Казакова Т.А. Понятие и специфика принудительных мер воспитательного воздействия.
УДК 343.852 Т.А. Казакова*
Понятие и специфика педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей
В статье рассматриваются вопросы, посвященные проблеме педагогического обеспечения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
Ключевые слова: принудительные меры воспитательного воздействия, несовершеннолетний правонарушитель, субъекты реализации принудительных мер воспитательного воздействия, воспитательная работа, профессиональная деятельность, психолого-педагогическая компетентность.
T.A. Kazakova*. The concept and specifics of the pedagogical support of compulsory educational measures for juvenile offenders. The article discusses aspects of the problem of pedagogical support practical implementation of compulsory educational measures for juvenile offenders.
Keywords: compulsory treatment measures of juvenile offenders, a pedagogic model, a juvenile offender, the subjects of compulsory treatment, pedagogical work, professional activity, psycho-pedagogic competence.
Повышение результативности применения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей обусловлено рядом различных факторов, в т.ч. качеством педагогической обеспеченности деятельности ее основных субъектов. В связи с этим очевидна необходимость определения педагогического обеспечения как научной категории, а также выявления его специфики в процессе практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на данную категорию подростков.
Термин «педагогическое обеспечение» - достаточно объемный и включает в себя множество значений. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «обеспечение» в одном значении объясняется как процесс через глагол «обеспечить», в другом - как «то, чем обеспечивают кого-нибудь, что-нибудь» (средства). Понятие «обеспечить» имеет смысловые значения: «снабдить чем-нибудь в нужном количестве»; «предоставить достаточные материальные средства к жизни»; «сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым»; «оградить, охранить (устар.)»; «создать все необходимые условия для осуществления чего-либо, гарантировать что-либо» [1, с. 427].
Следовательно, «обеспечение» может рассматриваться, с одной стороны, как совокупность средств, инструментов, условий, которые служат решению определенных задач, а с другой - как процесс создания и предоставления упомянутых выше средств и условий. Квалифицирующий признак «педагогическое» применительно к слову «обеспечение» конкретизирует область (сферу) назначения и направленность применения совокупности средств, инструментов, условий, а также процесса. Очевидно, что они должны использоваться для решения задач воспитания, обучения, образования, подготовки специалистов, т.е. быть условием, средством их достижения в процессе педагогической деятельности. Исходя из вышеизложенного, педагогическое обеспечение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных - это комплекс научно обоснованных педагогических технологий, направленных на создание системы эффективной работы с данной категорией несовершеннолетних, включающий в себя: цель и задачи, сущность и содержание, педагогические условия реализации этих мер [2, с. 48].
Педагогическое обеспечение деятельности основных субъектов практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия включает в себя процесс разработки, обоснования и проверки методов, средств и технологий исправления подростков-делинквентов, а также практическую подготовку субъектов к успешной работе на личностном и компетентностном уровне. Под практической подготовкой субъектов практической реализации рассматриваемых мер следует подразумевать формирование гуманистической направленности, мотивации, педагогической культуры и мастерства, методической грамотности в процессе применения и практической реализации исправительных, развивающих, реабилитационных технологий, их воспроизводство и создание нового опыта успешной работы [3].
В самом названии данных мер содержится словосочетание «меры воспитательного воздействия», что подчеркивает их специфический характер и воспитательную направленность деятельности по реализации этих мер как особого, гуманного средства достижения воспитательных задач в рамках
* Казакова, Татьяна Александровна, доцент кафедры иностранных языков Академии ФСИН России (г. Рязань), кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 390000, г. Рязань, ул. Сенная д. 1. Телефон: +7 910 503 77 73. E-mail: [email protected].
* Kazakova, Tatiana Alexandrovna, associate Professor of foreign languages of the Academy of the Federal penitentiary service of Russia (Ryazan), candidate of pedagogical Sciences. Address: 390000, Ryazan, Sennaya str., 1. Phone +7 910 503 77 73. E-mail: [email protected].
© Казакова Т.А., 2015
Педагогика
уголовного законодательства. В то же время педагогическому обеспечению воспитательного воздействия присуща специфика, которая обусловливается принудительным характером внешних условий, в большей степени регламентированных решением суда, в рамках которых организуется комплексный процесс профилактики, исправления, реабилитации, развития подростков-делинквентов; особенностями объекта (личность несовершеннолетних, к которым применяются принудительные меры воспитательного воздействия) и субъекта (сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, родители или лица, их заменяющие, представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, государственных органов, общественных, образовательных организаций и другие).
Специфика педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в первую очередь предопределяется особенностями условий, в которых они реализуются.
Как это проявляется? Во-первых, применение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей не связано с лишением свободы и изоляцией несовершеннолетних от общества, от окружающей их среды. Несомненно, при методически правильно организованной работе этот фактор может оказывать положительное исправительное воздействие на подростка, т.к. он не оторван от социума, сохраняются его социально полезные связи с семьей, он имеет возможность продолжать учебу в прежнем образовательном учреждении или работу в трудовом коллективе, проживать дома. Все это позволяет использовать имеющиеся в обществе здоровые силы и средства (семья, коллектив, группы, спорт, культура, общение и т.д.), а также традиционные педагогически-ориентированные формы и методы их воспитательного воздействия. Но в то же время необходимо отметить, что несовершеннолетние, как и ранее, подвергаются непрерывному и не всегда позитивному воздействию со стороны окружающих и микросреды в целом. Это означает, что не только личность, но и подростковая среда сама нуждается в оздоровлении и педагогической помощи, это и обусловливает выделение её в качестве объекта воздействия.
Во-вторых, принудительные меры воспитательного воздействия применяются в отношении строго определённых категорий несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, имеющих перспективы исправиться без изоляции от общества, что свидетельствует об относительно невысокой степени нравственной запущенности, личностных деформаций в целом и неглубокой криминогенной поражённости данной категории подростков.
Эти обстоятельства рассматриваются как благоприятные предпосылки, необходимые для достижения цели - исправление подростка-делинквента в процессе применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия, основой которых являются психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь, направленная на то, чтобы содействовать подростку в формировании навыков управления собственным поведением, ориентируясь на базовые ценности общества [4, с. 36].
При применении рассматриваемых мер появляется возможность сохранения и развития социально полезных связей подростка и широкого привлечения к этой работе семьи, других социальных и социально-педагогических институтов и общественности, представителей органов власти, частных лиц, которые могут оказать на подростка положительное влияние.
В-третьих, хотя реализация принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осуществляется и без изоляции от общества, но в рамках правового поля (законодательство, ведомственные нормативные акты, предусматривающие права, обязанности, требования, ограничения и ответственность несовершеннолетних правонарушителей, за несоблюдение которых при определенных условиях к ним могут быть применены и более жесткие меры наказания - лишение свободы). Они же регламентируют деятельность субъектов их исправления. Необходимо особо подчеркнуть, что принудительные меры воспитательного воздействия хоть и ограничивают правовое положение подростка, но не являются уголовным наказанием, не влекут за собой судимости, психологической травмы, стигматизации и других негативных последствий.
В-четвертых, применение принудительных мер воспитательного воздействия связано с установлением в отношении подростков-делинквентов определенного педагогического режима (помещение надзор родителей или лиц, их заменяющих; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего; предупреждение), который способствует формированию у несовершеннолетнего опыта просоциального, правопослушного поведения. Исполнение этих обязанностей носит не только воспитательный, профилактический, но и организующий характер, поскольку создаёт внешние условия для специального и более эффективного исправительного воздействия на несовершеннолетнего, его изменения и самовоспитания. Любая из возложенных обязанностей связана с определёнными правоограничениями для подростка, направленными на создание регламентированного образа жизни, атмосферы постоянного контроля, и накладывает определённый отпечаток на всю его жизнедеятельность. Педагогически целесообразная обстановка надзора, контроля, воспитательного воздействия при правильной их организации побуждает подростка к подчинению обстоятельствам, позволяет ему сделать осознанный выбор, вести себя соответственно, прилежно учиться, хорошо работать, что способствует формированию недостающих нравственно-волевых качеств, ответственности за своё поведение, укреплению и расширению социально полезных связей, приобщению к труду, дисциплинирует его, способствует профилактике негативных проступков и приобретению позитивного опыта жизнедеятельности.
Практическая реализация принудительных мер воспитательного воздействия соответствует основным принципам правового и нравственного воспитания и предполагает использование
Казакова Т.А. Понятие и специфика принудительных мер воспитательного воздействия...
конкретных педагогических методов: убеждения и переубеждения, внушения, переучивания, поощрения и наказания, требования и упражнения, коррекции и самокоррекции и др. Данные меры являются педагогическими, т.е. более гибкими, что открывает больше возможностей для индивидуализации, учёта возрастных и иных особенностей подростка. Принцип гибкости и вариативности применения этих мер предполагает учёт меняющейся педагогической ситуации. При этом в процессе их применения может исчезнуть необходимость в одних подходах, методах, ограничениях и возникнуть потребность в других. Кроме того, в зависимости от поведения подростка, результатов его исправления целесообразным может стать изменение объёма того или иного ограничения, направленного на предоставление большей свободы действий или ужесточение подходов к контролю за ним, т.е. применение позитивного или отрицательного стимулирования.
Таким образом, сущность и специфика педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия обусловливаются тем, что исправление и реабилитация несовершеннолетних правонарушителей не связаны с их изоляцией от общества, организуются в привычной обстановке жизнедеятельности. Однако жизнь подростка протекает в условиях определенного законом педагогического режима, специально создаваемого для упорядочивания его труда, учёбы, досуга, общения и в целом процесса исправления [5, с. 64].
Кроме того, специфика педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия зависит непосредственно от особенностей объекта, т.е. личности самого несовершеннолетнего правонарушителя, а именно, его социально-демографических, уголовно-правовых, педагогических, психологических и иных характеристик.
Следует отметить, что подростки, к которым применяются принудительные меры воспитательного воздействия - это в основном молодые люди 14-17 лет. Чаще всего прекращение уголовных дел с последующим применением принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних осуществляется за совершение таких корыстных и корыстно-насильственных преступлений, как кражи чужого имущества и грабежи, а также хулиганства. Каждый десятый подросток совершает умышленное причинение легкого вреда здоровью и нанесение побоев. Чуть меньше участвуют в незаконном обороте оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также наркотических и психотропных средств. Менее выражена криминальная склонность к незаконному завладению транспортным средством без цели хищения, вымогательству, подделке, изготовлению или сбыту поддельных документов, штампов, печатей. При этом необходимо отметить, что в момент совершения преступления многие подростки находились в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, что свидетельствует о серьёзных деформациях в потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сферах, подтверждает наличие педагогических проблем в микроокружении несовершеннолетних, организации их досуга. Очевидно, что важным элементом программ их исправления должна стать антиалкогольная и антинаркотическая реабилитация [6, с. 50].
Большая часть подростков учится, проживает в семьях и обладает социально полезными связями. Они имеют целый ряд отклонений в развитии, воспитании, обучении, но характеризуются в основном положительно. Необходимо подчеркнуть, что семейная, образовательная и досуговая сферы требуют оздоровления, что и является одним из направлений педагогического обеспечения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия. Большинство подростков раскаивается в совершении преступления. Наиболее существенным признаком их социально-педагогического портрета, который главным образом отличает их от несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, и, следовательно, определяет специфику педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия, является менее значительная степень социально-нравственной и иной запущенности. По сравнению с подростками, осужденными к лишению свободы, данная категория несовершеннолетних характеризуются в основном нейтрально и даже положительно, но следует отметить, что они нуждаются в особых, специфичных условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода. Наиболее существенной чертой их обобщённого портрета, определяющей специфику педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия, является менее значительная степень социально-нравственной и иной запущенности. Криминальная деформация их личности выражена минимально. Данное обстоятельство в совокупности с другими положительными характеристиками личности подростка-делинквента и среды, в которой он находится, создает благоприятные предпосылки для успешного достижения его исправления с помощью принудительных мер воспитательного воздействия.
Как отмечалось ранее, специфика педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в значительной степени предопределяется тем, кто и как их реализует, как характеризуются основные субъекты, насколько хорошо они подготовлены к этому процессу. Субъектами практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей являются различные государственные органы: подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России (ПДН), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения, социального обслуживания, опеки и попечительства и отделы по делам молодежи, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, а также родители или лица, их заменяющие, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и другие органы власти, частные лица, которые могут оказать на подростка положительное влияние.
Педагогика
Специфика того или иного субъекта практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей определяется характером возложенных функций, профессиональной или общественной направленностью, правовым положением, наличием или отсутствием властных полномочий в отношении организации жизни и деятельности данной категории подростков-делинквентов. Общие направления деятельности каждого из субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия определены ч. 4 ст. 90 и ч. 3 ст. 92 УК РФ, второй главой Федерального закона от 24 июня 1999 г. №№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также целым рядом постановлений Правительства РФ. Исходя из объёма имеющихся полномочий, каждый из названных выше субъектов выполняет определённые функции, в т.ч. связанные с применением принудительных мер воспитательного воздействия. От эффективной деятельности каждого из субъектов, организованности и скоординированности их взаимодействия во многом зависит результативность применения названных мер в целом.
Таким образом, реализация принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей предполагает участие широкого круга субъектов. Но следует отметить, что наличие властных полномочий, возложенных государством, ставит сотрудника ПДН в особое положение. Он действует профессионально от имени государства, его поддерживают авторитет и принудительная сила исполнительной власти, возможность применения административных санкций и т.д. Всё это порождает повышенную ответственность сотрудника за каждое его решение и конкретное действие, а также результативность исправления несовершеннолетних правонарушителей в целом. Сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних, таким образом, является основным организатором и исполнителем, своеобразным «дирижёром» всех сил и средств воспиательного воздействия на подростка-делинквента. Он направляет и координирует педагогическую работу всех вышеназванных субъектов. При этом очевидно, что их профессиональная деятельность строится на «субъект-субъектных» отношениях, что, в свою очередь, свидетельствует о важности личностных характеристик специалистов и уровня их готовности к работе.
Изучение деятельности сотрудников ПДН показало, что профессиональные функции в значительной степени реализуются ими не полностью и часто формально. В их содержании преобладают административные, правоприменительные и контрольные компоненты и недооцениваются педагогические. Анализ характера мер педагогического воздействия, применяемых ПДН в своей деятельности, показывает, что среди них преобладают такие формы, как беседы, обсуждения и предупреждения, которые имеют в основном ситуативное воспитательное влияние. Воспитательная функция сводится к предъявлению обязанности подростку один раз в неделю информировать инспектора ПДН о своем поведении, успе-ваемости, формах организации свободного времени; к проведению профилактических бесед, формальному заполнению учетных документов. Практически никто из сотрудников ПДН к беседе с несовершеннолетним не готовится, их результаты не анализируется, формальные по содержанию программы работы не корректируются. В целом их работа носит бессистемный, эпизодический, плохо организованный стандартный характер. Соответственно, проводимая таким образом воспитательная работа не приводит к положительным результатам. Основной проблемой является выбор и определение методов диагностики и воздействия, педагогического инструментария и их применение на практике. Сотрудники ПДН испытывают значительные затруднения при изучении личности подростка, его окружения, определении педагогических целей, задач, содержания и форм организации воспитательной работы с несовершеннолетними, их родителями, а также при осуществлении взаимодействия с учебными заведениями, трудовыми коллективами, общественными организациями. Практически полностью игнорируется принцип личностно-деятельностного подхода в организации исправления подростков. Среди методов воздействия доминируют словесные. Объяснить это можно низким уровнем педагогического, в т.ч. научно-методического обеспечения и недостаточной профессиональной подготовленностью к процессу реализации принудительных мер воспитательного воздействия. В сложившихся условиях педагогическая направленность деятельности сотрудников ПДН по реализации принудительных мер воспитательного воздействия должна быть обеспечена соответствующим методическим сопровождением, включающим характеристики воспитательных и социально-педагогических технологий, методические рекомендации по проведению индивидуальной, профилактической, воспитательной работы, сценарии конкретных воспитательных мероприятий, алгоритмы решения типичных педагогических задач и ситуаций, информационно-методические бюллетени, представляющие позитивный педагогический опыт, другие материалы. Следовательно, профессиональная деятельность сотрудников ПДН по реализации принудительных мер воспитательного воздействия должна быть педагогически обеспечена.
Семья, наряду с государственными органами, специально создаваемыми для проведения воспитательно-профилактической работы с различными категориями несовершеннолетних правонарушителей, играет важнейшую роль в их исправлении. Стало аксиоматическим утверждение о том, что успешность выполнения возложенных на неё социальных функций закономерно обусловлена степенью благополучия самой семьи. Асоциальное поведение, совершение преступления, осуждение подростка к применению комплекса принудительных мер воспитательного воздействия являются оценочными показателями, позволяющими вполне обоснованно отнести его семью к категории неблагополучных, но не утративших полностью и окончательно своего воспитательного потенциала.
Очень важное системообразующее значение имеет педагогическая культура родителей или лиц, их заменяющих. Содержательную основу этой категории образуют гуманистическая направленность,
Куватов В.И., Потехин В.С., Чудаков О.Е. Статистическая модель оценки результатов тестирования.
знания о ребенке, умения и навыки (подготовленность) применения педагогически целесообразных методов, средств, форм и технологий воспитания, образования и развития несовершеннолетних.
Анализ современного состояния педагогической культуры родителей несовершеннолетних правонарушителей и лиц, их заменяющих, результаты исследования, проведенного автором, показывают, что в основном уровень её невысок. Половина из них - это неполные семьи, испытывающие финансовые трудности, эпизодически занимающиеся воспитанием подростков, глубоко не знающие и не учитывающие их возрастных особенностей. Они плохо знают достоинства и недостатки своих детей, поверхностно судят об их интересах. С учётом изложенного необходимо отметить, что вклад семьи в успешную реализацию принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей незначителен. Она сама нуждается в социально-педагогической помощи, в т.ч. специальном обучении.
В настоящее время сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России, родители и другие субъекты практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия испытывают трудности в осуществлении полноценной воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями в процессе практической реализации этих мер, т.к. практически не готовы к специфическому виду педагогической деятельности. Они не обладают необходимыми психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками; не оснащены соответствующим научно-методическим инструментарием исполнения этих мер. Их деятельность в сфере исполнения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей слабо организована и не обеспечена соответствующим педагогическим сопровождением.
С целью повышения уровня педагогического потенциала сотрудников ПДН, осуществляющих реализацию принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, автором был подготовлен и апробирован курс специальной подготовки для сотрудников ПДН «Педагогическое обеспечение принудительных мер воспитательного воздействия», а также разработаны методические рекомендации по организации индивидуальной воспитательной работы с данной категорией подростков, которые являются содержательной основой для проведения различных занятий в рамках служебной подготовки, служебных совещаний, индивидуальных и групповых бесед с сотрудниками ПДН.
Список литературы
1. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1998.
2. Казакова, Т. А. Педагогическое обеспечение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных : монография. - Рязань: Академия ФСИН России, 2015.
3. Тагирова, Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками.
- М.: Пед. об-во России, 2005.
4. Сверчков, В. О. возможности и эффективности освобождения от уголовной ответственности (наказания) в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия // Профессионал.
- 2000. - № 5.
5. Казакова, Т. А. Педагогическое обеспечение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных : дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2012.
6. Казакова, Т. А. Педагогическое обеспечение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных : учебное пособие. - Рязань: Академия ФСИН России, 2015.
УДК 37.022, 51-77
В.И. Куватов*, В.С. Потехин**, О.Е. Чудаков***
Статистическая модель оценки результатов тестирования знаний курсантов, студентов и слушателей учебных заведений МВД России
В статье описана модель оценки результатов тестирования знаний курсантов, базирующаяся на теории проверки статистических гипотез. Модель позволяет оценить, на сколько вопросов теста тестируемый ответил правильно потому, что он эти ответы знал, и сколько правильных ответов
* Куватов, Валерий Ильич, профессор кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-300-89-94; 8-911-208-64-39; [email protected].
** Потехин, Владимир Семенович, доцент кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-300-89-94; 8-911-244-15-66; [email protected].
*** Чудаков, Олег Евгеньевич, профессор кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-300-89-94; 8-921-940-65-45; [email protected].
* Kuvatov, Valery Ilyich, Professor of special Department of information technology Saint-Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. Tel. 8-(812)-300-89-94; 8-911-208-64-39; [email protected].
** Potekhin, Vladimir Semionivich, assistant Professor of special Department of information technology Saint-Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilutov street. 1. Tel. 8-(812)-300-89-94; 8-911-244-15-66; [email protected].
*** Chudakov, Oleg Eugeniyevich, Professor of special Department of information technology Saint-Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia 198206, Saint-Petersburg, street Pilot Pilutova. 1. Tel. 8-(812)-300-89-94; 8-921-940-65-45; [email protected].
© Куватов В.И., Потехин В.С., Чудаков О.Е., 2015