Научная статья на тему 'Технологическая составляющая концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями'

Технологическая составляющая концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВЫЕ ЗАДАЧИ / ПОИСКОВЫЕ ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВЫЕ ЗАДАЧИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВЫЕ ЗАДАЧИ / ТВОРЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВЫЕ ЗАДАЧИ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВЫЕ ЗАДАЧИ / LOGICAL PEDAGOGICAL-JURISTIC PROBLEMS / SEARCH PEDAGOGICAL-JURISTIC PROBLEMS / RESEARCH PEDAGOGICAL-JURISTIC PROBLEMS / CREATIVE PEDAGOGICAL-JURISTIC PROBLEMS / CORRECTIONAL PEDAGOGICAL-JURISTIC PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна

В статье раскрывается система педагогико-правовых задач и заданий в качестве технологической составляющей концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technologic component of the conceptual model of pedagogical administration on the future professionals equipment for work with juvenile malefactor

In the article system of pedagogical-juristic problems and tasks as technologic component of the conceptual model of pedagogical administration on the future professionals equipment for work with juvenile malefactor is developed.

Текст научной работы на тему «Технологическая составляющая концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями»

УДК 378:371.01 ББК 74.480: 74.200.5

Танаева Замфира Рафисовна

кандидат педагогических наук г. Челябинск Tanaeva Zamfira Rafisovna

Candidate of Pedagogics Chelyabinsk

Технологическая составляющая концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними

правонарушителями

The technologic component of the conceptual model of pedagogical administration on the future professionals equipment for work with

juvenile malefactor

В статье раскрывается система педагогико-правовых задач и заданий в качестве технологической составляющей концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

In the article system of pedagogical-juristic problems and tasks as technologic component of the conceptual model of pedagogical administration on the future professionals equipment for work with juvenile malefactor is developed.

Ключевые слова: логические педагогико-правовые задачи, поисковые педагогико-правовые задачи, исследовательские педагогико-правовые задачи, творческие педагогико-правовые задачи, коррекционные педагогико-правовые задачи.

Key words: logical pedagogical-juristic problems, search pedagogical-juristic problems, research pedagogical-juristic problems, creative pedagogical-juristic problems, correctional pedagogical-juristic problems.

Наше обращение к системе педагогико-правовых задач и заданий как эффективному способу управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями связано с тем, что, во-первых, задача выступает в качестве промежуточного звена между теорией и самостоятельной профессиональной деятельностью будущего специалиста, что позволяет заранее преобразовать и интегрировать знания при изучении психолого-педагогических, юридических дисциплин; во-вторых, задача выступает как самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, осмысление и усвоение учебной информации для принятия решений в конкретных ситуациях, в-третьих, задачи развивают у

обучаемых навыки и умения находить эту информацию, вырабатывать на ее основе планы и решения, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях. Педагогико-правовые задачи и задания понимаются нами как «заданная в определенных условиях цель обучения» [3] на усвоение какого-либо фрагмента учебного материала на основе создания проблемной ситуации, ориентированного на развитие правовых, психолого-педагогических знаний, умений и навыков работы с несовершеннолетними правонарушителями.

В психолого-педагогической литературе имеется различная классификация задач (Г.А. Балл, Г.Д. Бухарова, Ю.Н. Кулюткин, Е.Ю. Никитина, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин, А.А. Столяр и др.). Широкая классификация учебных задач представлена Г.Д. Бухаровой, которая подразделяет их по способу задания и содержания на текстовые, графические, экспериментальные, задачи-рисунки; по способу представления содержания -на абстрактные и конкретные. [2]. Н.Ю. Посталюк использует классификацию, в основу которой положены интеллектуальные качества личности, характерные для творческого стиля деятельности [4]. Существуют классификации задач, отражающие вариативные содержательные свойства задач и указывающие на существование в единстве и борьбе двух противоположностей, двух взаимообратных уровней учебно-познавательной деятельности:

репродуктивной и продуктивной. Так, Я. А. Пономарев выделяет два вида задач, один из которых решается на сознательных уровнях и включает тем самым только две фазы решения - первую и последнюю, при этом задачи не являются собственно творческими; второй включает все четыре фазы творческого поиска с учетом подсознательных интересов. Такие задачи - истинно творческие [5]. У В.П. Беспалько мы встречаем понятия «типовая», «нетиповая», «творческая» задачи [4]. Г. А. Балл также определяет творческие и нетворческие задачи [1]. Интересна, на наш взгляд, классификация типов задач, предложенная Е.Ю. Никитиной [4], которая в каждый блок разработанной ею системы включает логические, поисковые, исследовательские, творческие и коррекционные типы задач.

Различные подходы к классификации задач представляют большой интерес при разработке системы педагогико-правовых задач, необходимых для успешной реализации концептуальной модели управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Учитывая выделенные блоки содержательного

компонента разработанной нами модели, мы взяли за основу методику классификации задач, предложенной Е.Ю. Никитиной. В систему педагогикоправовых задач и заданий нами включены логические, поисковые, исследовательские, творческие, коррекционные педагогико-правовые задачи и задания. Необходимо отметить, что система педагогико-правовых задач и заданий сконструирована нами в каждый из разработанных содержательных блоков концептуальной модели управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями (правовой, психолого-педагогический, поведенческий, межличностнокоммуникационный), при этом в каждом из содержательных блоков различные типы педагогико-правовых задач и заданий приобретают специфические особенности.

Охарактеризуем каждый представленный нами тип педагогико-правовых задач и заданий.

В ходе выполнения логических педагогико-правовых задач и заданий обучаемый уясняет логику традиционных схем решения учебных задач, анализирует и оценивает их альтернативные решения, выбирает определенную совокупность собственных действий. Для этого типа задач характерна имитирующая деятельность: выбор и воспроизведение предложенной схемы решения проблемы без корректировки. Эти задачи требуют для своего решения определенной совокупности последовательных, логических действий при работе с несовершеннолетними правонарушителями. К такого типа задачам и заданиям относятся задачи, направленные на выделение основного и второстепенного в воспитательной работе с подростками-правонарушителями, с родителями, отрицательно влияющими на поведение детей; на аргументацию выбранных форм и методов работы с несовершеннолетними правонарушителями; связанные с педагогическим анализом принятого решения в той или иной ситуации, связанной с правонарушением несовершеннолетних; на понимание сути закона, как ценности, находящейся вне конкуренции; на выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений; на планирование и организацию работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; на планирование работы с различными категориями несовершеннолетних правонарушителей и их родителями; связанные с определением источников получения информации о противоправном поведении подростков; с оценкой принятого решения в

отношении несовершеннолетнего правонарушителя, родителей, отрицательно влияющих на поведение детей; с доказательством необходимости данного принятого решения, на подтверждение или опровержение высказываний.

Поисковые педагогико-правовые задачи и задания включают в себя нахождение новых знаний, способов их поиска в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Особую роль задачи играют на сборе фактического материала по указанной проблеме. Если логические задачи связаны с репродуцирующей деятельностью, то поисковые связаны в большей степени с интерпретирующей (сбор и анализ материала по проблеме, ее теоретическое осмысление) деятельностью. В ходе решения подобных задач у будущего специалиста совершенствуются умения работать с содержанием учебного материала, связанным с вопросами предупреждения правонарушений несовершеннолетних, использовать полученные знания в своей практической деятельности. Среди поисковых педагогико-правовых задач и заданий мы выделяем задачи, направленные на овладение теоретическими психологопедагогическими и правовыми знаниями, необходимыми для работы с несовершеннолетними правонарушителями, с родителями, отрицательно влияющими на поведение детей; на овладение формами и методами работы с различными категориями правонарушителей, в том числе, с учетом возрастных особенностей; на решение педагогического спора по принятым мерам в отношении несовершеннолетнего правонарушителя; на выделение уровня индивидуальных особенностей несовершеннолетних, учитывая возрастные периоды; на усвоение применения мер принуждения в отношении несовершеннолетних правонарушителей; на определение юридических понятий, связанных с правонарушениями несовершеннолетних; на изучение, анализ и обобщение эффективного отечественного и зарубежного опыта работы с подростками-правонарушителями; связанные с алгоритмизацией действий специалиста в наиболее часто встречающихся ситуациях; с умением отбирать и применять эффективные способы и приемы воздействия на правонарушителей.

Исследовательские педагогико-правовые задачи и задания развивают творческую активность, инициативу, самостоятельность, учат систематизировать полученные знания в аспекте исследуемой проблемы, служат формированию профессионального правосознания. Эти задачи предоставляют обучаемому свободу в поиске путей анализа, идентификации и решения проблемы. В ходе выполнения такого типа задач будущий специалист, используя известные ему

технологии, необходимые для эффективной работы с подростками-правонарушителями, приходит к самостоятельным выводам, представляющим интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане. К исследовательским педагогико-правовым задачам и заданиям можно отнести задачи, направленные на анализ психолого-педагогической литературы по проблеме предупреждения правонарушений несовершеннолетних; на изучение личности

несовершеннолетнего правонарушителя, в том числе с психическими аномалиями; особенностей групп несовершеннолетних с антиобщественной направленностью и на принятие эффективных мер воздействия; на прогнозирование дальнейшего поведения несовершеннолетнего правонарушителя; на предупреждение негативных социальных явлений, на оптимальный выбор форм и методов работы с несовершеннолетними правонарушителями; связанных с преступностью несовершеннолетних; связанные с анализом преступности и других правонарушений несовершеннолетних; с организацией взаимодействия служб, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; с выявлением и изучением процессуальносодержательных факторов успеха в работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе, общеобразовательных учреждений; с оценкой опыта работы с подростками-правонарушителями; на определение динамики и структуры преступности и правонарушений (в том числе с учетом социальноэкономических и организационно-правовых условий).

Творческие педагогико-правовые задачи и задания представляют собой высокопроблемные задачи, обеспечивающие профессиональную направленность. Поскольку в основу задачи положена определенная проблемная ситуация с целью принятия решения, представляются интересными типы творческих ситуаций, к числу которых следует отнести те, которые связаны с альтернативными решениями. Среди творческих педагогикоправовых задач и заданий мы можем выделить задачи, направленные на выявление актуальных проблем в области предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; на определение путей повышения эффективности борьбы с правонарушениями несовершеннолетних; на учет психолого-возрастных особенностей несовершеннолетних правонарушителей в индивидуальной профилактической работе; на формирование творческого стиля в работе с несовершеннолетними правонарушителями; нестандартности

мышления, способности уходить от стереотипов при работе с несовершеннолетними правонарушителями; на разработку собственных методов работы с несовершеннолетними правонарушителями; связанные с созданием проблемных ситуаций при принятии решения; ориентированные на развитие правового мышления в работе с подростками-правонарушителями.

Коррекционные педагогико-правовые задачи и задания связаны с необходимостью формирования рефлексивной позиции обучаемого в процессе его подготовки, с обеспечением условий для развития самоанализа и самоконтроля при принятии решения. Эти задачи включают в себя умения находить правильные решения в конфликтных ситуациях, связаны с выделением и исправлением допущенных просчетов. Выбор такого типа задач обусловлен тем, что нередко молодой специалист, обладающий теоретическими знаниями, не может правильно применить их на практике, что в последующем требует определенной коррекции действий. Эти задачи направлены на внесение корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе работы с несовершеннолетними правонарушителями для поддержания ее на заданном уровне. К коррекционным педагогико-правовым задачам и заданиям относятся задачи, связанные с осуществлением самоанализа и самоконтроля при овладении методами и формами работы с несовершеннолетними правонарушителями и с родителями, отрицательно влияющими на поведение детей; с корректировкой стиля общения с различными категориями правонарушителей и их родителями; с корректировкой принятых правовых форм в работе с несовершеннолетними правонарушителями и родителями; на овладение методами и приемами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций; направленные на прогнозирование подростковой криминогенной ситуации; на формирование способов осуществления коррекции собственной деятельности при работе с несовершеннолетними правонарушителями; ориентированные на развитие критичности мышления в оценке принятого решения, связанного с правонарушением несовершеннолетнего.

Опытно-поисковая работа показала, что предложенная система педагогико-правовых задач и заданий способствует осознанию будущим специалистом общественно и собственно профессиональной значимости работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Библиографический список

1. Арбузова, Е. Н. Конструирование учебно-познавательных задач для разных типологических групп учащихся [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Арбузова. - Омск, 1998. - С. 14-62.

2. Бухарова, Г. Д. Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / Г. Д. Бухарова; под ред. Е. В. Якимченко. - Екатеринбург, 1995. - 224 с.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Академия, 2004. - 304 с.

4. Никитина, Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : монография / Е. Ю. Никитина. - Челябинск : ЧГПУ, 2000. - 285 с.

5. Познавательные процессы и способности в обучении : учебное пособие / под ред. В. Д. Шадрикова. - М. : Просвещение, 1990. - 142 с.

Bibliography

1. Arbuzova, E. N. Construction of business cognitive training problems for the different typological student groups [Text] : Thesis of the Candidate of Pedagogics / E. N. Arbuzova.- Omsk, 1998.- P.14-62.

2. Buharova, G.D. Conceptual mechanism of pedagogy and education: Collection of Scientific Works / G.D. Buharova; Editor E.V. Yakimchenko.- Ekaterinburg, 1995.-224 p.

3. Leontev, A.N. Action. Mens. Individual / A.N. Leontev.- M.: Academia, 2004.304 p.

4. Nikitina, E.Y. Theory and practice training of the future teacher for the education differentiation management: Monography / E.Y. Nikitina. - Chelyabinsk: CHGPU, 2000. - 285 p.

5. Cognitive processes and powers in the training: Manual / Editor V.D. Shadrikova. - M.: Prosveshenie, 1990. - 142 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.