УДК 343.85 DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.014
Г.Г. Чанышева, Р.И.Чанышев
о повышении эффективности подготовки курсантов вузов мвд россии к профилактике девиантности несовершеннолетних
promoting the efficiency of preparation of cadets and students for the prevention of deviant behavior in juveniles
Введение: в статье рассматриваются основные противоречия, присущие процессу подготовки курсантов и слушателей к профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, анализируются закономерности, условия, способствующие повышению эффективности этой подготовки.
Материалы и методы: использован комплекс теоретических, эмпирических, логических методов.
Результаты исследования: на основании проведенного исследования авторы пришли к выводу, что эффективность процесса подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России зависит от множества факторов как объективного, так и субъективного характера: форм и методов работы, позитивной мотивации и т.д.
Обсуждение и заключения: проведенный анализ не является исчерпывающим, предполагает дальнейшую исследовательскую работу в избранном направление. Полученные результаты могут быть использованы в образовательном процессе высших учебных заведений системы МВД России.
Ключевые слова: девиантное поведение несовершеннолетних, позитивная мотивация к обучению, профилактическая деятельность, педагогические компетенции, учебно-воспитательный процесс
Для цитирования: Чанышева Г.Г., Чанышев Р.И. О повышении эффективности подготовки курсантов вузов МВД России к профилактике девиантности несовершеннолетних // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11, № 1. С. 92 - 97. DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.014
Introduction: the article discusses the main contradictions of preparation of cadets and students for the prevention of deviant behavior in juveniles, analyses regularities and conditions that promote efficiency of the preparation.
Materials and Methods: theoretical, empirical and logical methods were used.
Results: basing on the study the authors concluded that the efficiency of the preparation among cadets and students of MIA institutions of higher education depends on many objective and subjective factors: forms and methods of the work, positive motivation etc.
Discussion and Conclusions: the taken analysis is not exhaustive. It points to further studies in this area. The study results can be used in the educational process of institutions of higher education of MIA of Russia.
Keywords: deviant behaviour of minors, positive motivation for learning, preventive activity, pedagogical competence, educational process
For citation: Chanysheva G.G., Chanyshev R.I. Promoting the Efficiency of Preparation of Cadets and Students for the Prevention of Deviant Behavior in Juveniles // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 11, No 1. P. 92 - 97. DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.014
Введение
Экономические и социально-политические преобразования, происходящие в России в настоящий момент, определили необходимость модернизации всей системы образования и профилактической деятельности в частности. Как результат влияния негативных факторов в обществе наблюдается рост различного рода девиаций, т.е. отклонений от нормы. Отклоняющееся поведение детей и подростков в научной литературе рассматривается в качестве результата соци-опатогенеза, который развился в результате различных целенаправленных и стихийных влияний на личность несовершеннолетнего. Знания социально-психологических, психобиологических и психолого-педагогических особенностей несовершеннолетних девиантов обязательно для организации продуктивной учебно-воспитательной и профилактически-коррекционной деятельности. Все это обусловливает необходимость разработки новых форм, методов, средств и технологий работы с девиантными несовершеннолетними, которые были бы направлены на эффективное предупреждение девиаций. «Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих сегодня перед обществом, безусловно, является нахождение путей снижения роста отклоняющегося поведения среди подростков и повышения эффективности его профилактики. Необходимость решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминальная обстановка, но, прежде всего, тем, что в сферы организованной преступности втягиваются подростки. В связи с этим учеными и практиками уделяется значительное внимание проблемам отклоняющегося поведения учащихся. Негативными факторами в воспитании являются: снижение материального положения семей, социальная незащищенность подрастающего поколения, ослабление роли семьи и образовательных учреждений как социальных институтов, недостаточная эффективность государственных программ по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения среди учащихся» [1, с. 8]. Следовательно, крайне необходимы эффективные предупредительные мероприятия, нацеленные на профилактику де-виантного поведения подростков, которым требуется профессиональная квалифицированная поддержка специалистов. А это, в свою очередь, обусловливает необходимость и актуальность целенаправленной специализированной подготовки курсантов и слушателей юридических вузов к деятельности по профилактике и коррекции де-виантного поведения несовершеннолетних, ибо
нивелирование отклоняющегося поведения подростков - это одно из главных направлений совместной работы образовательных организаций и правоохранительных органов.
Обзор литературы
Вопросы отклоняющегося поведения несовершеннолетних широко освещаются как в отечественной, так и зарубежной литературе. Эти проблемы рассматриваются в трудах криминологов, криминалистов, педагогов и психологов (Г.А. Аванесов, С.А. Беличева, Б.С. Бра-тусь, Я.И. Гилинский, И.С. Кон, В.П. Беспалько,
A.В. Мудрик, Н.Ф. Талызина). В российской педагогике и психологии накоплен весомый практический опыт профилактики и коррекции пра-вонарушающего поведения несовершеннолетних (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, Н.Т. Молчанов,
B.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский и др.). Это сформировало теоретическую базу и практический фундамент для подготовки курсантов-будущих сотрудников правоохранительных органов к профилактической работе.
Принципиальные основы подготовки курсантов и слушателей в высших военных и юридических образовательных учреждениях заложены в исследованиях таких российских ученых, как И.А. Алехин, В.Н. Герасимов, Ю.А. Ленев, В.И. Марченков [2, 3, 4]. Учеными постулируется тезис о том, что необходима целостная психолого-педагогическая концепция, которая даст возможность сформировать принципиально новое содержание образования, разработать качественно новые и модернизировать существующие теории и технологии обучения и образования (Ф.К. Зиннуров [5]). В настоящее время криминологи, педагоги, психологи часто обращаются к проблемам профессиональной подготовки юристов, педагогов, психологов, социологов к работе с детьми и подростками, нуждающимися в поддержке и коррекции поведения (В.Г. Бочарова, Н.М. Гуськова, А.П. Закалюк, Е.Н. Савинкова и др.). Но, несмотря на большое количество точек зрения, концепции и теории, проблема девиант-ности несовершеннолетних в настоящее время требует тщательной проработки и дальнейшего изучения. В современном российском образовательном пространстве возникло противоречие; с одной стороны, необходимо тщательно и профессионально готовить выпускников юридических вузов к работе по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, с другой стороны, данный вопрос недостаточно методически и практически проработан в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций МВД России.
Материалы и методы
Для решения определенных задач и доказательства выделенных положений применялись несколько эмпирических и теоретических методов исследования: анализ и синтез научных трудов и источников, нормативно-правовой документации; обобщение опыта практической работы по данному направлению; наблюдение, контент-анализ; а также комплекс логических методов: интерпретация, экстраполяция, метод аналогии, моделирования и проектирования.
Результаты исследования
Одним из ключевых направлений в подготовке курсантов и слушателей вузов системы МВД России является морально-психологическое обеспечение, которое также предполагает профилактику девиант-ного поведения среди обучающихся. В настоящее время на ведомственном уровне предпринят ряд мер в данном направлении, которые нашли свое отражение в ведомственных правовых актах. В частности к таковым можно отнести приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»1, приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации»2. Кроме того, 10 октября 2018 г. ДГСК МВД России утверждены методические рекомендации «Организация морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», разработанные в целях установления в системе МВД России единого подхода к организации и проведению морально-психологического обеспечения деятельности ОВД РФ3.
Полагаем, что результативность подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России напрямую зависит от реализации следующих методов:
- целесообразно ввести в программу обучения спецкурс, в котором предусмотрено изучение основ профилактической деятельности с несовершеннолетними девиантного поведения;
- формирование позитивной мотивации курсантов на успешное овладение знаниями по данной проблеме;
- участие курсантов и слушателей в практической деятельности по профилактике и коррекции девиантного поведения в ходе проведения практики и стажировки;
- включение данной тематики в научно-исследовательскую и кружковую работу курсантов и слушателей.
Существовавшие ранее технологии и модели юридического образования в ведомственных вузах МВД России предполагали усвоение обучающимися готового комплекса знаний, умений и навыков. Трансформирование системы органов внутренних дел, сложность и неоднозначность происходящих изменений, частые структурные и содержательные изменения всей системы высшего юридического образования, изменение качественного и количественного состава обучающихся предъявляют новые требования к организации всего учебно-воспитательного процесса.
В.Н. Герасимов [6] выделил основные закономерности, которые необходимо реализовать в ходе образовательного процесса в юридических вузах:
- обусловленность содержания диагностической, профилактической и коррекционной деятельности ее целями и задачами;
- объединение воспитания, перевоспитания и самовоспитания как составных частей педагогического процесса подготовки курсантов и слушателей к профилактической работе с девиантными подростками;
- обусловленность результатов процесса подготовки курсантов и слушателей к психолого-педагогической деятельности их мотивацией и стремлением к овладению всей системой коррек-ционной деятельности.
Эти и другие закономерности образуют в совокупности устойчивые тенденции, которые представляют и обусловливают направления и результаты процесса подготовки обучающихся в высших учебных заведениях системы МВД к профилактической работе. Основой для формирования психолого-педагогических технологий подготовки курсантов и слушателей к профилактической деятельности несовершеннолетних можно назвать свойственные этому процессу противоречия его содержания.
Анализ и обобщение научной литературы, практической деятельности в ОВД позволили определить комплекс особых противоречий, присущих процессу подготовки курсантского коллектива к профилактической деятельности:
1) противоречие между уровнем индивидуальных мотивов, склонностей и потребностей в
1Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 10.08.2012 № 777 (в действующей редакции). Доступ из СПС «Гарант» (дата обращения: 26.02.2020).
2Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 02.09.2013 № 660 (в действующей редакции). Доступ из СПС «Гарант» (дата обращения: 26.02.2020).
3Организация морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: методические рекомендации. ДГСК МВД России, 2018.
профилактике девиантного поведения и возможностью, а также способностью эти потребности удовлетворить;
2) противоречие между образом действий и поведением отдельного курсанта и коллективными целями и задачами профилактической деятельности. Сюда же можно отнести противоречие между теоретическим представлением курсанта о модели, способах и средствах профилактической деятельности и реальным поведением в складывающихся условиях;
3) противоречие между имеющимся уровнем знаний, умений, навыков профилактической и коррекционной работы и вновь возникающими требованиями.
Разрешить противоречия возможно следующими способами: формировать соответствующие условия для плодотворной работы по профилактике девиаций детей и подростков; устранить пробелов в существующих знаниях, умениях, навыках; сформировать осознание социальной значимости этой деятельности. «Таким образом, цель подготовки курсантов к профилактике подростковых девиаций состоит в том, чтобы максимально способствовать положительному разрешению выявленных противоречий, содействовать укреплению социально значимых качеств и чувств, помогать успешно преодолевать противоположные тенденции в социальном, образовательном (правовом, психолого-педагогическом) развитии курсантов» [7, с. 44-45].
Все вышеуказанное дало возможность наметить следующие положения, которые определяют эффективность и плодотворность подготовки курсантов к дальнейшей профилактической работе с девиантными подростками:
1) триединство воспитательного, образовательного процесса и практической деятельности обучающихся (знания, умения и навыки, полученные в вузе, применяются в работе с несовершеннолетними);
2) слияние осознания и поведенческих стереотипов курсантов и слушателей, т.е. обучающие -ся должны осознавать необходимость и важность профилактической деятельности и отрицать деви-антность в повседневной жизни;
3) педагогический процесс по подготовке курсантов к профилактической работе должен обладать постоянством, динамичностью и целостностью;
4) необходимо опираться на имеющиеся знания, умения и навыки обучающихся и учитывать накопленный ими опыт;
5) постоянная позитивная направленность процесса подготовки, как со стороны курсантов, так
и со стороны профессорско-преподавательского состава;
6) вовлечение обучающихся в различные виды психолого-педагогической деятельности, которые дают возможность продемонстрировать и формировать положительные качества и свойства личности;
7) соединение индивидуальной и групповой работы.
Эффективность процесса подготовки обучающихся в вузах МВД России к профилактической и коррекционной деятельности с подростками де-виантного типа можно повысить следующим образом:
- должен быть виден результат работы курсантов по профилактике и коррекции девиантности, исправлению поведения несовершеннолетних;
- позитивное отношение как субъектов, так и объектов профилактической деятельности (т.е. как курсантов, так и девиантных детей и подростков);
- нацеленность на основы комплекса знаний по профилактике девиантного поведения в ходе приобретения психолого-педагогических, социально-юридических знаний.
Программа подготовки обучающихся к профилактической и коррекционной деятельности с девиантными несовершеннолетними объективно включает в себя несколько ступеней:
1) осуществление превентивной деятельности с различными категориями абитуриентов (от этапа формирования личных дел до зачисления на обучение);
2) психолого-педагогическая, воспитательная и образовательная деятельность с курсантами младших курсов;
3) формирование положительной мотивации к профилактической и коррекционной деятельности с девиантными подростками у курсантов 3-5 курсов на основе анализа и перспективных прогнозов со стороны психологов, курсантов, наставников (в период прохождения практики и стажировки);
4) этап самостоятельной профилактической деятельности с девиантными детьми и подростками.
Среди условий и возможностей, которые помогут повысить результативность подготовки курсантов и слушателей к работе с девиантными подростками, стоит назвать следующее:
- укрепление взаимодействия и взаимосвязи вузов системы МВД со средними учебными заведениями, в том числе специальными школами закрытого типа для детей и подростков с отклоняющимся поведением;
- осуществление подготовки к профилактической и коррекционной деятельности в постоянном режиме;
- высокопрофессиональное кадровое и хорошее материально-техническое обеспечение процесса подготовки курсантов и слушателей к профилактической работе;
- непременное участие в подготовке обучающихся психологов, социологов и других специалистов;
- формирование положительной устойчивой мотивации к овладению соответствующими компетенциями;
- реализация педагогических компетенций по организации профилактической работы с деви-антными несовершеннолетними в учебно-методических комплексах психолого-педагогического, юридического, гуманитарного профилей;
- регулярный комплексный мониторинг уровней сформированности педагогических компетенций.
Обсуждение и заключения
Исследование различных вопросов подготовки курсантов и слушателей высших учебных заведений МВД России к профилактике и коррек-
ции девиантного поведения несовершеннолетних не является в настоящий момент законченным. Проблемы сущности, содержания, строения педагогического процесса подготовки обучающихся к профилактической работе носили и будут носить дискуссионную направленность. Мы же можем сделать лишь некоторые выводы: эффективность и результативность подготовки курсантов и слушателей к работе с девиантными несовершеннолетними обусловливается единством образовательной, воспитательной и практической деятельности; формированием у курсантов и слушателей позитивной мотивации на овладение навыками профилактической работы с девиант-ными детьми и подростками; использованием в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений юридического профиля разнообразных методов, средств, моделей и технологий, направленных на формирование готовности к работе с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением.
список литературы
1. Заречнев Д.О. Подготовка курсантов вузов МВД России к работе по профилактике вовлечения подростков в незаконный оборот наркотиков: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2008. 19У с.
2. Aлехин ИА., Сливин Т.С. Перспективы военного образования в России // Мир образования - образование в мире. 2013. № 2 (50). С. 32 - 36.
3. Ленев ЮА, Шишков A.^ Сущность и структура процесса формирования профессиональной компетентности у курсантов военных вузов в ходе тактико-специальной подготовки // Мир образования - образование в мире. 2012. № 2 (46). С. 56 - 62.
4. Марченков В.И., Степанищев A.T. Воспитание историей // Вестник Военного университета. 2012. № 1 (29). С. 5 - 1У.
5. Зиннуров Ф.К. Педагогическая система профилактики девиантного поведения подростков в условиях социокультурной деятельности: монография. Казань: КЮИ МВД России, 2011. 526 с.
6. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики: учебное пособие. М., 2010. 250 с.
У. Чанышев Р.И. Подготовка курсантов юридических вузов МВД России к педагогической профилактике подростковых девиаций: монография / под ред. Ф.К. Зиннурова. Казань: КЮИ МВД России, 2014. 150 с.
REFERENCEs
1. Zarechnev D.O. Podgotovka kursantov vuzov MVD Rossii k rabote po profilaktike vovlecheniya podrostkov v nezakonnyj oborot narkotikov: dis. ... kand. ped. nauk. Barnaul, 2008. 19У s.
2. Alyohin I.A., Slivin T.S. Perspektivy voennogo obrazovaniya v Rossii // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2013. № 2 (50). S. 32 - 36.
3. Lenev YU.A., SHishkov A.I. Sushchnost' i struktura processa formirovaniya professional'noj kompetentnosti u kursantov voennyh vuzov v hode taktiko-special'noj podgotovki // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2012. № 2 (46). S. 56 - 62.
4. Marchenkov V.I., Stepanishchev A.T. Vospitanie istoriej // Vestnik Voennogo universiteta. 2012. № 1 (29). S. 5 - 1У.
5. Zinnurov F.K. Pedagogicheskaya sistema profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov v usloviyah sociokul'turnoj deyatel'nosti: monografiya. Kazan': KYUI MVD Rossii, 2011. 526 s.
6. Gerasimov V.N. Osnovy preventivnoj pedagogiki: uchebnoe posobie. M., 2010. 250 s.
У. CHanyshev R.I. Podgotovka kursantov yuridicheskih vuzov MVD Rossii k pedagogicheskoj profilaktike podrostkovyh deviacij: monografiya / pod red. F.K. Zinnurova. Kazan': KYUI MVD Rossii, 2014. 150 s.
Об авторах: Чанышева Гульнара Габдулхаковна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected]
Чанышев Руслан Ильмирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected]
© Чанышева Г.Г., 2020 © Чанышев Р.И., 2020
About the authors: Chanysheva Gulnara G., Doctor of Pedagogy (Doctor habilitatus) Professor, Professor of Criminology and Penal Enforcement Law, the Kazan Law Institute of MIA of Russia
Chanyshev Ruslan I., Associate Professor of Tactics and Fire Training Department, the Kazan Law Institute of MIA of Russia, Candidate of Pedagogy (Research doctorate)
Статья получена: 11.02.2020. Статья принята к публикации: 18.03.2020. Статья опубликована онлайн: 27.03.2020.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors have read and approved the final manuscript.
Заявленный вклад авторов
Чанышева Гульнара Габдулхаковна - сбор и анализ эмпирического и научного материала, постановка научных задач, формирование выводов.
Чанышев Руслан Ильмирович - подготовка первоначального варианта текста, поиск научного материала, доработка текста, оформление статьи по установленным требованиям.