Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение концепции управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями (pedagogical support of management conception of future specialists' professional training for work with juvenile offenders)'

Педагогическое сопровождение концепции управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями (pedagogical support of management conception of future specialists' professional training for work with juvenile offenders) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СИНТЕЗ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО / ПРАВОВОГО И МОДУЛЬНОГО ПОДХОДОВ / ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL TRAINING FOR WORK WITH JUVENILE OFFENDERS / A CONCEPTUAL MODEL / THE SYNTHESIS OF INTERDISCIPLINARY / LEGAL AND MODULE APPROACHES / PRINCIPLES / PEDAGOGICAL MANAGEMENT FUNCTIONS / ORGANIZATION-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна

В статье обосновывается необходимость совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, раскрываются основы концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity to improve the process of future specialists' professional training for work with juvenile offenders is substantiated in the article, the basics of conceptual model dealing with pedagogical management of future specialists' professional training for work with juvenile offenders are revealed.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение концепции управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями (pedagogical support of management conception of future specialists' professional training for work with juvenile offenders)»

Педагогические н ну ки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

З. Р. Танаева

PEDAGOGICAL SUPPORT OF MANAGEMENT CONCEPTION OF FUTURE SPECIALISTS' PROFESSIONAL TRAINING FOR WORK WITH JUVENILE OFFENDERS

Tanaeva Z.R.

The necessity to improve the process of future specialists' professional training for work with juvenile offenders is substantiated in the article, the basics of conceptual modef dealing with pedagogical management of future specialists' professional training for work with juvenile offenders are revealed.

Key Words: professional training for work with juvenile offenders, a conceptual model, the synthesis of interdisciplinary, legal and module approaches, principles, pedagogical management functions, organization-pedagogical conditions.

В статье обосновывается необходимость совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, раскрываются основыi концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Ключевыю слова: подготовка к работе с несовершеннолетними правонарушителями, концептуальная модель, синтез междисциплинарного, правового и модульного подходов, принципы , функции педагогиче-

УДК 378:371.01

Решение задачи коренного улучшения системы высшего образования предполагает и повышение качества подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Данная проблема обусловлена напряженной криминальной обстановкой среди несовершеннолетних. Активизация криминальной деятельности несовершеннолетних относится как к количественной, так и к качественной характеристике подростковой преступности. Если сравнить статистику с 1961 годом, с которого ведутся постоянные статистические наблюдения по относительно стабильным показателям, то по количеству совершенных преступлений несовершеннолетними в последние годы наблюдается рост примерно в три раза. Отмечается усиление жестокости и общественной опасности подростковых преступлений. Групповая преступность подростков все более отличается признаками организованности с характерными для нее сплоченностью и устойчивостью, сращиванием со взрослым криминалитетом.

Острая криминогенная ситуация, сложившаяся в России в настоящее время, требует пересмотра многих "традиционных" подходов к проблемам борьбы с преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних. Мы убеждены в том, что успех в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних в значительной степени зависит, прежде всего, от компетентности сотрудников, осуществляющих работу с данной категорией лиц. Эффективная профилактическая работа с

несовершеннолетними правонарушителями нуждается в подготовленных высококвалифицированных кадрах, успех выполнения которыми своих функций всецело зависит от уровня их профессиональной подготовки. Исследования, проведенные нами в этом направлении, показали, что при сложившейся системе подготовки студентов вузов отдельные аспекты подготовки к работе с несовершеннолетними правонарушителями рассматриваются в разных дисциплинах обособленно, между ними нет единства, в результате чего часто происходит дублирование, не в полной мере учитывается специфика работы с данной категорией лиц. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что вопрос о целенаправленной подготовке квалифицированных кадров к работе с несовершеннолетними правонарушителями еще не занял должного места в теории и практике вузов. Это делает необходимым поиск новых путей повышения качества подготовки специалистов. Для обеспечения высокого уровня подготовки студентов вузов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, способных решать профессиональные задачи в условиях изменяющейся социально-политической обстановки, количественного и качественного роста преступности среди несовершеннолетних, необходимо решить проблему научно обоснованного построения всего учебно-методического процесса подготовки будущих специалистов к данному виду деятельности.

Соглашаясь с мнением Е. Ю. Никитиной (2), подготовку будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями мы рассматриваем как целенаправленную деятельность субъектов различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование педагогической системы, перевод ее на новый, более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью педагогических условий, способов, средств и воздействий, а также высокий уровень компетентности, характеризующийся наличием и степенью сформированности у студентов вузов психолого-педагогических, правовых знаний, умений и навыков; профессионально-творческими мотива-

ми и интересами, позволяющими достигать качественных результатов в работе с несовершеннолетними правонарушителями, а также обеспечивающими личностный рост обучаемого и его возможности в саморазвитии и самореализации.

Таким образом, подготовка будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями должна быть организованным, целенаправленным процессом обучения, обеспечивающим комплексное получение необходимых научных правовых и психолого-педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих успешно решать проблему преступности и безнадзорности несовершеннолетних. Качественно новому развитию данной образовательной среды должно соответствовать педагогическое управление, опирающееся на новые подходы к оценке развития образовательных систем. Именно управленческая деятельность, ориентированная на решение конкретных целей и построенная в соответствии с педагогическими принципами, обеспечивает, по данным нашего исследования, необходимый результат при подготовке будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Анализ научной литературы показал, что в отечественной педагогике имеется научный потенциал и опыт практической деятельности, содержащие основы для разработки концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. В психолого-педагогических исследованиях подробно проанализирована психологическая характеристика личности, правосознание несовершеннолетнего правонарушителя, источники его криминогенной деформации (М. А. Але-маскин, С. А. Беличева, В. Н. Кудрявцева, Е. В. Кучинская, Э. Л. Раднаева, В. М. Раева и др.). Большой вклад в создание целостной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних внесли своими исследованиями Ю. М. Аксенов, С. И. Андреев, А. С. Белкин, С. В. Григорьева, Е. Н. Измайлова, Ф. Г. Ильин, В. Н. Казанцев, Л. Н. Они-щук, Н. И. Пашинина, Ю. И. Юричка и др.,

которые разработали различные подходы к воспитательной работе с трудными подростками, изучили правовые и методологические вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, вопросы педагогической диагностики отклонений в поведении несовершеннолетних, проанализировали педагогические условия организации воспитательного процесса подростков с девиантным поведением. Активно разрабатывается теория подготовки будущих педагогов к работе с трудными, нравственно-аномальными, педагогически запущенными подростками (С. И. Андреев, И. А. Михеев, Н. В. Прозорова, В. А. Пятунин, В. Н. Рязанцева, Р. М. Хмурич и др.). В научных трудах рассматриваются проблемы профессиональной подготовки студентов юридического профиля (М. Б. Иванова, В. А. Ильин, Т. В. Казанина, Ю. И. Маношкина, Г. А. Мухина, П. В. Чур -сина и др.). Современные ученые исследуют проблемы педагогического управления образованием студентов вузов по различным направлениям (И. И. Антонова, О. Ю. Афанасьева, Л. В. Горюнова, И. В. Касьянова, Е. Ю. Никитина, В. П. Симонов, Т. И. Шамо-ва, В. С. Шаповалова и др.). Эти работы способствуют накоплению и систематизации знаний, а также обобщению эффективного педагогического опыта в исследуемом аспекте.

Подготовка будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями является неотъемлемой составляющей их профессиональной подготовки и будет успешно реализована в практике работы высшей школы при условии разработки целостной концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов, ведущая идея которой предполагает: а) осмысление научного познания педагогического управления профессиональной подготовкой к работе с несовершеннолетними правонарушителями обучаемых; б) раскрытие его содержания и специфических особенностей; в) овладение технологическими основаниями педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Основополагающий замысел концепции заключается в разработке концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, приспособленной к эффективному использованию в условиях динамично развивающегося образовательного процесса, и ее реализации в образовательном процессе высшей школы, направленной на достижение высокого уровня компетентности в работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Решение обозначенной научной проблемы может быть успешно осуществлено, если в качестве теоретико-методологической стратегии построения концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями выступит синтез междисциплинарного, правового и модульного подходов. Данные подходы обладают значительным теоретико-методологическим потенциалом для решения названной проблемы и способствуют обновлению форм, методов и содержательных аспектов искомого процесса.

Инструментальное выражение концепции можно представить системой принципов педагогического управления подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителям содержащей три подсистемы, которые отражают идеи общей теории управления (преемственность, координация, наблюдаемость, самоуправляемость, рефлексивное управление), общепедагогической подготовки будущих специалистов (субъектность, интеграция, доступность), профессиональной подготовки к работе с несовершеннолетними правонарушителями (законности, гуманизма, уважения прав и свобод личности, гласности, толерантность).

Содержательно-смысловым наполнением концепции педагогического управления подготовкой студентов вузов к работе с несовершеннолетними правонарушителями выступает концептуальная модель, которая имеет структурную организацию и морфологически представлена пятью компонента-

ми: целевым, содержательным, организационно-исполнительным, технологическим, оценочно-результативным. Модель состоит из этапов подачи информации, управления самостоятельной работой обучаемых, установления оперативной обратной связи в учебном процессе и оценки результатов текущего контроля. Спецификой данной модели является использование в образовательном процессе высшей школы профессионального цикла дидактически подготовленного преподавателем интегрированного материала на основе его психолого-педагогической, правовой, поведенческой направленности, технологической и дидактической последовательности, диагностической и индивидуальной ориентированности. При этом имеет место системная интеграция названных блоков, переориентация их связей и отношений в интересах достижения запланированных уровней и качества, описание их структуры, назначения, взаимодействия между собой, а также требований к определению каждого блока знаний.

Наиболее полное решение проблемы педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями зависит от определенного комплекса взаимосвязанных условий, обеспечивающих достижение обучаемым высокого уровня компетентности. Выявляя комплекс организационно-педагогических условий эффективной реализации концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями мы ориентировались на требования, предъявляемые обществом к современному специалисту, профессиональная деятельность которого будет реализовы-ваться в условиях нестабильной криминальной обстановки среди несовершеннолетних; на результаты выявленной специфики педагогического управления образовательным процессом в вузе в аспекте исследуемой проблемы; на особенности концептуальной модели, которая задается синтезом междисциплинарного, правового и модульного подходов. При этом считаем, что совокупность

организационно-педагогических условий должна представлять собой комплекс условий содержательного (осуществление рефлексии с подключением механизмов самопознания, самоанализа и самоконтроля; применение ресурсов учебной практики; разработка и реализация программы интегратив-ной дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних») и процессуально-технологического характера (использование системы педаго-гико-правовых задач и заданий; управление научно-исследовательской работой обучаемых, стимулирование межличностно-коммуникативной образованности будущих специалистов).

Технологической составляющей концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями является педа-гогико-правовая задача, которая понимается нами как заданная в определенных условиях цель профессиональной подготовки на усвоение обучаемыми какого-либо фрагмента учебного материала, ориентированного на развитие компетентности в работе с несовершеннолетними правонарушителями. В каждый из разработанных нами блоков знаний и умений концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой студентов вузов к работе с несовершеннолетними правонарушителями (психолого-педагогического, правового и поведенческого) мы включили поисковые педагогико-правовые, исследовательские педагогико-правовые, творческие педагоги-ко-правовые, коррекционные педагогико-правовые задачи, которые здесь приобретают специфические особенности, определяемые целями профессиональной подготовки будущих специалистов.

В практической плоскости содержание концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями находит отражение и реализацию в функциях управления, представляющих собой «особый вид управленческих действий (с позиции субъект-

субъектных отношений - управленческих воздействий на субъектов управления)» (1, с. 171). Выделяя функции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями (моти-вационно-целевая, планово-аналитическая, организационно-исполнительская, кон-

трольно-регулятивная, функция межличностного взаимодействия) в качестве методологической основы при решении управленских задач мы базируемся на сопоставлении разнообразных подходов ученых к определению и классификации функций управления образованием (Г. Г. Габдуллин, В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, Е. Ю. Никитина, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.), при этом в силу единства процесса и структуры управления функции рассматриваются нами в связи и во взаимоотношениях, образуя единый педагогический управленческий цикл.

Мотивационно-целевая функция служит исходным основанием для управленческой деятельности преподавателя и «направлена на формирование целей участников педагогического процесса на основе мотива их деятельности, возникшего из потребности в данном виде деятельности» (3, с. 236).

Планово-аналитическая функция выступает организационной основой управления и направлена на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий и на оптимальный их выбор по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку механизмов по переводу управления в новое качественное состояние.

Организационно-исполнительская функция обеспечивает качество функционирования и развития концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, оптимальное взаимодействие ее компонентов, необходима, прежде всего, для реализации принятых решений.

Функция межличностного взаимодействия порождает совместную творческую

деятельность преподавателя и обучаемых, в которой приоритетными являются совместные способы решения вопросов. Совместный поиск истинного знания в условиях педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями обеспечивает активность учебной деятельности обучаемых во всех формах ее развития.

Контрольно-регулятивная функция предназначена для стимулирования деятельности преподавателя и обучаемого, для внесения корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления профессиональной подготовкой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Обосновано, что функционирование спроектированной нами концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями базируется на дидактических закономерностях и принципах, предполагающих при изменяющихся внешних условиях устойчивость взаимосвязей всех ее содержательных блоков (психолого-педагогического, правового и поведенческого) и изменение их функций при совершенствовании этой модели. При этом концептуальная модель педагогического управления профессиональной подготовкой студентов вузов к работе с несовершеннолетними правонарушителями выступает в двух направлениях: в контуре функционирования и в контуре развития. Контур функционирования - это управление под заданную конкретную цель, то есть подготовка к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Контур развития предусматривает такой тип управления, в котором происходит порождение новых целей, обращенных в будущее, направленных на прогрессивное развитие.

Основным регламентирующим элементом концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, ее методической, информационной и правовой осно-

вой является государственный образовательный стандарт, нормы и требования к качеству образовательного процесса и подготовленности обучаемых, сложившиеся в конкретном образовательном учреждении, в том числе нормы и требования, носящие опережающий, перспективный характер.

Необходимость и эффективность концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями проверялась нами в ходе экспериментальной работы в Челябинском юридическом институте МВД России, что дало положительные результаты, говорящие о правомерности выдвинутых нами положений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева, О. Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение: монография /

О. Ю. Афанасьева. — М.: МГОУ, 2007. — 324 с.

2. Никитина, Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : монография / Е. Ю. Никитина. — Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 285 с.

3. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студ. высш. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыдова, Г. Н. Шибанова; под ред. Т. И. Шамо-вой. — М. Академия, 2008. — 384 с.

Об авторе

Танаева Замфира Рафисовна, ГОУ ВПО Челябинский юридический институт МВД России (ЧЮИ МВД России), кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности. Сфера научных интересов - теория и методика профессионального образования. zamfira@,yandax. ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.