Научная статья на тему 'Совершенствование принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних с делинквентным поведением'

Совершенствование принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних с делинквентным поведением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / ПРОФИЛАКТИКА / КОРРЕКЦИЯ / МИНИМИЗАЦИЯ / НЕГАТИВНЫЙ ЭКЗОГЕННЫЙ ФАКТОР / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ / SOCIAL PEDAGOGY / IMPACT PEDAGOGY / HUMANIZATION / CRIMES / SOCIALIZATION / UPBRINGING / PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF A MINOR / PREVENTION / CORRECTION / MINIMIZATION / NEGATIVE EXOGENOUS FACTOR / MINOR / POLICE OFFICER / UNFAVORABLE CONDITIONS OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитская Екатерина Александровна, Никитина Евгения Олеговна

В статье актуализируется проблема применения принудительных мер воспитательного воздействия, содержащихся в положении статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации. Принудительные меры воспитательного воздействия способствуют гуманизации наказания несовершеннолетних с делинквентным поведением путем исправления их без судимости. Однако анализ практики применения положений части 2 статьи 90 (Применение принудительных мер воспитательного воздействия) УК Российской Федерации показал неэффективность закрепленных в ней принудительных мер воспитательного воздействия. Большинство подростков, совершающих преступление, уже ранее имело опыт преступной деятельности. В статье делается вывод, что при применении статьи 90 УК Российской Федерации достигается очень низкий результат по ресоциализации несовершеннолетних, преступивших закон. В данной статье авторы предлагают разработанную систему принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних с делинквентным поведением, что дает возможность достичь исправления несовершеннолетнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никитская Екатерина Александровна, Никитина Евгения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Compulsory Measures of Educational Influence on Minors with Delinquent Behavior

The article deals with the problem of applying compulsory educational measures contained in the provision of article 90 of the Criminal Code of the Russian Federation. Compulsory measures of educational impact help to humanize the punishment of minors with delinquent behavior by corrections and rehabilitation without a criminal record. However, an analysis of the practice of applying the provisions of part 2 of article 90 (Application of compulsory educational measures) of the Criminal Code of the Russian Federation showed the ineffectiveness of compulsory educational measures fixed in it. Most teenagers who commit crimes have previously had experience in criminal activities. The article concludes that when applying Article 90 of the Criminal Code of the Russian Federation, the result of the resocialization of minors who transgressed the law is very low. In this article, the authors propose a developed system of coercive measures of educational impact on minors with delinquent behavior, which makes it possible to achieve the correction of a minor through the use of coercive measures of educational influence that will be realized only with the improvement of these measures.

Текст научной работы на тему «Совершенствование принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних с делинквентным поведением»

УДК 316.624 ББК 60.53+74.56

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

I Е.А. Никитская, Е.О. Никитина

Аннотация. В статье актуализируется проблема применения принудительных мер воспитательного воздействия, содержащихся в положении статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации. Принудительные меры воспитательного воздействия способствуют гуманизации наказания несовершеннолетних с делинквентным поведением путем исправления их без судимости. Однако анализ практики применения положений части 2 статьи 90 (Применение принудительных мер воспитательного воздействия) УК Российской Федерации показал неэффективность закрепленных в ней принудительных мер воспитательного воздействия. Большинство подростков, совершающих преступление, уже ранее имело опыт преступной деятельности. В статье делается вывод, что при применении статьи 90 УК Российской Федерации достигается очень низкий результат по ресо-циализации несовершеннолетних, преступивших закон. В данной статье авторы предлагают разработанную систему принудитель-206 ных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних с делинквентным поведением, что дает возможность достичь исправления несовершеннолетнего.

Ключевые слова: социальная педагогика, педагогика воздействия, гуманизация, преступления, социализация, воспитание, психологические особенности несовершеннолетнего, профилактика, коррекция, минимизация, негативный экзогенный фактор, несовершеннолетний, сотрудник полиции, неблагоприятные условия социализации.

IMPROVEMENT OF COMPULSORY MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE ON MINORS WITH DELINQUENT BEHAVIOR

| E.A. Nikitskaya, E.O. Nikitina

Abstract. The article deals with the problem of applying compulsory educational measures contained in the provision of article 90 of the Criminal Code of the Russian Federation. Compulsory measures of educational impact help to humanize the punishment of minors with delinquent behavior by corrections and rehabilitation without a criminal record. However, an analysis of the practice of applying the provisions of part 2 of article 90 (Application of compulsory educational measures) of the Criminal Code of the Russian Federation showed the ineffectiveness of compulsory educational measures fixed in it. Most teenagers who commit crimes have previously had experience in criminal activities. The article concludes that when applying Article 90 of the Criminal Code of the Russian Federation, the result of the resocial-ization of minors who transgressed the law is very low. In this article, the authors propose a developed system of coercive measures of educational impact on minors with delinquent behavior, which makes it possible to achieve the correction of a minor through the use of coercive measures of educational influence that will be realized only with the improvement of these measures.

Keywords: social pedagogy, impact pedagogy, humanization, crimes, socialization, upbringing, psychological peculiarities of a minor, prevention, correction, minimization, negative exogenous factor, minor, police officer, unfavorable conditions of socialization.

Возможность достижения исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия определяется совокупностью объективных и субъективных свойств, характеризующих его личность как не представляющую большой общественной опасности. Среди таких обстоятельств на практике значительное внимание придается социально-позитивному, одобряемому поведению несовершеннолетнего до совершения преступления, его чистосердечному раскаянию, возмещению причиненного вреда, явке с повин-

207

ной, содействию раскрытия преступления, наличию психических аномалий, не исключающих вменяемости, общему состоянию здоровья подростка, половым, возрастным и индивидуально-психологическим особенностям личности.

Рассматриваемые меры отличаются и от мер педагогического воздействия, так как применяются к особой категории лиц — несовершеннолетним, совершившим преступления, на основании решения суда. Исполнение данных мер носит принудительный характер, т.е. применяются они независимо от воли и желания

208

несовершеннолетнего или лиц, представляющих его законные интересы; сопряжены с определенными ограничениями и лишениями в отношении подвергнутых им подростков [1].

Большинство подростков, совершающих преступление, уже ранее имело опыт преступной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что при применении ст. 90 (Применение принудительных мер воспитательного воздействия) Уголовного кодекса Российской Федерации очень низок результат по социализации несовершеннолетних, преступивших закон. Для того, чтобы принудительные меры воспитательного воздействия были эффективны, необходимо совершенствовать и сами меры, и профилактическую работу всех субъектов ее осуществляющих.

В соответствии с законодательством нашей страны (ст. 90 УК РФ) несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего [2]. На наш взгляд, предусмотренные законодательством принудительные меры воспитательного воздействия требуют совершенствования (см. табл.1). Данные меры должны отвечать запросам современного общества и носить не формальный, а реальный характер, способствовать исправлению, воспитанию и социализации делинквент-ного несовершеннолетнего. Нами

предлагается система принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних с де-линквентным поведением.

Изучение возможностей профилактики и коррекции девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних проводилось в школах, детских домах и других организациях Москвы. Изучение передового и массового педагогического опыта, материалы опытно-экспериментальной работы позволили определить необходимые условия и ряд эффективных путей и способов профилактики девиантного и делинквентно-го поведения несовершеннолетних.

Социально-педагогические условия профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних

1. Профилактика и коррекция делинквентного поведения несовершеннолетних становится реальной в условиях организации жизнедеятельности организации с наличием соответствующей целевой установки у субъектов профилактики.

2. Профилактика делинквентно-го поведения несовершеннолетних становится эффективной, если, организуя их жизнедеятельность, субъекты профилактики последовательно реализуют личностный подход. Эффективность существенно повышается, если, организуя жизнедеятельность несовершеннолетних, субъекты стремятся реализовать возрастной, дифференцированный и гендерный подходы в воспитании.

3. Профилактика и особенно коррекция делинквентного поведения несовершеннолетних зависят от характера, содержания и стиля общения, уровня коммуникативной куль-

ЕК

туры и опыта воспитательной работы субъектов профилактики.

4. Успешная профилактика и коррекция возможны, если в воспитательной организации стремятся и готовы оказать индивидуальную помощь конкретным несовершеннолетним.

5. Эффективная профилактика будет успешна, если на государственном уровне воссоздадут специальные школы открытого типа (в Москве на настоящий момент существует только одна — ГБОУ Спецшкола №1 (для подростков с девиант-ным (общественноопасным) поведением), что недостаточно для такого мегаполиса.

Статистически известным и печальным фактом является увеличение числа детско-подростковых преступлений, влекущих за собой тяжкие последствия. Рост межличностных и межгрупповых конфликтов, популярность отдельных асоциальных и антисоциальных группировок еще сильнее усугубляют ситуацию. Кроме того, известно, что и семья в современном мире далеко не всегда выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности, привития позитивных ценностей.

Исходя из понимания девиантно-сти, становится очевидной высокая социальная значимость существования и развития таких школ. Специальная общеобразовательная школа для подростков с девиантным поведением (открытого типа) — это уникальное учреждение, где является возможным создание условий для развития и ценностной ориентации особой категории детей и подростков. Более того, совершенно очевидно,

что создать такие условия могут только специально подготовленные люди — педагоги-предметники, воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги. Это специалисты, обладающие как высоким уровнем образования, так и богатейшим профессиональным опытом, связанным со спецификой организации педагогического взаимодействия с подростками делинквентного поведения. Таковых школ в многомиллионной Москве было всего одиннадцать. Нет сомнений, что их закрытие повлекло всплеск криминальной активности, движущей силой которой может стать подростково-юношеский контингент школ. Это утверждение базируется на понимании того, что только в условиях специальной школы возможно реализовать индивидуальный подход к делинквентному подростку, основанный на специальных (зачастую уникальных) методиках и тонкостях организации учебно-воспитательного процесса. Не подлежит сомнению и то, что интеграция детей специальной и обычной общеобразовательной школы неизбежно спровоцирует психологическую напряженность во взаимодействии учащихся, родителей, педагогического коллектива.

6. Профилактика делинквентно-го поведения несовершеннолетних станет более эффективной, если оптимизировать функционал КДНиЗП и использовать компетентностный подход к включению лиц в состав КДНиЗП. Создать профильный дистанционный отбор (с использованием информационных технологий). Профильный дистанционный отбор должен содержать: положительные характеристики лиц, претендующих на

209

ВЕК

включение в состав КДНиЗП, с места работы/службы; выполнение профильных тестов, созданных на основании практико-ориентированного подхода. Кроме этого, необходимо создать стимулирующую базу для лиц, включенных в состав КДНиЗП, повышающую их мотивацию к более эффективной работе. Мотивирующая база может включать широкий спектр поощрений: дополнительные дни к ежегодному отпуску, бесплатные экскурсии, посещение театров, бесплатные курсы повышения квалификации по интересующей теме в рамках профессиональной деятельности, бесплатные путевки в дома отдыха и т.д.

Предложения по мерам законодательного характера и нормативно-правовое обеспечение системы принудительных мер воспитательного воздействия

на несовершеннолетних с делинквентным поведением

1. Внесение в порядке законодательной инициативы пункта по принудительному посещению социально-210 психологических тренингов, профилактических бесед и других коррек-ционных мероприятий как родителями (опекунами, чьи дети получили статус девиантных или делинквент-ных), так и самими несовершеннолетними в установленные судом и/или подразделением по делам несовершеннолетних сроки и количество часов. Считаем возможным поручить разработку программ принудительной ресоциализации группе специалистов, в которую будут входить педагоги образовательной организации, психолог, сотрудник полиции и/или инспектор ОДН, нарколог, специалист дополнительного образования,

профориентолог, представитель традиционной конфессии — священник, мулла, раввин, лама (при запросе), представители ведомственных и психолого-педагогических вузов. Программы могут иметь базовую (неизменяемую часть в зависимости от типа девиаций) и вариативную (основанную на индивидуальных особенностях конкретного ребенка и семьи).

2. Внесение в порядке законодательной инициативы следующих аспектов профилактики: разработка и внедрение типового регламента взаимодействия инспекторов по делам несовершеннолетних и образовательных учреждений (время нахождения инспектора в образовательном учреждении, полномочия, формы работы и т.д.), наличие в образовательном учреждении оборудованного кабинета инспектора ОДН (по аналогии кабинета психолога и/ или социального педагога), обязательное введение спецкурса для обучающихся «группы риска».

Анализ действующих нормативных правовых актов показал, что в настоящее время отсутствует типовой регламент взаимодействия инспекторов по делам несовершеннолетних и образовательных учреждений. Между тем, считаем, что подобный регламент необходим для установления минимального перечня мероприятий, проводимых образовательными учреждениями совместно с подразделениями по делам несовершеннолетних, а также для определения частоты их проведения. В связи с этим в качестве рекомендации предлагаем разработать и внедрить единый типовой регламент.

В целях повышения эффективности профилактических мероприятий

Таблица

Совершенствование принудительных мер воспитательного воздействия

№ Меры обеспечение системы принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних с делинквентным поведением Организации Субъекты Формы Средства

1. Обязать на законодательном уровне принудительное посещение социально-психологических тренингов, профилактических бесед и других коррекционных мероприятий родителями (опекунами, чьи дети получили статус делинквентных) и несовершеннолетними в установленные судом и/или ПДН сроки и количество часов - Образовательные учреждения - КДОЛ ДН - Медицинские учреждения (Наркодиспансер) - Психолог - Нарколог - Профориентолог - Тренинг - Беседа - Родительский клуб - Психоло-го-медико-педагогические программы - Оборудованные кабинеты

2. Разработать и внедрить комплексную межведомственную программу по принудительной ресоциализации Образовательные организации (и иные субъекты профилактики) Профессорско- преподавательский состав образовательной организации и научных лабораторий - НИР (научно-исследовательская работа) - Мониторинг - Исследование Компьютерные программы

3. Разработать и внедрить типовой регламент взаимодействия инспекторов ОДН и образовательных учреждений (время нахождения инспектора в образовательном учреждении, полномочия, формы работы и т.д.) - Образовательные организации - ОДН - ДГСК - Профессорско-преподавательский состав образовательной организации и научных лабораторий - Инспектор ОДН - НИР (научно-исследовательская работа) - Мониторинг - Исследование

4. Внедрить в школах программу повышения уровня правовой культуры подростков Образовательные организации - Профессорско-преподавательский состав образовательной организации и научных лабораторий - Инспектор ОДН - Кинолекторий - Спецкурс - Памятки - Методические рекомендации

5. Обязать администрацию школ, техникумов оборудовать в образовательном учреждении кабинет инспектора ОДН (так же, как существует кабинет психолога и/или социального педагога) - Образовательное учреждение - ОДН - Администрация школы - Инспектор ОДН

6. Разработать методические рекомендации «Алгоритм действий субъектов правоохранительной системы при применении части 2 статьи 92 («Освобождение от наказания несовершеннолетних») Уголовного кодекса Российской Федерации» - Образовательные организации - ОДН - ДГСК - Профессорско-преподавательский состав образовательной организации и научных лабораторий - Инспектор ОДН - НИР (научно-исследовательская работа) - Мониторинг - Исследование - Памятки - Методические рекомендации

211

Прододлжение таблицы

212

7. Создать каникулярные детские - Образователь- - Профессорско- - Уроки - Програм-

оздоровительные лагеря для ные организации преподавательский - Тренинги мы

делинквентных подростков (КДОЛ - Школа состав - Кружки - Музыка

ДН) - Досуговый образовательной - Секции - Кино

центр организации - Профилактиче- - Оборудо-

- Медицинские - Учителя- ске беседы ванные ка-

учреждения предметники - Проектная дея- бинеты

- ПДН - Инспектор ОДН тельность

- Волонтерские - Педагоги - Театрализация

организации дополнительного - Экскурсии

- Религиозные образования

организации - Психологи

- Врачи (в т.ч.

психиатры и

наркологи)

- Волонтеры

- Священнослужители

8. Внедрить на законодательном - Социальная за- - Инспектор ПДН - Экскурсии - Памятки

уровне принудительную щита населения - Социальный - Трудовая - Методи-

общественно-полезную, трудовую - Образователь- работник деятельность ческие ре-

и интеллектуальную программу ные учреждения - Волонтер - Волонтерская комендации

деятельности для - ПДН и участко- - Участковый деятельность - Програм-

несовершеннолетних с вый мы

делинквентным поведением. - Волонтерские

организации

- Религиозные

организации

9. Ввести комплексную социально- Образовательные - Социальный педагог - Мониторинг - Оборудо-

психологическую службу в учреждения - Психолог - Профилактика ванные ка-

школах. - Воспитатель - Просвещение бинеты

- Учитель - Коррекция - Психоло-

го-педагоги-

ческие

программы

10. Ввести в каждую школу Образовательные Воспитатель - Патриотические - Програм-

должность воспитателя учреждения и социальные мы

акции - Музыка

- Проектная - Кино

деятельность - Оборудо-

- Беседа ванные ка-

- Диспут бинеты

- Дискуссии

- Праздники

- Конкурсы

11. Усилить роль медико- Медицинские - Нарколог - Диспансериза-

психологической помощи и учреждения - Психиатр ция

поддержки в коррекции - Клинический - Тренинг

делинквентного поведения психолог - Психотерапия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

несовершеннолетних с

различными формами

социальной и психической

дезадаптации

Педагогическая наука — школе Окончание таблицы

12. Наделить полномочиями инспекторов ОДН ограничивать права и свободы несовершеннолетнего, в части помещения их в ЦВСНП до 48 часов. МВД СРЦ Инспектор ПДН Ограничение прав и свобод

13. Внести в ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ правоохранительную направленность, в части наделения информационными полномочиями волонтеров (то есть полномочиями передачи информации о совершенных несовершеннолетними правонарушениях или антиобщественных действиях). Волонтерские организации Волонтеры Информирование Видеокамеры

14. Наделить оперативных сотрудников по делам несовершеннолетних полномочиями субъектов профилактики. МВД Оперативный сотрудник по делам несовершеннолетних - Беседа - Посещение семей

15. Направлять несовершеннолетних сделинквентным поведением в спецшколы открытого и закрытого типа в зависимости от содержания их характеристик, тяжести преступления и рецедивности. - МВД - Следственные органы - Суды - Дознаватели - Следователи - Судьи Ограничение прав и свобод Характеристика, материалы уголовного дела

предлагаем организовать процесс формирования правовой культуры среди учащихся, стоящих на внут-ришкольном учете и учете в ОДН, а также подростков из категории группы риска. В частности, предлагаем внедрить в школах программу повышения уровня правовой культуры подростков (например, разработанную и апробированную авторскую программу «Правовед»).

3. В современном законодательстве существует норма, которую возможно использовать на практике, но которая, однако, используется достаточно редко. В данном контексте речь идет о применении части 2 ста-

тьи 92 («Освобождение от наказания 213 несовершеннолетних») Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной статьей несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. По Московскому региону использование данной статьи очень редкое: 1 подросток помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в 2016 году и 1 подросток в январе 2018 года.

214

Необходимо разработать методичку «Алгоритм действий субъектов правоохранительной системы при применении части 2 статьи 92 («Освобождение от наказания несовершеннолетних») Уголовного кодекса Российской Федерации».

4. Эффективная профилактика будет успешна, если на государ -ственном уровне будет повышено внимание к времяпрепровождению несовершеннолетних. Общественно-полезная деятельность в жизни несовершеннолетнего и в профилактике преступности среди них играет огромную роль. Как и с кем проводят несовершеннолетние свой досуг? Сегодня гражданам предлагается, на первый взгляд, большой выбор детских досуговых направлений, в каждом районе действует большое количество досуговых учреждений. Однако, если вникнуть в данную проблему глубже, то появляются все те же вопросы, касающиеся доступности для всех слоев населения досуговых учреждений. Крайне необходимым в профилактике преступности среди несовершеннолетних является создание благоприятных условий для общественно-полезной деятельности несовершеннолетних в каникулярный период, в особенности летом. Важно, чтобы расширилась возможность для малообеспеченных семей, для общественно дезориентированных несовершеннолетних, проживающих в асоциальных или неблагополучных семьях по получению путевки в детские оздоровительные лагеря, в которых их свободное время не будет тратиться на деструктивную деятельность.

Для несовершеннолетних, по отношению к которым применяются

принудительные меры воспитательного характера, необходимо создать детские оздоровительные городские лагеря, в которых они в обязательном порядке должны проводить свои каникулы на протяжении всего периода применения по отношению к ним данных мер. Данные детские оздоровительные городские лагеря должны располагаться в каждом округе. Каждый день с несовершеннолетними должны проводить занятия психологи, социальные педагоги и инспектора ОДН (из всех районов, входящих в данный округ, по очереди в соответствии с заранее разработанными планами профилактических мероприятий).

5. На законодательном уровне в каждой школе ввести комплексную службу специалистов, в которую будут входить педагоги: воспитатель, психолог, специалист дополнительного образования, дефектолог, логопед. Введение данных специалистов в каждую школу, а не холдинг, сделает их работу более адресной и индивидуальной. Кроме этого, возвращение в каждую школу ставки воспитателя усилит ослабленную на современном этапе воспитательную функцию школы.

6. Ввести на законодательном уровне возможность использовать труд как средство воспитания несовершеннолетних, в отношении которых применяются принудительные меры воспитательного характера. Трудовое воспитание — это многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающее поколение перенимает социальный опыт, готовится к трудовой деятельности. В современных условиях подростки, не имея четких нравствен-

ных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпрепровождению, погоне за удовольствиями.

Ослабление воспитательной функции семьи вследствие высокой занятости и не всегда достаточной компетентности в педагогических вопросах родителей ведет к утрате таких общественных ценностей, как интерес к учебе и труду. Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Школа — это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности. Труд — основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, фундамент его личностного развития [3]. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде являются действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития [4].

На законодательном уровне обязать родителей и детей к совместному интеллектуальному труду (посещение тренингов, экскурсий, экспедиций и т.д.) в период применения принудительных мер воспитательного характера.

7. На законодательном уровне в целях предупреждения употребления спиртных напитков, наркотиче-

ских и токсических веществ среди несовершеннолетних, по отношению к которым применяются принудительные меры воспитательного характера, обязать проходить ежеквартальную диспансеризацию для своевременного выявления таких лиц и оказания им медицинской и психологической помощи.

8. На законодательном уровне усилить роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. Реабилитация несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации.

9. На законодательном уровне наделить полномочиями инспекторов ПДН ограничивать права и свободы несовершеннолетнего, в части помещения их в ЦВСНП до 48 часов.

10. Прописать в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 правоохранительную направленность, в части наделения информационными полномочиями 215 волонтеров (то есть полномочиями передачи информации о совершенных несовершеннолетними правонарушениях или антиобщественных действиях).

11. Внести в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» следующее положение: наделить оперативных сотрудников по делам несовершеннолетних полномочиями субъектов профилактики. Данные полномочия осуществлять в рамках профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и совершаемыми в отношении несовершеннолетних.

ВЕК

Институт принудительных мер воспитательного характера на сегодняшний день требует обновления. Авторами статьи предложены усовершенствованные принудительные меры, современные формы и средства воздействия на несовершеннолетних с делинквентным поведением, отвечающие новым вызовам и угрозам общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовное право России. Общая часть. Учебник (под ред. доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.П. Реви-на) [Текст]. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 [Текст] // СЗ РФ от 17 июня 1996 г. — № 25, ст. 2954.

3. Шарифзянова, К.Ш. Трудовое воспитание школьников в рамках реализации восстановительного подхода к профилактике правонарушений в подростковой среде [Текст] / К.Ш. Шарифзянова [Электронный ресурс]. — URL: http://rudocs.exdat. com/docs/index-47712.html?page=16. (дата

П1П обращения: 15.04.2018 г.).

^4. Добровольская, Т.И. Социализация личности сельского подростка в условиях эт-норегионального подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Т.И. Добровольская. — Карачаевск, 2004 200 с.

5. Алпатова, О.Б. Подготовка курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся по специальности «Педагогика и психология де-виантного поведения», к анализу социально-педагогических явлений. [Текст] / О.Б. Алпатова // Правовое воспитание молодежи: семья и социум сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 202-208.

6. Дорошенко, О.М. Реализация полицией полномочий по выявлению и пресечению правонарушений несовершеннолетних [Текст] / О.М. Дорошенко // Полицейская

ЕК

и следственная деятельность. — 2016. — № 2. — С. 6-12.

7. Евсеева, И.Г. Подготовка будущих социальных педагогов к пониманию и анализу гуманистических ценностей [Текст] / И.Г. Евсеева, И.В. Ульянова, Е.В. Борисова // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 1.

8. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ от 27 июня 2016 г. — N 26 (часть I), ст. 3851.

REFERENCES

1. Alpatova O.B., "Podgotovka kursantov Moskovskogo universiteta MVD Rossii ime-ni V.Ya. Kikotya, obuchayushchihsya po specialnosti 'Pedagogika i psihologiya devi-antnogo povedeniya', k analizu socialno-pedagogicheskih yavlenij", in: Pravovoe vospitanie molodezhi: semya i socium, sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2017, pp. 202-208. (in Russian).

2. Dobrovolskaya T.I., Socializaciya lichnosti selskogo podrostka v usloviyah ehtnoregion-alnogo podhoda: Dissertation in Pedagogy, Karachaevsk, 2004, 200 p. (in Russian).

3. Doroshenko O.M., Realizaciya policiej pol-nomochij po vyyavleniyu i presecheniyu pravonarushenij nesovershennoletnih, Po-licejskaya i sledstvennaya deyatelnost, 2016, No. 2, pp. 6-12. (in Russian).

4. Evseeva I.G., Ulyanova I.V., Borisova E.V., Podgotovka budushchih socialnyh peda-gogov k ponimaniyu i analizu gumanis-ticheskih cennostej, Sovremennye naukoem-kie tekhnologii, 2016, No. 1 (in Russian).

5. Federalnyj zakon ot 23 iyunya 2016 g. № 182-FZ "Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii", SZ RF ot 27 iyunya 2016 g., No. 26 (chast I), st. 3851. (in Russian).

6. Sharifzyanova K.Sh., Trudovoe vospitanie shkolnikov v ramkah realizacii vosstanovi-telnogo podhoda k profilaktike pravonarush-enij v podrostkovoj srede, available at: http:// rudocs.exdat.com/docs/index-47712.html? page=16 (accessed: 15.04.2018). (in Russian).

7. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 iyunya 1996 g. No. 63-FZ, SZ RF ot 17 iyu-nya 1996 g. No. 25, st. 2954. (in Russian).

8. Ugolovnoe pravo Rossii. Obshchaya chast. Uchebnik (pod red. doktora yuridicheskih

nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki Rossijskoj Federacii V.P. Revina), 2-e izd., ispr. i dop., Moscow, ZAO Yusticin-form, 2009. (in Russian).

Никитская Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Учебно-научный комплекс психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, [email protected] Nikitskaya E.A., PhD in Education, Associate Professor, Pedagogics Department, Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity, V.J. Kikot Moscow University of the Ministry of internal Affairs, [email protected]

Никитина Евгения Олеговна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра педагогики, Учебно-научный комплекс психология служебной деятельности, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, [email protected] Nikitina Eu.O., PhD in Pedagogy, Senior Lecturer, Pedagogics Department, Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity, V.J. Kikot Moscow University of the Ministry of internal Affairs, [email protected]

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.