Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных как средство повышения их эффективности'

Педагогическое обеспечение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных как средство повышения их эффективности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / COMPULSORY EDUCATIONAL MEASURES / PEDAGOGICAL MODEL / JUVENILE PRISONERS / SUBJECTS OF COMPULSORY EDUCATIONAL MEASURES IMPLEMENTATION / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакова Татьяна Александровна

в статье затронуты вопросы, связанные с рассмотрением сущности и специфики педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казакова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF COMPULSORY EDUCATIONAL MEASURES APPLIED TO JUVENILE OFFENDERS AS A MEANS OF THEIR EFFECTIVENESS INCREASE

the article deals with issues of essence and peculiarity of pedagogical support of compulsory educational measures applied to juvenile offenders.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных как средство повышения их эффективности»

Педагогика

УДК343.85 ББК 67.409.13 К14

T.A. KAZAKOVA5

PEDAGOGICAL SUPPORT OF COMPULSORY EDUCATIONAL MEASURES APPLIED TO JUVENILE OFFENDERS AS A MEANS OF THEIR EFFECTIVENESS INCREASE

Annotation: the article deals with issues of essence and peculiarity of pedagogical support of compulsory educational measures applied to juvenile offenders.

Key words: compulsory educational measures, pedagogical model, juvenile prisoners, subjects of compulsory educational measures implementation, educational work.

ТАТЬЯНА

АЛЕКСАНДРОВНА

Аннотация: в статье затронуты вопросы, связанные с рассмотрением сущности и специфики педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных

Ключевые слова: принудительные меры воспитательного воздействия, педагогическая модель, несовершеннолетний осужденный, субъекты реализации принудительных мер воспитательного воздействия, воспитательная работа.

Эффективность применения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных обусловленакачеством педагогической обеспеченности деятельности основных субъектов реализации этих мер. В связи с этим очевидна необходимость определения педагогического обеспечения как научной категории, а также выявления его специфики при реализации принудительных мер КАЗАКОВА* воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных

Термин «педагогическое обеспечение) - достаточно объемный и включает в себя множество значений. Под педагогическим обеспечением принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных мы будем понимать систему научно обоснованных подходов, методов, средств и технологий, практическое применение которых основными субъектами реализации этих мер обусловливаетэффективное исправление подростков

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО без их изоляции от общества

Педагогическое обеспечение деятельности основных субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия включает в себя разработку, обоснование и проверку подходов, методов, средств и технологий исправления несовершеннолетних осужденных, а также подготовку этих субъектов к успешной работе на личностном и компетент-ностном уровне, то есть формирование гуманистической направленности, мотивации, педагогической культуры и мастерства, методической грамотности в сфере применения исправительных, развивающих, реабилитационных технологий, их воспроизводство и создание нового опыта успешной работы.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

* Преподаватель-методист кафедры иностранных языков (Академия ФСИН России).

Е-mail: [email protected].

Название обеспечиваемых мер содержит словосочетание «меры воспитательного воздействия). Этим подчеркивается специфический характер и воспитательная направленность деятельности по реализации этих мер как особого, гуманного средства решения педагогических задач в рамках уголовного законодательства. В то же время педагогическому обеспечению принудительных мер воспитательного воздействия присуща специфика, обусловленная

- принудительным характером внешних условий, в значительной степени регламентированных решением суда, в рамках которых организуется комплексный процесс исправления, реабилитации, развития несовершеннолетних осужденных,

- особенностями объекта (личность несовершеннолетних осужденных, освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, а также среда их жизнедеятельности) и субъекта (сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, родители несовершеннолетних или лица, их заменяющие, представители комиссий по делам несовершеннолетнихи защите их прав, государственных общественных, образовательных учреждений и организаций и др.).

Характерные свойства педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных в первую очередь предопределяются специфическими условиями, в которых они реализуются. В чем это проявляется?

Во-первых, применение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных не связано с лишением свободы и изоляцией несовершеннолетних от окружающейих среды. Это при правильно организованной воспитательной работе, несомненно, может оказывать положительное воздействие на подростка, исключить негативные психологические последствия переживаемых им стрессов, тревожности, направленности, других эмоционально-волевых состояний, так как сохраняются социально полезные связи с семьей, он имеет возможность продолжать учебу в прежнем образовательном учреждении (школе, училище) или работу в трудовом коллективе, проживать дома. Все это позволяет использовать имеющиеся в обществе здоровые силы и средства, а также традиционные педагогически ориентированные формы и методы воспитательного воздействия. В то же время необходимо отметить, что несовершеннолетние подвергаются непрерывному и не всегда позитив-

ному воздействию со стороны окружающих и микросреды в целом, которое часто бывает негативным и выступает одной из криминогенных детерминант. Следовательно, подростковая среда сама нуждается в оздоровлении и педагогической помощи.

Во-вторых, принудительные меры воспитательного воздействия применяются в отношении определенной категории несовершеннолетних, осужденных впервые и за преступления небольшой или средней тяжести, имеющих перспективы исправиться без изоляции от общества, что свидетельствует о невысокой степени их нравственной запущенности, личностных деформаций в целом и неглубокойкриминоген-ной пораженности. Эти обстоятельства рассматриваются как благоприятные предпосылки, необходимые для достижения их исправления в процессе применения принудительных мер воспитательного воздействия, основу которых составляет психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь, направленная на то, чтобы содействовать подростку в формировании навыков управления собственным поведением, ориентируясь на базовые ценности общества1. При применении рассматриваемых мер появляется возможность сохранения социально полезных связей подростка и широкого привлечения к этой работе семьи, других социальных и социально-педагогических институтов и общественности.

В-третьих, реализация принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных осуществляется хотя и без изоляции от общества, но в рамках законодательства, которое предусматривает права, обязанности, требования, ограничения и ответственность несовершеннолетних, за несоблюдение которых при определенных условиях к ним могут быть применены и более жесткие меры наказания вплоть до лишения свободы. Вместе с тем принудительные меры воспитательного воздействия, ограничивая правовое положение несовершеннолетнего, не являются уголовным наказанием, не влекут за собой судимости и других негативных последствий.

В-четвертых, применение принудительных мер воспитательного воздействия сопряжено с установлением в отношении подростков определенного педагогического режима (предупреждение; надзор родителей или лиц, их заменяющих; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего и др.), способствующего формированию опыта законопослушного поведения. Любая из возло-

Педагогика

Педагогика

женных обязанностей связана с определенными правоограничениями для несовершеннолетнего, направленными на создание регламентированного образа жизни, атмосферы постоянного контроля, и накладывает на всю его жизнь определенный отпечаток Исполнение этих обязанностей носит как воспитательный, профилактический, так и организующий характер, посколькусо-здает внешние условия для специального и более эффективного воспитательного воздействия на несовершеннолетнего, его изменения и самовоспитания. Педагогически целесообразная обстановка надзора, контроля, воздействия побуждает подростка подчиниться обстоятельствам, сделать осознанный выбор, вести себя правильно, прилежно учиться, хорошо работать, что способствует формированию недостающих нравственно-волевых качеств, ответственности несовершеннолетнего за свое поведение, укреплению и расширению социально полезных связей, приобщению к труду, дисциплинирует его, способствует профилактике негативных поступков и приобретению позитивного опыта жизнедеятельности.

Реализация принудительных мер воспитательного воздействия на практике соответствует основным принципам правового и нравственного воспитания и предполагает использование конкретных педагогических методов: убеждения и переубеждения, внушения, переучивания, поощрения и наказания, требования и упражнения, коррекции и самокоррекции и др.2

Принудительные меры воспитательного воздействия являются педагогическими, то есть более гибкими по сравнению с другими уголовно-правовыми мерами, что в процессе их реализации открывает больше возможностей для индивидуализации, учета возрастных и иных особенностей несовершеннолетнего*. Принцип гибкости и вариативности применения рассматриваемых мер предполагает учет меняющейся педагогической ситуации При этом в процессе их применения может исчезнуть необходимость в одних подходах, методах, ограничениях и возникнуть потребность в других. Кроме того, в зависимости от поведения подростка, результатов его исправления целесообразным может стать изменение объема того или иного ограничения, направленного на предоставление большей свободы действий или ужесточение подходов к контролю за ним, то есть применение позитивного или отрицательного стимулирования.

Таким образом, сущность и особенности педагогического обеспечения принудительных

мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных обусловленытем, что их исправление и реабилитация организуются без изоляции от общества, в привычной обстановке жизнедеятельности Однако жизнь подростка протекает в условиях определенного законом педагогического режима, специально создаваемого для упорядочивания его труда, учебы, досуга, общения и в целом процесса исправления Реализация принудительных мер воспитательного воздействия осуществляется индивидуально, в рамках закона, который регламентирует специфическую систему прав, обязанностей и ответственности несовершеннолетних за их нарушение. Принудительные меры воспитательного воздействия и порядок их применения являются гибкими, что дает больше возможностей для индивидуализации исправительного воздействия, учета возрастных и иных особенностей несовершеннолетнего, специфики его жизненной ситуации и полного использования социальных, воспитательных институтов и общественности.

Кроме рассмотренных условий, специфика педагогического обеспечения процесса применения принудительныхмер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных в значительной степени предопределяется уровнем психолого-педагогической подготовленности основных субъектов практической реализации исследуемых мер к этой деятельности.

Субъектамипрактической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных выступают различные государственные органы: подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; комиссиипо делам несовершеннолетних и защите их прав; родители или лица, их заменяющие, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, органы управления образованием и образовательные учреждения; органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения; органы и учреждения культуры досуга, спорта и туризма; органы опеки и попечительства и другие организации, которые могут оказать на подростка положительное влияние.

Деятельность по реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных требует от ее субъектов специальной психолого-педагогичес-кой компетентности, системы знаний, умений и навыков, без которых работа с трудными подростками не может привести к желаемому результату. Воспитательная работа с несовершен-

нолетними осужденными, освобожденными судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, должна основываться на общих принципах педагогики, способствовать созданию воспитывающей среды, обеспечивающей формирование у них сознательного соблюдения законов, норм морали, установленных в обществе. Деятельность субъектов практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия строится посредством методов педагогического анализа, педагогической диагностики и разработки на основе этого единой системы педагогических мер воздействия на несовершеннолетних. Содержание работы требует специальных знаний в области превентивной, коррекционной, реабилитационной психологии и педагогики, а также владения современными технологиями воспитательного воздействия.

Педагогическая направленность деятельности субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных должна быть обеспечена соответствующим методическим сопровождением, включающим в себя характеристики воспитательных и социально-педагогических технологий, методические рекомендации по проведению индивидуальной, профилактической, воспитательной работы, сценарии конкретных воспитательных мероприятий, алгоритмы решения типичных педагогических задач и ситуаций, информационно-методические бюллетени, представляющие позитивный педагоги-

ческий опыт, другие материалы. Следовательно, профессиональная деятельность субъектов практической реализации этих мер должна быть педагогически обеспечена Для этого необходимо разработать функциональную модель педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных, включающую в себя организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты. Данная модель имеет конкретно-практическое значение, так как она связана с непосредственной работой субъектов воспитательного воздействия и позволит существенно повысить эффективность применения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных. Программа педагогического обеспечения реализации принудительных мер воспитательного воздействия должна содержать практический инструментарий, а именно методики и технологии применения конкретных мер, а также педагогические условия, способствующие повышению эффективности этих мер. Общими педагогическими целями такой программа являются формирование социально значимых интересов и потребностей несовершеннолетних улучшение перспектив на их успешное исправление и развитие, особенно повышение уважения к самим себе, улучшение отношения к окружающим, привитие уважения к законам, правилам человеческого общежития, адаптация к нормальным условиям жизни в обществе.

1 См.: Сверчков В. О возможности и эффективности освобождения от уголовной ответственности (наказания) в связи с применением принудительныхмер воспитательного воздействия // Профессионал 2000. № 5. С. 36.

2 См.: Агапов Д. А. Формирование нравственно-правовых качеств подростков с девиантным поведением: автореф. дис. ... канд. пед. наук Саратов, 2003. С. 12.

3 См.: Карелин Д. В. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива уголовной ответственности: дис. ... канд. юрид. наук Томск, 2001. С. 110.

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.