Научная статья на тему 'Модель педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных'

Модель педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / THE SUBJECTS OF COMPULSORY TREATMENT / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / PEDAGOGICAL WORK / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PSYCHO-PEDAGOGIC COMPETENCE / PEDAGOGIC MODEL / JUVENILE OFFENDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью разработки модели педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных, которая включает в себя организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты. Данная модель имеет конкретно-практическое значение, т.к. связана с непосредственной работой субъектов воспитательного воздействия и позволяет существенно повысить эффективность применения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казакова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of Pedagogic Compulsory Treatment Measures of Juvenile Offenders

The article deals with the main aspects of the model of pedagogic compulsory treatment measures of juvenile offenders. The author proofs the necessity of developing this model and touches upon its organizational, contextual, technological and staff components. This model is practically important, as it is connected with the subjects of compulsory treatment and their activity. The model is aimed at stimulating the effectiveness pedagogic compulsory treatment measures of juvenile offenders.

Текст научной работы на тему «Модель педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных»

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в действующей редакции) // С3 РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

3. Тонконогов, Л. В. Пенитенциарная секталогия : учебно-практическое пособие. — М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. — 121 с.

4. Родители-сектанты запрещают перелить ребенку кровь / / Информационно-аналитический сайт по проблеме тоталитарных сект. 10.02.2009. Источник: http://www.anticekta.ru/News/2009/09-02/10.02.09.html.

Literature

1. The Constitution of the Russian Federation : passed on by national voting on December, 12th, 1993 / / Russian newspaper, 1993, December, 25.

2. The Criminal Code of the Russian Federation from June, 13th, 1996 № 63-The federal law (in operating edition) // The Legislation Collection of the Russian Federation 1996, 25, Article 2954.

3. Tonkonogov, Л. V. The Penitentiary doctrine dealing with sects : educational textbook. — Moscow, 2004. - 121 p.

4. Parents-members of sects forbid to blood transfusion to their child / / Information-analytical site on a problem of totalitarian sects. 2/10/2009. A source: http://www.anticekta.ru/News/2009/09-02/10.02.09.html.

1 См.: Ст. 28. Конституция Российской Федерации.

2 См.: Ст. 55. Конституция Российской Федерации.

3 Тонконогов А.В. Пенитенциарная секталогия. Учебно-практическое пособие. М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. С. 85.

4 Родители-сектанты запрещают перелить ребенку кровь / / Информационно-аналитический сайт по проблеме тоталитарных сект. 10.02.2009. Источник: http://www.anticekta.ru/News/2009/09-02/10.02.09.html

УДК 67.99 Т.А. Казакова*

Модель педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных

В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью разработки модели педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных, которая включает в себя организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты. Данная модель имеет конкретно-практическое значение, т.к. связана с непосредственной работой субъектов воспитательного воздействия и позволяет существенно повысить эффективность применения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных.

Ключевыге слова: принудительные меры воспитательного воздействия, педагогическая модель, несовершеннолетний осужденный, субъекты реализации принудительных мер воспитательного воздействия, воспитательная работа, профессиональная деятельность, психолого-педагогическая компетентность.

T.A. Kazakova*. The Model of Pedagogic Compulsory Treatment Measures of Juvenile Offenders. The article deals with the main aspects of the model of pedagogic compulsory treatment measures of juvenile offenders. The author proofs the necessity of developing this model and touches upon its organizational, contextual, technological and staff components. This model is practically important, as it is connected with the subjects of compulsory treatment and their activity. The model is aimed at stimulating the effectiveness pedagogic compulsory treatment measures of juvenile offenders.

Keywords: compulsory treatment measures of juvenile offenders, a pedagogic model, a juvenile offender, the subjects of compulsory treatment, pedagogical work, professional activity, psycho-pedagogic competence.

* Казакова, Татьяна Александровна, преподаватель-методист кафедры иностранных языков Академии ФСИН России (г. Рязань), соискатель Академии ФСИН России. Адрес: Россия, 390036, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1, мб.: +7 910 903 11 62. E-mail: [email protected]

* Kazakova, Tatyana Alexandrovna, teacher-methodist of the foreign languages chair of the Academy of the Federal Penal Service of Russia (Ryazan), a competitor of the Academy of the Federal Penal Service of Russia. Address: Russia, 360036, Rayzan, Sennaya street, 1. Tel.: +7 910 9031162. E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.04.2010 г. _

Моделирование как научный метод позволил автору определить ряд научно-теоретических позиций, обосновывающих принципы и сущность предлагаемой модели педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных (далее Модель), которая имеет не только теоретическое, но и конкретно-практическое значение, т.к. связана с непосредственной работой субъектов воспитательного воздействия. Структура данной Модели включает в себя организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты. Рассмотрим каждый из этих компонентов.

Организационно-содержательный компонент Модели представлен субъектами реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных. Субъекты реализации указанных мер представляют собой систему, т.е. такую совокупность органов и учреждений, каждый из которых обладает своими особенностями, выполняет определенные функции в процессе воспитательной деятельности с данной категорией подростков. Проведенный анализ теоретических и прикладных исследований по проблеме позволил предложить авторскую классификацию субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных, состоящую из: субъектов, осуществляющих свою деятельность на уровне органов внутренних дел; субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия, не относящихся к системе органов внутренних дел.

К первой группе субъектов относятся:

— подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

— участковые уполномоченные сотрудники милиции;

— школьные инспектора милиции;

— подразделения уголовного розыска;

— следственные подразделения;

— патрульно-постовая служба;

— инспекторы ГИБДД;

— центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Вторую группу субъектов практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных составляют:

— органы местного самоуправления (на муниципальном уровне);

— Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;

— органы управления образованием и образовательные учреждения;

— органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;

— органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма;

— органы опеки и попечительства.

Деление на группы — условно, для удобства исследования, поскольку деятельность субъектов обеих групп различается по характеру, масштабам, формам и методам. Но, несмотря на это функционируют они в тесной взаимосвязи друг с другом. Каждый из субъектов играет в системе определенную роль, решает свои конкретные задачи, наделен специфическими правами, полномочиями и обязанностями, но вместе с тем все они объединены одной общей целью — исправление несовершеннолетних осужденных, освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

В то же время следует отметить, что одни из указанных субъектов руководят, координируют, планируют и контролируют всю деятельность по работе с несовершеннолетними, а другие осуществляют педагогическое обеспечение процесса реализации принудительных мер воспитательного воздействия.

Центральным звеном в работе с данной категорией несовершеннолетних являются подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел. Их сотрудники в пределах своей компетенции:

— проводят с ними индивидуальную воспитательную работу;

— реализуют принудительные меры воспитательного воздействия;

— рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения о правонарушениях несовершеннолетних;

— осуществляют взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественными и религиозными организациями (объединениями), занимающимися воспитанием, обучением несовершеннолетних, охраной их прав и законных интересов, организующих спортивную, культурно-просветительскую и другую работу с подростками;

— анализируют криминогенную обстановку на обслуживаемой территории в целях своевременного оказания педагогического влияния на несовершеннолетних;

— выявляют и устраняют причины и условия, способствующие совершению подростками правонарушений;

— готовят аналитические материалы и предложения о реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних для соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций (объединений);

— участвуют в разработке и реализации мероприятий педагогического характера в отношении несовершеннолетних;

— проводят целевые профилактические рейды с целью контроля за исполнением несовершеннолетними осужденными принудительных мер воспитательного воздействия;

— участвуют в организации и осуществлении взаимодействия с администрациями образовательных учреждений, расположенных на обслуживаемой территории;

— привлекают к организации и проведению воспитательной работы с данной категорией несовершеннолетних родителей (законных представителей), членов их семей, иных лиц, способных оказать на подростков педагогическое воздействие.

Кроме того, к данной работе сотрудники ПДН вправе привлекать администрацию и учителей общеобразовательных школ и профессиональных колледжей, преподавателей вузов, представителей различных трудовых коллективов, общественных организаций (объединений), способных решать вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних осужденных, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия.

Значительная роль в системе педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных отводится органам местного самоуправления (на муниципальном уровне). Они реализуют свои функции через такие организационно-правовые формы, как сессии, постоянные комиссии и т.д. Их деятельность включает в себя:

— управление процессами формирования системы субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных на основе разработки целевых комплексных программ;

— планирование на муниципальном уровне воспитательной работы с несовершеннолетними;

— контроль процессов обеспечения целевых установок в деятельности субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия;

— организацию необходимой экономической и методической помощи субъектам реализации этих мер.

Органы местного самоуправления образуют собственные социальные звенья, осуществляющие непосредственную работу с данной категорией несовершеннолетних — Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В пределах своей компетенции Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивают:

— осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

— организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания данной категории несовершеннолетних;

— осуществление мер, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в контексте реализации принудительных мер воспитательного воздействия;

— оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних.

Несмотря на то, что по своему статусу одной из основных функций Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является координация деятельности всех субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных, на практике оказывается иначе. Изучение опыта работы Комиссий свидетельствует о том, что уровень их деятельности все еще остается недостаточно высоким. Представляется, что связано это с тем, что председатель, члены комиссий — депутаты, руководители образовательных учреждений, представители различных общественных организаций — загружены основной своей работой и только формально наделены соответствующими функциями, но их целенаправленное педагогическое обеспечение отсутствует, как следствие — снижается уровень работы, страдает качество принимаемых решений. Возможным выходом из сложившейся ситуации, по мнению автора, которое подтверждается результатами опроса представителей Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, может стать разработка методических рекомендаций и нового Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом изменившихся условий.

Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания наделены полномочиями, которые в значительной степени дополняют, конкретизируют или организационно обеспечивают функции ПДН ОВД. В пределах своей компетенции они организуют индивидуальную воспитательную работу с несовершеннолетними, к которым применяются принудительные меры воспитательного воздействиях, их родителями (законными представителями). Для реализации этих задач органы управления социальной защитой населения осуществляют в основном организационные функции, в т.ч. по контролю за деятельностью специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, представляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, принимают меры по развитию сети таких учреждений и внедряют в их работу современные психолого-педагогические методики и технологии социальной реабилитации. В свою очередь, им помогают учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, служба сопровождения семьи и иные учреждения социального обслуживания.

Педагогическое обеспечение деятельности данного субъекта реализации принудительных мер воспитательного воздействия вытекает из самой сущности термина «социальное обслуживание», под которым понимается совокупность мер по социальной поддержке несовершеннолетних, оказанию им социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи гражданам, а также по социальной адаптации и реабилитации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Представляется, правомерным к данной категории лиц относить и несовершеннолетних осужденных, освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия

Следует также отметить, что учреждения социального обслуживания, реализуя педагогический аспект своей деятельности, в пределах своей компетенции участвуют в организации и проведении воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия, в т.ч. путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания. Кроме того, они оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха подростков, посредством создания в летнее время лагерей труда и отдыха, спортивных, оздоровительных и иных лагерей.

Характеризуя органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, нельзя не упомянуть о том, что их должностные лица имеют право:

— в установленном порядке посещать несовершеннолетних осужденных, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия, проводить беседы с ними, их родителями (законными представителями) и иными лицами;

— запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и иных лиц.

Особая роль в системе субъектов воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных, освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, принадлежит органам управления образованием и образовательным учреждениям. Органы управления образованием непосредственно не участвуют в образовательном процессе, но обеспечивают его и осуществляют в пределах своей компетенции иные управленческие обязанности, среди которых следует выделить следующие:

— осуществление мер по развитию сети специальных учебно-воспитательных, образовательных учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь данной категории несовершеннолетних;

— участие в организации летнего отдыха, досуга и занятости различных категорий несовершеннолетних;

— учет подростков, не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин занятия в образовательных учреждениях;

— разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений инновационных программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

К образовательным учреждениям относятся учреждения начального и среднего общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования.

Школа выступает в качестве одного из основных партнеров органов внутренних дел в вопросах педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных. Это обусловлено не только тем, что именно к школе как основному месту своего дневного пребывания отнесен подросток, но и тем что:

— во-первых, именно образовательное учреждение осуществляет комплексный воспитательный процесс, в том числе такое его направление как правовое воспитание;

— во-вторых, в школе подросток проводит, как правило, большую часть времени, причем это время связанно с профессионально-педагогическим воздействием со стороны взрослых-педагогов;

— в-третьих, школа обладает наибольшим педагогическим ресурсом, формирующим личность, его общественное поведение, систему ценностей и т.д.;

— в-четвертых, современная школа имеет тенденцию активного внедрения и развития в своей деятельности такого направления как социальная и социально-педагогическая работа с детьми и их семьями.

В процессе педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних образовательные учреждения в соответствии с их уставами и положениями:

— оказывают самостоятельно социально-психологическую и педагогическую помощь подросткам, имеющим отклонения в поведении;

— выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, принимают меры по их воспитанию;

— выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

— обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, различных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

— осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Деятельность органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения реализуется в сфере охраны здоровья. Законодатель определяет основные направления их участия в оказании воспитательного воздействия на несовершеннолетних, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия. В связи с этим установлено, что орган управления здравоохранением информирует районную (городскую) Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав об учреждениях здравоохранения, осуществляющих в пределах своей компетенции:

— пропаганду здорового образа жизни, а также оказание консультативной помощи субъектам реализации принудительных мер воспитательного воздействия;

— обеспечение развития сети подростковых учреждений, оказывающих психолого-педагогическую помощь.

Педагогическая деятельность органов и учреждений культуры, досуга, спорта и туризма, как и ранее рассмотренных субъектов воспитательного воздействия на данную категорию несовершеннолетних, во многом определяет успешность всей проводимой с подростками работы. Они в соответствии со своими должностными и функциональными обязанностями:

— привлекают несовершеннолетних к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях;

— способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;

— оказывают содействие различным специализированным учреждениям для несовершеннолетних в организации и проведении спортивной и культурно-просветительской и воспитательной работы с подростками.

Наряду с рассмотренными выше субъектами, определенный вклад в работу с несовершеннолетними, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия, вносят органы опеки и попечительства (главным образом в части, касающейся охраны прав несовершеннолетних). Проведенный анализ нормативных правовых источников свидетельствует, что по вопросам, связанным с применением принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних, органы опеки и попечительства имеют право:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— участвовать в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной воспитательной работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или законных представителей;

— участвовать в проведении индивидуальной воспитательно-профилактической работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

— обращаться в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией или иными доходами.

Следует также отметить, что большим педагогическим потенциалом в реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных обладают органы по делам молодежи. Они:

— участвуют в разработке и реализации целевых программ по работе несовершеннолетними;

— осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по работе с подростками социальных учреждений, клубов, иных учреждений, находящихся в их ведении;

— органы службы занятости участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству данной категории несовершеннолетних.

Подробная характеристика организационно-содержательного компонента Модели дополняется технологическим компонентом, который включает в себя:

— использование субъектами реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных в своей профессиональной деятельности педагогических знаний;

— совместную работу субъектов по педагогическому обеспечению реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных.

Педагогические знания представляют собой систематизированное, последовательное обоснование и изложение научно-теоретических положений педагогической теории применительно к содержанию и технологии деятельности субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных. Использование субъектами этих знаний в работе с данной категорией несовершеннолетних не случайно поставлено автором на первое место среди других направлений в структуре технологического компонента Модели.

Деятельность субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных представляет собой разновидность социально-педагогической деятельности, основанной на общих принципах педагогики, направленной на преобразование среды, в которой находятся несовершеннолетние, с целью формирования у них сознательного соблюдения законов, норм морали, установленных в обществе, не забывая при этом о ее ведомственной специфичности. Их работа строится посредством методов педагогического анализа, педагогической диагностики и разработки на основе этого единой системы педагогических мер воздействия на несовершеннолетних. Каждый из субъектов играет в системе определенную роль, решает свои конкретные задачи, наделен специфическими правами, полномочиями и обязанностями, но вместе с тем, все они объединены одной общей целью — исправление несовершеннолетних осужденных, освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Рассматриваемые субъекты, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, кто чаще, кто реже в своей повседневной работе сталкиваются с проявлениями общей и правовой воспитанности несовершеннолетних, их культурой, обученностью, знаниями по соблюдению правовых и общечеловеческих, социальных норм в жизни, труде и т.д. Не замечать этого профессионалу невозможно. Не заметить данный факт — значит не достичь успеха в решении поставленной задачи, т.е. не исправить несовершеннолетнего.

Многие проблемы, возникающие в ходе осуществления воспитательной деятельности, требуют от субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия понимания тех или иных

явлений педагогической реальности, которые связаны с проблемой и которые необходимо принимать во внимание, а при необходимости и изменять для оптимального решения проблемы. Приходится применять методы убеждения, разъяснения, примера и т.д. Успех в решении этих проблем и полученный результат зависят от общей и профессиональной образованности, воспитанности, обученности и профессионализма субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия.

Педагогические знания в осуществлении воспитательной деятельности с несовершеннолетними осужденными, освобожденными от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, реализуются через систему следующих педагогических мер:

— подробное изучение с позиции психологии и педагогики издержек в воспитании, обучении, образовании и развитии несовершеннолетних; овладение подростками и членами их семей на достаточно высоком уровне правовыми знаниями;

— формирование у несовершеннолетних знаний о способах снижения собственной агрессивности; формирование убежденности несовершеннолетних и членов их семей в необходимости исправления, устранения недостатков в обучении и воспитании, снижающих собственные защитные свойства;

— активное освещение с помощью печатных средств, а также с помощью радио и телевидения (местного значения) проблем преступности и правонарушений несовершеннолетних, разъяснение способов профилактики асоциального поведения и т.д.

Воспитательная деятельность этих субъектов решает свои задачи специальными обучающими, воспитывающими и развивающими педагогическими средствами и методами, адекватными тем деформациям в обучении, воспитании и развитии, которые стали причинами совершения несовершеннолетними преступления. Педагогический характер деятельности субъектов воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных может реализовываться через:

— приобретенные подростками и их родителями знания, повышающие их воспитанность, нравственную устойчивость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям социальной среды;

— воспитание привычки соблюдать установленные правила поведения (не только знание правил поведения, но и неизменное, доведенное до автоматизма их соблюдение) дома, в школе, на улице, в общественных местах и т.д.;

— воспитание положительных культурных интересов, увлечений, способов проведения досуга, исключающих курение, употребление алкоголя, наркотических средств и т.д.

В качестве второго направления в структуре технологического компонента Модели определена совместная работа всех субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных, которая включает:

— предоставление субъектами реализации принудительных мер воспитательного воздействия в ходе осуществления воспитательных и иных педагогически значимых функций полезной, необходимой информации сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

— осмысление, интерпретацию и оценку сотрудниками информации, формирование достоверных выводов, принятие всесторонне обоснованных решений, касающихся планирования и проведения воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, а также координацию усилий всех субъектов в этой работе;

— непосредственно практическую совместную педагогическая деятельность субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных.

Кадровый компонент Модели включает:

— профессиональный состав субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия, осуществляющих педагогическую работу с несовершеннолетними осужденными;

— дополнительные требования к их профессиональной компетентности;

— повышение квалификации (не только правовой, но и психологической, педагогической) субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия с целью формирования и развития их психолого-педагогической компетентности, необходимой для непосредственной работы с несовершеннолетними.

Таким образом, представленная авторская Модель педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных включает в себя организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты и является организационной формой взаимодействия всех субъектов практической реализации этих мер.

Список литературы

1. Косевич, Н. Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах / под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: Щит-М, 2003. - 270 с.

2. Олифиренко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М.: Академия, 2002. — 256 с.

3. Ясвиц, В. Л. Образовательная среда: от моделирования к проектированию : монография. — М.: Смысл, 2001. — 208 с.

Literature

1. Kosevich, N. R. Prophylaxis of juvenile delinquency in small and middle towns / ed. Y.M. Antonyan. — Moscow, 2003. — 270 р.

2. Olifirenho, L. Y. Social and pedagogic support of children from risk group. — Moscow, 2002. — 256 р.

3. Yasvich, V. A. Educational environment: from moldering to projects. — Moscow, 2001. — 208 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.