решать проблемы сообща; определенные способы организации и протекания командных процессов: координации, коммуникации, управление конфликтов и принятие решений, регулировка внешних связей; организация ролевого распределения. Внешняя включает в себя окружение проекта во всех аспектах.
- Особенности личного стиля взаимодействия ее руководителя или лидера с другими членами команды. Эти характеристики рассматриваются как набор способностей, с помощью которых руководитель выстраивает свои отношения с подчиненными. Современная концепция лидерства подчеркивает такую его ценность, как повышение у подчиненных способности к саморазвитию. Наиболее адекватный лидер - тот, кто может руководить другими в таком направлении, чтобы они умели сами определять и ставить перед собой цели и выбирать способы их достижения [7].
Во время работы в команде, участники взаимодействуют друг с другом для достижения общей цели. Выбор каждым участником определенной роли способствует развитию групповой динамики. Групповая динамика - это процесс развития и изменения отношений между участниками группы [1]. Каждый участник группы обязан знать свою роль. Роли участников отражают задачи, поставленные перед ним другими членами группы. Команды обычно формируются компаниями для решения особо сложных задач, трудно решаемых одним сотрудником. Подобные объединения идут только на пользу предприятию, так как, если команда «сработается» она прине-
сет ощутимую пользу компании, а группа сможет получать прибыль самостоятельно вне организации [1].
Для создания команды применяются различные способы. Например, психологические тесты. Одним из наиболее практичных и надежных является тест Белбина. Р.М. Белбин - американский психолог, который изучал условия необходимые для создания и успешной деятельности команд. Предположение Р.М Белбина состоит в том, что каждый член рабочей группы играет двойную роль [1]. Первая роль, функциональная, связана с формальной спецификой деятельности группы. Вторая роль, которую Р.М. Белбин назвал "командной ролью", гораздо менее очевидна, однако именно она важна для успешной деятельности группы [1]. Автору удалось создать модель, подтвержденную необычайно большим массивом экспериментальных данных. В результате масштабных и тщательно спланированных экспериментов с рабочими группами она выделила и описала восемь командных ролей, которыми характеризуется все ролевое разнообразие группы [1]. Эти восемь ролей условно были названы так: "исполнитель" (И), "председатель" (П), "формирователь" (Ф), "мыслитель" (М), "исследователь ресурсов" (ИР), "оценивающий" (О), "коллективист" (К) и "доводящий до конца" (Д). Сам тест содержит 7 разделов.
В НГПУ им. К Минина проводилось исследование по определению ролевой структуры коллектива среди обучающихся направления 38.03.02 Менеджмент, в процессе изучения курса «Организационное поведение». В процессе командной работы студентам приходилось отлаживать каналы взаимодействия, вырабатывая определенные нормы. Результат должен быть представлен группой в виде презентации по разрешению конкретной
управленческой ситуации [6].
Ролевая структура группы— это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых
ролей [1].
12
10
8
6
4
2
0
критик
эксперт энтузиаст генератор компилятор организатор эрудит
идей идей
Рисунок 1. Исследование творческих ролей (составлено авторами)
Опираясь на значения таблиц, авторы построили графики и проанализировали их.
Первый график " Творческие роли ", изображённый в виде гистограммы, показывает нам количество выбранных типов ролей в команде. Самым часто выбираемым ответом претендентов, является, критик, которому было отдано 10 голосов, около 9 голосов было отдано энтузиастам и 7 голосов экспертам. Такие роли, как генератор идей, компилятор идей, организатор, эрудит, набрали 4-5 голосов. Исходя из данных графика, в командах преобладают такие типы личности как, критик и энтузиаст, этот вывод, в свою очередь говорит нам о том, что при решении проблемы, ход работы группы, будет подвергнут критическому анализу, но, несмотря на это, в группе сильно развит мотивационный двигатель и работа будет добросовестна. Также стоит обратить внимание на то, что у респондентов в группах имеется явный недостаток энциклопедических сведений по широкому кругу проблем и проблемы с организацией работы.
12 -
10
I I
# ¿¡*> л* ^
/ у > * *
г
/
Рисунок 2. Исследование коммуникационных ролей (составлено авторами)
Если рассматривать график "Коммуникационные роли", то наиболее выбираемыми претендентами, является роль сторожа - 11 голосов. Средней по количеству выбора являются координатор и делопроизводитель - 8 голосов. И самый редко выбираемый вариант это проводник, лидер и связной 4-6 голосов. Анализируя данный график, становится понятно, что в командах преобладают типы личности, которые умеют распределять и контролировать потоки информации и проводить оценку над ними. Так как наименьшим выбором являются связные и лидеры, то в команде отсутствует человек, который обладает личным и профессиональным авторитетом и мог бы оказывать влияние на поведение группы. А при возникновении конфликтной ситуации, в команде может не хватить человека, который мог бы на межличностной основе, взаимодействовать на конфликтующих и урегулировать конфликт.
8
6
4
2
0
7
6
5
4
3
■ ll.ll
2
1
0
Рисунок 3. Исследование поведенческих ролей (составлено авторами)
Последний график, "Поведенческая роль" в команде, демонстрирует нам, что претенденты отдали равное количество голосов, таким ролям, как борец за правду, конформист, оптимист - по 6 голосов и 5 голосов были присвоены роли догматика. Остальные роли: комментатор, важная птица, нигилист, общественник, наполеон, лентяй отшельник, пессимист были выбраны 1-3 раза. Основываясь на данных показателях, в командах присутствуют такие респонденты, которые могут легко найти выход из кризисных ситуаций и респонденты, которые следует общепринятым нормам поведения, при этом команда может, как прогрессировать, так и регрессировать. Практически исключены респонденты, которые не уверены в успехе общего дела, люди, не проявляющие никакой активности в труде.
В заключении можно сказать, что порой поставленная задача заставляет членов группы совмещать разные роли в одном члене команды для достижения наилучшего результата. Важно понимать, что именно задача, стоящая перед командой определяет роли в группе, и в зависимости от задачи роли могут меняться. Ролевая структура в командной работе является важным фактором успеха и способна обеспечить процветание как команды так и компании. В теории управления командные процессы происходят в четырех основных направлениях: становление команды, развитие команды, определение командных ролей и формирование сплоченности в команде. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены, например создать команду без определения ролевой структуры ее членов становится невозможным [6].
Список литературы
1. Белбин М.Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Рэймонд Мере-дит Белбин. - М.: Изд-во Hippo, 2003.- 315с.
2. Верхоглазенко В.Н. Командообразование: основы управления и роли в коман-де//Живая психология. 2017. Т. 4. № 1. С. 49-74.
3. Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Технологии адаптации персонала современной компа-нии//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 12 (59). С. 1568-1572.
4. Попов В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов. -М.: КноРус, 2013. - 320 с.
5. Шкунова А. А., Плешанов К. А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. №4. URL http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/699 (дата обращения: 14.02.2018).
6. Шкунова А.А., Колода С.А. Командообразование как исследовательский проект студентов в курсе «организационное поведение».// [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 4(12).- URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25286579 / (дата обращения: 10.04.2018).
7. Шкунова А.А., Казначеева С.Н. Значение организационно - культурной среды для управления командами в организации / /Научно-практический электронный журнал Аллея науки. 2017. Т. 1. № 10. С. 516-520.Интернет- ресурс http://www.aHey-science.ru/d0mains_data/files/17Jun/ZNAChENIE%200RGANIZACI0NN0%20-%20KULTURN0Y%20SREDY%20DLYa%20UPRAVLENIYa%20K0MANDAMI%20V %200RGANIZACII.pdf
8.Google Форма. URL: https://goo.gl/forms/zPyuN4Fr6Cda3gv53
9. Личность и группа. Роли в группе. URL: http://www.b17.ru/blog/27243/ (дата обращения: 01.03.2018)
10.Ролевая структура. URL: https://studopedia.su/13_45144_rolevaya-struktura-kollektiva.html (дата обращения: 06.04.2019)
Leonov Nikita Olegovich, student (e-mail: [email protected]) Sergeev Ilya Sergeevich, student (e-mail: [email protected]) Sudakov Nikita Sergeevich, student (e-mail: [email protected])
Shkunova Angelika Arkadievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Prokhorova Maria Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia ANALYSIS OF ROLE IN TEAM INTERACTION
This article examines and analyzes a survey conducted by students of a higher educational institution on the subject of team role structure. The ability of the team to communicate, the ability to solve the problem and their relationship to each other are determined. Keywords: analysis, role-playing structures, creative roles, communicative roles, behavioral roles, role, group, tasks