УДК 65.013
А.А. ШКУНОВА,1 К.А.ПЛЕШАНОВ 2
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
2 Национальный исследовательский университет ("МЭИ"), Москва, Российская Федерация
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Данная статья посвящена актуальной теме - реализации основного принципа современной концепции образования: принципа эффективности. Под принципом эффективности автор понимает соответствие знаний выпускников с их умением применить эти знания на практике. Интернет-технологии в организации информационного пространства с использованием учебных материалов Академии Cisco позволяют повысить качество подготовки специалистов в области управления организацией. В статье представлены результаты исследования по двум параметрам - отношение преподавателей и студентов к прохождению данного модуля; мотивация студентов на построение карьеры с применением технологий «Всеобъемлющий Интернет». В заключение статьи сформулированы перспективы инновационной направленности обучения и влияние ее на качество формируемых практических умений будущих специалистов менеджмента организации
Ключевые слова: сетевая технология, принцип эффективности, модуль, результаты исследования, мотивация студентов, «Всеобъемлющий интернет».
A.A. SHKUNOVA1, K.A.PLESHANOV 2
' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2 National Research University ("MPEI"), Moscow, Russian Federation
INTERNET - TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF SPACE INFORMATION: PRACTICE AND PERSPECTIVES
Abstract. This article is devoted to the topic, realizing the main principle of the modern concept of education: the principle of effectiveness. Under the principle of effectiveness the author understands the conformity of graduates ' knowledge with their ability to apply this knowledge in practice. Internet - technologies in the organization of information space with the Cisco Academy training materials can improve the quality of training in the field of management of the organization. The article presents the results of the research by two parameters - the ratio of teachers and students to pass this module; the motivation of students for career development with technology " Internet of Everything". In conclusion, the prospects of the innovative approach to education and its influence on the quality of practical skills of the future specialists of management of the organization were formulated.
Keywords: network technology, the principle of effectiveness, module, the results of the research, motivation of students, " Internet of Everything ".
Одним из важных принципов современной концепции образования является принцип эффективности - соответствия знаний выпускников с их умением применить эти знания на практике. Актуальность данного принципа в условиях инновационного развития образования, науки и производства подтверждается рядом противоречий [4].
Во-первых, в условиях быстрого развития информационных технологий в области управления организацией, широкой доступности интернета увеличивается разрыв между ожиданиями студентов и тем, что могут им предложить учебные заведения [9,10].
Во-вторых, увеличиваются потребности современных организаций в поиске новых технологий, способных обрабатывать большие массивы информации, которые способствуют реализации различных бизнес-процессов в сфере менеджмента, маркетинга, сервиса и других сфер деятельности, но отсутствуют соответствующие специалисты, обладающие умениями работы с использованием этих технологий.
Анализ структуры вакансий по профессиональным сферам в России показывает, что, кроме востребованности специалистов по продажам, второе место в топе востребованных профессий занимают специалисты в области информационных технологий, интернета и телекоммуникативных технологий.
45,0% 40,0% 35,0%% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%
I Продажи
Начало карьеры, студенты
Информационные технологии,
интернет, телеком Банки, инвестиции, лизинг
Маркетинг, реклама, РК
Строительство, недвижимость
Производство
Бухгалтерия, управленческий
учет, финансы предприятия Административный персонал
Транспорт, логистика
Рисунок 1 - Структура вакансий по профессиональным сферам в России I квартал 2015гг.
[http://vpk.name/news]
Сфера информационных технологий неразрывно связана с сферой управления организацией. Согласно статистике, особой популярностью среди работодателей пользуются ГС инженеры - менеджеры, которые могут работать на технологичных крупных объектах[7]. Специалисты в области интернет-технологий в совершенстве владеют методами разработки информационных систем, баз данных, умеют выполнять работы по внедрению и использованию современных информационных систем в различных организациях. Среди общеизвестных востребованных профессий, таких как: программист 1С-предприятия, системный администратор, инженер по тестированию информационной системы, работодатели заинтересованы в специалистах области экономической безопасности: ГС-менеджер - предприниматель, менеджер по безопасности информационных систем. В ситуациях трудоустройства отмечается положительная динамика во взаимодействии работодателей и академического сообщества. Создаются новые площадки и новые возможности для повышения качества и содержания подготовки кадров [7,12].
В настоящее время развитию таких умений способствует организация различных видов практик студентов, знакомство с потенциальными работодателями и представителями бизнес-сообществ, а также организация инновационной проектной деятельности. Особое
значение это имеет для будущих специалистов в области прикладной информатики, гуманитарных профилей подготовки, таких как менеджмент [3,5].
В связи с этим для повышения качества подготовки специалистов и удовлетворения потребностей организаций возникает необходимость внедрения в образовательный процесс вуза обучающих программ дополнительного профессионального образования, внедрения оборудования ведущих производителей и программного обеспечения, разработанных специалистами компаний всего мира [1].
Для этого в рамках сотрудничества между НГПУ им. К. Минина и Сетевой академией Cisco в учебный процесс университета был интегрирован курс по программе Cisco Certified Network Associate (CCNA) для подготовки бакалавров направления 230700.62 Прикладная информатика, по профилю подготовки: прикладная информатика в менеджменте [12,11].
Программы компании Cisco затрагивают систему общего, среднего специального и высшего образования в России, а также предусматривают переподготовку безработных и малообеспеченных граждан. Учебные курсы встроены в качестве модуля в учебный процесс вуза. Академия предлагает четыре базовых учебных курса с учетом уровня квалификации слушателя, и каждый из них — логическое продолжение предыдущего [12]. Обучение в академиях Cisco востребовано не только среди работников ИКТ-отрасли, но и других специалистов, стремящихся приобрести новые знания в самых разных областях информационных и сетевых технологий. В области компьютерного и сетевого оборудования компания Cisco считается мировым производителем оборудования [11]. Внедряя сетевые технологии, компания разрабатывает креативные управленческие решения в сферах государственного управления, розничной торговли, производства и других сфер и тратит большие средства на научно-исследовательские проекты и образование.
В рамках своей эволюции Интернет прошел четыре четко различимых этапа. Первый этап получил название «связь». Этот этап включал в себя использование электронной почты, просмотр веб-страниц и поиск контента. Второй этап носит название «сетевой экономики». Третий этап назывался этапом «совместной работы», на котором стали популярны социальные сети, мобильная связь, видео- и облачные вычисления. Данный этап полностью изменил организацию управленческого труда в менеджменте организаций. Текущий этап называется «Всеобъемлющим Интернетом». Данный этап объединяет три компонента: люди, вещи и процессы [8].
Учебные материалы Академии Cisco были задействованы в освоении таких дисциплин, как менеджмент, разработка и принятие управленческих решений, маркетинговые исследования, основы управленческого труда. В указанных дисциплинах был задействован модуль - «Всеобъемлющий Интернет» (IoE) (Internet of Everything, IoE)» [8, 12,13].
Структура модуля представлена интерактивным инструментарием. Каждая тема состоит из визуальной лекции, которая сопровождается четко представленным планом, где каждый последующий раздел невозможно освоить, не сделав предварительных заданий и контрольных викторин по курсу. Лекция сопровождается видео-фрагментами и комментариями по категориям курса. В теме есть рубрика «специальный гость», где представлен видео-кейс о конкретном практическом применении данной ситуации на практике. Модуль предусматривает самостоятельную работу студентов по его освоению. Студенты могут самостоятельно изучить темы модуля по системе так называемых презентаций по курсу. Система презентаций включает семь и более презентаций, освоив которые студент может перейти к выполнению практических и лабораторных работ. Модуль представлен на русском языке, что существенно облегчает понимание и прохождение учебного материала. По каждому разделу модуля можно получить «транскрипт» - краткое содержание лекции или публичного выступления.
Основными достоинствами модуля являются: большое количество практических и лабораторных работ, выполняемых на современном и качественном оборудовании, хороший
наглядный иллюстративный материал, включающий схемы, графики, видеоизображения, интерактивные примеры; большое количество упражнений для самоконтроля студентов в форме тестов, тренировочных заданий и автоматически контролируемых виртуальных лабораторных работ; возможность круглосуточного доступа к учебным материалам и контрольным работам из дома через Интернет [14,16,17].
В данном модуле предусмотрена и система обратной связи. В конце освоения модуля предлагается ответить на ряд вопросов о выявлении степени мотивации по прохождению данного курса. Обучение по данному модулю проходило в два этапа: первым этапом обучались преподаватели вуза, вторым этапом проходило обучение студентов. Лекции и практические занятия проходили в группах по 10-15 человек в специализированной аудитории, оснащенной современным сетевым оборудованием, персональными компьютерами с выходом в Интернет, проекционным оборудованием.
В рамках освоения модуля «Всеобъемлющий Интернет» было проведено психолого-педагогическое исследование среди преподавателей и студентов вуза на готовность к овладению содержанием модуля и определения степени мотивации на дальнейшее изучение модулей, представленных Академией Cisco в рамках сотрудничества [10].
Итак, в исследовании было занято 10 преподавателей вуза, 30 студентов 3-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки 230700.62 Прикладная информатика, по профилю подготовки «прикладная информатика в менеджменте», выборка студентов составила 30 человек, что соответствует критерию малой выборки. На подготовительном этапе была разработана анкета, апробированная на пилотажной выборке 5 человек, проведена ее коррекция с учетом полученных результатов. Вопросы задавались в открытой и закрытой форме, использовалась пятибалльная шкала. Вопросы структурировались по логике исследования. Далее были распечатаны бланки опросных листов, которые письменно заполнялись студентами и преподавателями. Результаты обрабатывались в таблицах Excel -обсчитывались суммы, средние значения, доли, проведено ранжирование параметров, строились таблицы, графики и диаграммы, отражающие наглядность полученных данных
[3].
Основные параметры исследования:
• Отношения преподавателей и студентов к прохождению данного модуля (опрашиваются преподаватели и студенты);
• Мотивация студентов на построение карьеры с применением технологий
«Всеобъемлющего Интернета».
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Интерес к содержанию модуля
Построение структуры модуля
Содержание и подача викторин
Организация лабораторных работ
Организация видео -презентаций
Рисунок 2 - Отношение преподавателей к прохождению данного модуля
(разработано авторами)
Наивысший процент утвердительных ответов приходится на вопросы, касающиеся построения структуры модуля курса, что подтверждает легкость и доступность предложенного учебного материала. Преподаватели отмечают высокий интерес к содержанию освоения дидактических единиц, желание понять структуру курса и готовность к освоению каждой последующей темы.
Наименьшее, но одинаковое количество респондентов считают организацию лабораторных работ и организацию видеопрезентаций удовлетворительной (выше 40 %) среди 25 человек опрошенных. Часть видеопрезентаций представлена на английском языке, что существенно замедляет работу с ключевыми понятиями курса.
1
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Интерес к содержанию модуля
Построение структуры модуля
Содержание и подача викторин
Организация лабораторных работ
Организация видео -презентаций
Возможность применения в сфере IX
Рисунок 3 - Отношение студентов к прохождению данного модуля
(разработано авторами)
1
Исследуя отношение студентов к прохождению данного модуля можно выделить следующие особенности:
- около 73% студентов осознают необходимость изучения данного модуля и признают возможность применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности. Под возможностью повысить свою квалификацию в сфере ^-технологий студенты понимают, прежде всего, получение навыков в сфере прикладной программной инженерии, которая составит будущее развитие в системе люди - процессы - данные - вещи.
- около 80% студентов также подтверждают интерес к изучению модуля.
70%
60%
50%
40%
30%
20°%
10%
40% 45% 40%
65%
0%
Желаю строить Это для общего Трудно сделать Буду двигаться вНужно получать Возможность карьеру в этом развития в карьеру, но это этом дополнительное использования в
направлении пределах очень интересно направлении образование будущем освоения программы
Рисунок 4 - Мотивация студентов на построение карьеры с применением технологий «Всеобъемлющий Интернет» (разработано авторами)
Показательно, что на начало обучения большинство студентов рассматривают данный модуль как возможность построения карьеры на основе полученных данных. Это имеет свою логику и объяснение. Повысилось доверие студентов к деятельности на государственных предприятиях, которые постепенно выходят из глубокого экономического кризиса, но вместе с тем возросла требовательность к обществу в предоставлении регулярной возможности повышать квалификацию и уровень профессионализма. Специалист в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: проектно-технологическую, проектно-конструкторскую; организационно-управленческую, производственно-управленческую; экспериментально-исследовательскую; эксплуатационную, маркетинговую, консалтинговую,
аналитическую [10].
Таким образом, обобщив полученные материалы, можно констатировать, что у испытуемых
- отмечается устойчивый интерес к изучению содержания модуля «Всеобъемлющий Интернет». Это новое технологическое направление предлагает организациям возможности разработки качественно новых управленческих решений в сфере бизнеса;
-наблюдается сильная ориентация на использование технологий модуля для построения карьеры;
- высоко оценивается преподавателями логически выстроенная структура модуля, столь необходимая для успешного освоения тематического материала.
Итак, исходя из исследования модуля и проведения практических занятий с его использованием, необходимо отметить его инновационную направленность и влияние на качество формируемых практических умений будущих специалистов менеджмента. Управленческие решения посредством IT-технологий позволят получать экономические и социальные эффекты в государственном администрировании, в инновационном и стратегическом менеджменте. Это существенным образом позволит сократить управленческие расходы. Технологии «Всеобъемлющего Интернета» в сфере маркетинговых исследований меняют индивидуальное поведение клиентов, в том числе методы поиска товаров, сравнения конкурентов и приобретения конечного продукта. Именно поэтому организациям нужны специалисты, работающие в новых информационно-технологических условиях. Проведенное исследование показывает, что содержательные и технологические возможности организации информационного пространства способствуют повышению уровня знаний выпускников для дальнейшего их использования на практике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбекова З. М. Формирование профессиональных компетенций у студентов направления подготовки «информационные системы и технологии» на основе инновационной технологии обучения в сетевой академии Cisco // Известия самарского научного центра российской академии наук. 2014.Т.16. № 4-3. С. 485-489.
2. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Хозерова, Т.П., Шкунова, А.А. Преимущества и возможности использования дистанционных технологий средствами среды Moodle в контексте смешанного обучения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru — 137PVN514 — Выпуск 5 (24), сентябрь - октябрь 2014.
3. Васильева Л.И., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта, и их реализация в подготовке менеджера // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
5. Лебедева Т.Е. Использование комплекса информационных технологий на практическом занятии в вузе как средства повышения качества подготовки учителя: автореф. дис.. .канд.пед. наук. Н.Новгород, 2008. 22с.
6. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. С.3-7.
7. Новости Военно-Промышленного Комплекса России и других стран мира [Электронный ресурс]. URL: http://vpk.name/news. (дата обращения: 20.12.2015).
8.Пахомов М. В. «Всеобъемлющий Интернет»: накануне подключения // Аккредитация в образовании. 2014. № 1 (69). С.80-81.
9. Самерханова Э.К. Гуманистические основы создания единого информационно-образовательного пространства вуза в условиях развития информационного общества // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 17.
10. Самерханова Э.К., Круподёрова К.Р. Сетевое взаимодействие педагога и студентов как главное условие создания единого информационно-образовательного пространства // Школа будущего. 2011. № 6. С. 65-68.
11. Самохвалов А.В., Баженов А.И. Сотрудничество сетевой академии Qsco и тамбовского государственного университета в подготовке специалистов - информатиков // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 2 (24). С.214-215.
12.Сетевая академия Cisco [Электронный ресурс]. URL: http://www.netacad.com. (дата обращения: 22.11.2015).
13. Синецкий Р.М., Воробьев С.П. Опыт подготовки бакалавров в сфере IT в сотрудничестве с академией Cisco // В сборнике: Проблемы модернизации инженерного образования в России. Новочеркасск, 2014. С145-148.
14.Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2010.
15.Челнокова Е.А. Педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов-бакалавров менеджмента к обучению в вузе // В сборнике: Мир научных открытий. Материалы Х Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. Москва, 2013. С.105-110.
16. Шкунова А.А. Организационное поведение в таблицах и схемах. Нижний Новгород: учебное пособие. 2015. С89.
17. Шкунова А.А. Технологии коммуникативного взаимодействия в системе педагогического менеджмента // В сборнике: Инновационные технологии управления. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина». Н.Новгород, 2014, С.125-130.
18. Шкунова А.А. Технология управления процессом обучения организационному поведению бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 187-189.
19. Egorov E.E., Lebedevа T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.V. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies Vol. 8, No. 1(S), January 2015, Special Issue: Innovation in Higher Education Teaching and Learning.
20.Lebedeva T.E., Egorov E.E., Vakulenko R.Y., Stouhina N.Y. Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of bologna process in russia // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 10. С. 1097.
21.Allen V.L. Infra-group, intra-group and inter-group: construing levers of organization in social influence. In: S. Moscovici & E. Van Avermaet (Ed.). Perspectives on Minority Influence. Cambridge University Press, 1985. P. 217-238.
22.Reuck A.A. Theory of Conflict Resolution by Problem-solving. In J.Burton & F.Dukes (Eds.). Conflict: Readings in Management & Resolution. N.Y.: St Martin,s Press., 1990. P. 183-192.
23.Wilson C.L., Hanna M.S. Groups in Context. Leadership and Participation in Small Groups. -N.Y., 1990. P. 8-12.
REFERENCES
1. Al'bekova Z. M. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy u studentov napravleniya podgotovki «informatsionnye sistemy i tekhnologii» na osnove innovatsionnoy tekhnologii obucheniya v setevoy akademii Sisco [Formation the professional competences at students of the educational direction "intelligence systems and technologies" on the basis of innovative education technology in cisco network academy]. Izvestiya samarskogo nauchnogo tsentra rossiyskoy akademii nauk, 2014, T.16, no. 4-3, pp. 485-489. (In Russian)
2. Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Khozerova, T.P., Shkunova, A.A. Preimushchestva i vozmozhnosti ispol'zovaniya distantsionnykh tekhnologiy sredstvami sredy Moodle v kontekste smeshannogo obucheniya [The advantages and possibilities of using remote technologies means Moodle environment in the context of blended learning ]. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Available at: http://naukovedenie.ru — 137PVN514 — no 5 (24), sentyabr' - oktyabr' 2014. (in Russian)
3. Vasil'eva L.I., Egorov E.E., Lebedeva T.E. Privedenie kompetentsiy FGOS k kvalifkatsionnym trebovaniyam professional'nogo standarta, i ikh realizatsiya v podgotovke menedzhera [Bringing competences GEF to the qualification requirements of the professional standard, and their
implementation in the preparation of management]. Vmire nauchnykh otkrytiy, 2014, no.3 (51), рр. 124-137. (In Russian)
4. Kontseptsiya Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody [The concept of the Federal target program of education development for 2016 - 2020]. http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf. (In Russian).
5. Lebedeva T.E. Ispol'zovanie kompleksa informatsionnykh tekhnologiy na prakticheskom zanyatii v vuze kak sredstva povysheniya kachestva podgotovki uchitelya: Avtoref. Dis. kand. ped. nauk. [Using complex information technology at a practical lesson in high school as a means of improving the quality of teacher training: Abstract. kand.ped. sci. diss.]. N.Novgorod, 2008. 22 p. (In Russian)
6. Markova S.M., Gorlova V.G. Proektirovochnaya deyatel'nost' pedagoga kak tvorcheskiy protsess [Designing activity of teachers as a creative process]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 3, pp. 3-7 (in Russian).
7. Novosti Voenno-Promyshlennogo Kompleksa Rossii i drugikh stran mira [News military-industrial complex of Russia and other countries of the world]. Available at: http://vpk.name/news. (accessed 20.12.2015). (In Russian)
8. Pakhomov M. V. «Vseob"emlyushchiy Internet»: nakanunepodklyucheniya [" Internet of Everything ".eve Connection ]. Akkreditatsiya v obrazovanii, 2014, no. 1 (69), pp. 80-81. (In Russian)
9. Samerkhanova Je.K., Gumanisticheskie osnovy sozdaniya edinogo informatsionno-obrazovatel'nogo prostranstva vuza v usloviyakh razvitiya informatsionnogo obshchestva [Humanistic basics of creating a unified information and educational space of the university in terms of the Information Society]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 2 (2), p.17. (In Russian)
10. Samerhanova Je.K., Krupodjorova K.R. Setevoe vzaimodejstvie pedagoga i studentov kak glavnoe uslovie sozdanija edinogo informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva [Networking teachers and students as the main condition for the creation of a single information and educational space]. Shkola budushhego, 2011, no. 6, pp. 65-68. (In Russian)
11. Samokhvalov A.V., Bazhenov A.I. Sotrudnichestvo setevoy akademii Sisco i tambovskogo gosudarstvennogo universiteta v podgotovke spetsialistov - informatikov [Cooperation Cisco networking academy and Tambov State University in training informatics]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus, 2014, no. 2 (24), pp. 214-215. (In Russian)
12. Setevaya akademiya Cisco [Cisco Network Academy]. Available at: www.netacad.com. (accessed 22.11.2015). (In Russian)
13. Sineckij R.M., Vorob'ev S.P. Opyt podgotovki bakalavrov v sfere IT v sotrudnichestve s akademiej Cisco [Experience Bachelor Degree in IT in collaboration with the Academy Ciscoy. V sbornike: Problemy modernizacii inzhenernogo obrazovanija v Rossii. Novocherkassk, 2014, pp.145-148. (In Russian)
14. Chanchina A.V. Pedagogicheskiy protsess professional'nogo uchebnogo zavedeniya: uchebno-metodicheskoe posobie. [Teaching process of professional educational institution: teaching aid]. Nizhniy Novgorod, 2010. (In Russian)
15. Chelnokova E.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie protsessa adaptatsii studentov-bakalavrov menedzhmenta k obucheniyu v vuze [Change psychosemantic structure willingness to work in a team of students]. V sbornike: Mir nauchnykh otkrytiy. Materialy Kh Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Tsentr nauchnoy mysli [In: The world of scientific discoveries. Materials X International scientific-practical conference. The center of scientific thought]. Moscow, 2013, pp.105-110. (in Russian)
16. Shkunova A.A. Organizatsionnoe povedenie v tablitsakh i skhemakh [ Organizational Behavior in tables and figures]. Nizhny Novgorod, 2015. P.89. (In Russian)
17. Shkunova A.A. Tekhnologii kommunikativnogo vzaimodeystviya v sisteme pedagogicheskogo menedzhmenta [Technology communicative interaction in the pedagogical management]. V
sbornike: Innovatsionnye tekhnologii upravleniya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. FGBOU VPO «Nizhegorodskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. K.Minina» [n: Innovative technology management. Materials of All-Russian scientific-practical conference. VPO "Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K.Minina "]. N.Novgorod, 2014, pp.125-130. (In Russian)
18. Shkunova A.A. Tekhnologiya upravleniya protsessom obucheniya organizatsionnomu povedeniyu bakalavrov menedzhmenta [Technology Learning Management Organisational Behaviour Bachelor of Management]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2014, no. 12-3 (44), pp. 187-189. (In Russian)
19. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.V. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies Vol. 8, No. 1(S), January 2015, Special Issue: Innovation in Higher Education Teaching and Learning.
20. Lebedeva T.E., Egorov E.E., Vakulenko R.Y., Stouhina N.Y. Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of bologna process in russia // Life Science Journal. 2014. T. 11. no 10. p. 1097.
21. Allen V.L. Infra-group, intra-group and inter-group: construing levers of organization in social influence. In: S. Moscovici & E. Van Avermaet (Ed.). Perspectives on Minority Influence. Cambridge University Press, 1985. p. 217-238.
22. Reuck A.A. Theory of Conflict Resolution by Problem-solving. In J.Burton & F.Dukes (Eds.). Conflict: Readings in Management & Resolution. N.Y.: St Martin,s Press., 1990. - p. 183-192.
23. Wilson C.L., Hanna M.S. Groups in Context. Leadership and Participation in Small Groups. N.Y., 1990. P. 8-12.
© Шкунова А.А., Плешанов К.А., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Шкунова Анжелика Аркадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: losalgiris @ mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Shkunova Angelika Arkadievna - Ph.D., Associate Professor, Department of innovation management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail: losalgiris @ mail.ru
Плешанов Константин Александрович - кандидат технических наук, доцент, кафедры паровых и газовых турбин, Национальный исследовательский университет ("МЭИ"), Москва, Российская Федерация e-mail: beast [email protected]
Pleshanov Konstantin Aleksandrovich - Ph.D., Associate Professor of steam and gas turbines, National Research University ("MPEI"), Moscow, Russian Federation: beast [email protected]