Научная статья на тему 'О психологическом компоненте работы с несовершеннолетними правонарушителями'

О психологическом компоненте работы с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О психологическом компоненте работы с несовершеннолетними правонарушителями»

К личностным стратегиям-ресурсам относятся Я-концен-, ция, локус контроля, восприятие социальной поддержки, эмпатия, аффцлиация, мораль и другие психологические конструкты личности. Одним из важных средовых стратегий-ресурсов является социальная поддержка, характеризуемая как обмен ресурсами по крайней мере между двумя индивидуумами, один из которых является: поставщиком социальной поддержки (например, сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних), а другой (непосредственно сам несовершеннолетний) - получателем с целью повышения благополучия.

Теоретическим подходом к разработке программы подготовки сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних* а также сотрудников других служб, занимающихся проблемами малолетних, к проведению первичной профилактики асоциального Поведения у малолетних может стать рассмотрение стратегии разрешения трудных ситуаций й‘ профессионально значимых качеств (личностно-средовых стратегий ресурсов сотрудников различных служб органов внутренних дел) в рамках разработанной модели первичной ко-пинг-профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским/Ее цель заключается в формировании активного, функционального адаптивного поведения, направленного на профилактику асоциального поведения малолетних. ' !

Основным способом реализаций стратегии разрешения трудных ситуаций с малолетними нарушителями является, прежде всего, по нашему мнению, обучение сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних социальным навыкам и умениям преодоления стрессовых и проблемных ситуаций, а также оказание социальной поддержки малолетним.

ЛИТЕРАТУРА

1. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - М., 2004.

2. Реан А.А. Семья и дети группы риска: проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Мир детства. -2004. - № 1.

3. Цветков В.Л. Проблемы совершенствования профилактической работы асоциального поведения малолетних в деятельности сотрудников внутренних дел: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. - М., 2004.

4. Цветков В.Л. Психология асоциального поведения малолетних. Монография. - М.: Щит-М, 2004.

'5. Цветков В.Л. Психология деятельности сотрудников органов внутренних дел по профилактике и преодолению асоциального поведения. Монография. - М.: Моек, ун-т МВД России, 2004.

6 Bandura A.- Social learning. Theority. - Englewood Cliffs, N.-Y. Prertice-HalE*1977.

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОМПОНЕНТЕ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

З.Р. Танаева, ст. преподаватель

Учебный центр ГУВД Челябинской области

Эффективная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних предполагает комплекс мероприятий, успешное осуществление которых во многом зависит от специалистов, работающих с несовершеннолетними правонарушителями. Однако среди множества факторов, обусловливающих проблемы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, можно выделить и недостаточную подготовленность

специалистов, работающих с данной категорией лиц. Теоретико-экспериментальные исследования показали, что содержание образования юридических вузов является отражением важнейших изменений, происходящих в обществе, однако в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних даннай проблема в настоящее время относится к числу менее разработанных.

Существующие программы высших юридических образовательных учреждений создают необходимую психологическую основу для подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, играют существенную роль в повышении правовых знаний в области расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, однако они не рассчитаны на специфику работы с данной категорией лиц, в них не предусмотрено обучение методике организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Кроме того, отдельные аспекты подготовки к этому виду деятельности рассматриваются в разных дисциплинах обособленно.

Для обеспечения высокого уровня подготовки выпускников юридических вузов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, способных решать профессиональные задачи в условиях изменяющейся социально-политической обстановки, увеличения уровня и качественного изменения преступности несовершеннолетних, необходимо решить проблему научно обоснованного построения всего учебно-методического обеспечения процесса подготовки специалиста к данному виду деятельности. В этой связи особую актуальность, на наш взгляд, приобретает разработанная нами междисциплинарно-правовая педагогическая система подготовки будущего юриста к работе с подростками-правона-рушителями, определяющаяся интеграцией ее компонентов: психолого-педагогического (ознакомление с научно обоснованной методикой организации работы с несовершеннолетними правонарушителями), правового (овладение необходимыми теоретическими знаниями в области права) и поведенческого (развитие положительной, устойчивой мотивации обучаемых к работе с несовершеннолетними правонарушителями).

Остановимся подробно на психолого-педагогическом компоненте разработанной нами системы. Психолого-педагогический компонент системы подготовки будущего юриста к работе с несовершеннолетними правонарушителями позволяет научно обосновать требования к процессу профилактики подростковой преступности и выработать научно обоснованную методику организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Возможности психолого-педагогических методов в перевоспитании девиантных подростков доказаны многими исследователями (А.Г. Антонова, И.Т. Буху-лейшвили, Н.Н. Верцинская, А.С. Новоселова, Т.В. Писарева, В.А. Родионов и др.).

Актуальность овладения психолого-педагогическими знаниями в работе с несовершеннолетними правонарушителями также очевидна. Поскольку нормативные документы (приказы, директивы, указания) ставят перед специалистами задачи, регламентирующие круг обязанностей, предписывают, что необходимо делать, но не дают ответа на вопрос, как это делать, на местах отсутствует научно обоснованная методика организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Поэтому большинство специалистов, работающих с данной категорией лиц, испытывают трудности в проведении обследования по выявлению сущности и причин отклоняющегося поведения подростков; в анализе полученных результатов; в выборе форм и методов работы, адекватной уровню и виду отклоняющегося поведения подростков; в проведении групповой и индивидуальной профилактической работы с данной категорией подростков и их родителями; в составлении психолого-педагогической характеристики на правонару-

58

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

шителей. Выявленные затруднения практических работников, осуществляющих профилактическую деятельность, приводят, в конечном итоге, к тому, что они больше внимания обращают на внешнюю сторону поведения несовершеннолетних, а не на мотивы его поступка; стремятся навязать способы поведения в готовом виде; оценивают отдельные поступки подростка вне контекста его общего поведения. Низкий уровень подготовки кадров, работающих с несовершеннолетними правонарушителями, является причиной преобладающего авторитарного стиля взаимодействия с подростком и членами его семьи, осуществления формально-ролевого, а не межличностного общения.

Анализ трудов А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г’. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского показал, что успешное решение педагогами проблемы предупреждения отклонений поведения у подростков они связывали с глубокими знаниями о ребенке, умениями владеть особыми методами и приемами воздействия. Так, К.Д. Ушинский подчеркивал умение учителя всесторонне и глубоко изучать личность воспитанника, со всеми ее положительными сторонами и недостатками. Многие исследователи и в настоящее время указывают в своих педагогических исследованиях на значительные возможности психолого-педагогической подготовки педагогов в работе с девиантными подростками (И.А. Михеев, Н.В. Прозорова, В.Н. Рязанцева и др.). Накопленный опыт в данном направлении создает основу для разработки психолого-педагогической подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Конкретными задачами психолого-педагогического компонента разработанной нами междисциплинарно-правовой педагогической системы подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями являются:

- раскрытие механизмов и закономерностей профилактического воздействия на перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей;

-ознакомление с основными подходами к проблеме изучения индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей и их групп: классификация и характеристика изучения личности данных подростков;

- определение основных форм и методов работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Теоретико-экспериментальное исследование показало, что психолого-педагогический компонент должен включать в себя знание:

- психолого-возрастных особенностей несовершеннолетних правонарушителей; их учет в профилактической работе;

-психических состояний подростков (стресс, депрессия, тревожность) и их учет в профилактической работе с ними;

- криминогенных проявлений свойств психики несовершеннолетних (лидерство, сила личности, импульсивность, агрессивность) и способы их нейтрализации;

-различных точек зрения на типологию несовершеннолетних правонарушителей;

- общесоциальных мер предупреждения преступности несовершеннолетних;

- различных форм предупреждения преступности среди несовершеннолетних (взаимодействие с гражданами и общественностью, общеобразовательными учреждениями, роль семьи и т.д.);

- общепрофилактических мероприятий, проводимых органами и учреждениями системы профилактики преступности среди несовершеннолетних;

-этапов профилактики преступности несовершеннолетних;

- методов и приемов индивидуальной работы с правонарушителями, в том числе предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций; <

- форм и методов работы по предупреждению групповой преступности несовершеннолетних;

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, А

- организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

- содержания, форм и методов работы с родителями, отрицательно влияющих на поведение детей.

Разработанная нами междисциплинарно-правовая педагогическая система подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями может эффективно функционировать и развиваться лишь при наличии определенного комплекса педагогических условий: применения педагогико-правовых задач и заданий; использования ресурсов юридической практики; использования юридической рефлексии с подключением механизмов самопознания, самоанализа, самоконтроля; внедрения в образовательный процесс юридического вуза дисциплины специализации “Предупреждение правонарушений несовершеннолетних”.

Наше обращение к этой задаче как к одному из условий подготовки будущего юриста к работе с несовершеннолетними правонарушителями связано с тем, что, во-первых, задача выступает в качестве промежуточного звена между теорией и самостоятельной профессиональной деятельностью будущего юриста, и это позволяет заранее преобразовать и интегрировать знания при изучении психолого-педагогических, юридических дисциплин; во-вторых, задача выступает как самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, осмысление и усвоение знаний, в том числе психолого-педагогических знаний.

Актуальность следующего педагогического условия -использования юридической рефлексии - обусловлена необходимостью гуманистических тенденций развития современного образования, подразумевающих собственную интеллектуальную и нравственную работу личности над собой, ее стремление к самосовершенствованию. Использование ресурсов юридической практики рассматривается нами как ведущее звено в системе вооружения обучаемого психолого-педагогическими знаниями, так как юридическая практика дает возможность максимально приблизить будущего специалиста к реальным условиям самостоятельности, применять полученные психолого-педагогические знания на практике. Интегративная дисциплина специализации “Предупреждение правонарушений несовершеннолетних” является эффективным способом реализации междисциплинарности, которая способствует систематизации и обобщению психолого-педагогических и правовых знаний.

Таким образом, выявленный, обоснованный и апробированный нами комплекс педагогических условий обеспечивает приобретение обучаемыми устойчивых психолого-педагогических знаний, необходимых для работы с несовершеннолетними правонарушителями, в комплексе с правовыми знаниями. В дальнейшем они будут способствовать достижению положительных результатов в борьбе с преступностью несовершеннолетних.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.

2. Избранные педагогические сочинения / Ред. А.И. Пискунов. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 2.

3. Михеев И.А. Психолого-педагогические принципы формирования профессиональной компетентности студентов в работе с трудными подростками: Автореф. дис... канд. пед. наук. -М., 2000.

4. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: Монография. - Челябинск: ЧГГ1У, 2000.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.