Научная статья на тему 'Содержательные условия педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями'

Содержательные условия педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / РЕФЛЕКСИЯ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / PEDAGOGICAL CONDITIONS / JUVENILE CRIMINAL / REFLECTION / EDUCATIONAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева З. Р.

В статье обосновывается применение комплекса содержательных условий педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями: осуществление рефлексии с подключением механизмов самопознания, самоанализа и самоконтроля; применение ресурсов учебной практики; разработка и реализация программы интегративной дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танаева З. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIVE CONDITIONS OF PEDAGOGICAL ADMINISTRATION OF THE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS FOR THE WORK WITH UNDER AGED CRIMINALS

The usage of the complex of informative conditions of pedagogical administration on the training of future specialists for the work with juvenile criminals is provided in the article. The methods include the implementation of reflection with mechanisms of self-knowledge, self-reflection and self-control; the employment of educational practice resources; the working out and realizing of the program of integrative discipline of specialization Prevention of wrongs under aged criminals.

Текст научной работы на тему «Содержательные условия педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями»

Библиографический список

1. Оценка качества подготовки специалиста. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Астрель, 2003.

3. Крахмалев, А.П. Проблемы качества подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования: Материалы научно-методической конференции / Под общ. ред. И.П. Геращенко. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.

4. Геращенко, И.П. Управление качеством образования. Современный аспект / Многоуровневое высшее педагогическое образование. Выпуск 16. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

5. Письмо Минобразования РФ от 20.03.2002 г. № 30-55-181/16.

Статья поступила в редакцию 4.02.09

УДК 378: 371.01

З.Р. Танаева, канд. пед. наук, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности ЧЮИ МВД России, г. Челябинск

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

В статье обосновывается применение комплекса содержательных условий педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями: осуществление рефлексии с подключением механизмов самопознания, самоанализа и самоконтроля; применение ресурсов учебной практики; разработка и реализация программы интегративной дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних».

Ключевые слова: педагогические условия, несовершеннолетний правонарушитель, рефлексия, учебная практика.

Наиболее полное решение проблемы педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями зависит от определенного комплекса взаимосвязанных условий, обеспечивающих достижение обучаемым высокого уровня компетентности. Выявляя комплекс организационно-педагогических условий эффективной реализации концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями мы ориентировались на требования, предъявляемые обществом к современному специалисту, профессиональная деятельность которого будет реализовываться в условиях нестабильной криминальной обстановки среди несовершеннолетних; на результаты выявленной специфики педагогического управления образовательным процессом в вузе в аспекте исследуемой проблемы; на особенности концептуальной модели, которая задается синтезом междисциплинарного, правового и модульного подходов. При этом считаем, что совокупность организационно-педагогических условий должна представлять собой комплекс условий содержательного и процессуально-технологического характера. Опишем выявленные нами содержательные условия.

Одним из условий успешной реализации концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями мы выделяем осуществление рефлексии с подключением механизмов самопознания, самоанализа и самоконтроля. Актуальность данного условия обусловлена необходимостью гуманистических тенденций развития современного образования, подразумевающих собственную интеллектуальную и нравственную работу личности над собой, ее стремление к самосовершенствованию.

Сегодня термин «рефлексивная деятельность» широко используется и в психолого-педагогической науке. Большин-

ство исследователей (Т.М. Давыденко, В.И. Зверева, С.В. Кондратьева, А.И. Мищенко, Л.Н. Регуш и др.) рассматривают рефлексивную деятельность как совместную деятельность преподавателя и студента с целью развития у последнего способности к самоуправлению в учебно-профессиональной деятельности. К.В. Вербова, Л.Я. Зорина, Ю.Н. Кулюткин, В.С. Лазарев, Г.Н. Сухобская, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Е.Н. Шиянов и др. отмечают рефлексивную деятельность как неотъемлемую характеристику всякого межличностного взаимодействия. Организация рефлексивной деятельности будущих специалистов исследуется в работах К.А. Абульхановой, М.В. Кларина, Е.А.Коняевой и др., которые отмечают «способность человека к рефлексии» как «ключевое звено в продуктивном самоопределении человека» [1]. В связи с этим рефлексия выступает в качестве одного из компонентов профессионального совершенствования специалиста. Такой подход к рефлексивной деятельности, понимание сущности рефлексии как процесса познания, изучения состояния, результатов, особенностей будущей профессиональной деятельности позволяет говорить о том, что она является важным фактором, определяющим успешность педагогического управления профессиональной подготовкой будущего специалиста к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Осуществление рефлексии с помощью механизмов самопознания, самоанализа, самоконтроля рассматривается нами как одно из условий развития компетентности будущего специалиста, его готовности к деятельности в современных условиях.

Содержание понятий самопознания, самоанализа и самоконтроля раскрыто во многих психолого-педагогических исследованиях (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Захарова, С.А. Курносова, А.К. Макарова, Н.Ф. Талызина и др.). Самоанализ, являясь компонентом учебной деятельности, оказывает значительное влияние на полноценность ее

осуществления, так как позволяет обучаемому не только оценить результаты своих действий, но и спланировать их, спрогнозировать результаты, перестроить план действий (операций) в зависимости от изменения условий, что, в конечном счете, будет способствовать совершенствованию профессиональной подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Функции самоконтроля аналогичны функциям контроля, разница состоит лишь в направленности действия: при самоконтроле - на себя, при контроле - на какой-либо объект. В связи с различными подходами к определению сущности самоконтроля исследователи по-разному трактуют и его функции. Солидаризуясь с мнением С.А. Курносовой и др., мы полагаем, что в структуре самоконтроля важным звеном является сличение, которое предполагает восприятие деятельности и установление степени ее совпадения с прогнозируемым эталоном, в результате чего происходит узнавание. Самоконтроль формирует у обучаемых умение предвидеть реальный результат своей деятельности в соответствии с поставленной целью, проверять ход деятельности с целью ее улучшения и внесения необходимых коррекций, а также осуществлять коррекцию на основе самооценки, планировать учебно-познавательную деятельность и обеспечивать ее целенаправленное протекание, видеть главное в изучаемом; стимулирует овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками; приучает к систематической работе, дисциплине; развивает активность личности [2].

Самопознание может реализоваться на качественно различных уровнях. Оно начинается с процесса познания себя через сравнение с другими людьми, но существует и более высокий уровень самопознания - на основе сравнения себя с самим собой. Таким образом, под самопознанием мы понимаем целостную, интегративную характеристику собственного «Я», образа других людей, анализ всей ситуации взаимодействия, которая определяет мировоззрение, принципы, поступки личности. Развитые формы самопознания неизбежно перерастают в самооценки, в осознанное отношение человека к своим способностям и потребностям, мотивам поведения.

Способность к самопознанию, самоанализу, самоконтролю является одним из показателей компетентности в работе с несовершеннолетними правонарушителями, так как выступает основой при принятии решения о выборе форм и методов работы, адекватной уровню и виду отклоняющегося поведения подростков, что обеспечивает качество работы с правонарушителями.

Применение в качестве одного из содержательных условий педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями осуществление рефлексии с подключением механизмов самопознания, самоанализа и самоконтроля открывает для нашего исследования значительные возможности в реализации и развитии субъектности обучаемых, что способствует совершенствованию процесса усвоения знаний обучаемым, а это, в свою очередь, позволяет достичь лучших результатов в подготовке будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Включая в одно из содержательных условий успешной реализации концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями применение ресурсов учебной практики, мы исходили из следующих задач:

- обеспечение взаимосвязи правового, психолого-педа-гогического, поведенческого компонентов;

- инициирование практических умений и навыков в проведении общей профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

- приобретение навыков самостоятельной работы при проведении индивидуальной работы с подростком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности;

- приобретение практических навыков общения с несовершеннолетними правонарушителями и их родителями, а также родителями, отрицательно влияющими на воспитание детей;

- изучение и применение эффективного опыта работы с подростками-правонарушителями;

- актуализация творческой активности будущего специалиста, его индивидуального стиля деятельности.

Реализация поставленных задач рассматривается нами как осмысление обучаемым каждого аспекта изучаемого материала, стремление к эффективному взаимодействию с обучающим. Кроме этого, наличие собственного практического опыта позволяет обучаемым видеть в теории, прежде всего, руководство к действию.

С целью определения возможностей использования ресурсов учебно-производственной практики в подготовке к работе с несовершеннолетними правонарушителями нами изучены требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 - «Юриспруденция», «Типовое положение об организации и проведении учебной практики курсантов и слушателей учебных заведений МВД Российской Федерации в органах внутренних дел», «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», предъявляемые к будущему юристу.

Основными видами учебной практики в высших образовательных учреждениях МВД России являются: учебная практика по получению первичных профессиональных умений, стажировка (преддипломная), дополнительная практика (в свободное от плановых занятий время).

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений проводится по специализации в месте дислокации образовательного учреждения. Практика осуществляется путем непосредственного ознакомления с деятельностью служб и подразделений по профилю подготовки, выполнения отдельных поручений, совместной работы с сотрудниками органов внутренних дел, непосредственного участия обучаемых в проводимых профилактических и иных мероприятиях. Целью практики является углубление и закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков, психологическая адаптация к работе в условиях тесного контакта с населением. Содержание практики включает и вопросы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Стажировка выпускного курса, то есть практика по профилю специальности является завершающим этапом обучения и проводится после изучения теоретической части учебных дисциплин. Она решает задачи дальнейшего углубления полученных обучаемыми знаний, ускорения процесса «вхождения» выпускников в должность, развития умения и способности комплексно использовать знания общеюридических, отраслевых и специальных дисциплин.

Дополнительная практика (практика в свободное от плановых занятий время) проводится в форме привлечения курсантов к осуществляемым органами внутренних дел по месту дислокации учебного заведения мероприятиям с целью отработки знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе изучения теоретического курса.

Руководство практикой имеет два аспекта: с одной стороны, ход осуществления практики контролируют опытные преподаватели профилирующих кафедр, а с другой - непосредственные руководители из числа сотрудников органов внутренних дел. В обязанности первых входит проведение инструктажа с непосредственным руководителем практики из числа сотрудников органов внутренних дел; контроль за использованием курсантов по назначению в процессе практики, выполнение ими индивидуальных планов практики; изучение опыта работы выпускников учебного заведения. Повседневное руководство работой практикантов осуществляют непосредственные руководители из числа сотрудников органов внутренних дел. Они обязаны знакомить с оперативной обстановкой на участке, характером и особенностями выполняемой работы; вести постоянный учет и оценивать работы слушателей, осуществлять контроль за ведением ими соответствующей документации; изучать личные и деловые качества практикантов.

Анализ содержания различных видов учебной практики показал, что в содержание каждого из них включены вопросы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Вместе с тем конкретные задания, предусматривающие применение психолого-педагогических, правовых знаний при проведении индивидуальной работы с несовершеннолетними правонарушителями, направленные на развитие творческой активности не разработаны; не учитывается постепенное усложнение заданий, следовательно, можно сделать вывод о формальном подходе к использованию возможностей учебной практики в подготовке будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. При таком положении дел практикант, владея теоретическими знаниями в данной области, не сможет выделить главное, следовательно, применить эти знания на практике.

Учитывая особенности практики по специализации (практика в следственных подразделениях, в подразделениях криминальной милиции, милиции общественной безопасности), руководствуясь нормативными документами, нами предлагается следующая программа учебной практики в части подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Данная программа включает следующие направления с постепенным усложнением заданий:

1. Общее ознакомление с деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: правовая основа, задачи, формы взаимодействия; изучение опыта работы одного из органов и учреждений системы профилактики; формы и методы общей профилактики правонарушений несовершеннолетних. Содержание заданий может быть следующим: изучив деятельность одного из органов и учреждений системы профилактики, проанализировать трудности, возникающие в их деятельности (характер, причины); подготовить свои предложения по улучшению работы органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних; разработать подходы для более успешного управления данным процессом; выступить в средствах массовой информации, перед учащимися в одном из образовательных учреждений по вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних и т.д.

2. Ознакомление с индивидуальной работой с несовершеннолетними правонарушителями и их родителями: формы и методы работы; сочетание правовых и воспитательных мер; основания и категория лиц, в отношении которых проводится индивидуальная работа; изучение особенностей личности различных категорий несовершеннолетних правонарушителей. Содержание заданий может быть следующим: изучить быт несовершеннолетнего правонарушителя; провести индивидуальную беседу с подростком-правонарушителем и его родите-

лями; на основе изучения личности и ближайшего окружения правонарушителя составить на него психологическую характеристику; протестировать одного-двух подростков по различным методикам психодиагностики, сделать выводы и т.д.

3. Ознакомление с работой по позитивному воздействию на группы несовершеннолетних правонарушителей: общая характеристика и классификация групп несовершеннолетних правонарушителей; изучение и определение степени их социальной опасности; формы работы с ними. Содержание заданий может быть следующим: установить причины и механизм возникновения группы несовершеннолетних антиобщественной направленности; определить статус каждого подростка в группе; подготовить предложения по разобщению противоправной группы и т.д.

Работая по указанной программе, обучаемый знакомится на практике с кругом актуальных проблем, с их реальным содержанием и объемом. При выполнении данной программы практиканту открываются значительные возможности для анализа приобретенных ранее психолого-педагогических и правовых знаний в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Безусловно, динамика развития во многом предопределяется условиями, в которых происходит практика. Для этого необходима целенаправленная работа с той целью, чтобы обучаемый творчески, успешно использовал средства и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями, обеспечивающие достижение высоких результатов.

В процессе прохождения практики совершенствуется и проектируется индивидуальный стиль деятельности будущего специалиста, реализуются его знания, развивается творческая активность, инициатива, самостоятельность и интерес к выбранной профессии.

Разработка и реализация программы интегративной дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» является одним из эффективных способов реализации междисциплинарного, правового и модульного подходов, избранных нами в качестве теоретико-методологической основы педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Содержание дисциплины направлено на достижение конечного результата

- компетентности будущих юристов в работе с несовершеннолетними правонарушителями; приобретение комплекса профессионально важных и социально-значимых знаний, умений и навыков, необходимых для принятия решений в области предупреждения подростковой преступности в соответствии с требованиями современности. Дисциплина специализации предусматривает интеграцию дисциплин общенаучного, гуманитарного и юридического циклов, что дает возможность систематизировать и обобщать полученные знания, необходимые для организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Таким образом, цель дисциплины состоит в приобретении, углублении и систематизации обучаемыми знаний, умений и навыков, необходимых для работы с несовершеннолетними правонарушителями. Задачи дисциплины:

1. Дать представление о подростковой преступности как социально-правовом явлении, ознакомить с причинами преступности среди несовершеннолетних в современных условиях.

2. Научить грамотно и эффективно использовать различные методы профилактической работы, учитывая особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя.

3. Ознакомить с содержанием и основными формами взаимодействия различных государственных органов и общественных формирований в осуществлении профилактической деятельности.

4. Научить планировать профилактическую работу с учетом анализа оперативной обстановки.

Цели и содержание дисциплины определяют формы и методы ее изучения. Программа представляет собой совокупность связанных между собой базовых и специализированных модулей. Стержнем конструирования тематического содержания модулей является содержание и основные направления профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в органах внутренних дел. Основу базовых модулей составили действия специалистов по изучению причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний несовершеннолетними, проведению общей и индивидуальной профилактики правонарушений, организации взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Анализ состояния преступности среди несовершеннолетних, статистические материалы позволили выявить правонарушения, представляющие наибольший удельный вес и социальную значимость на протяжении многих лет. Действия специалистов по работе с несовершеннолетними правонарушителями по профилактике таких правонарушений составили основу специализированных модулей. Тематика специализированных модулей включает в себя особенности работы по предупреждению групповой преступности несовершеннолетних; в том числе, вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных общественно опасных действий, правонарушений несовершеннолетних с психическими аномалиями; по профилактике пьянства, токсикомании и наркомании среди подростков; по предупреждению агрессивно насильственных преступлений.

Библиографический список

Ведущее место отводится методам поискового и исследовательского характера. Особенное внимание уделяется самостоятельной работе с различными литературными и методическими источниками, предлагаемыми в конце каждого модуля, включая также периодическую печать. Для развития учебно-познавательной активности обучаемых, быстрого и осознанного усвоения знаний программой предусмотрено проведение практических занятий, обозначенных по ведущему активному методу обучения: решение различных типов служебных задач (логические педагогико-правовые задачи, поисковые педагогико-правовые задачи, исследовательские педагогико-правовые задачи, творческие педагогико-правовые задачи, коррекционные педагогико-правовые задачи), связанных с разбором проблемных ситуаций; применение ситуационного метода, основанного на моделировании служебной деятельности; организация дискуссий по проблемам профилактики правонарушений среди подростков.

Оценка знаний и умений обучаемого по данной дисциплине проводится в процессе проведения практических занятий после отработки каждого модуля и на итоговом контроле. При этом учитываются правильность и осознанность изложения учебного материала, полнота раскрытия темы, точность употребления понятийно-терминологического аппарата, умения руководствоваться полученными знаниями в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Проведенная в исследуемом направлении опытно-поисковая работа показала, что выявленные нами содержательные условия определены как необходимые и достаточные, ибо они привнесены в комплекс, расширяя его возможности по решению заявленной проблемы исследования.

1. Психология и педагогика : учебное пособие / под ред. К.А. Абульхановой. - М.: Совершенство, 1998.

2. Курносова, С.А. О специфике самоконтроля в условиях управления дифференциацией образования школьников / С.А. Курносова / / Актуальные проблемы управления дифференциацией образования учащихся. - Челябинск, 2001.

Статья поступила в редакцию 04.03.09

УДК 373.1.013

Л.Ф. Дашкевич, ст. преп. АлтГПА, г. Барнаул

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки учителя иностранного языка. Современная трактовка цели обучения иностранным языкам предполагает формирование межкультурной компетентности, которая в межнациональных отношениях рассматривается как основа воспитания культуры межнационального общения. Рассматриваемые в статье методы подготовки учителя иностранного языка, как подтвердили результаты опытно-экспериментальной работы, способствуют формированию умений учителя показать разнообразие современного мира, воспитывать терпимость и уважение к представителям других национальностей.

Ключевые слова: подготовка учителя иностранного языка, межкультурная компетентность, культура межнационального общения, эмпатия, личностно-ориентированные методы обучения.

В условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов, а также усиления миграционной мобильности представителей разных стран, перед педагогической наукой остро встала проблема воспитания культуры межнационального общения. В условиях многонационального и поликультурно-го мира изучение иностранного языка, по мнению ученых (В.В. Сафонова, Н.Д. Гальскова), призвано сыграть сегодня важную роль в подготовке школьников к жизни. Современная

трактовка цели обучения иностранным языкам в школе предполагает развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета, а также формирование межкультурной компетентности, то есть способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение [3]. В межнациональных отношениях межкультурная компетентность понимается как основа воспитания культуры межнационального общения [2, с. 356].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.