© Никитская Е.А., Никитина Е.О. 2019
THE SYSTEM OF TRAINING POLICE OFFICERS FOR PREVENTIVE WORK WITH MINORS OF DEVIANT BEHAVIOR
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Ekaterina Alexandrovna Nikitskaya,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University E-mail: [email protected]
Екатерина Александровна Никитская,
доцент кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Evgenia Olegovna Nikitina,
candidate of pedagogical sciences,
deputy head of the department of pedagogy,
UNK PSD Federal State-Funded Educational Institution
of Higher Education of Moscow University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya
E-mail: [email protected]
Евгения Олеговна Никитина,
заместитель начальника кафедры педагогики УНК ПСД ФГКОУ ВО Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Для цитирования: Никитская Е.А., Никитина Е.О. Система подготовки сотрудников полиции к профилактической работе с несовершеннолетними девиантного поведения. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2019. С. 33-35.
Annotation. The article identifies issues of training, retraining and advanced training of law enforcement officers involved in the prevention of deviant behavior. The article described the training system for police inspectors for juvenile affairs, successfully implemented at Moscow University of the Ministry of Internal Affairs named after V.Ya. Kikotya. The ways outlined in the article for solving the problem of training personnel for work with minors can be used in other higher educational institutions of the country.
Key words: deviant behavior, minor, prevention, professional development of police officers, professional training, professional retraining.
Аннотация. Обозначены вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов, занимающихся вопросами профилактики девиантного поведения. Описана система подготовки сотрудников полиции - инспекторов по делам несовершеннолетних, успешно реализующуюся в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Обозначенные в статье пути решения проблемы подготовки кадров по работе с несовершеннолетними могут быть использованы и в других высших учебных заведениях страны.
Ключевые слова: девиантное поведение, несовершеннолетний, профилактика, повышение квалификации сотрудников полиции, профессиональная подготовка кадров, профессиональная переподготовка.
В настоящее время особую значимость для сообщества, занимающегося профилактикой деви-антного поведения, приобретают умения сотрудника полиции понимать причины тех или иных видов девиантного поведения, выявляемых в различных социальных институтах (семья, школа, профессиональные образовательные организации, группы сверстников, субкультуры).
Очевидно, что отсутствие специальной практико-ориентированной подготовки не позволяет сотруднику полиции эффективно реализовать потенциал воспитательно-профилактического воздействия на несовершеннолетнего, его семью и в целом социальную среду, препятствует своевременному и правильному выявлению природы отклоняющегося поведения,
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES
неблагоприятных факторов, способствующих девиации, а также выработке профилактических мер. Последнее представляет особый исследовательский интерес с точки зрения изучения различных проявлений девиаций, что не может быть реализовано только в рамках системы подразделений по делам несовершеннолетних.
Целью статьи является описание опыта кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по подготовке, апробации и внедрению системы подготовки сотрудников полиции к профилактической работе с несовершеннолетними девиантного поведения.
Система подготовки сотрудников полиции к профилактической работе с несовершеннолетними девиантного поведения подразумевает, три направления: профессиональная подготовка кадров; переподготовка кадров; повышение квалификации1 .
Профессиональная подготовка кадров в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя осуществляется на трех уровнях: подготовительный, теоретический, практиче-ский2.
Целью подготовительного этапа является формирование ценностного отношения к несовершеннолетним с девиантным поведением и к работе с ними. Данный этап осуществляется в рамках преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин в течение всего периода обучения в образовательной организации, а также участия курсантов 1 курса, обучающихся по специальности 44.05.01 - «Педагогика и психология девиантного поведения» в работе научного кружка в полном составе. Таким образом, на данном этапе основным методом является введение значимой информации о проблемах несовершеннолетних с девиантным поведением в содержание традиционных предметов и работе научного кружка кафедры3.
Второй этап - теоретический. Основной целью является формирование системы знаний о несовершеннолетних с девиантным поведением и особенностях работы с ними. Цель достигается через введение отдельных тем в традиционные курсы, например, в дисциплине «Социальная педагогика» введены следующие темы: «Суицид как форма проявления девиантного поведения детей и подростков»; «Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей и подростков» и др.; использованием кейс-технологий при аттестации по дисциплинам
кафедры; разработкой специальных курсов, например, «Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения в информационном пространстве», «Система профилактики безнадзорности несовершеннолетних», «Основы валеологии» и др.
Третий этап - практический. С 2016 года данное направление подготовки приобрело ярко выраженный практико-ориентированный характер, через внедрение в образовательный процесс дискретных практик.
Основной целью здесь является развитие и совершенствование системы определенных умений и навыков коммуникации с несовершеннолетними девиантного поведения. Он представляет собой специально организованные практики - учебные практики. Практики курсантов являются составной частью образовательных программ подготовки обучающихся Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и представляют собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке курсантов на базах практики (на основе договоров о сотрудничестве). Практики представляют собой один из важных этапов практической подготовки специалистов университета. Во время практики курсанты приобретают опыт реальной коррекционной работы, актуализируют и закрепляют знания, полученные на лекциях, семинарах, практикумах.
Переподготовка кадров
Процесс переподготовки осуществляется через характеристику трех аспектов, определяемых ведущими целями: мотивационно-ценност-ного, содержательного и практического.
Цель мотивационного - формирование ценностного отношения коммуникации с несовершеннолетними девиантного и / или делинк-вентного поведения, методам и формам работы с ними. В целом этот аспект подготовки отражает необходимость формирования ценностно-гуманистической мотивации работы с несовершеннолетними.
Содержательный аспект переподготовки субъектов профилактики к работе с несовершеннолетними включает в себя систему концептуальных, конкретно-предметных и процедурно-технологических знаний.
Практический аспект подготовки субъектов профилактики к работе с несовершеннолетними реализовывается в процессе аудиторных занятий и практик. Субъекты профилактики приобретают опыт реальной профилактической
34
№ 3/2019
и просветительской работы, актуализируют и закрепляют знания, полученные на лекциях, семинарах, практикумах4.
Повышение квалификация
Деятельность по повышению квалификации специалистов в сфере профессионально-педагогической деятельности предусмотрена Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N° 273-ФЗ. Согласно данному Федеральному закону «программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»5, а «программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации»6.
Считаем целесообразным в рамках разработки курсов повышения квалификации рассматривать следующие темы: профилактика роста противоправного и антисоциального поведения несовершеннолетних; профилактика вовлечения детей и подростков в немедицинское употребление психоактивных веществ; профилактика антивитального поведения; профилактика игровой и Интернет-зависимости; профилактика пропаганды в информационном пространстве идей экстремизма, терроризма, суицида.
Подводя итог нашему исследованию системы подготовки сотрудников полиции к профилактической работе с несовершеннолетними де-виантного поведения, считаем, что с целью совершенствования данной системы необходима:
- разработка современного содержания непрерывного профессионального образования
сотрудников полиции, занимающихся вопросами профилактики девиантного поведения несовершеннолетних;
- систематизация профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции, с возможным привлечением специалистов гражданских вузов и кафедр по схожим специальностям;
- внедрение в систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции новых методов обучения практико-ориентированной направленности;
- расширение межведомственного взаимодействия.
1 См.: Дорошенко О.М. Реализация полицией полномочий по выявлению и пресечению правонарушений несовершеннолетних. Полицейская и следственная деятельность. 2016. № 2. С. 6-12.
2 См.: Евсеева И.Г., Никитская Е.А. Работа кафедры педагогики УНК ПСД университета МВД имени В.Я. Кикотя по реализации задач дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел. Вестник экономической безопасности. 2017. № 4. С. 278-281.
3 См.: Никитская Е.А., Никитина Е.О. К вопросу о необходимости совершенствования работы субъектов профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Наука и школа. 2018. № 5. С. 182-188.
4 См.: Никитская Е.А., Никитина Е.О. Совершенствование принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних с делинквентным поведением. Преподаватель XXI век. 2018. № 4-1. С. 206-217.
5 См.: ч. 4 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
6 См.: Там же.