@ Никитская Е.А., Таничева Е.Д. 2018
PRESENTATION OF CADETS OF THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ON PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMED IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL PRACTICE
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КУРСАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА МВД О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ, ФОРМИРУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Catherine Aleksandrovna Nikitskaya,
ass. prof. of pedagogy
Moscow University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya
E-mail: [email protected]
Ekaterina Dmitrievna Tanicheva,
cadet of the Institute of psychology official activities of the ATS Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya E-mail: [email protected]
Екатерина Александровна Никитская,
доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Екатерина Дмитриевна Таничева,
курсант института психологии служебной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]
Для цитирования: Никитская Е.А., Таничева Е.Д. Представление курсантов университета МВД о профессиональных компетенциях, формируемых в процессе учебной практики. 1/2018. С. 22-25.
Annotation. Currently, the issue of practice-oriented training in the field of prevention of deviant behavior of minors is of particular relevance in connection with the growth of serious and especially serious crimes committed by minors. Future police officers should be prepared as early as possible for preventive work with children and adolescents. The article considers the role of educational practice in the training of future social teachers in the departmental University of the Ministry of internal Affairs and analyzes the subjective views of cadets formed in the process of practice, professional competencies.
Key words: educational practice, cadet, specialist, competence, practice-oriented training, professional activity.
Аннотация. В настоящее время вопрос о прак-тико-ориентированной подготовки специалистов в области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних имеет особую актуальность в связи с ростом тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Будущих сотрудников полиции необходимо как можно раньше готовить к профилактической работе с детьми и подростками. В данной статье рассмотрена роль учебной практики в подготовке будущих социальных педагогов в ведомственном вузе системы МВД и проанализированы субъективные представления курсантов о формируемых, в процессе практики, профессиональных компетенциях.
Ключевые слова: учебная практика, курсант, специалист, компетенции, практико-ориентиро-ванное обучение, профессиональная деятельность.
Существующая система российского образования ориентирована на решение проблемы подготовки высококвалифицированных кадров, для чего используются различные методы и средства, к которым можно отнести: внедрение новых технологий в образовательный процесс, осуществление модернизации форм и содержания подготовки
новых кадров. В настоящее время целью образовательных учреждений является не только доведенная до автоматизма передача знаний будущим выпускникам, но и формирование компетенций, обеспечивающих готовность работать в постоянно изменяющихся условиях. В рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта
(ФГОС 3++) реализуется компетентностный подход, сущность которого заключается в формировании определенных знаний, умений и практического опыта, овладение такими способами действий, которые можно применять в различных служебных ситуациях.
В данной статье мы рассмотрим учебную практику, как одно из направлений практики в рамках компетентностного подхода. Такой вид практического обучения подразумевает формирование готовности к усвоению курсантами общих и профессиональных компетенций, приобретение первоначального опыта взаимодействия с субъектами учебно-воспитательного процесса.
В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя уделяется особое внимание практическому обучению, так как подавляющая часть выпускников после окончания ВУЗа приступают к работе в структурном подразделении полиции, где знания, полученные на практике, являются неотъемлемой частью их работы.
Целью учебной практики является формирование у курсантов готовности к непосредственному осуществлению своей профессиональной деятельности. Она призвана обеспечить качественную подготовку будущего сотрудника ОВД к самостоятельному и грамотному выполнению профессиональных функций. В ходе практики у курсантов происходит закрепление теоретических знаний и понимания необходимости их совершенствования, увеличивается заинтересованность в возможных методах реализации будущей деятельности. Курсанты получают возможность применять ранее полученные знания и умения, находить неординарные решения и творчески подходить к различным вопросам, а также учатся устанавливать грамотные взаимоотношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Именно с этой целью для курсантов 2 курса Института психологии служебной деятельности ОВД, обучающихся по специальности педагогика и психология девиантного поведения, была организована практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Курсантам, приступающим к прохождению практики, был предъявлен ряд требований:
1) Знать:
- основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;
- ценностные основы профессиональной деятельности;
- сущность и структуру профессиональной деятельности;
- способы взаимодействия специалиста с различными социальными субъектами;
- способы профессионального самообразования, самопознания и саморазвития;
2) Уметь:
- применять основные педагогические технологии;
- использовать диагностические методы для решения различных профессиональных задач;
- учитывать в профессиональной деятельности особенности различных категорий граждан;
- использовать в работе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных дисциплин;
3) Владеть:
- различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;
- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
- технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных, и профессиональных знаний;
- различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
- основными методами обработки информации;
- навыками работы с программными средствами.
В рамках осуществления практики, курсанты в составе группы посещали базы-практики, в результате было проведено 40 выездных занятий в первом семестре и 60 занятий во втором семестре. Для организации одного из таких занятий требовалось определить тему урока, цели, задачи и методы, а также составить опорный план-конспект. Курсанты заранее продумывали специфику урока, его ход, анализировали литературу. В зависимости от темы и цели занятия, возрастных и психологических особенностей детей разрабатывались задания, которые полностью отвечали запросам аудитории.
На момент завершения практики курсанты должны овладеть следующими компетенциями:
1. уметь анализировать различные социальные и педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности;
2. уметь устанавливать причины девиантного поведения, социального неблагополучия семьи, причины кризиса в том или ином возрасте;
3. уметь проводить занятия направленные на правовое воспитание личности, формировать правосознание и правовую культуру среди детей, подростков и студентов;
4. уметь реализовывать различные психолого-педагогические технологии, которые направлены на гармоничное развитие личности ребенка, формирование у него гражданской идентичности и толерантности при взаимодействии с окружающим миром;
5. уметь осуществлять работу, которая направлена на повышение у взрослых, которые участвуют в воспитании детей и подростков, склонных к девиантному поведению, психолого-педагогической и правовой компетентности.
Целью проводимого исследования было определение уровня компетенций, которыми курсанты (субъективно) овладели в процессе практики. Для этого был разработан экспресс-тест, даваемый личному составу 2 курса, обучающихся по специальности «педагогика и психология девиантного поведения» на трех этапах прохождения практики: первый этап - непосредственно, перед преступлением к практике, второй этап - по окончании первого семестра, и третий - заключительный, после завершения второго семестра.
Курсантам необходимо было оценить собственные умения и навыки, уровень имеющихся компетенций, выбирая от 1 до 5 (где 1 - не владею, 2 - скорее не владею, чем владею, 3 - частично владею, 4 - владею хорошо, 5 - владею в совершенстве). Текст опросника представлен ниже в таблице №1.
После проведения тестирования на первом этапе были выявлены следующие результаты. Низкие показатели наблюдались по следующим компетенциям: «Умение анализировать различные социальные и педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности», «Умение устанавливать причины де-виантного поведения, социального неблагополучия семьи, причины кризиса в том или ином возрасте», Умение реализовывать различные психолого-педагогические технологии», что составило в среднем 3, 3,2 и 3 балла соответственно. Это может быть обусловлено тем, что курсанты, выходя на практику, не имеют опыта работы с подростками и их семьями, в связи с чем им сложно выбрать правильную модель поведения при работе, которая была бы эффективной для осуществления коррекции.
Средние показатели были отмечены по таким компетенциям, как «Умение проводить занятия направленные на правовое воспитание личности, формировать правосознание и правовую культуру среди детей, подростков и студентов», «Умение составлять опорный план-конспект», Умение организовывать деятельность детей», что составило 4, 3,9 и 4 соответственно. И высокие показатели были отмечены по всем остальным компетенция, среднее значение которых варьировалось от 4,1 до 4,5.
Таблица №1
Высказывания, предложенные курсантам Оценка
Умение составлять опорный план-конспект 1 2 3 4 5
Умение анализировать различные социальные и педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности 1 2 3 4 5
Умение устанавливать причины девиантного поведения, социального неблагополучия семьи, причины кризиса в том или ином возрасте 1 2 3 4 5
Умение проводить занятия направленные на правовое воспитание личности, формировать правосознание и правовую культуру среди детей, подростков и студентов 1 2 3 4 5
Умение реализовывать различные психолого-педагогические технологии 1 2 3 4 5
Умение конструктивно вести диалог 1 2 3 4 5
Умение организовывать деятельность детей 1 2 3 4 5
Умение выходить из сложных ситуаций 1 2 3 4 5
Умение работать с программным обеспечением 1 2 3 4 5
Умение использовать в работе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных дисциплин 1 2 3 4 5
Аналогичное тестирование было проведено на втором и третьем этапах практического обучения, что позволило выявить изменения по результатам прохождения практики.
Сравнивая показатели, получившиеся на начальном и последующих этапах, можно проследить повышение уровня компетенций по некоторым из них. Например, значительно изменился такой показатель, как «Умение анализировать различные социальные и педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности» на 0,9 на втором этапе, что составило 3,9 и на 0,4 на третьем этапе, что составило 4,3. Претерпели изменения показатели по компетенциям: «Умение устанавливать причины девиантного поведения, социального неблагополучия семьи, причины кризиса в том или ином возрасте» и «Умение реали-зовывать различные психолого-педагогические технологии», где в первом случаи значение на втором этапе возросло на 0,7, что составило 3,9 и на третьем этапе на 0,2, что составило 4,1, а во втором случаи значения по отношению к первому с завершением каждого этапа возрастали на 0,5 и по итогу составили 4,0. Такие изменения прежде всего связаны с погружением курсантов в обстановку учебного процесса и включением их в процесс взаимодействия с детским коллективом.
Незначительные изменения в сравнении с первоначальным этапом наблюдаются также по таким компетенциям, как «Умение проводить занятия направленные на правовое воспитание личности, формировать правосознание и правовую культуру среди детей, подростков и студентов», «Умение составлять опорный план-конспект», «Умение
организовывать деятельность детей». Стоит отметить, что умение составлять конспект занятия у курсантов достигло высокого уровня уже по итогу второго этапа, и составило 5,0, в дальнейшем данный показатель не подвергался изменениям. Касаемо двух других компетенций, показатели которых так же претерпели изменений и на момент завершения первого этапа практики составили 4,3 и 4,4 соответственно, возросли по итогу до 4,6 и 4,8. Изменение значений по данным компетенциям можно объяснить следующим образом, большинство курсантов раннее не сталкивавшихся с работой в школьном коллективе за время практических занятий научились взаимодействовать с детьми. Они раскрыли свои потенциальные способности, научились работать в команде, прислушивались к интересам обучающихся и компоновали свои занятия так, чтобы привлечь внимание аудитории. Такой опыт позволил им развить собственные умения и навыки работы как с школьниками, так и со студентами различных учебных заведений.
Подводя итог, следует еще раз отметить важность и актуальность практической составляющей процесса обучения в учебных заведениях высшего образования. Роль учебной практики в Московском университете МВД России имени В.Я. Кико-тя заключается в погружении в реальный процесс профессиональной деятельности. Мы считаем, что практика является одной из ведущих форм подготовки будущего специалиста, которая требует от курсантов, обучающихся по специальности педагогика и психология девиантного поведения, осознания сущности процессов обучения и воспитания, их неразрывной связи с развитием ребенка, высокого уровня общей педагогической культуры.