Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение квалификации сотрудников полиции / профессиональная подготовка кадров / профессиональная переподготовка / девиантное поведение / несовершеннолетний / professional development of police officers / professional training / professional retraining / deviant behavior / minor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екатерина Александровна Никитская

В современных социокультурных условиях развития общества, напряженной социально-экономической ситуации в стране остро обозначились вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов, занимающихся вопросами профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, и возникла необходимость преобразований в области профессиональной подготовки кадров системы МВД. Автором описана система подготовки сотрудников полиции – инспекторов ПДН, успешно реализующаяся в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Обозначенные в статье пути решения проблемы подготовки кадров по работе с несовершеннолетними могут быть использованы и в других высших учебных заведениях страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Екатерина Александровна Никитская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TRAINING POLICE OFFICERS FOR PREVENTIVE WORK WITH MINORS OF DEVIANT BEHAVIOR

In the modern socio-cultural conditions of society development, strained social and economic situation in the country and in the conditions of reforming the Ministry of Internal Affairs system, the issues of training, retraining and professional development of law enforcement officers dealing with prevention of deviant and/or delinquent behavior have become acute; the necessity of transformations in the field of professional training of the Ministry of Internal Affairs system personnel has arisen. The author of the article described the system of training of police inspectors of the Ministry of Internal Affairs, which is being successfully implemented at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. The ways of solving the problem of personnel training for work with minors can be used in other higher educational institutions of the country.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

УДК 37.013.42 ББК 74.66

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10217 © Е.А. Никитская, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования;

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ1

Екатерина Александровна Никитская,

доцент кафедры социальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент Московский педагогический государственный университет (119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1)

E-mail: katamax@yandex.ru

Аннотация. В современных социокультурных условиях развития общества, напряженной социально-экономической ситуации в стране остро обозначились вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов, занимающихся вопросами профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, и возникла необходимость преобразований в области профессиональной подготовки кадров системы МВД. Автором описана система подготовки сотрудников полиции - инспекторов ПДН, успешно реализующаяся в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Обозначенные в статье пути решения проблемы подготовки кадров по работе с несовершеннолетними могут быть использованы и в других высших учебных заведениях страны.

Ключевые слова: повышение квалификации сотрудников полиции, профессиональная подготовка кадров, профессиональная переподготовка, девиантное поведение, несовершеннолетний.

THE SYSTEM OF TRAINING POLICE OFFICERS FOR PREVENTIVE WORK WITH MINORS OF DEVIANT BEHAVIOR

Ekaterina A. Nikitskaya,

Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow State Pedagogical University (119991, Moscow, ul. Malaya Pirogovskaya, d. 1, str. 1)

Abstract. In the modern socio-cultural conditions of society development, strained social and economic situation in the country and in the conditions of reforming the Ministry of Internal Affairs system, the issues of training, retraining and professional development of law enforcement officers dealing with prevention of deviant and/or delinquent behavior have become acute; the necessity of transformations in the field of professional training of the Ministry of Internal Affairs system personnel has arisen. The author of the article described the system of training of police inspectors of the Ministry of Internal Affairs, which is being successfully implemented at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot. The ways of solving the problem of personnel training for work with minors can be used in other higher educational institutions of the country.

Keywords: professional development of police officers, professional training, professional retraining, deviant behavior, minor.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Никитская Е.А. Система подготовки сотрудников полиции к профилактической работе с несовершеннолетними девиантного поведения. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):356-60.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 20-013-00247.

Постановка проблемы.

Социально-экономические, политические и культурные преобразования в современной России, вместе с позитивными изменениями в обществе усилили и негативные тенденции: отчужденность духовных ценностей, увеличение деформационных процессов в семье, рост безработицы, недостаточное материальное обеспечение граждан, социально-психологическая дезадаптация несовершеннолетних. Несмотря на резонансное внимание

к указанным проблемам представителей разных областей гуманитарных наук, остается дефицит действенных психолого-педагогических подходов к предупреждению отклоняющегося поведения детей и подростков, а также к профессиональной подготовке сотрудников полиции (инспекторов по делам несовершеннолетних) к профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. .№ 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельно-

сти подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РоссиИскоИ Федерации» прямо регламентирует реализацию задач, поставленных перед сотрудниками подразделении ПДН.

Очевидно, что отсутствие специальной прак-тико-ориентированной подготовки не позволяет сотруднику полиции эффективно реализовать потенциал воспитательно-профилактического воздействия на несовершеннолетнего, его семью и в целом социальную среду, препятствует своевременному и правильному выявлению природы отклоняющегося поведения, неблагоприятных факторов, способствующих девиации, а также выработке профилактических мер. Сложившаяся ситуация свидетельствует, что меры профилактики определяются сотрудниками, зачастую, интуитивно, без психолого-педагогического и социально-педагогического анализа ситуации, что не может привести к устойчивым положительным результатам. Более того, поскольку те или иные девиации формируются поэтапно, они могут проявляться в ряде специализированных заведений, не входящих в систему МВД, а сотрудники подразделений ПДН сталкиваются уже со сформировавшимися устойчивыми формами девиантного поведения.

Последнее представляет особый исследовательский интерес с точки зрения изучения различных проявлений девиаций, что не может быть реализовано только в рамках системы ПДН.

Целью статьи является описание опыта кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя по подготовке, апробации и внедрению системы подготовки сотрудников полиции к профилактической работе с несовершеннолетними девиантного и/или делинквентного поведения.

Изложение основного материала исследования.

Система подготовки сотрудников полиции к профилактической работе с несовершеннолетними девиантного поведения подразумевает три направления: профессиональная подготовка кадров по специальности 44.05.01 - Педагогика и психология девиантного поведения; переподготовка кадров; повышение квалификации.

Профессиональная подготовка кадров в Московском университете МВД России имени В.Я. Ки-

котя осуществляется на трех уровнях. С 2016 года данное направление подготовки приобрело ярко выраженный практико-ориентированный характер, через внедрение в образовательный процесс дискретных практик, работу научного кружка и выделение трех этапов подготовки сотрудника полиции к работе с несовершеннолетними девиантного поведения: подготовительный, теоретический, практический.

Целью подготовительного этапа является формирование ценностного отношения к несовершеннолетним с отклоняющимся поведением и их семьям. Основное содержание данного этапа связано с изучением цикла психолого-педагогических дисциплин в течение периода обучения в образовательной организации: Общие основы педагогики, Психология конфликта, Социальная психология, Психология девиантного поведения, Теория и методика воспитания и др., а также участия курсантов 1 курса, обучающихся по специальности 44.05.01 -Педагогика и психология девиантного поведения в работе научного кружка в полном составе. Таким образом, на данном этапе основным методом профессиональной подготовки будущих инспекторов ПДН является введение значимой информации о проблемах несовершеннолетних с девиантным, делинквентным или криминальным поведением в содержание учебных предметов и работе научного кружка кафедры.

Второй этап - теоретический. Основной целью является формирование системы знаний о несовершеннолетних с девиантным поведением и особенностях работы с ними. Цель достигается через введение отдельных тем в традиционные курсы, например, в дисциплине Социальная педагогика введены следующие темы: Суицид как форма проявления девиантного поведения детей и подростков; Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей и подростков и др., в дисциплине Методика и технология работы социального педагога введены следующие темы: Технология реабилитации и коррекции в работе с детьми, Методика работы социального педагога с различными категориями детей и подростков. Технология социально-педагогической поддержки детских и молодежных организаций, Технология профилактической социально-педагогической деятельности; использованием кейс-технологий при аттестации по дисципли-

нам кафедры разработкой специальных курсов, например, Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения в информационном пространстве, Школа вожатского мастерства, Система профилактики безнадзорности несовершеннолетних, Основы валеологии и др.

Третий этап - практический. Основной целью здесь является развитие и совершенствование системы умений и навыков коммуникации с несовершеннолетними. Он представляет собой специально организованные практики - учебные практики. Основное внимание во время практики уделяется коммуникативной составляющей работы сотрудника полиции, с использованием практических методов: наблюдение и анализ коммуникации, упражнения и тренинги, инструктаж, организация коммуникации курсантов и слушателей с учителями, социальными педагогами, психологами и обучающимися через организацию и проведение профилактических мероприятий таких как: акции, квесты, игры, флеш-мобы и др.

Каждый из этапов подготовки опирается на результаты предыдущего и органично вплетается в общую систему подготовки кадров. В связи с этим для успешной реализации задач профилактики девиант-ного поведения необходимо соблюдать этапность подготовки, использовать разнообразные формы и методы, регулярно внедрять новые образовательные технологии, обеспечивающие достижение целей на каждом этапе подготовки.

Переподготовка кадров.

Процесс переподготовки осуществляется через характеристику трех аспектов, определяемых ведущими целями: мотивационно-ценностного, содержательного и практического.

Цель мотивационного - формирование ценностного отношения коммуникации с несовершеннолетними девиантного и \ или делинквентного поведения, методам и формам работы с ними. В целом этот аспект подготовки отражает необходимость формирования ценностно-гуманистической мотивации работы несовершеннолетними. В ходе экспериментальной работы выявлено, что формирование ценностной мотивации у субъектов профилактики может происходить с помощью введения информации из педагогики и психологии девиантного поведения; решения проблемных ситуаций и задач;

анализа субъектами профилактики собственного опыта работы и коммуникации с несовершеннолетними девиантного поведения. Все это приводит к созданию у субъектов профилактики установки на работу с несовершеннолетними, к появлению интереса и общению с ними, к проявлениям стремления совершенствовать свои коммуникативные умения.

Содержательный аспект переподготовки субъектов профилактики к работе несовершеннолетними включает в себя систему концептуальных, конкретно-предметных и процедурно-технологических знаний. Концептуальное знание включает в себя социокультурные стандарты, традиции, нормы и другие ценности, определяющие характер работы субъекта профилактики с несовершеннолетними девиантного поведения. Конкретно-предметное знание включает в себя особенности содержания, форм и методов работы субъекта профилактики с несовершеннолетними. Процедурно-технологическое знание несет информацию о технике и технологии работы с несовершеннолетними, о специфике коммуникативного взаимодействия с ними.

Практический аспект подготовки субъектов профилактики к работе с несовершеннолетними реализовывается в процессе аудиторных занятий и практик. Субъекты профилактики приобретают опыт реальной профилактической и просветительской работы, актуализируют и закрепляют знания, полученные на лекциях, семинарах, практикумах.

Повышение квалификации.

Деятельность по повышению квалификации специалистов в сфере профессионально-педагогической деятельности предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г., № 273-Ф3.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются «лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование и лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование».

Согласно ФЗ № 273 «программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации», а «программа профессиональной переподготовки направлена на получение

№ темы Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы Л С ПЗ* КР Всего ауд. СРС Всего

Раздел 1. Введение в проблему делинквентного поведения несовершеннолетних 6 6 12 24 30 54

1. Социально-педагогический и психолого-криминалистический портрет несовершеннолетнего с делинквентным поведением 2 2 4 8 10 18

2. Методология профилактической работы с несовершеннолетними делинквентного поведения 2 2 4 8 10 18

3. Субъекты профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних на современном этапе развития общества 2 2 4 8 10 18

Раздел 2. Психологическая и социально-педагогичекая характеристика типов отклоняющегося поведения 22 22 44 88 110 198

4. Социально-психологическая дезадаптация как причина поведенческих проблем несовершеннолетнего 2 2 4 8 10 18

5. Раннее проблемное поведение: диагностика, методы работы 2 2 4 8 10 18

6. Рискованное поведение несовершеннолетних: зацепинг, руфинг, диггерство, сталкинг, опасное селфи и др. 2 2 4 8 10 18

7. Суицидальное, самоповреждающее поведение несовершеннолетних: типичные симптомы, мотивы, диагностика 2 2 4 8 10 18

8. Основы проведения комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. Посмертная КСППЭ 2 2 4 8 10 18

9. Аддиктивное (зависимое) поведение несовершеннолетних: виды, признаки, профилактика 2 2 4 8 10 18

10. Агрессивное поведение несовершеннолетних: проявления, диагностика, коррекция 2 2 4 8 10 18

11. Кибербуллинг как форма агрессивного поведения в интернет-пространстве 2 2 4 8 10 18

12. Девиантное, делинквентное, криминальное поведение: факторы риска, профилактика, коррекция 2 2 4 8 10 18

13 Психологические аспекты понятия возрастной незрелости и «возрастной невменяемости» в уголовном праве 2 2 4 8 10 18

14. Метод структурирования оценки рисков совершения повторных правонарушений и возможностей реабилитации несовершеннолетних «Оценка рисков и возможностей». Карта социальных контактов 2 2 4 8 10 18

Раздел 3. Проектирование системы профилактики и/или коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних 2 2 12 16 20 36

15. Алгоритм разработки проекта по профилактике и/или коррекции девиантного поведения несовершеннолетних 2 2 12 16 20 36

Раздел 4. Проектирование системы профилактической и\или коррекционной работы с семьями несовершеннолетних девиантного поведения 2 2 12 16 20 36

16. Алгоритм разработки проекта по профилактической и/или коррекционной работе с родителями (опекунами) несовершеннолетних с девиантным поведением 2 2 12 16 20 36

Подготовка к зачету 4 4

Зачет 6 6

Итого 32 32 80 144 190 334

компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации».

Выводы.

Подводя итог нашему исследованию системы подготовки сотрудников полиции к профилактической работе с несовершеннолетними девиантного поведения, считаем, что с целью совершенствования данной системы необходимо:

- разработка современного содержания непрерывного профессионального образования сотрудников полиции, занимающихся вопросами профилактики девиантного поведения несовершеннолетних;

- систематизация профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции, с возможным привлечением специалистов гражданских вузов и кафедр по схожим специальностям;

- внедрение в систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции новых методов обучения практико-ори-ентированной направленности: кейс-метод, интерактивные профилактические занятия, выездные практико-ориентированные занятия, дискретные практики, обучающие квесты и др.;

- расширение межведомственного взаимодействия, в том числе и с органами власти.

В целом система подготовки сотрудников полиции к профилактической работе с несовершеннолетними должна быть направлена на формирование высокопрофессиональных кадров, компетенции которых будут соответствовать современным социокультурным реалиям развития общества.

Литература

1. Дорошенко О.М. Реализация полицией полномочий по выявлению и пресечению правонарушений несовершеннолетних. Полицейская и следственная деятельность. № 2, 2016, С. 6-12.

2. Евсеева И.Г., Никитская Е.А. Работа кафедры педагогики УНК ПСД Университета МВД имени В.Я. Кикотя по реализации задач дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел. Вестник экономической безопасности.2017. № 4. С. 278-282.

3. Никитская Е.А. Методические аспекты выездных занятий по педагогическим дисциплинам в университете МВД. Высшее образование сегодня. 2019. № 6. С. 40-45.

4. Никитская Е.А., Никитина Е.О. К вопросу о необходимости совершенствования работы субъектов профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Наука и школа. 2018. № 5. С.182-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.